Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Айя-Напа культурная
Айя-Напа культурная
2842
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
Фото: Дарья Саульская
26.04.2017

Айя-Напа — старинный городок, известный с конца XVIII века и расположенный на самой восточной точке южного побережья Кипра. Бывшая рыбацкая деревня, а ныне знаменитый курорт, берет свое начало с возведением греками, спасавшимися здесь от чумы, разорившей их родной Фессалоники, поселения вокруг древнего монастыря Айя-Напы (со старо-греческого: Айя-Напа — «Святая Лесов»), выстроенного венецианцами и посвященного Богородице. Легенда гласит, что первого горожанина звали Николаос Кемитцис и прибыл он в 1790 г., который можно условно считать датой основания деревни... Географически она соседствует с Паралимни и Протарасом, вблизи нее находится известный заповедник и национальный парк Каво Греко.

Летний турист, начитавшись рекламных буклетов, как правило, неплохо осведомлен где и как развлечься днем и ночью. Если ваши интересы этим не ограничиваются, то вот несколько советов о том, что посмотреть и где побывать в свободное от насыщенной ночной жизни или разудалых круизов время.

Айя-Фекла (церковь-часовня и остров)

Современная классическая белая с синим постройка расположена на скалистом берегу моря, вблизи деревни Сотира. Она открыта «всем ветрам» и, конечно, желающим ее посетить: внутри находится очень интересный иконостас и парная икона широко почитаемых на Кипре Святых Иустинии и Киприана. Вокруг нее — смотровая площадка и место для отдыха, вниз по лестнице можно спуститься к морю. Несколько справа от храма можно видеть остров, который визуально напоминает коралловый риф.

Вблизи от часовни находятся руины ранней христианской базилики с мозаиками, к сожалению, тоже очень поврежденными. Здесь в Духов день (Катаклизмос) совершаются богослужение и крестный ход с освящением воды. Катакомбы Айя-Фекла, находящиеся к западу от часовни, относятся к римскому периоду (30 г. до н.э. – 330 г. н.э.) и представляют собой высеченный в скале подземный храм. Исследователи считают, что здесь, вероятнее всего, в древности была гробница, позднее превращенная в церковь в средневизантийский период (середина VII – конец XII вв.) и существовавшая также во времена правления франков (1192 – 1489 гг.). В подземной часовне всегда горят свечи у икон.

Интересно житие Св. Феклы Иконийской, в честь которой она названа. Согласно преданию, Фекла была помолвлена, но будучи вдохновленной Апостолом Павлом, решила идти проповедовать вместо брака. Родителей возмутил поступок ослушавшейся их воли дочери, и они отдали ее властям, чтобы в назидание иным юным девам предать огню. Однако разразилась гроза и дождь потушить пламя. Дважды Фекла чудесно спаслась, будучи брошена на съедение львам и другим зверям. От нее наконец отступились, и она, став затворницей в пещере недалеко от города Маалюля в Сирии, посвятила всю свою жизнь (до 90 лет) непрерывным молитвам и посту. Там же, в православном монастыре основанным самой Святой, хранилась часть ее мощей... вплоть до января 2014 года, когда обитель и святыня были осквернены, а 16 монахинь взяты в заложницы боевиками.

А вот остальные мощи, которые находились издавна в Киликийской Армении, после ее захвата египетскими мамлюками (1375 г.), были вывезены христианами на Кипр. Здесь они и пребывают до сих пор в женском монастыре святой Феклы, расположенном вблизи деревни Мосфилоти (регион Ларнаки).

Гробницы Макрониссос

Комплекс археологических раскопок древнего захоронения к западу от Айя-Напы в местности Макрониссос. Состоит из нескольких древних скальных гробниц (к настоящему времени раскрыты остатки девятнадцати из них, и работы продолжаются), небольшого святилища и каменоломни. В период с ноября 1989 по январь 1990 гг. муниципалитет Айя-Напы занимался финансированием изысканий в этом некрополе, который еще с 1872 года являлся объектом незаконных раскопок «черных археологов». Недавние исследования показали, что некоторые из объектов пострадали в результате непрерывного использования в прошлом карьера, прилегающего к некрополю.

