Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Тур одного дня
Тур одного дня
Часть вторая: Литродонтас – Матиас – Ша
5947
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
05.04.2021

...Вероятно, прошла неделя, либо вы просто выехали из Кампьи и продолжаете следовать нашему маршруту.
А мы, тем временем, вместе с вами приближаемся к нашему следующему пункту назначения...

Оливковый Литродонтас: край дождей и туманов

Это действительно очень живописная деревня, что в 31 км от Никосии. Многие киприоты знают: именно здесь находится самое большое количество оливковых деревьев «на один квадратный километр» на острове, потому и сама деревня вот уже долгие годы имеет многолетнюю репутацию производителя оливкового масла высшего качества.

Литродонтас расположен на высоте в 420 м над уровнем моря. Он существует здесь с очень древних времен. Известно, что в далеком прошлом Литродонтас входил в состав все того же царства Тамассос — его упоминал, как известно, Гомер в «Одиссее», — одного из богатейших и древнейших [1] полисов, благодаря своим рудникам, между прочим.

Позднее он перешел правителю Китиона.

Это был феод, который во франкских и венецианских географических картах упоминается как «Litrodondi».

Как полагают, берет свое название от прозвища своего основателя Эритродонтаса, осевшего во времена правления Византийской империи. Это прозвище означает «человека, имеющего красные зубы». При этом считается, что замена литеры «р» на «л» произошла из-за особенности произношения греческим населением...

В Литродонтас также есть несколько интересных церквей; главный храм — Агиос Ферапонтас, а еще есть церкви Архангела Михаила, Св. Георгия и Панагии (Девы Марии).

Другим интересным объектом для посещения может стать расположенный в нескольких километрах к юго-западу от Литродонтас в национальном лесопарке Махерас старый и давно оставленный монахами монастырь пророка Илии (по дороге на Ваватцинья), сегодня принадлежит монастырю Махерас.

Дикие урочища вокруг Литродонтас богаты природной растительностью. Наиболее широко здесь произрастают сосны и тимьян.

Вместе с тем, местные жители успешно выращивают культуры цитрусовых и других видов фруктов, грецкие орехи, есть и виноградники. На территории деревни и в окрестностях возделываются огороды: там выращивают овощи, бобовые и зерновые культуры. Скотоводство здесь тоже развивается издавна.

Среди народных рукоделий до сих пор наиболее славится местное искусство швей и вышивальщиц.

Кроме того, любители природы могут посетить местечко Кипроваса [2] или пройти по природной тропе по направлению на монастырь Махера.

В Литродонтас, помимо традиционной развитой инфраструктуры есть и общественный бассейн, школа верховой езды, линейный парк-граммико, велосипедные трассы, а также центр декоративно-прикладного искусства «Avli Arts Centre».

Примечательно, что с началом ХХ века Литродонтас становится главным селением в этом регионе. И вплоть до сего дня деревня продолжает успешно развиваться.

Название с течением времен и сменой эпох претерпело несколько изменений: помимо первой версии относительно Эритродонтоса, есть и другие. Любопытно, не правда ли? Так, например, считается, что когда-то здесь произрастало одно из самых больших и древних оливковых деревьев в никосийском регионе. А самым крупным селением в окрестностях тогда была, знаменитая своими оливками, Лидрас. На определенной созвучности названий и строится это предположение.

Есть и третья версия о происхождении имени: по цвету местных почв. Они здесь имеют насыщенный красноватый оттенок (благодаря насыщенности все теми медными рудами).

Вы можете встретить еще парочку идей, откуда взялось это название, но об этом стоит немного почитать в других источниках...

Так, согласно Great Cypriot Encyclopaedia первые поселения в окрестностях появлялись еще в эпоху античности (период эллинизма) и здесь же возникла деревня во времена Византийской империи. При франках и затем венецианцах, как и полагается, здешние земли образовали феод.

Интересно, что в те времена деревню называли Литродонти.

