Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Кожевенное дело
Кожевенное дело
Древние традиции и современность
10829
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
25.07.2017

Обработка кожи — натурального материала, получаемого из шкур животных (иногда и рыб), считается одним из древнейших ремесел: насчитывает около 700 тысяч лет истории... Другие известные ремесла (ткачество и прядение, гончарное дело и т.д.) получили распространение гораздо позже. При этом согласно официальной науке, антропогенез произошел всего 100 тысяч лет назад.

На Кипре кожевенное дело издавна было развитым, а кожевенно-обувная промышленность вплоть до недавнего прошлого составляла большую долю на экспортном рынке острова.

Каждое изделие уникально по фактуре и прочим так называемым «маркам различия» и, несмотря на развитие технологий и появление множества сторонников green living, натуральная кожа по-прежнему имеет большой спрос.

Так что сегодня мы не только поговорим о развитии этого ремесла с давних времен, но и поделимся некоторыми секретами правильного выбора кожаных изделий и узнаем немного о местных брендах. А кого-то из вас, возможно, увлечет идея освоить мастерство, создавая собственные арт-объекты и элементы декора.

История вопроса

В древности кожу научились использовать для изготовления простой одежды и обуви. Существовало, опять же издавна, несколько способов выделки.

Так, обработка каменными скребками — самая древняя: ее применяли в доисторические времена (в эпоху Homo erectus); позднее, около 100 тыс. лет назад — из кожи стали широко изготавливать не только одежду и обувь, но также использовать в постройке шалашей (то было время кроманьонцев, которых современная наука считает нашими предками).

Известно, что в Древней Индии в IV тыс. до н.э. путем сшивания шкуры в бурдюк и заливая внутрь дубящие вещества, научились выделывать сафьян [1] (овечья либо телячья кожа, яркоокрашенная, с характерным рисунком, наносящимся при помощи горячего тиснения). Такие изделия всегда отличались особой носкостью, с последующей обработкой воском.

А в Персии издавна выделывали, помимо сафьяна, еще и шагрень [2] (шагреневую кожу; от арабского «шагри» или «лошадиная спина»: конская или ослиная кожа, мелкозернистая фактура которой идеальна для обивки мебели, различных типичных «мужских аксессуаров» и не только).

Необходимость выделки и высушивания кож обуславливалась жарким климатом. Получался довольно жесткий «полуфабрикат», который необходимо было «мять»: палками, камнями и руками...

Жирные кожи становились мягкими намного быстрее, поэтому процесс «жирования» со временем стал одним из этапов выделки.

Шло время, и в Древнем Египте (наряду с папирусом, вывоз, которого впоследствии был запрещен), а затем и в Древней Греции при обработке сыромятной кожи мелом или известью с последующим высушиванием научились получать пергамент [3] (назван по имени города Пергам, где во II в. до н.э. был очень популярен: кожи различных животных обрабатывали по сложной технологии с мелом, достигая прочности материала, который использовался для создания книг и манускриптов).

Применяя в обработке квасцами молодую овечью и козлиную кожи, получали особенно тонкую, перчаточную кожу — лайку [4] (от процесса обработки зависит и цвет материала: молочно-белый). Впервые лайку начали выделывать на Аравийском полуострове. Квасцы применялись и в эпоху античности: в Древней Греции (лайка там называлась «дефа») и в Римской империи («алута»).

В первые века нашей эры квасцевание попало и в Западную Европу. У славян кожевничество также было старейшим промыслом. Имеются исторические подтверждения того, что уже в VI веке н.э. на Руси применялись разнообразные способы выделки кож, а кожевничество вовсю процветало. Хотя именно метод квасцевания в России распространился очень поздно, благодаря нововведениям императора Петра I. А до того исконно русским способом дубления кожевенного сырья было использование коры ивы и... правильно, дуба (отсюда и «дубление»).

В Северной Африке, в Марокко [5] процесс дубления, который проводится по древним технологиям (известным с XVI века), несколько отличается. В дубильнях кожа окисляется танином (если дубящие вещества имеют растительное происхождение: кора дуба, каштана) — из нее шьют мебель и сумки; либо хромом (минеральное дубление) — для производства одежды. Сначала шкуры вымачивают в соли в течение 30 дней, затем — в чистой воде. После этого сырье переносят в раствор известняка (используется голубиный помет), смягчающий кожу и способствующий очищению от шерсти. Подготовленную кожу расстилают на крышах домов для просушки. Все процессы здесь (г. Фес) до сих пор производятся вручную.

