Монастырь Святого Неофита расположен рядом с деревней Тала, на лесной поляне среди зелёных холмов.

Купольная базилика, построенная в начале XVI века, находится в центре монастырского двора, а вокруг неё ютятся остальные постройки, среди которых особый интерес представляет древняя пещерная обитель, вырубленная, согласно преданию, самим святым Неофитом.

Неофит родился в небольшой горной деревне Лефкара в 1134 году. Юношей он тайно покинул родительский дом, чтобы посвятить себя служению Богу, и ушёл в монастырь Святого Хрисостома, где, проявляя упорство в учении, он заслужил должность помощника ризничего. Однако желание Неофита идти дальше и дальше в своём духовном поиске привело его в Иерусалим, где монах хотел найти наставника и убежище от мирской суеты. Эти поиски не увенчались успехом, спустя некоторое время Неофит вернулся на Кипр, и, в конце концов, отыскал для себя уединённую пещеру в горном районе Пафоса, вырубил в ней каменную скамью для работы и сна, а в восточной стене кельи подготовил для себя гробницу, в которой его впоследствии и похоронили.

Пока Неофит жил в своей пещерной келье, он трудился над созданием монастыря. Он построил алтарь и неф, соединив их со своим жилищем, а чуть позднее появилась и трапезная. Новую обитель освятили именем Святого Креста. Кроме того, отшельник вкропил в деревянный крест храма частицу обретённого им Истинного Креста (до наших дней дошёл только сам крест, а чудотворная частица была утрачена).

Со временем слухи о новой обители и отшельнике, её основавшем, распространились по всей округе, и в монастырь потянулись ученики. Епископ Василий Киннамос посвятил Неофита в церковный сан и убедил его взять послушников. Художник Теодор Ансевдис расписал фресками келью отшельника и Святилище, а трапезная и неф были украшены спустя 30 лет другим художником (стилистические различия росписей можно заметить невооружённым глазом).

Одна из фресок Теодора Апсевдиса изображает самого святого Неофита у ног восседающего на троне Христа. Роспись на потолке Святилища, созданная рукой того же художника, изображает монаха Неофита в ангельском облачении в окружении архангелов Михаила и Гавриила, готовых сопровождать святого на праведный суд Христа Вседержителя.

Как указано в книге Неофита «Ритуал Таинств», он хотел, чтобы его похоронили в гробу, который он заранее сколотил своими руками, а сам гроб замуровали в склепе в стене кельи. Затем стену, за которой скрывался склеп, надлежало украсить росписями, чтобы ничто не указывало на то, что там скрыто место захоронения. Насельники монастыря в точности исполнили пожелание Неофита после его смерти, и со временем все позабыли отшельника и его могилу. Спустя годы, в 1735 году, монах и путешественник Василий Григорович-Барский с сожалением писал в своих заметках, что место захоронения основателя монастыря Святого Неофита до сих пор не обнаружено. А через 21 год, когда настоятелем монастыря был Афанасий, могилу и мощи святого нашли и переместили в главную церковь монастыря, где они сохраняются по сей день.

Неофит, научившийся читать и писать лишь в 18 лет, считается самым плодотворным византийским писателем XII столетия. Некоторые его труды были изданы в Венеции при архиепископе Киприане, а рукопись «Ритуал Таинств» с пометками автора находится в библиотеке университета Эдинбурга.

За свою долгую историю монастырь Святого Неофита пережил несколько взлётов и падений. Важную роль в его развитии сыграло то, что в первой половине XVII века он получил статус ставропигиального, давший обители независимость и самоуправление.

Главная пещерная церковь, посвящённая Пресвятой Богородице, была построена к востоку от пещерного скита в XVI веке. Сегодня это базилика с нартексом, колоннами и полукруглыми арками, увенчанная шестиметровым куполом. На мраморном полу храма можно увидеть двуглавого орла — символ Византийской империи.

Часть древних фресок в алтаре и на сводах боковых приделов храма сохранилась до наших дней. В конце апсиды в Святилище храма можно увидеть традиционное изображение Богоматери Одигитрии, сцену «Причащение Апостолов» и фронтальные образы Отцов Церкви. В полукруглой башне слева от апсиды помещены мощи святого мученика Стефана.

Стефан жил во времена становления христианства, и был выбран одним из семи помощников апостолов. Иудеи возненавидели юношу и однажды, во время проповеди, схватили его и привели в суд, обвинив в оскорблении Бога и пророка Моисея. По ложному обвинению Стефан был убит.

На софите первой арки южной колоннады храма сохранилась ещё одна древняя фреска, изображающая преподобного Алексия, который, покинув родителей и жену, в течение 17 лет просил милостыню при храме Пресвятой Богородицы в Эдессе. Однажды Алексий решил отправиться на корабле на родину святого апостола Павла. Судно, на котором он плыл, сбилось с курса и пристало к берегу неподалёку от Рима и Алексий, узрев в этом божий замысел, вернулся в отчий дом, где его, по прошествии стольких лет, никто не узнал. Правда о происхождении Алексия выяснилась в день его смерти: лик святого сиял чудесным светом, а в руке его был зажат свиток, содержащий подробное описание всей его жизни.

На своде южного нефа неизвестный автор изобразил сюжеты из жизни Богородицы, а свод северного нефа расписан сценами, иллюстрирующими Акафист, датированными началом XVI столетия.

Резной трёхъярусный иконостас занимает всю ширину нефов и почти полностью загораживает алтарное пространство. По две стороны от Царских Врат расположены иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы (XVI век), а также иконы Святого Неофита авторства Иоанна Корнаро и образ Иоанна Крестителя, а праздничный ряд включает в себя 26 сюжетов из жизни Иисуса и Богородицы. В центре верхнего ряда иконостаса можно увидеть фресковую композицию «Деисус», на которой изображены Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель, молящиеся о прощении грехов человеческих (авторство Иосифа Хуриоса указано на обратной стороне иконы).

Также посетители храма могут посмотреть на серебряную раку, в которой хранится череп кипрского святого и украшенный ажурной резьбой саркофаг с мощами святого отшельника Неофита.

В музее, расположенном в восточной части монастырского комплекса, представлены церковные книги и утварь, рукописи Неофита, мощехранительницы, канделябры, редкие иконы XII века и многое другое.

Белокаменный монастырский комплекс живописно смотрится на фоне зелёных холмов. В трапезной обители висит большая фреска Тайной Вечери, написанная современными русскими художниками, а гостевую комнату украшает мозаика: её сюжет повторяет роспись в келье святого отшельника, именем которого назван монастырь.