Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Музей хлеба в Лимассоле: картина мира, «запечатленная» в тесте
Музей хлеба в Лимассоле
Картина мира, «запечатленная» в тесте
4556
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
Фото: Дарья Саульская
21.03.2017

Музей декорированного, праздничного хлеба в Лимассоле «To Ploumisto Psomi» является единственным музеем реплики (копий) всех видов выпекаемого на Кипре хлеба по особым случаям и в праздники. Его постоянная экспозиция знакомит нас с историей бытования и культурой употребления хлеба. Широко представлена разнообразная символика, которую использовали для его украшения на протяжении многих веков.  

Здесь можно не только много узнать о способах выпекания хлебных изделий и их способах декорирования для того или иного события в жизни сообщества. Вы всегда имеете возможность попробовать собственные силы в пекарском деле.  

Частный традиционный городской дом, две небольшие комнаты которого отданы под экспозицию (здесь вы можете видеть все виды хлеба, которые пеклись раньше повсеместно: по разным поводам и этапам земной жизни человека) и сувенирный киоск, а главная, парадная комната превращена основательницей Музея в конференц-холл, где проводятся различные мероприятия, в том числе и регулярные вечера: поэтические, музыкальные, семинары и встречи... но обо всем по порядку, неспешно и основательно, — как все, что вы встретите, придя сюда.

Ему всего 7 лет и это первый музей такого профиля на Кипре (собрание составляет около 600 экспонатов). Основательница Музея, госпожа Дорита Воскариду, исследователь фольклорной культуры и писательница, в 2016 году как профессиональный рассказчик и собирательница фольклора получила награду по линии ЮНЕСКО во время фестиваля в Греции: за вклад в сохранение народного наследия.

Символично: внутри, около самого входа на стене прикреплено выточенное из дерева подобие большого свадебного каравая с двумя птичками, свившими себе гнездо, — точно такой же, но поменьше выпекали на свадьбу одной из дочек Дориты с инициалами новобрачных «М&K» (Майкл и Катерина). Он стал узнаваемой «визитной карточкой» Музея.

Г-жа Воскариду, которая собственноручно изготовила (испекла и декорировала в соответствии с многовековыми правилами и рецептурой) почти каждый «экспонат», любезно нас встретила и рассказала об этом необычном месте:

— Однажды я написала книгу (она уже опубликована) о хлебе, его видах и обычаях, с ним связанных; а также о тех традициях, в которых «хлеб всему голова.

Музей хлеба в Лимассоле

После этого и возникла идея организовать постоянную экспозицию, а также проводить интересные программы для детей и групп туристов, имеющих так сказать «особый» интерес. Здесь мы рассказываем об истории, способах выпекания, рецептуре и, конечно, о способах декорирования хлеба и культуре его потребления.

Если группа хочет попробовать испечь хлеб самостоятельно, у меня всегда заготовлено тесто: так наше занятие продолжается на кухне, где мы учимся декорировать будущее изделие и понимать символику каждого элемента «узора», а затем ставим наши хлебы печься в традиционную печь во дворе. Наверное, Вы ее видели? После этого, когда выпечка подоспела, наш тематический тур завершается совместным ланчем: всем же интересно попробовать вкус «традиционного Кипра», не так ли? Совсем недавно к нам приезжала группа из Италии. Причем, это наши гости уже в 3-й или даже в 4-й раз! Бывают у нас посетители и из США (в основном, преподаватели университетов и ученые). А вот сейчас одна группа англичан занимается как раз выпечкой традиционных видов хлеба прямо в Музее. Так, с нашей помощью люди из других стран познают «культуру кипрского хлеба».

— А как создавался Ваш Музей?

— Вообще-то я дантист, хотя уже в течение многих лет пишу о традициях и истории Кипра... все это очень интересно для меня. Позднее я начала вести программу на радио (и веду ее до сих пор, в течение 17 лет), где мы говорим о нашей культуре в целом, и о киприотах в частности.

Когда же я собралась писать свою книгу о хлебе, многие пожилые сельчанки стали звонить мне: «Дорита, я хочу рассказать, как пекут хлеб в моей деревне и поделиться рецептом». Такое интерактивное общение мне очень помогло в работе над книгой.

А Музей стал новым шагом: его создание — реализация интереса моих дочерей. Совместно с ними (одна из них — музыковед, а другая — театровед) мы создали специальную образовательную программу для детей с привлечением музыкального и театрального материала и тому подобного.

