Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Музей Кипра: сквозь тысячелетия за 2 часа
Музей Кипра
сквозь тысячелетия за 2 часа
1133
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
Фото: Дарья Саульская
03.12.2016

Кипрский археологический музей (или Музей Кипра) — старейший и крупнейший археологический музей страны. Он содержит обширную и уникальную коллекцию древностей острова: различные артефакты, найденные за долгие годы археологических раскопок.

В этих тихих залах — весь Кипр сквозь тысячелетия и цивилизации, возникавшие и исчезавшие... все те множества культур, эпох и народов, которые создавали его историю, культуру, традицию.

Часть 1. Музей

Как сказано на сайте Департамента древностей, Музей был основан в 1888 году по просьбе местного населения во времена британского правления. Причиной петиции, переданной консулу делегацией во главе с религиозными лидерами страны, стали незаконно проводимые раскопки на острове, и вывоз контрабандой многих культурных ценностей. История сохранила имя одного из наиболее активных «черных археологов», промышлявших на острове Афродиты, — посла США и ученого Луиджи Пальмы ди Чеснолы, который за годы пребывания на Кипре вывез свыше 35 тысяч находок, представляющих археологическую ценность. К тому же, в ходе перевозок многие из них были утрачены или повреждены, а уцелевшие вошли в собрание музея Метрополитен в Нью-Йорке.

Первый закон, касающийся археологии, был принят на Кипре в 1905 году. Он стал важным шагом на пути становления археологической науки в стране.

На первых этапах деятельность Музея поддерживалась многочисленными пожертвованиями и дарениями. Первое время он размещался в залах одного из госучреждений, но уже в 1889 году под коллекции было выделено отдельное здание в Старом городе (тогда, на улице Виктории; сейчас это территория Северной Никосии, ул. Салахи Севкет), а вот строительство нынешнего велось в 1908 – 1912 гг., в память королевы Виктории (о чем свидетельствуют сохранившаяся мемориальная мраморная доска и вензеля под королевской короной: над главным входом, под потолком, отделанным деревянными панелями). Строительством руководил Дж. Э. Джеффри, тогдашний куратор Музея. Архитектор: Г. Баланос (член Археологического общества Афин). В 1961 году появилась пристройка для хранилища экспонатов и дополнительных галерей.

Итак, сразу же после открытия началось поступление многочисленных находок и артефактов, раскрытых в ходе раскопок на острове, которые велись тогда, в основном, британскими экспедициями. Первый полный каталог всех поступлений был издан в 1899 году. Коллекция музея так же значительно пополнилась в ходе первой крупномасштабной археологической экспедиции, которую осуществили шведские учёные (между 1927 – 1931 гг.) под руководством профессора Эйнара Гьерстада.

Постоянно и ежегодное растущее число предметов, привозимых с сайтов и побудило Комитет Музея начать работу над поиском новых помещений под хранение и выставочные залы... Принятие в 1935 г. нового законодательного акта, связанного с археологическими изысканиями и на основании которого был создан Департамент древностей, — дало возможность Музею полностью официально продолжать свою деятельность как научно-исследовательскому и культурному учреждению. К этому времени множество значительных раскопок были предприняты уже кипрскими исследователями, что не только позволило полнее осветить ряд самых ранних периодов «правлений» на острове, но и воссоздать историческую эволюцию на Кипре, а также значительно обогатить музейное собрание важными артефактами.

После обретения независимости в 1960 г. кипрская археология в дальнейшем переживала свой расцвет, так как появилась наконец возможность противостоять относительной изоляции острова и утвердиться на достойном уровне в области международных археологических исследований.

Современная постоянная экспозиция состоит из 14 залов, которые охватывают многие тысячелетия и располагаются в соответствии с хронологическим и тематическим принципами, начиная с доисторического периода Кипра (докерамический неолит В) и заканчивая ранневизантийским периодом.

Здесь так же располагаются библиотека, хранилища и фонды, лаборатории по изучению собрания.

В последние годы наблюдается децентрализация коллекций и всё большее их распределение по небольшим местным музеям Кипра.

Часть 2. В залах

Здесь можно видеть остатки материальной культуры древности как отражение ушедших эпох: изделия из терракоты, бронзы и цветного стекла; керамику микенской эпохи, резьбу по камню, старинные монеты и украшения из драгоценных металлов, и многое другое, — уникальные экспонаты, запечатлевшие эволюцию различных художественных стилей и форм. Сегодня мы посетим Музей и расскажем о том, что видели и на что стоит обратить внимание в первую очередь.

