погода:
Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC

Вы здесь

Музеи Лимассола: Его Величество Театр
Музеи Кипра

Его Величество Театр
Музеи Лимассола

244

Театральный музей Кипра был открыт 26 марта 2012 на основе частной коллекции известного гражданина и заядлого театрала Никоса Николаидиса. Постоянная экспозиция, включающая в себя редкие и уникальные экспонаты (костюмы, афиши, макеты декораций, эскизы, видео- и архивные материалы), рассказывает о знаковых этапах в развитии театра на острове, о выдающихся постановках и т.д.

Яркая, современная и многоплановая экспозиция включает игровые моменты: Музей будет интересен как взрослым, так и маленьким ценителям искусства.

Ведь вы вместе с детьми можете не только интересно провести время и побывать на экскурсии, но и попробовать себя, что называется, «в образе» актера или актрисы на подмостках импровизированной «сцены».

В 1987 году Никос К. Николаидис (1909 – 1989 годы) оптик по профессии и талантливый, по воспоминаниям современников, актер-любитель, подарил свою редкую театральную коллекцию и архив муниципалитету Лимассола. Так был заложен фундамент для создания будущего Музея, призванного увековечить историю местного театра.

В течение всей жизни, будучи вдохновенным театралом, Н. Николаидис систематически собирал различные артефакты и материалы, относящиеся к постановкам и сфере театрального искусства на Кипре в целом.

Музей театрального искусства в Лимассоле, Кипр

В 1989 году начался процесс поиска подходящего места под музейную экспозицию. После щедрого пожертвования бывшей типографии Куваса, сделанного Паносом Соломонидисом муниципалитету Лимассола, там начал функционировать Культурный центр «Соломонидис», который открыл свои двери в 2010 году.

А с 2012 года здесь находится Театральный музей Кипра, в котором, помимо коллекции Николаидиса, находятся папки архивов Йоргоса Филиса по истории Организации по развитию театра (OTHAK); фотоархив Йоргоса Ватилиотиса; собственные документальные материалы Кипрской Театральной организации (ТНОС); а также экспонаты из частных собраний некоторых профессионалов от театра и театральных компаний, которые подарили или передали во временное хранение различные предметы.

Итак, экспозиция Музея представляет историю деятельности разных театральных коллективов на Кипре с древних времен (эллинистическо-римского периода, кон. IV – III вв. до н.э.) и вплоть до современности. Через исторический экскурс и различные аспекты, представляющие великолепный и призрачный мир театра; а так же благодаря труду и таланту тех, кто создает это искусство иллюзии, — перед глазами посетителей разворачивается настоящее действо.

Посетителей любого возраста ожидает увлекательное и красочное путешествие по основным этапам развития театра на Кипре, с акцентом на периоды, ставшими знаковыми.

История развития современного театра на Кипре

Считается, что Театр в современном понимании начался на острове с появлением здесь британцев, после 1878 года.

Интересно, что первый театральный спектакль был сыгран в 1880 г. в военном лагере в Троодосе, — о чем упоминалось в книге «A Historical Recollection of a Bygone Age through engravings», автор — Г. Лазаридис (на греческом языке). Эта постановка прошла на площадке под открытым небом; причем женскую роль в ней исполнил актер-мужчина.

Начиная с 1920-х годов, знаменитая Панкипрская гимназия задавала тон в области образования на Кипре, которое было сориентировано на ценности эллинизма и следовало основным положениям греческой школьной программы. В результате, в стране возникла благодатная почва для деятельности многих выходцев из Греции. Среди них были и греческие театральные труппы, которые в значительной степени «взвалили на себя» бремя развития театральной жизни Кипра в период с 1878 по 1940 годы, организуя здесь гастроли: греческие постановки и шоу шли на острове в течение нескольких месяцев в году. Актеры давали спектакли в городах и в деревнях, причем, с тем же репертуаром, с которым они выступали в Афинах, Константинополе, Смирне и в Александрии. Единственная разница заключалась в том, что на Кипре особым спросом пользовались многочисленные патриотические пьесы, которые подвергались жесткой цензуре в районах, входивших в Османскую империю.

