Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Краеведческий музей в Афиену: история, искусство, люди
Краеведческий музей в Афиену:
история, искусство, люди
3309
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
08.12.2018

Дыхание древности на каждом шагу, живые, несмотря ни на что, народные традиции, драматизм разделенности и бескрайние хлебородные нивы, — под такое описание деревня Афиену и ее земли подходят как нельзя лучше. Однажды мы побывали и здесь, чем этот край нас встретил и что мы увидели и узнали о нем, читайте в этой статье.
А сегодня мы хотим рассказать вам об удивительном музейном собрании, впечатляющей информативности и актуальности которого могут позавидовать многие, не только кипрские, но и зарубежные музеи и исторические собрания.

Муниципальный музей Афиену имени отца Каллиникоса (The Kallinikeio Municipal Museum of Athienou) был открыт 3 июля 2009 года в здании муниципалитета. Собрание этого state-of-the-art музея освещает историю, культуру и самобытность здешнего региона от поздней бронзы (1600-1050 гг. до н.э.) и вплоть до нашего времени. Свое название Музей получил в честь имени монаха и известного иконописца Каллиникоса Ставровуниотиса (буквально «из Ставровуни»), а также коллекционера икон и дарителя своей родной деревне.

Посетив уже немало кипрских музеев и коллекций, мы с уверенностью можем сказать: Муниципальный музей в Афиену — один из лучших!

А так это или нет вы сможете для себя решить, если пройдетесь вместе с нами по его залам.

Современное здание здешнего муниципалитета впечатляет уже на подходе к нему: его современные конструкции, образуя внутри «много» воздуха, не отвергают, вместе с тем, и традиционную сельскую застройку, очень дружелюбно вписываясь в нее, придавая актуальности и динамики окружению.

Обилие пространства и света в сочетании с нейтральным оформлением, где цветовыми акцентами выделяются экспозиционные «сектора», позволяют неспешно изучать экспозицию, а вместе с ней и историю края, который люди любят и готовы сохранять, передавать знания, опыт и традиции следующим поколениям.

Музей в административном здании занимает пространство двух уровней, где помимо залов открытого плана находятся еще конференц-зал, помещение временных выставок и сувенирный киоск.

Помимо витрин и подробной информации (на греческом и английском языках) вам предложат воспользоваться и услугами аудио-тумб: установленные у знаковых артефактов они «оживляют» экспозицию звуковыми записями, погружающими вас в ту или иную тему или эпоху. Дисплеи позволяют наслаждаться видеорядом...

Наше знакомство с прошлым Афиену начинается с небольших настенных витрин-окон — каждое символизирует отдельную историческую эпоху в керамических изделиях, начиная с поздней бронзы [1] (1600-1050 гг. до н.э.); напротив которых на нескольких дисплеях демонстрируется небольшой документальный фильм о деревне, ее жителях и их традициях.

Что примечательно, в несколько игровой манере и очень символично вы видите первую аудио-тумбу, рядом с которой в виде двух кукол установлена композиция, посвященная главным хранительницам народной и семейной памяти и в рассказах внукам их «передавательницам» ... правильно, бабушкам. На тумбе можно включить звук и польется рассказ... Так ярко, трогательно и неожиданно нас приглашают пройти в основную экспозицию.

В залах представлены несколько крупных коллекций. Они следуют одна за другой.

 

Археологическая (историческая)

Ее составляют сотни предметов, раскрытых на нескольких археологических сайтах, как в самом Афиену, так и в его окрестностях (в основном, из Маллуры, а также более поздние — из местечка Йоркус): керамические сосуды (гончарные изделия времен кипрской архаики, небольшие «флаконы»); погребальная скульптура и мелкая каменная и терракотовая пластика (статуэтки божеств Пана, Артемиды и Афродиты, мужские головы и женские маленькие головки, торсы, раскрашенные фигурки эпохи кипрской классики и других периодов), украшения, светильники и т.д., — от эпохи поздней бронзы и вплоть до позднего эллинистического периода (310-30 гг. до н.э.).

Все эти предметы и произведения искусства красноречиво рассказывают нашим современникам о быте и религиозных верованиях людей, живших в древности.

Древние жители долины Афиену, как следует из находок, которые вы можете видеть в постоянной экспозиции, были воинами и им приходилось принимать участие в сражениях: ведь по преимуществу скульптуры и статуэтки из камня и терракоты являются изображениями воинов, колесниц и всадников (та же эпоха кипрской архаики).

