Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Музей Национальной борьбы
Музей Национальной борьбы
Народная память о борьбе киприотов за свободу
147
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
20.11.2018

Есть на земле кипрской один музей, к посещению которого нужно быть готовым.
Неважно, насколько вы хорошо знаете здешнюю историю и многие драмы, с которыми кипрскому народу неоднократно приходилось сталкиваться за долгие столетия. Эта экспозиция способна не только встряхнуть, но и попросту вытряхнуть вас из привычного спокойного мировосприятия, обострить чувства и, наверное, заставить быть просто благодарным судьбе за то, что не пришлось самому проходить через подобные испытания.

Сегодня я собираюсь рассказать вам о своем посещении, а вы решите для себя: хотите ли знать о Кипре «всё», либо ограничитесь только однозначно позитивными «туристскими» и «пляжными» впечатлениями.

-

Этот Музей был основан через два года после окончания освободительной борьбы, которую вела на Кипре организация ΕΟΚΑ (1955-1959 годы), в результате решения, принятого 26 января 1961 года и опубликованного месяц спустя в Официальном вестнике Греческого Общинного собрания.  

Главной целью его создания было сохранение народной памяти относительно событий, связанных с борьбой киприотов за свободу. В задачи организаторов входили создание архива, сбор исторического материала и популяризация информации, связанных с данной темой.

Являясь историко-научным центром, Музей интерпретирует идею Национальной борьбы через освещение деятельности и судеб бойцов ΕΟΚΑ, используя визуальный ряд: фото- и видео-материалов, а также представляя в экспозиции уникальные материалы. Все это призвано побудить посетителя, как заявлено на сайте муниципалитета Никосии, «искать глубокий смысл» в событиях сравнительно недавнего прошлого страны и ощутить «дух Борьбы».

Сегодня Музей работает в новом здании, которое было открыто 30 апреля 2001 года. Причем, спустя всего 10 лет в нем уже успели побывать 27 тысяч посетителей, большинство из которых были студенты и иностранные туристы.

-

Современная экспозиция размещена на нескольких уровнях, соединяемых пандусом (что очень удобно для всех посетителей). Проходить ее и знакомиться с экспонатами можно в обоих направлениях: начиная с нижнего и поднимаясь вверх (внизу имеется вводная информация для тех, кто мало или совсем не знает об этой драматичной, героической и, вместе с тем, в ряде эпизодов неоднозначной страницей в истории Кипра), либо сверху вниз.

Я выбрала второй вариант, чтобы сразу оценить концепцию и получить наиболее полное впечатление. Так что приглашаю вас, если все-таки решите (-сь), последовать за мной...

Давайте начнем с главного и поговорим о том, какие же события происходили на острове с середины и до конца 1950-х гг., результатом которых стало обретение Кипром долгожданной независимости в 1960 году.

ЭОКА и национально-освободительное движение: 1955-1959 гг.

По-гречески: ΕΟΚΑ, ее название происходит от сокращенного греческого, Εθνική Οργάνωσις Κυπρίων Αγωνιστών (Национальная Организация кипрских борцов). Так называлась партизанская организация греков-киприотов, ставившая перед собой политические цели: «освобождение от британского ига», достижение островом самоопределения.

Ее создание относится к 1 апреля 1955 года ЭOKA (считается, что дата была выбрана именно в силу того, что политический противник, в случае утечки информации просто не поверит, сочтя ее за первоапрельскую шутку!).

В своей первоначальной Декларации об основании ЭОКА (под руководством Георгиоса Гриваса [1], личности далеко неоднозначной) не указала достижения «энозиса» в качестве одной из своих целей (более того, Архиепископ Макариос в 1957 году отверг его, стремясь сохранить суверенитет Кипра).

Тем не менее, тема исторического объединения греков Кипра и Греции (энозис) время от времени начинала звучать, еще начиная с XIX века. В первой трети ХХ века она проявляется вновь, не без участия британцев. Соединенное Королевство пообещало грекам это воссоединение при условии, что Греция вступит в Первую мировую войну на стороне союзников. Известно, что предложение было отклонено, по причине родственных связей короля Константина I с кайзеровской Германией.

Однако идеи и надежды на историческое объединение стали, что называется, отчетливо витать в воздухе и в последующие десятилетия...