Входы к местам захоронения первоначально были закрыты одной большой или двумя меньшими по размеру каменными плитами.

Большинство камер почти идентичны: все имеют прямоугольное углубление посередине и три скамьи вдоль стен.

Хотя все гробницы были давно разграблены, по сохранившимся остаткам ученые смогли сделать ряд выводов. В частности, выяснили, что усопших изначально помещали в глиняный саркофаг, который закрывался 3-х скатной крышкой. Гробницы в Макрониссос явно использовались в эллинистический (310 – 30 гг. до н.э.) и римский период.
Обнаруженные на поверхности, вблизи от дороги следы от огня свидетельствуют о том, что там также практиковался греческий обычай погребения — кремация.
Святилище данного комплекса представляет собой конструкцию простой прямоугольный формы, возведенную с использованием больших блоков неправильной формы. Несколько находок, обнаруженных во время археологических изысканий 1974 года, а также и совсем «свежие» находки — во время последних раскопок, позволили ученым датировать святилище, как относящееся к Кипрской классике (480 г. до н.э. – 310 г.).

Монастырь и церковь Панагия Айа-Напас

Средневековый монастырь и храм XVI в. (частично подземный), посвященные Богоматери «лесов» или «из леса».

В этой части города всегда интересно пройтись, в любое время дня. Поднимаясь от городской парковки все выше к воротам теперь уже Музея, мы видим резервуар для сбора воды, над которым высится огромный платан, чей возраст насчитывает более 500 лет.

О нем греческий поэт Йоргос Сеферис написал знаменитое стихотворение «Aγιάναπα Β», где сказано:

Под старый платан
ветер взвился и умчал
В замки на севере,
и нас не коснулся...

Существуют две легенды о возникновении монастыря, о них вы сможете прочитать здесь (СМ. Статья о монастыре Айя-Напы). Дата основания не дошла до нашего времени. Первое упоминание об обители относится к рубежу XIV – XV вв. и было сделано известным летописцем Леонием Махерас. Монастырь так же был нанесен на карты венецианцев в XVI веке, а позднее (в XVII – XVIII веках) появлялся в дневниках, рисунках и записях различных иностранных путешественников и дипломатов (литератор Пьетро Делла Валле, монах-писатель Василий Григорович-Барский, посол Александр Драммонд).

Подворье бывшей обители прямоугольное в плане, имеет разновременные постройки (самая древняя конструкция — нижний, пещерный храм под двухнефной церковью в глубине двора. В прошлом она использовалась так же как Латинская часовня, от которой фрагментарно сохранились фрески XV в.). Слева от входа находится сувенирная (она же церковная) лавка. Напротив входа — любопытный стенд с планом монастыря и с подробной информацией в какое время было возведено то или иное сооружение: средневизантийский (до 1191 г.) — небольшие включения стеновых конструкций в районе ворот; период крестовых походов (1191 – 1470-е гг.) — братский корпус; венецианский период (1489 – 1571 гг.) — надвратная башня, крепостные стены, храм; и османский (1571 – 1878 гг.) — центральный большой фонтан с беседкой и пристройка в виде арочной галереи по правой стороне от ворот, ведущих в монастырь с площади… Вообще, данный Музей охватывает очень широкий спектр артефактов, обнаруженных как непосредственно в окрестностях обители, так и происходящих из других регионов Кипра. Это, по преимуществу, археологическая коллекция с акцентом на керамику, архитектурные объекты и иконы, в основном кипрского происхождения. Большая часть исторических экспонатов происходит из частной коллекции архиепископа Макариоса III, а иконы были перевезены из церквей, в настоящее время находящихся на оккупированных территориях так называемого Северного Кипра.

