Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Традиционное каменное строительство на Кипре
Традиционное каменное строительство на Кипре
История архитектуры на острове
397

Древняя и богатая история Кипра просто не могла не отразиться в его архитектуре и строительной традиции: многие из сохранившихся сооружений прошлого, и некоторые из современных построек являются настоящими произведениями зодчества.

Однако наряду со знаменитыми древними руинами, византийскими храмами и прочими памятниками особое место в культуре острова занимает его анонимная архитектура, историческая застройка и антропогенная среда городов и деревень. Эти традиционные и, в основном, жилые здания являются материальным отражением, свидетельством живой культуры народа, его мировоззрения и, конечно, политическо-экономических условий жизни.

Сегодня можно наблюдать широкое возрождение кипрских традиций и «возвращение к истокам». В наши дни немало сельских жителей, особенно в горных районах острова, кто по-прежнему живет в старинных каменных домах. Многие иностранцы, приезжающие на остров, так же начинают уверенно инвестировать в проекты по восстановлению и продвижению традиционного кипрского каменного зодчества.

В самые ранние эпохи, что называется «на заре человечества», постройки возводились из необработанного камня: самым распространенным материалом была морская галька различных видов, с применением связующего раствора или без него. В различных «объектах» применялся довольно широкий спектр осадочных пород, таких как мел, рифовый известняк, калькаренит, окварцованные известняки; а также изверженных пород (габбро-диабаз и другие).

В эпоху античности (VIII в. до н.э. – VI в. н.э.) греки и римляне, правившие Кипром, оставили многочисленные сооружения. Сегодня, благодаря многолетним археологическим изысканиям и исследованиям ученых, вновь возникли из небытия древние полисы Курион, Аматус, Китион, Саламис и древний Пафос с остатками их великолепных храмов, амфитеатров, стадионов, базилик; с термами и реконструкциями резиденций правителей и аристократии.

Строительный камень в древности и античности

Во все времена строительный камень на Кипре добывали, в основном, в окрестностях поселений, где его использовали в строительстве.

Человек с древности испытывал необходимость в возведении надежного укрытия для защиты от различных метеорологических явлений (дожди и бури, наводнения и прочее), а также от нападения диких зверей и набегов враждебных (и от того не менее диких) соседних племен.

Таким образом, камень в качестве основного строительного материала изначально использовали в натуральном виде (бутовый камень и бутовая кладка).

Расскажем несколько подробнее об этом, до сих пор используемом способе каменного строительства.

Бутовой называется кладка из крупных природных камней (бута) весом до 30-50 кг и размером до 0,5 м в поперечнике; имеющих неправильную форму, с двумя приблизительно параллельными поверхностями (постелями).

Основной строительный материал — это известняк, песчаник, ракушечник, гранит и др., — зачастую и издавна их используют для возведения ленточных фундаментов будущих зданий высотой до двух этажей.

Технология: камни большей величины предварительно раскалывают на более мелкие (плинтовка); стесывают острые углы камней, подгоняя их форму под параллелепипед.

В течение последнего доисторического периода (а именно в эпоху бронзы, около 1200 до н.э.) на Кипре стали возникать первые крупные поселения, а затем и государства-полисы по типу греческих, где возводились архитектурные сооружения различного назначения (здания административные, культовые и прочие). Тогда же люди начали уверенно тесать и резать камень (каменные блоки), и постепенно использование каменных блоков становится преобладающим.

В зависимости от конструкций, построенных с помощью этого камня и используемого метода, строительные камни представляют большое разнообразие структур и типов. Калькаренит, рифовые и прочие известняки, — таковы были основные используемые типы породы.

Сырье для облицовочных работ добывалось также из местных месторождений: камень высекали и раскалывали в каменоломнях: по белому камню несложно вырезать любые узоры, и он долговечен в естественных условиях.