В то же время руководство АКЕЛ (Прогрессивная партия трудового народа Кипра) выступало против военных действий, выступая за более мирные акты гражданского неповиновения (забастовки, митинги и демонстрации). При этом, по результатам проведенного в 1950 г. АКЕЛ плебисцита (который по понятным причинам бойкотировали турки-киприоты), стало ясно, что подавляющее большинство греков-киприотов выступают за объединение с Грецией (ок. 98%).

В конечном счете, намерения борцов за независимость характеризовали ЭОКА как политическую, а не военную организацию. Она, по словам Гриваса, хотела привлечь внимание мира к проблеме Кипра путем проведения «громких операций», которые бы попали во все заголовки газет.

Набор членов организации был в большей степени ориентирован на «идеалистическую» и «страстную молодежь», не обремененную семьей и экономическими отношениями с колониальными властями [2].

Итак, одновременно с основанием ЭОКА началась и кампания, главной целью которой становились британские военные на острове — а это около 30 тысяч человек [3], следом за ними, в качестве врагов независимого Кипра рассматривались пробританские организации и учреждения, лояльные к «оккупантам» киприоты-информаторы и предатели, а также турецкая экстремистская организация ТМТ (в переводе с тур.: Турецкая Организация Сопротивления), возникшая в 1957 году.

Стоит сказать, что сильный толчок к развитию межнациональной и межобщинной розни на Кипре, обострившейся в результате стамбульского погрома греков [4], на фоне освободительного движения так же послужили действия англичан. Так, одним из первых распоряжений вновь назначенного в 1955 году на пост губернатора Кипра, фельдмаршала Джона Хардинга было расширение численности вспомогательной кипрской полиции. Это было достигнуто за счет непропорциональной вербовки сотрудников со стороны общины турок-киприотов. Более того, игнорируя интересы греческого населения по распоряжению нового губернатора было создано новое подразделение «специального мобильного резерва», куда набирались исключительно турки.

На пике борьбы военизированные формирования ЭОКА насчитывали 1250 участников (из которых 250 были постоянными членами, а в 1000 других входили активные подпольщики). Как утверждается в ряде источников, ЭOKA тайно поддерживалась греческим правительством через поставки вооружения, финансовую поддержку и проведение пропаганды через афинские станции радиовещания... Мы к этому вопросу еще вернемся, когда будем говорить об истории со шхуной «Айос Георгиос» в конце нашего тура.

Всего на Кипре произошли 1144 вооруженных столкновений с британской армией: более половины из них случились в городских районах, а остальные — в сельской местности.

Потери с обеих сторон: ЭОКА и мирное население Кипра потеряли 148 человек, 69 были ранены; со стороны британцев были убиты 105 военнослужащих, а также 51 сотрудник полиции.

Деятельность EOKA продолжалась до декабря 1959 года, когда было объявлено о прекращении огня, что привело к заключению Грецией, Великобританией, Турцией, а также представителями обеих общин Кипра Цюрихско-лондонского соглашения 11 февраля. Его положения легли в основу конституции независимой Республики Кипр, при этом серьезно ограничив суверенитет страны. В дальнейшем они же привели к обострению межобщинных отношений на острове и вызвали ряд внутренних кризисов, последствия которых все еще дают о себе знать и сегодня.

А вообще, теме ЭОКА и сегодня посвящены многочисленные публикации, как например, вот эта в Cyprus Mail и т.д.

В Музее

В его залах сразу поражает большой эмоциональный накал подачи информации, что и понятно. Я бы даже сказала так: если вы пришли сюда во время спокойной и увлекательной прогулки по Старому городу, то вам придется, ох, как непросто, чтобы воспринять и эту информацию: Музей Национальной борьбы взывает ко всем вашим чувствам, почти без предупреждения вклиниваясь острым лезвием во все ваши «отпускные» впечатления, полученные до того.

Его экспозиция не раз заставит ощутить, как будет сжиматься сердце при знакомстве с документальной летописью страданий народа Кипра в целом. И тем более в окружении леденящих кровь фотографий замученных жертв, мест их безвременной гибели или реальных «артефактов» (сразу прошу прощения!), с помощью которых были казнены многие борцы за свободу своей земли, как зрелые, таки совсем юные, не успевшие даже познать жизнь.

На верхнем уровне устроен мемориал памяти павших: «горят» свечи у каждой ниши с портретом и краткой информацией: имена, когда и где родились и как погибли под пытками, в ходе боев либо были казнены участники движения... Так много лиц, человеческих судеб [5], которыми однажды кто-то безжалостно распорядился в угоду своих политических выгод и не желая терять влияния в регионе.

