Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Христианство на Кипре: обзор, главные события, достопримечательности и персоны
Христианство на Кипре
Часть 3: от Ричарда Львиное Сердце к франкам
402
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
08.07.2021

Восточное христианство продолжает развиваться, проходить новые испытания на крепость...
В данном периоде эта духовная традиция испытывала на себе значительное давление, привнесенное новыми правителями из представителей западноевропейского общества и пути вероучения. Таким образом, конец XII века становится периодом тягот и угнетения для православных христиан острова.

Немного предыстории. После тех лет потрясений, которые в связи с широкой экспансией мусульманских завоевателей пришлось испытать Кипру в предыдущие века, в 965 году Византия восстанавливает контроль над островом. С конца XI века на обескровленную землю стало «накатывать» волнами участников крестовых походов: рыцари, следуя по пути в Святую землю, останавливались здесь, что способствовало оживлению экономики, и тогда же стала процветать торговля в прибрежных районах, но не только...

Так какое же значение имел Кипр для рыцарства [1] — поборников веры Христовой в эпоху короля Ричарда? Мы говорим, конечно же, только о походах крестоносцев в Палестину, направленных на борьбу с турками-сельджуками [2] за обретение святынь, важных как для христиан, так и для мусульман, также претендующих на обладание ими. Они состоялись в период с 1096 по 1272 годы. На территории Леванта в результате этих походов возникали государства крестоносцев, находившиеся под постоянным прицелом у мусульман. Туда вместе с армией рыцарей или самостоятельно непрерывно прибывали пилигримы.

Поводом для Третьего крестового похода (1189-1192 гг.), который стал важным событием как для Кипра, так и для дальнейшего развития здесь христианства, становится потеря крестоносцами этого королевства. 4 июля 1187 года в битве при Хаттине армия короля Иерусалимского и видного крестоносца Ги де Лузиньяна оказалась полностью разбита Саладином (Салах-ад-Дином) правителем Египта и Сирии и духовным лидером тогдашних мусульман. После двухнедельной осады Иерусалим был взят, а ордена госпитальеров и тамплиеров обессилены.

Современные историки считают, что среди прочих государств крестоносцев, именно «Кипрское» [3] конца XII века стало не просто последним, но и самым прочным: на практике после исчезновения с политической карты Иерусалимского, оно — под правлением дома Лузиньянов, — сумело просуществовать более 300 лет. Его становление было очень драматичным, начало которому было положено деяниями короля Ричарда.

От Ричарда Львиное Сердце к франкам: 300-летнее государство крестоносцев

И сразу спойлер: историческое подтверждение тому, что Ричард, ставший в итоге одной из крупнейших исторических фигур, с именем которого оказался связан наш остров, целенаправленно собирался завоевать византийский Кипр, — отсутствует.

Более того, в то время когда происходили захватывающие события и приключения, о которых мы вам сегодня напомним, Ричард напротив, как раз собирался как можно скорее достичь Палестины, направляя свои корабли на Акко. А поднявшийся тогда на море шторм сумел спутать карты многих действующих лиц и направил развитие событий по иному руслу...

Таким образом, из-за непогоды завязалась одна увлекательная история, в которую оказались втянуты значительные силы и влиятельнейшие лица региона. История местами как драматическая, так и комическая...

Итак, шел 1191 год и Кипром правил самопровозглашенный император Исаак Комнин, когда флот Ричарда, состоявший из сотни кораблей, был рассеян по бушующим волнам; несколько кораблей затонули у берегов Кипра, сам Ричард сумел прибыть на Родос; а вот судно, на борту которого находились его невеста Беренгария и августейшая вдовствующая сестра Джоанна, пропал без вести.

Ричард Львиное Сердце

Про Исаака...

Несколько слов об Исааке, этом хитроумном деятеле (1155 – сер. 1190-х гг.), племяннике монарха Мануэля I и губернаторе Византийской Киликии. Он сумел воспользоваться создавшейся ситуацией «вакуума» преемственности после смерти «дяди». На Кипр он прибывает в начале 1180-х годов. Здесь своей волей Исаак назначает патриарха, который и коронует его «императором»: как говорится, рука руку моет в византийском исполнении. Впоследствии он довольно удачно отбивает атаки византийского флота, пытавшегося вернуть остров империи.

Не удивительно, что фигура этого эксцентричного политика «от Комнинов» до сих пор вызывает большие сомнения и подозрения, и не только назначительные грамоты его на пост губернатора, но и свидетельства высокого происхождения Исаака, некоторые историки склонны считать подделкой. С приходом на трон нового императора Андроника, Исаак восстал против него, рассчитывая на союз с Сицилией, которая все же помогла ему выиграть морское сражение против византийцев.

Так что к моменту прибытия английского короля к берегам Кипра, Комнин успел не только вполне укрепиться в своей власти, но и самозабвенно погрузился в безраздельное правление, длившееся 8 лет.

По привычке, видимо, решив: «что с возу упало, то пропало...», Комнин совершает роковую ошибку, арестовав всю команду потерпевших кораблекрушение и взяв в плен пассажиров-аристократов. Все, что находилось на борту корабля и прибило волнами с других судов каравана, разбитых волнами, поступило в казну правителя. Как ни странно, но Исаак-император ожидал еще больших прибылей и всяческих «бонусов» для себя, понимая, что вскоре за ними прибудет и правитель.

