Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Государственная галерея Современного Кипрского искусства в Никосии
Галерея Современного Кипрского искусства в Никосии
1113
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
28.01.2019

«...Искусство всегда было языком визуальной коммуникации между народами, сквозь эпохи. Мечта и духовность, которая исходит от картины, переносят вас в путешествие скрытых чар и поэзии.»
Костас Иоахим (известный кипрский художник, 2012)

Сегодня мы с вами посетим постоянную экспозицию [1] Галереи Кипрского искусства, собрание которой состоит из более чем 400 произведений живописи, графики, скульптуры и керамики, видео-арта и так далее, созданных видными мастерами разных поколений.

Придя сюда, вы сможете получить хрестоматийное представление, как о развитии кипрского изобразительного искусства, так и о его основных, знаковых представителях за 100 лет: начиная с первой трети ХХ века, в том числе сможете ознакомиться с произведениями, при создании которых были использованы нетрадиционные и новые средства художественной выразительности.

Поскольку, по идее основателей Галереи, главный акцент был сделан именно на освещение этапов и путей развития национального кипрского искусства в целом, а не его отдельных представителей, то именно по этой причине местные художники не всегда представлены в залах работами, иллюстрирующими их персональный творческий расцвет.

Находясь в ведении Департамента Cultural Services при Министерстве образования и культуры Галерея, помимо выставочных площадей обладает так же читальным залом с архивом и библиотекой по искусству Кипра и его персоналиям.

Здесь заинтересовавшиеся посетители, а также исследователи творчества того или иного художника, скульптора или графика, смогут ознакомиться с биографиями мастеров, посмотреть слайды и фотоматериалы.

На территории Галереи проводятся довольно регулярно лекции, арт-биеннале, концерты и другие музыкальные представления. Кроме того, каждую неделю при поддержке Министерства образования и культуры проводятся и образовательные программы для детей, как например, это — одно из просветительных мероприятий, которое проходило в рамках Всемирного Дня Музея в 2017 году.

Расположенная в неоклассическом здании [2] 1925–26 годов постройки (архитектор и первый владелец дома Михалакис Кулумбис), с 1990 года коллекция является представительным собранием произведений кипрских художников и некоторых иностранных, для которых Кипр стал второй родиной.

В состав специальной комиссии, занимавшейся подбором и приобретением будущих экспонатов Галереи, входили: искусствоведы Ники Лоизиди и Никос Хаджиниколау, художники Джордж Котсонис и Андреас Эфесопулос, керамист Валентинос Харалампус и другие.

Хронологически выстроенная постоянная экспозиция охватывает художественную культуру острова, ее ведущих представителей и течения за период от начала XX века и до нашего времени, позволяя таким образом проследить всю эволюцию от Старых мастеров и до современников.

Немного к истории вопроса

Вплоть до начала ХХ века, как принято считать, академического искусства на Кипре не было и тому имеется веское подтверждение: за редким исключением за XIX век в стране практически не возникало никакого иного вида искусства, кроме церковного и народного.

Сельская социальная структура и отсутствие собственной школы изобразительного искусства, — все это явно не способствовало развитию «академической» традиции.

Известно [3], что первым киприотом, обучавшимся искусству за границей, был поэт Вассилис Михаэлидис (1849–1917 годы). Он, правда, так и не закончил свой курс и по возвращении на родину в итоге забросил арт-занятия и всецело обратился к поэзии. А вот родоначальником местного искусства (или одним из) называют, конечно же, Никоса Николаидиса, писателя и одаренного мастера живописи.

Однако среди тех художников, кто полностью посвятил себя изящным искусствам, пальма первенства принадлежит Андреасу Тимопулосу (1881–1953 гг.), — он, как известно, занимался изучением мастерства ваяния в Греции (Афины), привнеся на Кипр греческие тенденции и школу в первое десятилетие ХХ века.

Другой, широко известный ныне мастер из «старых киприотов» — Вассилис Врионидис (1882–1958 гг.), — он обучался живописи в Венеции и Париже, потому далеко не случайно влияние венецианского ренессанса и французского постимпрессионизма на его творчество.

Сегодня в залах Галереи мы встретим и произведения Иоанниса Киссонергиса (1889–1963 гг.), характерным для творчества которого являются жанровые сценки и реалистичные пейзажи.

Вышеперечисленные мастера, что называется, своим трудом проложили путь следующим поколениям.

Назовем основные имена, без которых невозможно говорить об искусстве Кипра: Адамантиос Дьямантис (1900–1974 гг.) и Йоргос Георгиу (1901–1972 годы), Солонос Франгулидис (1902–1981 гг.) и Виктор Иоаннидис (1903–1984 гг.) — оба тяготели к реалистичной и, вместе с тем, импрессионистической манере; Лукия Вассилиу Николаиду (1909–1994 гг.) — ей вообще было суждено стать первой женщиной-художницей на Кипре и др.

Большинство из них, за редким исключением, были профессионалами, получившими художественное образование за рубежом и затем вернувшимися на Кипр, значительно обогатив культуру своей родины активными занятиями изобразительным творчеством и его популяризацией.