С приходом турок-османов, появилось много скрытых (тайных) христиан — их тогда называли интересным сложносоставленным словечком «линовамваки» (linovamvakoi или буквально «лён-хлопок», что служило метафорой, обозначавшей лиц, практиковавших сочетание разных культур). Как известно, их община в своем религиозном и бытовом обиходе совмещала традиции ислама и христианства.

Вообще, этому интересному вопросу в народной культуре Кипра посвящены немало исследований (в основном, они выходили на греческом языке), но для получения общего впечатления можно почитать здесь.

Можно встретить упоминания и о том, как обстояло здесь дело с образованием населения: примерно в середине XIX века в Литродонтас появились свои собственные учителя и были ими в те годы, конечно же, священнослужители. Так, источники сохранили для нас имя двоих из них: о. Христодулоса — в 1858-1870 годы, и о. Протопапаса — в 1870-1872 гг.

В последней трети XIX века была выстроена и первая общинная школа.

-

Сегодня в Литродонтас постоянно проживают не менее 2700 человек (согласно различным источникам).

Для любителей природы, активного отдыха и пешего туризма в деревне и на близлежащих территориях есть несколько аттракций:

Во-первых, обратите внимание на природную тропу Лефкотея (Этомутти). Ее протяженность: примерно 1,3 км.

Затем, остановитесь полюбоваться на реку Йяльяс — она является второй по величине пресноводной артерией на Кипре и ее длина составляет 88 км.

Посетите две водные дамбы, которые расположены в местечке «Захара», что рядом с дорогой, ведущей к Профитис Элиас.

Ну и конечно, любителей необычного привлечет к себе одно из Красных озер Кипра, что сегодня можно видеть на месте затопленных шахт Коккиноантонис.

В самой деревне, к слову, совсем недавно по примеру крупных городов острова (Никосия и Лимассол) разбили свой граммико (он же аллейный) парк, осовременив таким образом свое поселение.

 

Храмы:

Главный — Айос Ферапонтас, остальные церкви и часовни деревни и в ближайших окрестностях посвящены Архангелу Михаилу, Св. Георгию и Богородице.

Сегодня мы посетили как раз церковь Священномученика, Ферапонта Кипрского [3], что горделиво возвышается над площадью и деревенской застройкой.

Очевидно, что храм изначально был старинной постройкой (над порталом мы встречаем белокаменного резного льва и изображения херувимов), но перестроенный и отреставрированный в более поздние эпохи, и, скорее всего, неоднократно, — что вообще является характерным для архитектуры Кипра. При нем имеется поздняя колокольня (1948 г.). Зайдя внутрь, вы увидите деревянные хоры, выкрашенные голубой краской, и высокий иконостас.

По экстерьеру храм имеет несколько современных мозаик (например, «Айос Ферапон» и «Айос Варнавас», 2007 год) работы нашего знакомого и уроженца Корноса К. Христу. Уж в скольких деревнях по всему острову и в различных храмах мы успели побывать, и в очень многих можно встретить мозаичные панно и вставки его работы, — просто невероятно!

А вблизи от селения, на юго-западе от него располагается древний монастырь Пророка Илии (о нем мы уже упоминали в первой части нашего путешествия).

Что и говорить, деревушка с характером, своим укладом и атмосферой (знатокам и заядлым агротуристам тут же вспомнится горная Палехори), хотя и довольно маленькая. Человеку, случайно здесь оказавшемуся и не имеющему в своем распоряжении лишнего свободного времени, стоит просто побывать на центральной площади с высоким главным храмом, тавернами и любопытной архитектуры домиками, коими застроены разбегающимися лучами улочки, немного пройтись по ним. Впечатления вы непременно получите.

Для того чтобы припарковаться, вам придется объехать главную площадь от храма вправо и, повернув еще раз направо, вскоре оказываетесь в тупичке — это же муниципальная асфальтированная парковка. С нее удобно пешком и сразу же пройти между домов на центральную площадь под сенью раскидистых деревьев.