Спустя несколько дней Ричард получает весть о спасении пропавших, узнает по прибытии с Родоса в Лимассол об их судьбе. Исаак грубит посланнику, направленному для мирного решения вопроса об освобождении пленников. Этими действиями он нанес еще более глубокое оскорбление королю. Ричард Львиное Сердце захватывает Лимассол.

Вот тут хроникеры разнятся «в показаниях» о том, что же было дальше, но ясно одно: король откинул все сантименты и решил покарать грубияна, напав на него. На его стороне была крайняя непопулярность Исаака даже у собственных подданных и, несмотря на неплохую укрепленность и вооруженность его войск, все они в большинстве своем состояли из наемников.

Тем не менее, как мы уже сказали, так уже «успешно» правитель сумел завоевать большую нелюбовь подданных: закрутив все возможные гайки и став безжалостным сатрапом и тираном, который эксплуатировал и терроризировал население. Так что речи о том, чтобы местные жители, наблюдая его в затруднении, вдруг захотели выступить на его стороне, — просто не могло быть!

Для начала, не сумев воспрепятствовать англичанам высадиться на кипрском берегу, византиец попытался ускользнуть с армией от высадившегося Ричарда с войсками: те все больше занимали территории, стремясь захватить коварного правителя.

Далее, как мы знаем, «все закончилось хорошо», хотя и не для всех.

Плененного Исаака заключили в темницу (известен исторический анекдот про серебряные кандалы). Коварный тиран, поняв что партия проиграна (но, не теряя надежды, что изворотливый ум сумеет и в этот раз вытащить его из передряг), начал взывать к высоким чувствам короля и, напомнив о своем высоком положении, постарался вырвать обещание не заковывать его в железо. Что ж, главным было оставить хоть малую свободу передвижения, а там, как говорится, еще посмотрим... Ричард проявил великолепное чувство юмора и не пожалел большого количества серебра на отливку для хитреца особых кандалов.

Исаака Комнина ожидали и другие удары по самолюбию...

Итак, после бракосочетания с нареченной Беренгарией [4] в Лимассоле, король вскоре был вынужден покинуть Кипр: его продолжали звать основные дела крестоносцев, и необходимо было прибыть в Иерусалимское королевство, где он хотел отвоевать Иерусалим у сарацин. Требовались средства для финансирования похода: и как тут было не вспомнить про богатства прижимистого Исаака? Ричард завладел его казной и потребовал других репараций: отдать в его армию несколько сотен воинов-наемников. Кроме того, сам Исаак обязан был сопровождать короля в походе, а его дочь (в будущем «Дева Кипра», в истории ее имя не сохранилось) становилась заложницей доброй воли своего отца и отдавалась на воспитание королеве Беренгарии и Джоанне.

Вот тут тонкая душа тирана, горячо любившего, как выяснилось, не только безграничную власть и интриги, но и свое дитя, не выдержала. Исаак, дав клятву в верности королю-англичанину, немедленно нарушил ее и попытался бежать вглубь острова, укрывшись в замке Кантара. В конце концов он был схвачен на мысе Андреас в Карпасии Ги де Лузиньяном, который к тому времени прибыл на Кипр, чтобы присоединиться к Ричарду в походе.

Как бы там ни было: в конце концов, неугомонный горе-правитель был передан Ричардом ордену иоаннитов, которые продержали его пару лет в застенках недалеко от Триполи.

Не привыкший сдаваться и, наконец, получивший свободу бывший правитель Кипра пытался обращаться в Румский султанат в Малой Азии за помощью в борьбе против нового императора Византии, но к тому моменту он, видимо настолько уже надоел и своим и чужим, что его попросту приказали отравить.

А Ричард не собирался дольше оставаться лично в таком удаленном от родной Аквитании (один из фьефов его матери) месте как Кипр. Однако его, как видного крестоносца своего времени, продолжала волновать необходимость укрепления позиций христианского королевства.

Так самыми подходящими «кандидатами» на правление вновь становятся... рыцари, но теперь уже тамплиеры, прославившиеся внутренней жесткой военной и религиозной дисциплиной.

Тамплиеры — инициаторы крестовых походов на Святую Землю представляли собой мощную религиозную военную силу Средневековья.

Орден тамплиеров-храмовников (от Храма Соломона), основанный в 1118 году несколькими французскими крестоносцами, своей целью провозгласил защиту Иерусалима и церковных святынь, а заодно и проживавших там христиан от мусульман, для которых, к слову, реликвии Святой земли также святы и почитаемы. С годами, благодаря притоку рыцарей орден становится очень мощным военным корпусом, приобретая в ходе походов огромное богатство как в деньгах, так и в земельных поместьях. Они же пользовались благосклонностью Папы и были пожалованы значительными привилегиями.

К сожалению, получившие в свое распоряжение остров храмовники зачем-то и без того жесткий подход превратили в откровенную жестокость по отношению к местному населению, своим единоверцам. Проявлявшие высокомерие и непримиримость к любым «проступкам» рыцари быстро вызвали ненависть киприотов суровыми поборами, репрессиями, самозахватом земель и другой собственности коренного населения, а также массовыми арестами и убийствами неугодных.

Сначала их было всего от 14 до 20 человек в гарнизоне, возглавляемых Арманом де Бушаром во время правления на острове Великого магистра ордена Робера VI де Сабле. В качестве своего штаба это небольшое подразделение выбирает замок в Никосии. Дальнейшие события позволяют понять, почему память, которую тамплиеры оставили на острове, была очень болезненной.

Страдавшие под гнетом политики тамплиеров и видя, что их пока мало, островитяне решили попытаться устроить переворот на 5 апреля, в день Пасхи 1192 года [5].

