Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Мифы, герои и божества Кипра
Мифы, герои и божества Кипра
664
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
23.07.2018

Остров в Средиземном море известен не только историей, но так же мифами и легендами: нередко заимствованными из других культур, либо возникшими на его земле... многие из них дошли в изустной форме и были записаны гораздо позднее: обрастая различными деталями и порой противоречивыми «данными».

Разве это не интересно? Почему гиацинт, мирра и кипарис были названы именно так? Почему Афродита вышла из пены у берегов Кипра? Почему именно здесь и с этими местами связано столько историй о любви — печальных и ликующих, таких человечных или не совсем...

Мы пройдем по их следам: богов, героев и простых смертных, чья сила чувств или невиданная смелость остались в веках. Их имена остались жить в географических названиях, в некоторых именах киприотов или наименованиях растений-эндемиков... Ведь все, что однажды приходит на Кипр, остается жить в нем: обволакиваясь традицией и верованиями, как жемчужина, новыми слоями перламутра; становясь ассимилированной частью его реалий, вечно живых и пульсирующих.

-

Кипр был и остается не только местом, называемым «Островом Любви», что привлекает туристов из года в год, но здесь, как мы увидим, любили, страдали, ревновали и познавали блаженство высоких страстей небожители древности.

Издавна он считается «домом» или «второй родиной» многих античных богов Олимпа: Зевса, Диониса, Аполлона, Геры, Афины, Артемиды и Деметры, Афродиты.

В одной, очень древней легенде говорится: Создатель закончил творение мира и вот стряхнул с рук оставшиеся комочки глины, которые упали в море; из одного возник Кипр.

Рядом с нами — пусть в памяти поколений, либо древних памятниках и артефактах, — живут образы и следы деяний божеств, легендарных и даже мифических существ; а также святых и героев. Да и как иначе: верования прошлых эпох позволили появиться стольким прекрасным историям, вдохновляли мастеров на создание произведений искусства, они же нередко продолжают увлекать нас творить и мечтать.

Античная мифология: боги, цари и герои Кипра

Поскольку в прошлом даже ландшафт осмыслялся древними через «божественное», то многие, схожие с греческими, пейзажи так же интерпретировались через античные мифы и олицетворялись с конкретными божествами Пантеона, либо населялись (посещались) ими. Именно поэтому на Кипре есть свой Олимп [1] — дом богов. А некоторые из долин (особенно хорошо знакомые любителям и профи горнолыжного спорта) горного массива Троодос носят их имена: Афродита, Гермес (Sun Valley I – II, трассы для новичков и продолжающих), Зевс и Гера (это трассы North Face I – II, первая — продвинутого уровня, а вторая — так же, для новичков).

Среди других мест, чья топонимика связана с «античными» преданиями, можно назвать следующие: Камень Афродиты, Купальни Афродиты и Адониса, гора Касион ну и так далее.

Одним из главных источников полезной информации о сказаниях, преданиях и мифах, бытовавших на Кипре, являются знаменитые «Метаморфозы» Овидия (I в.), где поэт-римлянин виртуозно сплетая нить повествования, сводит практически в единую историю все известные мифы античности. Однако другим настоящим кладезем для нас являются конечно же «Киприи» — ранние сказания о Кипре и древнегреческий эпос (VII в. до н.э.) Согласно обоим сочинениям (а также привлекая время от времени другие) мы составили свой «глоссарий» имен и названий, связанных с Кипром и так или иначе встречающихся у древних авторов...

Что ж, если вы готовы, то мы отправляемся в путешествие в невообразимую даль и невероятные события, настолько тесно, благодаря традиции и народной молве, смешанные с реальностью, что сегодня уже и не разобрать — что в них правда, а что — вымысел.

-

Агапинор, вождь аркадцев и царь Тегеи и участник Троянской войны. По ее окончании прибыл на Кипр (корабли аркадцев были занесены туда по воле богов). Здесь он выстроил Пафос, а в нем — храм Афродиты: в благодарность той за спасение от троянского пожара.

Его дочь, Лаодика, родившаяся уже на Кипре, сделала подношение пеплоса в дар Афине Алее в Тегею (там же она основала храм Афродиты Пафосской).

 

Адонис [2], сын (и внук) царя Кинира от царевны Мирры. От своего отца перенял невероятные красоту и притягательность. Не случайно, именно к этому юноше воспылала богиня любви Афродита (от которой родились дети, Гистасп и Зариадр); ему же благоволил и Дионис.

Юноша много времени проводил вместе со своей возлюбленной Афродитой. Адонис был пастухом и охотником, именно на охоте он погибает от удара Эриманфского вепря на Кипре.

В вепря обратился разъяренный Аполлон, который отомстил таким образом Афродите за то, что она ослепила его сына, подглядывавшего за ней во время купания.

Скорбящая Афродита оплакивает юношу и тот возвращается из царства Аида в виде цветка анемона [3].

