Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Изделия из металла
Изделия из металла
Наследие древних мастеров
543
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
30.07.2018

Добыча, обработка и торговля медью были важной статьей экспорта для острова, причем, не только в древние времена. Вместе с приобретенными навыками и опытом работы с этим металлом местные мастера — кузнецы, жестянщики, медники, — все, кто обслуживал ежедневные нужды населения разных сословий в течение тысячелетий, передавали, что называется, из поколения в поколение секреты и умения обработки металлов. Сегодня Кипр гордится и сохраняет свое наследие, стремится преумножать и развивать древнюю традицию, уже в условиях современных реалий.

В эпоху бронзового века (2500-1050 гг. до н.э.) на Кипр сначала пришли жители Анатолийского полуострова, около 2400 г. до н.э., затем Крита, а потом Микен. Греческие колонисты (величайшими из которых были цари Тевкр и Агапенор, основатели Саламиса и Пафоса) принесли с собой язык, искусства и религию.

Кипр (или Аласия, как его называли во второй половине II тыс. до н.э.,) являлся страной крупнейших месторождений меди и производителем бронзы в Восточном Средиземноморье. Корабли Аласии уходили на Запад и Восток груженные металлом, который выплавляли в виде бычьих шкур, весивших 25 и 40 кг. Видимо поэтому одним из «знаковых» и наиболее известных артефактов того времени является так называемый воинственный «рогатый божок» из полиса Энкоми: вылитая из бронзы статуэтка в шлеме, увенчанном рогами, стоящая на «бычьей шкуре» (подробнее см. в нашем обзоре).

«Царю Египта, моему брату. Так говорит Царь Аласии, твой брат:... пошлите скорее вашего гонца вместе с моим, и всю медь, которую вы пожелаете, я пришлю вам...»

 

Эти слова содержатся в собрании глиняных табличек, известных как «Амарнские письмена», — настоящего кладезя дипломатической переписки фараона Египта с другими правителями региона и со своими наместниками, в том числе находящимися в Восточном Средиземноморье. Артефакт, датированный 1375 годом до н.э. обнаружили в конце XIX века. Как раз в эпоху позднего бронзового века (XV-XI вв. до н.э.), Энкоми была центром торговли медью, — основного источника богатства острова.

Среди различных предметов из бронзы, найденных там были обнаружены миниатюрные модели колесниц, тронов, столов, подставки под крупные сосуды и т.д. Эти предметы имеют практически ювелирную проработку деталей и не могут не восхищать уровнем исполнения и реалистичностью. Бронзовые шпильки с круглыми навершиями из люстра (имитация перламутра) так же относятся к этому периоду. Из Калавасоса и Пилы, XII в. до н.э. происходят человеческие (стоящие и сидящие), а также зооморфные фигурки, выполненные довольно схематично. А в раскопах на месте селения Маа, того же XII в. до н.э. нашли древние бронзовые весы и гири к ним.

К тому же, во многих музейных собраниях Кипра и других стран можно видеть наконечники копий, стрелы из бронзы, ножи, инструменты земледельцев, гвозди и т.д. (все периода поздней бронзы).

В царских гробницах Саламина, что существовал в непосредственной близи от Энкоми, так же обнаружили великолепные образцы изделий из бронзы: изящное ложе, украшенное инкрустацией из слоновой кости и цветного стекла; два трона и бронзовый котел, установленный на железный треножник и декорированный по краю бюстами четырех сирен и восемью грифонами.

Экспонаты Кипрского Археологического Музея в Никосии

...Пришло время Железа (1050-475 гг. до н.э.) и после разрушения некогда процветающих городов Кипра в ходе природных катаклизмов наступили иные времена. Около 900 года до н.э. на остров пришли финикийцы, основав сильное государство с центром в Китионе (ныне современная Ларнака). Затем здесь появились ассирийцы, от них на острове оставалась знаменитая стела Саргона II (ныне в Берлинском музее).

VIII-VII вв. до н.э. считаются золотой эпохой для острова. Ассирийцев сменили египтяне, а их в свою очередь — персы. Все они привносили в местную культуру часть своей (как материальной, так и духовной).

Стоит отметить, что большинство произведений мелкой пластики из бронзы относятся к периоду от архаики (VII-V вв. до н.э.) до классики, достигшей своего расцвета в 400-325 гг. до н.э.