Жители столицы при поддержке населения близлежащих районов начали восстание против правящих рыцарских гербов.

Повстанцев, как нередко случалось в истории, «заблаговременно» предали, и потому правителям все же удалось укрыться в никосийской крепости, где они были осаждены народом. Рыцари стали дожидаться вечера, чтобы вырваться и осуществить свой жестокий план мести, покарав бунтарей.

Кроме того, киприоты, неопытные в военных вопросах и недооценившие силы и коварство вояк «от Храма», но всегда готовые повеселиться по случаю праздника, увлеклись пиршеством и потеряли необходимую бдительность. Ранним утром, вырвавшись из крепостных стен, грозивших стать если не братской могилой, то уж точно каменным мешком, тамплиеры устроили массовую бойню на улицах и в домах горожан. Подавление кипрского восстания утонуло в крови. Описание этого трагического события было сделано летописцами того времени: Леонтиосом Махерасом и Флориосом Вустрониосом.

На самом деле, последний упоминает, что резня была настолько ужасной, что кровь киприотов текла прямиком в реку Педиос.

Взяв временный реванш, тамплиеры были вынуждены осознать, что им больше нет места на острове, и теперь над ними нависла смертельная угроза еще более ожесточенных столкновений с жителями острова.

По этой причине они поспешили расторгнуть договор с Ричардом Львиным Сердцем, которому вернули остров.

Известно, что Ричард в итоге перепродал Кипр своему соратнику — франку Ги де Лузиньяну, который к тому времени, как мы помним, уже был изгнан из Иерусалимского королевства. Таким образом, на Кипре началось правление франкской династии [6]. Однако формально сам Ги был на положении лишь сеньора, но не короля.

Кипрское королевство

Ги де Лузиньян после смерти своей супруги Сибиллы и двух дочерей от эпидемии, разразившейся в 1190 году, ослабил претензии на корону Иерусалима, в результате чего был свергнут баронами. Не столько сочувствуя его личным и политическим утратам, сколько видя для себя возможность наконец-то выгодно распрощаться со средиземноморским владением, Ричард предложил Лузиньяну обосноваться на Кипре.

Таким образом, сменившая крестоносцев франкская династия Лузиньянов (всего 18 королей) правила в Кипрском королевстве на протяжении почти 300 лет, до 1489 года, когда власть перешла вдове последнего франкского короля, венецианке Катерине Корнаро.

В эпоху франков (1191-1489 гг.), когда в стране заправляли иноземные феодалы, духовным лидером вместо православной становится ее западная «сестра», католическая церковь.

Значительно усиливаются общины католиков: не только франков, но и мальтийцев, корсиканцев, а позднее — и генуэзсцев. Фамагуста становится одним из богатейших городов Ближнего Востока, а Левкосия, Аммохостос, Лемесос сменили свои греческие названия на новые, которые дошли до нашего времени: Никосия, Лимассол и Фамагуста.

С приходом латинян, православная Церковь и ее служители начали подвергаться гонениям в своей стране: значительное имущество обителей и храмов было конфисковано, а крупные монастыри переходили в распоряжение католических орденов. Например, храм Айю-Лазару (Ларнака), который к тому времени уже окружал монастырь: во время франкского правления здесь находился орден бенедектинцев. Находясь под значительным политическим, экономическим и культурным давлением, православие киприотов все-таки сумело не только сохраниться, но и духовно окрепнуть и закалиться.

Таким образом, епископские кафедры начали занимать архиереи-католики, а бывшие православные епископы становились приходскими священниками.

Более чем втрое сократилось количество митрополий: с 14 к тому времени насчитывалось всего 4. Сохранились сведения о преследованиях и даже казнях монашествующих (вспомним братию обители Панагии Кантариотиссы (XII век), 13 аскетов которой, прибывших ранее с Афона, в 1231 году 19 мая вместе со своим настоятелем Иоанном подверглись сначала мучениям, а затем — казни через сожжение).

1260 г. — важный год в истории отношений обеих Церквей на Кипре. Папа Александр IV издает буллу, которая принуждала православную церковь поддержать унию и, вместе с тем, давала возможность Герману I Писимандру (ум. после 1274 г.), архиепископу Новой Юстинианы и всего Кипра (с 1254 года) пожизненно сохранить независимость от католического архиепископа, воссевшего в Никосии. При этом, согласно той же булле, после должность архиепископа упразднялась, но латиняне-епископы не могли вмешиваться в управление православными монастырями.

Епископы-греки обязывались присутствовать на ежегодных синодах, которые собирал латинский епископ; а церковная десятина [7] от населения теперь поступала католическим епископам.

Неофитос Кипрский (1134-1214 гг.)

Пожалуй, самый известный подвижник-отшельник той эпохи. Это один из христианских святых, уроженцев Кипра и одна из наиболее ярких персон Кипрской церкви той поры. Известен не только духовными подвигами, но и смелой критикой политики короля Ричарда Львиное Сердце.

Уроженец деревни Като Дрис, один из восьми детей крестьян Афанасиоса и Евдоксии в юности Неофитос был послушником монастыря Св. Иоанна Златоуста (Айос Иоаннис Хризостомос, что на оккупированных ныне территориях вблизи деревни Кутсовендис), совершал паломничества за пределами острова.

По легенде, позднее ему было откровение, после которого тот вернулся на Кипр и стал отшельником, взойдя в пещеру горы Энклистра.

