Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Мозаика на Кипре
Мозаика на Кипре
знаменитая во всем мире «визитная карточка» острова
6208
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
Фото: Дарья Саульская
15.06.2017

Во многих странах мозаика применялась в прошлом и используется до сих пор для декорирования жилых и общественных интерьеров с использованием речного и морского камня (гальки), твердых пород (гранита и мрамора), смальты, золота... и Кипр не является исключением: ведь по его мозаикам можно изучать историю и культуру острова, достойные восхищения.

Этот вид популярного декоративно-прикладного и монументального искусства имеет невероятно долгую историю. Изображение в технике мозаики создается через составление единого узора или образа, и закрепление на поверхности (чаще — на плоскости) при помощи извести, цемента, мастики или даже воска различных материалов в виде мелких фрагментов, имеющих простую геометрическую (римская, византийская, венецианская мозаики) или сложную форму (флорентийская мозаика).

Первые мозаики в истории человечества представляли собой геометрический орнамент и выполнялись из разноцветной морской гальки. Позже появились и сюжетные произведения: как чёрно-белые, так и цветные. Для них сначала использовали камень произвольной формы, позже — элементы в виде квадратов. Изысканная и дорогая мозаика более поздних эпох отличается и более мелкими элементами, тонкой работой, сложностью рисунка: за геометрическим узором приходит черёд сложных сценок из античной мифологии, а затем появляются и ранние символы христианства.

Итак, самые ранние из известных нам мозаик датированы второй половиной IV тыс. до н.э. [хотя, исследователи не исключают возможность существования еще более древних мозаик, начиная с тех времен, когда человек только начал строить жилища и прокладывать дороги, — т.е. с самой зари существования цивилизации]. Они происходят из Месопотамии и были выполнены из керамических палочек-конусов, в виде «зигзагов» и затем раскрашены красным, черным и белым пигментом.

Другие мозаики того же периода, встречаются в египетских и персидских памятниках. К 2600 – 2400 гг. до н.э. относится возникновение техники инкрустации (декорирования различных изделий или построек вставками из других материалов, в данном случае, из камня — на латыни: opus sectile). Именно она стала предтечей знаменитой в дальнейшем техники «флорентийской мозаики».

Мозаика — знаменитая во всем мире «визитная карточка» Кипра: одна из наиболее известных и узнаваемых в мире достопримечательностей.

Вообще, вся «имеющаяся в наличии» на острове историческая мозаика, которая охватывает примерно 1000 лет, производилась в эллинистический, раннехристианский и ранневизантийский (до VII века включительно) периоды, — вплоть до арабских нашествий (650 – 958 гг.), — из-за них этот вид искусства пережил серьезный упадок.

Самые ранние образцы, раскрытые во время археологических исследований, относятся к 1563 г. до н.э. (согласно первым упоминаниям о мозаичных полах дворца в Саламине) и представляют собой геометрический орнамент, выполненный из обкатанных морской волной камешков чёрного, серого, розового, белого и коричневого цветов. Мозаичные произведения невелики по размерам и выглядят немного грубоватыми по сегодняшним меркам.

К VIII веку до н.э. относятся обнаруженные мозаичные изображения из необработанной гальки и на дворцовых полах в Анатолии: подобное мощение без орнаментики, встречавшееся и в других землях Античного мира, римляне впоследствии небрежно называли «opus barbaricum».

Несмотря на опыт предшественников, именно древние греки, по мнению исследователей, в конце V века до н.э., стали первыми, кто поднял ремесло по созданию мозаичных композиций на уровень настоящего искусства. Самые знаменитые образцы — родом из Коринфа, а также полисов Олинфа, Сикиона, Эретреи и столицы древней Македонии, Пеллы (все — IV века до н.э.).

Причем, изобразительные мотивы (человеческие фигуры; изображения животных и птиц: львов и гепардов, мифического грифона, орлов и павлинов наряду с флорой: лотосы, плющ и виноградные лозы) были нередко заимствованы греками из образцов современного им текстильного искусства стран Передней Азии, — высокий уровень ткачества в этих регионах отмечался еще древнегреческим историком и географом Страбоном (64 – ок. 24 гг.) в его «Географии» (в описаниях Азии, книги XI – XVI).

Так мастера классического (V – IV в. до н.э.), а в дальнейшем и эллинистического периодов (334 г. до н.э. – 30 г. н.э.), несмотря на небольшой выбор имевшихся в их распоряжении материалов, производили действительно великолепные мозаичные работы с характерным тщательным выполнением и проработкой деталей.

