Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Музеи Лимассола: Муниципальная художественная Галерея
Муниципальная художественная Галерея
Музеи Лимассола
5983
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
Фото: Дарья Саульская
26.03.2017

Лимассольская пинакотека является одним из крупнейших собраний произведений ярчайших представителей классического и современного изобразительного кипрского искусства, а также нескольких греческих и других иностранных мастеров, внесших свой вклад в развитие художественной культуры на Кипре.

Коллекция в настоящее время насчитывает около 600 единиц хранения: живопись и графика, скульптура и инсталляции, изделия из керамики и другие произведения прикладного искусства.

Галерея была открыта 26 июня 1988 года. Она имеет свою историю, о которой мы расскажем вам сегодня.

Итак, до середины 1980-х годов это был частный дом, принадлежавший семейству Ипатии Зинонос-Павлиди.

Дом не совсем обычный для Кипра: он ярко выделяется нетипичным для городской застройки приморского южного города архитектурным стилем в духе европейского модернизма, привнесенным из Германии (движение «баухауз»). Дело в том, что автором данного проекта был немецкий архитектор Вениамин Гинзбург, который и воплотил его в 1938 году. Тот же архитектор, к слову, является, автором проекта знаменитого лимассольского Театра Риальто (1932г.).

И вот 30 января 1984 года состоялась передача здания под будущую Галерею, а уже спустя 8 лет после того, как выставочные залы распахнули свои двери перед публикой, муниципалитет принял решение о необходимости расширения и строительства дополнительного помещения (открыто 29 июня 1996 года).

Работы мастеров так называемой «старой школы», а также новое искусство и имена, — все это можно видеть сегодня в залах Галереи. Таким образом, коллекция освещает и охватывает как старые натуралистические и реалистические тенденции (характерные для искусства Европы во второй половине XIX века), так и современные произведения, раскрывающие взгляды творцов на искусство и его роль в жизни современного общества в целом. На втором этаже залы отданы под великолепную коллекцию Мариоса Василиадиса; а на нижнем, полуподвальном этаже расположилась экспозиция, всецело посвященная идеям и событиям национально-освободительной борьбы народа Кипра (середина 1950-х – 1960 гг., все экспонаты этой части экспозиции принадлежат Совету исторической памяти).

Сотрудники Галереи, как сообщается на официальной странице на сайте лимассольского муниципалитета, стараются находиться в курсе последних тенденций и исследований, которые происходят в стране и связаны с изучением и приобретением художественного наследия как мастеров прошлых лет, так и работ талантливых новых художников. Особое внимание при создании постоянной выставки (да и для дальнейшего пополнения собрания) уделяется художникам и скульпторам, родившимся в Лимассоле и его округе, а также в фокусе находится творчество выдающихся деятелей искусства, которые жили и совершенствовались в своем мастерстве здесь, начиная с 1974 года. Разумеется, в коллекции представлены и работы мастеров из других регионов страны.

Муниципальная художественная галерея в Лимассоле, Кипр

Галерея планирует заниматься, ко всему прочему, организацией передвижных выставок: обмен экспозициями всегда имеет большое значение, как с художественной, так и с культурной точки зрения; способствуя дальнейшему развитию взаимосвязей с другими странами и народами, и внося посильный вклад в развитие искусств. С другой стороны, акцент на работе кипрских художников предлагает общественности возможность узнать о них больше и понять особенности художественно-культурной жизни Кипра.

Помимо взрослого населения острова и иностранных гостей, лимассольскую Галерею часто посещают учащиеся школ города, а также студенты многих вузов из других городов. Бывают здесь и самые маленькие — воспитанники детских садов.

Некоторые мастера, чье творчество признано искусствоведами наиболее значимым, в пинакотеке Лимассола представлены ретроспективно, что, несомненно, позволяет получить более полное впечатление об их творчестве. Это будет особенно интересно гостям Кипра, кто вероятно, сегодня впервые знакомится с его искусством; а здесь, действительно, есть что посмотреть, что запомнить и чему удивиться...

Однажды мы уже говорили об этом, например, во время наших культпоходов по галереям и собраниям Никосии (подробнее читайте в наших обзорах: Центр CVAR, Художественный музей Зампелас, Собрание Фонда Архиепископа Макариоса — Галерея Западноевропейского, кипрского и греческого искусства, Художественная Галерея А.Г. Левентиса).

Старая школа

Экспозиция начинается сразу при входе, в вестибюле пинакотеки, который окружают несколько небольших зальчиков, где представлены произведения представителей так называемой «Старой школы» Кипра. Живописцы, графики и скульпторы, чьи работы собраны в данной коллекции, — все они — уроженцы острова, которые впитывали и переосмысливали в своем творчестве многие современные им течения, широко распространенные и популярные в Европе: кубизм, импрессионизм и реализм, экспрессионизм и т.д. Здесь можно увидеть хрестоматийные и знакомые любому кипрскому школьнику работы, как например, «Портрет Архиепископа Макариоса Ш» (Н. Антониадис) и другие.

Поскольку экспозиция не придерживается строгой хронологии, мы предлагаем вам просто побродить по залам и получить общее впечатление от произведений мастеров прошлых лет.

Одним из первых вам «встретится» Такис Франгудис (1901 – 1978 гг.) и его кубистические картины («Island scene», «Art»); рядом с ними — скульптура Федона Путамитиса — торсы, высеченные в мраморе. В первом же зале представлены интересные полотна художницы Лукии Николаиду (1909 – 1993 гг.) (как и в любом традиционном обществе, на Кипре женщин в искусстве на раннем этапе было гораздо меньше, чем мужчин), — по преимуществу, изображения женской обнаженной натуры, явно испытавшие на себе влияние искусства Пабло Пикассо (скорее всего раннего, так называемого «розового» периода с характерной для него наполненностью жизнью и стремления к преображению реальности).