Статуя Септимия Севера, Кипрский Археологический музей, Никосия, Кипр

Наступает греко-римский период (50 г. до н.э. – 395 г.), а с ним приходит и время расцвета бронзовой скульптуры (которая, наряду с мраморными изваяниями, появились здесь в изобилии). Вот, например, знаменитейшая бронзовая статуя Септимия Севера, римского императора (193-211 гг. н.э.), является монументальным (выше человеческого роста) произведением искусства тех лет, выполненным из бронзы, а с ее обретением связана интересная история. На Кипре, как и во многих других римских провинциях широко распространился культ императора, которого почитали наряду с местным пантеоном. Изначально, как считают исследователи, император держал в руках копье и щит.

В 1928 году статуя была обнаружена крестьянином, работавшим в поле недалеко от Китреи, и в дальнейшем к музейщикам она поступила изрядно пострадавшей... не столько от времени, сколько от рук того же селянина, который пытался добраться до «сокровищ» внутри нее.

Очень выразительна и реалистична так же знаменитая бронзовая голова Зевса Аммона (имеющая вставные «глаза» и другие элементы из серебра, 300-200 гг. до н.э.).

-

Помимо скульптуры и предметов роскоши на Кипре металлы шли и на другие нужды (издавна умели работать с металлами и в других областях жизни сообщества).

При смене правителей-иноземцев приходили на остров новые реалии и веяния: это прекрасно прослеживается в развитии денежных знаков.

Чеканка монет

Скажем и о ней несколько слов. В разные эпохи, благодаря выгодному географическому положению, Кипр постоянно оказывался включенным в сферу интенсивных экономических процессов в регионе. Все многочисленные захватчики и правители (ассирийцы, египтяне, персы, римляне, франки, византийцы, венецианцы, турки и британцы) стремились использовать остров как центр торговли с другими странами. Эти процессы, отразившиеся в кипрской нумизматике можно прекрасно изучить, побывав в экспозиции Музея нумизматики при Культурном фонде Банка Кипра.

А если вкратце, то дело обстояло так. Еще во времена персов на Кипре чеканились персидские серебряные монеты, а уже в VI в. до н.э. царь Саламина Эвельфонт (560-525 гг. до н.э.), добившись политико-экономической самостоятельности, начал чеканку собственной монеты: они встречаются, например, в древних кладах, обнаруженных в Египте и на Ближнем Востоке. Другой царь, Эвагор I (411-373 гг. до н.э.) — первый правитель острова, при котором появились деньги из золота: монеты имели изображение Геракла и надписи на кипрском диалекте. Позднее собственные деньги появлялись и в других царствах Кипра: в Пафосе, Китионе, Амафунте, Марионе, Соли, Лапитосе, Тамасосе, Курионе и Идалионе. Историки отмечают: древние полисы Кипра значительно опередили в этом Финикию и Киликию.

Став же союзниками Александра Македонского, кипрские цари лишь изредка изготавливали собственные деньги, поскольку местные монетные дворы находились под контролем наместников Александра и чеканили его монеты. Позже Кипр перешел под власть Птолемея I, и его денежная система подчинилась новой политике: для производства чужих монет шли металлы из местных копей. Монеты того периода имели на аверсе изображение самого Птолемея I, а на реверсе — орла с эгидой Зевса.

Во времена Римской империи остров превратился в римскую провинцию, приняв соответственно и ее денежную систему.

С 330 года на Кипре наступает византийский период. Деньги, имевшие хождение на острове, происходили из монетных дворов Константинополя и других городов, кроме тех монет, что чеканились на острове в VII в.

В 1191 году английский король Ричард Львиное Сердце пришел на остров, захватил его и позднее продал сначала ордену тамплиеров, а затем низверженному королю Иерусалима Гвидо де Лузиньяну, основателю династии франкских правителей. В этот период (вплоть до1284 гг.) монеты чеканились выпуклой округлой формы.

При Генрихе II (1284-1324 гг.) появляется новая серебряная монета — гроссо, которая оставаясь официальной денежной единицей королевства вплоть до конца правления династии Лузиньянов: монеты с рыцарской «тематикой» (кресты, аллегорические фигуры и т.д.). Чеканка монет находилась в ведении короля, а по стране было разрешено хождение только местным дензнакам. При попадании иностранные деньги, их просто переплавляли в местную «валюту».

