Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Этнографический музей в Никосии. Дом Хаджигеоргакиса Корнесиоса: под властью рока или рок власти
Этнографический музей в Никосии
Дом Хаджигеоргакиса Корнесиоса: под властью рока или рок власти
3980
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
Фото: Дарья Саульская
09.10.2016

Особняк, выстроенный в XVIII в. с ансамблем дворовых построек, что находится на пересечении ул. Патриарха Григориу и Хаджигеоргаки в Старом городе, является одним из важнейших среди сохранившихся в Никосии памятников городской архитектуры.

Любопытно, что австрийскому эрцгерцогу Луису Сальвадору, посетившему Никосию в 1873 году, город предстал этаким смешением культур: греческой, турецкой, армянской, представители которых хотя и «враждовали» нередко между собой, но их всех объединяла любовь к стране, которую те считали своей родиной.

Это здание интересно не только благодаря особенностям архитектурного стиля и внутреннего убранства, но и тем, какую роль в истории Кипра оно сыграло в свое время... История его настолько захватывающа, что мы должны остановиться на ней прежде, чем посетим сами это место.

Открывая дверь в прошлое...

Когда-то здесь была резиденция драгомана Хаджигеоргакиса Корнесиоса, родившегося в Криту Терра (предместье Пафоса). Высокой должности драгомана при правлении Османской империи удостаивались только высокообразованные люди. Их обязанности не ограничивались функциями официального переводчика султана, в них входили так же налоговые и административные вопросы, контакты с высшим духовенством. Согласно данным, Корнесиос, в целом, пользовался уважением народа и священнослужителей: ведь благодаря его посредничеству с Кипра был изгнан наместник-тиран Хаджибакки. Турки так же оценили его и в 1796 году указом султана Селима III титул драгомана стал для него пожизненным... но недолгим. Спустя всего несколько лет драгомана казнили.

Из произведения неизвестного кипрского поэта на казнь политического деятеля видно, что при жизни будучи богатым человеком и патриотом, при поддержке своей супруги Марудьи Павлиди (племянницы архиепископа Хрисанфа) драгоман старался трудиться на благо своего народа и укрепление позиций Кипрской Церкви.

Разумеется, возвышение и популярность у народа драгомана и архиепископа стало вызывать неприязнь и подозрительность турецких властей, которые будучи захватчиками Кипра, начали чувствовать себя здесь все более некомфортно. К тому же вскоре, в 1804 году случился народный бунт, когда недовольство другой части населения, роптавшего под гнетом налогов, взимаемых под наблюдением драгомана, вылилось в мятеж и погром в доме Хаджигеоргакиса. «Подлил масла в огонь» и посол Франции на Кипре Реньо, по мнению которого киприот был русофилом, а по тем временам это означало — врагом Франции. Так или иначе, семье драгомана пришлось спешно бежать и не куда-то, а в Константинополь (Стамбул). Тем временем назначенный опальным драгоманом «заместитель» Николас Николаиду сразу же и самозабвенно принялся сотрудничать с турецкими властями, всласть используя свое новое положение для наживы и обогащения, всячески притесняя собственный народ. Именно он в дальнейшем и сыграл роковую роль в судьбе своего предшественника и бывшего «шефа»: боясь ответа перед драгоманом, которому в 1807 году позволили вернуться на родину, Николаидис предательски сочиняет вместе с Хасаном-ага донос. По указу Высокой Порты все счета Хаджигеоргакиса за 20 лет были подвергнуты проверке, а драгомана должны были арестовать. Корнесиос узнав о том, вновь покидает страну и едет в Константинополь, стремясь доказать свою невиновность. Его демарш имел печальный конец: в марте 1809 года, несмотря на все попытки послов Великобритании и Российской империи вмешаться и защитить его, драгоман был казнен по приказу нового великого визиря Юсуфа Зия, люто ненавидящего Корнесиоса.

Вы спросите, а что же стало с его семьей и домом? После казни все имущество драгомана было конфисковано, а семейство брошено в застенки на долгие годы. Городской дом был куплен турчанкой Хатидже Ханум Магнишали за 13.000 курушей (денежная единица Турции, а вот первый куруш был отчеканен в 1687 г., при султане Сулеймане II, для замены европейских монет).

