Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Энциклопедия ремесел Кипра: обзор
Энциклопедия ремесел Кипра
Обзор
8584
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
09.02.2017

Народное искусство на Кипре, как и в любой другой стране мира, является важной частью его истории и культурной традиции. С древних времен Кипр славится своими ремеслами. Так, Гомер в бессмертной «Илиаде» описывает блестящий нагрудник, посланный царем Кипра Кинирасом (учредителем культа Афродиты) в качестве подарка царю Агамемнону. Известно также, что знаменитый меч Александра Великого был выкован на Кипре, а затем поднесен ему одним из царей.

Богатство и качество кипрских ремесел, бытовавших на протяжении многих столетий, иллюстрируют многочисленные уникальные предметы — настоящие произведения искусства, обнаруженные в ходе археологических раскопок; либо в течение долгих лет бережно хранимые и передававшиеся из поколение в поколения в деревнях. Сегодня многие из них, демонстрирующие нам высокое мастерство, богатое воображение кипрского ремесленника и его тонкую иронию, — часть собраний археологических и краеведческих музеев.

Мы будем знакомить вас с образцами, секретами и наиболее интересными произведениями традиционных ремесел на Кипре, а также с современными видами прикладного искусства, становящимися все более популярными и переживающими второе рождение. Сегодня остановимся на некоторых, наиболее известных и популярных из них, как на острове, так и за его пределами.

Кружевоплетение и вышивка

Кипр — одна из тех стран, где искусство вышивки и кружевоплетения достигли высочайшего уровня. Среди кружева ручного изготовления, наиболее ценилось и представляет, по мнению исследователей, большой интерес, — белое кружево, которое претерпело значительное иностранное влияние в эпоху правления Венецианцев.  

Плетение кружев на Кипре, как и вышивание, имеет многовековую историю. Та же знаменитая лефкаритика родом из Лефкары, где переплелись традиционные народные мотивы и заимствованная техника вышивания, которую уже с середины XIX века и по сей день успешно экспортируют за рубеж: первые деревенские коммерсанты отправлялись в Египет и Малую Азию, а затем они побывали и «открыли» для своего бизнеса Европу, США и Австралию.

И сегодня киприоты украшают свои дома кружевными изделиями: так, весьма распространенным на острове является узор на основе ромба (он же «диамант») и не только...

Наиболее используемым видом ручной и тканной вышивки (типа гобелен) являются сочетания различных геометрических узоров, располагаемых по нижней части и краю полотенец, скатертей, предметов постельного белья. Характерный для всех видов образец — «диамант» или ромб. Другим, так же распространенным дизайном в цветной и тканной вышивке является ряд геометрических форм, вертикально расположенных вдоль верхнего ряда вышивки, — называется «мужчины» и «девушки».

А вот «пипилла», подобная итальянскому кружеву «ретичелло» (XV – первой четверти XVII вв.) — так называется тончайшее двухстороннее игольное кружево из Килани, Лапитоса и Омодоса. Сегодня из него производят легкие шарфики, им украшают салфетки и женские наряды, края штор и скатертей и используют в бижутерии; а в прошлом — так же постельное белье, в особенности наволочки. Наиболее популярным был цветочный мотив. Для плетения использовалась изначально шелковая нить, которую затем сменила более тонкая, из хлопка.

Как мы сказали ранее, наиболее изысканными всегда считались произведения так называемой «белой вышивки» («левко кентима»), однако наряду с этим существовали и другие виды изумительных вышивок. Например, цветная. Самые ранние образцы кипрской цветной вышивки выполнены обычно в красном и синем цветах. На более поздних рукоделиях уже встречаются зеленый, желтый и оранжевые цвета. Самой популярной, как и во многих странах мира, были и остаются вышивки «крестом» (чаще всего на полотенцах, скатертях, по периметру простыней), — происходящих из горных деревень пафосского региона; и «назад иголка» — так же как и вышивание гладью на различных «ступенчатых» образцах. Иногда в узоре использовался только «полу-диамант», в таких случаях он назывался «аркой».

Не забудем упомянуть и о вышивке бисером. Этим рукоделием до конца XIX века в особенности славилась Карпасия. Встречается на изделиях из плотной хлопчатобумажной ткани (например, простынях, скатертях, салфетках и на женских платьях). Вышивкой бисером украшали подолы платьев, иногда края предметов нижнего белья. Сложный узор был образован различными переплетениями множества нитей бисера зеленого, красного, черного и цвета «берлинской глазури».

Народный костюм и ткачество

Ткачество имеет давние традиции на Кипре и имена знаменитых ткачей, таких как Акисас и Эликон, можно найти в исторических источниках VI века до н.э. Было оно сильно развито и в Византийскую эпоху: кипрские драгоценные шелковые и шерстяные ткани славились своим высоким качеством и в древности экспортировались в большом количестве в Европу. Своего пика достигло уже под покровительством правителей династии Лузиньянов (1192 – 1489 гг.). Даже Джованни Боккаччо в своем «Декамероне» упоминает ткани Кипра: «рабыни постелили две обшитые шелком тончайшие простыни, одеяло из белоснежной кипрской ткани...».