Интересно, что самые популярные и масштабные театральные спектакли, которые ставили в этих «центрах эллинизма», были привезены на Кипр за 20 лет до появления на Кипре лучших книгопродавцев. Романтические комедии начали играть здесь практически одновременно, с теми, что представляли в Афинах: например, постановка «Фортуна Марулы», — ее играли в Греции в 1891 году, а на Кипре — в 1893 г. Однако самым главным фактором в области становления и развития местного театра стало постоянное присутствие греческих театральных компаний на Кипре. Не удивительно, что на практике местный любительский театр (в том числе и драматический) следовали образцу греческих мэтров.

Музей театрального искусства в Лимассоле, Кипр

С начала XX века и вплоть до 1940-х годов греческие театральные труппы различного профессионального уровня постоянно и непрерывно прибывали на остров. Среди известных театральных объединений в те годы стоит назвать следующие: «Pancyprian», где служили еще молодой тогда Эмилиос Веакис, Ксенофонт Исайя, супруги Гонидис (сезон 1906-1907 гг.); театральная компания Розалии Ника, Эдмонда Ферста и Джулиуса Липиниотиса (1912-13 гг.); театральное объединение Эмилиоса Веакиса и Христофороса Незера (1923 год); «Kotopouli Rex» (в 1927 г.) с участием того же Э. Веакиса, Перикла Гавриелидиса, Василиса Логофетидиса, Алексиса Минотиса; театр «Argyropoulou» (в 1930 году), актерская труппа «Апостилидис & Фемистокл Незер & Кимис Раптопулос» (1935 г.); и наконец, театральная компания Алики – Мусурис, в 1938 году.

Эти театральные коллективы, а также многие другие исполняли пьесы довольно широкого репертуара: романтические комедии и классические греческие комедии, трагедии и драмы (особенно был популярен «Царь Эдип» (в исполнении Эдмонда Ферста, Эмилиоса Веакиса и др.), а так же пьесы иностранных великих авторов — Шекспира и Мольера; патриотические спектакли и ревю (например, бесконечные, по воспоминаниям очевидцев, шоу «Panathenaea» — оперетты, которая выдержала сезоны: с 1920-х по 1940-е гг.), и конечно пьесы более современных греческих и зарубежных авторов (Ксенопулоса, Ласкариса, Синодиноса и Спироса Меласа, Ибсена, Оскара Уайльда, Берштейна, Л.Н. Толстого).

Поговорим теперь о местном театре, начинавшему на любительском уровне, и которому вскоре предстояло пройти этап профессионального становления.

Любительские театры и самодеятельные коллективы школьной драмы, творческая деятельность которых была посвящена исключительно искусству старинной пьесы, — все они находились в ведении различных организаций и клубов, в том числе политической и социальной направленности, которые использовали театр для продвижения своих идеалов и ценностей. В начале XX века остров был во власти так называемого «церковного спора» между двумя лагерями: «Любовь к людям» и «Кипрская Ассоциация». Члены одного из них заняли непримиримую позицию в отношении англичан-колонизаторов, в то время как представители другой приняли примирительную точку зрения к иностранным правителям, — тем не менее, оба они вели насыщенную театральную деятельность и в течение года ежемесячно ставили по нескольку новых спектаклей.

Итак, Кипр все еще находясь под британским правлением, одновременно с этим был сориентирован на ценности эллинизма, — все это внесло значительный вклад в театральное искусство на острове, существенно обогатив его.

Интересно, что первая пьеса для постановки на Кипре была написана так же киприотом Петросом Праксисом. Стоит так же упомянуть о братьях Макридис. Они написали несколько сценариев к кипрскому ревю в 1918 году, которое прошло во всех городах: начиная с Пафоса, а затем немного спустя творческие объединения представили его в Лимассоле и Ларнаке.

После 1920 года и под влиянием новых социально-политических идей, а именно Октябрьской революции в России, возникли профсоюзы трудящихся (в Лимассоле и Никосии), в том числе и в области театра.

В годы Второй Мировой войны, а именно в 1942 г., в Никосии был организован профессиональный театр в Никосии, в становлении которого принимал активное участие поэт-киприот Костас Монтис (о нем мы расскажем подробнее).

