Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Курион: вперед в прошлое
Курион
вперед в прошлое
8969
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
Фото: Дарья Саульская
08.12.2016

Согласитесь, на Кипре, где история буквально на каждом шагу, нередко хочется совершить путешествие «в прошлое». Сегодня наш «пункт назначения» — археологический парк-музей Курион (греч: Κούριον или лат: Curium). Он находится на месте одного из важнейших городов-царств в древности, и представляет собой комплекс впечатляющих памятников культуры, раскопки которых раскрыли не одну тайну.

Свое путешествие мы начали с небольшой экспозиции музея в Эпископи.

Археологический музей

Местный археологический музей Куриона расположен в деревне Эпископи, недалеко от Лимассола. Он разместился в бывшем частном доме (1937 г.) Джорджа Макфаддена, помощника директора Пенсильванского университета, который проводил обширные археологические исследования на месте древнего полиса и его окрестностей, начиная с 1934 года и вплоть до своей гибели в 1953 году. Здание передали в ведение Департамента древностей Республики Кипр и часть его была преобразована в региональный музей, который открылся 15 декабря 1969 г. В двух небольших выставочных залах вы увидите многие находки, обнаруженные на сайте в ходе многолетних изысканий, с указанием мест их происхождения. Так в первом представлены образцы керамики геометрической эпохи и стекла (многие экспонаты прошли кропотливую реставрацию), монеты эпохи классики и византийского периода, ювелирные украшения из золота со вставками из хризолита, аметиста и мелкого жемчуга; фрагменты скульптуры (бронзовой — малых форм, а также из известняка и мрамора — более монументальные изваяния, вплоть до римского периода). Здесь находятся и раннехристианские мозаики, и медная домашняя утварь. Надо сказать, что многие находки из Куриона, конечно же и в первую очередь пополнили собой собрание «главного Музея страны» — Археологического Музея в Никосии, но благодаря новой культурной политике децентрализации «на местах» появилась возможность поддерживать (а то и создавать) собственные небольшие этнографо-археологические экспозиции.

К сожалению, постоянная экспозиция одними рукотворными артефактами, стендами с аэрографической съемкой и «реконструкциями» не ограничилась: по задумке устроителей, до посетителей было необходимо донести весь трагизм, который великолепный некогда город переживал (и неоднократно), теряя своих жителей и разрушаясь из-за сильных землетрясений. Так что будьте готовы к тому, что помимо обожжённых в огне пожарищ амфор, расколотых базальтовых пьедесталов и фрагментарно уцелевших ионических и коринфских капителей, вы увидите останки одной семьи, не успевшей спастись из гибнущего города: крепко обнимая друг друга, люди перешли в вечность... несмотря на прошествие многих веков, впечатление это зрелище оставляет тяжелое.

И вот через небольшой и залитый солнцем зеленый сад мы проходим во второй зальчик.

В зале представлено много скульптуры малых форм, изделий из белой (привозной) и красной керамики, — в центральной крестовой витрине. Здесь же мы можем видеть цилиндровые резные печати; мелкие статуэтки эпохи архаики, образцы египетской пластики, а также известняковые фигурки (видимо, для алтаря храма Аполлона: от архаики до классики); древнее золото и … рядом веретена с сохранившимися круглыми металлическими навершиями для фиксации намотанной пряжи. Любопытны украшения из местных пород камня: сочетание на нитях ожерелий или в виде кулонов и подвесок обтесанных до нужных формы и размера бусин. Вероятно, это был показатель развития художественного вкуса, чувства прекрасного и, конечно, технологий.

Адрес Музея: деревня Эпископи, ул. Мусиу 6
Открыт: понедельник – пятница, 08:00 – 15:30
Телефон: +357 25932453
Вход: 2.5 евро. Вы можете как приобрести отдельно билет в данный краеведческий Музей, так и воспользоваться нашим советом приобрести дневной билет, позволяющий осмотреть Курион «целиком»: за 8.5 евро.
Нюанс: Музею важен каждый посетитель и вас попросят записаться, указав на бланке имя и фамилию.


Далее, за 5 минут мы доехали до КПП «Курион». У шлагбаума вас попросят предъявить (или приобрести там же) билет и далее вы проезжаете на обширную территорию бывшего полиса, где есть большая парковка.

Первым гостей встречает павильон со справочной информацией: по центру — макет, позволяющий обозреть грандиозность вашей прогулки и наметить маршрут. Здесь же расположен сувенирный киоск и пункт охраны.

