Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Изделия из стекла
Изделия из стекла
Мурано, фьюзинг... и знаменитая халява немецких стеклодувов
229
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
16.11.2017

Изготовление стекла, как и многие ремесла, о которых мы рассказываем здесь, имеет длительную историю существования. И хотя оно возникло примерно пять с половиной тысяч лет назад, до сих пор нет единого мнения относительно того, где же все-таки это произошло впервые.

На Кипре стекло появилось приблизительно в VII – VI вв. до н.э.

С тех пор методы, используемые как в промышленном, так и в кустарном производствах, значительно усовершенствовались при том, что до сих пор применяются технологии и принципы, использовавшиеся еще в глубокой древности.

Сегодня разнообразные изделия из стекла находят применение во многих сферах жизни современного человека: от промышленного (стеклотара, изоляторы, армирующее волокно, линзы) и вплоть до предметов декоративно-прикладного и даже монументального искусства (мелкая пластика, украшения, панно, витражи, инсталляции, скульптура).

Ну а самых терпеливых и заинтересованных ждет наш мастер-класс.

Начнем с истории

В настоящее время распространено мнение, что появилось стекло в истории человеческой цивилизации в Месопотамии хотя до недавнего времени главным центром возникновения стеклоделия признавался Древний Египет.

Итак, археологические источники свидетельствуют, что искусственное стекло впервые было произведено на сирийском побережье: там, где когда-то существовало царство Аккад (XXIV – XXII вв. до н.э. В районе Ашнунака была обнаружена цилиндрическая печать [1] из прозрачного зеленоватого стекла (диаметр 9 мм), возраст которой насчитывает около четырёх с половиной тысяч лет.

В прежние годы ученым были известны древнеегипетские [2] глазурованные стеклом плитки из фаянса с облицовки внутренних камер пирамиды Джоссера (относятся к XXVII в. до н.э.), а также знаменитое ожерелье с черно-зелеными бусинами царицы Хатшепсут.

И все равно: большая часть из сохранившихся древнейших изделий из стекла была найдена именно в Египте (чаще всего синего — с примесью меди, либо зеленого цветов — с включениями меди и железа). Чаще всего среди прочих находили стеклянные шарики: они могли появиться сами собой, в процессе изготовления металла или керамики. Некоторые из находок позволяют предположить, что часть из них была, вероятно, ввезена туда из других регионов.

-

Стекло в древности изготавливалось при использовании неочищенных природных материалов — песка, соды, золы, различных бедных минералов. В результате стекла часто получались мутными и изобиловали включениями: масса после остывания имела желтовато-зелёный или голубоватый оттенок.

В позднюю бронзу (нач. II тыс. – ХII в. до н.э.), как в Древнем Египте, так и в Передней Азии, технология изготовления делает мощный рывок: среди археологических находок этого периода — слитки и декорированные сосуды из цветного стекла.

Так же в Индии, Корее и в Японии были обнаружены стеклянные изделия, датируемые 2000 г. до н.э. Например, в Китае в V – III вв. до н.э. стеклянные предметы появлялись в очень большом количестве, и имели особый химический состав. Об этом было известно из самых ранних упоминаний конца III в., где в частности говорилось об изготовлении стекла пяти цветов.

С древности и по сей день для производства любого стекла (кроме кварцевого) необходимы три основных составляющих: кварцевый песок, известь и сода. Так вот, в египетском и сирийском стекле использовалась сода, которую получали из угля многих видов древесины, часто — из растений-галофилов, произрастающих на побережье (полынь, бессмертник, тамариск).

Самые ранние сосуды производили так: вращали нагретые и потому пластичные стеклянные волокна вокруг «модели», слепленной из песка и глины, и насаженной на металлический стержень. Затем, свернутые таким образом стеклянные жгуты многократно нагревали; и в результате они сплавлялись в целостный сосуд.

Поверх готового изделия, для его декорирования умельцы могли наложить волокна из цветного стекла. Форма уничтожалась, а стержень вынимался уже из нового сосуда. Узнать об этом побольше и увидеть образцы «вживую» можно, посетив Музей Кипра.

