Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
По дороге на Клиру: автопробегом и пешком по окрестностям
По дороге на Клиру: автопробегом и пешком по окрестностям
Часть первая: Аредью, Малунта и Айос Иоаннис
3193
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
14.05.2018

Кипр — остров небольшой, но здесь насчитываются сотни деревень. Некоторые из наиболее интересных мы уже посетили и рассказали вам (см. в нашей рубрике «Деревни Кипра»); другие из тех, что имеют особое культурное и историческое значение для того или иного региона, — нам еще предстоит освоить.

Многие их вас, вероятно, слышали и про эти места. Особенно сейчас, в начале весны: Аредью — известное направление отдыха никосийцев по окончании рабочей недели; Малунта, как и соседняя с ней Айос Иоаннис неприметно среди своих полей хранят предания «старины глубокой».

Аредью — первая деревня в нашем сегодняшнем маршруте: по магистрали из Никосии в Агрос, надо просто свернуть по указателю и ехать по дороге Е903, она же — улица Грива Дигени, соединяющая все деревни между собой в данном направлении. А затем, сделать еще один поворот влево, на Е904 (ул. Арх. Макариу) и вот мы здесь...

Мы прибыли сюда еще утром: в марте погода переменчива, и Кипр — не исключение. День обещал быть если уж не по-летнему жарким, то точно солнечным... однако здесь это не проблема, ведь деревня очень зеленая.

Аредью

По-гречески: Αρεδιού — деревня в никосийском округе, в 21 км от Никосии или на «полпути» в сторону Палехори. Поселения были известны с доисторических времен и есть подтверждения заселенности этих мест выходцами из Микен (в наличие имеется археологический сайт на месте их захоронений). Также гораздо позднее, в эпоху лузиньянов деревня была одним из их владений, пожалованных за службу вассалам (феод).

Далее, исходя из упоминаний итальянским историком-путешественником Форио Вустронио, (а к этому имени мы еще вернемся неоднократно, в наших рассказах о кипрских деревнях), известным владельцем здешних угодий становится феодал Хуан Д’ Аррас, по имени которого и называется деревня до сих пор. В настоящее время здесь проживают около 1400 человек (количество резидентов ежегодно увеличивается с наступлением лета, как отмечается на сайте Аредью).

Хотя местность в окрестностях населяли с давних времен, нынешняя Аредью была основана жителями близлежащих старых поселений и арендаторами сельскохозяйственных земель во времена правления франкских королей (1200-1490 годы).

По оценкам исследователей, около трех четвертей местного населения, а также обитателей близлежащих старых деревень выкосила чума. Из-за эпидемии Черной смерти, обрушивавшейся туда в течение тридцати лет (1340-70 гг.) целые деревни выжигались, — все это в результате сильно изменило демографический характер района.

Как мы уже сказали, история деревни связана с именем Арраса-Дю-Хуана, он был посредником по взаимодействию аристократии с крестьянством и сезонными работниками на полях и в оливковых рощах.

С османского завоевания острова в 1570 году начался процесс исламизации Кипра, как было сказано в ряде источников, «призванного сократить христианское население». В 1591 году немногие христианские семьи из окрестных деревень обратились в ислам (став по факту турками-киприотами) в обмен на привилегию пользоваться водами реки Кутис и получения у властей разрешения на поселение в Аредьу.

Деревня оставалась «смешанной» еще долгие годы и только в 1964 году все турко-киприоты покинули ее во время начала вооруженных межобщинных конфликтов между греками и турками.

В деревне в наши дни...

Наша первая остановка — вблизи от храма (хорошего паркинга здесь нет, все по-простому: оставляем машину вдоль тротуара между церковью и начальной школой, где звенит детский смех и куда неспешно вслед за нами прибывают родители, разбирая утомившихся и перевозбужденных чад по домам).

Айос Георгиос (дата строительства — 1911 год). Классический образец византийского храма: каменный, однонефный, имеет колокольню.

Фланкируют главный вход в храм по обеим сторонам новые мозаики работы нашего старого знакомого, одного из ведущих кипрских мозаичистов Константиноса Христу: изображения Св. Фотиоса и Св. Георгия на золотых, сияющих фонах (2006 г.). Тимпан над карнизом заполняет мозаика с изображением Спасителя.