Выпуск последних денежных знаков королевства Лузиньянов (1474-78 гг.) пришелся на правление Екатерины Корнаро (до нашего времени дошли в основном свинцовые монеты). Позднее, когда Корнаро вынужденно передала остров под власть Венеции, чеканка денег на Кипре прекратилась: не возобновлялась она и при турках, и британцах.

Первые собственные дензнаки после длительного перерыва появились в Республике Кипр только в 1963 г.: кипрский фунт был того же достоинства, что и британский, однако имел собственную эмблематику. Национальная валюта была в обращении вплоть до конца 2007 г. (при том, что на оккупированном севере его заменили на турецкую лиру). Переход на евро произошёл на Кипре 1 января 2008.

Изделия кипрских медников

В наши дни, как и в далекие времена, ремесленник «медного острова» ритмично чеканя, создает из листового металла сосуды, котлы и блюда, форма и декор которых нередко скопированы с античных образцов, либо несут изображения, происходящие из древних мозаик или фресок... блестящие боками из полированного красного металла либо матово-серебристые, с медными заклепками и самой разной формы: с округлым туловом, с носиком, либо с длинной «шеей», — всю эту утварь можно и сегодня найти, если не на городских рынках, то в мастерских и на деревенских ярмарках.

Интересно, но и сегодня по-прежнему востребовано мастерство медников: не всегда для практических, но скорее эстетических целей, делают киприоты многочисленные заказы. А как не вспомнить «культовый» для каждого жителя острова предмет — тонкой, почти ювелирной работы «мбрики» — кофеварку, которые широко доступны к продаже, как в мастерских, так и в сувенирных магазинах острова.

А в древности самыми распространенными видами домашней утвари из меди и сплавов были блюда и кувшины, — их и сегодня можно встретить в массе в музейных собраниях. В Средневековье, бронза широко использовалась для изготовления различных вещей.

Османский период (1571-1878 гг.) привносит восточные влияния, хотя жизнь и быт простых обывателей менялись не так заметно, как представителей высших и зажиточных слоев [1], имевших возможность получать образование за рубежом или открывать там свое дело. Как и встарь базары концентрируют вокруг себя жизнь ремесленников, крестьян и домохозяек: традиционная домашняя утварь, и изделия, которые сегодня можно видеть, например, в Муниципальном музее Левентис не могут не привлечь к себе нашего внимания. Так появляются тонкой работы светильники, различные флаконы, и т.д. покрытые узорной вязью чеканки, чернью, позолотой и инкрустациями.

Поскольку медь приобретает большую пластичность после последовательного нагрева и затем погружения в холодную воду, она с самого начала была важным материалом для изготовления необходимой посуды. Ведь те же котлы для дистилляции зивании также изготавливались из меди; а также кастрюли, подносы, ведра, церковные предметы и др.

Будучи нередко сильно потравленные и имеющие значительные утраты, сегодня они — экспонаты, лежащие за стеклами витрин: местами грубо «залатанные» свинцовыми клепками (Замок в Лимассоле, Музей фольклора в Лимассоле, краеведческий музей в Стени и др.).

А иногда старинные и редкие изделия медников прошлого можно встретить (причем, и в очень неплохом состоянии) в интерьерах некоторых старинных, по-прежнему обитаемых домов.

Экспонаты дома-музея Хаджигеоргакиса Корнесиоса, Этнографический музей в Никосии, Кипр

Наверное, вам интересно: а что же сегодня, добывают ли медь на Кипре в наши дни? Что ж, единственный и до сих пор действующий медный рудник Скуриотисса на острове находится в деревне Катидата, что в 56 км от Никосии.

Через деревню протекают две реки — Каркотис и Сетрахос, от которых она получила в Средневековье свое название (в оригинальном звучании «Каттидата», означает: стремящиеся вниз потоки). Её главная достопримечательность — церковь, посвященная Святому Иоанну Богослову, была построена в 1870 году на основе остатков более старой церкви.

Местный медный рудник разрабатывался еще с античности (о нем сохранились упоминания, датируемые римским периодом). При этом вплоть до нашего времени он остается самым крупным на острове и одним из древнейших в мире! В непосредственной близости от него находится интересный, посвященный рудному делу музей: по непроверенным данным, периодически закрытый.