Обосновавшись под Пафосом, он прожил там в трудах и молитве около 11 лет, после чего к нему начали собираться монахи-последователи: скит обрастал дополнительными кельями братии. В 1170 году «официально» появился монастырь у горы Мелиссовуно. Спустя почти 17 лет Неофитос написал первый устав монастыря [8].

Присутствие братии и обилие верующих, в конце концов, вынудили подвижника, желавшего большего уединения в конце 1190-х годов вырыть для себя другую келью. Несмотря на то, что многим было хорошо известно, где проживал Св. Неофитос, после его кончины его могила оказалась утеряна (обитель подвергалась разграблениям турками в 1570 г.), а останки обнаружили в середине 1750-х годов.

Святой Франциск на Кипре

Тема, мало освещенная в связи с историей христианства на Кипре. Тем не менее, этот великий христианский святой и члены его ордена здесь тоже побывали. Нам удалось найти несколько публикаций, сделанных усилиями прихода никосийской церкви Честного Креста [9]. Ее нынешний храм стоит на остатках прежнего, малого, история возникновения которого очень интересна и напрямую связана со Св. Франциском.

Итак, историки вопроса предполагают, что скорее всего Святой из Ассизы (1181-1226 гг.) побывал на острове во время своего путешествия на Ближний Восток. 24 июня 1219 года Св. Франциск отплыл из Анконы (Италия) и отправился в путешествие до Акко (город на севере Палестины), а затем — в Дамиетту (Египет). Как известно, в ту эпоху суда в Средиземном море были в основном береговые (курсировали вдоль побережья). Так корабль, на борту которого находился Св. Франциск с миноритами, идя к Святой Земле, двигался от Италии к греческим островам, затем — через Кипр на Палестину.

Предполагается, что Святой Франциск провел, как и другие паломники, несколько дней на Кипре. Подтверждение этому исследователи видят в том, что вот, например, в другой католической церкви острова того же прихода — Св. Катерины в Керинии, недалеко от бухты находится реликвия: небольшая резная мраморная плита с изображением Франциска Ассизского и некоторых из его собратьев, высадившихся в гавани.

Одно можно сказать наверняка: присутствие францисканцев на Кипре в 1226 году, когда святой Франциск был еще жив, подтверждается. Позднее у ордена появились несколько братств-монастырей (фриариев) и церквей — вплоть до 1571 года, когда остров попал в руки турок-османов. Тогда орден вынужден был бежать, но спустя 20 лет францисканцы возвращаются...

Святой Франциск

Присутствие других христианских конфессий

У армян с XIV по XVI века на Кипре имелось собственное второе епископство, расположенное в Фамагусте. Его основали беженцы из Киликии.

При франках и затем при венецианцах на Кипре были возведены армянские храмы в Фамагусте, Никосии и в деревнях, где проживали этнические армяне: Спатарико, Корнокипос и др. На территории ныне оккупированного севера острова находится появившийся при «латинянах» монастырь Макараванк — известное место паломничества армян из стран Ближнего Востока [10].

Кипрская епархия Сирийской православной церкви Антиохии была основана в XIII веке для сирийских беженцев из Леванта и купцов из региона Мосул. Сирийская православная епархия просуществовала здесь до XVII века.

Стоит упомянуть и о таком важном и трагичном для христиан событии, как падение Иерусалима в конце XIII века. Оно поистине потрясло весь тогдашний христианский мир: это государство крестоносцев в Палестине просуществовало до штурма мамлюками (май 1291 года) Акры (Акко). Этим было дано начало исходу (точнее, изгнанию) христиан со Святой земли на несколько столетий. Выжившее после устроенной победителями массовой резни христианское население переселяется на Кипр.

Кипр и Древняя Русь в рыцарскую эпоху

Интересный вопрос: как развивались отношения между государствами, далекими по расположению друг от друга, но близкими по своей духовности и официально принятому религиозному пути?

Надо сказать, что долгие годы Кипрская Церковь находилась в тесной связи с Русской Православной Церковью, которая поддерживала все православные церкви на Востоке, — и даже конец Византийской империи (1453 г.) не разрушил ее.

Что же касается взаимоотношений Древней Руси и Кипра, то с приходом на остров в 1191 году рыцарей и вместе с тем, с наступившей в середине XII века феодальной раздробленностью на Руси, — вплоть до 1370 года все активные связи между ними [11] прерываются.

Приезд архимандрита смоленского Богородичного монастыря Агрeфения (Парфения) [12] вновь выстраивает мост взаимодействий на основе православия. Архимандрит прибывает на остров, чтобы поклониться реликвиям, оставленным здесь византийкой Еленой, и заодно упоминает в своем «Хожении», что на Кипре производят много сахара [13].

Спустя 40 лет, на Кипре оказывается еще один известный православный паломник, дьякон Троице-Сергиева монастыря Зосима [14], который странствовал в 1419-1422 годах по памятным для христиан местам, подолгу останавливаясь и описывая свои впечатления. На Кипре он поклонился частице Честного Креста, мощам Св. Мамаса и Лазаря Четверодневного, о чем и оставил записи. Дошедшие до нас списки имеют описания острова с городами, селами и современными автору обителями Кипра. Кроме того, он упоминает о франкских королях и об их порядках.

Позднее на острове оказался еще один паломник, русский иеромонах Варсонофий: также сохранились его описания Кипра от 1456 и 1461-1462 годов, в которых он рассказывает о своем визите на Ставровуни и в обитель Св. Мамаса в Морфу, где им было засвидетельствовано мироточение мощей святого.