Справка: кладка из природных камней и блоков правильной формы, как известно, обладает хорошими декоративными качествами, прочностью, устойчивостью против замораживания и выветривания, мало подвержена истираемости. Мягкие пористые горные породы в виде пиленых штучных камней массой до 45 кг (пористые туфы, ракушечники и т.д.) служат для кладки наружных и внутренних стен зданий. Из пористых горных пород (на Кипре, это по преимуществу, как мы уже знаем, известняки) изготовляют также крупные стеновые блоки, предназначенные для монтажа при помощи механизмов. Камни твердых пород имеют высокую стоимость и трудоемки в обработке, поэтому их главным образом применяют в нежилом строительстве — для облицовки мостов, цоколей или отдельных частей зданий и сооружений.

Для того чтобы камни в кладке лучше выдерживали действующую на них нагрузку всей стены, их располагают в соответствии с правилами так называемой разрезки. Камни укладывают таким образом, чтобы они соприкасались друг с другом по возможности большей площадью.

Очень популярна на Кипре и так называемая «техника сухой кладки» — при этом методе строительства не используется связующий раствор. Устойчивость конструкции из камня крупных размеров обеспечивается тщательным подбором (и подгонкой) сцепливающихся камней. Кстати, с глубокой древности известна высокая сейсмостойкость подобных конструкций... Образцы ее легко можно найти в сельской местности и в населенных пунктах, а также в исторических городских районах. Примечательно, что подобные конструкции в районах так называемого Северного Кипра в значительной степени уже исчезли. Однако в деревнях и в «старых городах» Республики Кипра они неплохо сохранились.

Сегодня их можно видеть, по преимуществу, в горной местности Питсильи, долинах Солеа и Маратаса; а также в холмистых районах винодельческих деревень вокруг Лимассола и на мысе Акамас. Они также могут быть обнаружены, хотя и редко, на равнинах Мессаории; в деревнях округа Ларнаки и на побережье: террасы домов, дорожки, стены хозяйственных построек и мастерских, стены террас виноградников и т.п.

Средневековое строительство: его отголоски и по сей день сохраняет традиционная архитектура (к ней мы вернемся позднее). В течение почти 400 лет, когда Кипром правили крестоносцы, Лузиньяны и Венеция, — на острове было возведено несколько замков и крепостей и другие фортификационные сооружения, построено множество храмов, в том числе и кафедральные соборы в Фамагусте и Никосии; а также — в массе — деревенские церкви и часовни.

На смену ему пришла в свое время мусульманская архитектура: султан Селим II со своей армией турок-османов захватил Кипр (9 сентября 1570 г. пала Никосия, а 1 августа 1571 года уже сдавалась на милость победителей крепость Фамагусты). На острове стали возникать новые типы архитектурных сооружений, в первую очередь, конечно, мечети (нередко в их роли начали выступать перестроенные турками готические соборы, к ансамблям которых пристраивали минареты), турецкие бани и постоялые дворы (караван-сараи).

Колониальный период (последняя треть ХIХ – первая половина ХХ вв.) начался с приходом на остров британцев. Вообще, понятие «колониальный стиль» происходит от латинского colonus — древнеримский поселенец, арендатор земли или житель провинции. Интересно, что от того же «colonus» берет начало и название Кёльна, а ведь именно древнеримские поселения в Галлии, Рейнланде и в Британии имели особое значение для развития европейского искусства. Колониальный стиль в Англии стал составляющим так называемого викторианского стиля (наряду с поздней неоготикой, образцы которой, кстати, так же представлены во множестве в храмовом провинциальном зодчестве Кипра).

Он так же нашел значительное отражение в архитектуре как культовых, так и административных, общественных зданий и крупных частных резиденций. Британские правители слыли большими поклонниками древнегреческой классики. По их многочисленным проектам было построено немало зданий в стиле неоклассицизма по всем крупным городам колоний когда-то могущественной империи.

Известный исследователь Костас Георгиу, посвятивший годы работе над своей книгой (The Architecture of the British Colonial Administration, 1878-1960 гг.) утверждает, что не существует такого понятия, как типичный образец колониальной архитектуры Великобритании. Так, основным принципом, по словам кипрского ученого, стало как раз отсутствие «единого типичного британского архитектурного стиля... [На Кипре] как и во всех колониях: все меняется с течением времени и обстоятельств...»

Наследие этого периода в архитектуре страны включает в себя более 700 сохранившихся административных и частных зданий, а также обширную инфраструктуру дорог, сооружений и других объектов.