По правой стороне первого зала располагаются серии объектов (инструменты, каменные сосуды и статуэтки), которые представляют собой самые ранние свидетельства присутствия человека на острове в эпоху неолита. Экспозиция в левой части посвящена периоду халколита, когда каменные сосуды сосуществовали наряду с изделиями из керамики, слепленными вручную; также представлены фигурки из пикролита. В первой витрине, расположенной в центре, — изделия из глины, являющиеся первым свидетельством отправления неизвестного культа.

Самые знаменитые экспонаты раздела:

В витрине с антропоморфными фигурками (слева от входа) находится и всемирно известный помосский идол — экспонат доисторического периода (XXX век до н.э.). Крестообразная статуэтка была найдена в районе деревни Помос, около Пафоса и символизирует плодородие. Сегодня он — один из символов Кипра (изображен на монетах достоинством в 1 и 2 кипрских евро).

Такой же формы, но как бы скрещенные равновеликие две фигуры вместо одной – это «двойные божества» древнего культа.

Аналогичные крестообразные фигуры из различных пород камня и разных размеров были найдены во многих халколитических поселениях Кипра. Вероятно, некоторые использовались в качестве нашейных амулетов.

К периоду халколита (меднокаменный век, 3500-2300 гг. до н.э.) относятся и многочисленные остатки керамики из белой глины, которую так же можно видеть в первом зале.

Обратите внимание: тогда люди не знали гончарного круга (его изобрели в 4-м — начале 3-го тыс. до н.э.), что отчетливо видно по форме изделий (керамические изделия прежде выполняли способами налепа и спирально-жгутовым — укладывали «керамический жгут» по спирали). Так же дошли до наших дней и статуэтки, вылепленные из белой глины.

Следующие два зала представляют эволюцию керамического производства и ее применения. Второй зал посвящен богатой коллекции керамики ранней бронзы (2400 – 2000 гг. до н.э.); а зал №3 — развитию керамики с середины бронзового века (1900 – 1600 гг. до н.э.) до римского периода. Экспонаты демонстрируют традиции производства на Кипре, но в то же время особое внимание уделяется привозной микенской, финикийской и аттической керамике разных эпох. Представлены предметы из фаянса, который сыграл важную роль в создании местного стиля керамики.

Вообще первые залы демонстрируют нам находки разных лет, сделанные в ходе археологических раскопок, произведенных в Хирокитии, Калавасосе (а мы там тоже побывали — см. статью на нашем сайте), мысе Св. Андрея (Карпасия), Эрими, Куклии, Петра-ту-Лимни, Сотире, Трули, Кисонегра и Пареклиша. Интересно воочию увидеть, что же удалось там обнаружить археологам: многочисленные украшения (ожерелья и фрагменты серег) из морских раковин и цветных камушков; кресала, лезвия и иные инструменты и их фрагменты из прочных пород камня типа кремня, обсидиана; плоские камни с углублениями — для растирания зерна; антропоморфные плоские или объемные фигурки, кувшины.

Имеется большая экспликация на греческом и английском языках (как и во многих последующих залах), где дана информация о халколите, описан ход раскопок в данных районах, есть карта.

Удобно: приглушенный и направленный на витрины свет способствует не только сохранности экспонатов, но и восприятию, позволяя легко рассмотреть детали. А силы нам еще понадобятся, чтобы обойти всю экспозицию, не упустив главного.

Следующий зал продолжает повествование о находках, сделанных на различных раскопах в Трули, Сотире, в той же Хирокитии, но уже в более поздний период — керамического неолита (4500 – 4000 гг. до н.э.). Так что главный акцент здесь сделан именно (и вновь) на керамику: развитие технологий и способов применения и декора. Керамика, как мы видим, в основном, из красной глины: геометрический орнамент покрывает тулова сосудов (кувшинов, ваз, горшков) — и вместе с тем можно наблюдать начатки скульптуры: на сосудах с круглыми туловами и очень вытянутыми тонкими горлами вылепливались иногда и целые «скульптурные» группы и сценки. Центральная витрина в зале представляет многофигурную модель, выполненную из глины и обнаруженную в некрополе Вунус (2500 – 1900 гг. до н.э.). Так мы переходим к «бронзе» в истории материальной культуры Кипра.