... предпочтен даже небу Адонис.
С ним она [Афродита] всюду, где он. Привыкшая вечно под тенью

Только лелеять себя и красу увеличивать холей,
С ним по горам и лесам, по скалам блуждает заросшим. [4]

 

Акамантос — сын Тесея, герой Троянской войны (кроме прочего, вместе с братом Демофонтом освободивший свою бабушку Эфру). Основал город на Кипре.

 

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) — царь, военачальник и завоеватель; воспитанник Аристотеля и поклонник сочинений Гомера. В ходе битв против персов освободил Кипр от их ига в 332 г. до н.э. — после 7-месячной осады Тира; тогда остров вошел в состав его империи.

 

Алфесибея (по одной из версий) она же нимфа и возлюбленная Диониса, ставшая матерью его сыну Меду.

 

Амафунт — царь, сын Аэрии. Так же, как и его отец ранее в Пафосе, Амафунт основал храм Афродиты в городе Амафунте (или Аматусе [5]), «изобильном металлами» (там долгое время было много медных рудников), по Овидию.

 

Анаксарета [6], царевна и уроженка Кипра. Она была очень гордой и настолько жестоко отвергла влюбленного в неё Ифиса, простого и пылкого юношу, что он покончил с собой у двери ее покоев. Считается, что Анаксарета, увидев его тело во время траурной процессии, раскаялась и превратилась в камень. Известно, что в древнем полисе Саламине (Саламисе) долгое время находилась её статуя.

 

Аполлон: его изображения имели широкое хождение в античном мире, особенно в нумизматике. Основавшие на острове Идалион его культ (Аполлона Амиклейского) ахейцы, привнесли его с собой и на Кипр. Здесь его почитали как бога-целителя, бога награждающего либо если и карающего, то справедливо; а также как бога, дарующего гармонию страждущим душам. Многие святилища на острове были посвящены ему, наиболее известное было построено вблизи Куриона.

 

Ариадна, прекрасная царевна с по-античному сложной судьбой. Дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Крит был известен своим лабиринтом и его жестоким и ужасным обитателем — Минотавром, которому на съедение должны были приводить юношей и девушек. Среди обреченных на гибель был и Тесей, в которого влюбилась нежная Ариадна: она, желая спасти юношу, тайком дала ему клубок ниток («путеводная нить Ариадны»), разматывая который он и остальные сумели выбраться из логова Минотавра.

Однако Тесей, обещавший жениться на своей спасительнице, коварно оставил девушку на острове Наксос, когда та спала, не желая возвращаться с женой в Афины (в дальнейшем он женился на ее сестре Федре).

Бог Дионис полюбил печальную Ариадну и увез на Лемнос, одной из гостий на их свадебном пиру была сама Афродита. По одной из легенд, позднее Ариадна умерла на Кипре.

 

Афина Идалийская почиталась главным божеством в древнем полисе Кипра Идалионе (в окрестностях современного поселения Дали, регион Никосии), где на западном акрополе возвышался храм в честь этой богини, дочери Зевса.

Вблизи него находился и дворец, посвященный Афине: ведь существовало поверье, что небожительница время от времени бывает там... При финикийцах главный храм был разрушен. Известно, что новые правители так же почитали Афину, но в ипостаси Анат.

 

Афродита Киприда — ипостась могущественной богини [7], рожденной у берегов Кипра из «пены» [8] — ἀφρός , по-гречески (ее явление миру было воспето в «Гимнах» Гомера), здесь она стала олицетворением сил Любви и вечной весны, а также покровительницей плодородия, брака и родов. А ее прекрасный стан обвивают одеяния, благоухающие ароматами кипрских трав и масел. Балуя тех, кто почитает ее и принимает любовь как дар; она может безжалостно наказывать и мстить попирающим это чувство и отказывающимся от ее щедрых даров.

Ей подвластны не только люди и животные, но и многие боги (исключая трех богинь Олимпа: Артемиду, Афину и Геру).

 

Ахиллес — сын Пелея и Фетиды (см.ниже), герой Трои, рожденный от брака смертного с богиней. Воспитанный и вскормленный (костным мозгом диких зверей) кентавром Хироном. Мать Ахилла, Фетида, чтобы сделать малыша бессмертным, окунула того в воды Стикса, держа за пяточку.

Ничто не могло убить юношу, незащищенной оставалась только «ахиллесова пята»; впоследствии погубившая его.

Ахилл стоял в колеснице
И пелионским копьем укладывал строи троянцев;...

 

Демофонт — сын Тесея и Федры, афинский царь и основатель города Эпеи (позднее был переименован царем Филокипросом в Соли) на Кипре вблизи от реки Кларии. Погиб, когда открыв подаренный когда-то оставленной им женой Филлидой ящик со святыней титаниды Реи, решил в страхе ускакать на коне. Его конь споткнулся, и царь упал на собственный меч, став жертвой проклятия тоскующей царевны [9].

 

Дидона [10] (она же Эллиса), легендарная основательница Карфагена и сестра Пигмалиона. Посетила Кипр, где похитила 80 юных дев, которые отправились с ней к месту будущего города в Ливию.