Однако в 1830 году из Константинополя возвращается младший сын казненного Янгос Челепис, который выкупает отчий дом, получив взаймы от архиепископа необходимую сумму. Здесь он поселился со своей супругой Юлианой Водичано и прожил до 1874 г. После его смерти, вдова перебралась жить к своей племяннице Урании Захариаду-Экономиди, которую она когда-то удочерила.

В последующие годы дом со всеми надворными постройками достался четырем дочерям Урании: после смерти последней из них, Иулии Пики в 1979 году, согласно ее совместному завещанию вместе с сестрой Анной Димитриаду, принадлежавшая им часть наследства (вместе с обстановкой) отходила Архиепископии Кипра. Оставшаяся часть наследства была приобретена у других наследников Департаментом древностей.

Уже в 1935 году при жизни наследников городской дом Корнесиоса получил статус памятника древности. В 1981-1987 гг. на территории были проведены реставрационные работы, после чего он получил награду Europa Nostra (Федерации по продвижению культурного наследия и традиций), став по сути, музеем городского быта зажиточного сословия Кипра и Никосии, в частности.

Сегодня история как семьи его владельцев, так и страны в целом нашла отражение в интересной, хотя и довольно хаотичной экспозиции. Войдя с улицы, на которую глядят только каменные стены с маленькими, забранными деревянными решетками, оконцами, вы обнаружите настоящую городскую усадьбу: с главным домом, флигелями и остатками дворовых построек, с фруктовым садом и резервуаром для воды.

Мы же пришли «в гости» к драгоману и его домочадцам, и тихо пройдемся по их дому и территории, стараясь не нарушить покоя старых стен и представить уклад бывших владельцев.

Дом-музей

Над главным входом высечена монограмма Хаджигеоргакиса и «1793» — дата завершения строительства особняка, П-образного в плане, который возводили из тесаного известняка на месте прежнего, меньших размеров.

Здесь действительно есть что посмотреть, а продолжающиеся реставрационные и выставочные работы позволяют предположить, что экспозиция да и сам музей будут усовершенствованы, и посетитель кроме любопытной и увлекательной прогулки по старинному городскому дому, сможет самостоятельно пополнить свои знания о культуре и историческом прошлом Кипра.

Сразу поднимаемся по деревянной лестнице в залы экспозиции, занимающей жилую часть дома — его верхний этаж.

Справка: традиционно нижние этажи городских усадеб здесь, как и во многих культурах, занимали подсобные хозяйственные помещения, склады, могли быть конюшни и комнаты для прислуги и прочее.

Холл верхнего этажа поражает своими размерами: это, по сути, парадная приемная. Сегодня здесь представлен гарнитур старинной мебели: круглый стол с мраморной столешницей (на ней стоит восточный чайный сервиз из серебра) и креслами, поставцы и горки.

Эркер позади стрельчатого арочного перекрытия (остаток прежнего здания) носит отпечаток ориентального влияния: имитация дворцовой диванной. Убранство комнат в левом крыле здания относится, по преимуществу, к эпохе правления британцев: конец XIX – середина XX вв. Видимо, решили все сохранить и представить приближенным к тому, каким этот дом был передан в дар государству последними отпрысками династии драгомана Хаджигеоргакиса. А вот предметы прикладного искусства в витринах и в открытом доступе относятся и к более ранним эпохам: начиная с XVI-XVII вв.

Итак, налево и направо от входа идут длинные коридоры, за деревянными дверями которых, окрашенными в традиционный для Кипра синий цвет, находятся покои бывших хозяев, а так же внутренняя лестница, ведущая на задний двор поместья.

Каждая из комнат имеет свой цвет. Зайдем и рассмотрим подробно, что же находится в них. Композиционно — спальни и будуары находились в левой части этажа, женской (если следовать античному взгляду на планировку), поэтому здесь и постарались сохранить именно жилую атмосферу ), в правой — традиционно мужской, были как мы увидим парадная зала для приемов высоких гостей из среды турецких наместников и чиновников («андрон» — главное помещение, как в древности), а значит, здесь же могли быть кабинет и другие помещения хозяина дома и главы семьи. В наши дни именно в правой части выстроена (а так же находится на стадии дальнейшей разработки) экспозиция по истории Кипра, его материальной культуре конца XVI - XVII в. и Османского правления, в целом.

