Монастырь Пресвятой Богородицы Махериотиссы — один из самых древних ставропигиальных монастырей на острове — был основан в лесах Троодоса, неподалёку от деревни Лазания, в начале XII века.

Добраться до обители, расположенной на высоте 870 метров над уровнем моря, можно по дороге, проложенной сквозь ещё одну горную деревню — Капедес.

По архитектурному оформлению, во многом сохранившемся со времён основания монастыря, комплекс напоминает крепость. Созданию такого впечатления способствуют толстые каменные стены, мощные контрфорсы, аскетичные кельи, а также мост, перекинутый через узкий ров.

В центре внутреннего двора монастырского комплекса расположен крестово-купольный храм с колокольней. Церковь, освящённая именем Пресвятой Богородицы Махериотиссы, заменила собой прежний храм, разрушенный во время пожара 1892 года. И сегодня в ней можно увидеть чудотворную икону, написанную, согласно преданию, самим апостолом Лукой. Считается, что икона была привезена на Кипр из Константинополя неизвестным отшельником, который поселился в пещере и сохранял в ней икону до конца своих дней.

Существует несколько легенд, связанных с возникновением названия иконы и самого монастыря. Некоторые связывают их с именем знатной семьи, владевшей землями, на которых и была построена обитель, а другие рассказывают о необычном растении под названием махера, края листьев которого в момент созревания становятся острыми как лезвие ножа («нож» по-гречески — «махера»). Наиболее общеизвестная версия повествует о двух отшельниках, Неофите и Игнатии, которые пришли в леса Троодоса в начале XII столетия. Считается, что отшельники, путь которым указывало божественное предсказание, вышли к неприметной пещере и освободили заросший травой вход в неё с помощью острого ножа. Внутри пещеры Неофит и Игнатий обнаружили священную реликвию, с которой они решили отправиться в Константинополь, чтобы просить у императора Мануила Комнина поддержки в возведении храма во имя Пресвятой Богородицы в горах Троодоса. Император выделил средства на строительство обители из государственной казны, и отшельники, вернувшись на Кипр, лично следили за работами и обустройством святой обители.

Со временем количество келий увеличивалось соразмерно росту числа насельников, а новый храм, возведённый на месте маленькой часовни, освятили именем Богородицы Махериотиссы. Затем вокруг подворья выросли толстые крепостные стены, среди монахов появились пекари, виноградники, кузнецы, пастухи и даже казначеи.

Все монахи планировали свой день в соответствии с весьма строгим общежительным уставом. Главными праздниками считались День введения Богородицы во храм и День памяти основателей монастыря Игнатия и Неофита.

После того, как монастырь получил ставропигиальные привилегии, он быстро стал центром духовного подвижничества и христианской культуры.

В середине XIV века кипрский хроникёр Леонтий Махера описал удивительный случай, связанный с монастырём. Королева Алиса, жена франкского короля Кипра Гюго IV, осмелилась нарушить закон, запрещающий женщинам входить в алтарь главной церкви монастыря, и была наказана лишением дара речи. Три года женщина молилась о прощении, и в итоге её недуг чудесным образом излечился.

Считается, что в конце XIV века король Яков I с женой и придворными прятался в монастыре, спасаясь от эпидемии чумы.

А в 1530 году случился страшный пожар, который, однако, пощадил икону Святой Божией Матери — бесценную реликвию монастыря. Запись о пожаре сохранилась на маленьком кусочке глиняного сосуда, на который сегодня можно посмотреть в монастырском музее.

Некоторое время после пожара сгоревший монастырь оставался заброшенным. Однако посетивший остров в XVIII веке русский монах и путешественник Василий Григорович-Барский описал в своих путевых заметках возрождение обители, произошедшее благодаря усилиям настоятеля Парфения.

Во вновь набравшем силу монастыре велась активная работа по переписыванию церковных книг и изготовлению переплётов. Кроме того, при обители была открыта греческая школа и лечебный центр, в котором монахи оказывали прихожанам медицинскую помощь совершенно бесплатно.