В пространстве основного зала (за стойкой администратора) рекомендую обратить ваше внимание на очень талантливое произведение Христофороса Саввы (1924 – 1968 гг.) — знаменитого не только на острове, но и далеко за его пределами художника. Многие галереи и музейные, а также частные собрания, имеющие его работы в своих коллекциях, по праву гордятся ими. Его же произведения — частые гости на местных и международных арт-аукционах. А в Галерее можно видеть, например: «Сломанный крест». По соседству с ним — творчество еще одного мэтра, Адамантиоса Диамантиса (1900 – 1994 гг.), он же — всемирно известный поэт, основатель и первый директор Музея фольклорного искусства в Никосии. В экспозиции находится одна из его работ, видимо, из ранних: «Утро. Белый дом» — свободная, свойственная «новым» художникам манера и, вместе с тем, использование традиционной для «старой школы» изобразительной техники — масло на холсте.

Лефтерис Эконому (1930 – 2007 гг.) и его импрессионистично выполненные виды кипрских деревень: «Лапитос» (1959г., масло на холсте). Тем, кто знаком с советским искусством, лаконичная манера Эконому наверняка напомнит Мартироса Сарьяна, его «синтезированную реальность», как называл ее армянский мастер. Творчество другого кипрского живописца и графика Телемахоса Кантоса (1910 – 1993 гг.) воспевает реалии Кипра: вы можете видеть несколько жанровых сценок и изображений человеческих фигур в пасторальном окружении. Пара графических произведений выполнена в технике ксилографии: «Девушка у фонтана» и «Девушка под ореховым деревом».

Нюанс: в экспликациях почему-то не указаны годы создания того или иного экспоната (это можно только разобрать при желании самостоятельно в сигнатуре (подписи художника). Вы так же не увидите и биографии того или иного мастера. Думается, что это все явление временное...

Продолжаем осмотр... в зальчике слева от входа — работы Виктора Иоаннидиса (1903 – 1984 гг.) — портреты современников («Портрет крестьянина», 1956 г.), выполненные в реалистичной манере; а также серия, посвященная кипрской жизни и ее реалиям («Киккский монастырь)». Художник, вероятно, пробовал свои силы в разных стилях, меняя манеру письма; и мы видим также натюрморт, выполненный в манере постимпрессионизма: «Цветы в зеленой вазе» (1962 г.). Многие работы В. Иоаннидиса выполнены в теплой цветовой гамме, как например, «Покупая и продавая животных (на базаре)» (1957 г.) — образец местного, назовем его условно, «соцреализма»: полная солнечного цвета, позитива и даже некоторого озорства работа с характерными персонажами, увлеченно торгующимися на рынке. Художник с энтузиазмом и любовью лепит мазками лица южан и окружающий их горный пейзаж, залитые лучами яркого солнца.

Зал в глубине слева, за администратором, посвящен графике.

Не случайно я так часто возвращаюсь именно сюда: сотрудник Галереи — не только наш первый помощник, к которой можно обратиться за разъяснениями и информацией, она же — главный ориентир в нашем рассказе об экспозиции.

Здесь представлены виртуозные работы того же В. Иоаннидиса: в основном рисунки тушью и пером по бумаге: хлесткие, живые и, вместе с тем, детально проработанные городские виды Иерусалима, Никосии и Старого Лимассола (1968 и 1973 годы). Здесь же представлены несколько больших портретов известных современников, выполненных углем и карандашом, где художник мастерски передает характер своей «модели»: Никос Казанзакис (греческий писатель-романист, 1883 – 1957 гг.), Никос Николаидис (греческий художник и писатель, 1884 – 1956 гг.) и другие.

Муниципальная художественная галерея в Лимассоле, Кипр

В этом же зале вы увидите работы другого художника, Паникоса Маврелиса (1948 – 1989 гг.). Очевидно, его графика, представленная в экспозиции, создавалась под серьезным влиянием искусства Анри Матисса: та же декоративность, большое внимание к контуру и спонтанность линий в мужской и женской фигурах, виртуозно нарисованных одной линией, не отрывая руки от листа.

Есть и выполненные им в карикатурном жанре работы. «В кафенио» написана акварелью по бумаге. Привлекает внимание непривычная работа с акварельными красками: без традиционной поэтичности материала и какой-либо прозрачности и легкости. Напротив, художник выписывает человеческие фигуры завсегдатаев кофейни и ее хозяина, уверенно работая штрихом и широкими мазками, с использованием насыщенного цвета.

Как я уже говорила, в залах с живописью и графикой «старой школы», дополняющим элементом является скульптура: в зале В. Иоаннидиса находятся несколько работ из гипса Хрисимоса Симеонидиса («Нимфа»), а также — абстрактная композиция из керамики Валентиноса Харалампуса (р. 1929) — одного из самых известнейших керамистов-киприотов, получивших большое международное признание.

А вот и другой мастер, явно испытавший на себе сильное влияние экспрессивного искусства А. Модильяни и его тяготение к африканской пластике, Ксанфос Хаджисотериу (1920 – 2003 годы) — его работа «Какопетрия» привлекает образностью, лирикой и теплотой отношения художника к образу знаменитой, древней деревни, что на Троодосе (подробнее об этой деревне читайте в нашем обзоре) — в образе вечно юной и печальной девы.