Музей театрального искусства в Лимассоле, Кипр

Костас Монтис (1914–2004 гг.) — известный кипрский поэт, романист и драматург родом из Фамагусты, оказавший большое влияние на последующие поколения драматургов и писателей. В 1942 году он прибыл в Никосию и совместно с Ахилеасом Лимбуридисом и Фивосом Муссулидисом основал первый на Кипре профессиональный театр «Лирико». Однако, уже в 1944 году театр закрылся и Монтис вынужден был вернуться в Морфу, где вплоть до 1947 года он выпускает газету «Свободный Голос» (Ελεύθερη Φωνή). В 1948 г. он был назначен редактором газеты «Этнос»; а с 1953 г. он начинает самостоятельно издавать Cyprus Trade Journal, на греческом и английском языках. Во время борьбы за независимость Монтис примкнул к подпольной организации киприотов EOKA в Никосии. После обретения Кипром независимости, в 1961 году писатель получает назначение на пост главы по туризму, который он занимал до 1976 года.

Главной и самой знаменитой пьесой, написанной им, стала «Вход в стресс запрещен» (Απαγορεύεται η είσοδος στο άγχος), 1973 г.

Он получил широкое признание и многочисленные награды, его книги были переведены на несколько языков. К. Монтис имел почетные докторские степени от Университета Кипра и Афинского университета. Он был так же номинирован на Нобелевскую премию, а в 2000 году его объявили членом-корреспондентом афинской Академии, за интеллектуальные заслуги.

«В течение непрерывной литературной деятельности, за 70 лет Монтису удалось мастерски изобразить подлинные ритмы, накал и глубочайшие исторические и эмоциональные колебания души, дыхание Кипра и его людей... Он использовал все богатство лингвистической, исторической и культурной традиций большого эллинизма, отраженные в его творчестве с небывалой поэтической силой, демонстрируя неизменный характер глубинных ценностей греческого народа» (из доклада проф. Николаса Кономиса). Больше информации здесь

С 1945 по 1955 год прошла еще одна массовая волна прибытия на остров актеров греческого театра. Это было время, когда Греция столкнулась с серьезными социальными и экономическими проблемами (последствия немецкой оккупации, гражданской войны и последовавшего за этим голода). Те, кто служил в театрах, были вынуждены искать работу в греческих диаспорах за пределами страны. Ряд театральных трупп посетили Кипр в этот период: театр «Манолиду & Арони & Хорн» и «Вембо» в 1945 году, театральное объединение «Какопули» в 1946 году, театральная компания «Катерина» и «Национальный театр» в 1947, «Анна и Мария Калута» (1949 г.), «Марика Котопули кампани» (1951 год), «Мимис Фотопулос»; а также «Ламбети & Папас & Хорн» и «Димитрис Мюра» — театры, посетившие Кипр в 1954 году. Разумеется, вся эта активная и временами безудержная деятельность греческих актеров, равно как и присутствие многих ведущих имен значительно ограничивали усилия местных театров, стремившихся к расширению и развитию.

Таким образом, поскольку в период британского правления не было принято ни одного законодательного акта, регулирующего развитие искусств, события в художественной и культурной жизни Кипра тех лет происходили стихийно — в результате деятельности как отдельных греческих и кипрских артистов, упомянутых выше; так и силами художественных организаций и объединений, которые сумели поддержать кипрский театр «на плаву». Сразу после войны Коммунистической партией Кипра АКЕЛ (Прогрессивная партия трудового народа) было создано первое театральное училище «Прометей», в становлении которого вновь приняли участие выходцы из Греции, Адамантиос и Мэри Лемос.

Не стоит забывать, что Кипр достаточно удачно расположен на важных морских путях, в том числе и на «большом театральном», который начинался в те годы обычно в Константинополе или Смирне, продолжался в направлении Кипра, с последней остановкой в Египте или на территории греческих общин в Палестине. Однако, после 1960 года в связи с обретением Кипром независимости ситуация изменилась.

