Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Школа и Музей Хамбис: Искусство гравюры — людям!
Школа и Музей Хамбис
Искусство гравюры — людям!
2386
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
Перевод: Евгения Теодору
01.03.2021

Хамбис Тцангарис, о его творчестве вы могли узнать в одной из наших прошлых публикаций. Это один из крупнейших мастеров современного Кипра, известных за пределами своей страны. Он не только творит сам, коллекционирует и экспонирует уникальные произведения художников с мировым именем, но и активно выставляется: его произведения можно найти как в собраниях государственных и частных музеев и галлерей Кипра, так и на выставках за рубежом [1] и на арт-аукционах.

Хамбис и сегодня не устает создавать не только новые графические произведения, но и смело и увлеченно экспериментировать с техниками.

Кроме того, Хамбис (его часто называют именно так) занимается продвижением кипрского искусства на международном рынке.

Нам удалось побывать в созданном им настоящем Центре графического искусства, что в маленькой и удаленной от шумных магистралей Платанискье.

А, как известно, настоящее чудо творится в тишине и в уединении либо в окружении единомышленников...

Оазис искусств

Стоял июль и не только окружающие Платанистею холмы (к северу от туристской Писсури), но и горячий воздух, застывший над ними, казалось, выцвели добела под жгучими лучами солнца. Только темные массы похужших кустарников по склонам да красные крыши редких домов вдоль петляющей дороги оживляли местность, окутанную белесым маревом.

Мы прибыли в деревушку к концу сиесты, когда люди, да и вообще все живое, попрятавшееся в глубинах садов и домов, в тени деревьев или за плотно закрытыми ставнями и шторами, вновь возращались к своим обычным делам и заботам.

В это время открывались двери Центра гравюрного мастерства, который был сегодня нашей целью.

Найти его оказалось совсем нетрудно: Центр располагается на площади сообщества, сразу после въезда в Платанистею (она же Платанискья). Рядом находится муниципальный паркинг.

Это место вас сразу очарует. Ансамбль из четырех деревенских каменных домов: три одноэтажных и один двухэтажный дома, построенные в традициях местной архитектуры, с амфитеатром для массовых культурных событий во дворе и с обширным тенистым садом зовут к себе.

Настолько отдаленная деревня была выбрана не случайно: мастера, который чутко улавливает суть вещей и окружающих событий, когда-то привлекла не только ее своеобразная красота, но и уединенность, где, по его же словам «можно свободно творить». Решение обосноваться в Платанистее пришло к нему в1988 году, куда приезжал, чтобы искать вдохновения и работать. В то время это селение в окружении величественных просторов, окутанное атмосферой забвения, как магнитом тянуло его к себе.

Раньше население деревни состояло из семей турок-киприотов, более 40 лет назад вынужденно оставивших эти края. Ныне художник арендует их недвижимость, стараясь сохранить когда-то оставленные обстановку и другие элементы сельского антуража прошлых лет в одном из домов без изменений.

Позднее нам рассказали, что владельцы приезжали проведать родную деревню, и хозяин-турок очень расстрогался, увидев, что дорогие его сердцу и памяти вещи, как и сам дом, остались такими же, как раньше и продолжают жить...

Центр графического искусства Хамбиса — это уникальный проект: первый на острове музей гравюры и творческая лаборатория. Здесь мастер воплотил в жизнь главную концепцию всей творческой биографии: сделать гравюру не только хорошо известной арт-техникой для соотечественников, но и научить их не только самих граверному мастерству.

Самое главное, по задумке основателя, это привить широкой публике понимание и любовь к графике как кипрской, так и зарубежной: разных эпох и печатных техник.

Благодаря этому вкладу в кипрскую культуру публика не только получила возможность больше узнавать о развитии мирового искусства гравюры, но и достойно оценить роль искусства в жизни общества, попробовав свои силы.

Когда Х. Тцангариса спрашивают, что подтолкнуло его к мысли создать свои школу и музей графического искусства и кто помогал с этим начинанием, он неизменно отвечает:

«Музей гравюры Хамбиса зародился из моей потребности внести свой вклад в общественную жизнь. Помощь многочисленных друзей была трогательной и эффективной... Музей принадлежит всем вам, учащимся, его посетителям, всем жителям Кипра и иностранным гостям» [2].