Другим мастером, на творчество которого также стоит обратить внимание, является представитель кипрского наивного искусства, Панайотис Киприану (1919 – 2001 гг.). Его картины наполнены драматизмом и эмоционально описывают наиболее трагичные, недавние страницы истории острова.

Пройдемте в зал справа от входа: здесь находятся работы Никоса Антониадиса (1925 – 1989 гг.), выполненные в духе импрессионизма и реализма (очевидно, ретроспектива разных лет). Его самой известной работой является написанный маслом по холсту «Портрет Архиепископа Макариоса Ш» (1966 г.). Здесь же есть романтичные и очень колоритные пейзажи, как например, «Синай» и «Египетский пейзаж» (масло, фанера).

По соседству с ним находятся всецело привлекшие мое внимание, очень живые и выразительные работы, выполненные в смешанной технике: акварель, пастель на бумаге. Это произведения одного из наиболее старых мастеров Кипра, Василиса Врионидиса (1883 – 1958 годы): жанровые сценки, портреты, натюрморты. Из наиболее интересных работ в собрании Галереи, на мой взгляд, стоит назвать «Церковь и колодец» и «Два граната» (напомним: гранаты являются очень символичным предметом для киприотов, олицетворяющим благоденствие, изобилие и ... плодородие) или вот, — полный нежности и тепла «Портрет девочки» (масло на фанере).  

Вторая (после Лукии Николаиду) женщина-художник из старых мэтров, которую мы встречаем в залах Музея: Авги Шакали (1916 – 1979 гг.). В абстрактной манере ею выполнены «Склоны холмов» — знаковое полотно, остановившись перед которым вы наверняка почувствуете мощь и красоту Троодоса, которые Авги с любовью передала через впечатляющие цветовые сочетания и широкую экспрессию мазка.

Завершив осмотр искусства прошлых лет, пройдя по переходу вы окажетесь в современной части экспозиции. Большие пространства трех этажей нового здания отданы под монументальные, яркие, полные экспрессии работы в основном молодых художников: киприотов и нескольких иностранцев, для кого Кипр стал второй родиной.

Молодые мастера

Так называют и действительно молодых художников Кипра; и тех представителей более старшего поколения, кто более современен для нас по сравнению с каноном «старой школы», тяготевшей во многом к реалистичным формам и к ранним модернистическим течениям и мастерам. Новые творцы осознанно не только ищут иных, нестандартных форм выражения, но и тематика их значительно меняется, да и материалы, используемые в воплощении той или иной арт-концепции не всегда относятся строго к «художественным». Как вы увидите, в новой части художественного собрания более многочисленная «молодежь» представлена буквально одной-двумя работами.

Вот работы Андреаса Параскева — символичные и пейзажные работы, как например, «Secret seashore...» (масло по холсту). Причем, дух времени отразился и на «составе» — здесь заметно прибавилось женщин-художниц. Например, картина Элени Вулу — «Фигура» (масло по холсту), изображение танцовщицы, исполняющей свой эксцентрично-экзальтированный танец, где абстрактный фон в красных сполохах вторит его ритму. Здесь много действительно необычных, ярких произведений. Например, Мария Ладомату с ее «Морским пейзажем» —монументальной работе, в палитре которой используются большие пятна локальных цветов.

Много абстракции: Дора Офи (Оти) — «Арена»: драматичное переживание сцены боя быков; Джон Корбидж (1935 – 2003 годы) — «Пейзаж».

Работы наших современников отличает и острая социальная направленность: размышления над местом творца в окружающем мире и его реалиях — монументальные и символичные работы в жанре неосюрреализма, автор: Клавдиус. Они сочетают в себе живописные и графические приемы (акрил, масло на шелковом холсте), а художник обращается к решению художественных задач, привлекая известные широкому зрителю образы.

Из современных скульпторов в собрании представлены: Федон Потамитис — с его «Любовью» — скульптурной группой, представляющей пару влюбленных (цемент, литье, 1967 г.).

Графика прекрасно представлена крупной работой (печать, графический дизайн, бумага) Алексис Темистоклеус — «Theomas».

Муниципальная художественная галерея в Лимассоле, Кипр

Никос Коккинес и Константинос Занетос — эти имена связаны с экспериментами со смешанными техниками: сочетание стекловолокна и масляной живописи по холсту.

В зале есть и графичная живопись Стелиоса Вотциса (1929 – 2012 гг.). Причем не только в данном собрании, но и по всему Кипру довольно широко представлено его творчество (практически в любой галерее и серьезном арт-салоне можно найти его работы). Его стиль принято называть «структурной абстракцией».

Далее вы увидите работу Андроса Христофилу — «Без названия».

Несомненно, большое внимание привлекут и отлитые из бронзы фигуры: «Пара-1» и «Пара-2» скульптора Веры Арлалиду.

Конечно же, как ни одна серьезная коллекция на Кипре, Галерея в Лимассоле не могла обойтись и без живописи известного авангардиста Стасса Параскоса (1933 – 2014 годы).

Стоит сказать, что среди работ современного искусства представлена и мозаика: Кулла Христу «Мечты» — современные технологии, где используются не только традиционные для мозаики смальта, камни, но и их сочетание с фактурным битым кафелем, что несомненно добавляет выразительности и динамизма работе художницы.

Таким образом, в постоянной экспозиции имеют место все более-менее современные направления в изобразительном (фигуративном и абстрактном) искусстве Кипра.

