Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Пафос: туристический и не только
Пафос
туристический и не только
1186
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
Фото: Дарья Саульская
11.11.2016

Сегодня наша цель — показать вам Пафос (находится на юго-западной оконечности острова), город невероятно богатый историей и памятниками; место, где знакомые с детства мифы и легенды оживают и в наши дни.

Скажу сразу: в этот раз наш «поход» был сколь интересным и полным открытий, столь и долгим, так что мы расскажем вам где были и что видели, а вы можете либо повторить наш «подвиг», либо приняв к сведению советы и полезную, надеюсь, информацию, выбрать что-то по душе и по возможностям. Ну что, вы готовы?


Наш маршрут на сегодня:

Археологический Парк с мозаиками и Форт (набережная гавани Като Пафоса) — Колонна Св. Павла и Церковь Панагийя Хрисополитисса в Като Пафосе — Катакомбы и часовня Св. Соломонии — Холм Фабрика — Гробницы Королей в Като Пафосе — THE PLACE — Музей Византийского искусства — Церковь Айя Параскеви и Музей Быта, дом Хаджисмит — Зимбулакис в Героскипу


Археологический Парк

Как большинство приезжающих в Пафос, мы начнем нашу прогулку-знакомство с городом и его примечательными местами именно отсюда (входит в Список ЮНЕСКО).

Бытует мнение, что не побывав здесь, вы не видели Пафоса. Согласимся: этот археологический музей на месте античного Неа-Пафоса под открытым небом поражает как размерами, так и обилием впечатляющих памятников прошлого разных эпох. Сначала разберемся, что и где посмотреть: в южной части территорий парка — развалины средневековой крепости Саранта Колонес, в противоположной стороне, у Северо-западных ворот — маяк, сразу напротив главного входа в Музей — наиболее известные своими мозаиками Дома Орфея, Тесея и Эона, а в центре парка — Дом Диониса, Асклепион (храм бога врачевания Асклепия), театр Одеон и агора.

Здесь нас встретила и приняла участие в прогулке Эрика Харалампус, известная на Кипре хореограф, арт-директор, культурный активист и местная жительница, увлеченная историей края… любезно рассказывая о местных достопримечательностях, а также немного знакомя с любопытными деталями относительно прошлого и настоящего Пафоса.

Эрика: «все здания на этом сайте относятся к 400 – 200 гг. до н.э., некоторые из них были построены раньше, некоторые позже... ведь это было время, когда в районе гавани шла активная торговля, мена и были открыты спа, в основном греческие или римские».

Что ж, территория Парка настолько велика (а мы вам советуем выделить свободный день только на осмотр этого уникального места) именно потому, что здесь, в районе бухты многие столетия появлялись, разрушались и сменялись новыми, строения различных эпох. До сих пор (с 1960-х) здесь ведутся раскопки и археологические изыскания. Раскрытые и описанные памятники истории и культуры под открытым небом ограждены и имеют помосты для всестороннего доступа и осмотра, что очень удобно и, вместе с тем, позволяет надеяться на их длительное сохранение и в будущем.

Эрика: «это было признанное и популярное место для отдыха, пиров и различных событий, особенно в области политических дискуссий и риторики... В римскую эпоху Пафос становится столицей Кипра: такой шумной, космополитичной, и имеет протяженность почти до современного Лимассола».

Мы наметили маршрут и от главного входа сразу прошли в павильон в старинных стенах, где было много публики.

Эрика: «вот здесь раньше стояла раннехристианская церковь, она была разрушена, а после, в 1011 году вновь восстановлена; позднее ее перестраивали турки-захватчики в конце XVI в. В настоящее время здесь открыт павильон о птицах Кипра, их многообразии и местах обитания, ландшафтах, путях миграции (тысячи разных видов), в том числе и из стран Северной Европы и России. Здесь же — выставка традиционной керамики из разных деревень Кипра (заметили, у каждой — свой стиль?), а также произведения, выполненные в мозаике, — в их декоре всегда присутствуют изображения птиц...