Отправным моментом их творчества, как правило, служил личный опыт. При этом основной тематикой произведений становилась окружающая природа и человеческая среда, повседневная жизнь соотечественников и исторические события. Эти явления всегда транслировались художниками путем использования богатого художественного языка, в который каждый из них вкладывал собственные смыслы и послания.

Их прямыми последователями считаются те из киприотов-художников, кто продолжил развивать прежнюю тематику и использовать близкий предшественникам образный язык, как то: Лефтерис Эконому (р. 1930), Элени Хариклиду (1926–1988 годы) и другие.

Таким образом, исследователи рассматривают кипрское искусство первой половины XX века как некий акт самопознания творца, попытку защитить свои древние корни, раскрыть социокультурные особенности человека и красоту его природного окружения.

Только после создания Республики Кипр в 1960 году, а вместе с этим, с появлением благоприятных условий для развития искусства на острове через создание необходимых институтов поддержки молодых дарований и стимулирования развития у населения интереса к художественной жизни, — вместе со всем этим в культуру киприотов начинает проникать дух модернизма, означавшего стремление к художественному поиску, а в чем-то — разрыв с традициями, и в целом, стремление к обновлению. Так Кипр постепенно и все более уверенно с конца 1960-х начал выходить на международный уровень.

Сегодня в залах Галереи мы увидим произведения Христофороса Саввы (1924–1968 годы), чье творчество как раз стало этаким мостом между эпохами и периодами кипрского искусства. Он же был основателем в 1950 г. Панкипрского союза художников, а также — создателем, совместно с хорошим другом, британским художником, который прожив большую часть своей жизни на Кипре, стал так же одним из современных мэтров его искусства, Глином Хьюзом (1931–2014), — первой арт-галереи «Apophazis» десять лет спустя. Абстракционист Хьюз, в свою очередь, способствовал сближению местного искусства с литературой, музыкой и театром, — укрепляя диалог между искусствами и творцами.

Пришло время, таким образом, художников-интеллектуалов, одним из которых становится Стелиос Вотцис, — для него искусство, цвет и форма, из которых намеренно удаляются вся атмосферность и аллюзии автора, становится неким ключом к загадкам Бытия. Ему в этих поисках следуют и две женщины — абстрактные художницы Кейт Стефаниду и Вера Хаджида.

Не стоит забывать и о других тенденциях, существовавших в искусстве Кипра наряду с нефигуративными поисками и экспериментами.

Некоторые из художников, напротив, черпали вдохновение и видели новые пути для художественного самовыражения в глубинах прошлого, используя первобытный культурный символизм и обращаясь к «примитивному» мифу (как например, Йоркос Скотинос и некоторые другие).

-

Скульптура, можно сказать, в те годы переживала схожие с живописью и графикой метаморфозы и открывала перед собой все новые задачи: например, под влиянием тенденций, существовавших в английской скульптуре, киприоты, обучавшиеся ваянию в Великобритании, так же обратились к тектоническим элементам, стремясь отразить особенности их внутреннего и внешнего «ритмов»; как к поиску некоего диалога между пустотой и существованием.

Причем, если кто-то из них уходил в «плотность» и подчеркнутую биоморфность натуры (Андис Хаджиадамос 1936–1990 гг.), то другие открывали для себя еще и кинетическое искусство (Джордж Сфикас, Димитрис Константину, Андреас Саввидис и т.д.).

Трагические национальные, политические и культурные последствия турецкого вторжения в 1974 году подтолкнули тех артистов, кто имел в своем творчестве прямую связь с местной историей и ее эпическим началом, к осмыслению и отражению недавних событий и общенациональной человеческой драмы. Некоторые художники начинают все больше прибегать к реалистическим формам (Кантос Телемахос), в то время как другие проводят острую социальную и политическую тематику, используя абстрактную форму и язык экспрессионизма (Хамбис Тцангарис и др.).

Говоря о 1980-90-х годах, стоит отметить, что к тому времени значительно расширилась тематика и выразительность форм подачи: все это можно видеть в работах Джорджа Котсониса, Андреаса Караяна, Анны Константину и многих других.

Что же касается последних десятилетий, то с появлением новых художественных форм и направлений многие из прежних в той или иной степени, иногда, будучи очень видоизмененными, продолжают сохраняться и обогащать собой кипрское искусство, которому все более свойственна становится тема диалога противоположностей, между понятиями и явлениями-антагонистами на экзистенциальном уровне.

Эти «тренды» связывают местное искусство с современным ему международным в творчестве таких художников как Иоаннис, Кула Саввиду, Христос Фукарас, Ставрос Антонопулос и многих других.

А если говорить о самом молодом из представленных в экспозиции поколении, то на примере этих художников мы видим, как сегодня создается так называемая «новая мифология» в искусстве...

Однако не пора ли нам пройтись по музейным залам и увидеть все своими глазами?

Постоянная экспозиция Галереи занимает три этажа.