Позднее, во времена Венецианского правления производство этих материй так же продолжало развиваться.

А вот нашествие турок и правление Османской империи (1570 – 1878 гг.) нанесло сильный удар по многовековой и высокоразвитой традиции производства роскошных тканей. Вместо процветания ремесленники-ткачи, как и многие киприоты, познали нищету и упадок. Под гнетом обстоятельств ткацкое производство сократилась до уровня кустарной промышленности, находившейся теперь, по преимуществу, в руках женщин.

Надо сказать, что с древности Кипр был богат сырьем, необходимым для развития ткачества. С появлением тутового шелкопряда в византийские времена, изготовление шелка обогатило текстильную индустрию, начавшей производство из него тканей наряду с льняными, шерстяными и хлопковыми. Главным центром ткачества хлопчатых тканей становится центральная часть долины Месаория, где в изобилии произрастал хлопок.

Полуостров Карпасия: ткани, производимые там хотя и были, в целом, похожи на месаорийские, все же имели более яркую окраску с великолепным доминированием красного в изделиях. Среди основного «ассортимента»: простыни, скатерти и полотенца. Помимо множества разноцветных ситцев, этот район был хорошо известен своими прекрасными шелками для пошива нижнего белья; и смесовых тканей плотного хлопка с шелком, применявшегося для изготовления предметов верхней одежды, в особенности свадебных платьев.

Очень тонкий шелк естественных тонов (небеленый), как прозрачный, так и плотный также выпускался в прибрежном районе Кирении, особенно в деревнях Лапитос и Каравас, где шелк и хлопчатобумажные ткани, представляли важную статью дохода сельских семей.

Виссон — тончайший лен, повсеместно применявшийся для вышивки, пошива постельного и нижнего белья (в смесовых тканях), производился на западной равнине района Морфу, где он и выращивался.

Ткачество также являлось основным занятием женщин, как в сельской местности, так и в городах, особенно в Никосии, известной своим саржевым хлопком и шелковыми материями.

Хотя ткачество на Кипре, как мы сказали, было типично женским занятием, в некоторых горных областях Троодоса, а именно в деревнях региона Маратаса, мужчины тоже занимались ткачеством: на больших станках ими производились очень плотные шерстяные покрывала, мешковина и седельные вьюки для различных сельскохозяйственных целей.

 

Печатные узоры на тканях

Печати хлопчатобумажных тканей (pasmades) процветали на Кипре в ремесленных мастерских в XVIII – XIX веках. Никосия была центром этого искусства, которое практиковалось мастерами из греков и турок. Доминирующими цветами печатных узоров были темно-красный, желтый, зеленый, нежно-голубой. Все красители для них извлекались из растений, произрастающих на Кипре, а также импортировавшихся с Востока. Дизайн, как правило, был с использованием цветочных мотивов (тюльпаны, гвоздики, розы), стилизованных изображений ветвей с листьями, цветов в горшках; и реже — птиц и животных.

На Кипре текстиль со штамповым рисунком вариативно использовался для покрывал на кровати и диваны, для изготовления подушек и штор. Помимо местного потребления кипрские печатные ткани были популярны на ближневосточных рынках Турции и Сирии.

 

Народный костюм

Язык национального костюма расскажет многое о любом народе...

Кипрский народный костюм — неотъемлемая часть традиционной культуры и вид народного самовыражения и мировоззрения, и его изучение раскрывает исторические, торгово-экономические и культурные связи Кипра с соседними и отдаленными землями и странами. Костюм киприотов демонстрирует наряду с локальными, присущими только ему чертами и символикой, так же заимствования и адаптации из разных культур.

Что касается повседневной и праздничной одежды, здесь существовали региональные различия, при этом общим правилом для женской одежды было то, что она всегда оставалось длинной, в сочетании с белыми шароварами, прикрывавшими лодыжки. Верхняя одежда включала платье с сорочкой. Ткани для верхней одежды были полосатые или клетчатые, хлопковые в богатых цветовых комбинациях, которые варьировались от региона к региону. Повседневная одежда, как правило, была более темных цветов, чем та, что надевалась по особым случаям.

Что примечательно, женский деревенский костюм из Карпасии является самым богатым и отличается большим своеобразием среди других регионов. Здесь, как и в большинстве районов Кипра есть «сайяс» — открытые платья; и если в других местностях их носили до XIX века включительно, то в Карпасии (и в Пафосе) жительниц в сайя можно было встретить еще в начале XX века. Очень красив был праздничный костюм и свадебные платья: богато декорированные галуном, шитом золотой нитью. Драгоценности различных видов были неотъемлемой частью праздничной одежды: «мимиди», кресты с подвесками, колье, «кертанес и скалеттес», — в основном, из золота.