У нас действует настоящий культурный и художественный центр «Технодромио» под руководством одной из моих дочек: в основном зале Музея проводятся поэтические и музыкальные вечера. Правление Центра администрирует, по сути, и всю «музейную» жизнь. Здесь же мы впервые придумали и провели первый фестиваль рассказчиков, а теперь в Музее действует настоящая школа для них: мы пишем истории о древности, причем разных стран, не только Кипра. У нас так же есть группа поэтов. Проводятся выставки, в том числе и с иностранными художниками: например, недавно, состоялась выставка работ иорданской художницы. Во время ее проведения мы организовали презентацию новой книги, опубликованной нами совместно.

Здесь тоже «много хлеба»: на фотографиях представлены виды хлеба из многих стран мира, включая Кипр и Иорданию. Читатели познакомятся и с теми из них, рецептура которых предполагает использование кофе, цветов и прочую экзотику. Представляете?

— Итак, г-жа Дорита, какой хлеб «лучше»?

— Можно сказать, что самый вкусный и высококачественный хлеб получается из смеси различных сортов муки, с добавлением круп и хлопьев (например, овсяных). Из деревенской муки, производимой в Пафосе получается самый лучший! Эту муку я каждую неделю покупаю на рынке. Ее производит одно семейство: вся их продукция строго органическая, — как теперь говорят, — никакой химии! Жена главы семейства и сама печет хлеба: ее «творения» просто бесподобны. Можете поверить: в течение 12 дней хлеб остается свежим!

— Г-жа Дорита, где же сегодня можно найти информацию о символике хлебного декора? Что означают эти формы, фигурки и ажурные переплетения?

— Только в деревнях сохранились эти знания! Например, Омодос — особое, «хлебное» (в буквальном смысле) место.

Для свадеб выпекались хлеба в виде веночка процветших ветвей (с цветами или виноградными лозами, полными тяжелыми гроздьями), либо округлой формы «плетенки», символизирующие солнце и новую жизнь. Причем эти хлебцы всегда пеклись с кунжутом и были распространенными приглашениями на свадьбу: их давали гостям вместе с розовой водой.

— А что, например, означают эти «человечки», вылепленные из теста?

— Да это же Св. Василий [он же известный в других странах Санта Клаус, а у нас — Дед Мороз, прим. Е.К-Т.]! Разумеется, все это выпекалось для детей на Рождество.

— Мы видим, что среди различных форм хлеба (по преимуществу круглых или в форме «человечков») у вас представлены несколько различных фигурок животных. Кроме известного свадебного символа — пары птичек, в экспозиции можно видеть немало выпеченных из теста лягушек и змей. Вот интересно, почему... лягушки?

— Лягушка — это символ, так же используемый в свадебных обрядах. С ними связано немало народных легенд и преданий. Так, в деревенской традиции прижилось и было широко распространено поверье, что одна лягушка напоила водой страждущего Христа на Кресте, за что получила благословение...

Музей хлеба в Лимассоле, декор из хлеба

Кстати, как видите, не всегда хлеб выпекался, чтобы быть съеденным: кроме хлеба-угощения и «приглашений» были и украшения в дом (благопожелательные и защитные символы, некоторые их которых сохранялись, например, до рождения первенца, и т.д.).

— ... а хлебцы в форме змеи?

— Не удивляйтесь, змея — положительный образ в фольклоре, связанный со свадьбой. Вы, вероятно, знаете, что на Кипре живут так называемые «черные» неядовитые змеи? Это полозы, которые защищают дом и посевы на полях, его окружающих, от набегов крыс и мышей. Как раз хлебец в изогнутой форме змейки оставался на стене дома вплоть до рождения в семье первого малыша: от этого хлебца отщипывался крошечный кусочек и его клали в рот ребенка, чтобы он или она росли сильными и здоровыми.

Посмотрите, здесь находится образец с другим узором: это имитация куриной лапки: они, наряду с изображением курочки с яйцом, — так же символы, имеющие благословляющее значение для невесты. На том же свадебном каравае может встречаться и решетка. Знаете, что это? Символическая защита (стена) вокруг нового семейного «гнезда».

Есть и такой образец узорчатого хлеба — его клали на горлышко бутылки вина, а после окропляли несколькими каплями вина хлеб на свадьбах. [Вообще-то мы заметили любопытную особенность: многие обряды на Кипре, связанные с хлебом, так или иначе напоминают церковную Евхаристию — Е. К-Т.]. Эти же хлебцы иногда надевались на резные тыквы «колоджи» с вином внутри — так же вариант приглашения на свадьбу.

В нашей экспозиции представлен «хлеб второго дня» — обычно свадьбы играли в воскресенье, значит второй день — понедельник. Их раздавали подружкам невесты, а когда «втородневных» хлебцев — «пастос» было очень много, то их размещали на стенах комнаты дома, где идет свадьба; точнее — в комнате молодых («пастада»). Вот, например, у нас есть образцы — точные копии хлеба из Лапитоса и Караваса (с изображением лоз винограда или животных).