В 1970-80-х гг. в этих стенах располагалась художественная галерея, а вот неподалеку есть артистическое кафе «La Boite 67» и оно до сих пор действует, представляете? Хотите расскажу, что такое «буат» для настоящего грека? Boitte, по-французски, — коробка. В греческих «буатах» 60-х годов — маленьких, как коробочка, подвальных темных помещениях со скромными интерьерами, подавали дешевое вино и простые закуски — всегда под живую музыку, которая могла прерываться чтением стихотворений и дискуссиями об искусстве. Здесь начинали многие известные сегодня на Кипре и в Греции музыканты и певцы».

Кстати, мы приглашаем и вас побывать в этом кафе-ресторане, где подают блюда европейской, средиземноморской и греческой кухонь. Сервируют завтраки, бранчи и ланчи.

Адрес: ул. Апостолу Павлу 116,
Телефон: +357 26234800

 

Затем мы посетили и другие достопримечательности сайта, известные своими мозаиками.

Дом Диониса

Он наиболее известен. Мозаичные полотна на полу и мифологические композиции характеризуют этот памятник — виллу (II в.). В честь Диониса он был назван условно из-за многократных повторений сюжетов с участием бога вина. В прошлом это была частная вилла римского вельможи или богатого жителя Пафоса.

Эрика: «...это был богатый греческий дом для семейного отдыха с классическим атриумом по центру (его размеры обычно составляли 1/10 от площади всего дома). Можно видеть, что существовали и более ранние мозаики, а значит, здесь был когда-то другой дом, разрушенный землетрясением: пол как бы «вдавлен» на этом месте, в одной из «комнат». Мозаики с Зевсом: фигуры изображены чуть иначе, имеется обрамление с геометрическим узором по всему периметру. Это каменная мозаика (камушки для ее изготовления свозились как с острова (с Троодоса и с морского побережья), так и с Востока (финикийцами) или из Греции. После падения микенской цивилизации многие жители переселились на Кипр. Кипрские «цвета» мозаичных камешков: розовый, зеленый, черный и белый.

Другим излюбленным (и ставший всемирно известным) образом является павлин — это еще одна большая мозаика. Обратите внимание: это изображение имеет эффект 3D».

Дом Тесея

Мозаики, украшающие полы здесь близки к тем, что мы видели в Доме Диониса (так же II в.), однако здесь внимание привлекают сложные геометрические орнаменты, а также сценки из мифологии. Например, «Тесей, убивающий Минотавра» или «Рождение Ахилла».

Дом Эона

Датируется IV в., изображены в мозаике пять мифологических сцен: «Купающийся Дионис», «Леда с Лебедем», «Состязание в красоте между Кассиопеей и Нереидами», «Аполлон и Марсий» и, наконец, «Триумф Диониса».


Дом Орфея

Мозаики этого «дома» датируются III в. Стоит обратить внимание на три сценки из греческой мифологии: «Орфей и его лира», «Геракл и Немейский лев», «Амазонка».

Эрика: «На самом деле это был храм и здесь сохранилась алтарная ниша, где возлагались дары и рядом с которой возносились молитвы богам. Матерью Орфея была муза поэзии Каллиопа».

Дом «четырех сезонов»

Остатки этого здания (1 половина III в.) расположены к северу от Дома Орфея. Здесь так же находятся мозаики, изображающая четыре времени года.

Выйдя наружу, мы поднялись на деревянный помост вокруг уникальной (как и все объекты здесь) мозаики с музами.

Комментарии от Эрики: «...здесь изображены 9 муз — дочерей Зевса, вдохновительниц людей на творчество. Вот интересно: эти мозаики создавались позднее, чем те, что мы видели в «Доме Диониса», но они выглядят не такими искусными, более схематичными, ... вероятно, сказывалось уже влияние христианской традиции.