Обратите внимание: на первом этаже нового здания Галереи временно (как нам сообщили, до конца 2017 года) разместилась городская публичная библиотека Лимассола. Чем она интересна? Ну хотя бы тем, что имея прекрасное собрание литературы (богатый книжный фонд насчитывает 60 тысяч томов), только она предоставляет свои фонды для чтения и работы студентам и вообще людям приезжим. Во всех остальных книгохранилищах с вас в обязательном порядке при регистрации потребуют документ, подтверждающий постоянное проживание на Кипре. Сообщаем адрес, где можно будет найти «tourist friendly» библиотеку, если планируете побывать в Лимассоле, начиная с 2018.
Адрес библиотеки: угол улиц Айю Андреу и Георгиу Караискаки, Лимассол.

Побывав здесь мы обратили внимание на то, что читальный зал библиотеки оборудован не только для читателей. В ее помещениях также периодически проводятся занятия с детьми, в том числе и творческие (произведения детского творчества наглядно говорят об этом), а также уроки для школьников, и другие литературные мероприятия.  

Пройдя насквозь помещение временного хранилища и читального зала, и стараясь не шуметь, мы оказываемся на мраморной спиральной лестнице, уводящей посетителей вверх и вниз. К слову, для удобства посетителей в Галерее действует лифт.

Мы поднимаемся вверх, любуясь через большие окна на открывающиеся виды приморского Лимассола...

Частное собрание Вассилиадисов

Здесь вы можете ознакомиться с интересной коллекцией, переданной в дар Муниципальной галерее семьей Мариоса Вассилиадиса — коллекционера родом из Лимассола (точнее, экспонаты были переданы Б.М. Вассилиади и Аиг.Б. Вассилиади). Собиратель, видимо, в большей степени интересовался современным ему искусством и, по преимуществу, творчеством своих соотечественников, работавших разных направлениях. В связи с этим, произведения, собранные в коллекции представляют собой широчайший спектр всех течений и направлений, в которых пробовали свои силы и весьма преуспевали кипрские и греческие художники: от символизма, абстрактного искусства и романтизма до реализма и гиперреализма.

Нюанс: в данный момент какая-либо сопровождающая информация о собрании и его «жемчужинах» отсутствует. В будущем все залы планируют оснастить необходимыми поясняющими экспликациями. Однако всегда есть возможность обратиться к сотрудникам Музея.

Муниципальная художественная галерея в Лимассоле, Кипр

И вот, пока мы немного растерянно осматривались в залах, к нам поспешила «на помощь» одна из сотрудниц, госпожа Рания.

«... Как Вы видите, коллекция г-на Вассилиадиса очень разнообразна. Есть даже работы не только киприотов и греков, но и британца Джона Кобриджа (в нижнем зале находится одна из его картин, помните?).

Вот это работы известных мастеров-киприотов Андреаса Караяна (р. 1943), Андреаса Харалампидиса (р. 1939) и Стеллы Михаэлиду (р. 1941, она также родом из Лимассола и ее работам свойственен гиперреализм: виды Старого лимассольского порта).

А здесь можно видеть керамические скульптуры Памбоса Михлиса: как правило, это высокодекоративные, лирические произведения, изображающие отдельные фигуры, полуфигуры и пары. Его персонажи почти всегда (за редким исключением) имеют закрытые глаза».

Добавлю: те, кто хотя бы однажды бывал на Кипре и гулял по улочкам его городов, обязательно встречал работы Михлиса во многих галереях и арт-салонах (прим. Е. К-Т.)

Однако в данной коллекции мы встречаем и живописные работы П. Михлиса: нас в очередной раз поразила чувственность (как все творчество этого мастера), а также экспрессия и сочные цвета в полотне, изображающем Троодосские склоны в лучах заката, когда горы окутывает вечерний сумрак, краски теряют свою яркость и лишь кое-где золотятся в лучах уходящего солнца кроны деревьев...

Г-жа Рания улыбается и ведет нас дальше: «... да-да, это одна из моих самых любимых работ. В собрании находятся и другие произведения Михлиса — и там уже совершенно другая манера.

Вот несколько работ известной художницы Ксении Пантели (р. 1950): в них даже чувствуется влияние кубистической живописи Пикассо. (Мы сразу вспомнили его знаменитых «Авиньонских девиц» (1907 г., первая картина кубистического периода мастера, ставшая знаковым произведением в творчестве мэтра – Е.К-Т.) ...

Йоргос Эротокритос (1944 – 2013 гг.) — кипрский художник и его символические работы, как например «Двенадцать месяцев»: горизонтальный, имитирующий античный барельеф холст, где изображены фигуры совершенно обнаженных 12 молодых атлетов с могучими крыльями за спинами...»

Да, — сразу подумали мы, — а ведь в нашей интерпретации русской народной сказки все казалось куда более безобидным и невинным (это конечно, была шутка, вернее, ее доля...)!

Далее мы остановились у символического полотна «Три Мойры» — они же сестры-богини (Клото, Лахесис и Атропа) судьбы в греческой мифологии, прядущие нити человеческих судеб (они же норны — у скандинавов, и парки — у римлян).

Г-жа Рания продолжает: «... теперь мы находимся у картины живописца Стефаноса с изображением очень жизнерадостного сельского пейзажа. Как видите, мастер кладет масло на не загрунтованный лист фанеры (фактура дерева просвечивает сквозь легкий живописный слой, придавая картине истинный пасторальный оттенок и естественность). А сейчас мы посмотрим еще несколько образцов современного христианского искусства: вот икона «Айя Катерини». Вы заметили, что «окладом» для канонического на первый взгляд образа стало старое окно, вернее, его рама? Есть и еще одно любопытное и нетипичное произведение — тоже икона, «Айос Георгиос». Выполнена на грубой рогожке без грунта: Святой облачен в одеяния и тюрбан жителя Османской империи, ведь иконография этого образа восходит к местности в Греции, долгое время находившейся под турецким правлением — городу Янина, соименное местному озеру.