В подчёркнутой величественности эллинистического зодчества с его стремлением к освоению огромных пространств, к эффекту грандиозности и выстроенной логикой конструкций в сочетании с импозантностью форм, точностью и мастерством исполнения, — в этих условиях мозаики следуют общим тенденциям. До нас дошли, по преимуществу, их римские копии (Помпеи и Геркуланум), по которым заметно, как наряду с классической концепцией развивалась и более экспрессивная манера изображения; характерным стало сочетание повествовательности наряду с декоративностью и эскизностью.

Мастерские изобиловали заказами и процветали, а сами ремесленники были строго организованы в различные артели, через которые они получали и выполняли заказы на отделку полов общественных зданий, а также частных домов элиты и аристократии.

Интересно: в частных домах мозаикой изначально отделывались не все помещения, а только их представительная часть — андроны (главный зал в «мужской» половине дома, где хозяин принимал гостей и устраивал пиры-симпосии).

Композиции в них располагались подобно «ковру» в прихожей, за ним — меньшего размера — на входе в андрон; и наконец, главное панно — оно выкладывалось в центре помещения.

Надо сказать, что на Кипре, кроме различных пород камня, происходящего с самого острова (в том числе известняка), в мозаиках использовали ввозимый мрамор. А на более позднем этапе, для передачи редких и ярких оттенков, — смальту (кусочки цветного стекла, изготовленного по особым технологиям с добавлением оксидов металлов. Впервые была произведена в Древнем Риме во II – I вв. до н.э.). В Пафосе были также обнаружены остатки древних мастерских по ее изготовлению: сегодня там, как во многих регионах Кипра, вы можете любоваться этими великолепными образцами (в Пафосе, на Курионе, в Саламисе и т.д.).

Таким образом, по крайней мере с середины римской эпохи (всего длилась немногим более 400 лет: 58 г. до н.э. – 395 г.) Кипр являлся одним из важнейших центров мозаичного искусства в Восточном Средиземноморье. Однако в течение классической эпохи это искусство не ценилось столь же высоко, как архитектура и скульптура. Позднее оно становится самым распространенным методом декорирования.

Технология производства, как отмечают историки, была следующая: под мозаичные полы специально выравнивался грунт, поверх которого выкладывался черновой слой камней, смешанных с известковым раствором. После его застывания шел следующий слой: измельченные камни и колотая керамика с тем же известковым раствором. И наконец, верхний слой — мозаики (связующим компонентом также была известь). Затем, для прочности на готовое мозаичное изображение наносили раствор из тончайшей мраморной пыли, мелкозернистого песка и извести (так называемую затирку).

Подмастерья занимались подготовкой модулей (наборных элементов) для мозаики. Затем мастер выкладывал весь рисунок полностью, выполняя наиболее сложную и ответственную часть работы. Учёные полагают, что в прошлом художник не всегда самостоятельно создавал композиции мозаичных картин, но нередко копировал их по предлагаемым заказчиками изображениям.

Подобные кипрским, мозаики были обнаружены в Пелле (Эдессе), Родосе и Делосе.

После распространения христианства (IV век) и его становления в качестве официальной религии Византийской империи, по всей территории ее начинают возводить большие храмы, богато декорированные мозаикой. Начиная от Равенны и Константинополя и до Салоники и Кипра (лучшие образцы: храмы Панагийя-тис-Канакариас, Панагийя Ангелоктисти и Панагийя-тис-Кирос и т.д.), — всюду византийские императоры призывали искусных ремесленников для создания произведений, которые до сих пор занимают важное место в истории искусства в мировом масштабе.

В дальнейшем искусство мозаики именно в Византийскую эпоху достигает своего наибольшего расцвета: произведения из смальты и полудрагоценных камней становятся все более изысканными и роскошными. Используемый материал часто даже не подвергался шлифовке, что позволяло сохранять насыщенность и глубину цвета.

Византийским мозаикам свойственны деликатная кладка, мелкий модуль элементов и цветные (зеленые, голубые и золотые) фоны. Падение Византийской империи в XIII веке привело к одновременному с этим снижению использования мозаичного декора в монументальном искусстве. Некоторые из мастеров уехали в Италию в поисках заказов, где, хотя и в меньших масштабах, декорирование церквей мозаичными панно продолжалось еще несколько веков.