В городе женщины носили разноцветную шелковую юбку и короткий жакет (куртку), который был богато украшен. Шелковая блузка имела кружевную отделку на манжетах и по вороту, которые были видны в глубокий вырез жакета и из-под края рукавов. В городах женский костюм иногда дополняли фески, которые носили вместо головного платка со штампованным рисунком (долгое время оставался в деревнях).

Отличительной чертой мужского костюма были шаровары в складку («врака») темно-синего цвета, аналогичные тем, которые носили на греческих островах и в прибрежных районах Восточного Средиземноморья. Складки фиксировались в определенных местах при помощи ремня («вракозони»).

Враку носили в сочетании с жилетом из полосатого хлопка или из привозных шерсти и бархата (для жениха на свадьбе). На голову мужчины повязывали шарф: темных тонов для взрослых, и светлых — для совсем юных. Разноцветный шарф жениха обшивался по краям кружевом.

Мужской костюм дополнялся высокими сапогами с отворотами («подинэс», «тцагароподинэс»), которые шили из козлиной кожи. Толстые подошвы для защиты от змей укреплялись металлическими гвоздями.

Изделия из металла и ювелирное дело

Начнем издалека. Свое начало ювелирное производство, как считается, берет в Вавилонском царстве. Раскопки, произведенные археологами на месте древнего шумерского города Ур (существовал с IV тыс. до н.э. по IV век до н.э.), предоставили много великолепных примеров ювелирного искусства, датируемых примерно 2700 г. до н.э. Позднее это искусство распространилось и достигло Эгейского мира в 2400 г. до н.э., а оттуда и по всему миру.

Кипр традиционно является «островом меди». Кстати, этимология слова «Κύπρος» до сих пор неизвестна. Некоторые сегодня уверенно связывают его происхождение от латинского «купрум» — медь. Однако, современные исследователи уверены в обратном: латинское обозначение меди как раз и произошло от названия Кипра. То есть, на латыни существовало понятие «металл из Кипра» (aes Cyprium), а знакомый нам элемент Cuprum появился как производное, позднее. Ряд ученых, копнув дальше в века, усматривают происхождение названия, восходящим к шумерским словам: zubar — медь или kubar — бронза. Так это было или нет, «науке не известно, наука, как говорится, не в курсе дела».

Сегодня мы точно знаем, что название острова Кипр встречается в гомеровских «Илиаде» и «Одиссее». Итак, медь как основной металл была важной статьей экспорта для острова в древние времена. На Кипре получила распространение около 2300 до н.э. из Анатолии, — так на острове начался бронзовый век (вплоть до 1000 до н.э.). Период ранней бронзы отмечен малым использованием металлов, а самые ранние находки ювелирных изделий, относящихся к этому времени, — медные серьги. Свидетельства первого использования серебра и появления серебряных украшений (по преимуществу, серег) было отмечено около 100 лет спустя после бронзовых, а раннее использование золота, как считается, возникло еще через 100 лет после серебра.

В средний период развивалась торговля Кипра с Сирией, Палестиной, Египтом, когда происходит все более широкое использование золота и серебра и экспорта меди.

В эпоху поздней бронзы Кипр процветает как государство. В это время наблюдается большой поток привозных драгоценных металлов, полудрагоценных и драгоценных камней.

Технология обработки и методы работы с металлами в ювелирном деле (как например, филигрань, зернь, чернь и эмали) достигают высокого уровня мастерства и сложности, — настолько, что специалисты не перестают восхищаться произведениями прикладного искусства древности и сегодня.

В эпоху античности и средние века, бронза широко используется для изготовления различных предметов быта.

Поскольку медь приобретает большую гибкость после последовательных нагрева и погружения в холодную воду (закалка), — она с очень давних времен является основным металлом для изготовления посуды и различной утвари.

Золотое и серебряное дело практиковались на острове так же издавна. На Кипре широкое развитие использования драгоценных металлов для изготовления украшений получило, начиная с микенского периода (XII в. до н.э.). Не стоит забывать и о том, что драгоценные металлы на острове шли так же на чеканку монет (подробнее в нашем обзоре). Например, в VI в. до н.э. здесь начали чеканить собственные деньги: это подтверждает присутствие монет кипрского происхождения в древних кладах, обнаруженных в Египте и на Ближнем Востоке. Царь Саламина Эвельфонт (560-525 гг. до н.э.), добившись политико-экономической самостоятельности, в конце VI в. до н.э. начал чеканку собственной монеты. А Эвагор I (411-373 гг. до н.э.) первым стал изготавливать деньги из золота: на них изображен Геракл, тексты на греческом языке и кипрском диалекте. Кипрские монеты по высокому уровню чеканки приравниваются к древнегреческим образцам.

Неудивильно, что и в дальнейшем местные изделия из серебра, например, имеют много общего с греческими и балканскими, — из-за объединяющей их византийской традиции. На фоне этого наблюдаются сильные ориентальные влияния.