Кроме Египта, к XV веку до н.э. стекло — в придворных мастерских — массово начали производить не только в странах Передней Азии, но и на Крите.

В странах, располагавшихся в удаленных регионах, производство стеклянных предметов происходило из готовых слитков (изделия вырезались из блоков), либо стекло заливалось в готовую форму.

Как вы понимаете, долгое время этот материал и изделия из него продолжали оставаться предметом роскоши для избранных... В IX веке до н. э., когда процесс стеклоделия возобновился в Сирии и на Кипре, к прежним технологиям добавилась новая — научились изготавливать чистое, бесцветное стекло.

Любопытно: опыт мастеров не только передавался ученикам изустно, но появлялись также и записанные «инструкции», и «пособия» по стеклоделанию.

Самым первым из известных нам считаются таблички из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала (669-627 гг. до н.э.), датируются 650 г. до н.э.

А вот в Египте изготовление стекла долго не возрождалось, — вплоть до тех пор, пока его не принесли с собой греки в эпоху правления Птолемеев в IV – I веках до н.э. — в эпоху эллинизма.

Итак, в те годы происходит дальнейшее развитие технологии стеклоделия: появляются не только «мозаичные» структуры (из сочетаний стекла разных цветов); изделия больших, чем более ранние, размеров; из стекла теперь производят и столовую посуду. Именно в этот период бесцветное (без посторонних включений и цвета) стекло начало цениться намного выше цветного.

В эпоху Римской империи для его производства, с учетом новых технологий стали использовать особый песок — белый кварцевый, как самый чистый — с пляжей Восточного Средиземноморья. При этом в странах Леванта, а именно в Сирии и Палестине стекольное производство также активно развивается в тот период, что называется «в духе времени».

Именно римляне изобрели стеклодувную технику (ок. 30 г. до н.э.), придавая вещам желаемую форму и размер. Дело в том, что теперь они варили стекло не на кострах, а в стекловаренных каменных печах (стекловарни в Риме появились при Гае Юлии Цезаре (100г. до н.э. – 44г.).

Стало ясно: из стекла довольно быстро можно изготовить практически любой предмет желаемой формы, размера, цвета. Во времена императора Тита Веспасиана (9 – 79 гг.) применялись уже оконное литое стекло (только для храмов) и стеклянные пластины для облицовки стен.

После падения Римской империи (конец V в.) центр стеклоделия перемещается в Византию, где освоили выплавку цветного непрозрачного стекла (смальты) для мозаичных работ, вместо каменной мозаики. И 686 год считается началом создания первых витражей из стекла.

Европу стекло завоевало только в Средние века: оно использовалось и в быту, и в храмовом зодчестве для изготовления цветных витражей.

На Руси, как свидетельствуют результаты раскопок, секреты производства стекла знали более тысячи лет назад, а с начала XI в. стеклоделие стало развиваться широко и причем не для обслуживания бытовых нужд населения, но как произведения прикладного искусства и даже роскоши: открывались многочисленные мастерские, где создавали любимые тогдашними модницами стеклянные бусы, ожерелья и браслеты.

В то же время немецкие мастера, а чуть позднее, в XIII веке — итальянские, освоили так называемый «халявный» метод производства листового стекла, которое использовалось не только для остекления церквей, монастырей, но и замков знати.

«Халява» — сосуд цилиндрической формы, который выдувался стеклодувами за несколько приемов. Затем, пока стекло было пластичным, «халяву» разрезали и распрямляли до прямоугольного листа. И хотя качество подобного «листового» листа оставляло желать лучшего, стекло практически соответствовало химическому составу современных оконных стекол.

-

И все же признанным лидером и законодателем в истории развития европейского стеклоделия являлась, конечно же, Венеция.

Ключевым моментом в истории венецианского стекла стал XIII век. Прежние изделия бытового назначения ничем не отличались от стекла, производившегося в других европейских странах, и художественной ценности не имели.