Вообще, знаете, что я люблю в культуре Древней Греции? То, что их боги и богини были близки к людям и нередко совершали те же ошибки, что и простые смертные: иногда их обуревала ревность или зависть, они без памяти влюблялись, ну и так далее ☺»

Возвращаясь к нашим дням, Эрика посетовала, что пользующийся большой популярностью квартал в районе Археологического парка и гавани, все больше и в ущерб культуре развивается как туристический.

Эрика: «Вот там — на холме Фабрика уже 20 лет продолжаются исследования, на самой вершине... А у подножия, как вы могли слышать, находится другой античный театр, наподобие Одеона, который мы видели здесь. Я бываю там из любви к археологии: археологи приглашают иногда добровольцев принять участие в раскопках. Так что иногда я нахожусь там целыми днями — прекрасный способ провести время и узнать что-то новое. Обязательно побывайте и там!»

Мы поинтересовались у Эрики относительно услышанной легенды, что в далеком прошлом часть территорий нынешнего Като Пафоса подобно Атлантиде ушла под воду в результате катаклизма. Наша собеседница рассказывает: «В результате эрозии такое происходило, но не с одним Пафосом... а со всем Кипром. Есть научная гипотеза, согласно которой остров, располагающийся на двух тектонических плитах, в результате мощного землетрясения «попросту» перевернулся: так и сегодня на вершинах Троодоса можно найти множество окаменелостей раковин и древних морских организмов, которые могли существовать только на глубинах... ну а что касается Пафоса, то да, в римскую эпоху рельеф был отличным от современного и гавань, по сути находилась, в другом месте — немного левее от нынешней».

Мы благодарим и прощаемся с Эрикой, а сами продолжаем свое городское путешествие.


Адрес: ул. Айас Галатианис, Като Пафос
Телефон: +357 26306217
Открыт: понедельник – воскресенье, 08:30 – 17:00
Вход: 4,5 евро; детский 2,25 евро

Пафосский замок (или Старая крепость, западная оконечность гавани Като Пафоса)

Средневековая постройка XIII в., за время своего существования служившая фортом, тюрьмой, а позднее и соляным складом. Ему предшествовала находящаяся по соседству (на территории Археологического парка) византийская крепость Саранта Колонес (или «Замок Сорока колонн») — оборонительный форт (от арабских набегов, 1 половина VII в.), впоследствии разрушенный в 1222 году в результате землетрясения.

Итак, в 1373-74 гг. в ходе кипрско-генуэзской войны замок находился в осаде, затем сдался генуэзцам, и в 1391 году король Кипра Жак I Лузиньян приказал восстановить пострадавшие от осады башни замка. В 1473 году стены сооружения были укреплены, а в 1570 его разрушили венецианцы, не желавшие оставлять замок туркам. Османы, захватив Кипр, восстановили форт в 1592 г. по распоряжению наместника Ахмед-бея (над входом сохранилась надпись, сделанная по-турецки). При британском правлении, до 1935 года помещения замка использовали как складские.

В наши дни здесь проводятся фестивали, концерты, дни оперы (ежегодно, в начале сентября) и выставки.

На набережной установлен большой якорь, обвязанный различными узорами из яркой разноцветной пряжи (кроше) — результат межобщинного проекта женщин Кипра — «Peace 2 Peace». В его создании приняли участие мастерицы-вязальщицы обеих общин острова: греческой и турецкой. Цель — отпраздновать начало «творческого совместного усилия» и способствовать укреплению дружественных отношений. У этого проекта есть своя группа на Фейсбуке.

Напротив — сувенирный магазин Arts&Crafts, где в это время была открыта ярмарка мастеров и ремесел: изделий, созданных с использованием старинных технологий в сочетании с современным дизайном. Вход на эту выставку-продажу свободный. Цены разумные (от 5-10 евро и выше), так что есть возможность приобрести оригинальный сувенир из дерева, стекла, керамики, украшение или угощение.