Различные серебряные и некоторые золотые изделия, и украшения, которые дошли до нашего времени и бытуют сегодня в музеях, частных коллекциях и в ризницах и древлехранилищах храмов, свидетельствуют о том, что серебряное дело было одной из самых процветающих отраслей прикладного искусства Кипра XVII – XIX веков.

Несмотря на то, что деревни имели своих мастеров, изготавливавших серебряные столовые приборы и простые украшения; все же лучшие мастерские находились в городах острова, особенно много их было в Никосии. Здесь существовала целая улица ювелиров, где большинство имело свои мастерские. Произведения городских золотых и серебряных дел мастеров продавались либо в самих же мастерских, либо на сельских ярмарках по всему острову. В прошлом дорогие золотые украшения были показателем статуса зажиточных горожан. Они обычно представляли собой браслеты, ожерелья, кольца, серьги, кресты и броши. Большинство же более доступных по цене вещей делались из золота низкой пробы или даже из серебряных сплавов с золочением. Мужчины также носили ювелирные изделия, такие как серебряные кольца с камнями, часы с цепочкой. У греческих и турецких чиновников большой популярностью всегда пользовались кольца-печатки с выгравированными инициалами или, в случае с турками, с изречениями из Корана.

Керамика и гончарное дело

Изготовление керамики — это старинный промысел, со временем ставший одной из наиболее представительных отраслей кипрского искусства с доисторических времен (6000 до н.э.) (подробнее в нашем обзоре). Изделия из глины мастеров-киприотов, в том числе и «питария» (гигантские глиняные кувшины, которые использовались издавна для хранения и транспортировки вина, уксуса, масла или воды), получили известность в Европе еще в 1394 году.

Некоторые формы гончарных изделий (горшки и кувшины из красной глины) и их способы изготовления все еще используются сегодня.

Гончарное производство является преобладающим в деревнях Корнос (округ Ларнаки) и Фини (округ Лимассола), — здесь оно является исключительно женским занятием. В Корносе чаще всего изготавливают крынки для молока, кувшины и печные горшки («тавас»). Основной вид горшечных изделий в Фини — это больших размеров ручной работы сосуды для хранения вина. А вот район Фамагусты, Вароша известен своими сосудами для воды. Эта керамика также экспортировалась в близлежащие страны. Производили ее, в основном, мужчины, которые изучали и передавали ремесло из поколения в поколение: их изделия часто украшались рельефными антропоморфными изображениями, а также фигурками животных и змей.

Керамика Лапитоса имеет иной характер. Здесь традиции позднего Средневековья поливных сосудов с росписью практиковались вплоть до вторжения турецких войск в 1974 году. Современные гончары используют «традиции Лапитоса»: полировку, зеленые глазури при изготовлении и декорировании чаш, тарелок, ваз, сосудов для воды и для бытового использования по всему острову.

Мозаика

Ее называют одной из самых узнаваемых во всем мире «визитных карточек» Кипра. Самые ранние известные мозаики, найденные на Ближнем Востоке, в Месопотамии и датируются второй половиной IV тыс. до н. э. Они выполнялись из керамических палочек-конусов, в виде «зигзагов», затем раскрашивались красным, черным и белым пигментом. Другие мозаики того же периода, встречаются в египетских и персидских памятниках. К 2600 – 2400 гг. до н.э. относится возникновение техники инкрустации (opus sectile) — именно она стала предтечей знаменитой в дальнейшем техники «флорентийской мозаики». В VIII веке до н.э. так же создавали мозаичные изображения из необработанной гальки (например, дворцовые полы, обнаруженные в Анатолии), которую высокомерные римляне называли «opus barbaricum». Однако, по мнению исследователей, именно древние греки, на излете V века до н. э., стали первыми, кто занялся мозаиками как видом декоративно-прикладного и монументального искусства. Известны образцы родом из полисов Олинфа, Сикиона, Эретреи и столицы древней Македонии, Пеллы (все — IV века до н.э.)

Мастера этого периода, несмотря на ограниченность ресурсов, производили великолепные мозаичные работы. Эти художники находились под значительным влиянием тенденций классического и эллинистического искусства: строгий дизайн и палитра цветов — с одной стороны, и тщательное выполнение работ — с другой.

Мастерские изобиловали, а ремесленники были строго организованы в различные союзы, через которые они получали и выполняли заказы на отделку полов общественных зданий, а также частных домов элиты.

Первые мозаики, обнаруженные на Кипре, представляли собой геометрический орнамент и были выполнены из морской гальки чёрного, серого, розового, белого и коричневого цветов. Кроме камней, найденных на острове, в мозаиках использовали ввозимый на Кипр мрамор, а на более позднем этапе, для передачи редких ярких оттенков — смальту (в Пафосе были обнаружены остатки древних мастерских по ее изготовлению).