Ксанфос Хаджисотириу — это еще одно важное имя для кипрского искусства. (Вы уже видели его «модильяновскую» девушку — Какопетрию, верно?) А здесь как раз — продолжение религиозной тематики, ее новое осмысление мастером: женские фигуры предстают в причудливом экстатичном изломе, — эти работы напоминают великолепный витраж собора...

Кстати, хотела бы сообщить, что в залах собрания Вассилиадисов каждый четверг проводятся обучающие (образовательные) программы для детей от 8 лет. Сюда приезжают школьники не только со всего Лимассола, но также из окружающих деревень. С ними проводят занятия две учительницы... а вообще у нас бывают юные гости почти каждый день.»

Мы благодарим нашу провожатую и теперь спускаемся на самый нижний уровень экспозиции Галереи.

Историческая экспозиция: страницы героического прошлого

Что ж, оказавшись на полуподвальном этаже, вы попадете на постоянную выставку, посвященную борьбе кипрского народа против гнета британского правления: инсталляции, фотографии героев, живопись, скульптура, — все призвано возбудить в подрастающем поколении гордость за свою страну и интерес к истории. В принципе данная часть экспозиции — это, по сути, мемориальный комплекс. В зале расположено декоративное панно (живопись на холсте) патриотической направленности: диптих Андреаса Макариу (р. 1955) с изображениями главных героев и действующих лиц тех событий — «The outbreak of the Revolution».

Здесь также проводятся тематические занятия со школьниками, позволяющие юным гражданам осмыслить те социальные потрясения и катаклизмы, которые сотрясали их родину и впечатались навсегда в ее летописи. Многое посвящено деятельности ЕОКА (подпольная революционная организация греков-киприотов, стремившаяся воплотить чаяния большей части греческого населения острова о присоединении к Греции (энозисе) и тем драматичным событиям, что за ними последовали и сказались на осложнении взаимоотношений между обеими общинами населения: греческой и турецкой, исторически уже около 500 лет проживающим близкими соседями в одной стране.

Большое место в экспозиции уделено ее организаторами героическому образу Григория Афксентиу и другим национальным героям, а также замученным простым гражданам. Среди многих работ современных художников особое внимание привлекает, несомненно, инсталляция Эфи Папамихаил «With gold meters of the pages of history» (выполнена в смешанной технике, с печатью и тиснением).

Представлены работы художников Антониу Иоанниса (ИОАННИС, 1955 – 2013 гг.) с инсталляцией «Call to the fallen» («Зов к павшим»); Димитракиса Гирокостаса (р. 1943 г.) — керамическая композиция (красная глина, обжиг) «Off the Struggle». Здесь же присутствует обязательный для героической тематики собирательный образ кипрских матерей, многие из которых потеряли своих сыновей-солдат в годы борьбы за освобождение от гнета правления чужеземцев. Мы видим, что эта тема постепенно переплетается и с последующей — оккупации северных территорий острова Турцией в 1974 году, так же перевернувшей жизни и судьбы многих киприотов.  

Думается, что посещение этой части постоянной экспозиции будет интересно не только жителям Кипра, но и его гостям: для лучшего понимания менталитета киприотов, который находит отражение в их художественной культуре; и тех тем, что до сих пор поднимаются и осмысливаются в современном искусстве.


Адрес: ул. 28-го Октября (городская набережная), д. 311, Лимассол
Открыт: понедельник-пятница, 7:30 – 14:30
Вход: 2 евро, фото- и видеосъемки запрещены
Контакты: +357 25583383, +357 25586212, +357 25588401
Дополнительно: www.limassolmunicipal.com.cy


… Для тех, кому интересно:

Персоналии известных художников Кипра (представлены в Муниципальной Галерее Лимассола):

Адамантиос Диамантис (1900 – 1994 гг.) – авангардный художник современного искусства Кипра; и вместе с тем, он — известный художник-реалист, являющийся одним из «столпов» локального искусства. Все его творчество: от самых ранних пейзажей и до работ последних лет, — посвящено родному Кипру. Родился 23 января 1900 года в Никосии. В 1920-1922 гг. он учился в художественной школе, а затем поступил в лондонский Королевский колледж искусств, которое окончил с отличием в 1923 году (тогда же и там же получает первый приз за дизайн-проект). В 1926 г. он вернулся на Кипр и вплоть до 1962 года работал преподавателем в Панкипрской гимназии в Никосии. Одновременно он занимался развитием важных социальных и культурных мероприятий. Будучи членом Общества кипрских этнографических исследований, Диамантис собирает произведения народного искусства, которые впоследствии легли в основу создания коллекции и основания Музея народного искусства в Никосии, а сам культурный деятель стал его первым директором. В 1976 году он удостаивается премии Академии искусств в Афинах, а в 1993 г. — получает награду на родине, за достижения в области искусства. Мастер создал сотни картин, где на фоне его верности реализму наблюдается тяготение к абстрактным формам. Его ранние работы — эксперименты в ряде модернистских стилей, особенно — в области кубизма. Его картины, изображающие жизнь городов и селений острова, часто излучают смутное волнение: все персонажи находятся в напряженном ожидании. Художник принимал участие в международных выставках в различных европейских столицах: в Лондоне, Эдинбурге, Афинах, Софии, Праге, Будапеште, Берлине, Бухаресте, Белграде и Париже.