Наивысшее напряжение создается еще и тем, что надо всей экспозицией на балке над пролетом висят три петли, подобные тем, с помощью которых британцы расправлялись с участниками ЭОКА. Будьте, тем не менее, готовы к встрече с одним из самых тяжелых для восприятия «экспонатов» — подлинной веревочной петли, одной из трех, на которых палачи казнили киприотов (другие две, как сообщают экспликации, находятся в Никосийской тюрьме, где тогда проводили казни, а затем и предавали земле казненных [6], и в британском «собрании»). Такова была цена свободы для населения Кипра в те годы!

При этом, особенно кощунственным воспринимается тот факт, что в день казни обреченных еще и фотографировали для архива тогдашних властей.

Эти последние в жизнях приговоренных героев фото, где очень сильно чувствуется, что крепкие духом люди осознают происходящее и прощаются с жизнью, размещены в одной из витрин вокруг той самой петли, унесшей их жизни.

На всех уровнях вас будут окружать стенды с увеличенными фотографиями, где документально были зафиксированы события тех лет. Поверьте, даже находиться среди старых снимков, с которых обрушивается шквал ярости, горя или страданий очень непросто и сегодня!

Начинаются архивные материалы, письма бойцов ЭОКА своим близким, их рукописи и так далее. Тем, кто занимается этим периодом в истории Кипра, данные экспонаты помогут раскрыть историческую правду довольно полно. Отсюда, как и из газетных публикаций (причем, не только кипрских, как Phileleftheros, но и нескольких иностранных), например, становится ясно, что движение ЭОКА получило известность и поддержку за рубежом. Так, французская еженедельная L’Express в декабре 1955 года опубликовала статью в поддержку ЭОКА франко-алжирского автора Альберта Камюса (Camus).

Много информации можно встретить посвященной, конечно же, самым ярким фигурам в движении: например, уроженец Палехори Михалис Караолис [7] (1933-1956 гг.) — мы встретим в собрании не только его письма, дневники, но и личные вещи вместе с одеждой (или, вернее, ее остатками), бережно сохраненные.

Памяти одной из совсем юных жертв тех событий, Иоанны Захариаду [8] отведено место в большой витрине: там выложены вышивка, сделанная ее рукой, студийный фотопортрет. Она погибла в Фамагусте 3 октября 1958 года.

На втором ярусе в горизонтальных витринах мы видим книги и тетради (вероятно, школьные), так же принадлежавшие героям ЭОКА — некоторые из которых тогда были вчерашними выпускниками школ или просто очень молодыми людьми. Так, часть из них принадлежала Стелиосу Мавромматису [9] (1932-1956 гг.), и на развороте одной старательно вручную оформленных страниц с изображениями цветов, каллиграфически выведены чернилами слова греческой народной песни «У тебя цыганские глаза...» (Έχεις τσιγγάνικα μάτια).

Рядом — большое фото, где запечатлен момент, когда кипрские женщины вышли на митинг в защиту своих мужей и сыновей, пытаясь хоть как-то облегчить их участь.

Следом, как немое свидетельство тщетности их чаяний: сцены казни «бунтовщиков»: власти помимо повешений «активно применяли» и расстрелы, так сказать, не сходя с места — прямо на улицах... Тут же в витринах представлены несколько пуль, извлеченных из тел казненных с указанием их имен.

Здесь же, как и в нескольких других местах экспозиции представлены увеличенные снимки боев в деревне Курдали (1958 г.) и в других местностях, где помимо боевых действий запечатлены несчастные жертвы перестрелок: дети, женщины, старики...

Как я и говорила: здешняя экспозиция — не для слабонервных!

Напротив этих и других, так же тяжелых для восприятия фотодокументов установлена еще одна «стена» Памяти: здесь указаны списком имена всех героев ЭОКА с указанием возраста в котором они погибли.

Как известно, многие из участников движения становились узниками английских тюрем и лагерей: в центре зала можно видеть воспроизведение каменного мешка, в котором за решеткой сидит арестант. В том же зале — напротив, — другая скульптурная композиция, посвященная партизанской борьбе членов ЭОКА.

Отдельные части экспозиции все так же выделены под персоналии. Так, рядом с очередным леденящим кровь фото, с изображением Кириякоса Матциса [10] (1926-1958 гг.), погибшего в деревне Дикому (ноябрь 1958 года), находятся его личные вещи (четки из нефрита, фонарик, бинокль и т.д.).