Сразу при входе вас встречают работы мастеров «Старой школы» Кипра, таких как Киссонергис Иоаннис (1889–1963 гг.) — это жанровые работы и пейзажи разных лет, а также авангардные произведения (техника: масло на картоне, дереве и на холсте). Напротив, справа от входа находятся очень интересные работы тоже очень значительного для искусства страны мастера Майкла Кашалоса (1881–1974 гг.) — его работы мы видели, когда посетили Музей Народного искусства — представителя так называемого «наивного» направления: «Крестный ход», «Кофейня», и не без аллюзий в сторону народного греческого эпоса — «Эротокритос и Аретуса» — произведение, навеянное любовным романом в стихах эпохи венецианцев; все они так же выполнены маслом по картону. Кстати, знатокам мирового искусства, да и просто тем, кто хотя бы раз видел незабываемые работы грузинского художника Пиросмани, в творчестве его «кипрского коллеги» встретится много схожего.

К слову, я сама буквально, с детства очень люблю это направление в искусстве: ведь художники (многие из которых традиционно являются самоучками) сохранили простодушное, свойственное именно детям восприятие реалий; и можно долго «путешествовать» по их картинам, открывая все новые детали, которые описывают на полотне целые истории...

Расскажу об этом мастере чуть побольше: ведь судьба признанного «отца» современного кипрского наивного искусства захватывает не меньше, чем его искусство.

Майкл Кашалос родился в деревне Аша в 1885 году и являлся художником-самоучкой. В детстве, в начальной школе он посещал несколько классов иконописи, которые вел для детей учитель и иконописец Кириякос Пьеридис. Повзрослев и вплоть до Второй Мировой войны, Майкл работал башмачником, а затем всерьез увлекся оформлением зеркал и росписью по стеклу. Он также талантливо изготавливал различные декоративные изделия из керамики и копии древних артефактов (некоторые из них вы так же сможете увидеть в Галерее).

И только в 1957 году он полностью посвятил себя занятиям живописью. В августе 1974 года М. Кашалос был тяжело ранен солдатами оккупационной турецкой армии, которая напала и разгромила его деревню. Позднее, от ран он и умер 31 августа, находясь в лагере для греков-беженцев в Ларнаке.

Сегодня многие его работы, кроме Галереи, находятся так же в Кипрском Музее Народного искусства, в Культурном центре при Лаики-банке и в частных коллекциях.

Творческое наследие М. Кашалоса подводит своеобразную черту под художественной культурой Кипра с древнейших времен вплоть до XX века.

А современное народное искусство в целом, несомненно, демонстрирует множественные черты влияния всех исторических периодов, через которые было суждено пройти Кипру и его людям.

-

Мы же идем дальше... И вскоре вы увидите бронзовые изваяния: работы Спаноса Леонидаса — портрет Телемахоса Кантоса (1910–1993 гг.), одного из известнейших художников Кипра и так называемого «поэта от живописи»; дата создания бюста 1997 г.

Далее расположены живописные работы, явно созданные под сильным влиянием и впечатлением от шедевров европейского искусства, современного «старым» мастерам-киприотам: абстракционизм и кубизм, экспрессионизм, немного чувствуется влияние фовистов и другие.

Так, среди прочих, выделяются своей монументальностью и эпическим повествованием эскизы фигур и рабочий фрагмент «Скрипач Федорос» (Theodoros — the violinist, 1971), выполненные акрилом по холсту к монументальному произведению-фризу «Мир Кипра» Адамантиoса Дьямантиса (1900–1974) завершенное произведение, как известно, является «жемчужиной» в собрании Галереи А. Левентиса, так же в Никосии.

Работы выполнены маслом на холсте, хотя художник использует довольно легкий, прозрачный мазок, сквозь цветной пигмент которого можно даже различить нанесенный углем первоначальный набросок, рисунок которого иногда отличается от выбранного автором (последнего) варианта.

Произведения, которые вы можете видеть по соседству, это горные виды Кипра Никоса Николаидиса (1884–1956 годы).

Основной темой главного зала первого этажа являются эмоциональные, драматически заостренные и наполненные обнаженной рефлексией на тему исторических реалий в судьбах острова, полотна экспрессионизма: А. Диамантис с его «Woman with outstretched hands» (акрил на холсте, 1983–84 гг.), «Женщины и волы» и т.д.

Как и повсеместно, на Кипре творцов, обладавших артистической натурой, вдохновляла на работу «тема крыш».

А здесь и в самом деле, если подняться наверх какого-нибудь здания, возвышающегося над традиционной застройкой старых кварталов в абсолютно любом городе, и окинуть взглядом окрестности, то вы рискуете провести пару часов, погрузившись в зрелище нагромождений геометрических форм и прихотливых изломов, невероятного богатства цветов и оттенков, которыми от времени «обогатилась» старая потемневшая либо выгоревшая под палящим солнцем кровля старинных домов и особняков и даже ветхие крыши низеньких домишек между ними, покрытые бурыми пятнами сырости и мха... Как тут не стать очередным «поэтом крыш»!