Мастер

Родившийся в 1947 году в фермерской семье в деревне Контея, ныне оккупированной, будущий художник уже в ранние годы начал делать наброски после дневных работ на полях, принадлежавших его семье. Затем пришло время и первых гравюр.

Позднее он выпустит серию графики, используя те наброски, где запечатлены старые воспоминания о работе на земле вместе с отцом, о старинных зданиях родной деревни и даже о деревенских футбольных матчах, которые когда-то собирали на игру всю общину Контеи.

Так они послужили для создания своеобразной неофициальной летописи той поры: шестиметрового триптиха «After the Independence», на котором художник изобразил ключевые политические события, произошедшие за 14 лет от получения Кипром независимости и до турецкого вторжения в 1974 году.

Что и говорить, Хамбис вырос, возмужал и овладел мастерством графики в эпоху политических потрясений, навсегда изменивших социальный ландшафт острова. Так что ему всегда были небезразличны события, происходившие как на родине, так и в других краях, куда художника позднее забрасывала жизнь.

Некоторые из его самых ранних работ посвящены военному перевороту в Греции в 1967 году. Диктатура «черных полковников» 1967-1974 годов с ее политическими репрессиями наложила серьезные ограничения на искусство той поры. Те события привели в итоге к знаменательной встрече Хамбиса с А. Тассосом (1914-1985 гг.), выдающимся греческим графиком, основателем Фронта национального освобождения художников и руководителем студии литографии Aspiotis-Elka. В1971 году он приезжал с выставкой своих работ на Кипр по приглашению первого президента Республики архиепископа Макариоса III.

Позднее А. Тассос стал основателем Панэллинского культурного движения (1977 год). К 1986 году относится основание Общества изобразительных искусств им. А. Тассоса с целью распространения его творчества и продвижения греческой графики. Общество базировалось в его доме в Афинах, который был преобразован в музей.

А.Тассос является автором многих работ в области графического искусства: книги и альбомы, иллюстрированные оригинальными гравюрами, марки, политический плакат.
Наиболее важными и характерными для творчества этого графика считаются гравюры (линогравюра и ксилография).

«Он действительно изменил мою жизнь. Я стал гравером, получив от него помощь и поддержку», — вспоминает Хамбис о своем учителе, который сумел глубоко заинтересовать его занятиями графикой и подготовил к поступлению и дальнейшему глубокому изучению графики в МГАХИ им. В. И. Сурикова (Москва). Обучаясь в Москве, особый интерес студент проявил именно к занятиям гравюрой. В эти годы, а именно в 1972 г. было положено начало его коллекционированию: между студентами-графиками Суриковки существовала традиция обмениваться собственными работами.

Оккупация Турцией части территорий Кипра произошла в то время, когда Хамбис все еще находился в СССР. После окончания учебы он всеми силами рвался домой и ему удалось прибыть на Кипр в октябре того же года: он нашел свою семью в палаточном лагере для перемещенных лиц в деревне Ксилотимбу, где тогда оказались многие беженцы с северных территорий (см.: Китрея).

«Если бы не переворот (в Греции) и вторжение (на Кипре), мое вдохновение, мои мысли были бы направлены на другие темы. Например, на протяжении многих лет я создавал немало графики, посвященной деревням, их людям и традициям Кипра. Я всегда вдохновляюсь тем, что происходит вокруг меня»
— объясняет он

Итак, Хамбис, вернувшись на родину, оказался в разделенной стране.

В течение короткого времени он проработал в качестве культурного журналиста в редакции газеты «Харавги» (основана в 1956 году). С того же времени и вплоть до 2008 года он занимался преподаванием графического искусства и выставлял свои произведения на многих персональных выставках по всему миру.

График запечатлевал в своих листах мрачные и трагичные отголоски войны в жизни сообщества, проявившиеся в последующие годы. С тех пор любовь, война и патриотизм, — вот основная тематика его произведений на многие годы. Ценители отмечают, что творческому почерку мастера всегда были свойственны откровенные по своему характеру и выразительные по манере и разнообразию техник произведения.

Во многих интервью художник говорит о сопричастности судьбам и боли обеих общин Кипра: греков и турок, которых глубоко затронули политические катаклизмы, происходившие в стране. Он всегда выражает надежду, что день, когда на острове действительно воцарится мир для всех его жителей, однажды все-таки наступит.

