Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Дали – Идалион: полис и музей
Дали – Идалион: полис и музей
Живая история, традиция и народная память
5221
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
23.10.2018

Вы заметили, мы довольно часто бываем в различных деревнях? Ведь здесь в отличие от города любого (каким бы «историко-ориентированным» он ни был) сохраняется именно живая история, традиция и народная память, — это настоящие оазисы прошлого.
Однако некоторые из кипрских сел и деревушек способны увести вас в такие ... Дали, что просто дух захватывает!
Сегодня мы побываем в одном из важнейших когда-то городов-государств Кипра, полисе Идалионе. Присоединяйтесь! 

Идалион или Идалиум (по-гречески: Ιδάλιον) был основан царем Халканорасом [1], потомком Тевкра — основателя Саламиса и героем Троянской войны, причем сразу по ее окончании. А случилось это, приблизительно, в 1100 году до н.э.

Известно так же, что первые поселения в этой местности стали возникать еще в III тысячелетии до н.э.

Наиболее ранние остатки человеческой деятельности и присутствия на этих землях были обнаружены в местечке Агриди и относятся к VII – V тыс. до н.э. Начиная с XVIII в. до н.э. и заканчивая XI в. до н.э. (средней и поздней бронзы), жители многочисленных поселений имели торговые связи с соседними регионами Средиземноморья, и таким образом, эти территории — современная нам деревня Дали и ее окрестности были постоянно обитаемы и люди отсюда никогда не уходили, вплоть до воздвижения города...

Кульминацией экономического и культурного процветания «в регионе» стало возникновение царства и строительство Идалиона.

Сначала, давайте, разберемся с его названием: откуда и когда оно взялось? Впервые как «Ed-di-al» оно упоминается в VIII веке до н.э., а именно на знаменитой стеле ассирийского Саргона II (правил в 722-705 годах до н.э.) в 707 г. до н.э. Встречается оно и немного позднее на другом, не менее важном для исследователей прошлого артефакте: призме «Б» Асархаддона (пятигранной каменной колонне еще одного ассирийского царя (правил в 680-669 гг. до н.э.). Причем, на этом артефакте в тексте, выполненном на вавилонском диалекте аккадского языка, перечислены имена покоренных царем правителей, в числе которых был и Ekishtura (он же Эгисф) — царь Edi’il (Идалиона) [2].

Он был известен храмом, воздвигнутым в честь Афродиты (Иштар) одним из эпитетов которой было Идалия, почитавшейся здесь главным божеством.

Первые обитатели, а мы их можем назвать и гражданами полиса [3], было аутентичное население Кипра, которое сегодня принято обозначать словом «этеокиприоты», а сам город начали воздвигать и расширять, начиная к северу от реки Яльяс в районе «почти» современного нам Айос Созоменос.

В XIII веке до н.э. горожане Ed-di-al начали заниматься различными производствами теперь уже на южном берегу той же реки. Как раз здесь в наши дни находится деревня Дали. Из этого поселения в VIII веке до н.э. возник, основанный выходцами из Ново-ассирийской империи, существовавшей в Северном Междуречье в эпоху железа, в период VIII-VII вв. до н.э. (захватнические войны Ассирия начала еще раньше, в начале IX века до н.э., образуя на покоренных землях обложенные данью провинции), в настоящий крупный полис, занимавшийся развитой торговлей медью.

Не удивительно, что в этом полисе, управлявшемся ассирийцами (а делали они это довольно жестко: казня любых бунтовщиков), как и на их родине, получает распространение шуммеро-аккадский культ богини Иштар.

Считается, что этот культ, возникнув в XI веке до н.э. продолжался и на протяжении всей, условно говоря «античности», включая и римский период: в античной традиции Астарта (так же, как, по одной из «версий» и греческая Афродита) является дочерью Сирии и Кипра (подробнее здесь).

Поговорим о главной богине полиса, культ которой здесь долго процветал...