В тот день, когда мы посетили Пафос, сюда же приблизился, хотя и стоял в гордом отдалении от берега по причине своих необъятных размеров самый большой в мире круизный лайнер («Harmony of the Seas», компания Royal Caribbean International). Вскоре он должен был отчалить. Мы посмотрели друг на друга и «разошлись как в море корабли», каждый по своим делам...

Набережная гавани Като Пафоса — очень популярное место как у местных жителей, так и у отдыхающих. По вечерам в течение недели, а особенно по выходным здесь, что называется, не протолкнуться. Как и в любом другом посещаемом месте, напитки и еда здесь не очень дешевы: однако, вы можете выбрать кафе (Hobo, Notos, Steve’s Cafe) или приморский ресторан (Pelican, The Harbour, Moorings), где неплохо отдохнуть, перекусить и насладиться видами на многочисленные лодки и катера, море и форт.

На выходе с набережной Като Пафоса (или подъезде, смотря откуда вы будете двигаться) вы увидите стенд с информацией об этом месте с небольшим историческим экскурсом и картой, а также необычные 7-ми метровые и 4-х гранные швейцарские часы, сделанные из темного металла и стоящие здесь же с 2015 года. Архитектор проекта: Костас Кутцовтидис, по его замыслу каждая из сторон представляет одну из античных «вилл» в Археологическом парке по соседству. Рядом — «скамейка влюбленных» с цитатами из трагедии Софокла «Антигона». Этот ансамбль был посвящен умершей жене кипрского мецената Сотириса Хаджиминаса, который спонсировал его создание.

Колонна Св. Павла и Церковь Панагийя Хрисополитисса

Во время посещения Кипра Апостолом Павлом (5-67 гг.) в 45 году, Святой был схвачен и бит плетью «о сорока концах» у мраморной колонны по распоряжению проконсула Кипра, римлянина Сергиуса Павла, до его обращения в христианство. Это памятное место — одно из наиболее известных у паломников. Колонна располагается в ареале церкви Санта Мария Хрисополитисса, раннехристианского храма V века.

Здесь же находится и знак, отмечающий место прибытия и кончины в Пафосе короля датского Эрика I Великодушного в 1103 году, который скончался здесь по пути в Святую Землю и был погребен в базилике.

Церковь....

Панагия Хрисополитисса (с греческого: «Богородица Златоградая»), она же церковь Св. Кирияки (XV в.): трехнефная постройка с 8-угольным архитектурным фонарем в центре. В последующие годы здесь производились неоднократные изменения: так на рубеже XIX в. появилась колокольня.

Она — символ экуменизма (от греческого «ойкумена» — мир, Вселенная; идеология о всехристианском единстве и движение за сближение конфессий и церквей) и также место паломничества христиан.

Была возведена епархией Пафоса на месте руин крупнейшей на острове ранневизантийской базилики с 7-ю приделами (нефами), впоследствии оставили только 5 (время постройки: конец IV в.), а полы ее покрывали разноцветные мозаики, часть из которых дошла до наших дней. Сегодня здесь можно видеть так же остатки гранитных колонн. В центре находился атриум, а в нем — фонтан.

Около 1300 г. северо-западнее базилики Хрисополитиссы была возведена готическая церковь, по мнению исследователей, принадлежавшая ордену францисканцев. Это было трехнефное здание; некоторые из статуй времен Ренессанса, найденные там, относились в XV в. При захвате острова Османской империей в 1570-71 гг. церковь превратили в мечеть, впоследствии разрушенную землетрясением.

Только в 1987 году митрополит Пафоса Хризостомос, через 400 лет, вернул храм Хрисополитиссы католикам. Помимо католиков и лютеран, в церкви проводятся мессы и у маронитов. Здесь же по-прежнему служат некоторые праздничные православные службы. В храме нет фресок, но находятся очень старые, потемневшие иконы и иконостас, над которым парят три резных голубя.