Сразу от лестницы налево — «красная» спальня с двумя латунными кроватями под балдахинами, комодом и гардеробами первой трети XX в. Как сказано на табличке: мебель в этой спальне — дар Друзей Музея Кипра. Один из шкафов открыт и здесь можно увидеть образцы рукоделия или приданного прошлых лет: вышитые и декорированные ручным кружевом сорочки, предметы постельного белья и т.д. Окна защищены резной деревянной решеткой и располагаются двумя ярусами.

Следующая — компактная синяя столовая-буфетная, где в витринах выставлено зеленое столовое стекло — оригинальный сервиз из Дамаска: «жгутовое» выдувное стекло, напоминающее гончарные изделия, и популярное в конце XIX - начале XX в. Здесь так же привлекает внимание антикварная ваза с элементами персидской живописи (влияние иранского искусства миниатюр). Здесь же висят портреты обеих сестер — последних хозяек исторического «поместья»: Иулии Пики и Анны Димитриаду.

Мы идем дальше, к «зеленой комнате» — это уже музейный зал. Сейчас здесь представлены распространенные в ту эпоху подвески, стилизованный крест со вставками цветного стекла, имитирующего драгоценные камни. А так же массивные фибулы (застежки и пряжки поясные: серебряные, чеканной работы, с позолотой и финифтью). Наиболее выделяется пряжка с изображением Св. Георгия, выполненная резьбой по перламутру — очень редкая и тонкая работа. А в горизонтальных витринах вы можете видеть браслеты, складни, кресты. Стоит вспомнить, что к XVII-XIX вв. относится расцвет ювелирного искусства Кипра, а Никосия тогда была центром ювелиров.

По неведомой нам задумке устроителей, в этом же «зале» поместили образцы утвари из бронзы, местами грубо «залатанной» свинцовыми клепками: блюда и кувшины, сильно потравленные и имеющие значительные утраты. Здесь же — образцы декоративного искусства XVIII-XIX вв., созданные под влиянием исламского искусства либо в самой Турции, и коллекция курительных трубок.

Выставка нумизматики (золотые и серебряные монеты с изображением Султана Абдул Межида, 1839- 1861 гг.) и городской женский костюм с головной шалью (ее традиционно носили «капюшоном», подворачивая углы внутрь), при этом бархатный жакет с расклешенными рукавами. Поверх юбки расшитой цветами, надет шелковый пояс с пряжкой.

Далее мы попадаем в «белую залу». В ней — образцы религиозного искусства (царские врата со сценой Вознесения и святыми Василиосом, Хрисостомосом, Григориосом и Спиридоном, вторая половина XIX в.) и свадебные дары молодоженам: серебряные чаши, колье (бывшая владелица — Иулия Пики), итальянский кофейный сервиз, великолепной чеканной работы серебряный поднос с позолотой; а также восточный складной чайный столик с инкрустациями и резьбой.

В коридоре в правом крыле — живописный портрет Константиноса Захариадиса (работа Е. Иоаннидиса), брата Урании Захариаду, жившей последней в этом крыле.

Рядом комната с небольшой выставкой, посвященной городской архитектуре прошлого: образцы деревянного резного убранства интерьеров, происходящих как из самого Дома, так и из других зажиточных городских усадеб Кипра (потолочная панель, очень декоративно решенные окончания несущих балок и фрагменты створки ворот: их декор сочетает включение красных гранатов в сложную геометрическую композицию основного узора). Как сказано в экспликации: подобные произведения резьбы по дереву дополнительно украшались поверх высокого рельефа еще и накладным золотом и расписывались. Предположительно, они свидетельствуют о продолжении Византийской традиции в прикладном искусстве.

Центр Музея и ядро экспозиции представляет очень зрелищный фрагмент — восточная диванная в правом крыле. Убранство этой гостиной для приема высоких гостей из среды представителей турецких властей на острове выполнено в насыщенных темно-зеленых, охристых и красных тонах. Стены и потолок отделаны деревянными панелями с росписью и позолотой, на полу — огромный восточный ковер. На противоположной от оттоманок стене — встроенные шкафы с гнутой формы дверцами рокайльного орнамента.