Историки считают, что именно этот путешественник стал последним из побывавших на Кипре русских, вплоть до османского завоевания.

Памятников данная эпоха оставила немало:

Подземная часовня Св. Соломонии в античных катакомбах Пафоса была построена в XII веке. Небольшая камера, где находится источник с целебной водой, высечена в известняке, расписана фресками и надписями (авторство приписывают крестоносцам).

Катакомбы открыты практически всегда.
Адрес: ул. Айу Павлу, Като Пафос.

 

Ранний «Кошачий» монастырь Айос Николаос, нередко упоминается в дневниках путешественников, начиная именно с XV века.

Наиболее полная информация содержится в записях Феликса Фабри, монаха-доминиканца, посетившего Кипр в 1480 и 1483 годах. Он упоминает эту удаленную обитель, «окруженную змеями», где монахини, по его словам, содержали множество кошек для защиты от них. Другое свидетельство (XVI века) мы находим у историка Стефано Лузиньяна. В последующие века, начиная с XVII-го в. древняя обитель переживала упадок и претерпела значительные разрушения временем [15].

В обители есть небольшой храм, сохранивший до нашего времени элементы разных эпох: ко времени Лузиньянов относятся, в частности, двери с фигурной аркой портала на северной стороне церкви: она покрыта резьбой с крестом в центре и двумя гербовыми щитами по бокам (один — с лузиньянским львом).

Адрес: д. Акротири (регион Лимассола).

 

Старый замок в Лимассоле

Здесь когда-то находилась византийская базилика Агиос Георгиос (возведена в VI – VIII вв.), где 12 мая 1191 года венчался легендарный король Англии Ричард Львиное Сердце с Беренгарией Наваррской, дочерью короля Кастилии. В ту эпоху храм являлся частью более позднего комплекса византийской крепости X – XI веков. Замок, согласно ряду источников, был заложен Ги де Лузиньяном в XII веке (вероятно, в 1193 году), а первое упоминание о крепости относится к 1228 году.

Сооружение перестраивалось несколько раз, свой окончательный облик приобрело в годы Османского господства, когда в его стенах стали располагаться казематы.

Адрес: ул. Королевы Беренгарии, Лимассол.
Вход: 4,5 евро (для детей и льготный — половина стоимости).
Телефоны: +357 25305419, +357 25305157.
Открыт: пн-сб 09:00 – 17:00; вс 10:00 – 13:00.

 

Монастырь Св. Неофита [16]

Ставропигиальный (он же монастырь Энклистра Μονήτης Αγίας Εγκλείστρας, вблизи Тала, в 10 км к северо-западу от Пафоса), был основан в XII веке (точнее, в 1159 году) монахом Неофитом Затворником, и высечен им же в скале: кроме собственной кельи, за несколько месяцев Неофитос высек в каменной глыбе также еще помещения. Так здесь появилась церковь во имя Честного Креста. Пещерные стены расписаны старинными фресками (XII-XVII), самые древние из которых были созданы, в том числе и самим основателем.

К 1856 г. относится обретение мощей Святого, и в настоящее время они хранятся в главном храме монастыря.

28 сентября — День Св. Неофитоса.

Открыт для посещений: ежедневно, в 09:00-13:00 и в 14:00-18:00 (летом); и в 09:00-16:00 (зимой) [17].


Монастырь Апостола Андрея Первозванного, точно дата и другая достоверная информация о его основании не сохранились, хотя согласно древним источникам, уже в XII веке он существовал. На оккупированной [18] ныне турками северной части Кипра монастырь вплоть до недавнего времени был одним из самых значительных на острове.

 

Монастырь Святого Мамаса в Морфу

Храм монастыря — постройка XII века, воздвигнутая на месте храма Афродиты. На протяжении веков обитель подвергалась различным «перестройкам» и реставрации. Из элементов ансамбля монастыря до нас дошли, в основном, те, что датируются XVIII веком. Нынешняя церковь имеет большой центральный купол, при этом ее боковые порталы и колонны нефа сохранились от более ранней готической церкви, построенной при Лузиньянах.

Гробница Святого Мамаса [19], которая находится слева от входа через северную дверь, окружена подношениями по обету, многие из которых имеют форму уха.

Храм восходит ко времени правления Лузиньянов, при этом знаковым является и «след», оставленный там Венецианской республикой: на четырех венецианских колоннах вырезаны изображения винограда, инжира и щита, а также венецианский герб. Кафедра была построена в 1711 году, а самая старая икона была написана примерно в 1745 году.

За пределами церкви монастырские здания расположены к северу и востоку, и записи показывают, что они были построены в 1779 году. Архитектурно арки на фасаде северных зданий сильно отличаются от арок на восточной стороне. Северные здания отражают традиционный стиль комплекса. С восточной стороны есть сходство по стилю с османскими караван-сараями (постоялыми дворами) XVIII века, с каменными колоннами на первом этаже и деревянными балконами на втором.

Ныне здесь находится т.н. Музей икон.

Вход в него и в соседний, археологический (белое здание) платный, по одному билету.

 

Ставрос-ту-Миссирику (Никосия, Старый город)

Когда-то это был франкский храм, несколько раз менявший свой облик. В его архитектурном облике заметны элементы византийского и готического стилей, а также — зодчества итальянского Возрождения.

Церковь получила свое название от простонародного варианта имени франкского короля Генриха II, правившего на Кипре в 1285-1324 гг. Позднее, как и многие христианские храмы на Кипре с приходом турок, он был превращен в очередную мечеть: Араблар (она и сегодня имеет невысокий минарет). Книга исследователя Джорджа Джеффри (1918) содержит подробное описание строения.

