Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Христианство на Кипре: обзор, главные события, достопримечательности и персоны
Христианство на Кипре
Часть 1: от первых христиан до Византии
175
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
05.02.2021

«Кипр есть остров велик зело, и множество в нем людий, и обилен есть всем добром. И суть в нем епископи 24, митрополия же едина. А святых в нем без числа лежит...»

Игумен Даниил Паломник («Житие и хожение игумена Даниила из Русской земли», начало XII века) [1].

Религия и вопросы веры для кого-то служат главными ориентирами в жизни, а для других духовная культура — все-таки именно культура и художественное наследие. 

Знакомство с этой частью истории Кипра позволит нам, как бы банально это не звучало, лучше и глубже понять ментальность местных народов (ныне живущих и тех, кто здесь «отметился в веках») и, в первую очередь, конечно греков-киприотов.

Наиболее знаковые и известные культовые постройки и ансамбли устойчиво ассоциируются с разными культурами и странами. И если монастырь в Айя-Напе — это и франки, но, в основном, венецианцы; то Киккос — Византия, а никосийский собор Айос Иоаннис с нынешним Музеем фольклора — изначально те же франки и затем османское владычество; католический храм Честного Креста — британский колониализм и не в последнюю очередь, Королевский дом Испании. Не менее популярная у туристов храмовая архитектура Фамагусты — та же франкская готика, и так далее... 

Мы постараемся охватить места и события, персоналии и даты важные для большинства греков-киприотов, других представителей христианских конфессий и паломников, посещающих наш остров. 

Часть первая: от первых христиан до Византии

Исторические периоды, в которые христианство пришло, укрепилось и развивалось на острове, охватывают почти 2 тысячи лет. 

Не секрет, что Кипр является одной из первых в мире стран, принявших новое вероучение [2]. Здесь появлялось и посвящало себя аскезе, духовным подвигам и трудам множество святых, подвижников и чудотворцев. По этой причине знаменитый летописец острова, Леонтий Махерас (XV век) называл Кипр «святым островом». 

В разные столетия на кипрской земле рождались и самоотреченно несли служение такие христианские святые, как апостол Варнава и Неофит-затворник, Св. Ирина и ее отец, святитель Спиридон Тримифунтский, Св. Иоанн Лампадист и другие. 

Остров посещали и явили деяния такие заметные деятели (столпы христианства), как: апостол Павел, Лазарь Четверодневный, святые равноапостольные императрица Елена и император Константин, Св. Илларион Великий, святитель Епифаний Великий, святые-бессребреники братья Косма и Дамиан. Предполагается, что и Св. Франциск Ассизский с 12-ю последователями побывали здесь... 

У Кипра и его Церкви были издавна установлены и с течением времени только крепли духовные узы с Россией (в прошлом с Древней Русью и Российской империей). К слову, вскоре обе страны отметят десять веков с первого посещения острова, совершенного Даниилом Паломником (1122 г.), в течение которых русские паломники не перестают стремиться побывать в обителях и храмах, поклониться значимым для себя святыням и проникнуться духом апостольского служения.

А мы отправляемся в глубину веков, к самым истокам нового тогда вероучения...

Всем хорошо известно, что христианство и его апологеты встречали предсказуемое сильное сопротивление со стороны как языческих жрецов, так и римских властей... ведь в истории Кипра это было время 

Римского владычества (30 г. до н.э. – 330 г.)

Вообще-то самому раннему периоду, одному из самых важных для понимания основ христианства, уделяется не так много внимания, как он того заслуживает. 

А ведь именно тогда началось служение — когда-то воинствующего фарисея Савла, — а позднее апостола Павла (ок.10 – 64/67 гг.), т.н. «апостола язычников» с его деяниями, проповедями и 14-ю Посланиями, которые являются важной частью Нового Завета и основой христианского богословия. Он прибыл на Кипр вместе с другим апостолом («от семидесяти», который занимал среди них важное место), другом и уроженцем Кипра из иудеев-левитов и будущим основателем Кипрской церкви, Варнавой. 

Большое значение для местного христианства имела также деятельность Евангелиста Марка и Св. Ираклидия Тамасосского, но все по порядку... 