Затем появляются сюжетные мозаики: приходит черёд сложных, многофигурных сцен из античной мифологии, позднее появляются и композиции с ранними символами христианства. Сегодня во многих местах на Кипре можно видеть эти великолепные образцы (в Пафосе, на Курионе, в Саламисе и т.д.).

Искусство мозаики достигает своего расцвета в Византийскую эпоху: произведения становятся более изысканными и роскошными (им свойственны деликатная кладка, мелкий модуль элементов и золотые фоны). После распространения христианства (IV век н.э.) и его становления в качестве официальной религии государства, начинают возводить большие храмы по всей империи, которые широко и повсеместно украшались мозаикой: от сводов, стен и до полов. От Равенны до Константинополя и от Салоников до Кипра (храмы Панагии-тис-Канакариас, Панайи Ангелоктисти, Панагии-тис-Кирос и т.д.), — всюду византийские императоры приглашали мозаичистов. Их произведения и сегодня занимают важное место в истории искусства в мировом масштабе.

Падение Византийской империи в XIII веке привело к одновременному c этим снижению использования в искусстве мозаики. Некоторые мастера уехали в Италию в поисках работы, где даже в меньших масштабах декорирование церквей мозаичными панно продолжалось еще несколько веков.

Впоследствии искусство мозаики кануло в безвестность на долгие 300 лет. Различные попытки возрождения искусства, сделанные в Европе, не приносили значимых результатов до тех пор, как в течение первой трети XX века не произошло яркое возвращение мозаики в церквях и других памятниках культуры и архитектуры Парижа. В то же время в Равенне открылся центр по изучению мозаики, где великие художники учились и создавали свои работы.

В греческом мире возрождение византийских мозаик происходит благодаря усилиям афинянина и известного писателя, и художника Фотиса Контоглу (1895-1965 гг.), в основном после 1950 года: он создает несколько мастерских, работники которых старались изучать и создавать произведения искусства, используя технику мозаики.

На Кипре так же возрождалось это искусство. И в наши дни в городах и деревнях Кипра работают мозаичисты, создающие современные и традиционные произведения искусства и обучающие желающих своему мастерству (подробнее в нашем интервью).

Изделия из стекла: роспись по стеклу и фьюзинг

Изготовления стекла началось на Кипре в VII – VI вв. до н. э., и с тех пор методы, используемые в производстве стекла и декоративных предметов интерьера подвергались значительным улучшениям на протяжении веков.

На равнине Месаория с начала XX века широко распространилась роспись по стеклу, ставшая ключевым элементом декора парадной комнаты традиционного дома. Живописцами были мужчины и женщины, а предмет изображения мог быть самым разнообразным, связанным с религиозными и национальными, героическими мотивами (например, Константин Палеолог, Александр Великий и народные герои, батальные сцены Греческой революции 1821 года), а также изображения людей (местные «парни» и семейные фотографии); мифические животные и птицы. Заказчики нередко просили мастера воспроизвести знаменитые высказывания и эпиграммы, написанные каллиграфически. Изображение наносилось масляными красками на обратной стороне стекла: исполнение производилось в наивной манере и было свободным от каких-либо правил. В атмосфере анонимности народных художников, тем не менее появилось и авторское искусство — примером тому картины известного художника Кипра, Майкла Кашалоса из деревни Аша в Месаории. К слову, именно с росписи стекла для гостиных в Месаории он и начал свою карьеру живописца, изначально не подписывая, как и другие его коллеги-ремесленники, работавшие в этом районе.

Фьюзинг, как технология спекания стеклянной массы в печи, является основным методом изготовления небольших стеклянных предметов в течение примерно 2000 лет. В то время, когда технология и методы обработки стекла, в целом, переживали новый расцвет в эпоху Возрождения, фьюзинг в значительной степени был позабыт.

Техника фьюзинг начинает набирать популярность только с начала XX века (в частности, в США этот процесс пошел в 1960-е годы).

Современный стеклянный фьюзинг — это распространенное хобби, его техника тоже набирает популярность в мире профессионалов декоративно-прикладного искусства.

Энкаустика

Искусство энкаустики или восковая живопись (название происходит от греческого ἐγκαυστική — «нагревать или выжигать») — это техника нанесения изображений, выполняемая красками в расплавленном виде, в которой связующим веществом является воск.

Восковые краски (а именно, восковая темпера) применялись еще древними египтянами для росписи гробниц, однако, достоверно неизвестно, когда они точно появились (что кстати, подтверждалось самим Плинием Старшим). Материал и технология были разработаны ради долговечности красочного декоративного слоя. Позднее, в Древней Греции, живопись воском получила широкое распространение: известные мастера Паррасий, Полигнот, Зевксис сумели достичь в своем искусстве реалистичности и небывалой ранее живости изображения, завораживавших их современников. Техника, в которой работали греки, называлась «энкаустика» — выжигание картины восковыми красками на мраморной доске. В результате получались очень реалистичные и красочные изображения.