Однако теперь венецианцы завозят из Константинополя образцы византийского художественного стекла и, что важнее, рецептуру его изготовления, — все это дало толчок к развитию новых технологий. Постепенно возникавшие было в самой Венеции стекольные мастерские из-за высокой пожароопасности уже к концу того же XIII века было решено перенести на отдельный остров Мурано, который в XIV – XV вв. становится центром производства и способствует его расцвету. Современников поражала абсолютная прозрачность венецианского стекла, а также богатство и разнообразие красок и декоративных элементов.

В это же время вырабатываются стандарты изготовления стеклянных изделий.

Разумеется, секреты мастерства изготовления оригинального стекла держались предприимчивыми итальянцами в глубокой тайне, — ведь уже в те времена местная продукция высоко ценилась во всем мире. С тех пор известность цветного венецианского стекла из Мурано только росла и в наше время оно по-прежнему высоко ценится не только в Европе, но и во всем мире.

И все-таки, спустя пару веков, в XVII веке мода на муранское стекло проходит, и вот уж европейцы заглядываются на граненое стекло... из Чехии, которая адаптировав технику стеклоделия из других стран, очень быстро научилась варить самое чистое, прочное и тугоплавкое (калиево-кальциевое силикатное) стекло, — более известное как «богемский хрусталь».

Российские стеклянные заводы появились во время царствования Алексея Михайловича (1629 – 1676 гг.): под Можайском в1635 г. был построен первый из них, под руководством шведского предпринимателя Елисея Коэта.

В последней трети того же века теперь уже англичане выходят на мировой уровень, благодаря изобретению Джорджа Равенкрофта в1674 г. нового способа производства хрусталя: он решил заменить поташ концентрированным оксидом свинца и получил стекло с высокими светоотражающими свойствами, легко поддававшееся глубокой резке и гравировке...

Наступил XVIII век, когда в Венецию входят войска французов. Стекольные заводы закрываются, а из-за того, что признанные мастера покидают страну, старинные технологии утрачивались.

В том же веке в Российской империи, при императоре Петре I (1672 – 1725 гг.) в Москве возводят государственный стекольный завод.

Основателем научного подхода в области исследований и стекловарения стал Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765 гг.), всемирно известный российский ученый-естествоиспытатель, химик и физик, энциклопедист. С 1748 г. им проводились первые технологически систематизированные варки и были изготовлены более 4 тысячи стекол. Лабораторная практика и методики, которые он тогда применял, практически не отличаются от современных.

-

Возрождение стеклянного европейского производства начинается только в середине XIX века благодаря итальянскому мозаичисту Антонио Сальвиати (1816 – 1890 гг.). В 1860 г. им была основана на старом-добром Мурано мозаичная фабрика, славившаяся дешевизной и превосходным качеством своей продукции.

И вскоре Сальвиати наладил выпуск еще и тонкостенной стеклянной посуды, в подражание классическому венецианскому стеклу.

-

В конце XIX в. стеклоделие из ремесленного стало перерастать в массовое промышленное производство.

1905 г. — бельгийский инженер Фурко изобрел метод вертикального вытягивания из печи стеклянного полотна заданной ширины; который в следующем десятилетии усовершенствовал другой бельгиец — Эмиль Бишеруа (1914 г.). Он предложил протягивать стекло меж двух роликов, что значительно упрощало процесс дальнейшей обработки полотна, делая его более равномерным и потому удобным в эксплуатации.

Через сорок лет другим, британским исследователем, сэром Алистером Пилкингтоном (1920 – 1995 гг.) был разработан так называемый «флоат»-метод создания листового стекла, позволяющий пропускать расплавленную массу из печи в виде плоской ленты через резервуар с расплавленным оловом для последующего охлаждения и отжига.

Стекло «на выходе» отличается стабильной толщиной полотна, отсутствием оптических дефектов и очень высоким качеством поверхности.

-

Вы, вероятно, согласитесь: стекло — один из красивейших и обладающих массой полезных свойств и преимуществ материал, без которого немыслимо было бы обходиться в строительстве и науке; развивать промышленность и обустраивать быт, искать новые пути самовыражения в искусстве и дизайне.

Известно, что в стекловидном состоянии могут находиться вещества, как естественного происхождения, так и полученные искусственно [3]. К естественным стеклам относятся: вулканическая магма, пемза, смолы... а еще обсидиан (вулканическое стекло), применение которому находили уже в каменном веке, изготавливая из него оружие и различные инструменты.