С момента основания Республики Кипр (1960) и в последующие годы ситуация стала резко меняться. В 1961 г. была создана Театральная Организация (OTHAC), финансируемая правительством Республики Кипр и Правительством Греции. OTHAC пытался работать на основе правил театральной практики и первое время это получалось, но вскоре он сдал позиции, ограничив свой репертуар фарсовыми пьесами (шоу).

Музей театрального искусства в Лимассоле, Кипр

Одновременно с греческими идеалами и театральной школой, на Кипре активно сосуществовала и развивалась турецкая традиция театральных представлений, поддерживаемая и культивируемая общиной турок-киприотов.

В 1920-х годах во всех крупных городах острова существовали турецко-кипрские театральные труппы, которые время от времени давали представления.

Среди многочисленных спектаклей по пьесам турецкого драматурга, поэта и переводчика Намыка Кемаля (1840-1888 гг.), которые шли вплоть до 1963 года, стоит назвать: «Родина», «Факел», «Пастух», «Жертвы лжи», «Чудо» и другие. Большой популярностью пользовались постановки по произведениям турок-киприотов, таких как Авукат Фадиль Ниязи Коркут, Хикмет Афиф Маполар, Назим Али Илери, Исмаил Хикмет Эртаглан, Осман Талат и др. В течение последних 50 лет театральные постановки турок-киприотов шли в кинотеатрах. Одним из важных успехов турецкого театрального сообщества киприотов принято считать радиопостановки «Alikko» и «Caher». Интересно, что персонажи постановок турко-кипрского театра говорили на распространенном в селах диалекте прошлых лет, что было символичным для турецкоязычной аудитории.

В труппах были также заняты и женщины. Некоторые из них стали знамениты: Минэ Синуй — звезда популярного телесериала «Bizimkiler» — транслировался на турецком телевидении; Айхатун Атечин, которая прославилась своим успешным выступлением в монопостановке по Вилли Расселу (р. 1947 г.) «Ширли Валентайн» (в 1993 году).

В наше время на острове действуют так же несколько иностранных актерских коллективов и театральных трупп. Например, ACT — старейшая англоязычная любительская театральная труппа на Кипре, базирующаяся в Никосии. Основанная в 1982 году, за прошедшие годы труппа поставила и переиграла многочисленные постановки: от фарса до трагедии. Свою миссию актеры (киприоты и иностранцы) видят в служении продвижению англоязычной драмы на Кипре. Президент — Джейн Биуэйтерс.

В Музее

Открывая металлическую дверь современного здания, выстроенного в индустриальном стиле, вы сразу же попадается в мир кулис и театрального закулисья: в полумраке пространства постоянной экспозиции софиты как лучи рампы выхватывают экспонаты, имевшие богатую историю, — невозможно не почувствовать эту скрытую жизнь, запечатанную теперь уже навсегда за витринами и запечатленную на старых фото ... однако несущую на себе сильный отпечаток эмоций героев постановок, их жизни и, конечно, искусства перевоплощения актеров.

Основные характеристики современного греческого и кипрского театров, как мы уже знаем, — тяготение к античному наследию. Стоит сказать, что театр древней Греции — основа театрального искусства не только в этих странах, но и всего мирового театра (известно, что история развития античного театра охватывает почти тысячу лет (VI в. до н. э. – IV- нач. V вв. н. э.). Именно в ту эпоху возникло будущее европейское театральное искусство: появилась драматургия, сформировались принципы актёрского искусства и оформления спектакля, сценическая техника, к тому же, начали использовать стационарные конструкции и сооружения. Театр занимал важное место в жизни древних греков, он был «трибуной» для широкого распространения новых идей и взглядов, освещения острых проблем. Благодаря этому драматическая поэзия (трагедии и комедии писались стихами), значительно потеснила другие жанры.

Концепция современной экспозиции предполагает неспешное движение между витрин, стендов и дисплеев, — так постепенно вы погружаетесь в «иную» реальность атмосферы игры, искусства и легенд. Первая часть — историческая составляющая (от 330-300 гг. до н.э.): ретроспектива развития греческого театра с древности, где представлены чертежи и планы древних амфитеатров (в том числе и Курион) и рассказывается о том, как и какие пьесы ставили в прошлом, и так вплоть до нашего времени: 1980 – 2000-е годы. Рядом — информация о деятельности Кипрской театральной организации [Прим.: целью создания ТНОС является продвижение драматического искусства на Кипре, культивирование театральной культуры и содействие развитию сотрудничества кипрских актеров с иностранными: в Греции, России и других странах. Это полугосударственная организация, под руководством Министерства образования и культуры Кипра, деятельность которой регулируется девятью членами Совета директоров, назначаемого сроком на тридцать месяцев, — Е.К-Т.].