Для примера, другие северные народы (угры: манты, ханси и мадьяры-венгры) шили обувь из кожи птиц, не удаляя оперения. Одежда и обувь из кожи украшалась вышивками, росписью и поделочными камнями. Индейцы к тому же использовали цветные полоски из рыбьей чешуи, чтобы закрывать швы на своей одежде.

Если пойдем далее на Крайний Север, то найдем у эскимосов и чукчей (так же как и у индейцев Америки) практику изготовления из кожи жилищ — чумы и яранги. А индейцы Северной Америки растягивали шкуры, вбивая по краям деревянные гвозди и натирали смесью буйволовой мочи и глины, долго поддерживая шкуру во влажном состоянии. Затем ее обрабатывали животным мозгом и жиром, скоблили, размягчали и затем коптили над костром (формальдегиды, содержащиеся в дыме, способствуют консервации кож).

Вплоть до начала Первой мировой войны Россия экспортировала знаменитый разноцветный сафьян из Торжка, из которого производили вышитые золотом, серебром и шелками пояса, кисеты и обувь. Русские сафьяны и некоторые другие виды кож в прошлом (до первой трети XX века) превосходили своим качеством европейские аналоги.

Многие из описанных технологий были известны и на Кипре...

Современное кожевенное производство на Кипре

Киприоты старшего возраста и местные кожевники-профи, с которыми удалось побеседовать по данному вопросу, сетуют, что изготовление из кожи аксессуаров и других изделий, хотя и продолжается сегодня, но уже не в столь широких масштабах, как в недавнем прошлом.

Согласно статистике, количество предприятий острова занятых в производстве кожи и в отраслях промышленности связанных с ней, с 2008 по 2014 год значительно снизилось (от 60 до 27).

Многие хорошо помнят, что на Кипре всегда можно было купить обувь и сумки любой марки и бренда высокого качества (как местного, так и любого «раскрученного» заморского), причем по низкой цене.

И сегодня в некоторых бутиках острова доступны Made in Cyprus модные аксессуары (сумки, кошельки и бумажники, ремни и пояса, CD-чехлы) и обувь, выполненные в богатой цветовой гамме и разных стилях. Их можно приобрести сравнительно недорого, особенно в сезон распродаж.

Кстати, некоторые туристы на просторах интернета делятся полезной информацией: на Кипре до сих пор производят самые длинные ремни (более 150 см), которые могут подрезать по просьбе покупателя.

Очень популярны у местных дизайнеров мотивы и стили: античность, ретро-классика, бохо-хобо и гранж.

Многие аксессуары и обувь легко сочетаются с одеждой, выполненной практически в любом стиле.

Среди наиболее качественных и люксовых местных брендов выделим следующие:

Astir Shoe Factory ltd (она же Sparta Novelty) — производит сандалии и рюкзаки ручного пошива из высококачественной кожи в стиле unisex.

Это семейный бизнес, основанный в 1960 году. Нынешние владельцы модного бренда считают, что правильно подобранные одежда и обувь придают каждому из нас силу и уверенность в себе.

Адрес фабрики: ул. Марку Бротцари 35 (Никосия)
Бутик: ул. Иппократус 8 (Старый город, Никосия, напротив Муниципальной галереи Левентис)

Контакты: + 357 22438238, hello@spartanovelty.com

Kelpis Shoes — это классическая элегантность, практичность, индивидуальный пошив и узнаваемый дизайн.

Бренд берет начало в 1972 году, будучи основан в Лондоне киприотом Мирианфисом Келписом, который уже с 1954 года шил вручную обувь. Услугами Келписа пользовались члены семьи короля Саудовской Аравии, ему делали заказы такие известные личности, как Род Стюарт, Элизабет Тейлор и Ричард Бартон, принцесса Диана... В 1988 году М. Келпис возвращается на Кипр и открывает бутик в Пафосе по адресу: ул. Иоанни Агроти 11 (Старый Пафос). Позднее династию продолжил его сын, молодой дизайнер Йоргос.

Контакты: +357 26 945 477, +357 99 548 680; giorgoskelpis@yahoo.com

KORALI Handmade — бренд, нацеленный на создание женской обуви и аксессуаров из кожи высочайшего качества (из Греции и Италии) и дизайна Марилии Макри по доступным ценам. В план-максимум компании входит возрождение кожевенно-обувной промышленности на Кипре до прежнего уровня.

Весь ассортимент производится, разумеется, вручную на старой фабрике (P.M.S. Shoe Factory Ltd, с 1960 г.). Для марки характерны простота и универсальность коллекций. Вместе с тем при изготовлении изделий на заказ учитываются все индивидуальные потребности и пожелания клиентов.