Процесс производства стекла

Исходными материалами для его изготовления являются напомним: кварцевый песок (основной компонент), известь, а также кальцинированная сода. Пропорции всех компонентов для изготовления стеклянных изделий находятся в прямой зависимости от их назначения.

Таким образом, выделяют: стекло бытовое — из него делают посуду, оптику, украшения; строительное — идет на производство окон, витрин, мебельных вставок и витражей; и наконец техническое — самое плотное, обслуживает нужды тяжелой промышленности.

Постоянно разрабатывается новая рецептура, с улучшенными качествами: прочности, термо- и стойкостью к щелочам, кислотам и воде, легкости стеклодувной обработки и податливости; ну и так далее.

В некоторые сорта стекол вводят окиси различных металлов, — для повышения биостойкости стекломассы, а также для придания цвета и других художественных эффектов будущим изделиям.

Так, например, чтобы получить цветное стекло, в шихту (а этим словом называют смесь исходных материалов) вводят окислы или другие соединения: синий — соединения кобальта; зеленый — окись хрома; фиолетовый — соединения марганца, оксиды никеля; рубиновый — окись меди, металлическое золото или селен в комбинации с другими соединениями (как, например, в рубиновых звездах Московского Кремля), а вот ярко-желтый оттенок получится, если во время плавления в печи добавить в стекло оксиды урана.

При этом, окраска стекла зависит от его сорта и количества оксида: тот же оксид кобальта в малых количествах придаст стеклу голубой цвет, а в больших — густой синий. Оксид меди может давать так же голубой цвет в натриево-кальциевом стекле, и зелёный — в калиево-цинковом.

Хотите получить матовое стекло? Тогда вам помогут глушители — особые добавки, придающие стекломассе непрозрачность и молочную матовость.

Варят стекло в специальных печах при высоких температурах: от 300 до 2500°C, а процесс стеклообразования начинается при достижении 1200 – 1240°С. Этот материал не имеет определенной точки плавления (бывают туго- и легкоплавкие стекла); оно переходит в жидкое состояние, постепенно размягчаясь при повышении «градуса» и превращаясь в светлую однородную массу. Наиболее твердыми являются кварцевые (однокомпонентные) и стекла типа пирекс (боросиликатные) [4].

Особые сорта стекла варят при очень высокой температуре, ведь его физические свойства зависят от химического состава, условий варки и последующей обработки.

Формовать выплавленное стекло можно различными способами.

Кроме заливки расплава стекла в форму, — таким способом создаются и в наше время большинство оптических линз, известны и другие.

Выдувание стекла — это процесс, позволяющий из вязкого и мягкого расплава получить различные изделия округлых форм — сферы, вазы, бокалы и прочее. Происходит это так: на конце полой трубки с колечком или грушевидным наконечником собирают порцию докрасна раскаленного расплавленного стекла, а затем выдувают его, застывшее до консистенции карамели, поворачивая трубку и придавая желаемую форму и размер.

При этом способе изделие формуется благодаря воздуху, подаваемому из трубки мастером, силе тяжести и инструментам, которые использует стеклодув для работы с расплавленным стеклом (победитовые ножи, ножницы, пинцеты, развертки, прут-понтия).

Для придания цвета стеклодув быстро проворачивает стекломассу на трубке в цветной стеклянной крошке. Цветной слой плавят повторно, в течение нескольких секунд нагревая стекло в смотровом окошке стеклоплавильной печи. Далее его раскатывают на блоке, чтобы придать начальную форму для выдувания: крайне важно постоянно вращать стекло, чтобы оно не провисло и не склеилось.

Причем, если стеклодув занимается изготовлением лабораторных приборов и деталей для аппаратов, его стекло должно обладать высокой химической и термостойкостью и в то же время — легко обрабатываться на пламени горелок.

Завершающим этапом в стеклоделии является постепенное охлаждение. Субстанцию помещают в специальную сушильную печь на 12 часов (чтобы избежать появление трещин), где охлаждают до температуры 250°C. 