В одной из последующих витрин во всю стену вы можете так же видеть множество экспонатов, переданных родственниками погибших борцов: в основном, это личные, обиходные вещи, книги и любимые музыкальные инструменты (бузуки, мандолина), хоккейная спортивная и военная формы Михалакиса Караолиса, Эллиаса Папакирияку и других.

В той части экспозиции, где рассказывается о партизанской деятельности и гибели Григориса Афксентиу (подпольная кличка была Зидрос/ Ζηδρος) вблизи монастыря Махера [11], помимо фото-свидетельств есть реконструкция укрытия партизан, находится плакат «разыскивается» и даже собрана горсть земли с места его сожжения [12].

реконструкция укрытия партизан

Спускаясь все ниже, мы знакомимся с архивными документами и памятными предметами, относящимися к более раннему периоду: ведь, как вы помните, мы идем «вспять» — как бы раскручивая события тех лет от итогов к первым проявлениям национально-освободительного движения.

Итак, постепенно спускаясь и изучая (по мере возможности, конечно) представленные экспонаты и архивы, мы оказались на самом нижнем уровне.

Благодаря представленным в больших витринах образцам вооружения и боеприпасов ЭОКА (в те годы обнаруженным и конфискованным британскими представителями власти) любителям истории оружия будет что изучить.

Рядом находятся фото с тех мест, где партизаны прятались от преследователей, предметы пользования из секретных укрытий и «штаб-квартир»: радиоприемники, предметы одежды и обувь, книги... Таким образом, здесь вы увидите самые ранние фотографии, иллюстрирующие самое начало организации борьбы киприотов за независимость.

Кроме того, вниманию посетителя представляют выложенные на витринах листовки (отпечатанные на пишущей машинке) с призывами к населению, распространявшиеся членами движения ЭОКА и другими, примкнувшими к нему организациями и партиями. Здесь же находится Евангелие, вместе с ним Протокол Присяги (Πρωτοκολλο Ορκωμοσιας, Афины, март 1953 г.) — записанный на обычном линованном листе (первой, красными чернилами, как полагается Архиепископу, идет подпись Макариоса III, за ним — всех присутствовавших в тот исторический момент (всего 11); и даже стол, за которым документ был подписан находится в том же зале.

Несколько бюстов и фотографий генерала Гриваса Дигениса, Архиепископа Макариоса III (1913-1977 гг.) [13] и их личные вещи (географические карты, книги, предметы одежды и прочее) так же присутствуют в залах.

Интересная деталь: в фотоснимках рассказана и захватывающая история одной известной неудачи, что потерпел на раннем этапе своей деятельности ЭОКА: речь идет о шхуне «Айос Георгиос».

Если помните, в начале статьи я упомянула вероятное участие Греции в поддержании кипрского освободительного движения? Что ж, пришло время рассказать об одном известном эпизоде.

Итак, этот корабль 25 января 1955 года был перехвачен вместе с экипажем из семи человек на шельфе у деревни Хлорака (близ Пафосa) британским Королевским флотом. Миссия корабля состояла в том, чтобы тайно перевозить боеприпасы из Греции для использования их в будущей борьбе EOKA.

-

Вернемся к экспонатам, рядом с датируемыми первой половиной 1950-х есть и те, что расскажут вам предысторию возникновения ЭОКА: витрины, посвященные событиям 1931 года, так называемого «Октябрьского восстания» (21-23 октября), когда после двухдневных многотысячных демонстраций восставшие потребовали от британцев немедленно убраться из их страны и сожгли резиденцию губернатора в Никосии.

Далее, можно видеть в выделенной части витрины, посвященные далекому славному прошлому острова артефакты. Они свидетельствуют о том, что Греция и Кипр на протяжении тысячелетий [14] развивались «рука об руку», и это, как мы знаем, послужило в дальнейшем развитию идей энозиса: античные монеты эпохи царя полиса Саламиса Пнитагораса (351-332 гг. до н.э.), железный меч (из царской гробницы в Саламисе, VII в. до н.э.), каменный рельеф и т.д... Книга, представленная здесь, это старинный фолиант «Προς Μητερα Ελλαδα», где были изложены итоги Референдума Греческих общин, принятого 25 марта 1921 года и приуроченного к столетию Греческой революции.