Он был закрыт во время дружественного, хотя и несколько спонтанного визита, зато наше внимание привлек интересный артефакт — раннехристианский баптистерий, бережно водруженный на возвышении на окружающей храм площади. Это древняя каменная купель из песчаника, с крестообразно высеченной чашей. Ее размеры: высота — 85 см, а диаметр — около 140 см. Подножие украшено монограммой Иисуса Христа и изображением рыбы, так же Его символизирующей, выполненными в традиционной технике мозаики из морской гальки белого и серого цветов.

Один из ведущих кипрских исследователей, Йоргос Панаги в своей работе «Церковь Св. Георгия в Аредью» (вышла в 2008 году) датирует время изготовления купели, исходя из технологии изготовления. В частности, автор отмечает следующее: «высечение в монолитных глыбах было широко распространено в VI веке. Таким образом, данная купель относится ориентировочно к рубежу V – VI веков».

А вот другой исследователь Георгиос Карузис уточняет: эта купель ранее находилась на одном из окружающих деревню холмов, где когда-то стояла древняя церковь. Данная возвышенность имеет название — «Холм Креста» (Lofos tou Stavrou).

-

Завершив осмотр, мы решили обойти окрестности: вниз по улице Айю Георгиу манил к себе зеленый массив в низине над рекой. Некоторые деревенские дома, выстроенные в традиционной манере, смогут привлечь ваше внимание. При этом нельзя сказать, что деревня не развивается: улочки, перемежающиеся с ярко-зелеными лужайками и пустырями, поросшими великолепными кактусами, находятся в довольно хорошем состоянии; а среди приземистых домишек уже возвели немало современных зданий.

Природная тропа. Итак, придя к живописной роще, в густой тени которой пролегает речное русло (а как мы помним, «реками» на острове именуют каменистые русла, сухие большую часть года, по которым в течение всего нескольких недель в году может мчаться довольно сильный поток воды), мы немного отдохнули, наслаждаясь прохладой после ставшего уже жарким в полуденные часы солнца, и любуясь зарослями, сквозь которые то здесь, то там виднелись новые загородные дома.

Кстати, хорошая новость: на сайте деревни (вы найдете его в конце статьи) указано, что в этом райском тенистом уголке под гигантскими эвкалиптами (времен первых лет британского правления на острове, ведь британцы ко всему прочему прославились на Кипре как знатные озеленители дорог и различной величины населенных пунктов) уже начали разбивать пешеходную тропу: вдоль русла и протяженностью в 2 км.

Так же местные власти озаботились разбивкой еще одного общественного парка на территории деревни.

Любопытный факт, подчеркивается как исследователями, так и местными жителями: в здешних краях не только сохранились обширные до сих пор не возделываемые угодья (а это почти 200 кв.км), но даже сохранилась почти без изменений дикая фауна края. Что же касается природных ископаемых, в Аредью самой распространенной каменной породой является мергель (глинистый известняк), который с древности широко применялся в строительстве.

Аредью не обошла судьба «смешанных» деревень острова: оставленные несколько десятилетий тому назад турками-киприотами дома ветшают, а их стены и дворы зарастают все больше яркой веселой зеленью, — ведь жизнь продолжается, несмотря ни на что!

Разумеется, их никто не занимает, и эти участки наравне с просто заброшенными старыми постройками, стены которых, выложенные из желтого кирпича-сырца добавляют ландшафту на окраинах определенную живописность и вместе с тем, немного печальный колорит увядания.

Очень приятно видеть, что в окрестностях деревни растет немало древних оливковых деревьев...  

Музей традиций и ремесел, следующий стоящий объект для посещения. Расположенный в старинном здании типичной сельской архитектуры, он представляет своим посетителям довольно обширную коллекцию предметов быта, сельскохозяйственных и ремесленных инструментов, а также распространенных в прошлом во всех деревнях Кипра образцов мебели и утвари.

Пояснительная информация как таковая отсутствует: что увидели — то и увидели. Зато всегда можно обратиться за пояснением к смотрителю-ключнику.

Полезный контакт (Правление Аредью) относительно посещения Музея, других достопримечательностей деревни и т.д.:

Ул. Арх. Макариу 4
Телефон: (+357) 22633080

-

Хотела бы поделиться своими наблюдениями: именно в деревнях жители раскрывают свою индивидуальность, что называется «по полной»: в городе, заселяясь в построенный по плану архитектора многоквартирный дом, такого размаха для воплощения собственных фантазий не найдешь, — масштаб не тот. Другое дело: частное домовладение на окраинах либо в глубинке. Сельский дом, невзирая на подготовленный и реализованный профессионалами проект, даже и не всегда оригинальный, здесь ярко отражает личность хозяина, — к психологу не ходи!