Профи напоминают постигающим стеклоделие с азов: никогда не оставлять стекло там, где его могут повредить посторонние предметы или попасть загрязнения (пыль, листва, вода, насекомые). Соприкосновение с холодными предметами может привести к растрескиванию стекла.

По завершении на стекло наносят покрытия, ламинируют или обрабатывают другими способами для повышения прочности и стойкости.

А вот как раз для упрочения стекла его могут вновь подвергнуть термической обработке двумя способами.

1. Отжиг — стеклянное изделие полностью нагревается в печи до температуры, при которой частицы обретают подвижность, а стекло еще не размягчается. Профи знают, что напряжения исчезают тем быстрее, чем меньше вязкость стекла.

При нем удаляют так называемые остаточные точечные источники, нередко образующиеся в процессе охлаждения стекла, которое еще довольно непрочное (их определяют с помощью приборов — полярископов). Температура обработки зависит от состава стекла: 400 – 550°C. Перед тем, как начинать работу, проводят исследование подходящих методов отжига.

2. Закалка — схожий с отжигом процесс: сформованное и отполированное стекло помещают в печь, нагретую не менее, чем до 600°C, а затем его быстро охлаждают («закаляют») потоком воздуха под высоким давлением.

Художественное стекло

Хотелось бы рассказать подробнее о нескольких видах (технологиях) обработки, известных на весь мир.

Вечно модное и притягательное: мурано

По прошествии веков и разработки новых технологий, изготовление вручную предметов украшения интерьера, бижутерии осталось неизменным: изделия создаются стеклодувами при помощи специальной трубки.

Настоящее «мурано» (а это особый общепринятый термин) отличается особой плотностью и гладкостью, внешний эффект напоминает ювелирные изделия и самоцветные кристаллы. Все это достигается многоступенчатой очисткой стекла, добавлением в стеклянную массу золотой или другой металлической крошки (например, медной), а также благодаря использованию многокомпонентности изделий: многослойности. Одним из популярных методов, применяемых в мурано, является так называемый «кракелаж» — создание сетки из мелких трещин по поверхности изделия после недолгого погружения изделия в холодную воду.

Если же изделие после опускания в воду вновь поместить в печь, внутри него образуются мелкие пузырьки — также интересный художественный эффект. Этот метод называется «пулегозо».

Притягательно выглядит и филигранное стекло (оно же «миллефиори»), которое нередко представляет собой переплетенные «нити» разных цветов, в глубинах прозрачного стекла.

Для изготовления бижутерии (колье, перстней, серег) широко применяется мозаичное стекло (в виде комбинации прозрачных и плотных стеклянных «стволиков» в наборке) с цветочным узором.

Любопытно: данная техника, также когда-то была изобретена в Древнем Египте, а в более поздние века заимствованная римлянами и развившаяся благодаря венецианским стеклодувам эпохи Ренессанса.

Цена вопроса: как отличить подделку

Изделия из муранского стекла всегда в цене, и по этой причине их научились неплохо подделывать. Есть несколько характеристик, присущих только подлинникам.

Во-первых, мурано — стекло гладкое, прозрачное. При легком постукивании декоративное изделие издает хрустальный звон. На подлиннике вы не увидите швов. Оригинальные изделия всегда имеют хотя бы небольшие отличия друг от друга, ибо выполняются вручную.

Муранское стекло не выгорает, оно не становится тусклым со временем. Все предметы имеют впаянное клеймо: в 1994 году ассоциация производителей стекла Promovetro создала и официально закрепила за своей продукцией товарный знак «Vetro Artistico Murano», защищающий подлинные изделия.

Итак, муранское стекло считается самым дорогим в мире. Что ж, интересная (и очень красивая) тема... однако, во время нашей беседы с нашим новым знакомым, талантливым мастером Андреасом Джамалисом из Пафоса мастер утверждал, что муранского стекла как особой технологии просто... «не существует» (об этом и многом другом читайте в нашем ближайшем интервью с ним).

-

Стоит сказать, что в области художественного стеклоделия современным мастерам доступны и такие малобюджетные виды работ со стеклом, как фьюзинг и лампворк.