В собрании Музея на сегодняшний день можно найти: фотографии, печатные материалы (газеты с анонсами, постеры, программки и афиши), макеты к спектаклям, эскизы, реквизит и костюмы, аудиовизуальные материалы, — все то, что дает посетителям возможность совершить виртуальную экскурсию в историю театра страны; а также познакомиться с театральной «кухней».

Здесь представлены все искусства, которые в синтезе создают театр, каким мы его знаем: литература (драматурги), музыка (композиторы и музыканты), хореография и вокал (танцоры и певцы), изобразительное искусство (сценографы) и другие... А главным носителем «драматического действия» является, конечно актер.

Витрины: самые первые из них представляют среди прочего наиболее ранние из сохранившихся до нашего времени театральных программок (1912 год, театр «Афинеон»). Они, а также эскизы Телемаха Кантоса (1940-х гг.), одни из костюмов участников хора производства Аякса (Ajax) (THOC, 1973 год) и макет сцены к пьесе «To Neron tou Dropi» (THOC, 1974 г.) являются одними из самых старых экспонатов на выставке в данном разделе.

Интересно: своеобразным, узнаваемым сегодня на Кипре символом Музея стал силуэт известного театрала и актера-любителя — Никоса Николаидиса: вы увидите увеличенное старое фото, где он предстает в образе персонажа пьесы времен 1940-50-х гг ... и тут же перед ним — манекен, повторяющий позу и одетый в тот же сценический костюм.

Музей театрального искусства в Лимассоле, Кипр

Старейший постер в собрании — 1879 года — единственный, который не относится к кипрскому театру, а к греческому: «Бабилония».

Далее, идет раздел о сцене: фото и макеты, эскизы и готовые костюмы, сцены к спектаклям.  

Один из этапов предварительной работы над будущим спектаклем — создание эскизов декораций и костюмов к пьесе: сценографом создается макет сцены с декорациями, разрабатываются костюмы — будущий художественно-пластический образ спектакля.

Макет декорации сцены. Музей театрального искусства в Лимассоле, Кипр

Знаете ли вы: театральная сцена, какой мы привыкли ее видеть, существует без особых изменений с XVII века.

Во многих витринах-окнах мы видим эти «коробки»-макеты. Далее, на фото можно видеть, как идеи художника воплощались на реальной сцене (рядом представлена архивная документация о прогонах спектаклей, об актерском составе, эскизы костюмов, да и сами костюмы).

Деталь: на афишах 1950-х гг., например, под фотографиями многих актеров-мужчин указаны их имена и фамилии... а вот актрис публика знала только по именам «Эви», «Ольга» и так далее (и до сих пор неизвестно: были они настоящими или сценическими псевдонимами). Почему, спросите вы? Дело в консервативности традиционного общества, которым до сравнительно недавнего прошлого был и Кипр. Женщинам довольно долго без мужского сопровождения было неприлично даже появляться на улице, не то, что «представлять» в театрах.

Однако не только актрисы скрывали свои фамилии... как мы узнали даже костюмеры и портные, кто шил великолепные произведения театрального искусства, до недавнего времени были неизвестны: не принято было указывать их имена. Сотрудник Музея нам сообщила, что именно сейчас, когда на выставку приходят многие... среди посетителей встречаются и те, чьими руками создавалась магия театра: они же иногда приносят в дар и другие свои творения. В экспликациях вскоре появится недостающая информация о театральных костюмерах и портных.

Раз уж мы заговорили о костюмах, многие из музейного собрания относятся, по преимуществу, к постановкам на античную «тематику» и к пьесам европейских драматургов Мольера (Жан-Батист Поклер, 1622-1673 гг.), Карло Гоцци, Ф. Шиллера и другие.