На одной из стен — два портрета драгомана в официальном одеянии. На двух других, более поздних портретах — его сын Янгос с женой Юлианой (работа Константиноса Такаджиса, 1851-52 гг.). Это место поражает воображение, что называется, «былой роскошью» и является единственной расписной гостиной на Кипре!

Нюанс: данный интерьер был воспроизведен по сохранившимся описям о «верхнем зале». Один из встроенных шкафов имеет внутри секретную лестницу, ведущую на крышу дома. Все, как у людей!

Обратите внимание: в конце коридора в правом крыле стоят высокие напольные, так называемые, «дедовские» часы XVIII в. английского производства (мастер Иссак Роджерс), расписанные либо местными мастерами, либо ранее по вкусу заказчика цветочным узором с включением портрета знатной дамы в восточном стиле. Интересна их история: изначально часы принадлежали Майклу де Везину, британскому консулу в Алеппо (Сирия) и на Кипре. Позднее их приобрел Зинон Пьеридис, который в 1961 году подарил их в Музей Кипра. Подобного типа часы находятся в церкви Св. Антония, по соседству с особняком драгомана.

А вот и желтый зальчик, — он заполнен образцами каллиграфии, манускриптов — официальных документов эпохи Османской империи. Также значительное место в экспозиции занимают восточные столики (за которыми, видимо, и работали писари эпохи султана Мехмеда VI). Здесь же, на одной из стен графически представлено фамильное древо рода драгомана вплоть до его последних отпрысков.

Нижний этаж, кроме комнаты смотрителя и отдела археологии, — а именно большой зал, — в наши дни используется для проведения выставок, концертов и лекций.

Выйдя во внутренний двор вы, несомненно, увидите не менее увлекательные достопримечательности: неплохо сохранившиеся, а также не дошедшие до наших дней. О вторых можно судить по оставшимся следам: например, жилая постройка на заднем дворе (во времена драгомана она использовалась именно для жилья) — от нее остался только вход, остальное было снесено.

В центре внутреннего двора, окруженный колоннадой первого этажа дома находится источник, отделанный камнем, при нем — небольшой прямоугольный резервуар, куда при бывших владельцах собирали воду... ну а еще раньше он служил кому-то саркофагом.

Проходя на хозяйственную часть двора, налево от входа, можно обнаружить две каменные постройки, ранее служившие кухней, в которой находились очаги для приготовления пищи и выпечки хлебов, а так же дымоход. В продолжение, вдоль стены вполне музеефицированные (с проставленными номерами и обвязанные красной бечевкой) выставлены артефакты еще более ранних эпох: остатки каменных колонн с высеченными на них текстами и изображениями человеческих рук и ног; так же жернова и различные фрагменты древней скульптуры. Здесь находится и античных фриз с абсолютно сбитым с него рельефом: судя по оставшимся фрагментам, это были изображения гонок на колесницах (квадригах). Вы можете обнаружить рядом так же произведения мусульманского искусства, и тоже из камня.

Южнее расположена еще одна постройка, небольшой семейный хаммам (восточная, в данном случае, турецкая баня, название которой происходит от арабского «хам» — жарко): достаточно сырой внутри и состоящий из трех помещений: раздевалка, комната отдыха и соголюк (парная) с курной (мраморной чашей с проточной водой для обливания).

В глубине двора — бывший большой фонтан, а по всей территории двора с садом проложены каналы для орошения.

Итак, мы не только посетили очередной из многих кипрских музеев, обладающий, безусловно, уникальной и яркой экспозицией... Сегодня мы совершили куда более важное путешествие — в прошлое, в быт и традицию, окружавшие людей, когда-то здесь живших, любивших свою семью и родину, и страдавших под гнетом обстоятельств. Великое познается в малом, а история государства — в судьбах его людей.

Адрес: ул. Патриарху Григориу 20, Старый город (Никосия)
Открыт: вторник - пятница 8:30–15:30; суббота 9:30–15:30; воскресенье-понедельник — выходные
Закрыто для посещения: 25–26 декабря, 31 декабря и 1 января, в Пасхальные воскресенья

Вход: 2,5 евро

 

До новых встреч!