Многие из его более поздних серий демонстрируют призыв к миру, а их образы отражают эмоциональную связь между народами. Показательным в этом смысле является психологический автопортрет 1979 года, где мастер обнажает свое эмоциональное состояние как представителя народа Кипра:

«Я тогда потерял много своих художественных работ, буквально все. Но местоположение и фотографии это не так уж важно. Чего мы действительно лишились, так это наши близкие, погибшие на войне, и люди, которые до сих пор считаются пропавшими без вести. Мы надеемся, что будет решение, но никто не сможет вернуть пропавших или убитых. По сравнению с этим утраченные вещи — это ничто».

Кроме остросоциальной и любовной тематики, в течение многих лет Х. Тцангарис любит работать с кипрским фольклором (см.: Сказки греков-киприотов), а именно иллюстрируя народные сказки.

Его чарующие и быстро овладевающие воображением зрителя «истории в картинках» о героях и драконах, волшебницах и ночных духах восхищают читателей и сумели принести признание критиков.

Авторская трактовка образов и сюжетов древних народных сказаний и легенд, благодаря которой художник Хамбис выступает главным рассказчиком (сказочником) позволила создать прекрасно иллюстрированные книги, которые успели полюбиться многим, и не только детям.

Первой сказкой, над которой работал мастер, стала известная почти каждому киприоту «Спанос и сорок драконов». Она была опубликована в 1986 году, а вскоре за ней последовали «Принц Венеции», «Чародейка Фей» и два тома «рождественских сказок-страшилок» о проказливых духах Каликанджари (Kalikandgiari stories [3]), которые Хамбис, кроме того, сам собирал как фольклорист.

В 2007 году его сказочный рассказ о Лепреконе был удостоен государственной премии в области литературы, а в следующем году он получил награду за иллюстрации к Каликанджари — «Кипрские сказки».

Любопытно, что для каждой из сказочных историй, художник выбирал различные техники исполнения иллюстраций.

Так Спанос с драконами выполнены в технике черно-белой линогравюры, а вот приключения принца Венеции — это смелые цветные коллажи, отражающие роскошь и великолепие древнего города, в котором разворачиваются события.

Хамбис увлеченно генерирует новые идеи и приемы в печатном искусстве.

К самым свежим проектам международного уровня относится The Poetry Printing Project, совместный с голландским графиком Фокко Дийкстра (создатель амстердамской The CHAIN — Cultural Heritage Activities and Institutes Network [4]).

Сначала, в октябре 2018 года оба мастера провели в Платанискье неделю, совместно печатая иллюстрации к наиболее выдающимся стихотворным произведениям, созданным на Кипре (поэты Вассилис Михаилидис (1853-1917 гг.), Кириакос Хараламбидис (р. 1940г.), Михалис Пашиардис (р. 1941г.)), в Нидерландах, Греции (поэт Константинос П. Кавафи 1863-1933 гг.), Турции (Назим Хикмет 1902-1963 гг.), Германии (Пол Челан 1910-1970 гг.), в Испании (Эстебан Табарес р. 1946 год) и некоторых других странах.

Позднее они продолжили работу, но теперь каждый в своей стране.

Результатом этой грандиозной задумки стала выставка иллюстраций-линогравюр Ф. Дийкстра и Х.Тцангариса к тем поэтическим сочинениям (c 20 октября 2019 по 2 февраля 2020 гг.).

И все-таки сегодня мастер своей любимой техникой считает другую.

Если свой путь гравера Хамбис начинал с ксилографии, то в последние годы, после освоения и работы со многими видами и техниками графики, он полюбил больше заниматься шелкографией (печати с трафаретной формы). Этот метод возник в глубокой древности, однако в своем современном варианте известен с середины XIX века. Печать производится буквально на любой материал: от бумаги и ткани до пластмасс, стекла, керамики и металла.

Разнообразные по своему характеру художественные работы, выполненные им в этой технике, можно увидеть и в постоянной экспозиции Центра в Платанискье.

Hambis Tsangaris

Школа и Музей

Как только мы поднялись от площади к входу в Центр графического искусства, нас сразу же встретили и любезно повели по комплексу Школы и Музея супруга мастера и филолог (специалист по кипрскому диалекту греческого языка), г-жа Эллен Риб-Тцангарис и сотрудница Центра Мария Стамати.