Характерной особенностью этого края является обилие зелени. Как мне сказали, Литродонтас известен обилием дождей (подтверждаем: ведь мы тоже ухитрились попасть в один такой, сильный и продолжительный ливень, — что было совершенно неожиданно для жаркого летнего дня).

Подробнее почитать про деревню можно тут.

... Ну а мы едем дальше, по проселочной дороге, которая временами становится тенистой зеленой аллей.

Матиатис: уютное селение и место встречи с кусачим ослом

Согласно данным, почерпнутым из различных источников, Матиатис — а это в 22 км от Никосии, — считается «полугорным» селением и потому для него вполне типичны жаркие летние сезоны и умеренно прохладные зимы. Люди селились здесь издавна, что подтверждается не только топографическими обозначениями на самых ранних картах острова, но и тем, что по результатам проводившихся археологических изысканий, в окрестностях Матиатиса находятся два древних рудника, а еще здесь была обнаружена знаменитая скульптурная голова Бахуса (или Диониса, ныне находится в Археологическом Музее Кипра, датируется I-II вв.).

В последней трети XIX века с приходом на остров англичан, именно в Матиатисе первым появился английский квартал (местные жители его так и прозвали: «Спиткья англика», что означает «английские дома»).

Естественно, по прошествии многих лет прежние жители-выходцы из Британии, «переселились» на тихое кладбище. И сегодня бывшее население там покоится под каменными памятниками.

Вплоть до 1964 года население в Матиатисе было двухобщинным: состояло преимущественно из турок- и греко-киприотов. Затем турко-киприоты были вынуждены покинуть свои дома из-за усиления напряженности.

А с началом вторжения Турции на остров в 1974 году, уровень населения в деревне резко вырос благодаря наплыву беженцев с оккупированных турецкой армией территорий.

На сегодняшний день в Матиатисе постоянно проживает не более 1000 человек.

Из нескольких, принятых к настоящему времени версий относительно происхождения названия наиболее правдоподобными можно считать, например, вот эти:

Первая: название свое поселение получило по имени своего первого феодала и лендлорда Матиуса.

Вторая: название может происходить от легендарного первопоселенца (а подобные версии мы с вами встречаем на Кипре сплошь и рядом, согласны?) — выходца из одной тиллирийской деревушки (см. «Два дня на Акамасе»), получившей позднее прозвание как Маткиатис.

Что ж, на деле он тоже оказался этаким мини-городком с развитой инфраструктурой.

Мы прибыли на его центральную только что отстроенную и замощенную серым камнем площадь, вблизи от которой был разбит молодой муниципальный парк, место для общественных пикников с неизменным шашлыком (сувлаки) по поводу и без. Этот узнаваемый элемент ландшафтного дизайна является на Кипре обязательным для любого уважающего себя селения, и даже за пределами оного. Практически, на любом зеленом холме, откуда открываются хоть сколько-нибудь приятные виды; или просто в городских парках, — всюду вы обнаружите «специально оборудованные» места для вкушений, общения и любований.

Здесь же находится и спортивная площадка, — тоже, что называется, «не отходя от кассы».

Если от паркинга вы вернетесь по центральной улице немного влево и назад, то увидите любопытную здешнюю аттракцию — тематический агропарк (он, видимо, был разбит совсем недавно и еще не завершен, хотя там уже есть на что посмотреть).

Так, кроме библиотек, муниципальных скверов и парков, а также точек для занятий спортом, современные деревни острова в настоящее время в обязательном порядке активно перестраивая и модернизируя самих себя, стараются сохранить и привить молодежи уважение к здешним ремеслам и видам сельскохозяйственного труда, которыми славилось то или иное поселение.

Вход сюда, разумеется, свободный и даже можно зайти за невысокое ограждение и осмотреть все в деталях: как оно работало. А вечерами, помимо уличного освещения, парк имеет специальную подсветку для своих объектов. Доступна здесь и стихийная парковка (а это пока что гравий).

Итак, объект №1: колесный механизм, обеспечивавший подачу воды из глубины колодца — «алакати» (подобный тому, что мы уже встречали). Вода при его помощи добывалась из водяной скважины-колодца (на Кипре они могли достигать глубины в несколько десятков метров!) с использованием «животной» силы осла.