Контакты: +357 22759202, +357 99744389; info@korali-handmade.com

А вот что еще можно привезти с Кипра в качестве сувенира см. здесь.

При необходимости выбора: какой коже отдать предпочтение, определитесь с желаемым внешним видом и тем, как часто изделие из нее будет вами использоваться.

Итак, несколько советов: как не ошибиться.

Какая кожа бывает и что все-таки выбрать: натуральную или кожзам?

Существует три основных этапа превращения шкуры в кожу. В результате очистки дерма превращается в недубленый полуфабрикат. Затем, при дублении закрепляется структура этого так называемого «голья». Отделочные работы придают дубленому полуфабрикату необходимые свойства и желаемый внешний вид. Так, когда требуется достичь более однородной поверхности, кожа может быть отшлифована. Однако, данный натурпродукт не может быть одинаковым (однородным) даже по толщине: многие факторы влияют на состояние кожи животного (возраст, климатические условия, пища и уход; а также сезон, в который животное было забито; технология дубления).

По типу обработки лицевые натуральные кожи бывают:

  • анилиновые (с наименьшим количеством дефектов, считаются самыми «натуральными», так как при их обработке используется меньше технологий, а значит и стоимость выше остальных);
  • полуанилиновые (изначально больше дефектов, а значит и больше красителя; на выходе — также высокосортная кожа, имеющая большую, по сравнению с анилиновой, практичность);
  • пигментированные (там, где требуется больше шлифовки и прочего; несмотря на достигаемый внешний эффект гладкости, этот вид неэластичен и довольно жесткий и идет на производство мебели, автомобильных сидений).

Кстати, современный процесс дубления кожи также претерпел изменения. Сейчас он осуществляется комбинированными способами — минеральными, растительными и синтетическими дубильными веществами. Например, на срезе кожи хромового дубления всегда имеется зеленовато-голубой оттенок; а растительного — оттенки от желтых до коричневых.

Кожаные изделия, как известно, постоянно в моде: как из натуральной кожи, так и искусственной, технологии и популярность которой достигают сегодня больших высот. Не всегда легко различать их.

Искусственная кожа (или кожзаменитель) — материал, созданный из полимерных многокомпонентных соединений на тканевой основе, для имитации натуральной кожи и ее основных свойств. Из кожзама сегодня очень широко производят различные предметы гардероба и галантереи, а также технические изделия. В наше время это абсолютно экологичный и не аллергенный материал, без запаха. Он хорошо пропускает воздух, создавая эффект «дышащей» кожи; а также имеет свойство не нагреваться излишне в жару и не «дубеть» на холоде.

В отличие от натуральной кожи, искусственная более проста в работе.

Она легко чистится и не выгорает на открытом солнце. Именно кожзам — популярный отделочный материал в современном интерьере... К тому же, заменитель намного дешевле своего натурального аналога.

Стоит принять во внимание и то, что многие современные люди отказываются от использования вещей из натуральной кожи по морально-этическим принципам.

И все же важным плюсом натуральной кожи является именно ее эластичность и долговечность. Теперь разберемся как отличить одно от другого, ведь не всегда и не все продавцы в магазинах способны в этом разобраться (а иногда и попросту вводят покупателя в заблуждение).

  1. Обратите внимание на этикетки: производители, заботящиеся о своей репутации, кладут в коробку с готовым изделием кусочек материала — ярлычок, по которому можно узнать его состав. Не лишним будет убедиться в наличии надписи «genuine leather».
  2. Рассмотрите структуру поверхности кожи, ее поры и другие особенности: натуральный материал не имеет симметричного узора, поры разной формы и глубины и расположены хаотично. Обращайте внимание на толщину и края материала. Натуральная кожа, как правило, плотнее заменителя и не имеет такие ровные и гладкие края, как кожзам.
  3. Доверьтесь своим ощущениям, прикоснувшись к изделию. Натуральная кожа, в зависимости от вида и качества, может быть на ощупь как грубой, так или гладкой, но к тому же в меру пластичной и мягкой. Если же она слишком гладкая (как пластик), то вероятно, что вы имеете дело с подделкой... пардон, с имитацией. Искусственная кожа также имеет тенденцию растягиваться больше, чем натуральная. Важно: от вашего прикосновения кожаное изделие сразу становится теплым, оставаясь при этом сухим. Кожзам нагревается лишь спустя несколько минут, становясь слегка влажным.
  4. Запах: просто попробуйте ощутить аромат натуральной кожи.