Имейте в виду: путь по парку предстоит долгий и лучше запастись водой заранее. На маршруте иных киосков или фонтанчиков с питьевой водой, к сожалению, не предвидится.

Курион: не(много) истории

По преданию, Курион был основан аргивянами в XII в. до н.э., перебравшимися на восток после падения микенской цивилизации. Хотя этот полис достиг наибольшей известности при римлянах, долина реки Курис, согласно самым ранним свидетельствам, уже была населена и возделывалась с эпохи керамического неолита (5500 – 3900 г. до н.э.), в то время как самые ранние остатки, обнаруженные в древнем городе, относятся к средней и поздней бронзе. Территория акрополя, расположенного на холме, занимающего доминирующее положение на побережье, была обитаема, по всей видимости, со времени классического периода (475 – 333 гг. до н.э.) и вплоть до арабских набегов в VII веке.

Курион упоминается в работах нескольких древних авторов, в том числе у Птолемея (v 14. 2.), Стефана Византийского, Гиерокла Александрийского и Плиния Старшего.

К примеру, правитель Куриона Пасикратес упоминается в связи с тем, что он якобы помог Александру Великому при осаде Тира в 332 году до нашей эры. Известно, что Пасикратес правил как вассал Александра, но был свергнут в борьбе за престолонаследие среди диадохов (полководцев Македонского). Падение его, а также других царей привело к тому, что на острове к 310 г. исчезли кипрские монархии (последний царь Никокреон в Саламине из династии Тевкров, чтобы не попасть живым в руки воинов Птолемея, вместе с семьей кончает жизнь самоубийством). В 294 г. до н.э. Птолемею удалось присоединить Кипр к своим египетским территориям, так Курион отныне перешел под правление династии Птолемеев.

В 58 году до н.э. Совет плебса передал Lex Clodia Кипра, аннексируя тем самым остров провинции Киликии и приведя его под римское владычество. Между 47 и 31 г. до н.э., Кипр был возвращен власти Птолемеев, а именно Марку Антонию и Клеопатре VII Филопатру. В 22 году до нашей эры Кипр, отделенный от провинции Киликии стал сенатской провинцией. В римский период Курион был одним из самых известных городов Кипра.

В середине I в. на Курионе было введено христианство, согласно церковному преданию, Святыми Павлом и Варнавой во время первого миссионерского путешествия Павла. Во время гонений (303 – 313 гг.) Диоклетиана был замучен Филонеидис, епископ Куриона. В 341 г. епископ Зенон сыграл важную роль в Совете Эфеса, утверждая независимость Кипрской церкви.

Некогда процветавший полис был разрушен в конце концов, в результате сильного землетрясения в 365 году нашей эры.

Вообще, в IV-м веке Курион последовательно разрушали пять сильных землетрясений, которые происходили в течение восьмидесяти лет. В начале V века Курион был отстроен вновь, включая возведение церковного комплекса в западной части акрополя. В 649 г. арабские набеги привели к разрушению акрополя, после чего центр поселения был перенесен в Эпископи, в 2 км к северо-востоку (деревня получила свое название от места резиденции епископа (Episcopus).

Раскопки сайта производились систематически, начиная с 1933 года (учеными Музея Университета Пенсильвании) и продолжалось, с небольшим перерывом в годы Второй мировой войны, вплоть до 1954 г. В 1974 – 1979 годах американская миссия из Центра византийских исследований в Думбартон-Оуксе проводила раскопки раннехристианской базилики Куриона. С 1975 до 1998 годы под эгидой Департамента древностей Кипра были раскрыты агора, так называемый «Дом гладиаторов», малая базилика вблизи от стадиона и прибрежная базилика. В настоящее время Департамент также занимается управлением, сохранением и популяризацией археологических раскопок Куриона.

Основные объекты Куриона

Великолепный греко-римский театр в центральной части сайта был возведен во II в. до н.э. Он находится на северном склоне рельефа, понижающегося к воротам Аматусы, таким образом, используя склон холма для поддержания веса мощной конструкции амфитеатра. Это архитектурное расположение является типичным для театров всего восточного Средиземноморья: зрители сидели лицом к морю.

Сцена была так же реконструирована еще в 64 – 65 гг. Квинтом Юлиусом Кордусом, проконсулом: прежде небольших размеров она была расширена, вокруг установили колонны. В последующие годы, при Траяне в 111 г. театр вновь достраивался, — и в таком виде он дошел до нашего времени... хотя между 214 и 217 гг. его было перестраивали — под арену для проведения гладиаторских боев. И все же, после 250 г. театру вновь вернули прежний облик. Однако уже в конце IV в. он был заброшен в следствие последовательных проявлений сейсмической активности.