Лимассол, старый город, Кипр

Характерно: ассимиляция и декоративное осмысление местной архитектурной традиции, эклектика и обилие деталей (особенно часто проявлялись в строительстве жилых домов британских правителей и представителей власти).

Это, кстати, касалось и оформления интерьеров с характерным «винегретом» из классики, разнообразных аутентичных аксессуаров, резной мебели темного дерева и локальных предметов быта и текстиля, — в сочетании с британскими традициями. Таким образом, сложившийся к настоящему времени стиль «английского кабинета» — это именно колониальный шик: сочетание мореного резного (либо полированного) дерева, светлых обоев (окраски стен) и «коллекции», состоящие, как правило, из множества безделушек.

Естественно, что островитяне проявляли двойственное отношение к колониальной архитектуре, обслуживавшей интересы и нужды правителей. Различают три основных периода: с 1878 г. до первой мировой войны; межвоенный период; 1945 – 1960 гг., вплоть до обретения Кипром независимости.

Из наиболее ярких образцов стоит назвать довольно внушительный двухэтажный комплекс в Никосии (меж трех улиц, Лорду Вирону, Михаил Караоли и Димосфени Севери): П-образный в плане, с несколькими отдельно стоящими корпусами во внутреннем дворе. В прошлом его занимали конторы британского консула, а в настоящее время здесь расположено Министерство внутренних дел. Построенный в начале 1920-х годов и будучи реконструирован в 1937 году, этот ансамбль хорошо приспособлен к климатическим условиям Кипра: выложенный из песчаника с массивными стенами, он имеет портик по периметру, несколько слуховых окон для вентиляции на двускатной, крытой красной черепицей крыше и т.д.

Большое влияние на изменение колониального стиля оказало Октябрьское восстание 1931 г. на Кипре [в ходе народных волнений, которые вызвало введение высоких налогов, было сожжено первое здание колонизаторов, а именно резиденция губернатора в Никосии. Восстание, в ходе которого англичанами были убиты 15 киприотов-демонстрантов и 60 ранены, уже через день подавили британские войска — прим. Е.К-Т.]. В результате британцы были вынуждены внести все же некоторые изменения, в том числе и в собственную архитектуру, обогатив ее в соответствии с местными традиционными элементами, и всячески стараясь продемонстрировать «уважение» к местной культуре и историческому наследию Кипра.

По окончании Второй Мировой войны стало очевидным, что положение стран-колонизаторов по всему миру пошатнулось, колониальные правительства (тем более, известные своим прагматизмом англичане) начали использовать в строительстве так называемый «нейтральный стиль содружества» без какой-либо символики и подтекста, всячески избегая прежнего посыла: «разделяй и властвуй».

Что же касается современной архитектуры, то она не стала исключением, и как во многих регионах Средиземноморья, восприняла и развивалась по канонам функционализма и лаконичности, разработанным немецкой архитектурной школой Баухауза (1919 – 1933 гг.); а также под влиянием творчества Людвига Мис ван дер Роэ (1886 – 1969 гг.), стилистика произведений которого базируется на идее универсальной абстрактной формы.

Так в современных виллах и городских особняках на Кипре, как и во многих других странах, следуют тенденциям, в принципе довольно близких к традиционной кипрской архитектуре: главное помещение частного дома — зачастую двусветная гостиная свободной планировки. Вокруг нее, согласно рекомендациям Гропиуса и Мис ван дер Роэ, сгруппировано располагаются второстепенные помещения. Наибольший бум строительства происходил в те годы в Лимассоле, со временем заслужившим репутацию международного делового центра.

И все же, наиболее ярко ментальность кипрской культуры, прошедшей многие века в своем развитии, проявилась в традиционной архитектуре.

Традиционная архитектура

Не секрет, что форма расселения и типы населенных пунктов и их сооружений зависят от топографии, климатических условий местности, доступных материалов и их свойств, а также от различных социально-экономических факторов. Деревни всегда органично «растут» на любом природном ландшафте, будь то крутые горы, пологие холмы или равнины, образуя замечательное единство между природной и искусственной средами. В прошлом поселения были компактными, с плотной застройкой, с узкими, грунтовыми или вымощенными камнем улицами, которые так же связывали деревни с сельскохозяйственными угодьями на окраинах. Храм — исторически определившийся центр любого поселения, место консолидации и общения всех жителей поселка и центр его социально-экономической деятельности. Другие общественно значимые постройки были редки, и обычно возводились вдоль главной дороги селения.