Будучи супругой Сихея пылала страстью к Энею (герою Трои и сыну Афродиты), настолько сильной, что после его гибели не в силах с собой совладать велела разжечь большой костер и бросилась в пламя, чтобы в царстве Аида соединиться с ожидавшим ее возлюбленным. Перу Овидия принадлежит так называемое «Письмо Дидоны Энею» («Героиды», VII).

 

Дионис (позднее Бахус, Вакх), бог виноделия [11], сын Зевса и царевны Семелы из Фив. Был выношен в бедре своего могущественного отца после того, как ревнивая Гера посоветовала Семеле лицезреть громовержца во всей мощи и та, не выдержав, погибла.

Не удовольствован Вакх. Он эти поля покидает:
С хором достойнейших жен удаляется к Тмолу родному,
На маловодный Пактол, — хоть тот золотым еще не был
В те времена, златоносным песком не струился на зависть!
К богу привычной толпой сатиры сошлись и вакханки.

Впоследствии Дионис стал мужем Ариадны, брошенной в одиночестве Тесеем.

 

Гиацинт — cын царя Спарты, юноша невероятной красоты и один из любимцев Аполлона. Гиацинт был убит во время метания диска из-за вмешательства Зефира, который направил руку Аполлона с диском в голову его друга. Из капель крови погибшего по воле бога появился цветок [12], олицетворяющий любовь и верность, но так же и скорбь.

«Будешь ты — новый цветок — мои стоны являть начертаньем.
После же время придет, и славный герой заключится

В тот же цветок, и прочтут лепестком сохраненное имя».
Так говорят Аполлона уста, предрекая правдиво, —
Кровь между тем, что, разлившись вокруг, мураву запятнала,
Кровью уже не была: блистательней червени тирской
Вырос цветок.

 

Керасты, легендарные персонажи, кентавры, имевшие рога на лбу (их же называли «человеко-буйволы»). Рождены от семени Зевса, извергнутого на почву Кипра от любви к Афродите. Они сопровождают Диониса и, как правило, отличались буйным темпераментом; нередко, многие из них становились воспитателями героев.

 

Кинир — финикийский царь Пафоса, обладавший настолько большой красотой, что в него были влюблены и жещины, и богини. Его супруга, Кенхреида, опрометчиво похвалялась, что ее дочери (Мирра — одна из них) прекраснее самой Афродиты. Была у царя так же дочь Бресия (либо Лаогора, от Метармы), которая так же навлекла на себя гнев Афродиты еще и тем, что сожительствовала с чужими мужьями. Была изгнана и умерла в Египте.

 

Кипарис — сын Телефа (из рода гераклидов — основателей городов), родом из Карфеи на острове Кея (вблизи Аттики), прекрасный юноша, любимец Аполлона (и, вероятно, — Пана), превращённый по собственному желанию в печальное дерево, — настолько сильно он скорбел по нечаянно убитому им красавцу-оленю, подаренного ему самим Аполлоном.

Чудный олень и в древесной тени наслаждался прохладой.
Неосторожно в тот миг Кипарис проколол его острым

Дротом; и видя, что тот умирает от раны жестокой,
Сам умереть порешил. О, каких приводить утешений
Феб [Аполлон] ни старался!
Увещевал, — Кипарис все стонет! И в дар он последний
Молит у Вышних — чтоб мог проплакать он целую вечность...
Начали члены его становиться зелеными; вскоре
Волосы, вкруг белоснежного лба ниспадавшие прежде,
Начали прямо торчать и, сделавшись жесткими, стали
В звездное небо смотреть своею вершиною тонкой.
И застонал опечаленный бог. «Ты, оплаканный нами,
Будешь оплакивать всех и пребудешь с печальными!» [13] — молвил.

 

Киренийская лань — чудесная лань с золотыми рогами и медными копытами, посвященная богине Артемиде. Ее долго преследовал герой и сын Зевса от смертной женщины Алкмены Геракл (сказание о Киренийской лани описывает один из его 12 «подвигов»), пока ему не удалось ранить ее стрелой.
Однако позже лань пришлось вернуть Артемиде.

 

Лапит — правитель и основатель соименного ему города на северных землях Кипра, который во время римлян стал главным полисом (Лапитос) в том регионе.

 

Мирра (или Смирна) — царевна, дочь кипрского царя Кинира и мать прекрасного Адониса. В наказание за хвастовство своей матери стала жертвой противоестественной страсти; а за свой обман была превращена в растение мирру (бальзамовое дерево).

О, пусть амомом богаты,
Пусть и корицу, и нард, и из дерева каплющий ладан,

Пусть на Панхайской земле и другие родятся растенья,
Пусть же и мирру растят! Им дорого стала новинка!
Даже Эрот объявил, что стрелой не его пронзена ты,
Мирра; свои он огни от греха твоего отвращает.
Адской лучиной была ты овеяна, ядом ехидны.