Относительно названия: «Его [храма – прим.: Е. К-Т.] турецкое имя, похоже, араб-Джами или мечеть Арабских рабов, и наиболее вероятный вывод, что missiricou — это от арабского «Миср», то есть «Египет».

 

Церковь-часовня Панагия Афродитисса (XIII в.) она же Панагия Католики/Хрисополисса — одно из тех мест, где язычество якобы давно «ушедшей» античности переплелось с новым культом, давным-давно ставшим на острове официальной религией. Ее, по хорошей местной традиции, выстроили на месте бывшего святилища Афродиты, из его же камня...

 

Монастырь Махерaс, Ставропегиальный — один из трех главных на Кипре (наряду с Киккосом и Ставровуни) расположен в горах. Основан он был в начале XIII в. Главная святыня — чудотворная икона Божией Матери Махериотисса. Название обители переводится как «Ножевая» (от мαχαίρι — с греч.: «нож»). По старинному преданию, в XII в. отшельнику Неофитосу во сне явилась Богородица, которая указала ему новое место проживания, вблизи одной из гор. Отшельник вместе со своим учеником Игнатиосом пришли на указанное место и увидели свечение, пробивавшееся в долине сквозь густые заросли...

В обители ныне имеются шесть храмов. Монастырский собор посвящен Успению Божией Матери. Празднование: 18 октября.

 

Церковь Св. Георгия в Фамагусте (датируется последней четвертью XIV века). Сегодня это остатки одной из самых ранних и впечатляющих своим архитектурным решением и искусной резьбой по камню христианских построек той эпохи: их можно найти в северной части Старого города, недалеко от башни Отелло.

Точная дата постройки неизвестна, однако наличие зубчатого парапета, на котором воины могли защищаться, находясь в церкви, доказывают, что она была построена еще до завершения Лузиньянами строительства городских стен. Предполагается, что этот «проект» был вдохновлен St. Chapelle в Париже (1241 год). Считают, что церковь Св. Георгия была построена с использованием материалов, добытых на руинах античного Саламина.

 

Армянский монастырь Ганчвор (Армянской Апостольской церкви) в Фамагусте. В 1346 году был построен беженцами из Киликии, в стиле традиционной церковной армянской архитектуры с элементами греческого зодчества. Действовал до 1571 года, но сохранились основные постройки.

 

Храм Айю Киприану Иустинис (XIV в.), базилика, двухнефная и двухапсидная, с поздней стрельчатой колокольней. Один из известнейших храмов Кипра. На месте нынешнего храма стояла как раз маленькая ранневизантийская базилика, на месте которой по распоряжению тогдашнего правителя Петра I де Лузиньян (1328-1369 гг.), получившего чудесное исцеление, была выстроена новая: в особой нише поместили привезенные на Кипр мощи святых Киприана и Иустины.

Контакты с администрацией в Менико: ул. Айю Киприану, 18.
Тел.: +357 22821478.

 

Комплекс архиепископского Дворца в Никосии: нижний этаж бывшего Дворца и резиденции архиепископа Сильвестра — это перестроенные келии старинного латинского монастыря — XVв.

 

Церковь св. Екатерины (XV век) в прошлом являлась частью ансамбля когда-то красивого и богатого монастыря Айяс Екатерини-тис-Фитевкиас в Криту Терра (регион Пафоса).

 

Церковь Панагия Хрисополитисса в Пафосе (с греческого: «Богородица Златоградая», ранняя конструкция восходит к V веку; она же церковь Св. Кирияки (XV в.): трехнефная постройка. В последующие века здесь производились неоднократные изменения. В наше время этот храм — символ экуменизма (от греческого «ойкумена» — мир, Вселенная; идеология о всехристианском единстве и движение за сближение конфессий и церквей) и также место паломничества христиан. Помимо католиков и лютеран, в церкви проводятся мессы и у маронитов. Здесь же по-прежнему служат некоторые праздничные православные службы.

Была возведена епархией Пафоса на месте руин крупнейшей на острове ранневизантийской базилики. Около 1300 г. северо-западнее базилики Хрисополитиссы была возведена готическая церковь, по мнению ряда исследователей, принадлежавшая ордену францисканцев.

Адрес: ул. Пафитис Афродитис, Като Пафос.
Телефон: +357 26306217.
Открыта: зимой (16 сентября – 15 апреля): 8:30 – 17:00, летом (16 апреля – 15 сентября): 8:30 – 19:30.
Вход свободный.

 

Монастырь Айос Иоаннис Лампадистис — одна из главных обителей на Кипре в средне-византийскую, франкскую и венецианскую эпохи. Назван был в честь местного святого, известного своим чудесным врачевательством.

Старинные постройки монастыря покрыты глиняной черепицей. В монастырский ансамбль кроме главной церкви Святого Ираклидия входят: часовня Агиос Иоаннис (XII в.) и «Латинская» часовня — позднейшая постройка (XV в.), расположенная к северу от главного храма. Примерно в то же время комплекс церкви был дополнен братским корпусом с южной стороны внутреннего двора и приобрел статус монастыря.

Контакты см. здесь.

 

Церковь Пресвятой Богородицы в Мутулласе

Одна из троодосских церквей, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Как следует из надписи на северной стене церкви, была построена в 1280 г. Фрески, которыми расписан интерьер, содержат элементы византийской живописи, западноевропейского искусства, а так же мотивы, привнесенные из восточных государств крестоносцев.