Театр восстановили в 1961 году. Расширенные сavea (отделения по ярусу и зрительские места в римскую эпоху) позволяли здесь разместиться большой аудитории, до 3500 человек. В настоящее время здесь проводятся музыкальные и театральные представления под открытым небом — в основном, в летние месяцы — что делает его одним из самых популярных мест для масштабных и значимых культурных мероприятий (например, театр является одним из мест проведения Международного фестиваля древнегреческой драмы).

Администрация сайта просит гостей мероприятий и музейного комплекса не употреблять продукты питания и не курить рядом с достопримечательностями.

К востоку от театра находятся остатки когда-то великолепного строения, так называемого «Дома Эвстолиоса» (полностью раскрыт в 1938 г.); в ранние годы — частной виллы, в эпоху раннего христианства превращенной в центр общественного отдыха.

Расположенные вдоль гребня юго-восточных скал, и непосредственно к востоку от театра, находятся остатки Дома и бань Эвстолиоса. Их раскопками занималась группа исследователей в 1933 и 1948 гг.: сегодня можно видеть то, что время донесло до нас от резиденции, датируемой рубежом IV – V вв., которая еще до середины VII в. оставалась обитаемой.

Пристройки для домашних нужд, а также термы на северной стороне содержат более тридцати помещений. Вход в комплекс находился на западе, откуда посетитель попадал в прямоугольный двор. Приветственная надпись над входом из внешнего двора гласит подобное «взойди, благословясь». Небольшие помещения — комнаты были расположены к северу и к югу от внешнего двора (вестибюля), а также перистильный двор в южной части и его восточные пределы. Южный перистиль был выстроен вокруг центрального бассейна и является центральным элементом для домашних пристроек: его портики (они же крытые галереи) были украшены 4 искусными (мозаичными полотнами, «обрамленными» геометрическим орнаментом. Надпись в перистиле позволяет узнать нам имя строителя, которым как раз и был Эвстолиос, человек, который «возвел это строение, дабы облегчить страдания граждан Куриона» (имеется в виду: после землетрясения 365 г.).

Настоящим покровителем дома сохранившаяся надпись называет Христа. В северной части «усадьбы» проживала прислуга и находились склады провианта, а также сами бани, искусно облицованные мрамором и имевшие мозаичные полы. Самая известная мозаика изображает персонификацию Ктисис (Творение или Сотворение мира), держащую линейку (измерительный прибор) архитектора. Помещения, вероятно, изначально были построены как частная резиденция (вилла), но были преобразованы в публичные термы в начале V века.

Здесь так же в некоторых из «камер» (назовем условно так остатки малых помещений) камень как будто когда-то покрылся «пузырями», напольные плиты местами «пошли волнами» и на стенах заметен сизый налет. Мы предположили, что там были очень высокие температуры и бушевал огонь во время катаклизма.

Несмотря на то, что вилла раннероманского периода была сравнительно скромных размеров, она имела несколько уровней (до сих пор можно видеть убегающие в густую тень каменные ступени и ходы: подвалы либо подземные сооружения) и была прекрасно обустроена и богато декорирована. Ее остатки позволяют нам представить планировку: четыре панели мозаичных полов (V в.) — в центральной комнате; и в комплексе бань, находившихся на более высоком уровне, в шаговой доступности, к северу от основного здания. Современная конструкция навеса дает возможность посетителям наслаждаться видом мозаик сайта круглый год, а ученым продолжать заниматься исследованиями.

Сами термы первоначально были обустроены к северу и востоку от центрального помещения, — здесь находились «холодные купальни» (т.н. «фригидарий»). Перед каждой — неглубокая ванна для омовения ног; в то время как на западе есть остатки гипокауста, нагревавшего смежное помещение (т.н. «тепидарий»), далее шла комната с горячим воздухом (т.н. «кальдарий») — все это можно увидеть и сегодня. В кальдарии, к примеру, сохранились встроенные резервуары для принятия горячих ванн; также, как и «огневые» нагревательные камеры, откуда горячий воздух поступал через гипокауст, проходя через специально вырезанные в стенах дымоходы и под терракотовыми плитками пола.

Вообще данный комплекс построек «дворца» — результат серьезной модернизации, которая проводилась в течение нескольких последних лет правления императора Теодосиоса (408 – 450 гг.).