В эпоху бронзового века (2500 – 1050 гг. до н.э.) на Кипр сначала пришли жители Анатолийского полуострова, около 2400 г. до н.э., затем Крита, а потом Микен. Греческие колонисты (величайшими из которых были цари Тевкр и Агапенор, основатели Саламиса и Пафоса) принесли с собой язык, искусства и религию. Кипр (в древности, Аласия) являлся крупнейшим месторождением и производителем меди и бронзы в Восточном Средиземноморье. Корабли Аласии уходили на Запад и Восток груженные металлом, который выплавляли в виде бычьих шкур: каждая из них весила, 25 иногда и 40 кг.

Обратите внимание: среди многочисленных статуэток, представленных в витринах, вам встретится и вылитый из бронзы воинственный «божок» в шлеме, увенчанном рогами (из Энгоми). Он так же стоит на «бычьей шкуре».

Итак, здесь тоже можно видеть «изделия» из глины самого разного назначения (ранняя бронза, около 2000 г. до н.э.).

Мастера все увереннее и чаще занимались скульптурными группами, уже не в качестве дополнительного декора на сосудах, но имеющими отдельное самостоятельное применение в быту и в отправлении культов. Основа экспозиции — находки из некрополя Вунус.

Обратите внимание: многие экспонаты этого (и последующих разделов), произведенные из красной глины, имеют черный цвет. Скорее всего они были обожжены в пламени во время катаклизмов прошлого (вероятно, землетрясений, ведь на конец «бронзы» их пришлось несколько), послуживших причиной разрушения не одного царства-государства Древнего Кипра. Исключение составляют только закопченные керамические светильники и масляные лампы (в них заливали масло и вставляли в «носик» фитиль), потемневшие от долгого использования по назначению...

Сейчас мы оказались в просторном зале, где представлены керамические изделия из белой глины. Заметно: по сравнению с местными той же эпохи, привозные микенские изделия из белой глины имеют большие размеры. Как известно, после падения данной цивилизации микенцы (с конца XII в. до н.э.) прибыли в массе на Кипр и привнесли элементы своей культуры: наряду с тем же геометрическим орнаментом мы видим изменения в «дизайне» гончарного производства — появились чаши и кубки небольших размеров с «ручками», маленькие сосуды (предположительно, для хранения розовой воды и парфюмерии).

Так что можно сказать: более ранние эпохи характеризуются изделиями средних и не очень крупных размеров с мало проработанными деталями декора, теперь же — в эпоху «зрелой» бронзы: мастера микенской цивилизации более свободно работают с глиной, изготавливая как массивные большие амфоры, горшки и кувшины, так и изделия малых форм — изящные, более искусно декорированные чаши для вина и сосуды-флаконы.

Интересно: наряду с человеческими фигурками все чаще появляются изображения быков и баранов; а так же новый вид росписи — сочетание геометрического орнамента со стилизованной «волной». Это эпоха середины (1900 – 1600 гг. до н.э.) и конца бронзы (1650 – 1050 гг. до н.э.).

Итак, взамен металлическим слиткам с Кипра, на остров из Сирии и Египта помимо прочих товаров везли вазы, изделия из алебастра и фаянса.

По центру (в крестообразной витрине) — образцы привозного фаянса из Сирии (XIII в. до н.э.). Эти подсвечники, курильницы, флаконы в массе имитируют более дорогие ювелирные изделия: поливная (глазурованная) керамика с эффектом «нефрита» (к слову, подобная технология применялась в старинной керамике Китая (селадон) и, конечно, в египетской). Иные мотивы: отсутствуют антропоморфные, зато в массе — зооморфные мотивы (обезьянки). На нижнем уровне витрины — продолжение «микенской темы»: керамика белая с традиционным красным «полосатым» узором.

Здесь же имеются пояснительные экспликации по данному периоду на Кипре, его основные характеристики и находки.

Более поздняя бронза: керамические предметы все более уверенно имитируют металлические. Меняются форма и виды декорирования изделий: появляется жгутовой декор с прорезями и элементами скульптурного решения на туловах сосудов; курильницы и лампы обретают более сложную форму; чаще используются изображения животных.

Одна из следующих витрин (1650 – 1200 гг. до н.э.) так же демонстрирует образцы завезенной керамики из белой и красной глины из Сирии и Палестины, Ирана: с очень реалистичными изображениями животных, птиц и рыб. В другой — предметы протогеометрического стиля (1100 – 1050 гг. до н.э.): геометрический декор, фигурная керамика. Напротив, по правой стороне представлен полностью микенский период — с более крупными изделиями. Данная керамика позволяет нам представить ушедшую эпоху благодаря интересным сюжетам — бытовым и сценкам из мифологии, используемым в росписи краснофигурной керамики: огромных размеров осьминог Кракен и рядом человеческие фигуры (из Энгоми, ранний XIV в. до н.э.).