Адамантиос Диамантис - кипрский художник

Андреас Караян (р. 1943)

В ранние годы А. Караян изучал медицину в Афинском университете, который окончил в 1967 году. Он переехал в Лондон, где был покорен атмосферой поздних 1960-х. Так он оставил мечты о докторском поприще ради искусства, которому обучался в Центральной школе искусств (Камберуэлл). Затем художник прошел курс обучения графике в Германии и жил в Берлине в течение долгого времени. В 2001 г. он представлял Кипр на Венецианской, а еще через 5 лет, и на Каирской Биеннале. Он также иллюстрировал стихи К. П. Кавафи. С 1978 по 2004 гг. он связывал себя с журналистикой, театром и кинокритикой. После приглашения, полученного от Александрийской библиотеки в 2007 году, Караян поселился по соседству и выпустил серию произведений на Александрийские темы (они приняли участие в библиотечной выставке). Он является автором трех романов в переводе с греческого («Темные сказки»). В настоящее время он живет и работает в Никосии, а временами — в Александрии и Афинах.

Андреас Караян - кипрский художник

Андреас Макариу (р. 1955), будучи государственным стипендиатом, учился в Академии художеств им. С.А. Сурикова в Москве (1975-1979 годы). С 1979 года он работал в художественной Студии живописи и монументальной живописи, а затем и в Отделе монументального искусства «Тутевол». В 1982 г., защищая дипломную работу «Минутное безмолвие», он был удостоен первой премии Московской Академии художеств.

В 1985 году работы Макариу «Битва кентавров» и «Декамерон» получают «Гран-при» на 5-й Международной Триеннале живописи в Софии. В 1986 г. его награждают медалью на ART-EXPO в Нью-Йорке, в Центре Джейкоба Джавица.

В 1989 году художник становится участником Второго Европейского форума современного искусства в Европейском центре «Delphi», где представляет «Воспоминания из будущего». В 1991 г. им была основана Арт-группа «KATHODOS» совместно с художниками Сюзан Вергас, Риносом Стефани и Аристотелисом, — по изучению археологических объектов и природной среды.

В 1995 году он представлял Кипр на Каирской Биеннале своей работой «ECCE – HOMO». В том же году он принял участие в международном конкурсе «Art Addiction» в Стокгольме и получил награду за работы из той же серии «ECCE – HOMO».

Тогда же он принимает участие в выставке «IHTHIS», организованной Фондом Пьеридиса в сотрудничестве с Национальной галереей Греции. В 1996 году он приезжает в Канны с «героической» серией и экспериментальными работами.

Андреас Макариу — один из самых выставляемых современных художников Кипра, и, несомненно, — один из наиболее активных: большинство его произведений — экспонаты зарубежных коллекций. Мастер живет и работает в Пафосе.

Андреас Харалампидис (р. 1939)

Выходец из Пафоса, в ранние годы он учился в Королевском колледже искусств под руководством сэра Терри Фроста, и позднее начал собственную карьеру на высоком международном уровне. В настоящее время он широко известен как представитель так называемых кипрских «шестидесятников».

Его картины написаны с высоким мастерством «старой школы», и при этом они очень современны по духу. Он создал свой неповторимый изобразительный язык, который, по сути, основан на погружение в средиземноморскую культуру, «итальянцев» XVI века и «голландцев» XVII-го; а также на ранних работах Пикассо и Модильяни, искусстве средневековых фресок и мозаик Сиены и Пафоса. Во многом, большое влияние на творчество А. Харалампидиса оказали мифы и легенды Древней Греции.

К настоящему времени он провел множество персональных и групповых выставок в Афинах, Никосии, Лондоне, Александрии, Бейруте, Багдаде, Кувейте, Нью-Дели, в Амстердаме и Нью-Йорке. Его работы можно найти во многих государственных и частных коллекциях на Кипре и за рубежом.

Валентинос Харалампус (р. 1929) — керамист, из семьи традиционных гончаров (Фамагуста). В. Харалампус учился в Центральной школе искусств и ремесел в Лондоне. После того, как он получил диплом с отличием, работал в качестве технического помощника, а затем — в мастерской LEACH Pottery (1950-1951 гг.). В 1952 году художник вернулся на Кипр, чтобы помогать отцу, а спустя 5 лет, в 1957 г. он получил предложение от Министерства образования Ирака приступить к созданию кафедры керамики при Институте изящных искусств в Багдаде. В 1960 году ему было поручено создать аналогичную кафедру в колледже для девочек «Тахрир» там же, в Багдаде. В 1967 году керамист становится членом недавно созданной Академии изящных искусств Багдадского университета: здесь он возглавлял Отдел керамики (вплоть до 1983 г.). Позднее он вернулся на Кипр, хотя и поддерживает до сих пор творческие и дружеские связи с Ираком, где его всегда высоко ценили за вклад в развитие национального искусства, а также как прекрасного преподавателя и художника. Валентинос Харалампус по-прежнему сотрудничает в сфере культуры с Министерством образования и культуры Республики Кипр, принимает участие в развитии кипрско-арабских культурных отношений.

Василис Врионидис (1883 – 1958 гг.).

Художник родился в Лимассоле. В течение непродолжительного времени он учился в Академии Изящных искусств в Венеции (1900 г.). Там же он жил последующие 10 лет, занимаясь самостоятельными исследованиями и совершенствуя свою технику. В 1922 году он отправляется в Париж и на правах свободного студента посещает занятия в Академии Grande Chavmiere & Colarossi. Его работы много выставлялись на Кипре. Именно с Врионидиса, как считается, и началось современное искусство Кипра; его именем названа улица в Лимассоле.