Нюанс: имея возможность самостоятельного ознакомления с объектами парка, вы получите достоверную информацию по каждому из них. Археологический парк «Курион» имеет планы местности и пояснительные стенды (в том числе и на шрифте Брайля, для слабовидящих посетителей), удобные деревянные настилы для прохода и осмотра; также на территории парка имеются навесы и беседки, где можно отдохнуть от непрекращающегося ветра и сильного солнца, да и просто полюбоваться невероятно прекрасными видами, представляя себе Курион и его граждан в далеком прошлом. К услугам гостей сайта предоставляется аудиогид.

Не менее впечатляющими являются мозаичные полы в так называемых «Доме Ахилла» и «Доме гладиаторов», — обе виллы получили свои названия по сценам, изображенным в мозаике полов.

Дом Ахилла расположен в северо-западной части акрополя, на южной оконечности седловины, соединяющей территории акрополя с холмами к северу и западу. Он был расположен за пределами городских стен, и рядом с предположительным местом нахождения Пафосских ворот.

Дом Ахилла был построен в начале IV века. Структура виллы окружает центральный перистиль (внутренний двор, окруженный колоннадой), где фрагментарно сохранились мозаики портиков в северо-восточной части и колонны из гранита на мраморных базах.

Забавно: мы обратили внимание на форму и «дизайн» керамической плитки на полах постройки: она, как ни странно, очень хорошо знакома тем, кто застал присутственные места советской эпохи, или является частым пассажиром старых веток московского метрополитена: сочетание коричневых кругов и белых 6-угольников, что ни говори, — старая добрая классика на все времена.

Наиболее ценная мозаика сооружения изображает сцену обнаружение Ахилла (героя из греческой мифологии) Одиссеем у Ликомеда, царя Скироса: Фетида прятала сына среди царевен, чтобы он не был отправлен на войну против Трои. Мозаика другого помещения со сценой купания Фетидой новорожденного младенца Ахилла, сохранилась фрагментарно. В следующем помещении так же фрагментарно дошедшая до наших дней мозаика изображает «Похищение Ганимеда». Несмотря на то, что первоначально остатки постройки были идентифицированы как частный дом, не исключено, что это было здание общественного назначения.

На заметку: в отличие от многих других археологических сайтов, где осмотреть раскопы с обнаруженными в них остатками возможно только из-за ограждения, либо проходя высоко по помостам, в Курионе во многих местах есть свободный доступ на объекты, а частично сохранившиеся и отреставрированные фрагменты позволяют воочию увидеть и «побывать» в этом городе, давно канувшем в Лету... у многих любителей истории подобный опыт вызовет понятный трепет и восхищение.

Так называемый Дом гладиаторов расположен к югу и к востоку от Дома Ахилла. Он относится к концу III века и рассматривается некоторыми специалистами как элитный частный дом, или, возможно, и что даже более вероятно, это могла быть общественная палестра (древнегреческая гимнастическая школа, где главным «предметом» была борьба). Данная версия подтверждается отсутствием в плане многих комнат, подходящих для жилых помещений. Так же вход в данное здание находилось на востоке через присоединенный банный комплекс. Основное крыло Дома расположено вокруг центрального двора перистиля, северный и восточный портики которого сохранили мозаики, изображающие гладиаторские поединки. Например, восточный портик включает две панели. Здесь помимо сражающихся в композицию введена фигура судьи и указаны имена обоих бойцов: Маргаритис и Эллиникос.

Остатки римской агоры (центральной городской и рыночной площади) также сохранились на сайте. Ее планировка восходит к раннему III веку, с более поздними пристройками, сделанными во время раннего христианства. Римская агора расположена на остатках более раннего общественного здания, которое использовалось с позднего IV века до н.э. до конца эллинистического периода (30 г. до н.э.).

Это место было окружено портиками с мраморными колоннами с обеих сторон, в то время как на его северо-западной стороне находятся впечатляющая общественная баня и небольшой Нимфей (храм, посвященный нимфам, I век). Нимфей неоднократно перестраивался, а в его святилище проводились обряды поклонения.

Ранняя христианская базилика, так же расположенная на сайте Куриона, датируется V веком и имеет отдельный баптистерий (пристройка для совершения обряда крещения) по внешней северной стороне. Позднее, в VII веке ее, как и многие другие христианские храмы, разрушили арабские пираты.

Северо-западная базилика: ее остатки были найдены к северо-западу от акрополя. Трехапсидная и трехнефная базилика датируется концом 5-го столетия, когда-то к ней был проход через перистиль. В храмовом комплексе к северу от главной базилики была так же построена часовня. В середине VII века базилика так же погибла в результате арабских набегов.