Надо отметить очень профессиональную работу реставраторов — многие сосуды буквально собраны «по кусочкам».

Далее идут витрины с экспонатами, относящимися к кипро-геометрическому периоду — в 3-х периодах. Здесь в массе преобладают сценки с животными: так, гончарные изделия активно украшаются зооморфными изображениями не только снаружи, но и по внутренней поверхности блюд и широких сосудов (кратеров, чаш). Сценки водопоя «хорошо знакомых» нам быков и баранов, обезьян (влияние Востока), змей.

В отдельных витринах — большие амфоры VIII – VII веков: обойдите их вокруг (всего 4) — завораживают необычные сценки из мифологии, культовой обрядности и празднеств. Так что есть возможность изучить на примере экспозиции не только культуру и мифологию, но и быт населения того времени.

Нюанс: из 4-х представленных амфор 2 первые покрыты геометрическим орнаментом, окружающим сценки. На последующих орнамент уже цветочный (лотосы — египетское влияние), растительный и сами сосуды выглядят более богато украшенными, с небольшой имитацией мозаики...

Пришло время «эпохи железа» (1050 – 475 гг. до н.э.).

После разрушения некогда процветающих городов Кипра в ходе катаклизмов наступили иные времена. Около 900 года до н.э. на остров пришли финикийцы, основав сильное государство с центром в Китионе, так когда-то называлась современная Ларнака. Затем пришла очередь ассирийцев, от них на острове оставалась знаменитая стелла Саргона II (ныне в Берлинском музее). VIII – VII вв. до н.э. считаются золотой эпохой для Кипра. Ассирийцев сменили египтяне, а их в свою очередь — персы. Все они привносили часть своей культуры (как материальной, так и духовной в кипрскую).

И вот мы в «греческом» зале эпохи эллинизма (325 – 50 гг.) — здесь все поклонники античности найдут хорошо и давно знакомую экспозицию красно- и чернофигурной керамики (амфоры, курильницы, светильники, флаконы). Напомню: чернофигурная вазопись возникла в Коринфе в VII в. до н. э. и на Кипр была завезена на кораблях. А несколько позднее, в V в. до н. э. из Афин прибывают амфоры с краснофигурным рисунком.

Далее следует греко-римский период (50 г. до н.э. – 395 г.) с уникальными скульптурами, выставленными в открытом доступе (что практически невозможно встретить ни в одном современном музее, обладающем коллекцией древностей).

Меняется и керамика: изделия из красной глины становятся все более лаконичными в своем декоре, поверхность выглядит лощеной. Однако при этом именно скульптурное «украшательство» доведено до совершенства: на туловах и на ручках сосудов можно видеть очень реалистичные сценки с животными, растительные мотивы, что придает всему облику керамических изделий совершенно иной вид. А вот из антропоморфных изображений на гончарных изделиях наиболее популярными становятся женские головки.

На противоположной стороне зала — экспонаты классического периода, который имел несколько этапов в своем историческом развитии: если кипро-архаика завершилась примерно в V в. до н.э., то «классика» раннего этапа длилась с 475 по 400 гг. до н.э. Керамика, представляющая этот период, расписана схематичными изображениями рыб, и вообще оставляет впечатления небрежной или неумелой манеры росписи... что абсолютно контрастирует с невероятно высокой техникой исполнения скульптурных элементов, о которых мы только что говорили.

По этому поводу у нас даже возникла своя, псевдонаучная «теория»: данные сосуды, выполненные несомненно гончарами-мастерами своего дела и профессионально украшенные фигурками, применялись, очевидно, для дальнейшего обучения подрастающего поколения искусству росписи... такая вот «изостудия» вазописцев-неофитов в древности. Хотя кто знает...

«Классика» своего расцвета достигает 400 – 325 гг. до н.э. Узоры к тому времени все более упрощаются, как и лепка фигур так же представляется довольно схематичной. Однако это не все изменения, которые встретит в залах посетитель: время от времени нарушается хронология в размещении экспозиции (вероятно, это связано с тем, что в Музее идет постепенное обновление — требование времени, а также давно возникла необходимость реформирования музейного подхода к работе с экспонатами).

Так что, в том же зале в одной из последних, стеновой витрине: вновь выставлены образцы завезенной керамики на остров (VIII – VI вв. до н.э.). И вот здесь можно видеть тонкую проработку всех деталей. Это керамика из Родоса и Ионии.