Что ж, а на выставке можно увидеть не только городские пейзажи и виды деревень, но и картины, посвященные сельскому труду, — таких даже большинство, если мы говорим о «старой» школе, — ведь Кипр традиционно является аграрной страной: масштабная «Женщины за посадкой» (Women planting, Адамантиос Дьямантис) и многие другие.

Виктор Иоаннидис — иллюстратор Большой Греческой энциклопедии (Μεγάλη Ελληνική Εγκυκλοπαίδεια), учитель рисования и карикатурист.

Его произведения, находящиеся в постоянной экспозиции, несомненно, напомнят многим картины В. Ван Гога: интересное сочетание в натюрморте и нескольких пейзажах местных мотивов и чисто европейской, постимпрессионистической живописной манеры.

... И вот мы оказались перед реалистичным портретом «Коралии Савва Луизидис» (1936 год) работы еще одного, очень известного и не только уважаемого, а даже почитаемого на Кипре (особенно в Агросе) живописца.

Кстати, о работах некоторых из представленных в собрании Галереи Современного Кипрского искусства мэтрах можно прочитать в различных источниках, в том числе и в некоторых из наших прежних публикаций, например, здесь, здесь или здесь.

А вот об этом мастере хотелось бы рассказать чуть подробнее, хотя бы потому, что его творчество для себя я открыла сравнительно недавно, и мне хотелось бы познакомить с ним и вас.

Соломос (Солонос) Франгулидис

Кроме портрета (который лично для меня стал откровением, ведь будучи пока еще не очень хорошо знакомой с его творчеством, я имела представление в большей степени о его лирических пейзажах и произведениях иконописи), — мы видим как раз несколько пейзажных работ.

Он родился в деревне Пано Зодья в 1902 году. Свои первые уроки живописи будущий художник брал у русского художника Ильи Карисьева, который после Октябрьской революции перебрался на Кипр. В 1924 году Солонос поступил в Школу изящных искусств (1924–1930 гг.) в Афинах, где проходил курс под руководством профессоров С. Яковидиса, Н. Литра и Спироса Бикато. После 1932 года художник вернулся на Кипр и работал здесь в течение двух лет, расписывая главный храм в Агросе, а также создавая иконы для его иконостаса.

С 1934 по 1947 годы Франгулидис вновь живет в Афинах, где работает дизайнером. Поздний период его творчества, тем не менее, принадлежит Кипру. Будучи представителем, как мы уже говорили выше, первого поколения кипрских художников, он испытывал в своем творчестве сильное влияние итальянского и, одновременно с ним, византийского искусства, создавая не только лирические пейзажи и реалистичные портреты, но и высокого мастерства иконы для разных храмов Кипра.

Мастер в течение своей жизни неоднократно принимал участие в персональных и групповых выставках, как на Кипре, так и за рубежом. Его работы получили высокую оценку современников, и многие в настоящее время находятся в крупных государственных художественных собраниях в Греции, на Кипре и в России.

-

Второй зал справа — в нем вам встретятся очень интересные работы женщины-живописца (первой из тех, кто обучался за рубежом), одной из самых известных за всю историю кипрского искусства, Лукии (Вассилиу) Николаиду: на взгляд нынешнего зрителя, наверное, достаточно политизированный, но, тем не менее, очень значительный по задумке «Энозис. Мечта Кипра» (Enozis, a Dream of Cyprus, 1954–56 гг.) — аллегорическая трактовка витавшей, как многие помнят, в те годы идеи исторического и этнического объединения греческих народов Кипра и Греции.

Интересно, что на родине молодая художница была плохо принята публикой (персональная выставка 1933 г.), не исключено, что по причине значительной доли консерватизма последней. Позднее творческая судьба Николаиду была связана с Англией, куда она уезжает впоследствии и где ее работы получили значительный отклик и широкое признание; став же супругой судовладельца Янниса Вассилиу в более поздние годы она практически совершенно оставляет занятия искусством.

Здесь же, в зале есть несколько, написанных в авангардной манере пейзажей той же художницы (что не случайно, ведь на ее творчество огромное влияние оказало искусство модернизма). Причем, внимательно приглядевшись, можно заметить под живописным слоем следы прежней, переписанной ею работы.

-

Георгиу Георгиос (1901–1972 гг.) — его работы придутся по душе поклонникам «экспрессиониста» A. Модильяни, где главным мотивом является человек: та же чувственность и высокая эмоциональность, определенное влияние африканского искусства, плоскостность и геометризм построения фигур, а также теплая и довольно светлая палитра, — все это в узнаваемом сочетании с религиозной тематикой христианских притч и сказаний, либо мифологических сюжетов, выведенных на кипрские реалии, и известных персонажей.

Только если Модильяни — признанный «певец» женского тела, то Г. Георгиу берет на вооружение схожие приемы, изображая как женские образы (например, его «Лиопетрийская дева» (Virgin of Liopetri, 1950), «Madonna of Peristerona»), так и Христа и Святых («Descent from the Cross» (1953), «St. Spyridonas of Cyprus» (1951)), — здесь мы наблюдаем явное тяготение к стилизации и переплетению разных мотивов.