Другим интересным «пунктом» для изучения является сад или даже палисадник киприотов: из-за сильной тяги населения к «декораторству» тоже можно найти как и много действительно впечатляющих решений, так и просто забавных моментов. Просто обращайте внимание почаще!

Дополнительная информация и литература об Аредью:

Официальный сайт: www.arediou.com

Karouzis Giorgos. Strolling Around Cyprus, Nicosia, City and District (Nicosia, 2001)
Panagi Georgios. The Church of Agios Georgios Arediou (Nicosia, 2008)
Perdikis Stylianos. An unknown in Cyprus type of old Christian baptismal font, Christian Archaeological Company (Athens, 2003).

-

Приятное знакомство вышло у нас с этой деревней, хотя пока и довольно шапочное. Однако мы более здесь не задерживаемся и отправляемся дальше.

Малунта

По-гречески: Μαλούντα. Эта деревня совсем небольшая (численность населения около 500 человек), всего несколько улиц свободно раскинулись на зеленых холмах северного подножия Троодоса на высоте 415 м над уровнем моря.

Название ее возникло в дохристианские времена: происходит от слова, которым называли бога Аполлона (Μαλούντα Απόλλωνα), прибывшие сюда переселенцы из Аркадии. Рядом, кстати, находятся и остатки древнего поселения, а также некрополя (между Малунтой и ее соседкой напротив, деревней Айос Иоаннис), — что еще раз наглядно подтверждает обитаемость здешних мест с глубокой древности.

В эпоху Средневековья Малунта была феодом, причем в рукописях западноевропейских путешественников и знати, а также на старинных картах деревня упоминается под названиями: Melonda или Millondo.

Современная нам Малунта в своих нынешних границах образовалась несколько позднее, в годы правления на Кипре Османской империи: эти места облюбовали новые землевладельцы, которым для обработки земель понадобились работники из киприотов, которые придя сюда образовали поселение.

Кстати, деревня никогда так и не стала «смешанной».

Интересно, что Малунта так же упоминается в известном на Кипре стихотворении национального поэта Василиса Михаилидиса (1849 – 1917 гг.) «Η 9η Ιουλίου του 1821 εν Λευκωσία Κύπρου», где фигурирует как родина пастуха Димитриса — одного из главных действующих лиц.

В наше время при поддержке и участии представителей Военных сил Греции на Кипре (The Hellenic Force in Cyprus, ΕΛΔΥΚ) деревенской общиной ежегодно 15 мая, начиная с 1970 года проводится праздник в честь Айос Панигириос (Αγίου Πανηγυρίου). Его переносная икона хранится в главном храме — Панагия Хрисопантанасса (Παναγία Χρυσοπαντάνασσα), довольно большом и красивом, (в некоторых источниках встречается дата «1763» как год ее строительства).

Панагия — одна из местных достопримечательностей — высится на склоне холма слева над дорогой (более поздние пристройки, среди которых и колокольня, выложены из песчаника, а основной объем храма выстроен из другой породы, более прочного троодосского дикого камня). Церковь имеет грановитую апсиду. На окружающей площади находится тоже довольно старое здание воскресной школы (как здесь принято называть, «Духовный центр» или «Пневматиси эстия»). Ядро деревни расположено выше, по холмам улицы идут террасами.

В этот храм матери приносили и приводили больных детей в возрасте от 1 до 7 лет, моля Богородицу об их исцелении: говорят, что после проведения священником специального обряда, по прошествии трех дней многие детки излечивались.

Среди других основных местных достопримечательностей стоит назвать: старый храм — под тем же названием, и старинный мост под охраной ЮНЕСКО (внесен в Список охраняемых объектов организации в 2002 году, зарегистрирован под номером 1678).

«Старая» Панагия Хрисопантанасса находится на выезде из Малунты, среди ее полей и древних оливковых деревьев.

Вы ее точно не пропустите. Это очень живописное, хотя и небольшое каменное сооружение (явно влияние византийской и романской архитектуры) в окружении таких же потемневших каменных стен, — ведь это храм-часовня при старом погосте. Храм чаще всего остается закрытым для посещения туристами.