 

Никокреонт, один из правителей Саламина на Кипре (конец IV в. до н.э.), потомок Тевкроса. Тиран, известный своей жестокостью по отношению к философу Анаксарху (соратнику и другу Александра Великого).

 

Орфей и Эвридика: знакомая сегодня многим пронзительная история сильной любви царя Фракии, волшебника и музыканта Орфея и нимфы Эвридики, привлеченной его искусством музицирования на кифаре и вышедшей к нему из дерева. Однажды нимфа погибает от укуса змеи и ее супруг не в силах справиться с тоской по ней, отправляется в царство Аида. Единственным условием является то, что дух Эвридики последует по пятам в мир живых за Орфеем, который не должен оборачиваться, пока они не покинут подземных чертогов... Однако взволнованный предстоящим обретением возлюбленной, Орфей оборачивается, а бесплотная тень Эвридики теперь вынуждена оставаться с другими печальными тенями... до срока его гибели от рук разъяренных женщин, — тогда возлюбленные вновь воссоединяются, теперь уже навсегда:

Тень же Орфея сошла под землю. Знакомые раньше,
Вновь узнавал он места. В полях, где приют благочестных,

Он Эвридику нашел и желанную принял в объятья.
Там по простору они то рядом гуляют друг с другом,
То он за нею идет, иногда впереди выступает, —
И не страшась, за собой созерцает
Орфей Эвридику.

Jean-Baptiste-Camille Corot, Orpheus Leading Eurydice from the Underworld (1861)

«Орфей и Эвридика»,  Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875 гг.)

 

Пелей и Фетида — сын эгинского правителя (внук Зевса) и нереида, родители героя Трои Ахиллеса. Их сыну было предначертано стать сильнее отца. Пелею пришлось пойти на хитрость и немало испытать, прежде чем ему удалось овладеть сердцем красавицы, желающей устрашить того разными превращениями.

А вот их свадьба, тем не менее, послужила поводом к началу Троянской войны: среди гостей-олимпийцев была обойдена приглашением богиня раздора Эрида. Она из мести подбросила там, где проходил пир, золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей», — три богини вступили в спор за него: Афродита, Афина и Гера. Гермес по поручению Зевса сопроводил богинь к Трое и призвал царевича Париса решить спор красавиц.

Однако, поддавшись обещаниям Афродиты помочь завоевать ему любовь красивейшей из смертных женщин, Елены (жены царя Спарты Менеля), юноша отдает яблоко богине Любви.

Только лишь девичий стан обхватили объятья Пелея,
Стала та виды менять: чувствует, крепко он держит

Тело; туда и сюда пришлось ей протягивать руки —
И застонала: «Твоя, не без помощи божьей победа!» —
Стала Фетидою вновь и открылась; герой ее обнял.
Взял, что желал, и могучий Ахилл был Фетидою зачат.
Счастлив сыном Пелей и богинею счастлив супругой...

 

Пигмалион [14] и Галатея — великий скульптор, сумевший создать из слоновой кости настолько прекрасную статую, что влюбился в нее и тронутая глубиной его чувств Афродита, оживила Галатею [15] и та обрела плоть и кровь. От их союза родились сыновья Пафос [16] (впоследствии основавший в честь Афродиты город, обладавший большим могуществом вплоть до конца IV в. до н.э.; и давший ему свое имя), Кинир и дочь Метарма.

Оскорбясь на пороки, которых природа
Женской душе в изобилье дала, холостой, одинокий

Жил он, и ложе его лишено было долго подруги.
А меж тем белоснежную он с неизменным искусством
Резал слоновую кость. И создал он образ, — подобной
Женщины свет не видал, — и свое полюбил он созданье. [17]

 

Пиравст или дракон (один из нескольких); пиравсты якобы жили в огненном пламени на Кипре. По легенде, один из них обитал в Акамасских скалах (ущелье Авакас), разорял деревни и дежал в страхе местных жителей. Однако когда его выгнали из пещеры, он окаменел в лучах солнечного света, — до сих пор скала в форме чудовища возвышается при выходе из ущелья.

 

Праксандр, выходец из Ферапны (Лаконика), один из участников Троянской войны. После её окончания поселился на Кипре, где и основал город Голгус. Причем, как считается, что свое название полис получил от имени сына Афродиты и Адониса.

 

Пропетиды — девушки из города Амафунт или Аматус на Кипре, вместо животных приносившие в жертву путников в честь Зевса Ксения (Гостеприимца).

Если же ты, Амафунт, изобильный металлами, спросишь,
Горд ли он тем, что родил Пропетид, — он откажется, так же

Как и от тех, у которых рога — в стародавнее время —
Были на лбу, — от чего получили прозванье керастов.

Кстати, а вот как было «правильно» чествовать богов, в том числе и богиню Любви (ей жертвовали белых телочек [18]), мы узнаем у того же Овидия:

Праздник Венеры настал, справляемый всюду на Кипре.
Возле святых алтарей с золотыми крутыми рогами

Падали туши телиц, в белоснежную за́кланных шею.
Ладан курился...