Так что тема мифов и сказаний, наполняющая и сегодня современное искусство Кипра, — не новая для местных художников, она всегда вдохновляла творцов на поиски новых форм и самовыражение через иносказательные образы и порой расхожие сюжеты.

Интересно, что через кажущуюся светскость и периодами смелое экспериментаторство, искусство Кипра все-таки очень религиозно по своей сути: для кого-то это прочно вплетенные в жизнь многих современников торжественные мотивы и каноничность образов православия, для кого-то — вечная юность и «легкость бытия» античных богов, чья поступь еще отдается эхом по всему острову; ну, а кому-то сама идея отрицания нематериальных сфер и духовного начала в природе приходит все так же в образах, близких менталитету древних, которые вдохновляют некими своими «темными» тайнами и образами чудищ, гигантов и прочих тварей, вечно ускользающих от лучей света и потому так и остающихся за гранью познания.

Дикеос Хариалос (1912–2002 годы) — знаменитый никосийский архитектор и живописец. В его творчестве сильны отголоски западноевропейского фовизма, этим работам свойственна и значительная доля иронии («Два священника»), и временами даже карикатуризм; другие же работы пасторальны, как «Ферма» и т.д.

Франгудис Такис (1901–1978 гг.) — один из представителей местного абстракционизма, арт-критик: «Без названия» (масло).

Эконому Лефтерис — в экспозиции представлены его импрессионистичные «Крыши Никосии» (хотя, какими они еще могут быть?), а также красочные и очень колоритные «Игроки в карты» (Card players. Recollections, 1994 г. — эта работа напомнила мне чем-то стиль одного из основателей русского авангарда, Аристарха Лентулова).

Тассос Стефанидис (1917–1996 гг.), благодаря уникальному сочетанию в его масляной живописи элементов экспрессионизма и «идеалистического» абстракционизма эмоции плещут буквально через край.

-

Напротив этого зала (слева от вас и от входа) находятся лекторий и читальный зал.

Теперь мы поднимаемся по деревянной лестнице (обратите внимание: она имеет специальный подъемник для людей с ограниченными возможностями) на второй этаж.

Кстати, немного отвлекусь: в Галерее меня приятно удивило довольно редкое на Кипре отношение к собственной коллекции: все окна заботливо и плотно затенены от дневного света, да и освещение залов довольно приглушенное. И еще одно наблюдение: проходясь по этим залам, вы остаетесь предоставленными сами себе, и это очень помогает спокойному восприятию экспонатов. Правда, вся пояснительная информация в данном случае «остается за кадром», но это не беда, ведь можно прийти еще и сделать запрос сотрудникам на литературу по интересующим вопросам, приобрести книги на первом этаже либо время от времени «путешествовать» вместе с нами.

Поднимаясь (либо уже спускаясь) по лестнице не спешите: остановитесь на минутку у графических работ Спироса Димитриадиса (р. 1950) — его рисунок «Elisee. In Homer Avenue» (1981) виртуозно выполнен в смешанной технике (акварель, карандаш и бумага).

Как мы видим, и здесь, на художественном языке вновь раскрывается большая тема «Киприотов за рубежом» (о чем у нас есть даже отдельная статья). Вторая работа того же автора находится рядом: «From Minos to Ammochostou street» (1982, смешанная техника).

На втором этаже, самом просторном и, следуя традиции «греческого домостроя нового и новейшего времени», когда-то самом парадном находятся просторные помещения. Мы сразу же оказываемся в их центре: над головой парит «Птица» из металлических каркаса и конструкций.

Экспозиция не обошлась и без нескольких, из серии очень известных и находящихся во многих музейных и частных собраниях острова абстрактно-декоративных работ (1970-х годов) Костаса Йоахима (р. 1936 г.); который, поставив в основу своего творческого метода изображение человеческой фигуры, по собственным словам: «... разработал способ живописи посредством абстрагирования от фигуры, чтобы показать объем, простоту, искренность и прямую постановку на холсте».

На этом этаже можно увидеть и несколько пространственных объектов Христофороса Саввы: кубического объема керамическая абстрактная скульптура: имитация не то жилого здания либо святилища, небрежно декорированного элементами мозаики; не то — некой архаической гробницы, внутрь которой, если смотреть сверху, спускаются то ли ступени, то ли колодец... такая вот историческая реминисценция... Над этим арт-объектом можно видеть абстрактную живопись Стеллы Михаэлиду из серии «Fire, Water and Ground» (1995 г.).

Кейт Стефаниду (1925–2012 годы), ее работы отличает высокая декоративность («Без названия», акрил и холст), абстрактность художественного решения относит нас к творчеству Жана Миро, видимо, оказавшему некоторое влияние на художницу.

Глин Хьюз (1935–2011 гг.); ретроспективная выставка его работ, как вы знаете из наших публикаций, недавно проходила в Центре Современного искусства NiMAC (почитать о ней можно здесь) — уже знакомые с его творчеством, мы с интересом встречаем такую работу, как «Айос Теодорос» (1962 г., масло, холст) — британский живописец, писатель, «пионер» перфоманса на Кипре, много лет проживший на острове, глубоко проникся его духовной и народной культурой.