Что ж, если основным строительным материалом для общественных зданий (и в целом, для задач монументального строительства) был камень твердых пород, то в частном секторе эту роль выполнял либо камень более мягкой породы (ракушечник, песчаник и т.д.), либо кирпич-сырец (14х38/40 см, толщиной не менее 12 см) из смеси глины, соломы и мелкой гальки, которыми заполняли форму и высушивали на солнце.

Сельский дом

Организация такого дома хорошо отражает интровертный характер местного сообщества: его строительство велось исключительно из соображений целесообразности для конкретного семейства и в довольно жестком соответствии требованиям симметрии.

Закрытый внутренний двор был сердцем дома, главным пространством, где большее время находились как люди, так и домашний скот. Окруженный высокими стенами, он является неотъемлемым и необходимым элементом жилого пространства и обеспечивал доступ к различным частям дома; как правило, две или три «макринария» (узкие небольшие комнаты), кладовые и/или «дихоро» (главная комната, гостиная), которые были всегда выстроены вблизи от границ участка, либо в линейном плане, или в П, L-образном плане. Выход во двор из дома вел к нему напрямую, либо через арочный портик. Жилые комнаты были изолированными, а их двери обычно выходили только во внутренний двор. Дихоро считался самым главным внутренним пространством дома и имел несколько функций: здесь принимали гостей, собирались члены семьи, а также могли находиться и домашние животные. Интересно, что дихоро образовывалось путем удвоения ширины макринарии, нередко благодаря установке каменной арки в стене. В случае использования арки — это помещение уже называлось «палати» (или «дворец»).

«Ильякос» (или «солнечная комната») была важным элементом и наиболее интересной морфологической особенностью традиционного дома на Кипре. Это пространство, как правило, было сориентировано на южную сторону; оно было открытое по одной стороне, с использованием одной или более арок или балок на столбах, по всей длине. Ильякос также предоставлял доступ в смежные помещения дома.

Двери и окна делали небольшими; а выход на улицу — только один, через переднюю дверь, над которой находилось «арсера» (слуховое окно) — для вентиляции и дополнительного освещения.

Любопытно: несмотря на то, что Кипр — южная страна, дома здесь всегда старались сориентировать на юг или восток, чтобы внутрь помещений поступало как можно больше солнечного света.

Верхний этаж возводился в том случае, если участок был небольшим и не позволял разместить на первом этаже необходимые семейству вспомогательные и рабочие помещения. Доступ к покоям на втором этаже всегда был через внешнюю, выложенную из камня или деревянную лестницу, расположенную во дворе напротив фасада главного дома; эта лестница вела на небольшой крытый деревянный балкон (или открытую террасу).

В горной местности, где рельеф основательно ограничивал пространство для возведения жилья, внутренний двор устраивался редко. Сами жилые здания, как будто карабкались вверх на несколько уровней, вверх по крутым склонам. При этом, вход на каждый из последующих этажей мог осуществляться прямо с улицы, петляющей по склонам холма или горы. А на самом верхнем этаже дома обычно устраивали ильякос: чаще всего в виде крытой веранды.

В зависимости от региона тип застройки и вид традиционного дома несколько изменяется: итак, если в горах ввиду небольшой площади участка можно встретить дома, выстроенные подобно башням — в 3 и более этажей (горные деревни Какопетрия, Калопанайотис и многие другие); то на равнинах — другая история — большие сады и огороды окружали традиционные 1-2-х (в районе Фамагусты чаще 1-этажные) постройки сравнительно небольшого размера, объединяющие большой крытой верандой или портиком с колоннами и арками, жилые комнаты с хозяйственными.

