Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Пила: на стыке культур
Пила: на стыке культур
Здесь греки и турки живут бок о бок
7294
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
Фото: Дарья Саульская
05.07.2017

Пила (греч. Πύλα; турец. Pile) — уникальная и одна из старейших деревень Кипра в округе Ларнаки, где издавна проживают обе общины киприотов: греческая (850 жителей) и турецкая (490 человек). Ее название происходит от слова «πύλη» (пИли), что в переводе с греческого означает «ворота». Предположительно это связано с местоположением поселения: как бы на входе в долину Месаория.

Историки считают, что название могло так же указывать и на важную роль Пилы при осуществлении контактов с соседней Саламиной.

В плане местного земледелия в окрестностях Пилы преобладает выращивание зерновых, а также культивируется разведение оливковых рощ; в некоторой степени — возделываются и виноградники (в прошлом они преобладали и были важной статьей в развитии местного сельского хозяйства вплоть до 1970-х гг., а их плоды шли на производство вина, уксуса и др. продукции).

Деревня достаточно зеленая, при въезде она производит впечатление очень современной и комфортной: много новых и просторных домов по сторонам широких, как проспекты улиц, вперемешку с садами и полями. Однако ближе к центру становится ясно, что место это далеко не туристическое и не везде, и не всегда уютное. Например, мы не заметили здесь ставших уже привычными в большинстве мест и селений острова простоты, открытости и гостеприимства (а также «стандартного набора» удобств и мест для отдыха путешествующих), скорее — настороженное и отстраненное, хотя и ненавязчивое наблюдение за чужаками, приезжающим побродить по кажущимися пустынными улочкам. Тем не менее, у старой Пилы есть свое очарование и неповторимая «атмосфера» двухобщинности.

В центре деревни, на площади вы отметите среди окружающих паркинг строений офисы обоих местных «мухтаров» (нотариусов) и общинные центры самоуправления — раздельно — греческого и турецкого (имеют вывески только на «своих» языках), расположенные друг напротив друга: левая сторона — «турецкая», а правая — «греческая». Здесь же под узнаваемым флагом можно видеть и небольшой пост ООН [голубые береты находятся на Кипре, как известно, с 1964 г., однако в связи с оккупацией Турцией северных территорий их полномочия значительно расширились в 1974 г. К слову, не только Пила, но еще три деревни острова оказались в буферной зоне в результате известных событий: Афиену, Трулли, Денья. — Е. К-Т.].

Вот, например, традиционная, выкрашенная в белый и синий цвета греческая таверна «Македония». Популярное место, где, как выяснилось, собираются и проводят время как греки, так и турки из местных жителей: люди смотрят телевизор, время от времени переключая каналы... звучит турецкая и греческая речь, завсегдатаи играют в белот. Если провести здесь время подольше и побеседовать с людьми, вам сообщат единогласное мнение: крупные державы не должны вмешиваться в кипрские дела, и что необходимо оставить прошлое в прошлом, и продолжать обеим общинам свое равноправное сосуществование. Глядишь, и весь остальной Кипр последует этому примеру, делая реалистичными надежды на будущее объединение.

Деревня Пила, Кипр

На Кипре считается, что жители Пилы — люди «особой породы».

Мне удалось ознакомиться с воспоминаниями старожилов и выяснилось следующее. Когда началась война 1974 года вся деревня приняла решение перебраться на территорию британской базы, где турки и греки месяцами жили в палаточном городке. По окончании военных действий, жители Пилы также все вместе вернулись на прежнее место. Что интересно: турецкие военные тщетно пытались помешать туркам-киприотам вернуться, запугивая их угрозой расправы со стороны греков-киприотов...

Здесь же можно встретить вполне объяснимое сегодня разделение из-за политических и культурных особенностей: местные дети ходят раздельно в турецкую или греческую школу, а взрослые водят машины с различными номерами: Республики Кипр либо так называемого Северного Кипра.

Если все же совершается преступление, то ООН несет ответственность за проведение расследования с участием турецких или греческих полицейских.

Вообще, первое поселение здесь уже существовало в эпоху ранней и средней бронзы (2400 – 1700 гг. до н.э.), о чем красноречиво свидетельствуют данные археологических раскопок. В эпоху Средневековья, а именно с приходом франков, эти земли становятся собственностью королевской семьи (первый владелец «голубых кровей»: принц Жан II Галлилейский, умер в 1315 году; позднее Пила — собственность его наследников, семейства де Жибле).

В 1570 – 1571 гг. сюда пришли турки-османы, и что интересно, согласно ряду источников, они оставили местное самоуправление (сложившееся в эпоху венецианцев) практически без изменений. Вероятно, с тех времен и сохранилась традиция, а также определились и развивались действующие и поныне обычаи и уклад совместного проживания в деревне когда-то пришлого и коренного населения.