В 2007 году, после воссоздания Константийской и Аммохостской митрополии монастырь перешел под ее управление, и по инициативе Митрополита Василиоса (Караянниса) здесь была основана Культурная Академия Св. Епифания Кипрского. Официально, масштабные реставрационные работы здесь проводились в 2009 – 2012 гг.; продолжаются они и по сей день, наравне с исследовательскими изысканиями.

Сегодня бывший монастырь известен также своими фестивалями, проходящими в сентябре каждого года.


Адрес: площадь Сеферис, по ул. Архиепископу Макариу III
Открыт: летом (май-ноябрь) 08:00 – 16:30, зимой (ноябрь-май) 08:00 – 15:00; по выходным круглый год – до 16:00
Вход свободный
За стенами бывшей обители есть городская парковка.


В 1994 году вблизи от стен монастыря был возведен новый храм Святой Богородицы (Панагийи). Здесь празднуют 8 сентября, Рождество Девы Марии. В храме проводятся ежедневные службы Кипрской православной церкви, есть возможность исповедоваться и причаститься.

Музей и сувенирный салон «Фермерский дом»

Музей находится также в непосредственной близи от монастыря, в бывшем частном деревенском домике. Построен, как и многие деревенские дома региона, из глиняного кирпича. Стоит сказать, что на равнинах в окрестностях Айя-Напы дома возводились высотой в один этаж, реже — двухэтажными; с арками и большими верандами. Их окружали просторные дворы с садами и огородами.

В музейном собрании находятся предметы традиционного быта и декора жилищ, народный женский и мужской костюм, работы местных краснодеревщиков и искусных резчиков, а также архивные фото и даже старинные детские игрушки.

Любопытно: подобные ему этнографические дома-музеи или же просто местные кафе и сувенирные лавочки, размещенные в аутентичном антураже прошлых лет, можно увидеть почти повсеместно на Кипре. Вот и этот Музейчик (а побывав здесь, по-другому и не скажешь) как раз для тех, кто хотел бы узнать чуть больше о киприотах, но не горит желанием куда-то специально ехать от побережья.

В сувенирной лавке при Музее можно приобрести разнообразные ремесленные изделия и украшения из серебра.

Нам удалось немного пообщаться с его директором, господином Джорджем Никитасом и вот, что он любезно рассказал:

«Наш муниципальный музей обосновался в бывшем частном доме, который принадлежал когда-то одной семье. Он — образец традиционной одноэтажной архитектуры. Многие из представленных экспонатов — вещи, которыми пользовались в прошлом мои односельчане (наши горожане), и впоследствии они были переданы в коллекцию.

Вот обратите внимание: образец местной обуви — старинные мужские сапоги, подбитые металлическими скобами, — здесь нет отличия между правым и левым. А это «вурка» — сума пастуха овец, в которой он хранил съестные припасы. Особое внимание, наверняка, привлечет и наш местный народный костюм: в некоторых элементах он отличается от других регионов, как и представленная утварь. Заметили?

Над проемом под потолком висят особым образом сплетенные колосья пшеницы — благословение семейству на многочисленное потомство... это, знаете, очень эффективный «артефакт», — у меня самого, к слову, пятеро детей! ☺ Хотите, я покажу самые уникальные и старинные экспонаты? Например, вот эти деревянные корыта: здесь женщины замешивали тесто для хлеба, а когда в семье появлялся новорожденный, то его или ее клали сюда символически как в люльку, чтобы подрастали здоровенькими.

Рядом — и снова на тему хлеба — деревянные формы с округлыми углублениями, куда готовое тесто выкладывали и давали ему «подойти» перед тем, как отправить в печь; затем сюда же помещали готовые булки — после выпечки.

А Вы видели традиционную печь у входа в дом? Здесь мы с единомышленниками часто выпекаем печенье и угощаем им бесплатно всех желающих; во время Пасхи в ней пекут флаунэс и другую традиционную праздничную выпечку.  