В начале ХХ века в истории рудника открыли новую страницу... Кипрская Корпорация рудников (The Cyprus Mines Corporation) изначально, была американской горнодобывающей компанией, базирующейся на Кипре. Ее президент Чарльз Г. Гантер в 1914 году приступил к активным разработкам в районе Скуриотисса, после того, как узнал из древних источников, что остров исторически был богат медью [2]; его же вдохновили сохранившееся с древнеримского периода горы отработанного шлака, наблюдаемые в окрестностях. Таким образом, с 1916 года и вплоть до начала 1970-х годов рудник находился в собственности семейства полковника Сили У. Мадд и горного инженера Филиппа Вайсмана. Позднее рудник был продан компании Amoco.

Изначально шахтам приходилось что называется «выживать», однако со временем добыча руды начала приносить хорошие деньги. На работу наняли большой штат рабочих из турок- и греков-киприотов. Так поселение Скуриотисса превратилось в настоящий центр шахтеров: многие работники вместе с семьями переехали туда, где для них выстроили современный по прежним меркам городок. Сили Харви Мадд заявлял: опыт, накопленный за время существования местной корпорации, оказал значительное влияние на возникновение настоящего бума в научных исследованиях в подведомственном ему инженерном училище. А на деле медь, добываемая киприотами в своих шахтах, по решению ушлых дельцов, прямиком шла в нацистскую Германию для производства вооружения, вплоть до начала Второй Мировой войны. Владельцы, впоследствии не отрицавшие этого факта, настаивали, что прекращение сотрудничества с нацистами, могло бы негативно повлиять не только на ситуацию с шахтами, но и пошатнуть экономику Кипра, — так вот все «удачно» совпало для ведения бизнеса.

В 1948 году на руднике прошли несколько длительных забастовок, организованных Всекипрской Федерацией труда и турко-кипрскими профсоюзами. Причиной их стал низкий уровень оплаты труда рабочих, несмотря на все прибыли, на которую шахтерам было трудно содержать свои семьи — почти 2 тысячи человек. По состоянию на 1955 год медные рудники компании экспортировали почти 1 млн. тонн меди в год. Ситуация резко изменилась после турецкого вторжения на Кипр в 1974 году, когда часть рудников компании (например, шахта Мавровуни) осталась по другую сторону «зеленой линии».

В настоящее время действующая шахта, как и увеличившиеся с недавнего времени свалки отходов и шлака в окрестностях, представляют большую обеспокоенность как для экологов, так и для местных фермеров, занимающихся выращиванием цитрусовых: селяне утверждают, что урожайность цитрусовых снижается в результате попадания на плантации пыли и содержания высокого уровня тяжелых металлов во фруктах, а также наблюдается снижение размеров и качества плодов.

Изготовление ножей — традиционное ремесло Лапитоса

Искусство местного изготовления ножей было местной гордостью: широко известное за рубежом (мастера имели клиентов из многих стран) и передаваемое веками из поколения в поколение, оно процветало здесь, вплоть до катастрофы 1974 года.

Лапитийские ножи, очень острые и имевшие характерную заостренную форму, особенно карманные славились с давних времен. Особенно они были востребованы у мясников по всему острову, ценились из-за прочности стали. Кстати, представители многих других профессий имели их в обращении: фермеры, садовники, охотники, мастеровые и работники контор в городах, — все одинаково любили за легкость и высокое качество.

Интересно, но карманные перочинные ножики из Лапитоса вообще были «неотъемлемым» аксессуаром мужчин-киприотов вплоть до недавнего прошлого. А еще более любопытно, что и дамам всех сословий была не чужда эта страсть! Для чего — стоило бы узнать!

Лапитийские ножи изготавливались из качественной стали и имели разную форму, в зависимости от назначения: они делались длинными, широкими, изогнутыми и заостренными. Рукоятка вырезалась из дерева, рога быка, барана или козла.

Лезвие карманного перочинного ножа закрывалось внутрь ручки, с оборотной стороны которой было отверстие для подвешивания его на пояс брюк или чтобы прикрепить к ручному тканному мешку пастуха.

Многие «пользователи» любили вырезать свои имена или любой другой узор на деревянной или роговой ручке своих карманных ножей, добавляя им индивидуальности.