Традиционно приход христианства в здешние края, как принято считать, ознаменовало появление на острове апостола Павла в 45 году. Однако можно сказать, что новое учение пришло сюда уже в 33 г., при жизни Христа, когда на остров вернулись те, кто оказались среди 3000 уверовавших в день Пятидесятницы [3]

 

Лазарь Четверодневный

Кроме того, в том же году из-за преследований после Воскресения Христа был вынужден перебраться на Кипр и 30-летний Лазарь (Елеазар) из Вифании. 
В 45 году он повстречался с апостолами Павлом и Варнавой где-то в окрестностях Китиона (прежнее название Ларнаки), и затем был поставлен Варнавой первым епископом города [4]

На Кипре епископа Лазаря навестили Андрей Первозванный и Божия Матерь [5].

Читаем в сочинении «Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы» (Афон, XIX в.): Панагия решила навестить друга своего Сына и укрепить его на пути служения. 
Прибыв с апостолом Андреем и другими спутниками на остров, она благословила детище апостолов Павла, Варнавы и Марка, а Лазарю передала собственноручно сшитый омофор (епископская лента, предмет облачения). 

Случилось это не позднее 48 года (после Богородица вернулась в Иерусалим, где вскоре и свершилось ее Успение).

Сообщается, что Св. Лазарь нес свое служение 18 лет, после чего, в 63 году (16 октября) скончался «во второй раз» [6]

Лазарь Четверодневный

«Апостол язычников» Павел

Павла нередко называют «основателем христианства»: он отошел от иудаизма, жестко критикуя его и проповедуя в первую очередь в синагогах; обособил [7] христианское вероучение, в том числе и от иудействующих христиан: в целом, желал создать новую догматику. 

На Кипре Павел стремился в Пафос: там находилась резиденция римского проконсула Сергия. По наиболее распространенной версии, апостол, будучи римским гражданином (уроженцем Тарса, что в Малой Азии — центре языческой культуры) получил приглашение от римского Сергия Павла посетить его и произнести апостольскую проповедь вместе с другим апостолом, Варнавой [8]

Это стало известно иудейскому жрецу и магу Бара Иешуа (он же Вариисус — «сын Иисуса», Елима), особе приближённой к проконсулу и проживавшему в его резиденции. На приёме, который вызвал яростное сопротивление волхва, тот по воле Павла был ослеплен: как когда-то и сам бывший преследователь тех, в ком учение Иисуса находило отклик. Этот факт стал решающим в принятии проконсулом новой веры. Согласно «Деяниям Апостолов» (XIII, 4-12) Сергия Савла принято считать первым высокопоставленным римлянином — христианином. Именно после посещения и обращения Сергия апостола стали звать не Савлом, но Павлом (в значении, не только «малый», но и «вымоленный»). 

В 47 году краеугольным в этой истории и наиболее важным для основания и упрочения в дальнейшем позиций Кипрской христианской церкви становится имя ее основателя, апостола Варнавы, позднее ставшего первым епископом Саламины

Первоначально она находилась в епархии Антиохийской церкви (по преданию, основанной апостолами Петром и Павлом; один из 4-х древних Восточных патриархатов). 

По сей день, верховная церковная власть Кипра именуется престолом апостола Варнавы (или «апостольской»).

 

Варнава, апостол от Семидесяти

Те из апостолов, кто знал языки, шли первыми проповедовать в другие земли. Бросали жребий, а вот Павла и Варнаву апостолы выбрали без жребия. Они решили вскоре направиться на родной остров Варнавы (в прошлом Иосия, Иосиф) [9]

Надо сказать, что знакомство обоих будущих апостолов произошло в Иерусалиме, где оба молодых человека проходили обучение. 

Позднее, последовав за Христом и его учениками — 12-ю апостолами, Иосиф получает свое новое имя, Варнава. Будучи свидетелем многих событий в земной жизни Спасителя и после Вознесения продав принадлежавшую ему землю в окрестностях Иерусалима, Варнава начал проповедовать. 

Теперь их путь с Павлом лежал в Антиохию, а затем — на Кипр, в Саламину. Они вместе прибывают в полис из Селевкии. Здесь, в еврейских синагогах они начали читать свои первые проповеди. Так как Варнаву многие знали, то и слушали обоих сначала с немалым интересом.

Кроме того, Варнава бывал с проповедями и в Риме, основал епископство в Милане, затем в 50 году возвратился на Кипр. Тогда же им был крещен Ираклидий. 

В Саламине они обосновались вместе с племянником Марком, сделав город настоящим центром распространения христианства на острове. 