Теперь о нашем популярном сыре халлуми: вот медные, оцинкованные внутри чаны, — в них варили сыр из козьего и овечьего молока [Побольше о технологии приготовлении халлуми вы сможете найти здесь — прим. Е. К-Т.]... Вся жизнь и неприхотливый, но хорошо отлаженный быт как на ладони: старинная, но «действующая» турка для кофе или сита: их ячейки для просеивания имеют разную величину (в зависимости от вида крупы). Вижу, что Вы обратили внимание на керамическую куколку в традиционной одежде киприотки: это действительно очень старая игрушка... хотя и в наши дни мастера-керамисты могут изготовить подобную ей, по всем правилам, что называется.

Вот Вы спросили про шелкоткачество? Да, в промышленных и широких масштабах его уже нет на Кипре, однако несколько мастериц и художников занимаются разведением шелкопряда и изготовляют из волокон и коконов настоящие произведения искусства!

А еще у нас, как Вы знаете, проводятся различные фестивали, где одним из ремесел, которые демонстрируют публике, является ткачество из шелковых нитей.

Мы ведь не только демонстрируем здесь остатки ушедших эпох и наши традиции, как элемент прошлого. Вовсе нет! Регулярно организуем различные народные праздники, гости которых могут воочию увидеть живые старинные ремесла и современных умельцев, их продолжающих.

Кстати, информация для Ваших читателей: все фестивали начинают свою ежегодную эстафету весной (в этом году, после 15 апреля): в этот раз, например, приедут гончары, чтобы давать детям бесплатные уроки. Открою небольшой секрет: моя основная профессия — гончар, и, поверьте, мы никогда не сидим без дела!

Хотите, теперь немного расскажу, как выглядела Айя-Напа лет 40 тому назад? Ведь здесь не было всех туристских увеселений, да и площади — тоже. Вокруг этого места, где мы с Вами сейчас стоим, простирались пустоши, на одной из них для ребят устроили футбольное поле, где я играл в детстве... вечерами здесь даже старались и не ходить: вся местность была покрыта дикими зарослями, большими кустарниками. А днем, если кто и ходил на дикий айя-напский пляж, то это был я, — один на пустынном взморье!»


Адрес: Площадь Сеферис, Айя-Напа
Открыт: 9:00 – 23:00 (летний период); вход свободный
Телефон: +367 99684318 (Джордж Никитас)


Музей моря

Музей основанный в 2005 году, отображает, по мысли создателей, «морское наследие Кипра, с доисторических эпох до настоящего времени». (СМ. нашу статью о ТАЛАССА-Музее) Он обладает полномасштабной (и что называется, «на ходу») копией торгово-грузового судна IV в. до н.э., которое поднималось со дна Средиземного моря в 1967-69 годах. Здесь собраны экспонаты, рассказывающие о жизни и эволюции морских обитателей Средиземноморья на протяжении многих миллионов лет. Основной деятельностью Музея руководит Фонд Пьеридиса, в сотрудничестве с Греческим институтом по сохранению морских традиций и с кипрским Фондом Морской жизни (Торнаритис-Пьеридис). Это первый и пока единственный музей подобного рода в средиземноморском регионе, основная идея которого: познакомить своих посетителей с тем огромным значением, которое имеет море в истории острова, рассказать о его влиянии на жизнь киприотов.

Экспозиция занимает 3 уровня:

Верхний, с увеличенной копией старинной карты Кипра, составленной во времена венецианского правления (рядом — небольшая рыболовецкая шхуна «Анерус»), иллюстрирует ископаемые данные о флоре и фауне острова (реконструкции карликовых слона и гиппопотама на основе обнаруженных скелетов (существовали 75 тысяч лет тому назад), различные окаменелости и старинные чучела выловленных когда-то в прибрежных водах невероятных морских обитателей.

Средний — археологические остатки жизнедеятельности населения, так или иначе связанные с морем (древние якоря и современная копия плетеной из папируса греческой лодки-плота («папиреллы») эпохи мезолита (9200 г. до н.э.), использовалась для перевозки обсидиана и изделий из него по Эгейскому морю); керамика — от античности до венецианской эпохи, как местная, так и привозная; украшения из раковин первых поселенцев на доисторическом Кипре и так далее. Оба эти уровня как бы создают историческую «оправу» центру экспозиции и захватывающему дух зрелищу.