Фьюзинг

Техника «фьюзинг» (от английского fuse — «спекание, плавка») есть процесс спекания стеклянных элементов при высоких температурах, когда все фрагменты и части стекла становятся однородными, вплавляясь друг в друга. Расплавленным (фьюзинговым) называется стекло, термически обработанное в печи в диапазоне высоких температур от 593°C до 816°C.

Существует 3 основных уровня запекания, дающих различные эффекты: плавление в нижнем (593 – 677°C), среднем (677 – 732°C) и верхнем (732 – 816°C) диапазонах. Все эти методы могут применяться и в одном изделии, добавляя ему глубину, рельеф и выразительность формы.

Он же, по сути, является разновидностью витражной техники; однако в отличие от витража, не имеет четких границ между элементами; и даже напротив, — нацелен на достижение эффекта их стирания и плавного перехода элементов друг в друга.

При помощи стеклореза, наполненного внутри маслом, мастер вырезает из кусков специального стекла фрагменты, а щипцами разных видов он «отщипывает» необходимого размера кусочки в ходе работы.

Если вы тоже решите попробовать себя в этом прикладном искусстве, запаситесь еще шлифовальной машиной, клеем ПВА, лопаточкой и линейкой.

Принцип на первый взгляд довольно прост: на лист прозрачного стекла делают сборку будущей композиции: из цветных стеклянных кусков вырезаются элементы узора, шлифуются и при помощи ПВА прикрепляются к основе (клей при спекании выгорит и не оставит следов). Затем изделие отправляется в печь для фьюзинга на запекание в течение 5-6 часов при 700°C.

Фьюзинг, например, позволяет делать витраж многослойным, рельефным и даже более выразительным. В отличие от классического витража, когда стеклянные элементы собирались в свинцовую оправу, которая запаивалась по стыкам, стеклянное фьюзинговое панно не имеет швов между своими элементами.

Использование такой обработки стекла позволяет создавать художественное изделие, не подверженное времени и потускнению, с уникальной фактурой и широчайшей цветовой гаммой.

Фьюзинг является основным методом изготовления небольших стеклянных предметов в течение примерно 2000 лет. Несмотря на то, что изготовление стекла в целом переживало возрождение в эпоху Ренессанса, техника фьюзинга в значительной степени игнорировалась в течение этого периода.

Он начинал набирать популярность в начале ХХ века, в частности в США в 1960-е годы; и все же настоящий бум этот вид декоративно-прикладного искусства, а также невероятно увлекательное хобби переживает в наше время.

На Youtube сейчас можно найти множество видеороликов, как вот этот мастер-класс по изготовлению панно спеканием кусочков, вырезанных из листов специального стекла разных цветов для фьюзинга и раздробленных фрагментов.

Лампворк

Известный вид художественной обработки стекла в пламени горелки (от английского lamp — лампа, горелка; work — работа) или же флеймворк (от flame — пламя). Используется для создания небольших украшений и декоративных предметов с помощью ручной горелки или портативной электропечки.

Кстати, подручным материалом новичкам могут послужить обычные бисер и бутылки, на которых стоит попрактиковаться.

Лампворкер (или человек с горелкой и в защитных очках; — а вас так тоже будут называть, если увлечетесь этим занятием) в пламя воздушно-пропановой, кислородной, водородной или плазменной горелки вносит стеклянный стержень-«первинку» (или несколько, при более продвинутом уровне) определенного цвета. Стекло сплавляется, таким образом, чтобы создавалось изделие, которое могут дополнять добавленные включения других цветов, для достижения желаемого эффекта.

Фрагмент расплавленного на огне горелки стекла (в виде бусины) наносится на спицу-мандрель, постоянно прокручивается и с помощью графитовой лопатки и затем пинцета (или ножниц) ему придается форма: каждая деталь по завершении устанавливается так, чтобы быть на кончике пламени лампы... для того, чтобы к ней было проще прикрепить следующую.