Итак, наибольший интерес прибывшего туриста, несомненно, вызовет сочетание двух стилей и укладов жизни, и различные тенденции в сельской архитектуре. Сразу можно заметить отличия греческих домов с большими террасами и арками от более закрытых от чужих глаз домов турок-киприотов, жизнь которых скрытно и тихо идет своим чередом: зато жители их в минуту отдыха выходят на улицу и оттого здесь чаще можно услышать турецкую речь.

Пила, предположительно, была заселена еще с времен ранней и средней бронзы (2400 – 1700 гг. до н.э.). Жилые постройки древности и некрополь в этом районе расположены к югу от современной нам Пилы и вблизи от побережья. Ведь в прошлом местные жители (как и население других селений и полисов) стремились развивать морскую торговлю.

Вообще раскопки здесь ведутся с давних пор. Так, в 1868 году Роберт Гамильтон Ланг, шотландский дипломат и известный коллекционер древностей (1832 – 1913 гг.) провел раскопки в юго-восточной части села, а конкретнее, в местечке Ставрос, где он обнаружил остатки святилища, восходящего к архаике и действовавшего на протяжении классики и эллинизма. Здесь совершали поклонения Аполлону и Артемиде. Впоследствии оно было разорено и разграблено. Тем не менее, в бывшем храме были обнаружены несколько двухметровых статуй из известняка, глиняных фигурок, а также надписи, где при упоминании имени Аполлона, используется эпитет «Mageirio». Благодаря усилиям и изысканиям Лэнга некоторые из европейских и американских музеев пополнили свои коллекции артефактами из Кипра (в их числе и Музей истории искусств в Вене).

Остатки, относящиеся к эпохе поздней бронзы (1700 – 1125 до н.э.), были обнаружены вблизи деревни при раскопках, которые проходили в 1930-х – 1950-х годах при участии Департамента древностей и известного «отца кипрской археологии» доктора Порфириоса Дикеоса. Их продолжил гораздо позднее, в 1980-х другой видный исследователь, Васос Карайоргис (р. 1929 г.) на нескольких сайтах: «Verki», «Koukoufouthkia» и «Steno».

К поздней бронзе (около 1230 г. до н.э.) относятся также жилые постройки, обнаруженные в местности под названием «Kokkinokremmos», стены которых образовывали когда-то крепостную стену вокруг поселения. По мнению ученых, оно было основано ахейцами, которые в дальнейшем перебрались вглубь острова (выявлена керамика, относящаяся к крито-минойской культуре), прибывших на Кипр после падения городских центров микенской цивилизации в результате вторжения в Грецию северян-дорийцев.

Сегодня многие из найденных артефактов в предместьях, да и на территории самой Пилы, находятся в собрании Археологического Музея в Никосии (он же Музей Кипра)

В железном веке (1050 – 475 гг. до н.э.) на территории Кипра возникали крупные города-государства и область, где расположена Пила, начала занимать важное положение в ту эпоху. Так как окрестности деревни граничат с Кити, то, вероятно, и сама Пила входила в состав древнего царства Китион (с XIII века до н.э.).

Наконец, эта местность продолжала оставаться важным направлением вплоть до позднего эллинизма. О чем красноречиво свидетельствуют сохранившиеся рукописи и другие письменные источники, археологические находки, остатки жилищ и гробниц, а также святилищ и древних храмов, которые когда-то были возведены вдоль побережья.

Главные достопримечательности Пилы

В самом центре деревни находятся несколько достопримечательностей, достойных упоминания и посещения: венецианская башня («Пила-тауэр», находится под охраной ЮНЕСКО), мечеть, древние церкви Архангела Михаила и Панагия Аспровуниотисса, краеведческий музей и современный храм Айос Георгиос. Расскажем о них подробнее.

Пила-тауэр: высокое строение, возведенное в Средневековье венецианцами. Это массивная каменная обзорная башня с подъемником, вход в которую находится на высоте третьего этажа и куда ведет наружная металлическая лестница. В далеком прошлом к ней вероятно вел подвесной мост или деревянная лестница. Внутри крепостного сооружения, служившего охране поселения от набегов сарацинов (одно из них, 1425 года упоминается в летописях Леонтия Махераса), в настоящее время ничего не находится, только пустые основная смотровая комната-камера да наверху еще одна, меньших размеров.

С башни можно окинуть взглядом всю деревню.

Башня в деревне Пила, Кипр

Музей, именуемый «культурный» (а если точнее, то краеведческий, основанный в 1993 году): традиционный одноэтажный каменный дом семьи Ангелиду, переданный наследниками муниципалитету Пилы (принадлежность его в прошлом представителям православной общины подтверждает как тип постройки, характерный в большей степени для домов греков, так и высеченный над входом в камне крест) с крытой галереей, выходящей во двор с фруктовым садом. Во дворе — образцы сельскохозяйственной техники и инструментов (бороны и сенокосилки, вилы, механические машины, насосы и т.д.), наглядно демонстрирующие эволюцию развития местных технологий ведения сельского хозяйства и земледелия, в частности, с применением английских машин. Внутри — интерьер традиционного жилища с представленными там элементами народного быта.