А очень необычные, на мой взгляд, и вместе с тем, очень символичные экспонаты, которые редко увидишь в другом музее: это две каменные большая и рядом с ней маленькая руки, схватившие птичек. Символичность их напрямую связана с царившим здесь когда-то культом загробных верований.

Так, здесь можно встретить и образец кипро-силлабического письма «икретес» (т.е. критского, с Крита): нанесенного острым стеком на оплечье одного из сосудов из белой глины (кипрская классика), обнаруженная в Йоркусе.

Кстати, все археологические экспонаты, выставленные в экспозиции Муниципального музея в Афиену, являются частью коллекции Департамента древностей Кипра, о чем особо отмечено в экспликации.

Мы спускаемся вниз по пандусу (очередное из многих удобство здешнего Музея), вдоль которого можно видеть увеличенную фотографию иконописца отца Каллиникоса за работой, — а это значит, что теперь мы оказались в другом разделе экспозиции.

 

Религиозное (православное) искусство

Невероятно впечатляющая часть экспозиции: уникальные, великолепно выполненные иконы, работы монаха Каллиникоса наряду с образами старых мастеров, как греческих, так и русских (XVII – начала ХХ века, привезенных с Афона и подаренных в Музей самим Каллиникосом [2]).

Причем, по представленным в этом зале иконах легко проследить эволюцию живописного стиля (на становление которого, как мы знаем, оказало сильное влияние обучение у крупного греческого мастера и писателя Фотиса Контоглу (1895-1965 гг.) и в дальнейшем молодой иконописец обращается исключительно к византийской традиции.

Здесь находятся ранние иконы конца 1950-х гг.: «Распятие» (1959 год) , «Панагия Галактрофуса» (Богородица Млекопитательница, 1956г.) и другие — во многом поражает живописная техника: какая-то «современность», созвучность восприятию зрителем присутствует в этих иконах, ранние работы еще очень портретны, объемны. Мастер использует гладкую живопись и яркие цветовые сочетания, работая преимущественно маслом. Изображения находятся в визуальном контакте с нами, как будто пристально вглядываясь, — такие приемы чаще можно встретить в жанре парадного портрета различных времен, нежели в иконописи. Эти ранние произведения иконописца созвучны эстетике Ренессанса.

Затем, к 1960-м – 1970-м годам стиль очень заметно меняется, и мы чувствуем уже близость дыхания Византии: с характерными более плоскостными каноническими изображениями, локальным цветом и использованием золотых фонов, отсутствием живописных переходов и чисто портретной выразительности: «Айос Афанасиос» (1963 г.), «Св. Екатерина» (1976 г.), «Св. Христофор с Младенцем Иисусом» (1978 год). Иконописец уходит от масла, заменив его с той поры яичной темперой: так называются краски, приготовленные на основе желтка яиц и в соединении со слабой кислотой органического происхождения (пиво, молодое вино, раствор уксуса или просто русский квас).

Самой поздней из представленных работ этого мастера стал деревянный складень с тремя иконами: «Пресвятая Богородица с Младенцем», «Св. Николай» и «Иоанн Креститель» (техника: яичная темпера, 2002 года).

Более того, его же рукой были созданы и фрески: некоторые из перенесенных (вероятно, из храмов с оккупированных территорий) и подаренных Каллиникосом находятся здесь же: «Айос Антониос» (1982 г.) и др. 

Вообще, более подробно с биографией отца Каллиникоса можно ознакомиться в статье про Афиену.

Уникальность данного собрания еще и в том, что Каллиникос Ставровуниотис передал в дар Музею так же собственную, если так можно сказать, «коллекцию» антикварных икон русского и греческого письма. Многие происходят с Афона (как правило, они были написаны и освящены в скиту Св. Илии Пророка). Значительная часть икон датируются не позднее, чем началом – первой третью ХХ века (та же икона отца Йоркоса «Млекопитательница» 1904 года или «Айос Николаос», 1916 год, — обе выполнены в стилистике Ренессанса; или «Покров Пресвятой Богородицы», Б/д; «Успение Богородицы» от 1915 года).

Кстати стоит сказать, что как раз «Айос Николаос» — одна из «жемчужин» собрания отца Каллиникоса наряду с такой известной русской иконой, как «Богоматерь Иверская» (1678 г.) стали изображениями для сета юбилейных марок [3] (изданы на двух языках: русском и греческом) в 1996 году. Этот сет был подарен Музею местной жительницей Марией Эвангелу.