Ламворкер работает не только со стеклом, но и с горелкой, изменяя силу пламени, а значит и достигаемый в работе эффект. Самые филигранные детали художник добавляет концом разогретой стеклянной палочки, вытянутой пинцетом в иглу-стрингер. Затем завершенное изделие кладут в керамическое одеяло или в печь примерно на 8 часов. Если вы создаете из стекла кольцо, то цветной слой с возможными включениями (например, стеклянная крошка — фрит) необходимо покрывать слоем бесцветного стекла.

Температура, необходимая для работы со стеклом, — 700 – 1200°C, в зависимости от производителя стекла.

Стекло, используемое при работе должно иметь одинаковый коэффициент расширения, а наиболее часто используемым является стекло с острова Мурано — «Moretti/Effetre».

Подобный процесс можно наблюдать, например, здесь.

Во многих странах сегодня так же есть мастера, занимающиеся изготовлением фьюзингового стекла. Так, например, в России есть немало мастерских, предлагающих современные фьюжн-дизайны (в Екатеринбурге, Москве и других городах).

В этой технике или с ее использованием, в тех же российских художественных мастерских создаются самые разнообразные изделия: часы (настенные и настольные), витражи, панно, бижутерия, рамы для зеркал или фотографий, элементы декора кафельной плитки, цветочные кашпо, блюда, конфетницы и так далее.

Народная роспись по стеклу на Кипре

С начала ХХ века это искусство широко распространилось в Месаории, и долгое время было ключевым элементом декора парадной комнаты традиционного дома в регионе. Мастерством владели как мужчины, так и женщины, они создавали различные предметы с сюжетами религиозной тематики, национальной героики (Константин Палеолог, Александр Македонский, известные герои и батальные сцены Греческой революции 1821), а также вдохновленные мифологией (мифические животные и птицы или мотивы) и так же — бытовые изображения людей (односельчане с парных и семейных фотографий); а также нравоучительные высказывания и эпиграммы, написанные каллиграфически.

Живопись яркими красками и в наивной народной манере, как по трафарету (в случае с фотографиями), наносилась маслом по обратной стороне стеклянной поверхности.

Таким образом, доминирующие цвета росписи по стеклу были конечно же подобны тем, что традиционно использовали и в других ремеслах на Кипре: ткачестве, росписи деревянных резных изделий, в декоре плетеных корзин и циновок, — красный, синий, оранжевый, зеленый, желтый.

Интересно, что несмотря на определенные признанные приемы, художники были довольно свободны в своем самовыражении.

В прошлом, в этом кругу народных художников появлялись настоящие самородки, каким был известный художник Кипра, Михалис Кашалос из села Ассия в Месаории.

В самом начале своей карьеры он расписывал как раз «стекла», излюбленное в народе украшение для месаорийских так называемых «дихоро» — гостиных, которые он никогда не подписывал, в отличие от других своих коллег-мастеров. Подобно ему, художники зачастую вдохновлялись не только образами с церковных икон и семейными парадными фото, но и картинками из модных журналов и рекламных буклетов тех лет, бывшими в хождении между односельчанами; и, конечно, узорами местных вышивок.

Основные производители (строительного и бытового) стекла на Кипре

В Никосии остеклением новых зданий с 1944 г. практически бессменно занимается Metalco Glazing ltd (Cyprus) (+357 22492944, +357 22492250, www.metalcoglazing.com.cy)

Shikkis Glass Processors (+357 24823099, + 357 24531277, www.shikkisglass.com). Этот семейный бизнес был основан в Ларнаке в 1992 году. Компания — крупнейшая на Кипре по обработке стекла в строительстве и в декоративной промышленности. На основе автоматизации, наиболее передовой техники и квалифицированного персонала, фирма предлагает своим клиентам разнообразные услуги и новейшие продукты, доступные на «рынке стекла»: от стеклянных лестниц, дверей, окон и витрин и вплоть до витражей, зеркал, фьюзинга.

Арт-студии стекла на Кипре:

The Place: здесь предлагаются к продаже готовые и на заказ разнообразные изделия (от рам и декоративных блюд до украшений и сувениров) от мастера Андреаса Джамалиса.

Welbry Art & Glass, cтудия витража (ул. Василиу Македонос, 62, Лимассол)

Мастер — Джон Уэлч. В мастерской создают фьюзинговые изделия, традиционные витражные окна, светильники, зеркала.