Мы прошлись по всем выставочным залам и классам, где разновозрастные ученики стремятся постигать секреты мастерства гравера. Ведь, как известно, до недавнего времени искусство гравюры не было широко распространено и практикуемо на Кипре. Зато теперь, в особенности, благодаря бесплатным занятиям в летней школе все желающие, включая студентов старейшего художественного вуза, Кипрского колледжа искусств, могут получить у Хамбиса и других граверов, преподающих здесь, необходимые навыки и знания.

Школа гравюры была основана в 1995 году и открытые занятия с тех пор проводятся здесь каждый август.

Так для детей открыты мастерские «выходного дня»: с утра ребят обучают графике и под руководством преподавателя они создают собственные первые произведения в технике линогравюры.

А к вечеру, когда жара спадает, их вместе с родителями ожидают сказочные представления. Назавтра проводится выставка работ участников этих классов и ознакомительная тематическая лекция для всей семьи.

Контакт для желающих принять участие в ближайшей сессии: (+357) 99545629.

Кроме того, все посетители и ученики имеют возможность посещать семинары, лекции и специальные образовательные туры.

В рамках культурного обмена Школа, названная по имени А. Тассоса, предлагает курс занятий для иностранных студентов и возможность практического сотрудничества для профессиональных художников-киприотов и иностранцев.

Музей гравюры в Платанистее — первый в своем роде на Кипре открылся с небольшой коллекцией из нескольких сотен произведений, полученных его создателем когда-то в дар от других мастеров. На торжественной церемонии присутствовал тогдашний президент Республики г-н Д. Христофьяс.

«Мне нужно было создать этот музей, чтобы научить людей тому, что я сам узнал о печати»
— говорит Хамбис

Все эти годы его собрание постоянно растет и пополняется не только приобретениями, сделанными его основателем, как и его собственными работами, но и благодаря пожертвованиям и дарам, поступающим из-за рубежа, в том числе с выставок графического искусства.

Так однажды коллекция начала обогащаться современной графикой: граверы из Кипра и Греции стали приезжать сюда с выставками, по окончании которых некоторые из выставленных произведений передавались в дар Музею.

А друзья Хамбиса, профессионально занимающиеся коллекционированием произведений искусства, время от времени дарят одну или несколько работ из собственных собраний.

Имея в своем распоряжении ограниченные финансовые средства, Музей со временем начал закупать гравюры знаменитых художников. Выпущенный Центром каталог дает представление обо всем богатстве и уникальности здешней коллекции.

Сегодня ретроспективное собрание насчитывает более 2000 графических листов.

С ноября 2007 года, когда школу преобразовали в довольно крупный центр печати, а на базе обоих учреждений создали некоммерческую компанию Hambis Printmaking School-Museum, в Административный совет входят восемь человек. К тому же за эти годы Музей собрал вокруг себя множество друзей из числа дарителей и частных спонсоров, а также волонтеров, регулярно помогающих в проведении различных публичных мероприятий и событий.

Посетители узнают историю гравюры и художественной печати: техники, материалы, прессы, инструменты гравера, применяемые в разных техниках и печатные пластины; и естественно образцы — произведения высокого мастерства, выходящие из-под пресса. Центр Хамби обладает собственной библиотекой, в помощь обучающимся.

Графические листы авторства мастеров различных эпох и разных стран, начиная с XVI века, включаются по очереди в постоянную экспозицию (регулярно сменяемую).

Среди них гравюры, происходящие из Японии, России, Китая, США, Австралии и Новой Зеландии, Перу, Турции, стран Европы (Германии и Швейцарии, Англии, Италии, Бельгии, Сербии, Румынии и Болгарии, Чехии, Греции и Кипра). Интересно, что более 70 листов в собрании — это работы киприотов (греков и турок), а также художников-выходцев из Турции и Греции.

Управление Музеем и Школой лежит всецело на плечах Хамбиса и его жены, работающих здесь целыми днями.

Хотя напряженный график оставляет мало времени для творчества, график поставил перед собой амбициозную задачу — завершить иллюстрирование очередной книги народных сказок, а еще он продолжает работу над своей книгой «Мои друзья» и расширяет серию графических портретов.

Художник считает, что умение сконцентрироваться на позитивных сторонах жизни и желание трудиться придает сил и наполняет смыслом каждый новый день:

«Я счастлив, ведь моя жизнь так богата на события и впечатления.
Я доволен своей работой и никогда не перестану работать...» [5].