Как мы сказали раньше, кирпич-сырец на Кипре был очень популярен благодаря своей дешевизне и легкости изготовления, что называется «в полевых условиях». Дома небогатых селян строились как раз из таких глиняных кирпичей и были они чаще одноэтажными, но с обязательными арками (таких вы увидите много в деревнях, в окрестностях Айя-Напы: в деревнях этого приморского региона в наибольшей степени сохранилась традиционная архитектура до-неоклассической «формации»).

К основным строительным материалам на Кипре, наравне с камнем и кирпичом стоит отнести лозу (плетение матов для конструкций потолочных перекрытий), дерево, металл. Как и везде, местными строителями издавна и повсеместно использовались мастерки, отвесы, угольник, меры, клинья для раскола каменных блоков нужной формы и размера, деревянные формы для изготовления кирпича-сырца (их мы видели в краеведческом Музее в Стени).

Что же касается транспорта, то простой велосипед так же широко использовался в прошлые годы (наравне с осликами, верблюдами и грузовиками) — правда, по большей части для «трансфера» строителя к объекту.

Городской дом

Переход от сельского типа жилья к городскому начался в конце XIX века, практически с окончанием эпохи владычества на острове Османской империи. Это явление совпало с возникновением на Кипре среднего класса, в результате социально-экономической перестройки, что так же нашло отражение в местной архитектуре.

Расположение главного здания (усадьбы) в глубине участка в сельской местности устаревало — теперь проектируется новый тип городского жилья (и городской застройки в целом), как элемент единого ансамбля (юнит), отображающего социальный статус своего владельца.

Таким образом, частный дом постепенно «выдвигается» фасадом к передней части земельного участка, где он выходил на улицу, образуя так называемую «красную линию». Новый стиль, как того требовала модернизация, соответствовал эстетической концепции неоклассики (в основе — установка «целостность в единстве»); его морфологические элементы не только украшали здания городских усадеб, но оказали влияние на более скромные постройки того периода, как в черте города, так и в деревнях.

Основные помещения (комнаты) городского жилья были распланированы и строились одновременно, а не поэтапно, со временем «расстраиваясь», как в более традиционном обществе.

Домовладелец — представитель среднего класса начал строить собственную жилплощадь, подходящую для удовлетворения его индивидуальных потребностей.

Интересно, что в этом пространстве все же главная схема была позаимствована из сельского дома. В течение некоторого времени, различные зоны (кухня, санузел и прачечная) по-прежнему выносились из главного здания в отдельные постройки.

Внутренняя планировка была организована по принципу концентрации вокруг ядра — главного помещения, где собирались домочадцы и принимали гостей. Этот центральный проходной зал — ильякос находился напротив входа с улицы, в то время как по его сторонам симметрично располагались по одной или по две жилых комнаты макринария. [Подобное мы встречали, например, в Музее народного искусства в Лимассоле, расположенном в традиционном доме]. Изначально, ильякос имел открытую арку по направлению ко внутреннему двору, позже закрытую дверью.

В плане симметричного дома баланс между его элементами также отражался в облике его фасада: парадная дверь (вход) была расположена в центре и ее фланкировали окна с обеих сторон. В тех случаях, когда здание находилось в глубине участка, а не вдоль красной линии улицы, над входом мог располагаться портик с крыльцом вдоль всего фасада дома. Боковые фасады городских особняков так же имели окна, тем самым приобретая композиционное значение.

Позже строгая симметрия планировки жилого дома стала более гибкой. Если ширина участка допускала, одна из макринария вполне могла стать «дихоро» через дополнительное возведение арки и создание «сдвоенной» гостиной или салона; при этом другие комнаты, наоборот, стали планироваться более компактными, хотя и по-прежнему, удлиненными в плане.

Заключительный этап эволюции городского жилища ознаменовался объединением всех помещений под одной крышей и стал единым «блоком», расположенный в пределах городской ткани, состоящей из аналогичных единиц. Внутри жилого помещения, трехсторонняя организация комнат по-прежнему сохраняется. Одна часть ильякос могла разделяться по середине стеклом, образуя веранду в задней части дома. Несмотря на различия в планировке, все здания по-прежнему покрывала четырехскатная черепичная крыша.