Затем поднятая вода вычерпывалась лопастями установленного и вращавшегося колеса и затем стекала по каменному желобу, соединенному с ирригационной системой деревни.

Этот агрегат в Матиатисе, как сообщается тут же крупным шрифтом, был восстановлен благодаря значительным пожертвованиям, поступившим от семьи Иордану [4].

Вторым пунктом по замыслу основателей данного парка должно было стать знакомство вживую с «потомками» тех животных, что испокон веков являлись незаменимыми помощниками в трудах здешних фермеров и земледельцев: лошадей и осликов.

И оно таки состоялось...

Оба представителя были молоды, общительны и игривы. Привычные к контактному общению (и вероятно, к постоянному угощению) они, завидев посетителей, сразу же поскакали к нам.

Познакомившись с нами, лошадка вскоре, тряхнув гривой, пошла по своим делам, а вот наш новый друг ослик расшалился не на шутку и отчаянно подпрыгивал зачем-то в высоту или весело носился по периметру своего загона.

Время от времени он снова подбегал к нам: пока мы его гладили, чесали за ушком и трепали «челку», он нет-нет да норовил просунуть морду под ограждение и укусить меня за лодыжку, которую уже давно усмотрел в разрезе подола платья.

Тур одного дня (Часть вторая, Литродонтас – Матиас – Ша)

Убедившись в тщетности своих намерений шустрый ослик, наконец, вприпрыжку отправился вслед за нервной лошадкой и лихо укусил теперь ее, за заднюю ногу.

Кроме лошади и осла в их вольере самовольно поселились и голуби. Несколько ломая стереотипы и нарушая привычные нам представления о сельскохозяйственных животных, но зато обеспечив тем самым себе сытое проживание.

Помимо реноваций, исторического наследия и фауны в Матиатисе внимания гостей заслуживают, конечно же, здешние храмы.

Одним из интересных культовых сооружений вблизи от деревни — на полпути от Матиатис к деревне Ша является часовня Св. Евтихия [5] (Айос Эвтихиос).

Соименный святой, как считается, был одним из чужеземцев, проживавших на острове, а именно неподалеку от нынешнего Матиатиса. Позднее несколько монахов выстроили в честь него монастырь, который однако был разрушен почти до основания османами в 1570-х годах. От древней обители осталась только наполовину разрушенная часовня, Айос Евтихиос: ее уже в наше время подвергли частичной реставрации и законсервировали силами Департамента древностей и местной общины.

А церковь Св. Параскевы была выстроена намного позднее, в 1728 году (главным спонсором строительства был местный житель, по имени Христодулис). Она имеет редкий декор: согласно данным сайта Cyprusisland.net на кровле расположены 22 блюда, представлявших точное количество семей христиан, проживавших в непосредственной близи от храма на время его возведения.

Как считается, искренняя молитва верующих в здешней церкви помогает излечению глазных болезней.

Так что сюда нередко приезжают не только киприоты, но и иностранцы: верующие накладывают крестное знамение на глаза с каплей масла, и вскоре, как утверждают, можно ожидать облегчения состояния.

Память Святой празднуется 26 июля.

Среди других достопримечательностей, расположенных в окрестностях Матиатиса стоит также назвать малоизвестную дамбу-габион (вблизи от сел Деликипоса и Корноса, что на реке Милос). Подробнее здесь.

По освеженным улочкам после непродолжительного, но очень сильного и почти тропического ливня мы отправились с паркинга по указателю на деревню по имени Ша...

Сайт деревни: www.mathiatis.com.

Ша ... или короче не бывает

Эта не совсем широко известная туристам деревушка имеет, чем удивить и привлечь к себе.

Во-первых, она расположена в живописном окружении холмов, покрытых сосняком и другими зарослями, что в непосредственной близи от знаменитой горы и главной христианской обители острова Ставровуни, что в предгорьях Троодоса. Так что направляясь туда либо намечая себе охватить в поездке знаменитое поселение мастериц-гончаров, Корнос, оставьте часок про запас, чтобы успеть побывать и в Ша.