И вот перед нами предстает точная реплика (построена в 1985 году) всемирно известного так называемого «Киренийского корабля» или «Кирения-II» — торгово-грузового судна (400 г. до н.э.), много веков тому назад затонувшего у берегов Кипра и сравнительно недавно поднятого при участии подводных археологов... его остатки находятся сегодня на территории Киренийской крепости. Однако копия, расправившая паруса в айя-напском Музее, невероятно впечатляет своими масштабами и правдоподобностью. На экране позади «корабля» находится дисплей, на котором зрителям демонстрируют документальный фильм о находке, сделанной в водах Кирении в 1967 году.

Кстати, этой невероятной истории была посвящена публикация в журнале «Вокруг света» болгарского яхтсмена и участника международной экспедиции «По следам Одиссея» Теодора Троева (от 1 мая 1988 года).

На самом нижнем уровне — как бы погружаясь в пучину вод, вы оказываетесь в залах с темно-синими стенами и светлым полом, над которым «парят» на подиумах чучела земноводных, хищных рыб, морских животных и птиц, обитающих в ареалах Средиземного и Эгейского морей. Здесь расположена естественнонаучная коллекция Музея Морской жизни Турнаритиса и Пьеридиса. Есть и любимая многими экспозиция со всевозможными раковинами, кораллами и окаменелостями. Ее основу составили обнаруженные в окрестностях Айя-Напы ископаемые (их возраст: 130 – 65 млн. лет).


Адрес: ул. Криу Неру 14, Айя-Напа

Открыт:
летом (1 июня – 30 сентября) — понедельник 09:00 – 15:00, вторник – суббота 09:00 – 17:00, воскресенье 15:00 – 19:00
зимой (1 октября – 31 мая) — понедельник 09:00 – 13:00, вторник – суббота 09:00 – 17:00
Вход: билет стоит 4 евро (для групп и студентов — 2 евро с человека), для школьников — 1.50 евро.

Телефон: +357 23816366
Сайт: www.thalassamuseum.org.cy
Email: thalassa.museum@agianapa.org.cy


Гавань Айя-Напы

Помимо небольшой марины с прогулочными кораблями (в том числе, со знаменитой «пиратской» «Черной жемчужиной», радующей отдыхающих своей театрализованной программой, и рыболовецкими катерами и лодками), здесь можно выйти прогуляться по набережной и постоять у ворот гавани; или же посидеть в одной из таверн и ресторанов (владельцы которых зачастую покупают свежий улов по утрам с тех же лодок в гавани). Отсюда начинаются все морские экскурсии и увеселительные прогулки на яхтах в течение дня и даже ночью.

Кстати, на площади у гавани есть большой паркинг.

Парк Скульптур

Этот парк расположен по дороге в сторону Каво Греко и Протараса, на естественном склоне холма при выезде из Айя-Напы. Эта современная и «динамично развивающаяся» арт-площадка. Она же, по сути, Музей современной скульптуры под открытым небом, — инициатива тогдашнего мэра, как часть его стратегии, нацеленной на полномасштабное развитие региона в сфере туризма.

Парк скульптур был открыт в мае 2014 года, с одновременным проведением в нем Первого симпозиума скульптуры в Айя-Напе. Изначально вниманию посетителей и профессионалов были представлены 17 скульптур, которые создавались прямо на территории Парка, с участием мастеров из Кипра, Греции, США и других стран.

Музей по открытым небом: живой, постоянно развивающийся и пополняющийся произведениями скульптуры современных ваятелей и ваятельниц из многих стран мира. Темой их творений, по преимуществу, является конечно же остров Кипр с его вдохновляющей на творчество богатой историей, мифологией и культурой в целом. Этакий «сад расходящихся тропок», по обеим сторонам которых можно видеть монументальную скульптуру и инсталляции, наслаждаясь живым искусством на фоне вечно изменчивого моря и неба.  