Кстати, родосская керамика представлена и очень характерными предметами: плоскими антропоморфными фигурами довольно искусно проработанными. А вот ионическая керамика — более простых форм и с очень лаконичным декором.

Подробнее узнать про эту эпоху и влияние различных культур, их взаимодействие с местной можно из сопроводительной информации.

...И вновь сюрприз — следующий зал посвящен Востоку и предметам, происходящим из стран региона. Мужские головы из терракоты (VII – VI в. до н.э.), убранные «по моде» Ассирии и Вавилона: повязки на длинных волосах, массивные завитые бороды.

Пройдя и этот любопытный зальчик, вы несомненно, испытаете истинный восторг, остановившись в следующем за ним, перед большой полукруглой и самой «населенной» витриной Музея.

Наиболее потрясающим экспонатом, вернее большой группой, относящейся к железному веку (архаика, 700 – 525 гг. до н.э.), являются находки, сделанные в раскрытом шведскими археологами в 1929 г. древнем святилище в Айя Ирини на северо-востоке Кипра (когда священник о. Прокопий принес в Музей Кипра верхнюю половину терракотовой фигуры, которую он обнаружил, обрабатывая поле недалеко от церкви в Айа Ирини, это и послужило началу раскопок, под эгидой Музея). Там был обнаружен алтарь, окруженный 2000 терракотовых фигур, расположенных перед жертвенником. Когда-то наводнение уничтожило святилище, но сохранило его остатки и содержимое внутренних помещений для потомков, занеся толстым слоем песка.

Фигуры разномасштабные: от миниатюрных статуэток до исполинов, выше человеческого роста. Лица так же проработаны в различной степени: у некоторых фигур лица по сути «портретны» в то время, как у иных — черты всего лишь намечены. Это в основном, воины пешие и на колесницах, а также жрецы в масках быков; и всего две женские фигуры. Есть фигурки быков. Причем, если приглядеться, то многие (а, возможно, и все?) фигуры были расписаны. Наблюдая их застывших, но как будто продолжающих вести ту невидимую тайную жизнь, для которой они были созданы, — но теперь только за стеклом витрины... нельзя не вспомнить знаменитую «терракотовую армию» китайского императора Цинь Шихуанди. Вероятно, различный масштаб указывал и на различное положение, «статус» персон. У некоторых из них даже имеются специальные ножны, куда, наверное, был вложен настоящий меч. Очевидно, это была некая «армия», поклоняющаяся богу войны и (или) плодородия и скотоводства, призванная в случае необходимости восстать и прийти на защиту. В Музее Кипра находится только половина из найденных скульптур, другая — в Музее древностей Средиземноморья и Ближнего Востока (Medelhavsmuseet) в Стокгольме.

Здесь есть фотографии с раскопа и пояснительный текст к ним.

Теперь мы попадаем в Скульптурную галерею Музея.

Эволюция значительного египетского и ассирийского влияния на скульптуру классического периода представлена в этом зале. Архаические статуи, высеченные из местного известняка, постепенно уступали место произведениям с греческим звучанием и мотивами, высеченным в привозном мраморе.

В настоящее время (и видимо уже давно) собрание изваяний находится в открытом доступе: кажется, что фигуры почти окружают зрителей, — «они среди нас». Это создает ни с чем не сравнимое ощущение буквальной близости истории, но не совсем полезно для экспонатов. На мой взгляд, к такому собранию музейщикам все же стоило отнестись со всей серьезностью и не полагаться на охранительное могущество таблички: «Руками не трогать!», пусть и на английском.

Однако вернемся к экспозиции. Некоторые из скульптур были обнаружены в Тамассосе (регион Никосии), в том числе и ассирийские — как например, «Фигура бородатого мужчины» 510 – 450 гг. до н.э. Материал многих скульптур: известняк и терракота. Встречаются и женские фигуры (например, одна из них с жертвенным животным, — вероятно греческая Кибела, «великая Матерь богов»).

В центре — массивное изваяние из известняка (Ликонико, 500 – 480 гг. до н.э.) и другие: некоторые из фигур стоят на постаменте из того же материала, иногда постамент имеет изображения двух львов на которых опирается стоящий.

Здесь же фигура Зевса из известняка. Все статуи относятся к VI веку до н.э., архаика. Вдоль стен расположены подвесные витрины, в которых небольшие фигурки, вырезаны из того же камня (возможно, что-то связанное с поминальным обрядом).

