Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Кипрский Центр Ремесел
Кипрский Центр Ремесел
Возрождение традиционного народного искусства Кипра
1239
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
14.01.2019

Созданный и управляемый под эгидой Министерства Торговли, промышленности и Туризма Кипрский Центр Ремесел своей основной целью имеет возрождение традиционного народного искусства Кипра, его постепенное развитие в современное ремесло.
Сегодня мне помогает понять «как все устроено» г-жа Иро Эврипиду Калеб. Она любезно согласилась показать и рассказать о месте, его людях и, конечно, тех ремеслах, что встретятся в стенах Центра.
Он был открыт в 1979 году, после известных событий, как центр помощи и поддержки греческих беженцев со многих деревень северных регионов Кипра.

Мы заходим в фойе, оформленное с использованием произведений народных умельцев. При входе находится стойка информации: здесь вы можете найти на греческом, английском и русском языках различные буклеты и другую информацию о различных народных ремеслах.

Справа находится салон художественных ремесел, где сегодня можно приобрести изделия, идентичные тем, что производились в глубокой древности. Это могут быть различные декоративные и утилитарные предметы быта, украшения и утварь, которую удобно и полезно использовать в наше время. Все эти изделия сделают ваш интерьер оригинальным, а подарок друзьям и близким — незабываемым. Более того, современные умельцы — как представители старшего поколения, так и совсем молодые, которые вдохновенно переняли навыки и опыт у «аксакалов», нередко привносят в нее современные нотки, адаптируя к вкусам и потребностям современной публики, сохраняя при этом традицию, характер и уникальность здешних ремесел.

Все мастера, желающие сотрудничать с Центром и предлагать здесь к продаже свои изделия, прежде проходят проверку на качество, соответствие старинным технологиям и высоким стандартам у его экспертов.

В глубине комплекса в окружении многих мастерских, а также Музей Центра разбит сад — настоящий оазис, где приятно отдохнуть и насладиться впечатлениями от визита.

Деятельность и услуги, предоставляемые Центром ремесел своим гостям:

  1. Изучение и проведение различных исследований традиционных предметов народного искусства.
  2. Производство и разработка дизайна ремесленных изделий.
  3. Совершенствование деталей в процессе производства.
  4. Проведение экспериментальных работ с новыми материалами и техниками.
  5. Обучение новых ремесленников.
  6. Производство и продажа (оказание содействия в реализации продукции мастерам и мастерицам со всех регионов Кипра).

Итак, теперь самое интересное: начинается процесс «внедрения в Центр» и мы вместе с г-жой Иро обходим живописный, разбитый по кипрским традициям сад, окруженный постройками.

Моя спутница время от времени открывает двери мастерских, за которыми и сегодня, спустя почти 40 лет после основания продолжает, как в заповеднике, существовать и создаваться рукодельная красота, помноженная на опыт бесчисленных поколений, чье умение подмечать природную красоту и виртуозно использовать подручные материалы, а также природные ископаемые стали бесценным даром потомкам [1].

Мастерские

Первая — «царство» кружевниц: всевозможные кружева (например, воздушное, узелкового плетения, создаваемое на деревянном челноке — «макукуди», разновидность игольного «фриволите») и вышивка (один из видов — крестиком, с обучения которому девочки-киприотки начинали путь овладения рукодельными навыками в прошлом, и т.д.), а также близкое многим и сегодня ажурное вязание крючком (кроше), — эти образцы, создающиеся женщинами разных поколений в строгом соответствии с «каноном» и с использованием известных, имеющих вековую историю орнаментов: «аспроплума» (asproplouma) — древнейшая техника вышивки на Кипре, «лефкаритика» (lefkaritika или «кипрское белое [2] кружево»), «афинаитика» (athinaitika), «модитика» (moditika), — можно видеть украшающими прекрасные, иначе и не скажешь, текстильные произведения: скатерти, дорожки, занавески, которые нисколько не выглядят старомодно сегодня, а только добавят вашему дому тепла, уюта и оригинальности.

Мы проходим, стараясь не мешать мастерицам, дающим уроки своим ученицам, и присматриваемся к их работе.