Здесь же, как и по жизни, рядом с ним, находятся и работы его друга, Х. Саввы: абстрактные полу-скульптурные композиции, выполненные из тонированного гипса «Anadyomene» (Морем рожденная) и «Солдат» (обе 1962-65 гг.). Другая его работа, панно «Мать с младенцем» (Motherhood, 1965 г.) вообще выполнена в технике лоскутного шитья (петчворк) и оставляет неизгладимое впечатление теплотой, оригинальностью исполнения и свежестью художественного решения.

Его же авторства работы: объемные, геометрически-абстрактные композиции, выполненные из гвоздей, — демонстрируют нам широту дарования кипрского мастера, к сожалению, уже давно и так рано ушедшего, но успевшего охватить в своем творчестве многие из художественных тенденций ХХ века: от фовизма, кубизма и вплоть до абстракционизма, нефигуративного искусства.

И, конечно, невозможно не рассказать о его колоритнейшей «Даме» (Woman with flowers, 1966–67 гг.) — петчворк в сочетании со смешанной техникой, — произведении, полном юмора, узнаваемых деталей... и даже любования художника своей, полной невозмутимого достоинства «моделью».

А вот и другая, более ранняя часть его же наследия, на становление которого влияние, несомненно, оказали французы — фовист А. Матисс и постимпрессионист П. Сезан, — натюрморт и пейзаж (обе работы относятся к концу 1950-х годов).

Основной зал справа наполнен образцами работ представителя кипрского геометрического абстрактного искусства Мариоса Лоизидиса (1928–1988 годы) и уже ставшим хрестоматийным, творчеством Стасса Параскоса (1933–2014 годы). Так «Pagan Spring» — большое, экспрессивное впечатляющее панно, как бы составленное из «коллажа» образов, символических элементов греческой, античной культуры в виде отдельных «кадров» (1968 г., масло на холсте).

Художественный стиль Параскоса известен широкой публике как на Кипре, так и за рубежом, как фигуративное искусство, однако далекое от натурализма, которому свойственна невероятно яркая гамма и смелые сочетания локальных цветов.

Рядом — небольшой зальчик, где вы увидите не менее экспрессивные работы Михлиса Димитриса (р. 1947) и Ксении Пантели (р. 1950); здесь же экспонируется абстрактная скульптура: Константинос Димитрис (р. 1924) — современная интерпретация архаичной «Коры», изваянной в дереве и металле (1965 г.).

Вообще, я как-то давно уже замечаю, тема дев-Кор очень привлекает многих греческих мужчин-скульпторов. И даже на примере этой экспозиции можно увидеть несколько «Кор» в самой разной интерпретации, — все это очень и очень любопытно!

Дальний от лестницы зал посвящен преломлению исторических судеб Кипра в искусстве его сыновей и дочерей: в его центре — «Лодка» (1988 г., смешанная техника) Йоргоса Киприса: нос невидимо продолжающейся лодки, на котором восседает очень правдоподобный варан.

Здесь представлены так же живопись (работы 1970-90-х годов современных мэтров Андреаса Харалампуса, «Автопортрет»; Андреаса Караяна (р. 1943) «Герои», «Рефлексии» и др.) и деревянная скульптура как аллюзия все на ту же историческую тематику.

По левой стороне расположены три небольших зальчика. В первом от лестницы, где находятся произведения художников других течений, мы видим символическую работу Лукии Вассилиу Николаиду — портрет матери и дочери под названием «Богатые плоды Земли», выполненный в сочных и, вместе с тем, спокойных тонах (между 1930 и 1940 годами).

Именно здесь, в этом зале представлена тема материнства: в живописи и скульптуре — Павлиду Паулина (1922–1993 гг.) — ее работа, отлитая в бронзе «Mother and child» (1967 г.), Иоаннидис Андреас Антис (р. 1939) — его коллажные, выполненные в смешанной технике монументальные работы 1992 года пронизаны любовью к матери, неразрывной связью поколений: «Второе письмо к матери» и другие.

Здесь же есть и иностранцы: один из них британский художник, ставший по сути кипрским, Джон Корбидж (р. 1935) с его абстрактным пейзажем «Imperial Sunset» (1969 г.).

Рядом с ним расположены работы 1970-х годов мастера из турок-киприотов [4] Хакири Йелмаза (р. 1944).

Другие известные мастера: монументалист Христос Фукарас (р. 1944) — в зале посетители увидят его произведение «Дракон и Св. Георгий»; а также Йоргос Скотинос (р. 1937) — его «кисти» принадлежит самое монументальное сюрреалистичное полотно «Метаболизм» (1969 г., акрил и масло по холсту); — кстати, да, очень говорящее название!

-

В следующем помещении нам встречают реалистичные картины: самое известное, пожалуй, полотно работы Андреаса Ладомматоса, где изображен часто встречающийся в дикой природе острова мотив: камни, поросшие вокруг разнотравием («Afternoon light on stones and dry weeds» 1988–90 гг.), и др.