В Музее, к сожалению, в данном разделе экспозиции очень мало поясняющей информации относительно конкретных экспонатов, их принадлежности и утилитарного назначения, сферы их бытования.

Характерно: до наших дней сохранившаяся скульптура дошла практически белой (цвета того камня или иного материала, из которой была создана), но приглядевшись вы легко отметите незначительные остатки пигмента: красный наиболее заметен (возможно, он же был наиболее устойчив) — на одеяниях, бородах, губах.

В последней части зала по большей части находятся либо головы от античных скульптур (впечатляют мужская из мрамора и женская — с короной (середина V в. до н.э., известняк) либо восточные изваяния львов и египетских сфинксов.

В греко-римский период, известный его любовью к мраморной скульптуре, на Кипре большинство статуй изготавливали по-прежнему из местного известняка. Например, сохранившаяся голова Александра Македонского, эллинистический период, 250 – 200гг.) ... или даже ракушечника.

Самые известные экспонаты эпохи:

Статуя Афродиты Киприды из белого мрамора (Соли, I в. до н.э.). — богиня, не только, «вышедшая из пены» (от древне-греч: Ἀφροδίτη, в прошлом считалось производным от ἀφρός — «пена»), но и «рожденная на Кипре» изначально была малоазийского происхождения, ее отождествляют и с Исидой, и с Иштар.

Вообще представленные мраморные изваяния в зале все небольшого размера, а вот самые «масштабные» были по большей части из известняка.

На последующем этапе кипрской скульптуры, римского периода, которая экспонируется в зале №6, где мы находим в основном мраморные и бронзовые статуи. В центре комнаты, бронзовая статуя Септимия Севера является основным произведением искусства, а с ее обретением связана интересная история, но по порядку... Луций Септимий Север (Lucius Septimius Severus) — римский император 193 – 211 гг. н.э., при нем на Кипре строится много общественных зданий (например, театр в Соли), акведук из Саламиса в Китрею. Как и во многих других римских провинциях, на Кипре распространился культ императора, которого почитали вместе с привычными местными богами. Известно, что в Палеа Пафосе наряду с культом Афродиты существовал и официальный культ Септимия Севера, также есть свидетельство, датируемое III в. н.э., о существовании на Кипре большого храма, посвященного Северу и его сыну Каракалле.

Статуя Септимия Севера — единственная большая бронзовая статуя, сохранившаяся на Кипре из найденных к настоящему времени, датируемая римским периодом. Точно не известно была ли то храмовая статуя или же памятник. В отличие от многих скульптурных изображений Севера, здесь он предстает обнаженным. По мнению ряду исследователей, положение рук статуи позволяет предположить, что изначально император держал в руках копье и щит. Статуя правителя была обнаружена в 1928 году крестьянином, работавшим в поле недалеко от Китреи (деревня на севере острова; когда-то здесь находилось царство Хитри). В Музей статуя поступила изрядно пострадавшей... не столько от времени, сколько от рук того же селянина, который в пылу решив, что внутри находки непременно должны быть сокровища, попытался до них добраться всеми доступными способами. Благодаря пытливому уму и настойчивости нашедшего на реставрацию бронзового изваяния ушли годы, и только с 1940 года статуя оказалась наконец в постоянной экспозиции.

Рядом можно видеть фотоматериалы по ее реставрации и консервации.

Здесь же фрагмент «Лаокоона» (изображение змея). Обратите внимание: из бронзы отлиты оригинал и современная копия «Головы молодого человека» (из Соли). Дело в том, что оригинал получил когда-то очень сильные повреждения и вмятины (после «злоключений» Севера остается только догадываться о происхождении данных повреждений), а реплика позволяет насладиться видом произведения искусства, таким каким оно когда-то было.

В экспозиции находятся также несколько мужских голов из известняка и мрамора: Солус Сотиру (из Соли) и др.; а так же фигура Канопуса: в очень непривычной трактовке, где явно прочитывается египетское влияние: в образе речного божества яйцевидной формы, имеющего на груди змея, а сверху — расцветший лотос, изображен, согласно греческой мифологии, кормчий царя Спарты Менелая. В этом зале вы увидите и возлежащие удивительно реалистичные мраморные фигуры: речного бога (из Саламиса), спящего Эроса (Пафос, III в.); и даже подножие стола в виде дельфина.