А для церковного обряда венчания одна из деревенских девочек (непременно младше 13 лет) смешивала для особых «баранок» муку с медом и молоком, их клали вместе с монетками, рисом, хлопком... и когда священник благословлял молодых в храме, этими «дарами» осыпали пару.

— Каким был на вкус традиционный хлеб: сладкий или соленый?

— Не очень сладким, без соли. В тесто, как правило, добавляли мед: символическое пожелание сладкой жизни. Собственно, как и в русской традиции... Знаете, я давно поняла: насколько близки наши культуры (Кипр и Россия). У меня есть много русских друзей, тоже интересующихся этой тематикой, и я хотела бы в дальнейшем начать организовывать на базе нашего Музея различные мероприятия, сориентированные на гостей из России, которые исторически, как и мы греки, уважают хлеб и понимают его значение. Например, провести хлебный фестиваль с выпеканием наших традиционных хлебов, с вином, сыром и увлекательными беседами и рассказами...

— Очень интересная идея! Г-жа Дорита, в какое время года больше всего посетителей стремятся побывать в Музее?

— Можно сказать, что «хлебная» тематика пользуется большим интересом в течение всего года. Особенно, конечно, в дни празднования Рождества и Нового года, на Пасху. По средам проходят регулярно организуемые мероприятия, на которые мы приглашаем всех желающих!

— Не могли бы Вы подсказать, где именно на Кипре продолжают эту традицию выпекания традиционных видов праздничного хлеба?

— В первую очередь, конечно, вышеназванный Омодос с его знаменитой «аркатеной» — одним из видов хлеба, при изготовлении которого используются особые дрожжи: с добавлением ревихья (пены от забродившего нута, гороха). Аркатена продается в виде пакета, наполненного небольшими довольно жесткими хлебцами. В настоящее время этот вид выпечки не праздничный, однако до сих пор очень популярный в рационе киприотов.

Аркатеной называют хлеб типа «кулури» (круглой формы), приготовленный на закваске: для нее используют пену, полученную от брожения нута (он же «аркатис»). Аркатену производят, в основном, в деревнях Омодос и Килани (округ Лимассола). Омодос славится ко всему прочему еще и искусством украшения хлеба.

Упоминается она и в исследовании Рихтера (1913 год). Само название, произошло, скорее всего, от греческого слова «эргатис» (в значении «работник») и связано с многочасовым способом производства этого вида хлеба. В прошлом, аркатеной угощали гостей на крестинах и свадьбах.

Интересно, что после выпечки мягкого кулури, его (после охлаждения) могут снова поставить печься в течение 5-6 часов, чтобы хлеб затвердел (такой вид аркатены уже будет называться «паксимадия»).

Популярны оба вида для употребления.

Так же хорошо известен хлеб из Афиену, и пафосской деревни Иоллу (по дороге на Полис Хрисохус: с древности славится ее мельница).  

— Пользуется ли это ремесло популярностью и выпекают ли на свадьбы особые хлебы, как раньше?

— Представляете, да. В настоящее время пекарям часто и помногу заказывают выпекать подобные изделия, правда, не все символы в их производстве сегодня используются.

Скажу Вам больше: теперь уже мне лично заказывают выпечку и украшение хлебов для традиционных свадеб. Кроме сделанного вручную декора я стала использовать и особые формы с нанесенным на них рельефным рисунком.

Музей хлеба в Лимассоле, хлеб на свадьбу

И еще я создаю из теста «арт-объекты» и сувениры: они не для еды, конечно, ведь тесто для лепки и формования будущих предметов украшения традиционного или в стиле «фолк» интерьера я пропитываю специальными средствами для прочности и долговечности. Такие предметы (Вы их увидите и в витринах экспозиции) «живут» очень долго: у нас есть экспонаты, возраст которых уже сегодня насчитывает около 70 лет!

— Знаете, у нас в России одно время было очень популярно лепить фигурки и другие изделия из соленого теста и примерно для тех же целей... получается «керамический» эффект.

— Да, я слышала. В свои работы я тоже кладу соль.

Побеседовав с владелицей, любезно рассказавшей нам сегодня столько интересного, мы пошли осматривать экспозицию. В первом зале находятся стеновые и горизонтальные витрины, выкрашенные в насыщенный красный: на нем очень ярко и выигрышно выделяется кремовый цвет многочисленных и разнообразных хлебов, хлебцев и других изделий из теста. Здесь вы найдете пояснительный текст на греческом и на английском языках относительно места происхождения экспонатов и случаев, по которым их пекли.