Иштар – Астарта – Афродита

Богиня Иштар, или Эштар, Аштар (Инанна) — является центральным женским божеством шумеро-аккадской мифологии (мифы населения Древней Месопотамии). Изначально она имела андрогинные черты, в дальнейшем приписываемые и некоторым из ипостасей Афродиты. Иштар почиталась древними как богиня плодородия и деторождения, плотской любви, «детопитательница» — как впоследствии нарекут и Киприду; а так же в ней видели неумолимое божество войн. Само имя, которое так же произносилось как Аштар, так и, в греческом варианте, заимствованного культа через финикийцев, — Астарта (Αστάρτη) — происходит от названия планеты Венера.

Так древний Идалион становится центром почитания так называемой Царицы неба, Инанны или Великой Богини «Wanassa», в более позднее время известной как Афродита, а так же ее «соправителя», уже в божественной иерархии финикийцев, бога Ваала (Баал-Цафон), которого величали еще и «Владыкой животного мира» и плодородия.

Интересно, что на Кипре та же античная традиция, местные легенды и предания в качестве Владыки выводят Адониса, убитого диким вепрем именно в окрестностях Идалиона...

Древний полис

Процветанию царства Идалиона способствовала так же близость к месторождениям меди, где были разработаны шахты в восточных предгорьях Троодоса; а так же торговым портам на восточном и южном побережьях Кипра.

Первыми царями полиса были греки: это подтверждается текстом знаменитой «Идалионской таблички» (к ней мы еще вернемся, когда посетим Музей). Там же было сказано, что последним царем был Стакиспрос, при правлении которого была характерна демократия, когда решения по управлению полисом принимались правителем совместно с Советом граждан и их результатом стали сохранившиеся «документированными» законы, обнаруженные в одном из центральных храмов. Так, например, правитель являлся по совместительству и крупнейшим землевладельцем; а границы участков и их собственность документально регистрировались.

Теперь поговорим об устройстве города: планировка включала сразу два акрополя [4] — в переводе с греческого означает: «верхний город» (наиболее укрепленная часть поселения, где в случае опасности все жители могли бы укрыться). Его так же укрепленный дворец — один из самых больших и величественных, что знал остров за свою историю, был построен в 750-600 годах до н.э. на холме Ампилери. А восточный акрополь располагался на возвышенности, называемой Moutti tou Arvili, где возвели несколько храмов: Афродиты, Аполлона и других богов.

В северной части Идалиона находился нимфеон (или нимфей, по-гречески: νυμφαῖον — сооружение в виде грота, которое в античном мире было посвящено богиням водных источников, нимфам), имевший кипро-силлабические надписи, они датируются 225-218 годами до н.э. Соответственно, основное население проживало в «нижнем городе» — ниже по уровню на склоне или у подножия возвышенности, вокруг которой традиционно концентрировалось население и строили в древности города.

Нижний город так же был укреплен крепостной стеной и валом, ориентировочно в V веке до н.э. Царство процветало до середины V века до н.э., когда его столица была осаждена и захвачена финикийскими царями из Китиона.

Первые свидетельства присутствия не-кипрского населения, населявшего эти края, датируются эпохой архаики (около 550 г. до н.э.). Они были обнаружены в финикийских надписях, находившихся в святилище Адониса в том же восточном акрополе.

В Идалионе была так же налажена чеканка собственных денег на монетном дворе, его создание датируется 535 г. до н.э., — что неоспоримо подтверждает авторитет и процветание города в ту эпоху [5].

В 450 году до н.э. город был осажден и завоеван финикийцами, пришедшими из соседнего с ним Китиона. Так, дворец Идалиона стал их административным центром, в котором во время раскопок обнаружили целый «архив» по уплате налогов населением. Под правлением Китиона полис стал центром культов Афродиты и греко-финикийского Решеф-Аполлона.

Начиная с примерно 300 г. до н.э. дворец и западный акрополь были заброшены, и городской центр переместился и обосновался только на восточном акрополе, вокруг святилищ, посвященных Афродите и Адонису, которым горожане продолжали поклоняться.

Известно, что полис существовал так же в эллинистические и римские времена, однако, его точные масштабы и границы нам пока не известны.