Пропетиды, превращенные в камень

Участь была их печальна: разгневав Афродиту, те вначале были первыми женщинами, которые принялись торговать своим телом «по воле оскорбленной богини» [19], а затем были обращены в камни (по другой версии, в коров).

 

Тевкрос — правитель, первый царь Трои (брат Аякса и племянник Пелея) и уроженец острова Саламины. По возвращении на родину был проклят и изгнан отцом за то, что не спас и не отомстил за брата. Вынужден был уехать на Кипр, где и основал местный полис Саламину.

После смерти своего отца Теламона вернулся в родной город, но благодаря действиям своего племянника Эврисака не был допущен к царскому наследству. Тевкр является персонажем некоторых античных сочинений, наиболее известны драмы Софокла: «Аякс» и «Эврипида». Имел от Евны дочь Астерию, в честь которой был назван древний город.

 

Фамир, киликиец, который привнес на Кипр так называемое «искусство гаруспиков» — жрецы (наряду с авгурами), занимавшиеся предсказаниями по внутренностям жертвенных животных, каждый фрагмент которых, согласно верованиям древних, относится к тому или иному божеству. Эта традиция восходит к мифологии этрусков (I тыс. до н.э.): являясь «трехслойной», где один из слоев — принадлежал греческому Пантеону, а именно богам Артемиде, Аполлону, Аиду и Вакху.

 

Фемисто, уроженка Кипра. По одной из версий, мать Гомера (по другой — ей была Климена, с острова Иос).

Ведай: великий певец появится в Кипре средь моря,
Дивной женою Фемисто рожденный на поле далеком,
Вне Саламина богатого стен; и славен он будет. Кипр покинувши свой и моря изъездив повсюду,
Славу Эллады широкой воспев единый и первый,
Будет бессмертным он вечно, в веках не стареющим будет. [20]

 

Эвагорас — царь Саламина (410-374 гг. до н.э.), из рода Тевкридов. Стремился объединить все современные ему города-царства (эпохи классики) Кипра под собственной властью. Совместно с афинянами, сблизившимися с персами, выступил в борьбе против спартанцев.

Однако именно неуемная страсть к власти, интригам и захвату и сгубила его: произошел разрыв с Персией и после 10-летней войны он был вынужден заключить договор и платить ей дань. Ситуация изменилась с вхождением Кипра в состав империи Александра Македонского.

 

Эвкл — пророк и уроженец Кипра. Он предсказал рождение и судьбу великого Гомера, а также поход персов на Грецию. Известно, что древнегреческий географ и писатель Павсаний (II век) изучал его пророчества.

 

Дополнительно можно почитать здесь: www.mythology.org.ua, www.dic.academic.ru, www.librebook.me

... Менялись времена, и пришли новые герои, правители и другие действующие лица

 

Айос Василис

Христианский святой Василий Кесарийский (Великий, IV в.), один из Отцов каппадокийской церкви, архиепископ и богослов, широко почитаемый на Кипре и в Греции.

Помимо прочего сегодня он «ответственен» за Новый год, ведь в церковной традиции 1 января отмечается День его памяти.

Народное предание Легенда гласит: римский император Юлий решил забрать все накопленные богатства киприотов. Те обратились за помощью к епископу Василию, и он схоронил у себя сокровища от алчности правителя. Посланные Юлием обнаружив их, хотели забрать все, но внезапно возникло видение и ангелы явились перед ними.

Гонцы вернулись ни с чем, а Святой Василий запек монеты в хлебах и раздал нуждающимся, с тех пор и пошел обычай печь «василопиту» — пирог Св. Василия, в который кладут монетку... на счастье и удачу обнаружившему ее в своем куске.

 

Дигенис Акритас

Главный герой греческого эпоса (поэма из 8 книг [21]) эпохи Средневековья (Византия, IX-X вв.) и один из самых известных персонажей кипрского фольклора (песен, преданий и сказок).

Дигенис является «акритом», то есть он — представитель сословия крестьян-воинов, существовавшего в Византийской империи и проживавшего на окраинных землях Малой Азии. Во времена изнурительной борьбы кипрского народа с варварами-завоевателями появился этот новый символ христианской веры в образе отважного защитника страны.

Его звали Дигенис Акритас. Он воплотил в себе все лучшие черты мужественного борца за независимость родины, стоявшего на страже ее границ («акритас», по-гречески «пограничник»). Народ наградил Дигениса небывалой мощью, так как тот смог одержать победу не только над иноземными захватчиками, но и над темными силами природы.

Согласно эпосу, Дигенис — сын сирийского эмира, впоследствии принявшего христианство, и дочери ромейского стратига, — отсюда и «Дигенис» — двоерожденный, т.е. происходящий от родителей разного вероисповедания. Многое пришлось ему претерпеть и пройти различные испытания и сражения: с разбойниками-апелатами, с девой-воительницей Максимо, став, благодаря своим доблести и мудрости, правителем в пограничных землях и прожившим оставшиеся годы в великолепном дворце.