Здесь, как я сказала выше, представлены все деревни, которые когда-то широко славились на Кипре и за рубежом умениями своих жительниц: кроме хорошо всем вам известной Лефкары, так же Караваса, Омодоса и других. Цвета основы этих изделий, по преимуществу натуральные, либо выбеленного хлопка, хотя есть и окрашенные в насыщенный красный, — что также является традиционным для Кипра.

Кипрский Центр Ремесел, Никосия

Вторая — ткачество. Работая на традиционных станках, опытные ткачихи возрождают все виды тканей, как «карпаситика» (karpasitika), «лефконитсьятика» (lefkonitsiatika), со свойственными им украшательством, декором и яркими цветами. А вот и «фиткиотика» (fithkiotika) — с ее геометрическим узором и мотивами, а также другие. Нам показали готовые дорожки на стол, выполненные в этой традиции, родом из Пафоса из хлопка и из смесовой ткани: хлопок с шелком (всегда 50х50)... Ранее, как рассказала г-жа Иро, вытканные узоры были разноцветными (после посещения Музея Народных искусств в Никосии, мы знаем, с древности употребляли основные четыре цвета: красный, зеленый, оранжевый (желтый), синий).

В долине Месаория, где главными занятиями сельского населения были выращивание хлопка и домашнего скота, было очень развито ткачество из шерсти и хлопка. Особенности — цветные полосатые ткани с белыми фонами и использованием в полосатом узоре традиционных цветов, таких как синий, темно-красный, желтый, оранжевый и зеленый.

Теперь к нам присоединяется мастерица Андрулла: «Мы, как и прежде ткем полотнища заданных размеров. Однако, если вещь, изготавливаемая на заказ, как, например, покрывала на кровать, должна иметь большие размеры, то мы предупреждаем наших покупателей, что она будет иметь прошитые вручную соединения полотнищ, — все, как и было в прошлые годы».

И вот мы подошли к шелковой пряже, намотанной на деревянный барабан-«анеми» (anemi).

При виде шелка я, разумеется, «сделала стойку» — а как же иначе, ведь уже долгое время пытаюсь найти тех немногих из мастеров, что все еще занимаются разведением шелкопряда и кустарным изготовлением шелковых изделий [3]!

Несмотря на то, что официально сие ремесло прекратило когда-то промышленные масштабы шелкового производства, так сильно поражавшие путешественников прошлого: ведь в Европе в прошлые столетия шелк был прерогативой и символом богатства и знатности, в то время как на Кипре, его носили все сословия...

Как мне пояснили, даже сегодня выращивание кокона и производство по старинным технологиям (а мы помним, главный принцип в Центре — производство только хендмейд!) требует больших усилий и затрат. Однако, мастера «шелкового дела» существуют и разводят тутового шелкопряда как для получения шелковой нити (которая, кстати, оказалась на ощупь пожестче лошадиного волоса!), так и для коконов, которые по-прежнему используют в декоративных целях.

Андрулла: «Вас удивила жесткость кипрского шелка (смеется)? Ну да, конечно! А для того, чтобы размягчить готовое изделие, я его просто кладу в воду и после этого оно становится мягким. И так поступаю с каждым из своих изделий... А вот, посмотрите, мы же выращиваем и шелкопряда прямо здесь — сейчас ему 2 недели, позднее гусеницы начнут окукливаться и создавать вокруг себя коконы. Шелк вообще бывает двух натуральных оттенков на Кипре: белого и желтого, что напрямую зависит от вида гусениц.

Раз в год в июне-июле мы в Центре занимаемся размоткой шелковой нити с коконов... Одна нить, которую Вы видите намотанной на барабан, получается из 40 коконов, разворачивание которых требует особой аккуратности [4]».

А еще мне продемонстрировали похожие на серые семена мака яйца тутового шелкопряда: ведь, как вы помните из прежних наших рассказов и встреч с мастерами, всего щепоть их раздавалась на каждый дом для выращивания и производства шелка.