Встречаются упоминания об Идалионе и в поэтических элегических (лирических; от греческого: έλεγος — печальная песнь) творениях римлянина Пропертия Секстуса (50-15 гг. до н.э.), как о «напоенном ароматом розмарина Идалиуме». Город воспевался им и другими авторами как место, где Венера (греческая Афродита, — она же, известная этеокиприотам Инанна — «Царица небес») встретила своего возлюбленного Адониса (изначально, как говорится в ряде источников, еще до появления «греческой версии» тот являлся ее супругом или Владыкой).

Ценность этого места, а так же находок, обнаруженных в нем еще и в том, что это пример редкого, почти не разграбленного в более ранние эпохи и века сайта, где вплоть до второй половины XIX века сохранялись нетронутыми многие артефакты, позволившие позднее получить более полную картину.

Однако не все так безоблачно было и с этим полисом...

Печально известный своими «черно-археологическими» методами на острове (особенно в Курионе), изыскания на котором он курировал во время пребывания в 1865-1877 годах, американский консул итальянского происхождения Луиджи Пальма ди Чеснола (1832-1904 гг.) вывез так же в США обширную античную керамику и статуэтки из известняка, происходивших из окрестностей Дали. Он заявлял, что при непосредственном его содействии были «очищены» (честнее было бы сказать «обчищены») около 3000 захоронений, после чего груженные контрабандой три корабля покинули берега Кипра. Один из них, правда, затонул еще в Средиземном море, а вот два остальных благополучно достигли Нью-Йорка, и их груз в дальнейшем вошел в собрание, наряду с другими экспонатами из США, Европы и многих других регионов, знаменитейшего Метрополитен-музея (Metropolitan Museum of Art).

Луиджи Пальма ди Чеснола (1832-1904 гг.)

А его первый директор, пламенный изыскатель и дипломат тем временем издал несколько книг по древностям Кипра и получил почетные награды университетов Принстона и Колумбийского.

В 1868 году британский консул Р. Хамильтон Лэнг, начав собирать на острове частную коллекцию древностей; проводя, как можно прочитать в Википедии (анг.), «свои собственные изыскания на Кипре» (в 1871-1872 годах) — а именно в Идалионе и в окрестностях Пилы, — обнаружил святилище, которое условно было классифицировано, как «Храм Аполлона», внутри которого находились 142 скульптуры из лаймстоуна, имевшие надписи на финикийском и кипрском языках... и, разумеется, многие из них сегодня входят в уникальное и богатое собрание Британского музея (British Museum); остальное — не выкупленное Музеем, и изначально переданное изыскателем (в 1903 г.) в шотландском собрании Келвингроув (Kelvingrove Art Gallery) в Глазго, так и находится по тому же адресу.

Он так же, как и американский дипломат, занимался изданием книг по историческому прошлому Кипра.

-

Идем дальше... после принятия в 1905 году закона о древностях на Кипре, запрещавшего расхищение достояния острова, ситуация стала постепенно меняться. И уже в 1927 году первая совместная шведско-кипрская научная экспедиция начала свою работу, уделив особое внимание проведению раскопок именно на территории Идалиона.  

Участниками исследований на участке вблизи от бывшего западного акрополя были раскрыты остатки городских стен; ими же впервые были идентифицированы 6 различных периодов в градостроении полиса.

Именно эта группа выразила впервые предположения, что первые жители здесь могли появиться около 1200 г. до н.э.

К тому же, были раскрыты детали конструкции крепости-дворца и обнаружены скульптуры и другие артефакты, ранее находившиеся в храме Адониса.

Одной и, пожалуй, самой известной из идалийских находок является знаменитая бронзовая «Идалионская табличка» (V век до н.э.), — мы к ней тоже вернемся, во время посещения Музея...

Идалион: археологический сайт

Мы же начали наш визит, остановившись именно у остатков некогда крупного древнего полиса. Даже в жару здесь комфортно находиться: имеются подиумы и вообще посетитель как бы «парит» над остатками строений, крепостного вала и улиц: пешеходная зона для гостей проложена на металлических мостках с удобными переходами и высокими ограждениями с поручнями. Сверху же, над раскопом есть большой навес, защищающий раскрытый сайт, а так же немногие, оставленные для большей наглядности на месте их обнаружения артефакты — от воздействия прямого солнечного света и природных осадков.