Особенно хорошо известна в народе и воспета в песнях любовь Дигениса к коварной королеве Ригене.

 

Царица Ригена

О ней, мистической красавице Средневековья, сложено огромное количество легенд. Как правило, все предания и народные сказки о Дигенисе и Ригене связаны с Пафосом и его окрестностями, где, по преданиям, жила правительница. Людская молва объединила два больших отрезка времени, две разные эпохи, которым принадлежали Дигенис (Византийская империя) и Ригена (франкократия), — такое возможно только в народном эпосе, где время не имеет значения, по сути.

Дигенис описывается в них как простой смертный: он влюблен, а значит — уязвим.

Согласно одной из легенд, герой был настолько пленен красотой королевы, что совершил множество подвигов, пока, наконец, не завоевал ее сердце. В других легендах Ригена так и осталась непреклонной.

Многие исследователи считают, что за образом своенравной правительницы в Средние века скрывался иносказательно (народ вывел образ) Афродиты [22], — что ж, характер у обеих дам непростой, не правда ли?

Большой цикл устных преданий киприотов был посвящен именно ей, наделяя ее абсолютно разными, нередко, противоположными чертами, при этом общим остаются ее красота и непоколебимая смелость. Не случайно, Ригена — известная воительница...

На Кипре есть два «памятника» истории любви акритаса и королевы: башня Ригены (на Акамасе вблизи от Купален Афродиты, на месте древнего монастыря) — там, где влюбленные воссоединились; и конечно горный кряж Пентадактилос («Пять пальцев») — место испытания силы великана: по одной версии, Ригена потребовала повернуть реки вспять, в сторону Пафоса, и, сумев выполнить и это, герой возвращается к возлюбленной, но та лишь насмехается над ним. Взбешенный и разочарованный таким приемом, Дигенис хватает одну из скал и швыряет ее в сторону дворца правительницы, та падает в заливе Хрисохус в виде нескольких осколков или «Камней Дигениса»... а там где великан схватился за скалы — возникла вершина Пентадактилос.

А уж, что касается укрытых царицей сокровищ, то «по этому поводу» есть свои предания [23] они до сих пор не дают покоя многим. И сегодня некоторые пытливые умы пытаются разгадать тайну посланий из прошлого и ищут подсказок, где же именно могут оказаться легендарные клады — ведь на пустом месте предания не возникают, — в Трикому или на землях Полиса Хрисохуса; в многочисленных остатках «замков Ригены»... а может, в обители Св. Илариона или Акротири надежно скрывает что-то в своих пустошах?

 

Замок Святого Иллариона

Точно не известно, сколько реальных и вымышленных событий было связано с этой цитаделью, бывшей когда-то крепостью, где спасались правители со своими семьями; а также вдохновившей Уолта Диснея на создание рисованного замка в сказке о Белоснежке и семи гномах.

Тем не менее, это место было известно издавна, с IV века, когда на остров прибыл святой отшельник, покинув Палестину.

Св. Илларион поселился на Кипре, чтобы избавить эти горные и покрытые лесами места от козней злых сил и присутствия демонов: он изгонял их из несчастных одержимых и не принимал подношений. Предположительно, он даже лишился слуха, чтобы не слышать искушающих голосов нечисти. Победив всех демонов, Св. Илларион до конца жизни оставался в горах.

Спустя долгие годы на месте его захоронения появился византийский монастырь, а затем и крепость (в Х веке), которую стали называть замком Святого Иллариона.

Предание упоминает некий загадочный клад или ценность, спрятанные в 101-м зале замка: если найдете его, открыв потайную дверь, вы обретете невероятное сокровище в волшебном саду. Что ж, многие до сих пор пытаются!

 

Легенда об Оливковом древе

На Кипре оливковые деревья считаются священными, сохраняя не только значительную экономическую, но и высокую духовную и культурную ценность для его жителей.

Святость оливкового дерева, как полагают, основана на народной легенде об Иисусе Христе, которую можно еще услышать и на Кипре. Считалось, что олива пыталась скрыть Иисуса в своих ветвях от преследователей, за что и получила Благословение, когда угроза миновала: в награду оливе была дарована долгая жизнь (буквально: «на 100 лет дольше, чем человек, ее посадивший и собиравший с нее плоды»). Ей было дано значительное плодородие, которое могло сделать хозяев оливкового дерева богатыми.

Как говорят, оливковое дерево спросило Спасителя: «а что же будет, если они срубят и сожгут меня?». Он ответил: «дым, который исходит от вашего леса и листьев, защитит вас от дьявола и зависти».

Так что и сегодня посадить оливковое дерево — значит получить Высшее благословение и защиту от зла: многие селяне время от времени окуривают свои дома и сады оливковыми листьями и ладаном (чаще всего этот обряд проводят по субботам и воскресеньям, используя древесный уголь и ладан, оливковые ветви приносят для благословения во время Пасхи в храм и затем хранят дома, по мере необходимости кладя в домашнюю курильницу).