Бронзовая скульптура «Аякс» — герой изображен натягивающим тетиву лука — гипертрофированные формы его тела и напряженная поза отражают извечную тему борьбы (1994 г., автор Андрос Казамиас).

Женские живописные образы можно видеть в творчестве академиста Джорджа Котсониса (р. 1940) — это две работы: в жанре портрета (1996 г.) и ню (1978 г.). Абстрактные пейзажи, очень привлекательные по цвету представляют творчество Хариклиду Элени.

Последний зал второго этажа: геометризм и оп-арт в живописном и графическом искусстве острова. Они охватывают период: 1960–1980-х годов, их авторство принадлежит: Андреасу Саввидису (1930–2016 гг.) и Вере Хаджида-Гаврилиду (1936–2012 годы) с ее экспрессионистским абстракционизмом наряду с использованием геометрических форм.

Среди других трудно не обратить внимание на еще одного, очень известного мастера, чьи работы находятся во многих галереях и частных собраниях Кипра, на Стелиоса Вотсиса (1929–2012 гг.).

Вас, несомненно, увлекут несколько конструкций и инсталляции: «Без названия» из дерева работы известного художника сцены и дизайнера театральных костюмов Никоса Куруссиса (р. 1937), а также еще одна — с использованием плексигласа и смешанной техники (1970 г.), Джорджа Сфикаса (р. 1943).

В центре зала — в горизонтальной витрине так же расположено еще одно, замечательное в своей иносказательности произведение — «на тему» книг и информации, преломления смыслов и прочего (на данном экспонате какие-либо экспликации отсутствовали во время моего визита), — так что, тем более, был резон остановиться и постоять, поразмышлять над ними.

Поднимаясь по лестнице не пропустите интересной работы так же знакового для искусства Кипра мастера, турка-киприота Юмита Инатчи (р. 1960) «Mausoleum» (1996 г., акрил на холсте).

Переходим на верхний, последний этаж экспозиции. Здесь в довольно небольших интерьерах представлены произведения сравнительно молодого поколения кипрских художников, скульпторов, керамистов, — так же заслуженно считающимися мэтрами.

У лестницы в начале главного выставочного зала этажа вас встречают две современные скульптуры, работы Кулы Саввиду (р.1956): взывающие к зрителю напряженные и отчаянные глаза «Sleep – walker’s Dream» (1990 год, смешанная техника; или «Сфинкс», как я для себя назвала эту работу по некоторым, хорошо прослеживаемым аналогиям) и ниже установлена ее же «The recluses passage» (так же смешанная техника). Напротив, на стене — монументально-абстрактное, очень напряженное по своему настроению и красной цветовой гамме полотно «Саркофаг» (1994 г.), автор Никодему Элени (р. 1955).

В ее продолжении, произведение мастера арт-объектов и современной скульптуры Феодулоса Григориу: совершенно другого настроения, графичное и резкое по производимому на зрителя впечатлению «Проплазма» (1987 г.), где мы видим использование различных техник: живопись, коллаж, использование металлических и гипсовых элементов и т.д.

Арт-объект «Сундук с масками» (1988 г.) Иоанниса (Антониу, р. 1955): стеклянный ящик, наподобие громоздкого старого чемодана перехваченный бечевкой... внутри которого небрежно сброшены «маски» — старые воспоминания, переживания... таким же неподъемным, да и ненужным грузом, брошенным кем-то на полпути, лежит он в зале.

Подобным образом, но вызывая в нашей памяти какие-то отголоски совершенно противоположных, — теплых детских переживаний и первых впечатлений беззащитно выглядит «Лошадка» (1989 год) (Лоизиду Мария (р. 1958)), внутри которой — вопреки шаблонной аллюзии к «троянскому коню» можно видеть несколько предметов, ассоциирующихся у многих со щемящим чувством безмятежной радости, которую каждый познал, будучи ребенком, в той или иной степени.

Здесь же, в отличие от прежних залов, где произведения художников демонстрировали интерес и сопричастность именно драматическим событиям в жизни киприотов, тяжелому труду селян в прошлом, либо перипетиям человеческих судеб, — теперь открылась и еще одна вдохновляющая тема — Море — в его незыблемости, величии, безмятежности, которое, вместе с тем, является коварной пучиной, таящей в своих глубинах различные опасности.

Вы, конечно же, подойдете к этой инсталляции: на фоне черной глубины кажутся такими легкими, беспечными и беззащитными маленькие бумажные кораблики... автор: Куруссис Никос, «Surpassing» (1986 г., смешанная техника). Это произведение, к слову, очень часто воспроизводят в различных публикациях, в том числе и в соцсетях.

И вновь обращение к теме античных дев-Кор мы видим среди трех работ Ангелоса Макридиса (р. 1942). Теперь этот образ (1993 г.) раскрыт с использованием отливки из гипса, текстиля и вообще, «очень» смешанной техники, — он навевает образы из какой-нибудь древнегреческой трагедии. Рядом с «Корой» — несколько так же театрализованный и более раннего исполнения меланхолично-ускользающий образ «Невесты» (1985 г.) — обращение к традициям и убегающему времени, придающему флер ветхости этим символам торжества... Третье произведение того же автора — вновь на тему исторического и культурного наследия — женская головка «Wiping maiden» (смешанная техника, 1991 г.).