Зал бронзовых изделий состоит из трех разделов: первый посвящен богатой коллекции предметов из бронзы, отражающей широкое применение этого материала, которым Кипр был известен еще в древности, как и в повседневной деятельности (сельскохозяйственный инвентарь), так в воинском обиходе (оружие и его элементы); в коммерческом обмене товарами (треножники) и в сфере ритуальных практик (рогатый и воинственный «божок» из Энгоми).

Например, в небольшой настенной витрине выставлены бронзовые фигурки: они относятся к периоду от архаики до классики (VII – V вв. до н.э.). Очень выразительна голова Зевса Аммона (имеющая вставные «глаза» и другие элементы из серебра, 300 – 200 гг. до н.э.). Следующая витрина посвящена военной тематике и не только: наконечники копий, стрелы из бронзы, ножи, инструменты земледельцев, гвозди и т.д. (все периода поздней бронзы).

На противоположной стороне мы видим другие экспонаты из бронзы (найденные в Энгоми): миниатюрные модели колесниц, тронов, столов, подставок под крупные сосуды и т.д. Эти предметы имеют практически ювелирную проработку деталей и не могут не восхищать уровнем исполнения и реалистичностью. Можно видеть и украшения для волос, так же сделанные из этого металла (шпильки с круглыми навершиями из люстра — имитация перламутра). При этом, рядом находятся несколько стоящих и сидящих фигурок, а также животных, выполненных довольно схематично (районы Калавасосы и Пилы, XII в. до н.э.). Есть и древние весы, и гири к ним (из селения Маа, так же XII в. до н.э.). Зал №11 содержит великолепные находки, обнаруженные в царских гробницах Саламина. Среди них: ложе, украшенное инкрустацией из слоновой кости и цветного стекла; два трона и бронзовый котел, установленный на железный треножник и декорированный по краю бюстами четырех сирен и восемью грифонами.

Далее, в витринах настенных и горизонтальных — цилиндровые печати из Египта, Сирии и Анатолии, к ним приложены отпечатки (фото).

Нюанс: здесь же вы увидите египетских скарабеев из камня и стекла, обнаруженных в Айя Ирини Тетименус (VII – VI вв. до н.э.). Следующая витрина продолжает «египетскую тематику»: амулеты, сделанные из пасты, имитирующей полудрагоценные нефрит и бирюзу (стоит отметить, что это довольно редкие для кипрских собраний экспонаты).

Далее, в горизонтальной витрине представлен рельефный декор (поздняя бронза) — фрагменты керамики, и вновь — резные печати и оттиски к ним.

Нумизматов привлечет неплохая коллекция древних монет, представляющая все когда-либо существовавшие на Кипре города-царства (подробнее о бытовавших на острове дензнаках вы можете почитать здесь).

Несколько притомившиеся от впечатлений и впитывания информации посетители, несомненно, оживятся подойдя к витрине, где выставлены многочисленные золотые и несколько серебряных украшений от неолита и эпохи поздней бронзы (1650 – 1050 гг. до н.э.), и далее по всем представленным в постоянной экспозиции периодам. Так что здесь есть, на чем остановить свой взгляд: ожерелья, кольца, перстни-печатки, застежки (фибулы), серьги, браслеты с включениями самоцветов; а также прочеканенные по трафарету декоративные вставки (на пояс). Кстати, все ювелирное дело, с древности до современности, основано на мастерстве и технологиях египтян. А найдены выставленные экспонаты были в захоронениях знати и богатых торговцев в Калавасосе, Куклии... и даже на территории мечети Хала Султан-Текке, где было раскрыто поселение Бронзового века (см. нашу статью про Ларнаку). Они все разного происхождения (как местного, так и привозные) и продолжают будоражить фантазию...

В эпоху «геометрии» вновь появляются изображения животных, в том числе и мифических, фрукты (знаменитые кипрские гранаты); также чаши из белого металла (архаика-классика; очевидно, это серебро, хотя экспликации отсутствуют). Эллинистический период представлен поясными украшениями с элементами листового золота — имитация оливковых листьев для венка победителя. Есть и кулоны, и серьги, витые браслеты с сердоликом, горным хрусталем, изумрудами с огранкой кабошон (полусферой), с нефритом.

Официально: хронология Музея заканчивается римским периодом, но в витринах наряду с экспонатами эпохи античности выставлены предметы, в том числе и культовые, относящиеся к началу Византийского периода на острове.

Завершают ювелирный раздел ранневизантийские (VI – VIII вв.) изделия из серебра — блюда со сценами обручения (вероятно, свадебные дары). Украшения становятся другой формы; с включениями аметистов, жемчуга на длинных подвесках, появляются кресты.