Второй разрушительный пожар вспыхнул в москательной мастерской монастыря в 1892 году. Он быстро уничтожил все строения, но церковную утварь и иконы монахам удалось спасти. В течение нескольких десятилетий после пожара в обители велись восстановительные работы, которые были полностью закончены в 1960 году.

Сегодня главный храм обители представляет собой купольную трёхнефную базилику с колоннами, увенчанными фигурками ангелов. Арки, нартекс и стены храма украшены фресками авторства кипрского художника Харлабуса, а резной иконостас из орехового дерева, декорированный арочными завершениями и тондо и содержащий элементы венецианского стиля, был создан мастером по имени Теоргий Кикос.

Сравнительно недавно на территории монастыря появилось ещё одно здание с двускатной черепичной крышей, на втором этаже которого расположен просторный предвратный храм, освящённый именем Святителя Григория Паламы. Григорий родился в конце XIII века в богатой семье, его отец был советником императора Византии. С ранних лет Григорий решил посвятить свою жизнь служению Богу и получил в этом поддержку своей семьи. Юноша раздал всё своё имущество бедным и принял монашеский постриг на Святой Горе Афон, в Ватопедском монастыре. Когда наступила эпоха Ренессанса, для которой было характерно переосмысление дохристианских мифов, Григорий Палама вместе с другими монахами с Афона выступал в защиту православного учения о Божественном свете, а в 1351 году Влахернский собор торжественно засвидетельствовал православность учения святителя Григория Паламы.

Фасад церкви украшен двумя мозаичными панно, на которых запечатлены моменты обретения чудотворной иконы Богородицы Махериотиссы и встреча монахов-основателей монастыря с императором, а настенные росписи внутри храма рассказывают о житии самого Григория Паламы.

В боковых приделах храма находятся часовни в честь Святого Креста (здесь хранится святой крест, содержащий частицу животворящего креста) и Богородицы Одигитрии.

При монастыре работает музей, в котором собрана обширная коллекция произведений церковного искусства: императорские указы, подтверждающие ставропигиальный статус обители, охранные грамоты, светильники, кадильницы, храмовая утварь, церковные рукописи и книги, кресты и оклады и многое другое. Кроме прочего, здесь можно увидеть редкое изображение Иоакима и Анны, созданное в XVI веке.

Ещё один музей, расположенный на территории монастыря, посвящён Григорию Афксентиу, который погиб, сражаясь за свободу и независимость Кипра.

Братия монастыря взяла на себя заботу и о крестово-купольном византийском храме XV века, освящённом именем святого Онуфрия, который принадлежал когда-то к одноимённому монастырскому комплексу. Отец Онуфрия был царём Персии и жил в IV веке. Долгое время он не мог иметь детей и молился Богу о том, чтобы тот даровал ему сына. Однажды дьявол пришёл к царю в обличии прохожего и рассказал ему, что жена и правда родит сына, но ребёнок будет не от него. Чтобы убедиться в правдивости этих слов, дьявол предложил ему бросить младенца в огонь: он сказал, что Бог спасёт ребёнка, если владыка действительно будет его отцом. Царь поверил прохожему, а когда у него родился сын, он послушался дьявольского совета и бросил малыша в огонь. Тогда свершилось чудо, и Бог спас ребёнка, а отцу его явился ангел и повелел наречь сына Онуфрием и отправить его на воспитание в монастырь.

60 лет Онуфрий прожил в лесной хижине в полном одиночестве, но ангел не оставлял его до самой смерти, принося святому хлеб и воду. Святой Пафнутий, посетивший Онуфрия за день до его смерти, принёс своей братии весть о том, что каждый, кто чтит память святого, получит благословение во всех благих начинаниях.

В последние годы на монастырских землях появляются новые часовни и церкви, открываются новые подворья. Поток паломников, желающих увидеть этот старинный монастырь своими глазами, становится больше с каждым годом.