-

Что ж, осмотр экспозиции был сравнительно благополучно завершен и осталось только «переварить» полученный залп довольно сложных и очень глубоких, заставляющих задуматься впечатлений...

Добавлю: Музей предоставляет своим посетителям так же видео к просмотру: вы без труда найдете дисплеи, как в составе экспозиции, так и в одном из помещений на нижнем уровне, рядом с лекторием (здесь, кстати, так же находятся фотоматериалы: они посвящены тому этапу, когда члены ЭОКА уже будучи арестованными, содержались британцами в тюрьмах и лагерях, и, судя по выражению их лиц, совершенно не представляли дальнейшей своей судьбы).

Адрес: Площадь Архиепископа Киприану, Никосия
Телефон: +357 22305878
Эл. почта: info@meae.org.cy 
Открыт: с понедельника по пятницу, 8:00-14:30
Вход свободный

 

До новых встреч!


[1] Г. Гривас (1897-1974 гг.), киприот и генерал греческой армии, он принимал участвие в обеих Мировых войнах. Во время немецкой оккупации Греции (в ходе Второй Мировой войны) он возглавлял группу сопротивления крайне правого толка, в которой находился и во время греческой Гражданской войны. Гривас не случайно взял псведоним «Дигенис» (с которым он тайно в 1954 году вернулся на Кипр), — это была прямая отсылка к легендарному воину эпохи Византийской империи Дигенису Акритасу, который защищал рубежи от нашествия захватчиков.

[2] Средний класс в те годы процветал благодаря участию в международной торговле, которое поддерживалось британскими властями.

[3] Нюанс: как бы там ни было, но на сторону киприотов иногда переходили и дезертиры из британской армии.

[4] Антигреческий погром (Стамбул, 6-7 сентября 1955 г.), стал одним из наиболее значительных из многих других (как известно, погромы христианских народов, проживавших на территории Османской империи, были частью ее внутренней политики в XIX – XX веках): погибли люди, были разрушены православные храмы и повреждена городская инфраструктура. Беспорядки перекинулись и на Измир, однако находившиеся там войска НАТО, как и западноевропейская общественность, предпочли не вмешиваться. 

[5] Известно, что кипрские летописи бережно хранят не только имена мужчин и юношей-героев, но и женщин-киприоток, также сражавшихся за свободу.
Им, как мне сообщил сотрудник Музея, будет отведена в будущем особая часть экспозиции, где можно будет найти информацию по персоналиям.

На одном из ресурсов: www.cyprus-forum.com пользователь miltiades, бывший свидетелем событий тех лет, сделал публикацию 26 августа 2009 г., где в частности им было сказано:

«26 июня 1956 года британские войска расстреляли Ольгу Константиниду, подробнее о ней позже.
Две женщины были убиты англичанами во время борьбы, не включая маленькую девочку.
В ходе борьбы доминировали мужчины, поскольку женщины не считались (букв.) «правильным материалом» для активных действий.
Существовали 12 основных отделений ЭОКА — т.н. TOMEARHIES, еще 10 дополнительных, а также третий блок, известный как Gamma ARHIGI SINDESMON, состоявший из 6 активных членов ЭОКА, одним из которых была ЛУЛА КОККИНУ...
Член одного из 12 подразделений, ЭЛЕНИ СЕРАФИМ находилась в Ларнакском отделении с 6/9/1956 до ареста 11/12/1956. После освобождения из тюрьмы 17/5/1958 она вернулась в Ларнакское отделение [и находилась там — Е. К-Т.] до конца борьбы.
Обращаю Ваше внимание на то, что наши юноши и девушки участвовали в борьбе [принимая участие в — Е. К-Т.] демонстрациях, принося присягу и выполняя миссии «доставки» от имени действующих подразделений.
26 апреля 1956 года, 53 года назад, день, который я хорошо помню, несколько бомб было брошено в грузовик британской армии, в то же время в Фамагусте произошло еще одно нападение.
Примечательно, что действия смертников НЕ ИМЕЛИ МЕСТА и не рассматривались в качестве альтернативы».

[6] Колониальные власти очень опасались народных волнений и митингов, поэтому решили казнить и предать земле борцов ЭОКА именно там: Imprisoned Graves.