Напротив — коллекция различных ламп и светильников: от керамических до бронзовых греко-римского и ранневизантийского периодов. Здесь же есть образцы древнего цветного и люстрового стекла: чаши и т.д. (от франц. lustre — глянец, блеск; от лат. lustro — освещаю. Люстровые краски — смесь органических растворителей и эфирных масел. Люстры применяются для декорирования глазурованных изделий из фарфора, фаянса и стекла путем нанесения на изделия пленки и ее последующего обжига) ...и даже выложены керамические ожерелья с бусинами типа муранского (венецианского) стекла.

Есть так же небольшая, но очень интересная любителям прикладного искусства экспозиция декоративных изделий из кости, в том числе и мамонтовой: шпильки для волос, ручные зеркальца, гребни. Рядом — изделия из алебастра (природного гипса — полупрозрачного камня): фигурки, сосуды, головки (микенский, египетский, классический и эллинистический периоды).

Для детишек прямо в зале устроена обучающе-игровая творческая зона.

В следующем зале мы находим ретроспективу эволюции письменности на Кипре. Начиная с самых ранних доказательств ее бытования: от кипро-минойской письменности из Энгоми (не расшифрована, XIV в. до н.э.), затем — образцы кипрского силлабического (слогового) письма (VIII – III вв. до н.э., расшифровано в конце XIX века Дж. Смитом благодаря греко-финикийской лингве) и, наконец, образцы алфавитного письма.

Далее зал скульптуры из Саламиса (II в.). Мраморные изваяния и керамические группы. По центру высятся скульптуры Аполлона Кифародос (музицирующий на кифаре, из гимназиума в Саламисе, II в.), а также Милеандра (так же из гимназиума) — из белого мрамора; и Исиды — из черного. Скульптуры сопровождаются фотографиями раскопок, сделанными до 1974 года.

Мы проходим в последний зал экспозиции: ритуальной и храмовой скульптуры. Представлены несколькими надгробными памятниками, такими как резная погребальная стелла, расписные глиняные и известняковые саркофаги с резьбой.

Здесь же вновь встречаются плоские антропоморфные фигурки из красной глины (ранняя и средняя бронза) и лишь немногие вырезаны из камня.

По центру — горизонтальная витрина с погребальной керамикой: фигуры поверх ниш (изображения с пеленами, закрывающими рот усопшим). Данные предметы подтверждают существовавший на Кипре и занесенный ранее греками погребальный ритуал кремации (прах захоронялся в бронзовых урнах).

А вот по витринам на стенах находятся керамические композиции и сценки, по-своему очень жизнеутверждающие на контрасте с центральной экспозицией. Они разбиты по группам, соответствующим отдельным секторам (сферам) жизни социума, которые они представляют (750 – 450 гг. до н.э.): рыбаки и море, повседневная жизнь, воины, музыка и танцы, театр, культ и мифы, производственные технологии (здесь уже не фигурки, а формочки в виде «человечков»). По каждой секции есть отдельный стенд с пояснениями.

Эпилог. Вокруг да около

Завершив осмотр Музея мы пошли бродить вокруг и надо сказать, не зря.

При входе слева есть сувенирный киоск с 4 разделами: игрушки, футболки с эмблематикой (10-17 евро), украшения (30-50 евро), книги, магниты и значки (2 евро), пазлы и подушки (10 евро), DVD (15 евро) и прочее.

Музей имеет небольшой, но уютный старомодный парк со скамеечками в тени деревьев, фонтан и киоск-кафе, где можно купить бутылку воды и сэндвич. Однако мы пытливо побрели дальше... и на самых «задах» обнаружили навес, где так же ожидают своего часа другие экспонаты, привезенные сюда с раскопов. Особенно поразила высокая фигура возницы на квадриге.

Давно уже ходят слухи о необходимости переезда такой значимой коллекции в другое, более приспособленное современное помещение, где хватит места всем экспонатам. Видимо, Музей ожидают большие перемены... когда-нибудь.

Адрес: ул. Мусиу 1, Никосия
Открыт: вторник – пятница, 08:00 – 18:00; суббота, 09:00 – 17:00, воскресенье и дни праздников: 10:00 – 13:00
Каждую первую среду месяца открыто до 20:00
Вход: 4.5 евро
Телефон: +357 22865854
Больше информации: www.mcw.gov.cy

 

До новых встреч!


Текст: Евгения Кондакова.