Во-вторых, живописности и свежести местным холмистым ландшафтам добавляют многочисленные сады и фруктовые рощицы с гранатами, а также роскошные заросли высокого буша-тростника (чаще всего вы его наблюдаете именно в горных троодосских селениях либо вблизи от морского побережья), по расположению которого мы без труда обнаружили одну из двух рек, земли между которыми и занимает современная Ша (расстояние между реками составляет около 1 км).

А теперь немного истории и устной традиции... На 500 – 1500 годы приходился период арабских набегов на остров. В основном, разорению и разграблению подвергалось южное побережье Кипра, хотя постепенно довольно сильные по тем временам армии сарацин начали продвигаться к Никосии.

Жителей поселения на месте нынешней Ша и близлежащих деревень, как гласит предание, арабы не смогли обнаружить, именно благодаря высокому рельефу местности и густым сосновым лесам.

Более того, в центре селения и в наше время находится пещера (как отмечается на сайте деревни, ее длина составляет около 100 м, а в ширину 4-5 м), ее предположительно использовали в прошлом для укрывания населения и домашнего скота в трудную годину.

Кстати, до сих пор точно неизвестно, является ли это сооружение природным, либо эта пещера была вытесана рукой человека...

Если говорить о еще более глубокой древности, то историкам известно, что в окрестностях Ша, в различных местах находятся остатки прежних поселений и погребения, — скорее всего, они относятся к римской эпохе.

Существует так же гипотеза и о более древнем присутствии здесь человека....

Считается, что и название свое Ша получила от греческого «Siasma», то есть как тенистое и темное место.

Благодаря обилию лесов, заливных низинных лугов и пашен местные жители в течение многих веков успешно занимались лесозаготовками, разводили скот и сумели выжить в самые трудные для всего Кипра эпохи.

Нынешняя деревня имеет свое лицо, хотя и отличается от предыдущей своим более провинциальным характером, не лишенным вместе с тем обаяния: традиционная, нередко в один этаж старинная застройка вдоль узких улочек, холмистый рельеф и река.

Достопримечательности Ша:

Во-первых, это археологическая экспозиция под открытым небом. В 2 км к северу от Ша имеются остатки поселения эпохи римлян, а также археологами доподлинно было установлено, что еще до римлян на этом месте в доисторические времена так же проживали люди.

Обратите внимание и на старинное здание, выложенное из мрамора у подножия гор вблизи общины, его называли «jiouri»: назначение точно не указано, однако известно, что в прошлые эпохи население Ша часто его использовало (вероятно, как культовое сооружение).

С давних времен там находились иконы, находятся они и по сей день: современное население ухаживает за этой постройкой и в лампадах у икон святых всегда теплится огонек.

Заслуживают так же внимания венецианские купальни и монумент в честь героев и без вести пропавших уроженцев Ша.

И, конечно, необходимо остановиться на нескольких из многочисленных храмов и часовен острова. Назовем самые старинные или просто интересные, на наш взгляд:

Церковь Богородицы Хриселеуса (1756год)

В центре общины находится главная церковь села, посвященная Деве Марии Хриселеуса. Она рассчитана на посещение 2000 человек. От прежнего, изначального храма до нашего времени дошли иконы святых, которые сегодня располагаются в уникальном резном иконостасе с позолоченными изображениями птиц и виноградных лоз, типа «δωδεκάορτο», а также мастерски выполненная настенная живопись, изображающая Святого Георгия (работы известного агиографа Филарета [6], уроженца деревни Псимолофу, XVIIIвек).

Этот храм предсказуемо перестраивался: около 1886 года было решено его расширить, чтобы он смог вмещать увеличившееся количество прихожан. Прежние поновления можно заметить благодаря расположению и состоянию старинных фресок.

Внешне он облицован камнем, добываемым в этой местности.