Контакт для посещения церкви: (+357) 22952345 (О. Мильтиадис) или обратиться за помощью к посетителям местного кафе.

 

Аббатство Беллапаис что в нескольких километрах к востоку от Кирении, является крупной христианской и православной, в частности, достопримечательностью и образцом северофранцузской готики. Встречается информация, что это был первый католический монастырь на острове, основанный орденом августинцев в начале XIII в. (позднее передан ордену норбертинцев).

Если быть точными до латинян на этом месте первыми были византийцы, о чем гласит недавно раскрытая на колонне надпись о том, что храм был воздвигнут по повелению византийского вельможи и дука Кипра Евматия Филокала.

Название происходит от искаженного французского Abbayedelapaix, что означает «Аббатство мира». Обитель так же долгое время называли «Белым аббатством»: из-за цвета одежд монахов.

Будучи влиятельной обителью, Беллапаис находился под покровительством королей (герб Лазиньянов все еще можно видеть над входом в трапезную). Своего наивысшего расцвета достиг в XIV-XV вв. Позднее, с падением династии монастырь надолго пришел в упадок. С прибытием османов большая часть сооружений латинского монастыря и без того пострадавших от забвения была разрушена, а монастырскую церковь (ныне Панагия Аспрофорусса (или «Богородица белого облачения») в качестве православного храма передали грекам. А вообще сегодня вы увидите здесь два храма: более поздний выстроен на основании и из «материала» более раннего, византийского.
Монастырь так же был переименован в Св. Иоанна Златоуста (Айос Иоаннис Хризостомос).

В поселке вблизи монастыря есть несколько кофеен и сувенирная лавка. Заранее рекомендуется заказать тур на территории т.н. Северного Кипра (0345 512 0777 или 0208 150 6088) или экскурсию в любом из агентств.

Адрес: Кирения (Гирне), ул. Беллапаис-роуд.
Открыто: Понедельник – суббота, 09:00 – 18:00.

Аббатство Беллапаис, Кипр

Собор Святого Креста в Лефкаре (1341 год; ул. Неас Халкидонас, продолжении ул. Г. Хаджихаралампус) — один из нескольких храмов на Кипре, где по легенде хранится чудотворная частица Распятия (вклад в серебряном кресте XIII века), привезенного императрицей Еленой из Палестины в 326 г.

Распятие: его высота 150 см, оно украшено 14 рельефами со сценами из житий Святых Константина и Елены. Распятие содержит реликварий с двумя дверцами, в котором заключен фрагмент Честного Креста.

Эти реликвии были обретены местным монахом Гавриилом. Церковь возводили под покровительством правителя Уго Лузиньяна. Фрагменты этой древней постройки сохранились в ансамбле ныне существующего храма.

Со дня возведения, в течение веков храм неоднократно достраивался.

Лефкара является родиной двух почитаемых на Кипре святых, внесших значительный вклад в развитие православия, — Святого Неофитоса и Святого Йоргоса Хозевитиса.

Храм посвящен Крестовоздвижению, отмечается 14 сентября.

Собор Святого Креста в Лефкаре, Кипр

Монастырь Антифонитис он же «монастырь Эха», в прошлом самая влиятельная на северной части острова обитель, что расположена в горной котловине (в 8 км от нынешнего Эсентепе).

Сразу у входа в монастырь растет великолепное амбровое дерево, смолу его коры (стиракс) монахи когда-то использовали для воскурений. В XIV веке к ней были пристроены притвор и галерея, — так из приходской церкви возник монастырь. К сожалению, расхитителями были сняты (сколоты) многие фрески. В апсиде, оформление которой относится к эпохе последних Комнинов (конец XII в.), еще можно видеть поврежденную грабителями фреску Архангела Михаила. Под слоем утраченных фресок можно различить лики святых работы, относящиеся к более ранней эпохе.

Добраться: от Кирении в сторону Карпасии, 28 км.
Вход: 5 турецких лир.

 

Монастырь и церковь Панагия Айа-Напас

Средневековый монастырь и храм XVI в. (частично подземный), посвящены «Богоматери лесов» (больше см. здесь). Дата основания неизвестна. По одному из преданий, в пещере охотник нашел чудотворную икону Богородицы.

Первое упоминание об обители летописца Леонтия Махераса относится к рубежу XIV – XV вв. Впоследствии она была нанесена на карты венецианцев, появлялась в записях путешественников и дипломатов.

Самой древней постройкой является пещерный храм под двухнефной церковью в глубине двора. В прошлом она использовалась как Латинская часовня. Большая часть экспонатов бывшей обители, а ныне музея, происходит из частной коллекции архиепископа Макариоса III. Иконы были перевезены с оккупированных ныне территорий.

В 2007 году, после воссоздания Константийской и Аммохостской митрополии монастырь перешел под ее управление, и по инициативе Митрополита Василиоса (Караянниса) здесь была основана Культурная Академия Св. Епифания Кипрского. Здесь же у врат находится Иконная лавка (иконы, книги и сувениры).

Адрес: площадь Сеферис, по ул. Архиепископу Макариу III, Айя-Напа.
Открыт: летом с 08:00 до 16:30, зимой с 08:00 до 15:00; по выходным круглый год — до 16:00
Вход свободный.

Айю-Лазару (Ларнака) — мы не в первый раз обращаемся к этому памятнику архитектуры и значимому для всех христиан месту: почти каждая эпоха оставляла на нем свой след, о котором нельзя не сказать. Так при Лузиньянах здесь обосновались бенедиктинцы: слева от входа к храму пристроили крытую арочную галерею.