Недавние раскопки раскрыли пока лишь основные, имевшие важное значение в жизни города здания и постройки (их остатки). Кстати, уже позднее в самом Музее служитель мне любезно рассказал ко всему прочему, что ежегодно рабочие обрабатывают поверхности стен, желоба и т.д. особым составом (измельченный камень + цемент), который не позволяет им быстро разрушаться.

Сегодня археологический сайт вполне музеефицирован, т.е. описан, его находки систематизированы и введены в состав музейных собраний (в том числе и Музея Кипра), имеется развитая техническая инфраструктура для посетителей, вблизи построено здание Музея — информационного центра. Однако исследования не прекращаются, и я уверена, что впереди нас ждет немало интересных и удивительных находок.

Что ж, «экспозиция под открытым небом» уже имеет возможности для комфортного и неспешного осмотра и нумерацию каждого «отсека» — ведь все эти здания давно описаны и неплохо изучены, им посвящены отчеты на сайте Департамента древностей Кипра [6]. Итак, сегодня здесь есть все, кроме пояснительной информации.

Однако над этим работают и, возможно, к вашему визиту «все будет»!

Доступной к осмотру является центральная часть древней столицы, расположенная по склону пологого, хотя и высокого холма. Отсюда и сегодня открываются широчайшие виды на окружающие поля, сады и деревни: Дали, Пера Хорьо, Нису и др. 

Причем, поскольку отсюда «все далеко», то современные реалии можно и не заметить, а при известной доле фантазии легко представить, что Град за вашей спиной до сих пор жив и шумит своей обычной жизнью, и вы от его границ обозреваете окрестности, какими они были в далеком прошлом.

Попробуйте, место к тому располагает!

Что же мы видим, проходя по навесным металлическим мосткам над древними улицами: остатки фундаментов, массивные стены все еще крепко держатся, — по их фрагментам можно представить, как выглядело то или иное здание. Причем, вокруг бывшей площади-агоры остатки зданий поражают именно массивностью водруженных друг на друга каменных блоков: видно, что технологии здесь использовали явно передовые для своего времени (об этом нам явственно напоминает и разветвленная система городского водоснабжения, элементы которой вы можете наблюдать с высоты мостков).

Меня восхитило и то, что некоторые здания были, очевидно, достаточно высоки, а работа археологов выполнена великолепно и даже филигранно: сегодня мы имеем возможность видеть все ярусы конструкций: с парой наземных этажей, подземными помещениями и погребами, с коммуникациями и инженерными сооружениями (водостоками с фрагментами труб и водоотводов, элементами городской канализации, а так же водосборные бассейны и колодцы).

Даже не видя перед собой дополнительной информации, вы легко поймете, что в центре полиса находилась просторная площадь, окруженная по периметру остатками зданий, различного назначения. Вблизи от нее, как и полагается, были социально значимые здания, а так же дома знати, и чем дальше от центра, и ближе к подножию холма, тем меньше становились здания, наличие в которых многочисленных каменных жерновов и резервуаров, соединенных желобками, высеченными в известняке, безошибочно позволит догадаться, что здесь находились ремесленные мастерские, мельницы и, конечно, давильня по производству оливкового масла (а это, друзья мои, участок №18, где так и написано «элеомилос»), оливковые деревья тоже очень солидного возраста по-прежнему произрастают в окрестностях Идалиона....

Город, как я уже упомянула, окружало подобие мощного крепостного вала. Он напоминает венецианское «фортификационное творчество» и очень впечатляет до сих пор, отделяя своими высокими стенами Идалион — ныне город теней — от жилых районов современного Дали в окружении больших, открытых ветру и солнцу пространств.

В дальнейшем, как я поняла, станет доступной для осмотра и верх холма: туда уходит грунтовая тропа и на вершине продолжаются изыскания под навесом в окружении разбитого молодого парка. Так что приезжать сюда лучше в прохладное время года либо утром пораньше, чтобы иметь возможность подольше провести время, как на сайте, так и в окрестностях Идалиона.

Как видите, побывать здесь невероятно интересно и вы получите хорошее впечатление, сможете ощутить и услышать эхо ушедших дней, все еще витающее здесь!