К прихожанам все те же требования, что и в других конфессиях: их просят соблюдать правила приличия и являться достойно одетыми.

Адрес: ул. Пафитис Афродитис, Като Пафос
Телефон: +357 26306217
Открыта: зимой (16 сентября – 15 апреля): 8:30 – 17:00, летом (16 апреля – 15 сентября): 8:30 – 19:30
Вход свободный

Катакомбы и часовня Св. Соломонии

Гуляя по окрестностям порта в Като Пафосе (а точнее в 1 км от него), вы точно не пропустите этот памятник истории: место довольно примечательно огромным раскидистым деревом над подземными сооружениями: ветви его многослойно увиты ленточками, оставленными многочисленными страждущими, которые верят, что таким образом они смогут исцелиться от недугов.

Внимание: спускаясь в катакомбы будьте предельно осторожны и внимательны, особенно по вечерам: дополнительное освещение там практически отсутствует, спуски очень крутые, своды очень низкие, а каменные ступени могут обрываться самым неожиданным образом. И хотя, как говорят некоторые местные гиды: «фонарик вам в помощь...», хотелось бы серьезно предупредить: в самой нижней «секции» катакомб находятся залитые водой пещеры и глубокий колодец, которые особенно опасны тем, что войдя с яркого солнца вы можете их попросту не заметить.

А теперь немного истории: подземная часовня Св. Соломонии (XII в.), высеченная в известняке, изначально была частью катакомб, которые некоторые археологи относят к эпохе Эллинизма. Спускаясь на 20 ступеней под землю вы обнаружите каменный зал небольшого размера, украшенный потемневшими фресками и надписями (сделаны крестоносцами), здесь же находится источник со святой водой (считается, что она исцеляет глаза).

Так что же здесь было в древности, до создания часовни? Место имеет очень печальную историю, которая до сих пор витает в гнетущей атмосфере темных сводов. Предание связывает его с мученической гибелью семи братьев Маккавеев (Семь святых мучеников: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим, Маркелл), замученных в 174 г. до н.э. за отказ принести жертву языческим богам на глазах их матери, святой Соломонии, которая видя твердость своих сыновей и вознеся молитву Богу, скончалась вместе с ними. Некоторыми исследователями так же считается, что данные катакомбы были местом древней синагоги в римскую эпоху. День памяти святых (почитаются католической и православной Церквями) — 1 августа.

Поскольку весь этот район просто испещрен пещерами (извините за тавтологию, не удержалась!) и древними заброшенными копями, именно здесь и создавали катакомбы, где была возможность спрятаться от притеснителей и преследователей.


Открыты: видимо, всегда (часы не указаны), ул. Айу Павлу, Като Пафос.

Холм Фабрика и катакомбы (ул. Айю Агапитику)

Недалеко от Св. Соломонии можно видеть раскрытые по всему пространству холма многочисленные катакомбы и пещеры. Самые нижние из них с наполовину заделанными каменной кладкой входами, очевидно, использовались как загоны, хлев для домашних животных. Поднимаясь выше и вплоть до самой вершины вы будете наблюдать каменные ступени, сбегающие куда-то в глубину каменных недр, глубокие провалы, заваленные глыбами камня, где время от времени виднеется вход в узкие коридоры, ведущие в очередные пещеры.

Название местности «Холм Фабрика» происходит от средневекового производства (текстильного), которое когда-то здесь было.

В эпоху античности у подножия холма находились северные врата в Пафос. Существует поверье, что Св. Павел вошел в город именно через эти врата.

Внимание: по какой-то причине и несмотря на популярность этого места у туристов и местных жителей, провалы не ограждают (кое-где лишь наброшены сверху металлические решетки) и зияющие глубокие колодцы находятся прямо у вас под ногами. Будьте здесь предельно внимательны и осторожны! Ваша безопасность — в ваших руках!