 

«Черная наложница» из Киренийской бухты

Сейчас мы расскажем вам еще одну довольно трагичную местную легенду о «черной деве» — темнокожей наложнице, которая томилась в круглой башне, которая до сих пор возвышается над водами старой гавани в Кирении.

Говорят, что когда-то там находился гарем одного из правителей. Черные наложницы часто похищались из Африки и продавались королям и знати в разных странах. Говорят, что в ту эпоху жил один знатный молодой человек, полюбивший прекрасную рабыню. Они начали тайно встречаться в замке. Девушка думала, что если бы она сумела стала светлее, то ее молодой возлюбленный уже не стал бы скрывать свою истинную любовь к ней перед другими. Она стала молиться богам, и те вняли ее мольбам. Ей нужно было искупаться в водах бухты за замком в ночное время, и тогда ее желание исполнилось бы.

Ночью она бросилась в воду и действительно: ее кожа обрела красивый оттенок слоновой кости. Однако молодой человек был расстроен тем, что она сделала, поскольку на самом деле он любил ее за «экзотическую» темную кожу; вскоре он бросил деву и нашел себе другую черную невольницу.

Оставленная возлюбленная в отчаянии бросилась в море и воды поглотили ее. С тех пор гавань на северном побережье Кипра носит название бухты Черной девы.

 

Легенда об Атлантиде и Кипр

Так или иначе, мы все что-то слышали о мифическом, древнем и могущественном государстве, внезапно погрузившемся под воду.

Атлантида была описана в «Диалогах» Платона, который указал даже временной отрезок, когда произошел катаклизм — около середины Х в. до н.э. Упоминания о ней встречаются довольно часто в сочинениях историков, географов и астрономов эпохи классики и поздней античности: Геродот и Диодор, Страбон и Прокл... Атлантиду давно и «почти» безуспешно искали и продолжают искать [24]: ведь при всех «имеющихся данных», не известно — где точно она находилась, если когда-то и существовала.

Древние говорят о разных координатах: если по Платону, остров был к западу от Геркулесовых столбов — ныне в районе Гибралтарского пролива, напротив Атласских гор (Северная Африка); то другие авторы и ученые Германии, России (СССР) и др. стран предлагали свои гипотезы относительно местоположения загадочного острова: Северное море, Атлантика вблизи Канарских островов, на месте нынешних Крита и Санторини, регион Черного моря и даже Антарктиды... а теперь и в Средиземном море, там, где сейчас находится Кипр.

Калифорнийскому писателю и исследователю Роберту Сармасту удалось, опираясь на глубинную съемку и моделирование морского дна, обнаружить к северо-востоку от Кипра в сторону Сирии доказательства своей теории о том, что «остров Кипр был частью Атлантиды, вершиной горы». Писатель уже провел несколько экспедиций и собирается в будущем организовать дальнейшие исследования и собрать как можно больше доказательств своей правоты.

Оставайтесь с нами и до новых встреч!


[1] Сегодня в ряде исследований можно встретить утверждение, что Олимп (в Греции, Сирии, на Кипре) — по сути, был «маяком древнего язычества», по которому можно изучать политическую историю государств прошлого.
Для интересующихся вопросом: www.erenow.com

[2] Культ Адониса существовал так же на острове Лесбос, в Финикии, Сирии и в Египте.

[3] Их нетрудно найти в условиях дикой природы Кипра. Рядом с ними всегда соседствуют скальные розы, как символ вечной любви Афродиты и Адониса.

[4] Публий Овидий Назон «Метаморфозы» в переводе с латыни С. В. Шервинского (М., «Художественная литература», 1977 год).

[5] Один из древнейших значимых полисов, сегодня практически лежит в черте города Лимассола. Сохранились многочисленные развалины каменных построек. Наряду с Пафосом — одно из главных мест на Кипре, где царил культ Афродиты (XII-V вв. до н.э.).

[6] С ней перекликается и другое, известное в античной мифологии, и на Кипре в том числе, имя: Арсиноя, дочь царя Никокреонта (правителя полиса Саламин). В неё тоже был влюблен юноша, Аркеофонт.
Царь отказал ему в сватовстве. Безутешный Аркеофонт покончил с собой, и вот когда Арсиноя выглянула из окна на его погребальную процессию, возмущенная человеческой бессердечностью Афродита превратила деву в камень.

[7] Изначально она почиталась как божество, ниспосылающее дождь, и связанное с воздушной и морской стихиями. На становлении ее культа сказались финикийские влияния, культ Астарты.
Немногим сегодня известна одна из наиболее древних легенд, согласно которой Афродита - Астарта является дочерью Кипра и Сирии (эта ипостась богини имела святилище в Библе).

[8] Очевидно, богиня Любви осчастливила своим появлением мир как раз с наступлением весны. Так, в примечаниях к кн. «Плиний Старший. Об искусстве». М., 1994 г. мы читаем: «...зимой и весной у берегов Кипра от прибоя волн из продуктов разложения водорослей и морских животных образуется огромное количество пены, особенно у города Пафоса».