Пожалуй, самыми известными из всех произведений энкаустики являются погребальные, так называемые Фаюмские портреты, написанные в период с I по III век н.э. греческими художниками в Египте с использованием тончайшего сусального золота.

Расцвет этого искусства пришелся на эпоху античности. В это время было создано немало натюрмортов, портретов и икон с помощью воска. По преданию, апостол Лука писал святые образы именно в этой технике.

Позднее, в период Средневековья техника энкаустики была забыта и почти утеряна. Ей на смену пришли темперная и масляная живопись, более удобные для работы; и на долгое время технология работы с воском была предана забвению.

Итак, разновидностью энкаустики является восковая темпера (здесь воск не растапливают, а растворяют в эфирных маслах, получая таким образом восковую эмульсию), отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике, возраст которой насчитывает более 3000 лет, написаны многие раннехристианские иконы. Энкаустике в религиозной живописи сегодня обучают в иконописной школе при Лимассольской епархии в классе Христоса Георгиу, ученика знаменитого монаха-иконописца Каллиника. Эти иконы не трескаются, не реагируют на перепады температуры и изменение влажности. Они отличаются долговечностью и тысячелетиями могут не терять яркости красок.

Сегодня энкаустику в иконописи считают художественным достоянием Кипра. А мирской живописи в этой технике можно обучиться в культовом арт-пространстве THE PLACE, что в Пафосе. Техника предполагает растапливание заранее приготовленных кусочков воска, смешанных с краской, на огне, на металлической палитре. Большинство художников, работающих в технике энкаустики, используют восковые блоки, которые уже были окрашены. Эти восковые краски не теряют свой цвет со временем. Их накладывают не только кистью, но и разогретой металлической палочкой. Восковая живопись, которая существует сегодня — это уже находки и приемы современных мастеров, попытки возродить былую технику. Единственное, что опасно для таких картин — это механическое повреждение.

Производство шелка

Шелк во всем мире — признанный символ богатства и роскоши, но только не на Кипре...

Традиция шелководства зародилась на территории Китая ещё в неолите (V – III тысячелетии до н. э.). Долгие столетия никому за пределами династии Чжоу не удавалось овладеть технологией производства шёлка.

Одна из легенд гласит: к императору Византии Юстиниану I в 552 г. явились персидские монахи-христиане и пообещали принести яйца шелкопряда, что и было сделано: в полых бамбуковых посохах они принесли ему драгоценную ношу. Юстиниан тут же отдал приказ разводить шелкопряда. Шелк разрешено было производить только в особых казенных мастерских.

Кипр оказался климатически идеальным местом для выращивания тутовника, и уже в середине XII века он стал известен в Европе собственным шелковым ткачеством.

Известно: на протяжении веков многие путешественники, посещавшие Кипр, не переставали удивляться тому, что одежду из этой дорогостоящей ткани носили все — от зажиточных до простых горожан и сельчан. Шелковые простыни были обязательным элементом приданого каждой невесты. А самое любопытное: разводили шелкопряда чаще всего по причине бедности, когда у семьи не было достаточно денег на покупку одежды.

Со временем, в XIII – XIV вв. центром производства шелка становится Никосия. Тяжелая для киприотов эпоха венецианского правления (1489 – 1571 гг.) стала годами расцвета шелкового производства, ведь новым правителям, покоренным кипрским текстилем, несомненно, требовалось его все больше. Османская империя, потеснившая Венецию на острове, не упустила и свою выгоду в этом прибыльном деле, хотя производство шелка обложили высокими налогами. Пришедшие в 1878 г. на смену туркам англичане, знавшие толк в дорогих тканях, прагматично и целенаправленно стали заниматься модернизацией шелкопрядилен. При них была построена фабрика в Героскипу (округ Пафоса), приглашены из Италии специалисты для контроля за производством и качеством. Случилось так, что Вторая мировая война «поспособствовала» увеличению потребности в производстве шелковых тканей. Основным потребителем в те годы становится военная промышленность: из шелка шили парашюты для войск союзных армий. Тем не менее, к концу 1950-х гг. разведение тутового шелкопряда на Кипре практически прекратилось: в обиход все увереннее входили синтетические ткани, а на самом острове началась борьба за независимость и было уже не до того, что называется... Окончательно производство шелка завершилось в результате турецкой оккупации в 1974 г., — ведь именно на оккупированных северных территориях остались три главных района шелководства и ткачества: Китрея, Лапитос и Каравас.

Сегодня лишь незначительное число жителей Кипра продолжают древние традиции изготовления шелка. А услышать о тутовом шелкопряде можно только увидев в ремесленных и других арт-центрах и сувенирных магазинчиках бижутерию и аксессуары с использованием коконов, либо традиционные панно с цветочными мотивами по бархату с теми же коконами.