Ограждены только мозаики на вершине холма, относящие к эллинистическому периоду, да археологический сайт, на котором продолжаются раскопки. Мозаики под навесом композиционно поделены на три сцены (на центральной — два дельфина, держащие трезубец). Этот мозаичный пол считается самым древним из сохранившихся на Кипре, а материалом для выкладывания мозаик служила морская галька. Отсюда открываются потрясающие виды на окрестности: Пано и Като Пафос, а также на Средиземное море.

С противоположной стороны, у подножия холма можно увидеть атриум Старый Одеон наподобие того, что мы сегодня посетили в Археологическом парке рядом с бухтой, правда меньшего размера (именно о нем нам утром и рассказывала Эрика).


Гробницы Королей (Като Пафос)

Это так же часть Археологического парка Като Пафоса, в 2 км к западу от гавани (в списке памятников Мирового наследия ЮНЕСКО с 1980 года). Разбросанные по протяженной территории, впечатляющие монументальные подземные гробницы, вытесаны в монолитном камне и относятся к IV веку до н.э. На самом деле захоронения принадлежали не августейшим особам, а высшим чиновникам и аристократии, но благодаря их размеру, а также великолепию декора и убранства погребальных камер (часть из них декорирована дорическими колоннами) — получили название «королевских». Архитектура некоторых из построек имитирует «жилые дома», имеющих перистильный атриум. Подобные им захоронения были обнаружены в Александрии, что демонстрирует близкие контакты и связи между обоими городами в течение эллинистического периода.

Открыт: понедельник – воскресенье, зимой: 8:30 – 17:00, летом: 8:30 – 19:30

Адрес: авеню Tombs of the Кings
Телефон: +357 26306217
Вход: 2,5 евро
При входе есть тенистая парковка.

THE PLACE

Многим в Пафосе (и не только) сегодня уже известно это живое арт-пространство. Наталия Антониу Хаджигеоргиу — владелица и художник-энтузиаст — любезно показала нам свои «владения» — объединение ведущих художников-ремесленников Пафоса, не только предлагающих свои изделия на продажу, но также проводящих занятия и мастер-классы для публики. На стеллажах бутика — баночки и мешочки с местными специями и чаями, домашние сладости и мед.

— Наталия, расскажите, пожалуйста, об этом месте? И в чем суть Вашей «миссии»?

— Это старое здание склада было закрыто в течение 40 лет, и вот недавно мы, после 10 месяцев работы по ремонту и переустройству в этих стенах, открыли его как особое «место» (так и назвали, The Place) в Старом Пафосе, где местные умельцы приглашены использовать пространство под мастерские, изготавливая и демонстрируя всем желающим свои ремесла и таланты. А именно: гончарное дело, ткачество, кружевоплетение, иконопись, мозаику, плетение корзин, резьбу и выжигание по дереву, энкаустику. У нас есть группы учеников, а также тех, кто просто хотел бы попробовать продукцию, которую вы видите здесь. К тому же помимо ремесел, у нас открыта кава, где можно продегустировать эксклюзивные вина Кипра (собеседница улыбается).

— Наталия, у Вас представлены не только традиционные ремесла региона, но и современные дизайнерские произведения. Вот, например, чеканка по меди или эта оригинальная, сделанная вручную, бижутерия и многое другое...

— Да, конечно: у нас есть не только «классика жанра», но и традиция, что называется, в ее «современном осмыслении». Мы не только создаем и продаем, но еще и рассказываем нашим посетителям обо всех ремеслах. Вот здесь представлены образцы местного выжигания по дереву, плетеные подносы и корзины, окрашенные в яркие цвета; сосуды из сушеных тыкв для воды и вина, — все это очень популярно в нашем регионе. А вот, посмотрите, очень старая и уникальная техника энкаустика (возникла в Древней Греции – прим. Е.К.) — восковой живописи, используя которую художник может создавать различные изображения и целые картины расплавленными красками. А в прошлом эту технику применяли для работы по дереву, создавая иконы в византийскую эпоху.

