Древний монастырь Святого Ираклидия расположен на окраине деревни Политике неподалёку от Никосии. Считается, что монастырь был основан в I веке нашей эры. С его появлением связана легенда, повествующая об апостолах Павле и Варнаве, которые прибыли на остров в 45 году. Легенда гласит, что молодой Ираклидий с разрешения отца вызвался сопровождать проповедников в Пафос, когда они проходили мимо его деревни. В пути Ираклидий был крещён в водах реки Солион, а по возвращении — рукоположен апостолами Павлом и Варнавой в духовный сан епископа Тамасоса (древнего города-государства).

Сегодня тайная пещерная обитель Ираклидия, где был впоследствии похоронен святой, расположена на территории возведённого рядом с ней монастырского комплекса. К пещере ведёт потайной ход, спрятанный под храмом.

Принято считать, что Ираклидий оказал огромное влияние на масштабы распространения христианского учения в древние времена. Это удалось ему, в том числе, потому, что Политике был административным центром Тамасоса — густонаселённого района, в который Ирод отправлял ссыльных палестинцев (впоследствии ставших первыми прозелитами — новообращёнными христианами) на добычу меди.

Первую каменную базилику над секретной обителью святого Ираклидия возвели в IV веке, когда христианство стало официальной религией. Однако, эта церковь с мозаичными полами была разрушена во время одного из арабских набегов. Уже в IX столетии на руинах первой базилики выросла новая, ещё более величественная церковь с колоннадой, разделяющей внутреннее пространство храма на 3 нефа. Эта базилика была разрушена в XIII веке.

Женский монастырь был основан здесь по указанию епископа Тамасоса Нила в 1180 году. Во времена господства Католической церкви на Кипре (эпоха Средневековья) митрополия Тамасоса вошла в число упразднённых, и жизнь в монастыре замерла вплоть до XIV столетия, когда над пещерной обителью выстроили новый храм, увенчанный куполом.

В восточной части этого храма и сегодня можно увидеть сохранившиеся до наших дней фрагменты фресок. Саркофаги, из-за которых храм нередко называют мавзолеем, содержат, как принято считать, нетленные мощи святого Ираклидия, апостола Мнасона и других ранних христианских праведников. В соответствии с другой точкой зрения, место захоронения святого находится под храмом.

Пройти к купольному храму в наши дни можно по южной крытой галерее главной церкви монастыря, рядом с которой, между прочим, сохранились остатки фундамента первой базилики IV века.

Британский исследователь Гвиннес Партог полагает, что началом формирования нынешнего облика монастыря можно считать XV век. Именно в этом столетии на обломках древней церкви выросла новая однонефная сводчатая базилика, освящённая именем святого Ираклидия, к северной стороне которой в начале XVII века был достроен храм Святой Троицы. Спустя некоторое время две этих церкви соединили между собой с помощью глубоких арочных проёмов.

Таким образом, внешний облик храма в наши дни представляет собой двухнефную сводчатую базилику, укреплённую с внутренней стороны арками-рёбрами, а с внешней северной — контрфорсами. С запада внутреннее пространство храма расширено за счёт нартекса, а на востоке архитектурный ансамбль завершают две внешние апсиды.

Во второй половине XVIII века в обители были проведены масштабные восстановительные работы, однако в результате поражения освободительного восстания 1821 года монастырь вновь оказался заброшен.

Двухъярусный иконостас, который находится сегодня в южном приделе монастырской церкви, состоит из местного и праздничного рядов. Красный, синий, зелёный и золотой цвета украшают его резные карнизы и панели. Иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии, Христа Пантократора и Иоанна Крестителя, размещённые в местном ряду алтарной преграды, датируются 1611 годом. Здесь же можно увидеть храмовый образ Святого Ираклидия в позолоченном окладе.

На южной стене храма сохранилась фреска X века, изображающая Спасителя с Библией в руках, а в западной части южного придела размещены фрески с Отцами Церкви, выполненные в XVII-XVIII столетиях иконописцем Филаретом.

В софите первой арки, соединяющей между собой два нефа храма, расположены фресковые сюжеты, на которых изображены ключевые моменты из жизни Святого Ираклидия: Крещение, посвящение в епископы и др. А на западной стене южного нефа возвышается ажурный амвон.

В деревянном двухъярусном иконостасе северного придела (храма Святой Троицы) прослеживается влияние западных традиций. Например, слева от Царских врат можно увидеть икону Богородицы, кормящей грудью, которая относится к редкому для православного искусства типу Талактотрофуса («Млекопитательница»).

Кроме того, в образе Святой Троицы представлен, в том числе, Бог Отец — Ветхий Денми, изображение которого не приветствовалось в византийской иконографии. В композиции Воскресение Христово, которая венчает иконостас, Спаситель покидает пустую гробницу (это тоже западное влияние, в исконной православной традиции Воскресение олицетворяет сцена Сошествия во ад).

В 1962 году по благословению Архиепископа Макариоса III в древней обители поселились три монахини. Сегодня же здесь нет свободных мест. Внутренний двор монастыря украшает благоухающий фруктовый сад.