Каждое произведение сопровождает этикетаж на трех языках (греческом, английском и русском). Можно сразу заметить, что преобладают работы на мифологическую тематику и выточенные из местного известняка: Родольфу Эдгар Сорья (Аргентина) «Богиня Деметра»; Панайотис Пасантас (Кипр) «Эол»; Иоанни Пиза (Греция) «Женская фигура»; Юрий и Людмила Мисько «Греческий Сфинкс» (Украина) и другие. Здесь есть немало работ, в том числе и на христианскую тематику (как например, стела «Разрушенная родина» Ангелоса Геракариса (Керкира, Греция), выполненных в песчанике, бронзе и других технических современных материалах (бетон, алюминий, синтетические соединения — строительная пена) с использованием керамики и стекла. Можно найти немало и ультрасовременной абстракции с элементами сюрреализма: киприот Кикис Патцалос с его «Order & Complexity»; или техничные, с нотками индустриальности композиции типа произведений Оскара Огуира «Айя-Напа, город-лодка» (Куба), Арсентия Лысьева «Фертильность» (Россия) или трехфигурный «Органический триптих» Винсента Бофилса (Франция).

Очень интересной на фоне иных талантливых произведений для меня стала совместная работа двух кипрских мастеров Христоса Аскотиса и Лоизоса Сергиу — «Камень и его история»: на неотесанных валунах, символизирующих Кипр, художники прикрепили выполненные в наивной манере керамические фигурно вырезанные с поливной глазурью таблички, изображающие сельских и городских жителей Кипра, известные строения, — по стилю они напоминают персонажей народного театра теней Карайозис. Очень тепло, немного наивно и трогательно!

В некоторые, особенно удачные дни, проезжая по дороге из Протараса в Айя-Напу, можно заметить, что скульпторы энергично продолжают свою работу в Парке: слышен визг пил и стук молотков, а на трассу нет-нет, да и вынесет порывом ветра очередное «облачко» каменной пыли.

Рядом с Парком Скульптур находится традиционная кипрская таверна — Evinos Taverna — где можно сытно пообедать или поужинать после прогулки по парку.


Адрес: ул. Каво Греко, Айя-Напа (напротив отеля «Марина»)
Открыт: круглосуточно
Вход бесплатный
Телефон: +357 23816307
Рядом парковка, кафе и остановка автобуса «Марина» (подробнее: www.cyprusbybus.com)
Дополнительно: www.loveayianapa.com


Мост влюбленных

Природная каменная арка, находится напротив Парка скульптур Айя-Напы. В то время, когда мы там были, приехал пышный свадебный кортеж и молодые стали фотографироваться, следуя инструкциям и шаблонным фантазиям своего фотографа.

Это живописный и все еще дикий скальный берег, изрезанный пещерами и обрывами, — вдоль него проложена туристская пешеходная тропа. Горные породы те же, что и в районе Каво Греко – Коннос: как бы испещренные и пористые. Отсюда открывается очень красивый панорамный вид на море, и обычно здесь очень ветрено.

Каво Греко (Мыс Греческий)

Мыс находится по дороге Айя-Напа – Протарас. Это культурно-природный заповедник (о чем извещает щит при въезде), рядом же находится современный и недавно построенный центр информационной поддержки туристов, там же вы найдете кафе и удобный паркинг рядом.

Первым природным объектом, с недавнего времени запрещенным к непосредственному посещению ввиду угрозы его осыпания, является арка, возникшая из каменных пород (Камара-ту-корака, она же «Мост грешников» или «Мост влюбленных»), вид на него захватывает дух и многие проводят фотосессии, так как море здесь довольно глубокое и дает великолепные богатые оттенки на контрасте с золотистыми травами и невероятной красоты цветами, произрастающими в окрестностях.