Вскоре меня, правда, немного «напрягла» полученная от сотрудников информация: оказалось, что асфальтированная дорога, ведущая от центральной улицы Архиепископа Макариоса III вверх к холму с полисом, проходит как раз над гробницами незнатных горожан полиса и их там немало: эти «объекты» уже изучили и вновь предали земле. Жутковато, если честно!

А вообще я говорю это к тому, чтобы вы попытались представить: границы Идалиона простирались гораздо дальше, чем раскрытая часть с акрополем, включая и территорию некрополя на его окраинах.

Музей и сайт так же связаны между собой грунтовой дорогой, которую легко и приятно пройти от одного объекта к другому.

И вот я спускаюсь от холма и иду к музею: даже эта небольшая прогулка приносит приятные впечатления: вокруг можно наблюдать возделанные поля, старые оливы и ярко-белые на зеленом кубики пасеки...

Музей

Он был создан в 2007 году в целях популяризации богатых находок на месте древнего города-царства Идалиона, и затем он начал функционировать как пояснительный (инфо-) центр для посетителей музея под открытым небом на месте археологического сайта, являющегося одним из наиболее важных на территории Кипра памятников истории.

В выстроенном вблизи от сайта и ставшем хранилищем и экспозицией обнаруженных там находок вам скажут, что в целом раскопки уже завершены, однако есть еще не полностью раскрытые места древнего «городища» (назовем условно), где и в дальнейшем будут производиться изыскания.

Современное здание на основе металлоконструкций в стиле минимализма, как нельзя лучше подходит, на мой взгляд, для представления археологической экспозиции. В его центре имеется патио с большой оливой и со сквозным проходом: как бы открывая «портал» в прошлое, а повернувшись, вы увидите вновь современные реалии городка. 

А что, как ни дверь во времени, есть наши музеи?!

Внутри вас гостеприимно встретят сотрудники: охранники, они же смотрители, которые, к тому же, неплохие гиды. Мне показывали музей Ламбис и Кириякос, и в самом начале нашей экскурсии предложили просмотреть познавательный документальный фильм «Идалион» (на английском языке, длится 15 минут) об истории места и этапах его изучения.

Итак, экспозиция представляет хронологически различные периоды в истории Идалиона. Экспонаты, представленные здесь, есть результат как прежних изысканий, так и новых: предметы, найденные как на территории «городища» с его административными, общественными и частными постройками, а так же ремесленными мастерскими; а так же извлеченные из захоронений местного некрополя.

Первый выставочный зал — лекторий: здесь вас вводят «в курс дела»: информационные стенды (на греческом и английском языках) с текстами, фотографиями и реконструкциями повествуют о том, как возник и выглядел Идалион; как развивалась археологическая наука на Кипре и в частности об этапах исследований, проводившихся на месте полиса. И что немаловажно, здесь можно видеть информацию и о тех раритетах древности, что были найдены в окрестностях современного Дали, но, по тем или иным причинам, однажды оказались в зарубежных собраниях, где и находятся по сей день.

И вот они, первые знаковые экспонаты: две прото-эолийские полу-капители колонн из известняка с цветочными мотивами (в виде спирально закрученных волют, «вырастающим» из ствола; а между ними распускается каменный «цветок» пальметты), выполненными в рельефе, датированные VI-V веками до н.э., находящиеся под влиянием финикийского изобразительного искусства. Эти колонны находились в комплексах погребальных памятников, а так же украшали ансамбль дворца в Идалионе. Их декор и «дизайн», в целом, — прообраз капители ионического, древнегреческого ордера.

Здесь мы также можем увидеть два типичных образца искусства глиптики (резьбы по камню), которые дали в ту эпоху произведения искусства высочайшего уровня.

Идалийская табличка

Одним из основных экспонатов Музея является расположенная в первом зале бронзовая табличка [7] — точная реплика с уникального образца так называемого кипрского силлабического письма, которое относится к V веку до н.э. Табличка была обнаружена в западном акрополе древнего Идалиона еще в 1850 году фермером из Дали, который обрабатывал свой участок земли.