Мастер дает уроки желающим по всем известным техникам.

В студии можно приобрести все для занятий хобби: стекло, различные материалы и инструменты.

Как производится декоративное стекло на Кипре (витраж и фьюзинг) можно посмотреть здесь: студия Мария Вониату Тцомпарта, (интервью на греческом языке).

К слову, среди наиболее популярных сувениров с острова многие гиды рекомендуют привезти различные изделия из стекла, которые также могут стать отличным подарком.

Ищите их в многочисленных сувенирных лавках, арт-шопах, художественных галереях и, конечно, в магазинах народного творчества.

Примерные цены (в евро): стеклянная статуэтка — от 2; пивная кружка — от 4; графин — от 5-7.

Ну сувениры сувенирами, а ведь можно многое сделать и своими руками.

Раз уж пришло время нашего рукоделия и вручную изготовить стекло по известным технологиям новичкам без специальной подготовки и оборудования не под силу, то почему бы не заняться декорированием?

Сегодня я предлагаю вам попробовать сделать изысканное панно (оно же витраж, экран, стеклянная дверца буфета — или что хотите) в стиле арт-нуво аля-Луи Комфор Тиффани (1848 – 1933 гг.).

Своими руками: панно в стиле Тиффани

Нюанс: узоры в данном стиле не просты для выполнения, поэтому работать следует поэтапно, создавая декор фрагментами.

Итак, приобретите лист стекла (мастера необходимо попросить отшлифовать острые края по обрезу, чтобы не пораниться).

А еще нам понадобятся: витражные краски (разных цветов, включая перламутрово-белую), кисть №2, скотч, аутлайнер черного цвета, шаблон (можно сделать самим по любой картинке в стиле арт-нуво/модерн, увеличенный до нужного размера).

Мы предложим свои варианты.

Описание работы:

Положить лист стекла на подготовленный шаблон и соединить их скотчем.

Обводите по стеклу рисунок шаблона аутлайнером. Выждите несколько часов, чтобы краска успела высохнуть.

Наносите цветную краску [5], предварительно разведя ее в воде (или с растворителем), следя за оригиналом.

Совет: можно не просто «раскрашивать» сегменты той или иной краской. Попробуйте поиграть с цветом: поверх однотонного фона можно наносить другие цвета, контрастные пятна, растушевывать их, чтобы высветлить, и т.д.

Просветы заполните бесцветным витражным лаком (его разбавлять не стоит, а сразу выдавливать на поверхность из тюбика), — добавив узору легкости и ажурности.

Дайте всем краскам хорошенько просохнуть.

Прежде, чем вставить ваше панно в раму (оконную или дверную), для лучшей сохранности закройте расписной лист другим — простым стеклом и скрепите их вместе силиконовым клеем.


[1] Ныне хранится в Берлинском музее, как один из древнейших в мире образцов стеклоделия.

[2] Ученые выяснили: египтяне плавили стекло на открытых очагах в керамических мисках. Спекшиеся раскаленные слитки бросали в воду: они растрескивались и раскалывались на куски — фритты, которые затем растирались на жерновах и вновь подвергали плавлению.

[3] Искусственные неорганические стекла — это переохлажденные расплавы, в состав которых входят окиси кремния, бора, фосфора, щелочных и щелочноземельных металлов.

[4] Стекла этого типа были запатентованы в 1915 – 1919 гг. сотрудниками фирмы «Corning» Сэлливаном и Тейлором, но в дальнейшем «пирексовые» стекла нашли широкое распространение во многих странах мира под разными названиями. Эти стекла обладают высокой химической стойкостью по отношению к воде и кислотам. Обработка таких стекол в пламени стеклодувных горелок требует высокой температуры пламени — 800°С.

[5] Акриловая краска проще в использовании, ее можно растворять водой. Повысить устойчивость красителя помогает запекание. Готовое изделие помещают в духовку, где проводят обжиг при температуре 150-170 градусов. Зато сольвентные краски, содержащие растворитель, более прочны: не истираются, не смываются и не тускнеют..., да они еще и более яркие.


Удачи!

Оставайтесь с нами и до новых встреч!