Церковь Святого Лазаря, Ларнака, Кипр

Францисканский след...

И, наконец, стоит вновь упомянуть францисканцев... Вернувшись на остров вскоре после кончины Св. Франциска, они обустроили монастырь и возвели храм. Сегодня это сооружение, древнее и, по свидетельствам современников очень небольшое, мы увидеть не сможем. Зато сохранились остатки, памятная мраморная плита и то место, где когда-то он стоял, а ныне высится великолепная по своему архитектурному решению и внутреннему убранству церковь Честного Креста в Никосии (у Пафосских ворот). Ее построили здесь уже «при англичанах», так что мы к ней еще вернемся, но чуть позже...

 

Источники и литература:

  1. Онлайн.
  2. About Cyprus. 2000. Press and Information Office, Printed by Thekona Ltd.
  3. Conquest of Cyprus by Richard I (1191) — Two Accounts. By Nicholas Agrait. 2013. from Excerpta Cypria: Materials for a History of Cyprus and an Attempt at a Bibliography of Cyprus, edited by Claude D. Cobham (Cambridge, 1908)
  4. Stephen Mitchell, Phillipp Pilhofer, Early Christianity in Asia Minor and Cyprus: from the margins to the mainstream. Ancient Judaism and early Christianity, 109. Leiden; Boston: Brill, 2019.
  5. Всемирная история. Т.2. М., 1956.
  6. Дьяконов И.М. Пути истории. — М.: Наука, 1994.
  7. Кипр — остров Святых. 2008. Путеводитель паломника. Кипрская Организация по туризму (КОТ).
  8. Книга хожений: Записки русских путешественников XI-XV вв. (Антология) / Сост. Н. Прокофьев. — М.: Советская Россия, 1984.
  9. Кривцов Н.В. Кипр: остров богов и святых. Исторический путеводитель. М.: Вече, 2002.
  10. По острову Святых. Маршрут по Кипру паломнический. Составитель и автор вступительной статьи: Евгения Кондакова-Теодору. Metore Projects LTD., 2019.
  11. Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр, 2008.
  12. Словарь античности. М.: Прогресс, 1989.
  13. Энциклопедический словарь Брокгаузена и Эфрона: в 86Т. — СПб, 1890-1907.

 

До новых встреч!


[1] Рыцарство как привилегированное сословие воинов-землевладельцев являлось нижней ступенью среди феодалов-аристократов. Появилось изначально в Испании и Франции, далее распространилось по всей Европе. Посвящение в рыцари — награда, получаемая от правителя (-ницы) за выдающиеся заслуги перед королевством. В Средние века братства делились на светские и религиозные. Представители вторых, крестоносцы воевали за продвижение христианства и против т.н. «нехристей» на Востоке и на некоторых других территориях.

[2] Вообще крестоносцы воевали много и часто: то с мусульманскими правителями (та же Сирия), чтобы отстоять свое присутствие; то между собой, устраивая борьбу за влияние; или, например, с греками пытаясь, время от времени захватить приморские города.

[3] См. здесь.

[4] Брак Ричарда и Беренгарии, состоявшийся по инициативе властной матери Львиного Сердца, современники считали «политическим»: деву Наваррскую описывают скорее как умную, чем привлекавшую молодого короля своей красотой.

[5] По материалам.

[6] См. подробнее.

[7] Впервые появилась у древних евреев.

[8] Подробнее см. здесь.

[9] Читать больше.

[10] По материалам.

[11] Подробнее об истории взаимоотношений Кипра и России читайте здесь.

[12] Известен так же, как предположительно первый русский паломник в Египет. Известны описания его странствий в «Хожении архимандрит(а) Агрефенья обетели пресвятыя Богородици» из Руси через острова (Греция и Кипр) на Царьград и Иерусалим. Дошли в списках XV и XVI вв.

[13] В Средние века Кипр был одним из основных поставщиков сахарного тростника в Европу. Кстати, занимавшиеся этим выгодным «бизнесом» рыцари, называли его «сладкой солью». Для выращивания тростника были построены три дорогостоящие ирригационные системы и перерабатывающие фабрики в Куклии, Колосси и в Эпископи. После потери для европейцев Леванта из-за второго завоевания Сирии мусульманами в 1291 году и издания папского указа, запрещавшего торговлю с нехристианами региона в период с 1292 по 1344 годы, спрос на кипрский сахар очень вырос и увеличилось производство.

[14] Текст в переводе доступен онлайн.

[15] В 1960 году храм в Айос Николаос был отремонтирован, вскоре один пожилой монах приступил было к работе по возрождению мужского монастыря (таким он был на момент основания). Позднее, в 1983 году две монахини из Агиос Георгиос Аламанос, возобновили усилия по возрождению и привезли в Айос Николаос 100 кошек. Сейчас в обители, находящейся в ведении епископа Лимассола, всего 4 насельницы.

[16] К слову, в Пафосе и близлежащих к нему деревнях имя Неофитос до сих пор является одним из самых популярных и распространенных.

[17] По версии.

[18] На севере острова православные паломники, имея свободное время, могут посетить так же недействующий монастырь Святого Пантелеймона (неподалёку от деревни Чамлибель, изначально Мирту), пещеру монаха-чудотворца Св. Фанориуса (на побережье в 3 км от Кирении), храмы Айя Марина и Айос Георгос в Китрее.

[19] Доподлинно точно неизвестно: по-прежнему ли там находятся мощи святого. Мнения на этот счет разнятся.