Здесь же находится витрина с инструментами, книгами и личными вещами иеромонаха и выдающейся личности: икона-складень «Чудо Георгия о змие» и еще две старинные русские переносные житийные иконы, набор сусального золота, приобретенный либо привезенный отцу Каллиникосу в дар из России, агатовые стеки для разглаживания тонкого золотого слоя на фонах икон, и прочее. В зале рядом с витриной демонстрируется документальный фильм — интервью с самим мастером.

Вернемся к собранию. Это переносные и храмовые иконы, выполненные в разных стилях (в традициях различных школ), есть и информация, а также несколько работ и других местных уроженцев — братьев Джорджа [4] (р. 1956 год) и Алкиса (1957-2014 гг.) Кеполас (они известны созданием многочисленных мозаичных икон и фресками).

Кстати, в стенах Музея сегодня действуют иконописная и мозаичная мастерские, а также образовательный центр для школьников и взрослых [5]: здесь рассказывают и обучают желающих истории и основам искусства, приемам иконописи, золочения будущих икон и прочим премудростям и навыкам. Здесь же проходят и временные выставки.

Ко всему прочему, Музеем на своей территории проводятся конференции и семинары, а также — в сотрудничестве с администрацией Ларнаки — по Афиену и ее окрестностям организуются различные ознакомительные туры.

Теперь мы оказались в экспозиции раздела, посвященного более современной нам истории, событиям в которых принимали участие и ныне живущие жители Афиену, а также их повседневной жизни и праздникам, спорту и прочему.

 

Этнографическая

Она охватывает только ХХ век в Афиену, однако традиционный уклад, сохранявшийся поколениями, позволяет представить жизнь селян и в более далеком прошлом. Экспонаты (одежда, предметы быта, фотографии и т.д.) показывают как люди жили, какими профессиями занимались: «венецианские» кружева, как разновидность рукоделия, отличающаяся от более известных лефкарийских; производство сыров и пекарское дело; а также занятия спортом и местные клубы.

Небольшая часть посвящена и здешнему самоуправлению, а также сектор выделен под мемориальную экспозицию в память о местных уроженцах, отдавших свои жизни в борьбе за независимость от колониального правления и против турецкого нашествия.

Желающие могут так же прослушать аудио-запись на одной из интерактивных установок по каждой из отдельных тематик:

Кружевоплетение

Одним из развитых народных искусств в Афиену в течение столетий было изготовление кружев (по-гречески, «плуми» ploumi; во множественном числе: «плумия») их еще называли «венецианскими», поскольку, согласно традиции, принято считать, что именно венецианцы обучили местных рукодельниц этому искусству (как той же лефкаритике, если помните). Однако здешние кружева-вышивка имеют свои особенности и вы их ни за что не спутаете с теми, что изготавливались в других регионах Кипра.

Сопровождают образцы кружев старые архивные фотографии кружевниц за работой и т.д.

Принцип изготовления был такой же, как и в других местах: кусок ткани (льна) помещался и закреплялся на небольшой подушечке, затем вырезался узор (по принципу известного многим «ришелье»), а его отверстия обшивались и обвязывались игольным кружевом, создаваемым из хлопчатой нити.

Те же плумия, что выплетались мастерицами только с применением нити, без тканной основы, назывались «олоплума» (oloplouma). Разнообразного узора местные кружева служили для изготовления скатертей, украшения покрывал на кровати и т.д.

Известно, что работа здешних кружевниц когда-то приносила неплохой доход: их так же, как и лефкаритику, предприимчивые коммивояжеры — односельчане рукодельниц развозили по другим населенным пунктам на Кипре, везли и за рубеж.

А самым известным и удачливым из них, как говорят, был Сотирис Ставру Местанас (1900-1994 гг.), впоследствие ставший мэром Афиену.

 

Хлеб

Исследователь из Германии Магда Онефалш-Рихтер в своей книге «Greek Customs and Mores in Cyprus» (в переводе с немецкого на английский впервые была опубликована в 1993 г.) отмечала, что «профессиональные пекари находились только в городах. Вместе с тем, многие женщины, преимущественно гречанки-домохозяйки предпочитают печь собственный хлеб.

Эта привычка [распространена] в деревнях, несмотря на то, что владельцы кофеен и бакалейных лавок начали продавать домашний хлеб своим гостям и клиентам».