Идем дальше: спектакль по трагедии Эврипида (480-е – 406 г. до н.э.) «Троянки». Режиссер-постановщик (Харис Кафкаридис) и сценограф придерживаются современного языка представления и повествования в классической пьесе. Так, на макете мы видим необычное решение: на заднике и боковых планах сценических конструкций размещены фотографии греков-киприотов, пропавших без вести в 1974 году в результате турецкого нашествия. Режиссер использует язык аллегории: проводя параллель между кипрской и троянской трагедиями. Здесь же мы видим костюм Елены Троянской, дочери Леды (Немесиды) и Зевса (датирован 1992 годом).

Откуда появились эти костюмы, из какого материала и кто создавал их? Это зависит от их происхождения: некоторые театральные костюмы, представленные в экспозиции, — часть коллекции ТНОС. Они были задействованы и создавались для спектаклей, которые шли в Национальном театре. Их шили с использованием дорогих материалов: ручного кружева, множества речных жемчужин, шелка (привезенных из-за рубежа). Организация конечно же имеет и свои мастерские, и мастеров... а вот их имена сейчас можно узнать лишь отчасти: только когда, как мы сказали выше, сами портные либо те, кто знакомы с их работой, приходят в Музей и сообщают сотрудникам их имена. Так, по словам сотрудницы Музея, совсем недавно пришла одна дама — единственный мастер, работающая в оригинальной манере изготовления театральных костюмов — вязании свободной вязкой из лент и шнуров — имитация кружева и материй с «налетом древности»: в экспозиции находятся две ее работы — один массивный черный наряд с маской и перьями, и другой — белый и воздушный (все они к греческим трагедиям).

Костюмер Клара Захараки Георгиу — так зовут этого замечательного мастера.

Постепенно мы переходим в «зону» комедии. И конечно, первые персонажи — из комедии Аристофана (444 – 380 гг., знаменитые лягушки — для пьесы «Лягушки», гипертрофированная женская фигура и ломтики гигантского арбуза — элементы сценического убранства к комедии «Женщины на празднике Фесмофорий»).

Музей театрального искусства в Лимассоле, Кипр

Далее мы неожиданно обнаруживаем отголоски истории и культуры Кипра в одной из масок из папье-маше: по сути это — массивный костюм (верхняя часть поддерживается специальной конструкцией) — имитация древней кипрской керамики (сотрудник Музея сказала, что эта фигура изображена на кипрских 2 евро — т.е. прообразом к ней послужил Помосский идол, либо подобное ему изваяние). Здесь же широко использована техника макраме (на многих, кстати, театральных костюмах на Кипре, так или иначе связанных с историей, либо в пьесах на античную тематику).

Вслед за ней — очень интересный фрагмент: представлены костюм и маска Женщины-вороны (к комедии дель арте Карло Гоцци (1720-1806) «Ворон»), а рядом находится дисплей, на котором происходит впечатляющее перевоплощение актрисы в некое фантасмагорическое существо, подобное птице: от нанесения сценического макияжа, до облачения в довольно сложный костюм — подобие некоего остова, фрагментарно покрытого материей, и представление фрагмента пьесы.

Теперь пришло время отдохнуть и немного развлечься: перед нами стойка с театральными и маскарадными костюмами и шляпами, — можно выбрать любой и представить себя актером или актрисой, готовящимися к выступлению. Здесь очень много времени проводят школьники (они имеют возможность потрогать, примерить, поиграть и вообразить). Если с вами пришли дети, им вероятно предложат сделать шляпку своими руками и костюм для куклы, или выбрать для себя из находящихся на стойке костюмов и шляп, загримироваться перед настоящим гримерным зеркалом и «выйти на сцену», где под софитами рампы (цвет которых можно поменять по своему вкусу) вы сделаете для них «театральную фотосессию».

А раз мы пришли всей семьей и вместе с детьми, то развлечения наши продолжаются: следующий раздел экспозиции — о детском театре: красочные персонажи и костюмы (жутковатая для тех, кто вышел из детского возраста, но по-своему притягательная русалка, миленькая феечка, дракон...); есть даже альтернативная «Корова» (только дети понимают что здесь к чему, взрослым все надо пояснять: кто эта эксцентричная дама в кринолине со множеством ведер!) — персонаж пьесы по повести-антиутопии Джорджа Оруэлла (1903-1950 гг.) «Скотный двор».