Разумеется, вскоре обретенная табличка становится настоящей жемчужиной в коллекции тогдашнего консула Франции Duc De Luynes, который передал ее в дар Национальной библиотеке (в собрание Cabinet des médailles, Париж). По мнению специалистов, данная табличка из Идалиона имеет очень важное значение для понимания истории всех кипрских полисов. Она предоставляет важную информацию относительно политической системы и социоэкономического состояния во время войны с финикийцами, пришедшими из Китиона.

Она демонстрирует кипрское силлабическое письмо, которое читается справа налево: текст выгравирован с обеих сторон (протяженная двухлинейная надпись). Ниже сделан перевод на греческий язык.

Обширный текст является соглашением, достигнутым между царем Стакиспросом и гражданами Идалиона с одной стороны; а так же врачевателем Онасилосом, сыном Онасикипроса и его братьями — с другой. Врач ранее согласился бесплатно лечить раненых во время войны, которая проходила между 478 и 470 годами до н.э., когда персы и финикийцы пытались завоевать Идалион.  

Царь и полис договорились предложить Онасилосу и его братьям в качестве благодарности за труды выдать серебряный слиток или наделить участками земли, которые будут освобождены от податей. Текст надписи, кроме прочего, указывает на то, что царь являлся крупнейшим землевладельцем, так как надел, предложенный врачевателю, принадлежал ранее как раз ему. В тексте также подразумевается, что границы земельных участков были четко определены и признаны властями, а это означает, что должен существовать эквивалент сегодняшней системы земельного кадастра.

Кроме того, надпись информирует нас о том, что верховная жрица храма Афродиты находилась среди других землевладельцев: как считают историки, этот факт подтверждает теорию о том, что религия играла важную роль в жизни государства и в том числе, имела контроль над производственными отношениями в обществе.

Табличка с подписанным соглашением была сдана на хранение в храм Астарты-Афродиты, расположенном на одном из двух акрополей столицы царства.

Тот факт, что данное решение было принято совместно правителем и гражданами, свидетельствует о влиянии греческих демократических идеалов на политическую систему полиса. Кроме того, отразившаяся в этом «документе» забота властей города и в целом государства о своем населении, пострадавшем во время войны, — все это говорит о существовании в Идалионе одной из древнейших систем «соцобеспечения».

Второй зал начинается с представленных надписей — свидетельств о завоевании царства. Здесь же вы увидите часть архива [8] финикийской администрации города, различные погребальные памятники, предметы повседневного пользования всех исторических периодов, охватывающих существование полиса, — все с пояснительными текстами и экспликациями.

Экспозиция представляет так же завезенные артефакты из Аттики и типичные образцы глиняной и каменной скульптуры

Среди экспонатов (все в оригинале) здесь стоит особое внимание уделить, например, белой каменной стеле, на которой силлабическим письмом нанесен текст. Принадлежит она царю Китиона и Идалиона финикийцу Баальмелеку II и датирована ок. 425-400 годами до н.э.

«Царь Баальмелек, правитель Китиона и Идалиона, сын царя Азбаала, в присутствии образа Аштарт»
написано на стеле

Керамика, начиная с геометрического периода, мелкая пластика, скульптура и даже некоторые из обнаруженных орудий труда, — их вы видите по правой стороне от входа, размещенными по хронологии.

По левой, как я уже говорила, рядом со стелой находятся и другие крупных размеров экспонаты: пифосы (сосуды для хранения), кратер (для смешивания воды и вина) из белого камня с высеченными по противоположным сторонам двумя мужскими лицами явно «финикийской национальности».

По центру экспозиции — чернофигурный кратер (собранный, как и все остальные присутствующие в залах предметы из глины и керамики, — буквально из мелких фрагментов: особое спасибо реставраторам за их работу!).

Так же в конце зала есть отдельный сектор, посвященный нумизматике, ювелирным украшениям и вновь — произведениям мелкой пластики.

Как я говорила, в зале есть много любопытных статуэток (антропоморфные: мужские фигуры из известняка, и зооморфные из керамики), крупные произведения скульптуры в человеческий рост — по преимуществу высечены из известняка: мужской торс (скульптуры часто ставились внутри гробниц; его вы увидите еще в первом зале, слева от входа); и в первом, и во втором залах есть несколько довольно милых женских головок, а так же мужские, — такие экспонаты всегда привлекают внимание и больших и маленьких!