 

Hambis Tsangaris

Немного о технике

Гравюра, как многие наверняка знают, это вид графического станкового искусства. Появилась в XV веке, а расцвета достигла в XVI в.: бытовые сценки, библейские сюжеты, пейзажи, портреты и книжная иллюстрация.

Рисунок наносится на доску или пластину (при помощи ювелирного пунсона) и затем вырезается специальными инструментами (резцами-штихелями). Носитель покрывается краской и с помощью пресса изображение переносится на бумагу или другой материал.

Входит в обобщенное понятие «эстамп»: произведения печатной графики и оттиски с печатных форм, получаемые различными способами.

Различают гравюру высокой печати (ксилография, линогравюра, гравюра на картоне и флексография: краску накатывают на выступающие элементы с плоскости доски и переносят на бумагу: печатается изображение-позитив) и глубокой печати [6] — интаглио (тот же офорт, где создается картинка-негатив: краска заполняет углубления элементов печатной формы).

В технике эстампа в прошлом работали многие крупные мастера: так известны литографии [7] (оттиск с травленой гладкой поверхности камня, чаще известняка, каждая из которых считалась подлинником, имела собственноручно поставленую подпись художника) работы Э. Делакруа (1798-1863 гг.), Ф. Гойи (1746-1828 гг.) и других.

Гравюры создавали такие мастера, как П. Брейгель Старший (1525?-1569 гг.), А. Дюрер (1471-1528 гг.), П.Г. Доре (1832-1883 гг.).

Стоит сказать, что в ряде техник используется гравировка механическим способом (карандашная манера, т.н. «сухая игла» и др.). В других мы видим применение химического способа (также карандашная манера, акватинта, классический офорт и т.д.).

В залах

В Музее Хамбиса вы узнаете об истории становления как этого вида графического изобразительного искусства в частности, так и всей графики в целом.

Сможете наблюдать — этап за этапом, — как работает художник и как рождается новое произведение. А если заранее договоритесь о встрече с мастером, то сумеете попробовать собственные силы и, возможно впервые, в изобразительном творчестве.

Мария провела для нас ознакомительную экскурсию, в ходе которой нам, как и всем посетителям не только рассказывают о том, какие уникальные экспонаты ныне представлены на витринах и стенах небольших зальчиков.

Во время посещения Музея и классов Школы к нам время от времени присоединялась и г-жа Эллен, дополняя рассказ Марии.

Так мы узнали, что в Музее каждый год обновляется постоянная экспозиция и не столько из соображений привлечения больше интересующейся публики, но скорее в целях соблюдения условий наилучшей сохранности. Ведь графические листы требуют к себе повышенного внимания: они очень страдают от избытка (или недостатка) влажности в воздухе, а также из-за возможного попадания на них солнечного света.

При этом в Музее готовы пойти навстречу тем ценителям, кто специально добирается к ним, чтобы иметь возможность посмотреть особо редкие экспонаты, не выставленные в данный момент в экспозиции. При договоренности сотрудники откроют запасник и смогут предоставить такую возможность ценителю.

На верхнем и нижнем этажах главного дома ансамбля Центра, где можно видеть элементы аутентичного убранства, устраивают временные экспозиции работ из собраний других организаций, проводят персональные и тематические выставки — из собственного собрания Музея Хамби.

В настоящее время семья Хамбиса и Эллен занимает один из старинных домов вблизи от Центра графического искусства: все здания, которые принадлежали ранее семьям турок-киприотов на территории «южного» Кипра, сегодня находятся под контролем правительства РК до окончательного решения «кипрского вопроса».

Все постройки, включенные в ансамбль, прошли серьезную реставрацию (в Музее можно увидеть фотографии того, что было и что вышло по окончании восстановительных работ). Сегодня Х. Тцангарис арендует все эти помещения у правительства Республики Кипр.

А проект Центра получил официальную спонсорскую поддержку Министерства образования и культуры, при генеральном спонсорстве Хелленик-банка и при поддержке КОТ (Кипрской туристической организации), Совета деревни Контея и других организаций, и многочисленных частных спонсоров [8].

Мария провела нас в зал постоянной экспозиции, где рассказала и показала известные методы создания графического произведения.

Слушая нашего гида мы с интересом оглядывались вокруг. На стенах в подлиннике находятся произведения разных эпох, созданные теми способами, о которых только что говорила Мария.