Камень в современной строительной индустрии

Надо сказать, что использование натурального камня в качестве основного строительного материала сегодня постоянно снижается, в основном, по экономическим причинам. Его по-прежнему используют, главным образом, при реконструкции и для поддержании хорошего состояния каменных домов традиционной архитектуры и археологических артефактов, когда-то так же произведенных из камня.

Строительные и декоративные камни, добываемые и используемые сегодня на Кипре: алебастр, мел, кремнистые, рифовые и прочие известняки, калькаренит, галька и гравий, диабаз.

С внедрением новых технологий, индустриализации и связанной с этим применением все более простых в строительстве и отделке материалов; происходит изменение в ментальности населения Кипра, которое неизбежно отходило от традиционной архитектуры острова.

В 1950-х – 1960-х годах молодые в те годы архитекторы-киприоты, получившие образование за границей, возвращались на родину, принося с собой идеи модернизма.

В результате, за годы, прошедшие после провозглашения независимости Кипра, городской пейзаж, значительно изменился, будучи трансформированным в соответствии с унифицированным международным стилем.

На острове появились первые высотные здания. Их морфология отражала технологические достижения строительной отрасли. Большое количество общественных зданий, включая школы, были построены в этот период, как и основная часть туристической инфраструктуры острова, призванная решить задачу размещения постоянно увеличивающегося наплыва туристов, путешественников и бизнесменов. Этот новый архитектурный стиль также был принят в жилой городской застройке.

После долгого периода забвения, когда традиционная архитектура отождествлялась с примитивностью и отсталостью; исторический стиль (наряду с современными тенденциями) вновь был переосмыслен и заново оценен по достоинству, как важный и необходимый элемент культурного наследия острова. Сегодня, благодаря возобновлению интереса к истории сельских и городских поселений, восстанавливается традиционный деревенский силуэт застройки и оживляется жизнь в сельской местности. Правительство Республики Кипр поддерживает эту тенденцию, стимулируя проекты по восстановлению и способствуя организации мероприятий, направленных на информирование общественности о ценности традиционной кипрской архитектуры.

Несколько примеров подобной инициативы...

Компания Petras Architects в 2016 году на кипрском конкурсе «Cultural Village» по созданию нового культурного центра заняла третье место (общая площадь объекта — 1522 м2). Согласно поставленной перед участниками задаче: наряду с возведением новых здания, уже существующие должны были быть адаптированы к новой концепции. Итак, было необходимо объединить в ансамбль художественную школу, общежитие и мастерские, а также помещения для общественной деятельности. Предложением от Petras стал «Minimum Domus» — создание кубических форм (современная аллюзия на тему древних сооружений на соседнем археологическом участке), умножающихся и разворачивающихся вокруг центра; и предлагающих путем взаимопроникновения и сочетания с окружающей (в том числе и архитектурной) средой разнообразные возможности и условия для человека.

Другим интересным примером можно считать работу двух архитекторов Алкивиадиса Пилиотиса и Эвангелоса Фокиялиса, удостоившуюся второй премии на европейском архитектурном конкурсе (European architectural competition for the new Cultural Village of Lemba), целью которого было призвать архитекторов к созданию новых арт-пространств, которые бы способствовали развитию «культурной» деревни.

Под названием «Inherent Simplicity» (общая площадь 2150 м2) их предложение было основано на размещении архитектурных архетипов во взаимодействии с природной средой.
Авторами подчеркивалась идея «значимости жизни на открытом воздухе, социального космоса и жизненных взаимоотношений с природой в условиях, необходимых для художественного творчества».

В соответствии с запросом конкурса, проект создает пространственный диалог между старыми, традиционными и новыми зданиями. Предложенный ансамбль состоит из трех частей: площадь, школа и гостевой дом — все объекты будут задействованы Кипрским колледжем искусств.

3D-виды проектов предоставлены сайтом www.archdaily.com
Больше информации здесь: www.architecture.org.cy

Третьим проектом, недавно воплощенным в жизнь, о котором стоит рассказать, стал Центр экологической информации и образования на Каво Греко (подробнее в нашем обзоре) архитекторы Мариос Экономидис и Мария Ангелиду, участники от Кипра в конкурсе European Architecture Competition Mies Van Der Rohe Award 2017.