Здесь же производят и традиционные «интерьерные» ткани (изделия из которых украшали дома местных жителей). На самом деле огромное терпение и усидчивость необходимы были, чтобы производить на специальных станках шерстяные и хлопчатые ткани с узорами и рисунками, привнесенными с традиционных образцов.

Особое положении занимает «kourelloudes» — тип тканого коврика. В прошлом это считалось одним из важных ремесел (развивалось во всех деревнях Пафоса) — в виде дорожки, украшенной по краям кружевом.

Сегодня подобные изделия производятся ткачихами на ткацком станке, несколько меньшего размера, чем ранее, и в основном эти изделия предназначаются для домашнего использования. Основа ковров этого типа делается из хлопчатобумажной нити при помощи утка, куда вплетаются нарезанная на полоски старая цветная ткань. Особый интерес представляют коврики, вытканные в Фити (Phyti).

Ткачество в Фити и соседних деревнях Пафоса является самым важным для истории этого ремесла на Кипре, имеющем давнюю историю: даже здешний орнамент «ploumia» (на основе ромба) идентичен известному с древнейших времен с образцов керамики геометрического периода. Этот вид тканого орнамента использовался в изготовлении прямоугольных салфеток, покрывал и скатертей. Другими известными узорами «фити» являются «человечки», «арки», «рыбья кость».

«Фити» всегда была частью приданного юных киприоток, выходящих замуж, причем качество и умения, которые девушка демонстрировала, если сама изготавливала эти вещи, всегда позволяли оценить ее качества мастерицы.

Торговлю вели из Никосии, и так она стала знаменита своими ткачихами по всему Кипру. Области восточнее, особенно Карпасия, были известны пурпуровым красным цветом своих тканей. Кроме того, Карпасия была так же известным текстильным центром, особенно в области создании одежды, декорированной бахромой с бисером. А еще здесь изготавливали ткань с узором особо плотного плетения (πευκωτα) для верхней парадной одежды. В области Морфу, особенно в общине Зодья занимались изготовлением льняной пряжи. Лен шел на пошив курток, сумок для хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, изготовления белой кипрской вышивки и кружева-вышивки «лефкаритика». В общинах Лапитоса и Караваса в округе Кирении активно развивалось шелководство и производство шелковых тканей: в том числе, и очень плотного на ощупь (διμητα).

Кипрский Центр Ремесел, Никосия

Следующая — мастерская по обработке дерева: сосна и орех режутся ремесленниками с большим мастерством для создания рельефа, в узор которого вплетены растительные (цветы, виноградные лозы, листья и розетки) мотивы; изображения животных и птиц, — все это можно видеть на посудных полках «сувантцес» (souvantses), зеркальных рамах, сундуках и другой мебели. Основные мотивы резьбы по дереву: птицы (символ любви), львы — сила и мощь, Крест (помимо религиозного значения Жертвы означает так же цикл Жизни), ангелы (защитники и утешители человека). Кроме того, как мы уже знаем, резьба по дереву делилась на Кипре на два направления: светское и церковное и имела несколько видов рельефа.

В светском, кстати, большое значение для выбора узоров, искусности и их изобилия на предметах мебели, декора или утвари имел социальный статус, место происхождения заказчика. Использовались сосна, орех, кедр и кипарис.

-

Четвертая — мастерская керамиста: и здесь в самом разгаре творческий процесс — ученики, кто под руководством мастера, а кто уже самостоятельно, — прилежно работают на гончарном круге, а затем на большом столе декорируют будущие изделия. Рядом со входом находится витрина: как выяснилось, местные умельцы не только создают авторские работы, в которых продолжает жить старая традиция того или иного региона (Лапитос, Корнос, Фини, Лефкара); но, в сотрудничестве, с администрациями крупных собраний древностей, как на Кипре (Музей Кипра и др.), так и за рубежом (Лувр и т.д.) умело изготавливают современные реплики античной керамики. Например, во время моего визита за стеклом красовались несколько расписных сосудов, точных копий тех, что относятся к эпохе «кипрской геометрии» (XI – VIII вв. до н.э.) и крито-микенского искусства (III тыс. – XII в. до н.э.). Здесь находились так же подобия изготовленных тысячелетия назад под влиянием египетского искусства, и сравнительно недавнего — византийского — в образцах поливной керамики: прекрасная коллекция подлинников которой украшает экспозицию Муниципального музея Левентис в Никосии.