[9] Демофонт — один из персонажей в трагедии древнегреческого драматурга Эврипида «Гераклиды» (V в. до н.э.).

[10] По одной из версий, ее «первое» имя Эллиса означало «рожденная на Кипре», а вот второе — Дидона («совершившая долгое путешествие»), дама получила, когда прибыла в Ливию.

[11] Интересно: по преданиям, коза, поедающая виноград, «поспособствовала» изобретению виноделия пастухом Стафилом.

[12] Гиацинт — один из многих дикорастущих цветов острова (наряду с цикламеном, жасмином, нарциссом, гвоздикой и другими видами).

[13] Начиная с древности, кипарис служил эмблемой печали и скорби, будучи посвященным Плутону. До сих пор, помимо, парков и садов, часто высаживается на кладбищах... несмотря на то, что с приходом христианства, символика дерева изменилась: оно, являясь одним из древ Райского сада, означает вечную жизнь.

[14] История Пигмалиона, по мнению ряда исследователей, указывает на церемонию священного брака, в котором царь соединялся с образом Афродиты - Астарты (ведь создав, по преданию, самую прекрасную девушку-статую, он приблизился к образу богини и полюбил ее).
В таком случае легенда перестает быть просто сказанием: вероятно, сказка была в каком-то смысле правда, не одного человека только, но и целого ряда Пигмалион — не имя отдельного персонажа, но имя нарицательное для обозначения всех семитских царей, в том числе и на Кипре, в целом.

[15] Имя «Галатея» для называния жены Пигмалиона, как считается, появилось намного позднее: в сочинении Жан Жака Руссо «Пигмалион» (1762г.). Ранее, в древнегреческой мифологии это имя принадлежало нереиде.

[16] Согласно другому мифу, основателем Пафоса и строителем храма Афродиты был Агапенор, царь Тегеи, принимавший участие в битве под Троей.

[17] Все цитаты Овидия в русском переводе приведены с сайта: www.ancientrome.ru, для наших англоязычных читателей удобно будет почитать здесь: www.en.wikisource.org.

[18] В Древней Греции в жертву Афродите приносили барана.

[19] Кстати, по мнению ряда исследователей, культ «блудниц» был известен еще и другой своей стороной, так же связанной с преданием о Пигмалионе. На самом деле, что на определенных фестивалях каждый из них должен был вступать в сексуальную связь с одной или несколькими священными блудницами храма, которые играли Астарту (Афродиту) со своими «Адонисами».
Более того, по словам Геродота («История», кн.1), этот культ был известен еще в Вавилоне: жительницы обязаны были хотя бы однажды посетить храм Афродиты и будучи выбранной каким-либо незнакомцем, отдаться ему за пределами святилища за несколько монет (считались священными). Подобное было привнесено и на Кипр в древности (храм в Куклии).

[20] Приведено по версии: www.ruslib.net . Гомер (VIII в. до н.э.), считается, что около половины сохранившихся и известных на сей день древнегреческих манускриптов, — отрывки именно сочинений этого легендарного поэта-сказителя.

[21] Полная версия поэмы хранится в одном из греческих монастырей под Римом.

[22] По другим данным, вполне вероятным прообразом Ригены могла быть Элеонора Испанская — супруга короля Петроса I (правил на Кипре в 1359-1369 годы); либо, если ее след не ведет к франкам, а все-таки она «современница» Дигениса, то даже и к Елене Палеолог, племянницы византийского императора Константина и супруга короля Кипра Иоанна II, правившего в 1432-1458 гг.
А вот третья «претендентка» на звание прекрасной и неуловимой правительницы — хорошо известная нам Катерина Корнаро, венецианка, управлявшая остром в 1471-1489 гг.
От каждой из знатных дам могла взять свои чары и черты Ригена: от Афродиты — невероятную красоту и хитрый ум; от Элеоноры — склонность к интригам и горячий темперамент, от Елены — властность и упоминавшуюся в некоторых сказаниях набожность и защиту православных обителей и святынь от латинян; а величавая венецианка однажды даже покидала остров на корабле в окружении стенающей толпы, провожающей бывшую правительницу в порту, — как и легендарная Ригена.

[23] Местная традиция гласит: Ригена проживала в своем замке в Аногире, когда один из ее сыновей упал в саду в яму и погиб. Безутешная правительница собрала все свои сокровища, которые так радовали ее и были предметом гордости (золотую и серебряную посуду, великолепные украшения, монеты), и бросила их в яму.
Она велела засыпать ее, а затем покинула эти земли, чтобы больше никогда туда не возвращаться.

[24] Особенно сегодня, а еще «чуть раньше» — в эпоху Возрождения (прим. XIV-XVI века), годы увлечения античным наследием. Известно, что название «Атлантида» впервые (по дошедшим до нас сведениям) было упомянуто неким историком Геллаником (V век до н.э.) с острова Лесбос.