Двигаясь дальше вы прибудете к особому месту (его часто включают в программу паломнических туров) — пещере (Айи Анаргири) Святых братьев Космы и Дамиана. Она расположена ниже часовни Айион Анаргирон (прежняя была выстроена в 1950 г., новая — в 1992 году) — в честь целителей Космы и Дамиана Асийских, хорошо известных и почитаемых в России святых-бессребреников, врачевателей и чудотворцев, предположительно живших во второй половине III – начале IV веков. Согласно распространенной легенде, спасаясь от преследований, братья-отшельники провели здесь несколько лет в подвижническом подвиге. Для того, чтобы попасть в пещеру, необходимо преодолеть 40 ступеней, высеченных в скале. В глубине есть вымоина в камне со святой водой, которую окружающая скалу морская вода никогда не достает.

Пещера Циклопа и природная тропа

Объект находится к востоку от Айя-Напы, между Каво Греко (он же Греческий мыс) и Протарасом, вблизи от залива Коннос (или Конни). В пещере есть 3 – 4 «камеры», в которых растут много сталактитовых образований.

Знаете ли вы: сталактиты (от греч. Σταλακτίτης — «натекший по капле») — это натечные, они же хемогенные отложения в карстовых пещерах. Представляют собой образования, по форме напоминающие сосульки, гребенки и т.д. При прекращении поступления воды в пещеру, рост сталактитов и без того медленный прекращается).

Прогулка по этой местности обещает быть довольно простой, без изнурительных подъемов, так что приехать сюда лучше всей семьей вместе с детьми. Многие туристы, здесь уже побывавшие, рекомендуют взять с собой все необходимое для пикника (однако не забываем: вы находитесь на территории заповедника и мусорить, а уж тем более разжигать костры здесь категорически запрещено!). Вас порадует множество мест, откуда открывается прекрасный вид на морские дали, каменистые утесы и скальные образования, а также есть возможность спуститься к пляжу.

Так что используйте возможность сделать интересную фотосессию! Для любителей флоры и юных натуралистов на тропе вдоль Коннос-бей будет возможность рассмотреть эндемические растения, как то: дереза Швейнфурта (Lycium schweinfurthii), саркопотериум колючий (Sarcopoterium spinosum), можжевельник красноплодный (Juniperus phoenicea) и, конечно, акации.

События и мероприятия

Наверняка вы уже наслышаны о том, что в Айя-Напе давно проводятся различные культурные мероприятия и популярные фестивали. Они начинают свой ежегодный марафон с празднования Пасхи и длятся до ноября. Итак, теперь о фестивалях, которые стоит ожидать и на которых стоит побывать...

Пасхальная неделя

На самом деле, великолепный период кипрской весны для того, чтобы побывать на острове.

Итак, в Пасхальное Воскресение по завершении около 11:00 праздничной службы (ее называют «Агапи», по-гречески — «любовь», ведь, как и остальные христиане, киприоты в этот день обмениваются поцелуями, произнося «Христос АнЕсти!» — «Христос Воскресе»!) и в течение всего дня люди большими семьями собираются на застолья. Пасха на Кипре отмечается 4 дня и их принято проводить в кругу семьи.

По всему городку (как и в других городах и весях) с воскресенья и до вечера вторника на площадях и территориях вокруг храмов устанавливаются подмостки и звучит традиционная греческая музыка, люди танцуют и поют.

На заметку: в дни Пасхальной недели в стране практически «все закрыто», так что отложите все свои важные дела и вливайтесь в атмосферу праздника и радости!

Если вы собираетесь приехать в Айя-Напу именно в этот период, то с программой мероприятий на текущий год можно ознакомиться здесь.

Катаклизмос

Фестиваль (в переводе с греческого «катаклизмос» означает «потоп») он же Духов день — христианский праздник и одно из основных ежегодных событий на Кипре, которое проходит в июне, через 50 дней после Православной Пасхи (а точнее, на 7-й понедельник).

В 2017 году Катаклизмос будет отмечаться 4 июня.

Этот праздник сочетает в своей основе, как Церковную традицию — в память сошествия Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы; так и дохристианские, связанные с мифологией обряды, — в честь Адониса и Афродиты. Разумеется, здесь «слышится» и отголосок преданий о Великом Потопе: праздник воды и вместе с тем, победы жизни над роком!