Обратите внимание: в некоторых деревенских музеях Кипра не указываются часы и дни работы, хотя при этом могут иметься контакты. В Пиле не было ни того, ни другого.

Православная церковь Айос Георгиос — главный и достаточно новый каменный храм (1998 г.) с мозаиками и витражными вставками, и расположенный на просторной окружающей его площади, — все, как принято в деревнях Кипра.

Он находится недалеко от центральной площади деревни и был построен на фундаменте старой церкви, так же посвященной Св. Георгию (разрушена в 1950 году). Интерьер храма украшает резной иконостас.

Единственное, что сохранилось от прежнего храма, это икона Святого Георгия, написанная в 1825 году. В настоящее время она находится в храме Архангела Михаила, так же в Пиле.

Храм Архангела Михаила, находится в центре деревни (датирован 1500 годом). Это византийская базилика (20х8 м) со звонницей. Ремонтные работы в церкви проводились дважды: в 1980 и 2006 годах. В результате был расчищен камень, из которого церковь возвели в древности.

Церковь Панагия Аспровуниотисса (Богородица Белогорная) — древнейшая в Пиле, находится в восточной части деревни. Она была построена в 1200 году и изначально это был монастырский храм, который в течение многих веков, до возведения Айос Георгиос выполнял функции главной церкви.

В 1850 году был создан иконостас и ее здание впервые реконструировали в том же году, позднее она поновлялась и подвергалась реставрации (в 1950 и в 2005 годах), обретя в итоге свой первоначальный облик. Примечательно, что старые статуи, которые когда-то находились в языческих святилищах и храмах округи, широко использовались в прошлом в качестве строительного материала для закладки фундамента христианских церквей. Панагия Аспровуниотисса, будучи довольно большой базиликой (15х30 м), не стала исключением.

Мечеть Пилы, ныне действующая. Открыта для посещения молящимися из турецкой общины. Это довольно большое здание имеет прекрасно декорированный минарет (восстановлен в 2003 году).

Детали:

Современная Пила имеет собственные спортивные клубы: футбольный Aspida Pylas FC и волейбольный Foinikas Pylas; а также... сводный хор из греко- и турко-киприотов, выступающий на совместных деревенских праздниках.

Жители Пилы принимают регулярное участие в летнем танцевальном фестивале, практикуясь в совместных вечерах народного танца, которые проводятся пару раз в месяц.

Уроженкой Пилы является популярная уже многие годы как на Кипре, в Греции, так и во многих других странах Европы певица, актриса, композитор и продюсер Анна Висси (р. 1957 г.). С 1995 по 2009 годы Анна выпустила несколько платиновых и золотых альбомов; трижды выступала на Евровидении (за Грецию в 1980 и 2006 гг., и за Кипр — в 1982 году).

Советом местного самоуправления в течение нескольких лет запускался ряд проектов, нацеленных на сохранение культурного наследия, а также на модернизацию и развитие Пилы.

Среди завершенных к сегодняшнему дню: построены стадион и спортивный центр, возведен храм Айос Георгиос; отреставрированы храмы Архангела Михаила и Панагия Аспровуниотисса, и т.д.

В будущем планируется прокладка магистрали вдоль побережья наряду с обустройством зон для променадов; а также — восстановление колокольни церкви Архангела Михаила. Да и развитие туризма в регионе в целом, — среди приоритетных задач местной администрации.


Основные источники по истории Пилы:

William R. Caraher, R. Scott Moore, David K. Pettegrew, Pyla-Koutsopetria I: Archaeological Survey of an Ancient Coastal Town. Archaeological Reports, 21. Boston: American Schools of Oriental Research, 2014.

Исследование «The area of Pyla in ancient times» (Pyla Community Council Archives)

Сайт: www.pyla.com.cy

Как добраться и где остановиться:

На машине:
от Ларнаки — по улице Аммохосту (26 минут), по шоссе А3 (от Арадиппу, 17 минут);
от Паралимни — по шоссе А3 (30 минут).

Автобус из Ларнаки до Пилы (445): выходите на остановке «Кадде» — и вы в самом сердце этой пограничной деревни.
Больше информации: www.cyprusbybus.com

Автобусом от Паралимни: см. www.cyprusbybus.com

Вблизи деревни находятся несколько отелей класса «люкс», здесь так же можно найти и другое съемное жилье: апартаменты и виллы Troy Legends (ул. Мусон, 10-12), виллы Touch Blue Residences (Декелия-роуд), апартаменты Pyla Gardens (Юниверсити-авеню, 112) и другие.

 

Оставайтесь с нами и до новых встреч!

Автор: Евгения Кондакова-Теодору.

Деревня Пила, Кипр