[7] Михалис Караолис (1933-1956 гг.) стал первым членом ЭОКА, казненным британскими колониальными властями. Он поступил на службу в Британское налоговое управление Никосии в 1954 году. Год спустя, являясь бойцом ЭOKA Караолис взрывает свой офис: однако, не желая гибели своим коллегам, он устанавливает таймер на бомбе на воскресенье. Через месяц, вместе с двумя другими членами ЭОКА (Андреасом Панайоту и Яннисом Иоанну) они казнили констебля Кипрско- специального греческого отделения британской полиции по имени Геродот Пулис на улице Ледра в Никосии. С того момента власти объявили Михалиса Караолиса в розыск. Вскоре он был арестован полицейским турком-киприотом и предан британцам. В результате, после разбирательства его приговорили к повешению, что было приведено в исполнение 10 мая 1956 г. Его смерть вызвала резонанс не только на Кипре, но и в Греции, где прошла волна антибританского возмущения, вылившаяся в демонстрации и беспорядки.

[8] Девочке было всего 10 лет, когда она погибла от перенесенного ужаса в то время, как британские солдаты ворвались в ее дом.

[9] Стелиос Мавромматис был одним из бойцов ЭОКА. Мавромматис родился 15 ноября 1932 года в селе, вблизи от Кирении. Он был сыном Христофороса и Элени Мавроммати. Когда 1 апреля 1955 года борьба началась, Мавромматис присоединился к ней и принял участие в нескольких актах саботажа, направленных против британских военных самолетов. Он также сыграл важную роль в сборе оружия для бойцов, переданного им частными лицами. Среди его товарищей был и кузен Эвагор Палликаридис (1938-1957 гг.), а также его брат и их родители. Мавромматис был арестован за участие в неудачном нападении на двух британских летчиков в никосийском районе Агиос Дометиос. Его судили и приговорили к смерти через повешение 21 сентября 1956 года вместе с членами EOKA Андреасом Панагидисом и Михалисом Куцофтасом, арестованными в ходе другого инцидента. После приведения приговора в исполнение все трое были похоронены на территории Центральной тюрьме Никосии (см.: Wikipedia).

[10] Кириякос Матцис (родился в Палехори) был так же партизаном и одним из первых членов ЭОКА. 19 ноября 1958 г. в результате предательства он был обнаружен и окружен вместе с двумя другими партизанами в доме Кирьякоса Дьякоса, в ходе завязавшейся перестрелки был убит нападавшими.

[11] Сегодня там находится мемориал кипрского «Орла» (так прозвали в народе Григориса). Под монастырскими стенами открыт Музей, а на смотровой площадке, взмывающей над долиной в предгорьях Троодоса, высится памятник герою, у ног которого распахнул могучие крылья орел, птица, которая так же как и Григорис, всегда готова пожертвовать жизнью во имя свободы.

[12] Напомню основные факты из жизни одного из самых известных героев среди греков-киприотов. Уроженец деревни Лиси, ранее он был подававшим большие надежды футболистом, затем служил в греческой армии, а позднее стал вторым в иерархии ЭОКА, после Г. Гриваса. После организации нападения на два здания: СВС — пробританской телестанции и энергетической компании в Никосии; а также догадавшись использовать в боях взрывчатку из обнаруженных на мелководье снарядов с британских кораблей, — впоследствии он был объявлен англичанами в розыск (за его голову обещали до 5000 фунтов стерлингов).
Укрывшись в отрогах Пентадактилоса, Афксентиу начал обучать партизан навыкам ведения партизанской борьбы. Позднее, в октябре 1955 г. он вместе с соратниками захватил полицейский участок в Лефконико и захватили весь арсенал британцев. По распоряжению Гриваса он перебрался в горы Троодоса, где 3 марта 1957 года после предательства местным пастухом (впоследствие, его перевезли и спрятали в Англии) убежище Афксентиу и его товарищей было раскрыто: приказав друзьям сдаваться, Григорис сражался до конца... и потерявшие терпение враги залили ко входу бензин и подожгли. Обугленные останки героя так же, как и других многих в те годы, погребли на территории Центральной тюрьмы в Никосии.

[13] В том числе и периода его «сейшельского изгнания» (отказавшись принимать навязываемые англичанами варианты урегулирования ситуации на Кипре на переговорах 5 марта 1956 г., Макариос был арестован и сослан на Сейшелы): чемодан, элементы облачения, кадила, а также черные сандалии.

[14] Как известно, «огречивание» Кипра случилось очень давно, благодаря прибытию на остров микенцев (XIV в. до н.э.), за которыми вскоре «воспоследовали» и ахейцы.