Виктор Иоаннидис (1903 – 1984 гг.). Он учился в Школе Изящных Искусств в Афинах (1923-1929 гг.), преподавателями будущего художника стали Г. Яковиди, С. Викато и Николао Литра. Во время учебы Иоаннидис работал в качестве штатного карикатуриста в газетах Ελεύθερος Τύπος (1923-1924 гг.) и Ελληνική (1925-1929 гг.); а также иллюстратором в Большой Греческой Энциклопедии. В 1930 году художник вернулся в Лимассол, и через 6 лет основал здесь совместно с Г. Фасулиоти «Ателье» — первую на Кипре мастерскую дизайна и рекламы. Вместе они занимались публикацией сатирической газеты «Тο Γέλιο» (1936-1937 гг.). Он также работал в качестве учителя рисования в школах (1931-1933, 1942-1965 годы). В его творчестве доминирует пейзаж и сцены из сельской и городской жизни. Он проявил свое мастерство также в жанре портрета, натюрморта и ню. Произведения мастера были широко представлены как в индивидуальных, так и в групповых выставках на Кипре и за рубежом (в Греции, Египте и в других странах). В 1963 году он представлял Кипр на Александрийской Биеннале.

Виктор Иоаннидис - кипрский художник

Джон Корбидж (1935 – 2003 гг).

Художник родился в Англии, в ранние годы проходил обучение в школе Slade в Лондоне. Позднее Кипр становится для него вторым домом. Его произведения, созданные при значительном влиянии на талант Корбиджа творчества А. Диамантиса, объездили много стран, где всегда получали положительные отзывы публики и критиков. Чаще всего он выставлялся в Италии. Работы художника отличаются богатством палитры и великолепным чувством формы и композиции. Он отдавал предпочтение элементам искусства Византии и древних цивилизаций, — стремясь «синхронизировать» их в своем творчестве. В лимассольской Галерее мы только что видели его «Пейзаж».

Димитракис Гирокостас (р. 1943).

Художник родился в Беллапаисе (регион Кирении). Там он и проживал вплоть до 1974 года, когда из-за турецкой оккупации его семейству пришлось бежать. Гирокостас — представитель наивного искусства, работающий с традиционной керамикой. Он является членом художественного объединения Е.КА.ТЕ.

Ранние годы, которые будущий мастер провел в окружении великолепных пейзажей, оказали влияние на сложение оригинального стиля в искусстве — обращении к народным истокам фольклорного искусства и мировосприятия киприотов. К тому же результаты археологических раскопок поселения Вуни (датируются 2500 – 1900 гг. до н.э.), обнаруженные возле Беллапаиса и выставленные в Археологическом музее Кипра (Никосия), также произвели сильное впечатление на юношу. 27 декабря 2004 года Президентом Республики ему был вручен диплом «за вклад в формирование современной культурной самобытности Кипра». Наиболее известны его композиции из красной керамики (находятся в Галерее в Лимассоле).

Йоргос Эротокритос (1944 – 2013 гг.) — уроженец деревни Ламбуса (рядом с Киренией). Обучался изобразительному искусству в Афинах и в Лондоне. По окончании учебы он переезжает в Афины, где занимается живописью и одновременно с этим изучает реставрационное дело и резьбу по дереву. Позднее он возвращается на Кипр и уже с 1980 г. и до конца своей жизни художник жил в Лимассоле.

Ксанфос Хаджисотириу (1920 – 2003 гг.) был известным греческим художником и дизайнером интерьеров. Родился в Фамагусте, в молодые годы изучал бизнес в университете Бейрута (1938-1940 гг.). Позже обратился к изучению искусств в Центральной школе искусств и ремесел в Лондоне (1951-1953 гг.); а затем — и к дизайну интерьера в Byam Shaw School of Art (1959 г.). Хаджисотириу провел множество выставок на Кипре и на международном уровне: персональных и групповых. Например, в Фамагусте его работы поступили и представлены в настоящее время в постоянной экспозиции в «Manastiri»; позднее он выставлялся в Peter's Gallery в Лимассоле, где и жил последние годы. Художник за свое творчество получал множество наград, имел мировое признание.

Ксения Пантели (р. 1950): родилась в Никосии. Училась в школе изящных искусств Ecole des Beaux-Arts d’ Aix-en-Provence во Франции с 1969 по 1973 годы. Там же в 1972 году была награждена дипломом изящных искусств (Attestation d’ Etudes Plastigues), и в следующем году получает Национальный диплом изящных искусств. Вскоре К. Пантели возвращается в Лимассол, где преподает рисование в средних школах (вплоть до 1986 года). В 1979 году вместе с другими художниками она создает «Мастерскую искусств» в Лимассоле. Выставляла свои работы на нескольких персональных выставках.

Лефтерис Эконому (1930 – 2007 гг.)

Будущий художник родился во Френаросе. Обучение искусствам проходил в школе Св. Мартина, с 1949 по 1950 годы. Позднее были годы учебы в колледже Sir John Cass в Лондоне (1950-1954 гг.) и художественном колледже Gold Smith's School of Art при Лондонском университете (1954-1955 гг.). В 1953 году он был награжден Национальным дипломом в области дизайна.

Лефтерис Эконому - кипрский художник

Лукия Николаиду (1909 – 1993 гг.)