В 57 г. (по другим данным, в конце 40-х гг.) Варнава принимает участие в Апостольском соборе (Иерусалим), созванном для разрешения возникшего спора Св. Павла с частью иудеев-христиан относительно иудеохристианства «в рамках» нового вероучения.

Прошло еще несколько лет и он отходит от Павла. Однажды возмущенные местные иудеи, давно отказавшиеся принимать слова проповедей апостола Варнавы, сумели поднять против него население. Его схватили и, выведя за пределы города, забили камнями. Однако затем предать огню тело не смогли. По легенде, его племянник Марк сумел спрятать останки в пещере, положив тому на грудь Евангелие от Матфея (в рукописной копии, сделанной ранее рукой самого Варнавы).

Обретение мощей состоялось только в середине V века, в правление императора Зенона (435-491гг.): Св. Варнава явился во сне тогдашнему архиепископу Анфиму и указал место... Его тело было найдено нетленным, вместе с Евангелием.

Варнава, апостол от Семидесяти

Ираклидий

В годы апостольского служения Павла, Варнавы и Марка в Тамассосе жил сын верховного жреца, молодой Ираклий (впоследствии Варнава даст ему новое имя), будущий священномученик Кипрский Ираклидий. Жизнь сводила его с апостолом Варнавой несколько раз: так, родственником Ираклия был некий киприот Мнасон, укрывавший апостолов в своем доме в Иерусалиме....

По преданию, в том же 45 году во время своего второго посещения Кипра Варнава вместе с другими апостолами встретился с ним, когда их корабль причалил в Саламине. Ираклидий всюду сопровождает апостолов, получает крещение близ Калопанайотиса. 

Позднее, в 49 г. Варнавой он был рукоположен в епископы Тамассоса — одной из первых местных епархий. Впоследствии именно Ираклидий был первым кипрским архиепископом: за годы своего служения он совершает различные чудеса и исцеления, о которых народ складывал легенды. В Тамассосе же Ираклидий основал первую христианскую общину на острове и поселяется отшельником в пещере.

Эта же известность и подвижническое горение стали причиной большой ненависти и гонений, которые пришлось претерпеть тому. В преклонном возрасте святой подвижник принимает мученическую гибель от рук фанатика. Его похоронили в той же пещере, где он жил; а позднее вблизи нее возвели часовенку, и небольшая отшельническая обитель стала обрастать монастырскими постройками. 

День памяти отмечается 17 сентября.

 

Евангелист Марк

Рядом с Павлом и Варнавой своими трудами по распространению нового учения стал известен их ближайший сподвижник и племянник Варнавы — Святой Марк (Евангелист Марк или Иоанн-Марк), как и дядя, апостол «от семидесяти». 

Марк прошел вместе с ними остров с востока на запад и был свидетелем чуда Павла в доме у римского наместника (ослепление волхва), затем он — уроженец Иерусалима — вернулся вслед за Павлом в свой родной город. После вместе с апостолом Петром посетил Рим; отправился в Египет, где основал Церковь и написал в Александрии (как утверждал Иоанн Златоуст) знаменитое Евангелие. Марк положил начало христианскому училищу, где обучались будущие столпы: Климент Александрийский, святители Дионисий и Григорий Чудотворец.

Известное «Евангелие от Марка» (мнения исследователей расходятся: было ли оно вторым после Матфея либо первым; одно точно, этот текст появился раньше, чем Евангелия от Луки и Иоанна) не содержит прямых указаний на автора, однако церковная традиция приписывает этот труд именно Марку. Интересно, что еще со времен первых христиан считалось, что основным источником (повествование о речах и деяниях Спасителя) были воспоминания апостола Петра, при этом Марку отводилась роль скорее истолкователя. 

Ныне его мощи хранятся в соборе Св. Марка в Венеции [10].

Память Евангелиста Марка празднуют 25 апреля, а общая память вместе с апостолами Павлом и Варнавой отмечается 29 июня.

Евангелист Марк

Одной из характерных черт существования раннехристианских общин являлось пророчествование. 

Церкви, как «установленного общества людей, соединенных вероя, Законом Божием, священноначалием и Таинствами...» [11] тогда не существовало, и духовная иерархия выстраивалась от пророков (главенство харизматиков — из рядовых верующих). Этнический состав первых христиан также не был однородным, в отличие от того же социального [12]: греки, римляне, евреи, сирийцы, германцы и др. 