Приятный нюанс: музей, по сравнению со многими даже на Кипре, сравнительно небольшой, но в нем настолько все продуманно, что вы не будете торопиться уходить отсюда, а ваш кругозор значительно расширится и обогатится новыми знаниями. В помещении, где вы приобретете билеты, находится по совместительству небольшой сувенирный киоск: книги по истории, археологии и искусству, художественные открытки на память и др.

А в фойе имеются несколько фонтанчиков с питьевой водой, есть скамейки для отдыха.

 

Мы говорили о первых изыскателях, а что же в наше время? Надо сказать, что одним из самых продуктивных, начиная с 1991 г., сезонов стал 2012 год.

Итак, в конце ноября того года Министерство транспорта, сообщений и общественных работ и Департамент древностей Республики Кипр объявили о завершении 22-го сезона раскопок на месте дворцового комплекса на холме Ампилери, где, как вы уже знаете, в более поздний период существования Идалиона располагался административный центр. Систематические археологические изыскания велись здесь под руководством д-ра Марии Хаджикости, которая является директором Департамента древностей. В этих работах с ней сотрудничали Ставрос Лагос, старший технический руководитель, а так же и Кириякос Капитанис, который составил чертежи и планы полиса.

Сезон раскопок, который традиционно длился 9 месяцев в год, проходил при участии так же двух видных археологов страны: д-ра Анны Сатраки и Харис Пападопулу. В изысканиях этого сезона принимали участие и другие кипрские и иностранные археологи, немало студентов и волонтеров из разных стран.

Эти раскопки выявили новые крупные постройки, такие как: кладовые, мастерские и водопроводные сооружения, которые расширяют наши знания об использовании укрепленного дворца и поддерживают его характеристику как административного центра и, вместе с тем, дворцового комплекса.

Следующие сезоны раскопок расширили площадь работ: они начали занимать площадь в 5,5 кв. км; и продолжились на севере и западе террасы холма Ампилери.

Сегодня обширная территория раскопок и хорошо сохранившиеся архитектурные остатки открывают новые перспективы для превращения этого района в археологический парк и для создания единого ансамбля с местным музеем Древнего Идалиона, который был построен в 2007 году в пределах археологического объекта и открыт для публики с 2008 года.

Исследования 2012 года были сосредоточены на одном из внутренних дворов прямоугольной формы и двух кварталов, расположенных к югу от дороги и примыкающих к внутренней башне.

Учеными были составлены описания объектов с их точными размерами; сами артефакты представили вниманию широкой публики.

В целом, находки 2012 года подтвердили многие из выводов, которые сделали исследователи на основе находок предыдущих сезонов раскопок.

Так, например, на обоих этажах во всех помещениях одного из придорожных зданий были обнаружены следы сильного пожара. Их же зафиксировали и на ступенях узкого прохода, который выходил во внутренний двор. Внутри этого здания нашли небольшие артефакты, которые, в основном, являются предметами вооружения и подковами, — все это говорит о том, что это была гарнизонная башня.

А здания, примыкающие к ее обеим сторонам, были заняты высокопоставленными чиновниками Идалиона.

В южном квартале, достаточно обширном, обнаружили отсутствие симметричности в планировке, которая была в северном. Здесь находились мастерские по металлообработке, производству изделий из бронзы и железа; а так же были раскрыты водные каналы, резервуары и водные бассейны. В одном из помещений нашли большие амфоры и пифосы для хранения воды, масла и зерновых, рыбы, — так что оно было, скорее всего, складским, обслуживавшим нужды близлежащей башни.

Стоит отметить, что керамика, обнаруженная в Идалионе, включает образцы как местной, так и привозной расписной: например, многочисленные остроконечные амфоры, подобные распространенным в Ханаане (Финикия). Обращает на себя внимание ограниченное количество расписной керамики во всей раскрытой области и огромное количество отработанного шлака в южной части раскопок. 

Кроме того, присутствуют: аттическая керамика, оружие и металлические инструменты, бронзовые листы и декорированные накладные части щитов, монеты, небольшое количество каменных и керамических статуэток; а так же каменные инструменты и тазы.