Кузнечное дело

Тот же Лапитос был местом, где изготовлялись всех видов весы, отвесы, безмены, множество гирь... а еще и ружья. В каждом квартале можно было найти своего кузнеца. Каждый из них умел не только делать различные инструменты, но и был местным «ювелиром».

Кузнецы производили невероятно большой ассортимент продукции. Как, например, инструменты для сельского хозяйства: мотыги, кирки, плуги, серпы, лопаты; скобяные изделия: подковы и гвозди, перила, замки, задвижки на окна и замки на двери и ворота; церковная и домашняя утварь и рабочие инструменты: храмовые кресты, кованые ворота и лестницы, сосуды, котлы, сита, мангалы, масляные лампы, зубила.

Деревенские умельцы так же широко производили аксессуары и ножницы для портных и обивщиков, брадобреев и парикмахеров; якоря для рыбачьих лодок.

Лапитийские кузнецы славились изготовлением различных видов оружия: ружья, служебное (воинское) оружие, кинжалы, сабли и пистолеты.

Более того, местное оружейное производство было известно с давних времен, когда именно это умение здесь возникло, сказать сегодня трудно, однако в начале XIX века искусство оружейников деревни процветало.

Исторический факт: Константин Канарис, знаменитый греческий адмирал и герой национальной войны за независимость в 1821 году пошел на военную хитрость: встав на якорь в лагуне Аспровриси, недалеко от Лапитоса, он официально заявил турецким властям Кипра, что цель его визита — предать земле тела моряков с военного корабля, застреленных турками. На самом деле он заполнил привезенные пустые гробы лапитийскими винтовками и мечами, которые принесли много пользы в борьбе греков против Османов (1821-29 гг.).

Больше о Лапитосе и его традициях см. здесь: www.lapithos.org.cy.

Наш мастер-класс

Мне вдруг подумалось: что-то давно мы не предлагали вам интересных занятий. Давайте попробуем сегодня сделать что-нибудь своими руками из листа меди или плотной фольги (ведь в древности мягкое чистое золото было подобно фольге), ... так сказать, по следам древних чеканщиков, если наш рассказ вас вдохновил.

Причем, подобный сувенир интересно будет изготовить как детям, так и взрослым.

Чеканка и тиснение

Понадобится:

  1. Лист фольги: вы можете купить уже готовую плотную фольгу (так проще и безопаснее для малышей), а можете использовать, алюминиевую банку из-под колы.
  2. Подложка: толстый картон либо резиновый, пластиковый или фетровый коврик. Так наш лист фольги не продавится и не деформируется при работе с инструментом. Важно помнить: чем жестче фольга, тем мягче должна быть подложка, а вот для тонкого листа требуется более прочная основа.
  3. Инструмент: палочка с заостренным концом, лучше выбрать для начала рукоятку от небольшой кисточки либо палочку для суши.
  4. Рисунок: абсолютно любой.
  5. Ножницы.
  6. Линейка.

Положите фольгу на подложку лицевой стороной вниз: ведь рисунок на готовом изделии получается с оборота — «как в зеркале». Переводим картинку: наложите ее сверху и проведите палочкой с нажимом по контуру; либо перерисуйте узор маркером сразу на фольгу и «продавливайте» контур палочкой. Самое главное помнить: работать надо аккуратно, чтобы не порвать лист фольги.

Сделайте по желанию и рамку: по линейке начертите палочкой линию, сделав небольшой отступ от краев.

Получившееся рельефное изображение можно дополнительно художественно обработать: например, добавив кое-где цвета на выпуклые части (скажем, сделать яркими «лепестки цветка» или расписать «крылья быбочки», оттенить «чешую золотой рыбки» или «глаза щенка»). Готовое изделие можно вставить в рамку с подложкой-задником из картона, загнув края листа фольги вокруг него.

-

А теперь — более серьезное задание, для «взрослых»... Готовы?

Возьмемся за чеканку по листу меди. Нам вполне по плечу этот технологический процесс, очень популярный и сегодня. Приятно осознавать, что твоя работа, какой бы простенькой поначалу ни была, все равно — эксклюзив и хендмейд!

Основные инструменты чеканщика, как и встарь, — молоток и чекан. В качестве основы кроме красной меди подойдут: латунь, алюминий, никель (в сплаве с медью: мельхиор и нейзильбер) и оцинкованное железо (для более «брутальных» творений). Их покупают либо в магазинах для творчества, либо в торговых центрах типа «Леруа Мерлен», ну или на строительных рынках (кровельная медь и железо).