Итак, уже в XIX веке в Афиену многие семьи имели пекарни, хлеб которых заслужил невероятную популярность по всему Кипру благодаря великолепному качеству выращиваемой здесь пшеницы.

Все ингредиенты: пшеничная мука, вода и дрожжи, — вымешивались в деревянных корытах, затем из полученного теста формировались «караваи» на специальной доске, «санифкья» (sanithkia). Полученные хлеба помещали в формы, в виде больших округлых ячеек, так же вырезанных столяром в длинной деревянной доске «куппосанидо» (koupossanido). Ловко орудуя пекарской лопатой «фурно-фкьяри» (fournofkiari) пекарь помещал(-а) будущую выпечку в округлую сводчатую печь, сложенную из тяжелых глиняных блоков (их вы видели и сами немало по всему Кипру). Готовые горячие и ароматные хлеба вынимали и вновь помещали в ячейки куппосанидо, где оставляли остывать и затем убирали в корзины, подвешиваемые, как мы знаем, к потолку — для лучшей сохранности; либо на полку буфета.

Интересная подробность: в Афиену женщины часто пекли кроме традиционного хлеба еще и так называемые «поксаматкия» (poksamatkia), «кулуракия» (koulourakia) и «клистаркес» (klistarkes) — маленькие сухие либо, наоборот, мягкие хлебцы [6] с кунжутом — их изготавливали круглый год и во многих местах на Кипре, чаще — на Пасху и Рождество, но... как говорится на одном из музейных стендов: именно в этой деревне их пекли в виде кукол.

Сегодня традиционный хлеб есть возможность купить, например, в булочной-пекарне Сергиу (Sergiou Bakeries на ул. Морфу).

 

Сыроделие

В деревне так же изготавливали много сыров. В исследовании той же фрау Онефалш-Рихтер упоминается, что пастухи всегда имели в своем распоряжении больших размеров кувшины для хранения молока овец и коз, ведь это очень скоропортящийся продукт, требующий немедленной обработки. Так в ХХ веке уже многие домовладения в Афиену обладали хорошо оборудованными сыроварнями (как мы видели во дворе Дома-музея отца Каллиникоса), где производили всемирно известный халлуми.

Процесс сыроварения [7] заключался в помещении молока вместе с заквасочной культурой, необходимой для дальнейшей ферментации «питкья» (pithkia) в большой чан «хартзи» (hartzi), где жидкость и вываривалась до загустения. Затем вся субстанция помещалась под пресс, будучи завернутой в тонкую ткань под названием «курукла» (kouroukla).

Еще теплый и нежный халлуми разрезали на куски и вновь, теперь вместе с полученной после прессования жидкостью «норос» (noros) клали в чан. По окончании последующего этапа приготовления сыр обильно посыпался солью с сушеной мятой и отправлялся на хранение в той же самой жидкости, в которой готовился.

Что же касается другого, не менее известного вида сыра — «анари» (твердый соленый либо мягкий несоленый, типа домашнего творога), то он готовился по тому же принципу; как например, и другие, специфические сыры, хорошо известные как современным киприотам, так и гостям острова: желтый твердый «кефалотири» (kefalotyri) и особый сыр, предназначенный для пасхальной выпечки флаунэс (flaounes).

Молоко домашних животных так же широко использовалось (применяют его и сегодня) для приготовления вкуснейших йогуртов или по-гречески «гала оксино» (galaoxino, буквально: «кислое молоко»).

 

Несколько интересных фактов об Афиену и ее жителях, которые стоит почерпнуть в этом Музее:

Спорт

В деревне в течение ХХ века были созданы несколько футбольных клубов. Первым из них стал появившийся в 1933 г. Othellos Sports Club, принимавший участие в играх вплоть до 1968 года и неоднократно становившийся победителем на чемпионатах. Затем этот клуб, игроки которого активно проявляли себя в атлетике, и даже в театральных постановках, вошел в состав Cyprus Football Federation, объединившись с другим — Apollonas Sports Club.  

Позднее возникали и другие, действующие до сих пор спортивные клубы и объединения: AON Sports Club (позднее он назывался Orpheas), а также Golgoi и Proodos.

 

Героика

Местное население Афиену принимало активное участие в национальной борьбе за освобождение, поднятой бойцами ЭОКА [8] (1955-1959 гг.). В экспозиции эта тема традиционно объединена с более поздним периодом в истории острова, но не менее трагичным: 1974 годом. Посетители увидят личные вещи, военную форму, награды и фотографии героев (они были переданы их родственниками).

