Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Публичная библиотека Лимассола — культурный центр во дворце
Публичная библиотека Лимассола
Культурный центр во дворце
3762

Городская библиотека Лимассола вернулась в красивый особняк на улице Святого Андрея после семилетней реконструкции и вновь открыла двери для всех желающих.

Это место интересно не только собранием книг, которых здесь около 60000 — коллекция пополнялась на протяжении семидесяти лет при активном участии горожан и известных деятелей. Богатые семьи жертвовали в фонд редкие издания, чтобы сделать их доступными каждому. Возрожденная библиотека — это еще и памятник архитектуры и истории Кипра, рассказанной через эпизод из жизни одного из заметных его граждан — Антониса Пилавакиса.

Местный предприниматель, сын крупного промышленника и основателя первой судоходной компании Кипра, Антонис Пилавакис задумал строительство своего маленького дворца в 1919 году. Он хотел, чтобы его новый дом напоминал казино в Монако, где он любил проводить отпуск, поэтому в архитекторы выбрал одного из героев La Belle Époque Эдуара Нирманса, спроектировавшего и реконструировавшего многие отели, театры и кафе от Парижа до Ривьеры (знаменитые кабаре Фоли-Бержер и Мулен Руж среди прочих). Греческий архитектор и друг Пилавакиса Захариас Вондас, которому также принадлежит авторство городского крытого рынка в Лимассоле, помог адаптировать проект под местные архитектурные стандарты. Однако у этого дома, на строительство которого ушло 15 лет, не было ни малейшего шанса затеряться в улицах Лимассола: нарядные колонны, арочные окна и двери, богатая лепнина, невероятные по тем временам технологии и конструктивные новшества — над особняком трудились лучшие мастера Кипра и Греции, и результат получился соответствующим.

Публичная библиотека Лимассола была создана в 1944 году и изначально располагалась в здании администрации. Тогда же был создан библиотечный комитет, всячески способствовавший развитию интереса населения к искусству. На базе библиотеки проводили выставки и творческие конкурсы. В конце 1960-х годов, когда особняк Пилавакиса был продан, власти города переместили в него свое литературное собрание. Для здания это оказалось вполне справедливым поворотом судьбы, ведь его хозяин сам увлекался искусством и даже снял фильм о жизни любимого города. По прошествии лет были обнаружены технические трудности и несовершенства стареющей конструкции, подтолкнувшие к масштабной реконструкции, затянувшейся на 7 лет. Осенью 2018 года дворец Пилавакиса и коллекция лимассольской библиотеки стали вновь доступны широкой публике. Теперь у жителей и гостей Лимассола есть отличная возможность прикоснуться к истории острова и его заметных личностей, европейской архитектуре, провести время в окружении книг, посетить кинопросмотр, лекцию или концерт.

Особое внимание здесь уделено истории и развитию культуры Кипра. Первый этаж отведен собранию литературных произведений, этнографических и исторических работ, посвящённых острову. Библиотека также может похвастаться подшивками местных и других прокипрских газет, начиная с конца XIX века. Здесь же находится комната для самых юных гостей с низкими книжными шкафами, яркими маленькими стульчиками, пуфами и стендами для демонстрации художественных работ ребятишек, которые приходят сюда не только знакомиться с захватывающим миром книг и знаний, но и поучаствовать в образовательных и творческих событиях, в игровой форме знакомящих детей с миром искусства. В детском зале много познавательных книг с окошками, яркими фотографиями и иллюстрациями на греческом и английском языках. Уменьшенный масштаб мебели и открытый доступ к изданиям делают пространство понятным и дружелюбным, не отпугивая взрослой серьезностью институции. Еще одна особенность — явное внимание к важным вопросам, к примеру, животрепещущей для Кипра вторичной переработке бытовых отходов. Так, в игровой части комнаты есть иглу, построенное из пластиковых канистр из-под молока.

В цоколе особняка расположена коллекция Кипрского технологического университета, включающая работы по истории искусств, философии и красочные альбомы на тему изящных искусств. Языки изданий: английский, французский, испанский, немецкий и греческий. Уютный зал оборудован письменными столами, за которыми часто можно увидеть студентов, трудящихся над курсовыми и дипломными работами. Здесь также есть комфортная зона с диванами и журнальными столиками, где можно провести час-другой, листая роскошное издание о художественной коллекции того или иного мирового супермузея, познакомиться с рисунками Микеланджело и Рембрандта, или погрузиться в творчество Марка Ротко или Дэмьена Хёрста. Согласитесь, неплохой способ переждать особенно жаркий полдень или провести дождливый вечер в городе. Тем более доступ в библиотеку Лимассола открыт для всех желающих, и для пользования ее фондом в режиме читального зала регистрация не нужна.

Верхний этаж дает почувствовать себя гостем дома Пилавакиса. По стенам галереи, окружающей атриум, развешаны фотографии, иллюстрирующие историю дома. Отсюда также удобно рассматривать коринфские капители колонн и лепнину под потолком. А небольшая терраса открывает вид на черепичные крыши старого города и купола церквей. Помещения второго этажа включают компьютерный класс, комнаты для уединенного изучения книг и зал для лекций и кинопросмотров. Как и в лучшие времена библиотечного комитета, здесь регулярно организуются культурные мероприятия: научно-популярные встречи, показы фильмов для детей и взрослых, сезонные мероприятия типа рождественских песнопений, студенческие вечеринки.

Любителям архитектуры стоит провести какое-то время и в саду особняка, обойти дом и полюбоваться многочисленными деталями отделки фасада. Здесь много скамеек в тени пальм и даже свой собственный фонтан. Кстати, после реконструкции здание приобрело современный брутальный элемент. Организация доступности библиотеки для людей с ограниченными возможностями была важным моментом при обновлении особняка и подарила ему стилистическую изюминку в виде бетонной башенки для лифта и большого пандуса в форме завитка. Новые конструкции удивительным образом вписываются в ансамбль, демонстрируя симбиоз истории и актуальной функциональности.