Итак, поклонники классики и роскошного стиля по-прежнему предпочитают натуральную кожу, кожзаменитель в таком случае будет ее практичной и экономичной, но не тождественной заменой. Со временем натуральная кожа становится мягче и более привлекательной, а значит и изделия из нее обладают большим комфортом: мягкая, но прочная текстура обеспечивают ее износостойкость. Единственный серьезный недостаток: все кожи — очень пористый материал и довольно легко впитывают влагу, поэтому стоит позаботиться о ее защите, чтобы в дальнейшем избегать пересыхания и образования пятен.

Как работать с кожей

Возможно, этот материал сподвигнет вас не только на то, чтобы предаваться шопингу, придирчиво исследуя ассортимент бутиков, но и попробовать создавать изделия из кожи своими руками.

Для изготовления любых вещей вам в первую очередь понадобятся подходящие инструменты: острый сапожный нож и различные ножницы (портновские, маникюрные и прочие); молоток, шило и сапожный крючок; угольник и линейка, шаблоны и лекала; маркер, нить льняная, плотная хлопчатобумажная или из нейлона, а также сухожилия, чаще, искусственные (ведь натуральные довольно редки и поставляются короткой длины). Нить или сухожилия обычно перед работой натираются пчелиным воском.

Вещи, которые стоит попробовать сделать вручную новичкам: ремни, простые сумки-«мешки», коробки, косметички, кошельки для мелочи и т.д.

При работе над большими изделиями (пошив одежды, панно, элементы мебели) не обойтись и без швейной машинки с роликовой лапкой и граненой иглой.

Материалы можно заказать по интернету, либо приобрести в магазинах для хобби и рукоделия. Нюанс: в магазинах для рукоделия и творчества кожи, как правило, предлагаются небольших размеров, в виде обрезков и отходов фабричного производства.

Купите себе красочное руководство, посмотрите видео-уроки и посещайте форумы.

 

Итак, с чего начать?

Определяемся с материалом: тонкие кожи — на бижутерию и мелкие изделия, плотную и более грубую — на сумки и пояса.

Делаем выкройку (шаблон): по изнаночной стороне, обводя контур маркером. Помните: натуральная кожа в поперечном направлении растягивается сильнее, так что парные детали кроите в продольном. Скалывать булавками нельзя (остается след); для наметки используйте резиновый клей.

Шить можно только прочными и эластичными нитками, капрон не подходит.

Гладить утюгом (теплым) изделие следует с изнаночной стороны, без пара.

Самый простой способ работы — формование (или обтяжка).

Вы можете придать коже форму, предварительно увлажнив, натянув ее на форму (как правило, из дерева) и дать ему высохнуть.

Другой вариант формования: в кожаное изделие всыпать мелкий наполнитель (гравий).

Кроме традиционного способа с последующим высушиванием сегодня используется масса методов: например, «запекание» кожи, надетой на форму для придания большей жесткости; в других случаях применяется пропитка расплавленным воском в чистом виде или в смеси с другими составляющими.

 

Пошив одежды и остального: для решительных

Натуральная кожа для одежды должна быть мягкая, без пятен, морщин (заломов) или складок. Окраска её тоже должна быть ровная, устойчивая к трению и к утюжильной обработке при 80 °С.

Шитье кожи в чем-то напоминает работу с тканями, хотя кожа — более эластичный и легкий материал.

Совет бывалых: мастера рекомендуют шитье кожаной одежды начинать только после того, как вы обретете навык работы с тканью.

 

Завершающие шаги: декорирование

1. Окрашивание и роспись

Кожа поступает из кожевни либо «естественного» оттенка или окрашенной. К тому же мы выяснили, что красят кожу покрывным (с нанесением краски на лицевую поверхность: скрывает и выравнивает дефекты, придает блеск, защищает от влаги) и глубоким крашением (прокрашивается по всей толщине).

Мастер-кожевник может иметь в своем арсенале дополнительные цвета для придания большей индивидуальности изделию и создания новых, оригинальных дизайнов.

Идеи для росписи: использование листьев растений как штампа (папоротник, лист винограда); оформление в технике так называемого «горячего батика»: растопленным стеарином и кистью с последующим нанесением анилинового красителя (для тканей).

2. Аппликации (накладная или вырезная)

Создание аппликаций — еще один вариант дизайна: с использованием готовых кусочков разных цветов для достижения большего эффекта.

В зависимости от вида изделия, различают и способы аппликации. Одежда: тонкие кожи пришиваются к основе; панно, бутыли и прочее — фрагменты узора наклеиваются или пришиваются «встык», иногда «внахлест».