Это храм, в тени которого мы остановились чтобы немного отдохнуть от вновь настигшего нас после ливневой прохлады зноя, заслуживает того, чтобы здесь побывать и осмотреться.

Каменное сооружение очень выигрышно возвышается в центре деревни над старинными кварталами, где сегодня можно увидеть немало пустующих домов... Вокруг церкви обустроена просторная площадь [7], способная вместить немало направляющихся на праздничные богослужения прихожан.

Главный храмовый праздник отмечается 8 сентября.

Церковь Святого Иоанна Спилиотиса (Св. Иоанн Пещерник)

Она находится вблизи от деревенских окраин, в полях на северо-востоке общины, рядом с хорошо сохранившейся пещерой, которую копал, по сохранившемуся преданию, сам Святой.

Церковь Св. Иоанна была построена в 1870 году в виде простого, прямоугольного в плане каменного здания, покрытого черепицей. В настоящее время она пустует и не является действующей.

Считается, что на этом особом месте пятеро святых Кипрской Церкви приняли монашеский постриг.

Имена троих хорошо известны: Св. Ферапонт, Св. Евтихий и Св. Иоанн Спилиотис. Сведения об остальных двоих до нас не дошли. Подробнее об этом факте, как и о житие Св. Иоанна можно прочитать, например, на сайте деревни (см. ниже).

-

На выезде из Ша находится настоящий культурный центр общины с элементами образовательного, и потому вам конечно же стоит остановится и прогуляться здесь. Друзья, пожалуйста, будьте осторожны: в этом месте проселочная дорога делает крутой поворот и стоит аккуратнее переходить, желая осмотреть достопримечательности и артефакты!

Здесь действительно стоит не только посозерцать окрестности и при желании посетить храм-часовню Айос Прокопьос, но и отдохнуть немного в здешнем муниципальном террасном саду-парке с детской площадкой, амфитеатром для зрителей и сценой под открытым небом.

Итак, часовня Cв. Прокопия была построена сравнительно недавно, в 1990 году. Она может вместить около 100 человек. Несмотря на то, что она очень небольшая, её стены имеют росписи. Вот фреска с изображением Панагии Платитеры (в традициии Русского Православия этот вид иконографии называется «Богоматерь Знамение» или «Ширшая небес», от греческого: Платитера-тон-уранон) — она расположена над алтарем.

Так же великолепна и фреска, выполненная и в купольном пространстве.

Иконостас здесь, конечно же, невысок и не утяжелен излишним декором. Храмовая икона святого Прокопия находится в центре храма. Люди верят, что Святой творит чудеса, и тому по сей день можно слышать немало свидетельств.

Мощи Святого ныне хранятся в главном храме Ша, Панагии Хриселеуса (мы там только побывали). Этот храм-часовня действует, открывая свои двери для прихожан всего один- два раза в год.

Торжественные службы проходят в день памяти Св. Прокопия 8 июля.

Официальным названием парка, в котором мы сейчас находимся, является «Зеленый театр» (или буквально «Сад-театр»), где можно не только освежиться в тени древних олив, но и получше изучить старинные агрегаты: знакомую нам по визиту в Матиатис, «алакати», а также две мельницы — приспособления для извлечения оливкового масла и пресс для давления виноградного сока для изготовления вин.

Донаторы отмечены благодарными потомками семейств: алакати — прежний владелец Хаджисеркис Флоридис, оливковый истертый от времени и долгого пользования пресс — им когда-то владел Ставрис Хаджинеофиту, и каменные жернова, когда-то служившие для извлечения виноградного сока.

Такой вот музей под открытым небом и в открытом круглогодично доступе для изучения всеми желающими!

Вблизи, как и полагается современной и уважающей себя и своих гостей деревне, установлен стенд с картой местности, где отмечены все здешние достопримечательности.

Заканчивая свою прогулку по Ша, хотелось бы еще упомянуть, что примерно в трехстах метрах от Св. Прокопия и муниципального парка с амфитеатром находятся остатки заброшенной шахты, где до начала 1980-х годов добывали пирит и медь.