Интересно: как и многое на острове, с разведением шелкопряда связано несколько примет и обрядов. Самыми распространенными были следующие: во время пасхальных служб селяне стремились спрятать носовой платок, наполненный листьями тутового дерева, под раку в церкви, чтобы их шелкопряды могли питаться этими освященными листьями. Мастера по изготовлению шелка всегда искали взглядом первых ласточек, летающих в небе: увидев птиц, они загадывали желание — произвести столько же шелка, сколько весит ласточка.

Резьба и выжигание по дереву

В древние времена Кипр был покрыт сосновыми лесами и многие морские державы строили свои корабли из этой древесины. Сами киприоты использовали дерево и для постройки рыбацких лодок, изготовления сельскохозяйственного оборудования и бытовых инструментов, а также — для отопления. Чуть позже на острове распространилась резьба по дереву: мастера создавали статуи богов и фигурки человека и животных; из дерева резали мебель и элементы декора.

В середине XIX века Лапитос становится важным центром резного дела на острове, его мастера славятся своей работой, великолепным чутьем на красоту и ловкостью резьбы.

Уникальное сочетание работы резчика с росписями на сундуках, угловых поставцах и сервантах, полках в наибольшей степени было развито и процветало в Аканфу (около середины XIX века). Здесь, как считалось проживали лучшие в деревнях резчики. Декоративные мотивы, которые использовались ими, имеют греческое и византийское происхождение, как например, горгоны (они же русалки) и ангелы. Среди других популярных и традиционных мотивов стоит назвать: кипарисы, цветы в горшках, птицы и львы, дворцы или храмы, двуглавые орлы, листья винограда. А сами произведения дополнительно окрашивались в красный, желтый, голубой и зеленый цвета.

Традиционно кипрская резьба по дереву делится на два направления: духовное и мирское. Духовное направление процветало с начала XVI века, когда высокие резные деревянные иконостасы стали устанавливать во многих кипрских церквях. Видным образцом такой резьбы является иконостас церкви святого Лазаря в Ларнаке в стиле барокко, вмещающий 120 икон (1773-1782 гг.).

Мирское направление резьбы по дереву, в свою очередь, также делится на два подвида: городское и фольклорное. Городское направление включает в себя все виды крупногабаритной мебели из дерева, которой пользуются горожане: гардеробы, столы и кресла. Основными чертами резьбы в фольклорном (или деревенском) стиле является ее естественность, отсутствие строгих пропорций и простота декора. Назовем для примера некоторые: сундуки, кровати, стулья, полки, шкафы и рамы для зеркал.

В наши дни деревня Мутуллас в долине Марафаса славится на весь Кипр своими мастерами. Сегодня тонкая резьба по дереву производится как для бытового пользования, так и в художественных целях. Кстати, традиционные сундуки для хранения белья, как базовый элемент традиционной меблировки, до сих производятся здесь и еще в нескольких мастерских на острове. Основные декоративные мотивы по фасаду те же, что и столетия назад: геометрические узоры, розетты, цветы, птицы, животные, а также стилизованные изображения известных построек.

Другим знаменитым ремеслом, соединяющим в себе работы плотника, резчика и даже мастера плетения из лозы является изготовление традиционных стульев.

Мастеров называли «тцаэрас». Причем конструкция городского стула с плетеным сидением отличалось от его деревенского «собрата». Так, в городах мастера-стульники производили стулья ручной работы двух видов. Один тип, при котором все детали конструкции были обточены округло; и второй — с прямоугольными элементами. Используемая древесина: кипарис, дуб, платан, шелковица и т. д.

Сиденье стула было сделано обвязкой из веревки из натуральных волокон или плелось из соломы.

Стулья декорировали некрупными узорами невысокого рельефа (иногда геометрическими). В прошлом мастерам приходилось иногда буквально прочесывать весь лес, чтобы найти подходящее дерево для своих стульев: его срубали и оставляли сушиться в течение нескольких месяцев, и затем только приступали к работе.

 

Выжигание

Пирография или пирогравюра (с греческого: «рисование огнем») — это искусство украшения дерева или других материалов (кожи, пробки, фетра или бумаги) путем выжигания на них изображения. В прошлом техника считалась редкой, хотя и была распространена в ряде древних культур Африки, Америки и т.д. В XX веке изображения стали наносить специальным прибором — пирографом.

Предварительное нанесение рисунка производится при помощи раскаленной иглы или даже с помощью увеличительного стекла, линза которого концентрирует яркий солнечный свет.

На современном этапе художники могут достигать и использовать большой спектр тонов и оттенков в своей работе: варьируя тип насадки и температуру нагревания пирографа; применяют так же «штампы» из раскаленного железа (пиротипия).

На Кипре это очень популярный и распространенный вид прикладного искусства и техника, используемая в художественной графике. После того как узор нанесен, деревянные предметы нередко окрашивают. Наиболее подходящими мастера считают светлые лиственные породы дерева: платан, липа, бук и береза. Иногда используют сосну или дуб.