— Расскажите тогда побольше еще о каких-либо уникальных технологиях в современном ремесле? Что можно увидеть и чему научиться, придя в THE PLACE?

— О, с удовольствием... вот это — искусство декорирования с использованием кокона шелкового шелкопряда (Silk cocoon Art). Наш регион был богат и славился производством шелка. Художница Кулла создает традиционные композиции: на бархатной цветной основе (чаще темно-вишневой или черной) располагается растительный орнамент, искусно созданный из коконов. Есть и более современное применение, и интерпретация этого материала — в изготовлении различных украшений: серег, колье, браслетов.

А вот еще домашнее ткачество. Вы видите этот ткацкий станок из деревни Фити? Ему 100 лет. Мастерица Постира приобщает своих учеников к этому до сих пор трудоемкому процессу. Напрямую от выбранного вами дизайна для будущего полотна будет зависеть, сколько часов придется провести, чтобы выткать оригинальное изделие. Для наименее терпеливых мы предлагаем уже готовые на продажу.

Конечно, есть и вязание (кроше), мозаика: мастерица Кулла создает современные мозаичные композиции из камня, стекла и зеркал. А эта керамика — копия древних изделий, обнаруженных в Курионе. Любое искусство, ремесло, орнамент, — все имеет долгую историю!

Харалампус Хамбис занимается изготовлением флейт из бамбука: у каждой свое звучание. Не хотите попробовать сыграть мелодию? (Конечно, мы попробовали — получилось очень красиво!)

— Каждый ли мастер дает уроки?

— Знаете, это зависит от их ремесла. Вот Ринос — он гончар и дает уроки (видите гончарный круг во дворике?). Петрос — мастер выжигания проводит мастер-классы, и некоторые другие тоже.

А в самом дальнем помещении от арт-салона находится мастерская фьюзинга (мастер Андреас): здесь учат создавать произведения из стекла, получаемые путем спекания разноцветных кусочков.

Так что приходите и насладитесь этим, вероятно, новым для вас экспериментом погружения в традицию и народное искусство!

Адрес: ул. Константину Канари 56
Телефон: +357 26101955
Email: theplace@theplacecyprus.com
Сайт: www.theplacecyprus.com

Музей Византийского искусства

Находится на территории резиденции Архиепископа Пафоса.    

Музей обладает замечательной коллекцией, включающей византийские иконы VII – XIX вв., а ее ядром является старейшая из обнаруженных на Кипре икон, (датирована VII – VIII вв.) Стоит сказать, что представленные иконы происходят из монастырей и церквей пафосского региона (в основном, XII – XIX вв.). Например, образ Богородицы Елеуса из монастыря Айос Саввас тис Каронос (около 1200г.) — великолепный образец византийского искусства.

Среди других экспонатов посетители увидят богослужебные книги, фирманы (охранные грамоты) и рукописи, образцы резьбы по дереву и изделия из серебра, распятия, облачения священнослужителей и т.п.

Адрес: ул. Андреа Иоанну 5
Телефон: +357 26931393
Открыт: зимой (понедельник – пятница) 09:00-15:00, в субботу: 09:00-13:00; летом (понедельник – пятница) 09:00-16:00, в субботу: 09:00-13:00
Вход: 2,5 евро

Церковь Айя Параскевис (Пл. Айя Параскевис, 1) в Героскипу

Одна из старейших церквей на Кипре, получившая мировую известность как значимый образец византийской архитектуры IX века. Интерьеры имеют фресковую живопись различных периодов, самые ранние из которых относятся к VIII – IX вв., «поздние» — к X – XII векам, а также к началу XV века.

Открыта: понедельник – суббота, 08:30 – 13:00 и 14:00 – 16:45.

Рядом с церковью — чайная в английских традициях, куда приятно зайти и перекусить: вам предложат разные виды чая, кусочек пирога или ланч.