Святилище Аполлона Хилатского (Гилата), расположенное в 1,7 км к западу от акрополя. К нему мы добирались по дороге В6, оно так же относится к комплексу полиса Курион (здесь вы найдете план местности и пояснительный текст на английском и греческом языках). Как и полагалось храму «Бога лесов» (Υλη означало «лес») и покровителя полиса, его святилище возвышается в стороне, за городскими стенами... когда-то здесь произрастали посвященные ему рощи. Святилище было всекипрским местом поклонения. Храм Аполлона Хилатского (наряду со святилищами Зевса Саламиноса и Афродиты Пафиан) имел большое значение для всего острова на протяжении долгого периода, вплоть до IV в. Самые ранние археологические данные свидетельствуют: комплекс был воздвигнут в конце VIII века до н.э., как храм, посвященный некоему «Богу», и скорее всего, был связан с божеством плодородия. Тем не менее, к середине III века до н.э. святилище уже было посвящено Аполлону. В раннеримскую эпоху (I век), во время правления императора Августа святилище ожидал второй обширный этап строительства. Были возведены монументальный простиль (портик) храма Аполлона, а также так называемый «толос» — открытая кольцевая структура, включившая в себя элементы более ранней постройки.

Именно в это время была построена центральная улица для процессий, ведущая к храму и замощенная галькой. В комплекс были «добавлены» здания к северо-западу и юго-востоку. Его развитие продолжалось во время правления императора Траяна (98 – 117 гг.), которого отождествляли с самим Аполлоном Хилатским, что, несомненно, способствовало росту популярности храма у римлян. В этот период были построены также бани и здание с южной стороны. Святилище подверглось разрушению в результате сильного землетрясения в 365 году, 21 июля.

Вот как описывает это бедствие, охватившее и другие города Средиземноморья, известный ученый и богослов Св. Иероним Стридонский (342 – 420 гг.), побывавший на Кипре: «Случилось землетрясение... и море затопило берега и разрушило нации и города... многих островов». К слову, в ряде современных источников упоминается, что ученые уже в наши дни попытались определить мощность толчков, имевших место тогда с эпицентром в 30 км к юго-западу от Петра-ту-Ромиу, на месте соединения Европейской и Африканской материковой плит. Выяснили: на Курион обрушились 11 балов из 12 возможных по шкале Рихтера.

Стадион Куриона (II век) находится примерно в 0,5 км к западу от акрополя, в сторону Пафоса. Это единственная сохранившаяся арена, где проводились спортивные состязания, скачки и гонки на колесницах. Вмещал около 7 тысяч зрителей. Стадион был построен во время правления Антонинов (138 – 180 гг.). Места для зрителей сформированы трибунами U-образной формы по южной, западной и северной сторонам стадиона. Стадион в длину был 187 м, а в ширину имел достаточно места для 8 бегунов.

Открыт: Летний сезон (16 апреля – 15 сентября) ежедневно: 08:30 – 19:30, зимой (16 сентября – 15 апреля) ежедневно: 08:30 – 17:00
Закрыт по праздникам: Рождество, Новый год, Пасхальное воскресенье (Православная Пасха)
Вход: 4.5 евро, группам более 10 человек скидки
Телефон: +357 25934250
Сайт: www.mcw.gov.cy

Где отдохнуть и перекусить:

Покидая основной сайт, выезжаете направо и спускаетесь вниз, к морю, виноградникам, садам и плантациям сахарного тростника. На волнах носятся серферы, в небе парят парапланеристы, а на галечном пляже расположились три ресторана, веранды которых открыты морским ветрам.

Как видите, к Куриону можно приехать и совместить сразу несколько приятных видов отдыха: после познавательного в музейном парке, есть возможность покататься на лошадях, освоить полеты на параплане, попробовать свои силы в серфинге или позагорать на муниципальном пляже «Курион».

Как добраться:

Адрес археологического парка «Курион»: ул. Эсхилу 3, Эпископи.

Доехать можно с экскурсионными группами изо всех городов Кипра.

На авто из Никосии: по трассе Никосия — Лимассол (А1) затем по А6, после Ипсонас свернуть по указателю на Эпископи и Эрими, и далее на: Arheological Site. Время в дороге — 1 час 15 минут.

На авто из Лимассола: по трассе А6, далее по дороге В6 и по указателю, минуя церковь Св. Гермогена (25 минут).

Автобус: из Лимассола через Эрими до Эпископи (остановка Айос Эрмогенис) ходит 16В.

Больше информации: www.cyprusbybus.com

 

До новых встреч!

Текст: Евгения Кондакова.