Таким образом, попав сюда, как и в другие отделы, мы не только можем познать основы ремесел, но так же получаем хорошее представление об их развитии за все прошедшие века; о тех материалах, что использовались мастерами, жившими в ту или иную эпоху, в том или другом регионах. Особенно что касается керамики, различие регионов нетрудно уловить не только изучая дизайн, но даже зрительно отмечая разницу в цвете местных глин: желтая и белая — Фамагуста и деревни Аммохостоса, красная — Корнос (главными видами керамики, производимой здесь были: «haloumokouza» — высокие горшки типа «ваз» для хранения сыра; «kouzes» и «vattes» — среднего и большого размера сосуды для воды; «pithari» — буквально огромные керамические сосуды для хранения вина, уксуса, оливкового масла или воды; «tzivertia» — цилиндрической формы ульи для пасечных пчел и т.д.) и Пафос, темно-коричневая — Фини.

Фини, кстати, имеющая невероятную историю развития этого ремесла, является одним из основных 4-х центров, которые существовали долгие века.

1. Лапитос (Кирения) — с керамикой, традиционно покрываемой эмалью зеленоватого оттенка, по «бадану» (badanou) — местной глине;

2. Фини (изделия, украшенные множеством фигур человека, птиц и лепных изображений цветов);

3. и 4. знаменитый Корнос и Амохостос (где, помимо основного «ассортимента», производили копилки, особой формы сосуды, канализационные керамические трубы и т.д.) со своей белой желтоватой глиной из Дериньи (http://cyprusfortravellers.net/review/derevni-kipra-derevni-bliz-famagusty) и окрестностей Энгоми.

-

Номер пять — художественная обработка металлов — в том числе и меди — исконного ремесла и крупной статьи доходов Кипра на протяжении эпох. Здесь же расположена и мастерская серебряного дела (развивалось на Кипре так же, как и «деревянное»: религиозное и светское): здесь вас научат изготовлению декоративных блюд и чанов, украшенных чеканкой; различных ювелирных украшений с традиционными мотивами, которые можно видеть на примере артефактов из Куриона и на фресках Палео Пафоса, либо с современными: оливковый лист (мастер, к слову, срезая с оливы листья, делает с них копии в серебре — ни одно изделие никогда не повторяет другое!), медовые соты, пары птичек и так далее.

Расскажем о нескольких техниках обработки серебра, которые используют издавна в своем искусстве киприоты-ювелиры:

  1. Гравировка — техника с использованием гравировальных инструментов для украшения столового серебра.
  2. Тиснение и штамповка: в основе — отбивка пластины серебра молотком на наковальне для дальнейшего создания гравировки. Этот вид украшений известный как «дутое». Все детали добавляются после отбивки основы пластинки.
  3. Перфорирование-просечка: узор на серебряной плитке вырезается специальным лобзиком для большей четкости декора. С помощью этой техники декорируются различные предметы церковной утвари, такие как лампады, кадильницы и другие.
  4. Филигрань: как правило, 92,5%-ное серебро пропускается, несколько раз в специальном аппарате под названием «syrtis», имеющим много отверстий разных размеров, чтобы придать определенную форму. Эта ажурная техника часто используется в комбинации с эмалью.
  5. Литье: при этом методе отливки используются для изготовления различных изделий. Серебро расплавляется и затем заполняет форму отливками.
  6. Перфорированное литье: используя этот метод, ювелир обрабатывает подготовленные в соответствии с предыдущей техникой заготовки, и, сочетая оба приема, делает их более выразительными и впечатляющими.

Как и в других мастерских, для вдохновения и большей наглядности, за витринами размещены старинные образчики изумительного мастерства ушедших либо самого старшего поколений Лефкары и других деревень: свадебные курильницы «капнистомериха» (καπνιστομέρρεχα), медальоны, колье и серьги, позолоченные ножи для разрезания бумаг и прочее.