Листы, выполненные в техниках ксилографии, халкографии и других представляют различных мастеров итальянской, испанской, фламандской, немецкой, австрийской и французской мастерских XVI – конца XIX вв.

Так большое внимание посетителей всегда привлекают несколько острых французских карикатур, высмеивающих современные художнику нравы (XIX в.).

В витринах представлены все инструменты, которыми пользуется в работе гравер. Ведь каждая техника предполагает свои приемы и приспособения...

Мария подчеркнула: «Все перечисленные приемы выполняются вручную, ни один не автоматизирован [9]

Сотрудница Музея, показав нам бывалый на вид офортный станок, с удовольствием рассказала связанную с ним курьезную историю.

Окончив обучение в Москве и собираясь возвращаться на родину, молодой тогда график Хамбис загорелся идеей привезти с собой и специальный станок для создания гравюр.

Он нашел и приобрел такой в СССР... вот только при пересечении границы у таможенников этот агрегат сначала вызвал большое недоверие: а не собирался ли молодой человек печатать на нем что-то другое... скажем, банкноты?

Ну, мы-то с вами знаем правду, не так ли?

Далее нас подвели к коллажу, при создании которого использовались уже цифровые технологии. Это был впечатляющий экспонат: комбинированный медиаколлаж, где вместе применялись различные материалы.

В том числе, среди многих других мы увидели и восхитительную, почти «живописную» акватинту XIX века (возникшая в конце XVIII в. разновидность офорта, наибольшую популярность имевшая в создании графических репродукций знаменитых живописных полотен; большое значение в ее развитии имело творчество Гойи [10]). На витринах ниже представлены несколько старинных и современных книг [11], оформленных оригинальными гравюрами.

Мария делала подробный экскурс и напомнила нам историю возникновения и развития искусства гравюры: первые листы появились, разумеется, с возникновением книгопечатания. Так появились печатные книжные иллюстрации (сначала это были оттиски, выполненные с деревянных досок — ксилография, а позднее — на металле — офорт) географические карты. Ведь гравюра стала ко всему прочему еще и отражением великих географических открытий.

В первые годы использовался для репродукции больших картин в небольшие гравюры (т.н. «репродукционная гравюра») [12] для тиражирования, каталогизации, архивирования коллекций и иных целей.

Большой популярности у публики ей принесла и значительная, по сравнению, с живописью, дешевизна печатных листов.

Граверов привлекали и для создания «дизайна» банкнот [13].

Позднее техника гравировки использовалась мастерами для создания самостоятельных произведений, став таким образом полноценной частью графического искусства [14].

Многие старинные гравюры, представленные в экспозиции, были сделаны с подлинных произведений эпохи Возрождения. Репродукции всемирно известных шедевров живописи из собрания Музея ценны тем, что были напечатаны более столетия назад.

А еще в собрании есть фарфоровый пласт (т.н. «фарфоровая картина») середины XIX века с печатным декором — копией картины Рембрандта [15].

Стоит отдельно сказать еще об одной части художественного собрания Музея: графические «копии» живописных оригиналов на библейские сюжеты: в 2016 году состоялась их тематическая выставка в Никосии (при поддержке Культурного Фонда им. Архиепископа Макариоса).

Теперь мы переходим в следующий зал, где нас встречают более современные графические работы. Здесь представлены цветные гравюры, которые получили наибольшее распространение в ХХ веке.

В разделе современной гравюры можно, например, увидеть работы мастеров — как уроженцев Кипра: Панайотис Ларкос (р. 1965 год; «Автопортрет», 1995 г.), так и иностранцев, связавших с ним свою судьбу, как тот же Джон Корбидж [16] (1935-2003 гг.; «Ночная Кирения», Кипр-Англия, 1982 г.) либо тех, кто дарил свои работы Хамбису — итальянец Пино Пандольфини (р. 1947 г.) «Дискобол Мироноса» (Италия – Греция, 2001 г.); гречанки Нота Сиотропу (1932-2014 гг.) и Лиана Папаиоанну (р. 1941 г. работа «Античный театр в Эпидавре» 2001 г.); венгр Иштван Ленарт («Марк Твен», 1985 г.); француза Андрэ Жакмина (1904-1992 гг.)...

Сюда стоит также отнести одну из жемчужин коллекции Хамбиса, работу давно ставшего классиком советсткой и российской графики, Владимира Фаворского («Ф.М. Достоевский», 1929 год) и других.