Плетение из лозы: корзины, циновки и прочее

Плетение корзин восходит к глубокой древности. Можно сказать, что изготовление разнообразных изделий путем плетения — это один из старейших и самых распространенных по всему миру народных промыслов, который в каждой местности продолжает свое существование без каких-либо значительных изменений.

Природные ресурсы Кипра, сегодня, как и в далеком прошлом, всегда обеспечивали необходимое корзинщикам сырье в изобилии: камыш и тростник, которые произрастают по берегам рек и в низинах; гибкие тонкие прутья терпентинного и перечного дерева, дикой оливы и стиракса; листья финиковой пальмы и т.д.

Современным мастерам, как и их предшественникам, требуется всего несколько инструментов для плетения самых различных изделий, подходящих для самого разнообразного применения. Например, в деревнях Месаории корзинщики делали большие корзины, которые обмазывались изнутри и снаружи глиной и засыпались известью, — так они выглядели как глиняные горшки и в них хранили муку. Из тростника плели большие циновки, которые затем размещали на деревянных несущих балках перекрытий. А из ветвей дикой оливы мастера изготавливали рыболовные ловушки («скаркес»). Большие корзины использовались в основном для переноски винограда. Двойные корзины («сиризэс») размещали на спинах ослов: в них перевозили добытую соль с соляных озер. Рабочие несли свой обед, состоящий из оливок и сыра, в небольших корзинках с крышками, т.н. «короколиос».

Резные тыквы

Этот популярный овощ из семейства кабачковых, произрастает на Кипре и бывает различных форм и размеров. Высушенные и очищенные от мякоти тыквы декорировали и использовали для практических целей на острове в течение многих лет. Самое распространенное применение — в качестве бутылки (сосуда) для воды, но не только. Тыквы традиционно используют в быту, как графин для вина, подсвечник и контейнер для хранения соли или оливок. Украшение тыквы геометрическими узорами или цветочными мотивами, изображениями животных производится ножом или раскаленной на огне кочергой, — это до сих пор практикуется во многих деревнях.

Эти изделия народного творчества можно найти во многих сувенирных магазинах.

Театр теней

Театр теней — самая популярная форма визуального искусства в странах Азии (его возраст насчитывает более 1700 лет). Родиной считается Индия, несмотря на тот известный факт, что в Китае и в странах ислама были свои собственные оригинальные театры теней.

В Греции и на Кипре он тоже однажды появился: как широко известно, возникновение театра «Карайозис» (от греческого Καραγκιόζης, и от турецкого Karagöz, — «черный глаз») относится ко времени правления Османской империи на этих землях.

В Османской империи XIX века этот популярный народный театр олицетворял собой мультинациональное теократическое общество.

Главный персонаж, неунывающий Kарайозис стал отражением бытовавших в обществе представлений: этот персонаж обладал чертами весельчака, вокруг которого происходили разные истории и приключения. Уникальность этого типа театра обусловлена его особенностями: использование стандартизированных символов и сценариев, специфический стиль и язык диалогов и импровизаций.

На Кипре, ремесло «теневого кукловода» было наиболее распространено на рубеже XIX – XX веков, его представителями были артисты из Греции, кто регулярно приезжал с гастролями на Кипр для организации представлений.

Некоторые из них, в дальнейшем так и оставались на острове. Назовем наиболее значимых из них: Герасимос Кефалонитис (в 1900 г.), Андреас Сулиотис (в 1922 г.), Никос Тцитурис (в 1920 г.). Они ставили спектакли и обучали киприотов изготовлению кукол, а также искусству и технике театра теней. Другие мастера этого жанра, которые продолжали жить в Греции и бывали на Кипре на гастролях, — Харилаос Петропулос (в период с 1900 по 1911 годы), Никос Смирниос (1923 г.), Антонис Агиомавритис (1928 г.), Антонис Зинелис (1935 г.) и Евгениос Спатарис (в начале 1980-х годов).

Однако, коренное население Кипра имело возможность общаться с греческими артистами и во время своего добровольного участия в ходе национальной освободительной борьбе греков; в войне 1879 года, во время Балканской войны (1912-1913 гг.) и в обеих мировых войнах. Среди них греки-киприоты: Афинодорос Георгиадис, который жил в Греции в 1912-1918 гг., Йоркос Лаутарис Хаджийосиф (волонтер войны 1918 года), Костас Мавроталасситис (1918 г.), Христос Паис (1940 г.) и др.


Что ж, на этом пока все. Сегодня мы не только узнали немного о народных промыслах, ремеслах и традициях Кипра... мы приоткрыли дверцу в мир его народной души.

В будущем нас ждут настоящие путешествия и более близкое знакомство с традициями и секретами мастерства кипрских умельцев. Возможно, и вы, путешествуя вместе с нами, захотите в дальнейшем попробовать освоить одно из них.

 

До новых встреч!