Так, наряду с именами многих других сражавшихся за свободу героев стоит особенно выделить это имя: Федорос Ставру Фоттирос, герой, погибший 20 июля 1974 года во время сражения, сдерживавшего натиск прибывавших войск турецких оккупантов. Узнать побольше о нем и о других выдающихся личностях — местных уроженцах можно, приехав в Афиену.

 

Молодежная организация

Пять лет назад местная скаутская организация отметила свое 100-летие (существует там с 1913 года).

На одном из стендов вы увидите их знамя с эмблемой и старую форму, а также фотографии юных скаутов, описывающие их увлекательную жизнь: вступление в ряды, походы, парады и даже любительские спектакли.

 

Образование

Афиену всегда заботилась и об образовании подрастающих поколений: в 1978 г. здесь открыли ныне действующую гимназию (в первый год там насчитывалось 15 учителей на 190 учеников), а намного раньше — еще в середине XIX века в деревне уже существовала начальная школа — только для мальчиков, уроки в которых вели священники [9], и только спустя много лет (в 1919 г.) появилась школа для девочек. Затем обе школы объединили в одну, общую.

 

Отдых и торжества

В деревне в течение года, как и раньше, проводятся народные, массовые и религиозные праздники:

«Зеленый Понедельник», предшествующий Великому Посту, как принято, отмечается массовыми пикниками на лоне природы с традиционными запусканиями воздушного змея.

Пасхальные народные игрища и забавы (как например, веселое и шумное перетягивание каната или «шини», забеги в мешках и т.д.; про другие читайте здесь).

22 сентября — начало трехдневного и трехнощного «Панегири» в честь Св. Фоки, святого покровителя Афиену.

В октябре ежегодно проводится Фестиваль хлеба и сыра. Как это проходит можно узнать на примере прошлогоднего (2017 год).

 

Кухня

Будучи одним из мест на острове, знаменитых традиционной кипрской кухней в собственном оригинальном исполнении, Афиену славится в первую очередь своими блюдами из баранины: «клефтико» (kleftiko) и «тавас» (tavas). Обязательно стоит попробовать!

Мы благодарим сотрудников Музея (и конечно же, нашего нового друга Христиану), которые под чутким руководством и по любезной инициативе г-жи Куллы помогали нам в подготовке материала к этой статье и показали много примечательных уголков и достопримечательностей Афиену!

Музейному коллективу мы желаем творческих успехов, неиссякаемого интереса со стороны посетителей и всесторонней поддержки для новых инициатив.

А всех вас приглашаем побывать в этом удивительном, интересном и очень современном Музее!

 

Адрес: ул. Архиепископа Макариоса III 2, Афиену
Открыт: понедельник – пятница, 08:00 – 15:00; по выходным – строго по предварительной договоренности.
В дни госпраздников Музей не работает.

Контакты: +357 24524002, 357 24811370
Email: museum@athienou.org.cy
Сайт: www.athienoumuseum.org.cy

Вход: 2 евро, для участников групп от 10 человек: 1 евро с человека; для детей — бесплатно.

 

До встречи!


[1] Именно к этому историческому периоду относятся самые ранние из обнаруженных в этих краях находки.

[2] Отец Каллиникос был так же учителем современного, известного на Кипре, а также в России, США и в Великобритании иконописца-мозаичиста и нашего хорошего знакомого, Константиноса Христу. Интервью с ним можно почитать здесь.

[3] О кипрских марках и Музее почты читайте здесь.

[4] Подробнее о творчестве мозаичиста и живописца Джорджа Кеполаса можно узнать на его сайте.

[5] Находится в демонстрационном зале, сразу за выставкой икон.

[6] Про кипрский хлеб: о традициях, особенностях и видах изделий, а также о связанных с ним обрядами и о многом другом читайте в нашей статье о Музее хлеба в Лимассоле.

[7] Как вы уже знаете, мы любим давать советы :) Здесь находятся несколько международных рецептов для собственноручного приготовления различных сыров. Просто зайдите вот сюда.

[8] Этой теме и драматическим событиям той эпохи посвящена в Никосии довольно большая экспозиция Музея Национальной борьбы.

[9] Подробнее узнать о системе образования на Кипре времен правления турок Османской империи, а затем и колониальной администрации Великобритании нам поможет экспозиция Музея Панкипрской гимназии в Никосии.