Музей театрального искусства в Лимассоле, Кипр

Теперь мы находимся у «ядра» собрания, в центральной части музея: пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» (Б. Брехт, 1898-1856 гг.), признанная знатоками театра значительным воплощением теории так называемого «эпического театра». В витрине демонстрируются три костюма «мамаши» (THOC, 1977 г.) — одинаковые на первый взгляд, они как будто ветшают на глазах зрителя — символ времени и невзгод, сквозь которые проходит персонаж пьесы. Ведь сюжет, как известно, относит зрителя к эпохе Тридцатилетней войны, ставшей национальной трагедией для Германии. В этой части экспозиции расположены костюмы из значимых и ставших символичными спектаклей в истории кипрского театра.

Следующая витрина — костюмы к музыкальной постановке «Елена» (1977 года), которая шла в Афинах, на подмостках театра «Ethniko Kotopouli-Rex». Очень своеобразно и искусно сделаны костюмы: ведь Кипр еще не успел оправиться от трагедии событий 1974 года и художникам по костюмам приходилось находить непривычные решения даже в области театра.

И вот, наконец и конечно же, мы оказались у витрины с «русской классикой» — костюмами к чеховским пьесам. Они популярны на Кипре, как и во многих странах мира. Могу сказать, что глубина внутренних переживаний и метаний, свойственная нашему народу, нашла свое отражение даже в выборе цвета костюмов — платьев «Трех сестер» — радикально черного цвета, одно — с небольшой белой вставкой, очевидно, символическая и свойственная нам всем неистребимая вера в светлое будущее.

Далее — «Мария Стюарт», трагедия Фридриха Шиллера (1759-1805 гг.) о последних днях жизни Марии, королевы Шотландии.

В 1970-80-х годах на Кипре театральные мастерские шили костюмы «от и до»: от пошива обуви и вплоть до головных уборов, однако позже в виду финансовых причин, современным костюмерам иногда приходится выходить из положения: приобретая современные нам предметы одежды и аксессуары, художественно адаптировать их к реалиям той исторической эпохи, о которой идет рассказ в пьесе. В этом также можно усмотреть интересные креативные находки и поле для творческого поиска: присмотревшись к некоторым из представленных костюмов вы заметите, что они изготовлены не всегда из «ожидаемых», традиционных материалов, но, например, с использованием неожиданных фактур и прочего. Так, в остросоциальной и сатиричной постановке французского драматурга Ипполита Жана Жироду (1882-1944 гг.) «Безумная из Шайо» при создании платья главной героини (сцены из спектакля 1985 г. можно увидеть на фотографиях рядом) был мастерски использован калейдоскоп разных материалов (кружева, бусины, искусственные цветы и прочее) и театральных тканей, прокрашенных уже на готовом костюме. Кстати, у эскизов (в отличие от готовых костюмов) есть авторы и это можно увидеть на экспликациях: Яннис Тумазис (сценограф и художник по костюмам, сегодня он возглавляет правление Музея, он же — глава НиМАК в Никосии), Телемахос Кантос (пионер кипрского «сет-дизайна» комплексного сценического и костюмного дизайна, начиная с 1940-х гг.), Мариса Харалампус и Элена Тцури — молодые сет-дизайнеры, Никис Лоизос — сценограф и другие.

Музей театрального искусства в Лимассоле, Кипр

Некоторые из экспонатов Музея принимают участие и в других, временных выставках.

Останавливаемся у комедий Менандра (комедиограф послеаристофановской эпохи, 342-291 гг.) — эти пьесы трактованы в жанре оперетты и выдержаны в стилистике рубежа XIX-XX вв.