3. Пирография (или выжигание)

Применяется для работы с кожаными изделиями плотной фактуры, с использованием техники горячего утюга (штампа) или пирографа: цвет и толщина линий зависят от изменения степени накала иглы мастера. Здесь главное: не передержать, иначе легко прожечь кожу.

Часто сочетается с росписью, гравировкой и тиснением для декора аксессуаров, предметов интерьера, создания бижутерии и т.д.

4. Тиснение

Существует несколько видов. В декоративно-прикладном искусстве используют штамповку, иногда в сочетании с рельефом (под узор подкладывают наполнитель и затем зажимают по контуру). Известно так же термо-тиснение: создание тисненого узора разогретыми металлическими штампами.

5. Перфорация

Этот ажурный прием — родом из давнего прошлого: в коже высекаются отверстия различного размера, создающие орнаменты, наподобие арабесок или витража.

6. Плетение (и оплетка)

Широко известный и довольно простой прием, который наряду с элементами макраме используют для создания украшений, ремней, в отделке сумок, одежды и обуви.

7. Драпировка («жмурка»)

Придает интересный эффект и объем изображению и декору, к тому же позволяет маскировать дефекты: кусок кожи собирают в складки и прикрепляют к основе клеем.

8. Гравировка

Применяется в работе с плотными кожами: на лицевую сторону предварительно размоченной кожи наносят резаком рисунок, прорези расширяют и заполняют акрилом для рельефности.

9. Интарсия

Она же инкрустация (древний прием, упоминаемый еще Пифагором, и очень популярный в Средневековой Европе). Выполняется на текстильной (тонкие и пластичные сорта кож) или деревянной основе (при работе с тяжелыми и плотными): вырезанные по шаблону элементы наклеивают «встык», используя для создания панно, сувениров или в декорировании мебели.

Как видите, кожа — великолепный материал, предлагающий каждому художнику (и всем, кто таковым себя считает) широкое поле для деятельности и подходящий для любого смелого дизайна.

 

Оставайтесь с нами и до новых встреч!


[1] Совет, как и где приобрести сегодня брендовые сафьяновые вещи на Кипре: это можно сделать либо в монобрендовых бутиках или торговых центрах; либо заказав на официальных сайтах торговых марок (Gucci, Prada, Louis Vuitton, и др.).

Как отличить подлинник: во-первых, скидки на оригинальные коллекции не превышают 50% (редко бывают выше 30%). Во-вторых, обязательно обращайте внимание на детали: четкость логотипа одних и симметричность узора по отношению к ручкам (LV); некоторые (Gucci) — никогда не прикрепляют этикетки (в таком случае «G» на подкладке сумки — явный признак подделки; подлинник отличает ярлычок пристроченный на молнии, под внутренним карманом), а фирменная фурнитура довольно тяжелая; иные — продаются только в специальных чехлах и фирменных пакетах (Prada), а логотип фирмы вы обнаружите на всех деталях металлической фурнитуры.

[2] В Европе и России шагрень (а родиной ее считается Северная Африка) — традиционно декоративный материал. Помимо перечисленного, используется при создании футляров музыкальных инструментов, обтяжки книг и альбомов.

Кстати, эффект «шагрени» очень популярен и в других декоративных материалах и при оформлении интерьеров: например, при покраске стен «шагреневость» достигается последующей после высыхания тонкого слоя обработкой растворителем.

[3] До появления книгопечатания и, соответственно, широкого использования бумаги дорогой пергамент (к слову, историки и палеографы используют термин «пергамен» от латинского Pergamen; так что путаница с бумагой-пергаментом, имеющей растительное происхождение исключена) использовался многократно: его могли перегибать, удалять прежние тексты и наносить новые... вплоть до конца VII века, когда Церковью было запрещено стирать священные тексты. В наше время, пергамент, изготовленный особым способом, применяется в иудаизме при создании мезузы — сакрального манускрипта на библейском иврите.

[4] Лайка имеет характерную высокую эластичность, обладает низкой устойчивостью к воздействию воды.

Характерно: изделия очень гладкие на ощупь и не морщат при носке. Перчатки из лайки по-прежнему остаются элегантным элементом вечерней моды. К тому же из этой кожи делают бижутерию (браслеты, колье, броши, серьги) и используют в оформительской работе (панно, драпировки и прочее).

[5] До сих пор поражают воображение многие местные изделия из кожи. Одним из самых ярких примеров являются старинные шахматные фигуры и доска (Марокко, XV – XVI вв.).