Ранним утром горожане и гости идут в храм на торжественное богослужение. После службы крестный ход направляется к набережной. Священник освящает крест и бросает его в воду. Многие местные мужчины и молодые парни ныряют вслед за ним. Первый, кто найдет и поднимет из воды крест, становится королем праздника, а остальные — его свитой.

Начинается широкое празднество, во время которого многочисленные местные жители и туристы посещают концерты, участвуют в различных традиционных играх и забавах, развлекаются в Луна-парке и, конечно, пируют с семьей и друзьями во всех местных ресторанах, кафе и тавернах: наслаждаются блюдами кипрской кухни. Забавно, что самыми популярными в эти дни являются лукумадес и сувлаки!

Празднования продолжаются в течение трех дней. Программа мероприятий в Айя-Напе включает в себя водные виды спорта, концерты, фольклорные танцы, пение, поэзию и многое другое. Подробнее здесь.

Сентябрьский фестиваль в Айя-Напе

Впервые был проведен в 1985 году и с тех пор это ежегодное мероприятие. Проводится, как правило, в последние выходные сентября: на площади Сеферис у монастыря Айя-Напа. Праздник отражает исторические, культурные и аграрные традиции курортного ныне города и Кипра, в целом. Программа включает в себя театральные представления, оперные выступления, концерты кипрских и зарубежных артистов и фольклорные танцы. Из знаменитостей, принимавших участие в фестивале, можно назвать греческих исполнителей Нану Мускури, Мариоса Франгулиса, Вики Леандрос и Джорджа Далараса; российских «ТенорА ХХI века» из Москвы и др.

Молодежный фестиваль в Айя-Напе

Стартовал в 2010 году, когда Совет молодежи Айя-Напы принял решение организовать культурное мероприятие в духе крупных музыкальных фестивалей Европы, сочетающих музыку и различные события: свободный вход, приглашение организаторами для участия хедлайнеров всех музыкальных стилей, в соответствии с общественными и благотворительными целями, сообщение социальной ответственности прилагается к нему. На первом фестивале, проходившем в течение 3-х дней на площади у гавани присутствовали более, чем 10 000 человек. Выступили музыканты — представители музыки регги, рок и поп-рока, хип-хопа и металла.

В гостях у Гиннеса... кстати, Айя-Напа может похвалиться еще одним своим культурным достижением. 16 сентября 2007 г. по предложению действующего на тот момент мэра Янниса Карусоса, впоследствии ставшего Президентом Комитета по туризму Айя-Напы, была образована самая длинная в мире цепочка из 268 танцоров сиртаки, исполнявших танец «Грек Зорба», войдя таким образом в Книгу рекордов.

А что еще проводится в Айя-Напе, вы можете найти здесь: www.visitayianapa.com, и также на сайтах: www.loveayianapa.com, www.ayianapa.org.cy, www.cyprusevents.net.

Как добраться:

На машине: от Ларнаки по шоссе (А3) – около 40-45 минут, от Паралимни по ул. Ретимну – 10 минут.

Автобусом: Паралимни – Протарас – Айя-Напа (101, он же 102 в обратную сторону по тому же маршруту), Ларнака – Ормидия – Ксилофагу – Айя-Текла – Айя-Напа – Протарас (711)

Подробнее: www.cyprusbybus.com


Сегодня вы узнали и расширили свое представление о местечке Айя-Напа, до сих пор имеющем широко растиражированную репутацию центра коммерческого увеселительного туризма и развитой ночной жизни.

На самом деле, как и любое другое место на Кипре, эти края наполнены историей... встреча с которой может вас ожидать за любым поворотом, за яркими фасадами и огнями. Она умело скрывается за шумными вечеринками и дневными пляжными развлечениями, для того чтобы открыть свои тайны тем, кто готов.

Путешествуйте больше и до новых встреч!

Автор: Евгения Кондакова-Теодору.

Айя-Напа