Родилась в Лимассоле, по окончании средней школы она поступила в школу искусств ABC в Париже, изучив за год азы живописи по переписке. В 1929 году она стала первой женщиной-киприоткой, отправившейся учиться за рубеж, а именно в Академию Коларосси, Париж. Затем Николаиду прошла экзамен в Высшую Национальную школу изящных искусств, где обучалась в знаменитой мастерской профессора Люсьен Саймон. После ее окончания молодая художница вернулась на Кипр: вскоре здесь состоялась ее первая персональная выставка в апреле 1933 года в особняке Пападопулосов, в Никосии. Интересно, что реакция местной публики на ее творчество была негативной. В 1937 году она уехала с Кипра в Лондон, к старшей сестре. В 1939 году Л. Николаиду участвовала в групповой выставке с известными мастерами, и именно там ее работы произвели прекрасное впечатление. Спустя некоторое время, после того как Лукия вышла замуж за судовладельца Иоанниса Вассилиу, она постепенно отошла от художественной деятельности.

Стасс Параскос (1933 – 2014 гг.) — один из наиболее известных кипрских мастеров, родом из Анафотии, деревни под Ларнакой. Стиль живописи Параскоса носит фигуративный характер, хотя и не натуралистический. Он использует яркие цвета, работая над сценками, — все родом из его кипрского детства. На него также большое влияние оказали византийское церковное искусство Кипра и выдающиеся французские мастера, такие как Поль Гоген и Анри Матисс. Работы Параскос выставлялись во многих странах, в том числе, в Великобритании, Греции, США, Бразилии, Индии, Дании. В 2003 году ему была посвящена книга выдающегося историка искусства Норберта Линтона. Его работы сегодня находятся в государственных коллекциях Кипра, Национальной галерее Греции, Коллекции художественного совета Англии, в Художественной коллекции Университета Лидса, Городской художественной галерее Лидса и в Тейт-галерее (Tate Britain), в Лондоне. В 2008 году он был награжден почетной степенью доктора Университета Болтона за заслуги в области искусства и художественного образования. В 2017 году состоялась посвященная творчеству Параскоса большая выставка в художественной галерее Пафоса в рамках проекта European Capital of Culture.

Стасс Параскос - кипрский художник

Стелиос Вотцис (1929 – 2012 гг.), родившийся в Ларнаке, уже в ранние годы он продемонстрировал талант к рисованию. Первые выставки он начал организовывать еще учась в Панкипрской коммерческой школе. В 1949 г. по окончании школы он отправился в послевоенную Англию, чтобы воплотить свою мечту изучить искусство (в Школе искусств Св. Мартина, затем — в колледже сэра Джона Касса и Королевской академии изящных искусств). Отличался большой требовательностью к собственному творчеству: в юности он однажды уничтожил почти все свои картины. Сегодня его полотна можно найти в ряде коллекций, в том числе в Национальной галерее и в Министерстве культуры Греции, в Президентском дворце на Кипре и в других общественных и частных собраниях на Кипре, в Греции и за их пределами. Много сотрудничал с художником Стассом Параскосом: оба художника нередко создавали совместные произведения, сохраняя свои стили, — эти картины сегодня известны как «помишиарика» (кипрский диалект для обозначения двойного авторства). Некоторые из этих совместных работ выставлялись в Никосии в 2007 году на выставке, открытой британским историком искусства Норбертом Линтоном. Вотцис получал премию Раскина в области рисования и бронзовую медаль (Европейская премия) в живописном конкурсе, который состоялся в Остенде-Бельгии в 1973 году. За свой вклад в развитие культуры Кипра он был удостоен ежегодной почетной награды Министерства образования и культуры Республики Кипр.

Таким образом, Стелиос Вотцис был одним из ведущих деятелей современного искусства на острове, соучредителем Объединения кипрских художников (Е.КА.ТЕ).

Стелла Михаэлиду (р. 1941) — художница из Лимассола. Училась в Афинском Технологическом институте и позднее продолжала обучение изобразительному искусству в Академии де ла Гранд-Шоумье (Париж). Выставляет свои работы на Кипре и за рубежом (выставки проходили в Греции, Югославии, Германии, Венгрии, Монако, Ираке и Австралии).

Такис Франгудис (1901 – 1978 гг.) — уроженец Лимассола. Посещал классы живописи в Высшей школе изящных искусств в Афинах под руководством профессоров К. Яковидеса и Б. Бокациамбиса. Художник писал обзоры и статьи по истории искусства. Выставлял свои произведения как на Кипре, так и за рубежом (в Греции и Великобритании).

Телемахос Кантос (1910 – 1993 гг.) родился в деревне Алона, горного района Пицилия на Кипре. Историками искусства он признан «отцом» современной кипрской живописи. Его работы характеризуются разнообразием, однако его излюбленными мотивами были холмы, окружающие родную деревню. Некоторые из его самых запоминающихся работ посвящены драматизму турецкой оккупации Кипра в 1974 году, где он описывает страдания киприотов-беженцев, вынужденных бросать свои дома и терять близких. Мы видели две ксилографии Кантоса «Девушка у фонтана» и «Девушка под ореховым деревом».

Христофорос Саввас (1924 – 1968 гг.)

Художник родился в деревне Марафовуно. В юности он изучал искусство в лондонской школе Св. Мартина (1947-1953 гг.), затем — в Париже, в Академии Андре Лотэ (1956-1959 гг.). Вернувшись на Кипр он развил активную и разнообразную художественную и культурную деятельность. В 1955 году Саввас основал Объединение художников и в 1960 г. вместе со своим другом, шотландцем Гленом Хьюзом открыли галерею «Решение». Его работы принимали участие во многих персональных выставках. Он также принимал участие во многих групповых выставках на Кипре и за рубежом: например, в Париже, Лондоне и Бейруте (в экспозиции мы видели его «Сломанный крест»).

Христофорос Саввас - кипрский художник

 

До новых встреч!