Мария призналась: «На самом деле существует так много техник графики, что их просто невозможно охватить в одном ознакомительном туре! Обратите внимание, у нас в коллекции имеются работы и нескольких молодых художников-киприотов: Элени Панаиду (р. 1985 г., выпускница Университета Брайтона), Стелиос Стилиану (в 2003 году окончил Stony Brook University), Й. Гигас».

Кроме постоянной экспозиции, в музее имеется зал временных выставок: здесь выставлялись в свое время работы таких признанных мастеров, как Стелиос Вотсис (1929-2012 гг.), А. Тассос и многих других.

Мы обходили одно помещение за другим. К нам вновь присоединилась г-жа Риб-Тцангарис.

Г-жа Эллен, показывая нам свою гордость: чудесный и такой «артистичный» тенистый сад, откуда можно было видеть весь комплекс построек Центра, — обратила наше внимание: «Аутентичный характер построек и архитектура этих зданий были нами сохранены. А здесь, в нашем классе гравюры каждый август в течение каждой третьей недели предлагаются бесплатные уроки, с 9:30 утра до 14:00.»

Август вообще один из наиболее богатых на события месяцев, ведь Центр является со-организатором ежегодного фестиваля документальных и анимационных фильмов Countryside Animafest Cyprus (официальный сайт: www.animafest.com.cy), который проводится сыном Хамбиса Йоргосом Тцангарисом (это событие ежегодно освещается в местных СМИ [17]).

Само событие проходит в деревне Саламиу (Пафос).

Второе выставочное пространство — это совместная выставка работ греческих, турецких и кипрских художников с яркими гравюрами Стелиоса Вотсиса, Телемахоса Кантоса и Костаса Аверкиу, а также нескольких собственных учеников Хамбиса.

Кроме этого удаленного оазиса искусств, в Никосии меньше года назад открылся еще один музей Хамбиса, на этот раз муниципальный.

Музей открылся на своем нынешнем месте на ул. Аммохосту, стр. 55-59 в Старом городе вблизи Фамагустских ворот в декабре 2019 года.

Основной своей целью, как и Центр в Платанискье, это муниципальное учреждение провозгласило продвижение в столице печатного искусства и знаний о нем, как важной части мирового искусства и культурного наследия в целом.

Первой выставкой стала экспозиция «От Дюрера до Кантоса», где были представлены работы, находящиеся в собрании Школы и Музея Хамбиса в Платанискье. Здесь можно было увидеть произведения, относящиеся к значительному периоду в мировом искусстве: начиная с эпохи Позднего Возрождения XVI века и вплоть до 1980-х годов. Посетитель знакомился с искусством гравюры разных стран мира: Германии, России, Китая, Японии, США, Греции, Кипра и в других стран.

Это были работы знаменитых и великих мастеров прошлого: Альбрехта Дюрера, Леонардо да Винчи, Хогарта, Утамаро Хирошиги и Ф. Гойи, Жака Калло и Пуссена, Димитриса Галаниса и Телемахоса Кантоса, Владимира Фаворского и других. Экспонаты сопровождали экспликации с поясняющими текстами о роли печатного искусства в мировом масштабе, о разнообразии техник и прочем.

Куратором выставки стала наша хорошая знакомая, г-жа Хелен Риб-Тцангари.

Обращаем ваше внимание:

Музей графического искусства Хамбиса (в Платанискье и в Никосии) открыт круглый год (кроме понедельника – вторника и дней государственных праздников).

При Центре графического искусства есть небольшой сувенирный салон, где можно приобрести оригинальные сувениры по невысокой цене (футболки, записные книжки с оригинальным принтом мастера, значки, буклеты и прочее).

Режим работы Школы и Музея в Платанистее: среда – воскресенье, 10:00 – 13:00 и 16:00 – 18:00 (в летнее время); 10:00 – 13:00 и 15:00 – 17:00 (зимой)
Контакты: (+357) 25 222772
Вход: 2 евро, маленьким детям и учащимся школ — бесплатно
Посещение группами строго по предварительной договоренности

Режим работы Муниципального музея графики Хамбиса в Никосии: вторник – воскресенье, 10:00 – 16:00
Контакты: (+357) 22 496930
Страничка на Фейсбук
Персональный аккаунт мастера

 

С особой благодарностью:

Г-же Хелен Риб-Тцангарис и Марии Стамати.