Кипрский Центр Ремесел, Никосия

Пришло время открыть шестую дверь, за ней работают плетенщики корзин и других изделий из лозы, тростника и соломы. Так, плетеные из прутьев корзины разных размеров, которые можно было найти повсеместно на Кипре, применялись для перевозки зерновых, овощей, и в первую очередь картофеля.

Здесь вы так же увидите образцы плетения из разных регионов, в том числе и «мягкие» корзины из Акротири, — они так же предназначались для транспортировки зерна и семян; а в виде циновок — для перекрытия кровли в небогатых домах и в сараях, а также для многих других целей.

Что же касается соломы, из нее плели различные подносы и сита разного «дизайна» и узорного плетения.

На стенах мастерской посетители увидят знаменитейшие «тцестос» (tsestos) — подносы (они, как и остальные традиционные изделия, не менялись веками), в которых подавали пасхальные флаунес, хлеб-куллури (как приглашение на свадьбу или угощение на ту же Пасху), и другую местную пищу, приготовляемую по большим праздникам. Сегодня, как и в прошлом, в будние дни, их используют просто для декора стен. Как вариант этих подносов — «псатарунда» (psatharounda) — декоративное изделие прямоугольной формы, в его изготовлении используют сочетание соломы и текстиля.

Есть здесь и подвесные корзины, в которых хранили подальше от грызунов и насекомых караваи хлеба. Причем, для лозоплетов главным инструментом вне зависимости от видов будущих изделий до сих пор является всего один — обычный нож.

Кипрский Центр Ремесел, Никосия

Среди других есть еще одно декоративное ремесло — украшение резьбой бутылочных тыкв, которые, как известно, во многих странах использовали в качестве фляг для воды и вина (срезая верхушку спелой тыквы, вынимали семена и очищали ее внутри, затем для лучшей водонепроницаемости наносили специальный раствор на основе скипидара — «pisa», который застывая на стенках и «горлышке» плода, превращался в стеклоподобный слой карминно-красного цвета). Узоры напоминают нам лефкаритико и другие узнаваемые геометрические мотивы.

Сначала мастер наносит лезвием тонкую резьбу, а затем, обмазав тыкву растительным маслом, запекает в печи, чтобы рисунок потемнел и начал контрастировать с фоном.

Здесь же находится и еще одна мастерская — по производству батика, макраме, мозаики (стекло, итальянская смальта и природный камень, — на изготовление небольшой композиции уходит около месяца работы мастера), панно из коконов тутового шелкопряда и других умений по производству разных небольших декоративных орнаментов и предметов интерьера.

Кипрский Центр Ремесел, Никосия

Седьмая дверь — ее вы откроете в мир кожевенников и дизайнеров аксессуаров из козлиной преимущественно кожи: сумки (замшевые, либо в сочетании текстиля и кожи), пояса, изысканные косметички, обтянутые замшей рамки для фото и органайзеры, — всего не перечислишь... в сочетании основы из кожи с элементами кружев, традиционных тканей.

На стенде представлены традиционные сумы пастухов — «вуркес», сшитые из цельных выделанных шкур, в которых те брали с собой на выпас еду. Другие сумки и кожаные изделия.

Интересно: более крупного размера кожи «томарии» и «аски» когда-то использовались для изготовления сумок, перевозивших вино; а среднего размера козья кожа «кадос» — в качестве корзин для переноски воды из колодца. Рядом с ними — современные, дизайнерски оформленные дамские сумки в стиле хобо, в целом передающие силуэт старых изделий (и так же декорированные в традиционной манере бахромой и бусинами).

Из специально обработанной кожи изготавливали и свадебные бубны-тамбурины или «tambourites», — их тоже можно увидеть в мастерской, нередко покрытых искусной росписью.

Интересно, что вплоть до конца XX века дубление кож было одной из основных кустарных отраслей на Кипре (кожевенные заводы назывались «gnafkia»). Эта непростая техника конечно же имела свои секреты, которые передавались от отца к сыну.