Основной задачей Лесного департамента Республики Кипр было создание на территории природного заповедника на мысе Каво Греко специального центра «повышения осведомленности о проблемах, связанных с сосуществованием общества потребителей в контексте с уязвимыми природными экосистемами». Новый центр (общая площадь здания составляет 895 м2) предоставляет посетителям информацию и располагает экспонатами, рассказывающими о наземной и морской экосистемах. Здесь посетитель может непосредственно ознакомиться с уникальными особенностями района. Здание также используется в качестве учебного центра для учащихся начальной и средней школы и является частью соответствующей программы сотрудничества Департамента и Министерства образования.

Центр включает в себя приемную, лекционный зал, классную и эко-зал для брифингов, выставочный зал, три морских аквариума, комнату отдыха и вспомогательные помещения. Строительство здания было завершено в июле 2015 года, а общая стоимость составила около 1 400 000 евро.

В результате выработки вышеупомянутого первичного отражения были сформулированы основные цели проекта: создание морфологически простого здания, которое является естественным продолжением местного ландшафта, с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду.

Выбор материалов находится в прямом диалоге с окружающим пейзажем и природной средой. Здесь чувствуется доверительное отношение посетителя к внешнему миру: он открывается ему либо мгновенно, либо постепенно и циклически.

Открытая окружающая территория ограничена двумя удлиненными стенами, сооруженными из металлических клеток, заполненных дробленой скальной породой. Посетителю предлагается совершить некое путешествие, проходя во внутреннее пространство здания. Две террасы расположены последовательно между интерьерами, организуя основную часть пространства и обогащая архитектурную композицию внутренними пространственными отношениями. В то же время они выступают в качестве регуляторов микроклимата здания с пассивным охлаждением и естественной вентиляцией.

Выставочный зал Центра — это итог и цель «путешествия» посетителя в здание. Средиземное море на горизонте открывается для посетителя как будто через раму-обсерваторию у входа в зал.

Не стоит забывать и об архитектуре оккупированных территорий так называемого Северного Кипра; там также развивалась современная архитектура.

В начале 1990-х годов постмодернистский архитектурный классицизм возник на северных территориях острова. Эта тенденция, которая возникла здесь с явной задержкой по сравнению с международным постмодернистским движением, значительно усилилась после 2003 года.

Большинство зданий и построек (жилые, коммерческие, туристические и рекреационные), вне зависимости от их назначения, отражают заметное влияние западного классицизма вместо турецкой архитектурной традиции, образные (или наоборот, довольно абстрактные) элементы которой в самой Турции определили облик архитектуры постмодерна, начиная с 1980-х годов.

Итак, можно сказать, что все основные международные постмодернистские категории классицизма: «фигуративного», «абстрактного» и «иронического» применимы к современной архитектуре местных зданий на Кипре уже с начала 1990-х годов.

Считается, что авторство многих из этих проектов принадлежит турецким архитекторам и разработчикам, остающимися в большинстве своем анонимными. Ведь официально их утверждают турко-кипрские специалисты.

К настоящему времени можно выделить 16 зданий, построенных в современном стиле: в Кирении (Гирне) на северном побережье, в северной части разделенной столицы Никосия (Лефкоше), в Фамагусте (Газимагуса) и в деревне Воколида (Бафра) на полуострове Карпасия.

Среди наиболее интересных: отель и казино «Colony» (1998-2002 гг.); главный офис «Kaner» (2006 г.); Lion’s Garden (2006 г.); комплекс кампуса университета Cyprus International, — творения архитектора Алекса Брауна (после 1997 года).

По мнению ряда исследователей, количество «абстрактных классических» зданий на так называемом Северном Кипре значительно выше фигуративных. «Абстрактно-классическое» начало по большей степени проявляется в жилой, коммерческой и гостиничной архитектуре.


Итак, сегодня, как и много лет тому назад архитектура Кипра продолжает жить и развиваться, и хорошо забытое старое находит новое осмысление в творениях молодых архитекторов и проектировщиков.

Наш краткий экскурс подошел к концу и вскоре мы отправимся дальше, познавать народные искусства и промыслы острова.

 

До новых встреч!

Автор: Евгения Кондакова-Теодору.