Как добраться до Центра графического искусства в Платанискье:

Из Никосии (123 км): по хайвею Никоссия – Лимассол (А1), в его продолжении — по магистрали Лимассол – Пафос (А6), съезд по указателю на Писсури, а затем — на Платанистею и Музей Хамби (дорога F611). В пути: ок. 1,5 часа.

Из Пафоса (30 км) и Лимассола (40 км): хайвей А6 до поворота на Писсури и далее, по указателю на деревню и Музей по F611. Добираетесь за полчаса.

В деревне имеются две парковки: одна на смотровой площадке перед въездом в деревню (здесь же установлен большой навес, под которым можно отдохнуть, созерцая окрестности), вторая — на площали на въезде и рядом с Музеем.

 

Оставайтесь с нами и до новых встреч!


[1] Собрание Эрмитажа обладает некоторыми из них. Например, в Отделе Западноевропейской гравюры можно найти серию «Наши дома» (1979 г.): линогравюры с двух досок, 51х38 см. Год поступления в фонды: 1983.
Источник.

[2] Цитируется по материалам буклета «Музей гравюры Хамбиса» (2011 г.).

[3] Книга уникальна тем, что художник здесь работал в нескольких жанрах: в новом издании представлены всего 12, самых увлекательных историй о местных «духах Рождества» — на основе прежнего двухтомника.

[4] The Chain Foundation с 2000 года организует учебные программы для учителей, а также другие программы, связанные с европейским культурным наследием.

[5] Источник.

[6] Плоская печать (литография, монотипия) к искусству гравюры не относится, так как их печатная форма не имеет рельефа.

[7] Такие виды печатной графики, как литография и шелкография к гравюре тоже отношения не имеют, так как принцип нанесения рисунка здесь не предполагает вырезания, нанесения штрихов на поверхность либо травления.

[8] Все лица и организации, принявшие участие в создании и поддержании деятельности Школы-музея Хамбиса, были указаны на страницах каталога, изданного в 2011 году, а также их указывают в сопроводительных надписях этикетажа к каждому выставленному экспонату.

[9] В наше время да и ранее некоторые виды граверных работ могут производиться при помощи машинной гравировки: для тех изображений, которых, к слову, требуется произвести большими тиражами, рисунок переносится на металлические пластины механическим процессом.

[10] Большинство графических работ Франциско Гойи являются акватинтами (знаменитая серия «Капричос» и др.). Его, в отличие от многих современников, серьезно интересовали возможности и текстурные тонкости этой техники. Не случайно именно Гойя сегодня считается величайшим мастером акватинты.

[11] Всего в собрании на сегодняшний момент насчитывается 150 изданий.

[12] Интересно, что мастера-граверы не только стремились к тщательному воспроизведению элементов живописного оригинала, но и часто вынужденно вносили кое-что «от себя».
Это был плод не только творческого решения, но и напряженная работа мысли, благодаря которым задача переноса красочного образа: будь то портрет, пейзаж, батальная или бытовая сцены, — в черно-белый вариант решалась блестяще, не теряя выразительности и узнаваемости.

[13] «Пионером» в Европе стала Швеция, где в 1661 году впервые начали выпускать бумажные деньги. А впервые, как считается, банкноты, в виде бумаг, подтверждающих наличие у купцов «наличности», появились в Китае: печатные деньги (с медных пластин на тростниковых листах) были известны с XI века.

[14] Как бы там ни было, но, например, в России начала ХХ века, несмотря на столетия развития гравюры (со второй половины XVI века), еще не существовало такого термина «графика».
Можно встретить упоминания о том, как известный художник, один из основателей «Мира искусства» А.Н. Бенуа для обозначения профессии книжных иллюстраторов выбрал такое: «рисовальщик печати». — См.: Эткинд М. А.Н.Бенуа и русская художественная культура конца XIX – начала XX вв. (Л., 1989 г.).

[15] Эксперты отмечают, что печать на фарфоре в странах Европы появилась примерно в 1760-х гг. До начала ХХ в. она была монохромной, графичной.
Такие пласты, вставленные в раму, размещали на стенах комнат, ими в виде вставок декорировали столики, шкатулки, напольные часы и различные предметы меблировки.

[16] Больше узнать о нем.

[17] Подробнее.