Антонис Антониос (р. 1940) — «The 5th sphere» (бронза, 2000 г.), арт-объект, который реалистично изображает кусок старой древесины, вокруг которой, то появляясь, то вновь «исчезая» возникают золотистые сферы.

В этом же зале, напротив мы видим очень современные по духу работы Андреаса Макариу (р. 1955), где художник пытается осмысливать реалии нынешнего общества. Так же как и его «собрат по цеху» Ставрос Антонопулос (р. 1962) — в своем монохромном и довольно философском диптихе «Miles to go before...» (смешанная техника, 1990 г.).

В небольшом зальчике слева — продолжение «кипрской темы» и ее горестей, которые нашли отражение в серии ксилографии (1940-х – 1970-х гг.; гравюры по дереву) так же мэтра кипрского искусства, о котором мы узнали еще на нижних этажах экспозиции, Кантоса Телемахоса. Серии работ начинаются с более ранней по времени исполнения демонстрации картинок жизни селян и своего апогея достигают в драматичных, а порой и трагичных гравюрах «Черное воскресение», «Рейчел», «Четверо узников» и другие.

Далее — шелкография (печать по шелку) «The women return» (1989 г.) в авангардном исполнении крупного графика Хамбиса (Hambiz (Tsangaris) р. 1947) и его же «Our homes – 1» и «Our homes – 5».

Так же тема драматичного прошлого находит отражение еще в одном арт-объекте того же Антониса Антониоса «Он хотел жить свободным» (Ηθελε να ζησει ελεύθερος), где на мраморной доске с названием-эпитафией находится крысоловка, неумолимо «разрубающая» позолоченную сферу — символ человеческой жизни, впереди которую ждало небытие.

В этом зале находится еще одна абстрактная скульптура из бронзы Константиноса Димитриса (1924–2010 гг.) «Geometric synetic» (1968 год).

Завершая наш обзор, давайте вместе остановимся у триптиха талантливой художницы Анны Константину (р. 1947) — абстрактной композиции 1987 года, в которой угадываются в цветовых пятнах отголоски окружающей природы, пейзажа.

Итак мы закончили наш визит в Галерею Современного Кипрского искусства, но у нас остались хорошие новости, которыми мы хотели бы поделиться и с вами.

В дальнейшем, предполагается расширение выставочных площадей, за счет нового комплекса, выстроенного в Старом городе (авторами проекта являются Омирос Морфакис, Йоргос Георгиу и Кристос Савва).

Новое здание Государственной Галереи в Никосии будет расположено напротив Фамагустских ворот (т.н. здание SPEL). Его общая площадь, включая пять уровней (техническое помещение под архивы в подвале, офисы, три экспозиционных этажа и терраса), составляет 3.360 кв.м.

Новая галерея сосредоточит деятельность своих сотрудников на экспонировании и популяризации самых последних работ кипрских художников, в то время как ныне существующее здание на улице Стасину по-прежнему будет функционировать как галерея кипрского искусства в ретроспективе.

А пока сообщаем, как найти ныне действующую:

Адрес: угол улиц Стасину (Stasinou) и Критис (Crete), 1
Открыта: вторник – пятница, 10:00 – 16:40; суббота 10:00 – 12:45
В дни гос. праздников и в августе закрыта
Вход бесплатный.

Контакты и дополнительная информация:
Тел.: +357 22458228
Сайт: www.moec.gov.cy
Email: stategallery@culture.moec.gov.cy
 

 

Здание Галереи имеет специальное оснащение для посетителей, передвигающихся на колясках.

В шаговой доступности от Галереи находятся несколько муниципальных парковок Никосии (вблизи от крепостных стен Старого города на ул. Стасину), а также автовокзал (Площадь Агалма, что так же вблизи от Старого города). Относительно движения автобусов удобно узнать здесь.

Небольшой ознакомительный виртуальный тур по Галерее можно совершить, перейдя по ссылке.

 

Мы выражаем сердечную благодарность Государственной галерее Современного Кипрского искусства и ее сотрудникам за помощь в подготовке статьи и, в частности, за безвозмездное предоставление редких материалов.

 

Оставайтесь с нами и до новых встреч!


[1] К вашему сведению: собрание Галереи постоянно увеличивается и обогащается, прирастая новыми именами и достойными произведениями, так что экспозиция так же может немного измениться к тому времени, как вы окажетесь в Никосии.

[2] В этом здании, одном из старейших в городской застройке вблизи от крепостных стен Старого города, в разные годы располагались так же клиника, а затем и гостиница.

[3] См.: A century of visual art. Works from the State collection of Contemporary Cypriot Art. — Ministry of Education and Culture (Cultural services), “Thessaloniki”, 1997.

[4] Сегодня арт-работы турок-киприотов неплохо представлены в собрании Центра искусств Исмета В. Гюней (Ismet V. G ney Art Centre) в северной Никосии.