Далее «Медея» — трагедия Эврипида (431 год до н.э.), известно, что она — часть тетралогии, куда входили ныне утраченные трагедии «Филоктет» и «Диктис», а также драма «Жнецы». Очень впечатляющий ведьминский (демонический) образ колхидской принцессы и возлюбленной аргонавта Ясона подчеркивается невероятно живописным решением: излюбленные макраме, большие перья в шаманском образе несчастной и коварной женщины из греческих мифов (1978 г.). С этой постановкой ТНОС впервые посетила Грецию и принимала участие в ежегодном международном театральном фестивале в Эпидавре (устраивается с 1954 года). Как мы уже говорили, у Кипра в связи с трагедией и оккупацией северных территорий не было достаточно средств для организации и обслуживания театральной деятельности, поэтому старались выходить из положения любыми способами и здесь нельзя отказать художникам по костюмам и дизайнерам, модельерам в смекалке и таланте: во-первых, все занятые в создании и оформлении постановки для фестиваля согласились работать бесплатно; во-вторых, все средства от продажи билетов пошли на нужды детей греков-киприотов беженцев с северной части острова; в-третьих, сами костюмы шили киприоты-беженцы (после турецкой оккупации люди жили по нескольку лет в палаточных городках. Один из них находился под Ларнакой, в деревне Чакилеро). Пожилые женщины делали мониста из этих расплющенных металлических крышек от бутылок и нашивали как имитацию золотых монет на костюмы актеров; в-четвертых, оригинальные металлические декоративные фрагменты одеяний персонажей были сделаны из... собранных пустых гильз. Таким образом, эта совместная работа стала символической победой жизни над смертью, и мира над войной и разрухой.

Музей театрального искусства в Лимассоле, Кипр

Намного позднее, в 1994 году тот же спектакль вновь посетил с гастролями Грецию, и затем Россию (Москва и Санкт-Петербург), США (Нью-Йорк) ... те же актеры были одеты в прежние костюмы.

На верхнем этаже — застекленной платформе, «парящей» на металлических конструкциях над главной экспозицией, вы всегда можете в часы работы Музея посетить уникальный архив и библиотеку (1700 томов, преимущественно из частного собрания Н. Николаидиса), поработать в его читальном зале и получить квалифицированную консультацию и помощь сотрудников; или же просто полюбоваться «видом сверху» на всю выставку театрального искусства Кипра.

К вашему сведению: при читальном зале действуют 5 образовательных программ для детей: для малышей детсадовского возраста, для младших и затем старших школьников, студентов колледжей и вузов. Программы направлены на приобретение детьми и подростками базовых знаний по искусству театра, они способствуют развитию воображения и творчества подрастающего поколения: ребята учатся работать в парах и небольших группах, заучивая отдельные роли и т.д.

А во время Рождественских и новогодних праздников в Музей приходят известные актеры. Они проводят чтения сказок для детей и вечера встреч со взрослой аудиторией.

Здесь же, в Музее вы можете заказать экскурсию как для туристических групп, так и для компании друзей или для похода всей семьей (численность группы — не менее 5 человек).

Экспозиция, несомненно, впечатляющая и заслуживает того, чтобы прийти сюда. Не оставит равнодушными и разбивка по сценам спектаклей: например, «Дон Жуан» (эскизам костюмов сопутствует техническая информация с описаниями материалов и фактур, предполагаемые планы сцены в продолжении 5 актов). Хотя мое внимание всецело привлекли красочные костюмы «The game of manners and cautiousness by Yorgos Theotokas», с использованием позолоченной бумаги, темперы и смешанной техники (1992 год, сет-дизайнер Я. Тумазис).

На сегодня наш визит в Театральный музей завершен. А не думаете ли вы, что следующим местом, обязательным к посещению, станет кипрский театр с одной из классических или современных постановок?

Музей театрального искусства в Лимассоле, Кипр


Адрес: ул. Панос Соломонидис, 2-8, Лимассол
Открыт: понедельник, среда, четверг: 9:00 – 13:00; вторник и пятница: 9:00 – 13:00 и 16:00 – 19:00; воскресенье: 10:00 – 14:00. Необходима предварительная договоренность.
Вход: 3 евро (участники концессии — 2 евро)
Телефон: +357 25343464
Email: theatre.museum@cytanet.com.cy
Больше информации на сайте: www.cyprustheatremuseum.com  


До новых встреч!

Автор: Евгения Кондакова-Теодору.

244
Похожие темы
Культура музеи лимассол
Читайте также