Особый интерес при этом представляют и многочисленные надписи, обнаруженные в центре площади и в комнатах южного здания, которые являются записями финикийской администрации древнего города, касающимися экономики города.

А что находили позднее, например, в 2015 году, мы можем узнать из видео, представленного американскими участниками от Lycoming College (Пенсильвания) раскопок на сайте, а так же на страничке Колледжа.

 

Источники и литература для интересующихся:

  1. Radner, Karen. The Stele of Sargon II of Assyria at Kition: A focus for an emerging Cypriot identity? 
  2. Mitford, Terence (1980). The Nymphaeum of Kafizin: the inscribed pottery. Walter de Gruyter. Retrieved 2010-04-25
  3. Cypro-Syllabic script Scuola Normale Superiore di Pisa
  4. Marie-Louise Winbladh. Idalion — abode for the goddess of love and war. The work of the Swedish Cyprus Expedition
  5. Chadwick, John (1987). Linear B and Related Scripts. Reading the Past. London and Berkeley: British Museum and University of California Press
  6. Mitford, T. B. The Nymphaeum of Kafizin. The Inscribed Pottery. Kadmos Supplement 2. Berlin: de Gruyter, 1980
  7. P. Gaber «The History of History: Excavations at Idalion and the Changing History of a City-Kingdom» NEA Vol.71, 2008
  8. L. Stager, A. Walker, American Expedition to Idalion Cyprus 1973–1980, Oriental Institute Press, Chicago 1989
  9. L.Stager, A. Walker, and G.E. Wright, eds. American Expedition to Idalion: First Preliminary Reports: Seasons of 1971 and 1972. ASOR, Cambridge, MA.

 

Хотела бы, завершая свой обзор, попросить чуточку внимания всех, кто желает самостоятельно посещать кипрские музеи.

Пожалуйста, будьте осторожны и старайтесь не трогать и не задевать случайно даже те из экспонатов, что из-за своих массивных размеров или просто по задумке музейного оформителя находятся в открытом доступе (т.е. не за стеклом или ограждением).

Договорились? Ну, тогда Музей в Дали и многие другие с радостью ждут вас!

Вход: 2,5 евро.
Открыт: понедельник, вторник, среда и пятница 8:00 – 15:00; четверг 8:00 – 17:00.

Больше подробностей на сайте Департамента древностей: www.mcw.gov.cy.

Дополнительная информация о Дали и Идалионе: www.dali.org.cy.

Как добраться до Музея и сайта Идалиона:

На машине: от Никосии (время в пути: 20-25 минут).

Движетесь по трассе А1 (Никосия – Ларнака / Лимассол), следуя указателю сворачиваете на В1 (ул. Лемесу), а затем и на В2 (после Банка Кипра первый поворот налево, по ул. Архиепископу Макариу III) до Музея и его парковки.

Если, не доезжая Музея повернуть направо, то вы сразу прибудете к археологическому сайту Идалиона.

 

До новых встреч и открытий!


[1] По его имени получил свое название футбольный клуб Дали: Халканорас Далиу (основан в 1948 году).

[2] Подробнее здесь.

[3] Больше о кипрских полисах, из которых два были этеокипрскими — кроме Идалиона еще и Аматус, — читайте здесь.

[4] Предположу, что это было связано с топографией местности, ведь Идалион занимал два холма.

[5] Кстати, доподлинно известно, что тогда же население Идалиона составляло 8-10 тысяч жителей (а в наше время в Дали проживают 12 тысяч человек).

[6] Подробнее здесь.

[7] Интересующимся рекомендую к просмотру это видео, сделанное на территории Музея, — об изготовлении французскими специалистами бронзовой реплики Таблички, о которой мы сегодня много говорили.

[8] Т.н. «Финикийский архив», который является наиболее важной находкой Отдела раскопок древностей в Идалионе, насчитывает в общей сложности 733 надписи. По предварительным данным из них: всего 702 финикийских и 31 кипрская силлабические надписи.
Большинство из них написаны черными чернилами, а другие высечены по местному мрамору или по необработанному камню; некоторые так же были нанесены методом продавливания на керамических табличках.