Из Малунты мы вновь выезжаем на дорогу Е904, и чуть вернувшись назад пересекаем ее, двигаясь в сторону еще одной деревни, на пути в которую нам встречается церковь Св. Марка (Айос Маркос или Αγίου Μάρκου Ευγενικού). Она выстроена в честь Святителя Марка (1393–1445 гг.), епископа Константинопольского и митрополита Эфесского [1], одного из виднейших духовных деятелей своей эпохи.

Айос Иоаннис (Лефкосиас)

Окруженная зелеными склонами деревня (ее чаще, исходя, видимо, из тесного соседства называют Айос Иоаннис Малунтас) раскинулась на высоте 313 м над уровнем моря. Ее от Никосии отделяют 18 км, а от Малунты всего 5.

Упоминается Йоргосом Карузисом, как имеющая оригинальный природный «декор» вдоль русла реки Акаки (как мы уже знаем, продолжение русла Серрахиса) — ее воды живописно размывают за долгие годы здешние мергель и глину. Здесь, так же как и в Аредью низина поросла дикими зарослями, среди которых встречаются высокие эвкалипты и вековые оливковые деревья (а их здесь, по официальным данным в пределах 35 до 45 тысяч).

Местная администрация сегодня уделяет большое внимание благоустройству и развитию туризма: помимо парка с игровой площадкой, здесь имеется природная тропа (с 2007 года) общей протяженностью 4,5 км.

Близкая соседка Малунты имеет и свои достопримечательности.

Вот, например, местные жители рекомендуют в обязательном порядке посетить главный деревенский храм.

Айос Иоаннис Продромос (XIX век), где находится еще более старинная, уникальная икона с изображением Спасителя (датируется XVI веком), а снаружи, в экстерьере здания, можно увидеть редкое скульптурное изображение головы льва.

На территории деревни, в одном из старых домов открыли и экспозицию местного быта: собраны образцы традиционной мебели, изделий сельских рукодельниц и керамика.

Другая достопримечательность в окрестностях деревни — это

Водяная мельница — каменное сооружение, расположенное к юго-западу от деревни. Конструкция имеет один цельный пролет и один полупролет, а также акведук. Этот действительно выдающийся памятник прошлого и впечатляющую достопримечательность можно посетить, съехав на проселочную дорогу  в окружении холмов на западной стороне реки Акаки.

Рядом находятся остатки другого каменного, вероятно, жилого строения с тремя сводчатыми перекрытиями и остатками черепичной кровли на деревянных лагах, — все, предположительно, эпохи венецианцев.

Всю эту красоту и, одновременно, печаль руин старинных сооружений можно наблюдать в этом видео.

Айос Иоаннис (Лефкосиас)

Что ж, вы, вероятно, успели устать и теперь самое время, завершая первую часть нашего путешествия, отправиться, например, в таверну-ресторан «Таккос».

Она находится вблизи от Айос Иоаннис Продромос.
Телефон: (+357) 22632156

-

Контакты и дополнительная информация о деревне:

ул. Апостолу Андреа 1 (Правление Айос Иоаннис)
Тел.: (+357) 22634310
Сайт деревни: www.agiosioannism.org
Email: agioanm.council@cytanet.com.cy

Как добраться:

От Никосии на автомобиле до деревень Аредью (36 минут), Малунта и Айос Иоаннис (повороты налево и направо с основной дороги соответственно, 35-40 минут в пути) — просто доехать по трассе В9 (в продолжении, Е903 она же улица Грива Дигени) и следуя указателю съехать влево на Е904.

На автобусе: идут 100, 157, 250 и 405.

К слову, местный автобусный вокзал «Arediou intercity Bus Station», расположенный на дороге Грива Дигени (Е903), что на въезде в деревню, осуществляет сообщение между всеми близлежащими деревнями вблизи столицы (это №100, стоимость проезда, как и на внутригородских маршрутах: 2 евро в одну сторону). 

Подробнее смотрите здесь.

Айос Иоаннис (Лефкосиас)

Оставайтесь с нами и до новых встреч!


[1] Святитель Марк Евгеник, как доносит нам история, был единственным из церковных деятелей, кто в составе греческой делегации на Ферраро-Флорентийском соборе (1438 года) отказался подписывать и признавать унию обеих Церквей.
Причиной тому послужил тот факт, что во время проведения Собора Марком были написаны несколько богословских трактатов, в ходе работы над которыми он пришел к выводу о противоречиях догматам Вселенских соборов, имеющихся в учении Западной церкви.