Расположенная внутри венецианских стен Никосии, Церковь Пресвятой Богородицы Хрисолиниотиссы, построенная, как полагают ученые, в V веке, считается самой древней византийской церковью острова. Частые арабские набеги полностью разрушили храм, но в XI веке, среди руин, заросших льном, местные жители обнаружили икону Пресвятой Богоматери с Младенцем, нарекли ее Хрисолиниотиссой (Святая Дева Покровительница золотого льна) и возвели новую церковь на месте чудесного обретения иконы.

В современном облике церкви можно увидеть элементы храмовых построек трех разных эпох. Перестройки середины XV века, в эпоху правления династии Лузиньянов, были связаны с женой короля Иоанна II, Еленой Палеолог, которая, будучи гречанкой, много сил отдавала укреплению положения Ортодоксальной Церкви Кипра и повлияла на возрождение и перестройку храма.

В наши дни, во внутреннем пространстве храма можно выделить несколько отдельных помещений.

Попасть в Центральный неф, который когда-то был самостоятельным храмом, можно через главный вход, напротив которого расположены Царские Врата. Неф венчают два купола, олицетворяющие два естества Спасителя — Божественное и Человеческое. В южной стене сохранилось несколько старинных фресок, как полагают ученые, изначально росписями были украшены все стены храма. Украшает пространство высокий золотой амвон с образами евангелистов и фигурой орла, символизирующей Воскресение, духовную силу и божественное вдохновение.

Северный сводчатый неф напоминает своими готичными арками и нишами латинскую часовню. 

В южной части храма три сводчатых помещения соединены друг с другом арочными проемами. Деревянный иконостас с резными позолоченными фигурками ангелов, животных и птиц, и обрамленным кружевными панелями со вставками синего, красного, зеленого и фиолетового цветов, возведен по всей ширине четырех храмовых приделов. 

Храмовая икона Богородицы Хрисолиниотиссы покоится в местном ряду двухярусного иконостаса центрального нефа. Икона долгое время пребывала в серебряном с позолотой окладе, и увидеть ее стало возможно только в конце XX века. Образ Богородицы на иконе относится к типу Елеуса (Милостивая), появление которого связывают с именем апостола Луки. Образ апостола, пишущего на кипарисовой доске, принесенной архангелом Гавриилом, образы Богоматери с Младенцем и Иоанна Богослова, запечатлен в нижней части иконы. Ветхозаветные пророки, предрекшие рождение Пресвятой Девы, выписаны на полях иконы. 

Иконы, отражающие основные вехи евангельской истории, разместились в праздничном ряду иконостаса. Здесь можно увидеть редкие композиции Торжества православия, изображение Двенадцати Апостолов и Сорока Севастийских мучеников. Важным достоянием храма являются нетленные мощи мучеников, выставленные для поклонения в центре основного нефа.

Деревянный иконостас южного придела украшен образами кипрских святых. Тут можно увидеть изображение первого епископа Кипра Тамасоса Ираклидиса, кипрского Святителя Спиридона, доказавшего Единство Святой Троицы на первом Вселенском Соборе, приемника епископа Ираклидиса Святого Мнасона, Преподобного Антония Великого, положившего начало отшельничеству, и пророка Илии, свидетеля Преображения Господня на горе Фавор.

На иконостасе четвертой преграды, украшенном резными растительными орнаментами, покоится чудотворный образ Пресвятой Богородицы Милостивой, стоящий особого внимания. Это единственная на Кипре икона, где в одном поле созданы два зеркальных изображения Богоматери. Надписи под ликами означают «Быстро слышащая» и «Быстро отвечающая».