Впоследствии искусство мозаики практически кануло в безвестность, на целых три столетия. Интересно, что «кипрские мозаики» долгое время тоже не упоминались в исторических источниках: вплоть до XIX века, когда в ходе хаотичных (и нередко варварских) раскопок, тем не менее непрерывно проводившихся по всему острову, оказались раскрыты уникальные мозаики древности.

Различные попытки возрождения этого искусства, сделанные в Европе, не принесли значимых результатов; и так продолжалось до тех пор, пока в течение первых десятилетий XX века не произошло триумфальное возвращение мозаики в храмы и другие памятники культуры и архитектуры Франции (Парижа).

Со временем открылся центр по изучению мозаики в Равенне (сайт Художественного музея, где находится Центр), — там проходили обучение будущие крупные художники и в дальнейшем создавали свои работы.

В греческом мире возрождение византийских мозаик произошло благодаря усилиям афинянина, известного писателя и художника Фотиса Контоглу (1895 – 1965 гг.), уже после 1950 года, когда он создает ряд мастерских и приглашает нескольких работников, которые изучали технологию и создавали в технике мозаики настоящие произведения искусства.

На Кипре также возникает мастерская византийской агиографии и мозаики, под руководством братьев Кеполасов.

Представления об искусстве мозаики Кипра и этапах его развития подверглись кардинальному пересмотру уже в 1960 году, когда во время очередных раскопок были обнаружены великолепные образцы Пафоса, Куриона, Саламиса и других полисов.

Здесь мозаика также переживала свое возрождение. И в наши дни в городах и деревнях острова работают мозаичисты, создающие современные и традиционные произведения искусства и обучающие желающих своему мастерству. Одним из них является иконописец-мозаичист Константинос Христу.

Вот несколько сайтов, посвященных современным мастерским и художникам, а также центрам по обучению:

Сегодня традиция и развитие производства тех материалов, что традиционно применяются для изготовления декоративных мозаик на пол и на стены в общественных и частных интерьерах, а также экстерьерах, призваны придать помещениям и внешнему виду зданий дополнительно эстетические качества и наполнить их новым смыслом, всецело отражающим суть того или иного проекта.

Несомненно, искусство мозаики на Кипре сегодня вновь достигло высокого уровня, и ему вполне по силам пережить не одну эпоху. Ведь здесь жива и активно поддерживается давняя традиция; сохраняются прежние, развиваются и осваиваются новые технологии.

В арсенале современных мастеров, умеющих создавать настоящие произведения мозаичного искусства, есть прекрасные природные местного происхождения и искусственные отделочные материалы.

Интересующимся: время, которое вы потратите на создание мозаики, напрямую зависит от размера будущего произведения и вашей фантазии. Небольшая работа может быть выполнена и за один сеанс.

Например, посетив Центр прикладных ремесел и искусства «THE PLACE» в Пафосе можно научиться этому увлекательному ремеслу, предлагающему современным мозаичистам широкое поле деятельности и возможность создавать уникальные произведения.

THE PLACE art-center

Как создавать мозаику самостоятельно

Используются (на ваш выбор):

Клеи: дисперсионный, цементный (на водной или латексной основе), эластичный или высокоэластичный, двухкомпонентный реактивный (эпоксидная и полиуретановая основа).

Декоративный материал: кусочки разноцветного стекла или зеркал, готовая плитка для мозаичных работ, глиняные черепки, мелкая галька и спилы поделочных камней, смальта, стеклярус и др.

Как это делается: на очищенную поверхность наносится рисунок (вручную или по трафарету). Нанести клеящий состав на кусочки будущей мозаики (исключение представляют плиточный клей и строительный раствор: их необходимо предварительно развести и смазать непосредственно поверхность под мозаику).

Выложить будущую мозаику по рисунку: сначала более крупные фрагменты, а затем — мелкие элементы, между ними. Слегка прижать по поверхности.

После того, как мозаика приклеится, аккуратно нанести затирку выбранного цвета резиновым шпателем и обработать все зазоры (швы) между элементами.

Через час отполируйте изделие сухой суконкой, а еще через несколько часов или на следующий день протрите ваши панно, блюдо, кашпо или столешницу влажной губкой, аккуратно стирая излишки затирки и выравнивая поверхность.

Идея: в качестве шаблона для геометрического узора можно использовать увеличенную схему для вышивки; а материалом для будущей декоративной мозаичной композиции вам неплохо послужат остатки практически любых отделочных материалов, фрагменты битой керамической и фарфоровой посуды с «интересной» фактурой и тд. и тп.

 

Оставайтесь с нами и до новых встреч!