Принцип, кстати, тот же, что и в работе с фольгой: все действия производятся с использованием подложки: нам понадобится кусок дерева (поперечный срез: береза, дуб, липа).

Далее, оцените толщину вашего листа: если он довольно тонок, то поверх деревянной подложки положите кусок войлока или резины. Для создания больших панно (размером более 50см2) мастера советуют запастись и мешочком из брезента, набитым мелким песком; а для миниатюрных изделий профи имеют свинцовую плиту, позволяющую добиться тонкости проработки линий и штрихов изображения.

Для начала стоит разобраться: будем ли мы делать чеканку высокого (с эффектом 3D) или незначительного рельефа (ажурный декор со сквозной просечкой).

Как вариант, можно для начала попробовать свои силы и на чеканке домашней утвари или взяв ненужную жестяную банку от чая или кофе. Здесь работать чуть проще: прочно закрепите «объект», нанося карандашом рисунок. Выберите металлический предмет с неострым концом для будущего «чекана», а также подготовьте молоток (вес около 200г). Легкими ударами по чекану нанесите контур вашего рисунка, после этого — заполняйте фон мелкими «точками», сделанными более «легким движением руки».

Хотите заняться чеканкой всерьез? Тогда стоит приобрести профессиональный набор:

  • канфарник (чекан),
  • сечка (так же чекан, но острый — для сквозного узора),
  • расходник — «отвертка»,
  • лощатники (для лощения и выравнивания основы панно).

Так же не обойтись без фиксаторов, грузов, тисков и киянок — деревянных молотков.

-

Теперь расскажем, как чеканить медь «по листу».

Некоторые мастера предварительно нагревают медь: так лист проявляет больше пластичности. Другие, экспериментируя с художественными свойствами материала, вообще обжигают медные листы, добиваясь появления «абстрактного» черненого узора на поверхности.

Итак, имея перед собой лист меди и рисунок на бумаге, требуется сначала перевести узор на медь: возьмите кусочек пластилина и «накатывайте» его по поверхности металла (этот «жирный слой» поможет легкому скольжению инструмента). Затем кладете копирку, а на нее — лист с рисунком, обводите. Поверх рисунка работайте чеканом, так же по контуру.

Совет от профи: приобретите в дальнейшем столик на поворотном устройстве, чтобы не бегать кругами, когда замахнетесь на масштабный шедевр.

Потом, как мы уже говорили, заполняете фон, слегка простукивая по чекану.

Нюанс: чтобы сделать кованые фоны побыстрее и уделить все свое внимание художественной пробаботке основных деталей, умельцы старой школы даже собирают собственной конструкции станки — по типу «швейной машины» (их, например, повсеместно использовали при работе советские мастера, ведь еще 25-30 лет назад, как многие помнят, в СССР «чеканили все и везде» и было очень модно иметь в интерьере своего дома чеканные «картины», выполненные умельцами из России, Грузии, Азербайджана и других республик).

Не забывайте «вытягивать» основной узор на общем фоне: после выполнения всех контурных линий, учитывая пластичность вашего металла.

Можно сразу «поместить» ваше будущее панно в рамку: обвести ее по линейке, отступив от края 0,5-1 см (специальный инструмент «с колесиком с зубчиками» вам в помощь). Рамка получается очень рельефной с оборота, ее фон можно оставить как есть, а можно прочеканить другим чеканом.

Вообще почаще переворачивайте ваше произведение, чтобы иметь представление, каким оно получается и где требуется поработать больше.

Завершенную работу можно покрыть лаком.

 

До новых встреч!


[1] Подобное, как нельзя лучше, иллюстрирует не только собрание Музея-усадьбы Хаджигеоргакиса Корнесиоса в Никосии, но и сама история семейства драгомана.

[2] Наряду с медным рудником Скуриотисса, в прошлые годы были сделаны разработки в районах: Тамассос, Камбиа, Калавасос и Лимни.
Всего более 30 месторождений меди были сосредоточены там. К тому же, несколько изолированных месторождений обнаружили на окрестностях Мангалени ( Лимассол), Трулли (Ларнака), Пера Васа (Пафос) и Вретция (Пафос).