Фрагменты оборудования там частично сохранилось, а вот дальнейшие планы общины относительно этой возможной аттракции пока неизвестны.

Что ж, мы свое путешествие завершили, а теперь, как и обещали, немного подсказок для вас.

Как добраться:

От Кампьи до Литродонтас следуем по дороге F902 (около 11,5 км и 15 минут в пути), затем от Литродонтас до Матиатиса — по Е103 (5 км и 8 минут), ну и наконец, до Ша — по F104 (тоже недолго: всего 6 км и 9 минут в пути).

Где остановиться и поесть:

Кампья

Отель Angel's Hills Mountain Resort, по ул. Анексартисиас
Контакты: (+357) 99479601
Детали здесь.

Традиционный ресторан-таверна Eleorama Village Tavern
Телефон: (+357) 22540211
Страничка на Фейсбук
Сайт: www.eleoramavillagetavern.com.

Анальонта (по пути)

Традиционный кофешоп To Kafenoui, ул. Андреа Продрому, д.1
Телефон: (+357) 22353532.
Здесь вам за умеренную плату кроме традиционного кофе и прочего, предложат вкуснейшие домашнего приготовления сладости. Не стоит отказываться!

Литродонтас

Гостевой дом, который так и называется: «Деревенский дом» («То Спити сто Хорко»), по ул. Айас Эленис, д. 5
Подробнее

Таверна Erithrodontas в Литродонтас
Адрес: ул. Панагия, д.4
Телефон: (+357) 22542942
Здесь помимо вкусной традиционной еды и уютной атмосферы вы имеете шанс поприсутствовать и на вечере народной музыки. Как, например, на этом видео.

Ша

«Амфитеатр» кафе-ресторан (вблизи от часовни Св. Прокопия)
Телефон: (+357) 99160675.

Кафе St. Constantinou & Elenis на ул. Грива Дигени
Телефон: (+357) 22532389
Страничка на Фейсбук.

 

Оставайтесь с нами и до новых встреч!


[1] Самые ранние находки археологов на территории Тамассоса датируются эпохой энеолита (медно-каменный век), при этом серьезных изысканий в самом центре бывшего государства произведено не было, так как сегодня здесь находятся деревня Политико и одна из святынь, хорошо известных паломникам, посещающим наш остров — монастырь Святого Ираклидия.
Так что каких-либо точных сведений об истории появления и развития этого полиса, в отличие от других царств-полисов древнего Кипра, до нас дошло мало.

[2] Входит в специально проложенный туристский маршрут. Описание смотрим здесь.

[3] Священномученик Ферапонт нес епископское служение на Кипре во времена императора Диоклетиана (284 – 305 гг.), принял мученическую смерть. Его мощи первоначально находились на нашем острове, где прославились многочисленными чудесами и исцелениями.
Позднее (в 806 году) они были перевезены в Константинополь из-за постоянной в ту эпоху опасности арабских нашествий.

[4] Обычно дарители подобных артефактов и рабочих приспособлений прошлого — прямые потомки тех аграриев или, например, ремесленников, которые занимались тем или иным видом труда, распространенного в данном регионе.
Существовали целые династии, «специализировавшиеся» на этих работах многие поколения, и потому впоследствии вошедшие с почетом в народную память.

[5] Св. Евтихий Константинопольский (512 – 582 годы) — святитель и патриарх, боровшийся с ересью. Ранее мощи Святого находились в Константинополе, а с 1246 года и по сей день они находятся в Венеции.

[6] Иеромонах Филарет наряду со знаменитым Иоанникием считается одним из наиболее значительных мастеров острова.
Так его работы сохранились в храмах Тохни, в монастыре Первомученицы Феклы в Мосфилоти, в храме Святого Креста в Лефкаре в Пера Оринис и во многих других.

[7] Хотелось бы еще раз напомнить: путешествуя по деревням Кипра самостоятельно или организованно, с туристической группой, имейте в виду, что на территории вокруг главных храмов селений (в центре общины) чаще всего имеются доступные целый день и чистые туалеты.