Музей Быта, дом Хаджисмит — Зимбулакис в Героскипу

Когда-то «Дом Хаджисмит» — ансамбль традиционных построек XVIII в., принадлежал Андреасу Зимбулакису, влиятельному человеку на Кипре при британском правлении. Музей народного быта здесь возник только в 1978 году и обладает большой и разнообразной коллекцией экспонатов, происходящих со всего острова. Они представляют повседневную жизнь, быт и ремесла XIX-го и начала XX-го вв.

Здесь можно идти в любом направлении: несколько внутренних дворов (вымощены тем же камнем, из которого сложены все строения), с выходящими на них постройками и главным домом. За каждой дверью — отдельная мастерская, есть и своя пекарня.

Что интересно, это усадьба именно сельская, а не городская: здесь, очевидно, не было места и времени для украшательства и подчеркнутой демонстрации своего благосостояния (что мы нередко можем видеть в городских домах местной знати). Наоборот, как видно на старых фото — хозяева работали вместе со своими помощниками, работниками и прислугой. Их быт был довольно прост (даже для Кипра прошлых лет), и только отдельные предметы, размещенные в Музее да размеры комплекса построек дают понять, что семья здесь проживала зажиточная.

Один из первых залов экспозиции посвящен домашнему ткачеству — это мастерская, где стоит настоящий станок с фрагментом вытканного полотна. Здесь же — приспособления для трепания льна и хлопка, изготовления пряжи: чесальни, веретена и прочее.

Напротив — зал, посвященный шелкопрядению и шелкоткачеству: лежат коконы тутового шелкопряда, стоит небольшой станок с образцом домотканого... шелка. Проходим насквозь — и вот мы в одном из внутренних двориков, в котором вы увидите ступы, кувшины, перегонный куб для производства зивании и пресс для масла, есть фруктовый сад. Отсюда же ведут двери (низкие проемы, будьте осторожны!) в многочисленные мастерские: обувная, резчика по дереву, мастеров по производству и лужению медной утвари, по плетению корзин и популярных до сих пор плетеных сидений на стулья. Затем — зал, посвященный керамике Кипра, с традиционными образцами, собранными со всех регионов страны.

Мы поднимаемся на верхний этаж усадьбы и входим в покои хозяев, которые так же довольно невелики, хотя и не лишены уюта. Маленькие окна прикрыты ставнями. В витринах: образцы традиционного мужского и женского костюма.

Интересно: в горизонтальной витрине — выставка свадебных хлебов и хлебцев, похожих на ажурное кружево. Рядом — экспозиция печатных одно- и двуцветных шарфов и шалей из хлопка.

Адрес: улицы Леонтиу & Афинон
Телефон: +357 26306216
Открыт: зимой (16 сентября – 15 апреля): 8:30 – 16:00, летом (16 апреля – 15 сентября): 9:30 – 17:00. Весь год за исключением государственных праздников
Вход: 2,5 евро



Неожиданные, противоречивые и все равно захватывающие впечатления, меняющие представления о событиях и людях прошлого, — так нас встретил сегодня Пафос. Место, где сконцентрированы и наслоены, сверкая разноцветием как знаменитая пафосская мозаика: вчера и сегодня, христианство и язычество, быль и красивые легенды...

На заметку: автобусные туры (красные двухэтажные автобусы) на английском языке

У вас всегда есть возможность освоить те места, где мы побывали сегодня, а также и другие, посетив один из экскурсионных туров по Пафосу. Автобусы ходят в течение всего дня, с интервалами в 1-1,5 часа. Основные остановки: Бухта Като Пафос, Колонна Св. Павла, холм Фабрика, Гробницы Королей, Старый город, Археологический музей.

Цена за суточный билет: взрослый – 13.5 евро, детский – 6 евро, для детей младше 5 лет – бесплатно.

Продолжительность: 1 час

Другие автобусные экскурсии и туры можно посмотреть здесь: www.cyprusbybus.com

 

Приятных впечатлений и до новых встреч!

Текст: Евгения Кондакова.