Назовем три основных вида церемониального хлеба, используемого на Кипре:

Итак, «глистаркес» — это, по сути, хрустящие и очень вкусные сухари. Они щедро посыпаны семенами кунжута и традиционно изготавливаются только из дрожжевого теста. Семья невесты выпекает глистаркес в качестве свадебных приглашений.

Музей хлеба в Лимассоле, Кипр

«Кулурья» представляет собой круглый хлеб (иногда в виде «нарезного», батона), обычно с добавлением кунжута или, реже, с зернами мака, семенами льна или подсолнечника (хлеб, подобный кипрскому, можно без труда найти в национальной кухне народов бывшей Османской империи, а также стран Ближнего Востока). Размеры и вкусовые характеристики незначительно варьируются в зависимости от региона.

«Просфора» (προσφορά в переводе с греческого означает «предложение») — так же как и в России, например, это небольшого размера богослужебный литургический хлеб (на квасцах), используемый православной Церковью для таинства Евхаристии, а так же для поминания во время Проскомидии живых и усопших. Термин первоначально означал «приношение в храм», но в православном христианстве так же имеет значение, в частности, как хлеб, предлагаемый прихожанам на Божественной литургии. На Кипре просфоры используют и во время венчания (их священник дает молодоженам во время церемонии). Их делают двусоставными и наносят изображения при помощи рельефного оттиска-печати.

Итак, в витринах можно видеть следующие виды выпечки «по особым случаям»: пасхальная (змейки, обвивающие цельное яйцо и т.д.), свадебная (караваи и «пригласительные» — некоторые из них в натурализированном виде изображают «мидру» — женский символ фертильности и рождения новой жизни; массивные и очень забавные лягушки, а также змеи и более привычные нам пары птиц в окружении цветов), рождественская (фигурки «хлебных человечков», причем обоего пола и изобильно посыпанные кунжутом; это все — в честь Айос Василиса), церковной обрядности: в дни Успения Богородицы и поминальная (изделия для поминовений усопших), просвиры, облатки (в ходе причастия их употребляют с церковным вином, а именно, с одним из видов коммандарии — подробнее читайте в нашем обзоре про Музей вина в Эрими).  

К нам вновь присоединилась г-жа Воскариду и подвела к витрине с наиболее старинными и уникальными экспонатами, поясняя:

«Эти хлебцы имеют очень древнее происхождение. Когда-то, еще до прихода христианства античные греки, когда собирались резать козу, пекли этот хлеб: таким было их жертвоприношение богам. Позднее этот обычай заменили кормлением жертвенной козы хлебом [об этом, кстати, упоминал историк и писатель Ксенофонт (430 – 356 гг. до н.э.) в «Греческой истории». Оттуда же известно, что самый дешевый хлеб в Греческом мире пекли из ячменя].

А вот и другой вид хлеба — «замбили». В Археологическом Музее Кипра находятся очень похожие изображения, а их возраст насчитывает 4 тысячи лет: и до сих пор в нашей стране выпекают хлеб точно такой же формы!»

Мы проходим вглубь дома, мимо буфетной (в ней иногда проводятся коктейльные вечера, а в другие, свободные от гостей и семинаров дни хозяйка занимается декорированием своего хлеба для заказчиков) и оказываемся во втором зале: здесь представленные изделия предлагают на продажу. Они сочетают в себе традиционные и архаичные элементы, свойственные экспонатам «исторической» части экспозиции, с современными трактовками и различными декоративными элементами.

Музей хлеба в Лимассоле, сувениры из хлеба

Здесь можно приобрести подвески на стену, дверной косяк (лепные веночки, многочисленные и разные фигурки птичек — многие из них украшены лентами и кружевом), подсвечники в виде свернувшихся змеек; а также заказать или купить готовые забавные хлебные фигурки (обычно из Пафоса) — трогательные и оригинальные приглашения на ваше торжество, семейный праздник, свадьбу; есть даже ловцы снов и ожерелья из кожи.

Причем, сувениры в салоне не все произведены на Кипре. В ассортименте изделия из теста, привезенные из Греции (с Крита и из Фракии) — в основном это ажурные венки.
Цены в среднем: начиная от 3 и 5 евро и до 35-40 евро.


Адрес: ул. Григори Афксентиу 9, Лимассол
Вход бесплатный, пожертвования очень приветствуются: уникальный Музей до сих пор не имеет постоянного финансирования.
Открыт: понедельник – суббота: 9:30 – 12:45 и затем, после перерыва: понедельник – пятница: 16:00 – 19:00.

Обратите внимание: образовательные программы для посетителей проводятся только по записи и предварительной договоренности по телефонам: +357 25 340347, 357 99526772.


До новых встреч!

Автор: Евгения Кондакова-Теодору.