Кипрский Центр Ремесел, Никосия

Последняя, восьмая мастерская: здесь производят элементы фольклорного костюма (мужского и женского), его предметы можно видеть как в музейных витринах, на манекенах, так и на куклах. Знатоки говорят, что до сих пор отсутствует точная информация о том, почему именно так одевались киприоты. Однако, как известно, в создании силуэта видов национальной одежды и его составляющих деталей и элементов важную роль сыграли климат острова, его географическое положение, а также история различных влияний и традиции каждого региона.

Например, отличительными составляющими мужского традиционного народного костюма типа «karpasitiki» или «paphitiki» были широкие штаны в складку (врака) и жилетки.

Виды женского и мужского костюмов: городского и сельского типов, а также их «микс», принятый в крупных деревнях: во время свадеб праздничной женской одеждой там стал женский городской костюм типа «Amalia» (шелковая юбка, обшитый галуном жакет «в талию» с длинными рукавами и блуза) в противоположность сельскому нарядному платью, которое носили в будни либо в другие праздники, а также их элементы мы уже описывали в статье.

Музей

Завершение вашего тура произойдет в выставочном зале (он же Музей народных ремесел): богатая и разнообразная экспозиция позволит еще раз охватить взглядом и восхититься красотой и изобилием народных умений на острове. Та же резная деревянная мебель, главными элементами которой, невзирая на уровень достатка семьи, были стулья, стол, кровать и, конечно же, большой сундук — в нем молодая жена привозила в дом мужа приданое.

В небольшой экспозиции представлены все виды изделий, которые традиционно производили на Кипре: здесь вы встретите знаменитые кувшины «кукумарес» (район Аммохостос) в виде женских фигур, «полосатые» ткани (ширина полотнища: 1,20 и 90 см), красное «лефкориджатико», всевозможные вышивку и кружева, домашнюю утварь (керамика и скобяные изделия), покрытые люстром изделия, роспись по стеклу и декоративные панно, — всего не перечислишь...

Кипрский Центр Ремесел, Никосия

Сюда часто приводят на экскурсии группы школьников, приезжают туристы.

Повторю, практически все, что мы сегодня увидели в Центре в современном и оригинальном исполнении можно приобрести в салоне, расположенном справа от главного входа. Все они очень высокого качества, изготовлены вручную и по старинным технологиям, многие — с использованием актуального сегодня дизайна.

Тем, кто решил открыть для себя мир кипрских народных ремесел и попробовать свои силы в овладении той или иной техники, напоминаем о необходимости обратиться на информационную стойку в холле.

Сувенирный магазин в Кипрском Центре Ремесел, Никосия

Завершая статью, от имени Редакции Cyprusfortravellers.net я хотела бы выразить искреннюю признательность руководству и сотрудникам Центра ремесел за помощь в ее подготовке; а также надежду на наше дальнейшее плодотворное сотрудничество.

 

Адрес Центра ремесел: Аталасса авеню, 186, Никосия
Телефон: +357 22305024

 

Оставайтесь с нами, до новых встреч и открытий!


[1] Подробнее здесь.

[2] На самом деле, как вы знаете из наших статей: Лефкара и Энциклопедия ремесел, нить для вышивки лефкарийские мастерицы традиционно используют трех цветов: белого, кремового и коричнево-оливкового, — ими вышивают и сегодня пользующиеся огромным спросом скатерти, салфетки, занавески, наволочки и т.д.

[3] Мне сообщили, что в ходе сентябрьского фестиваля в Айя-Напе как раз демонстрируются этапы «добывания» драгоценной шелковой нити и работы с ней.
А готовые изделия с применением кипрского шелка (шарфы) можно, кстати, приобрести в салоне Центра. Стоят они недешево, и мы теперь знаем почему.

[4] Чтобы сформировать нить-сырец для будущей пряжи, всегда соединяют вместе несколько нитей, в процессе участвует натуральный серицин (белок в составе шелка, вырабатываемый гусеницами шелкопряда), надежно скрепляющий их концы.
Общая длина нити кокона составляет от 300 м и почти до полутора километров!