Помимо метаморфоз, происходивших в душах и умах новообращавшихся, в I в до н.э. и в I веке остров сотрясли сильные землетрясения: подвергшиеся разрушению античные полисы заново отстраивались. 

Ко второй половине I века в некоторых полисах, в том же Курионе, как сообщается церковной традицией, было введено христианство: стараниями апостолов Павла и Варнавы. 

А во время Великого «Диоклетианова» гонения на христиан здесь же был замучен первый епископ полиса, Филонеидис.

Примерно со II века у некоторых христиан наметилось сложное отношение к изображениям в отправлении культа. Причиной тому послужили расхождения в интерпретации второй заповеди. К тому же христиане нередко уничтожали частично либо полностью священные статуи языческих культов и даже священные рощи, стремясь таким способом, уменьшить метафизическую силу их прежнего воздействия на жизнь людей. При этом, особенно для Восточного Средиземноморья, где уровень разрушения культовости язычества был особенно высок, стали характерны частые заимствования и использование в новом качестве прежних храмов и святилищ.

В целом, в III – начале IV вв. христианская церковь является весомым идеологическим противником и серьезным соперником языческому Риму и создает угрозу его владычеству в тех землях, жители которых массово обращались в новую веру.

 

Косма и Дамиан 

В греческой традиции Святых братьев, живших во второй половине III – начале IV веков, называют «Анаргири» (Anargyroi), то есть «бессребреники», так как будучи врачевателями Косма и Дамиан не принимали плату от своих пациентов. 

Это одни из наиболее «популярных» святых в греческой и в православной традиции в целом. По этой причине церковная традиция (синаксарий Константинопольской церкви, в частности) знает и почитает три различные пары братьев-близнецов с теми же именами.

На мысе Греко, как многим уже хорошо известно, есть не только поздней постройки часовня Святых бессребреников (Агии Анаргири), но и над морской пучиной, ниже в скалах находится Пещера Св. Братьев. По легенде, именно там они прятались от преследователей, а вода маленького озерца в центре пещеры, что никогда не высыхает и куда даже в самый сильный шторм не достают брызги морских волн, — является, по поверьям, целебной.

Косма и Дамиан 

Важной вехой в укреплении позиций нового вероучения, а также в его широком распространении становится издание в 313 году Миланского Эдикта, который признавал эту религию равноправной и тем самым не только гарантировал свободу справления культа, но и по сути превратил христианство в государственную религию. Историки уточняют: Константина к этому шагу подтолкнула победа над узурпатором Максенцием. 

Императорская власть начала активно вмешиваться в дела и церковные споры, превращая Церковь в эффективный инструмент госвласти по подчинению населения, что и происходило во многих регионах долгие годы.

На этом Константин не ограничился: в 325 году им был созван в Никее собор (1-й Экуменический), на котором христианские церкви поощрялись властью к расширению ареала своего присутствия.

Именно благодаря церковным историкам этого императора величают Великим: Церковь провозгласила его образчиком идеального христианского правителя (не случайно, биография Константина I дошла до нас в изложении Евсевия Кесарийского — «Жизнь царя Константина...» и «Панегирик Константину»).

Русская, как и армянская церкви чтят память императора как равноапостольного и святого 21 мая.

Первые святые Кипра упоминаются в Новом Завете.

 

Спиридон Тримифунтский

Одним из известнейших после Варнавы становится ныне почитаемый в лике святителей чудотворец Спиридон (ок. 270-348 гг., уроженец деревни Ассия) и участник Первого Никейского собора (325г.), затем — епископ Тримифунтский.

С ранних лет он славился кротким нравом и богоугодными делами, за что и получил свыше дары: прозорливости, исцеления и изгнания бесов. 

В его семье родилась дочь Ирина (будущая святая), он много помогал честным и угнетенным и сурово, но справедливо наказывал нечестивцев.

Почитается [13] в декабре: православными 12-го (25), а католиками — 14-го.

Спиридон Тримифунтский

Памятники эпохи:

Наиболее известными являются Колонна Св. Павла и катакомбы Соломонии и братьев Маккавеев. 

Напомню: апостол Павел (5-67гг.) во время проповедей в Пафосе был схвачен и истязаем по приказу римского проконсула Сергиуса Павла, впоследствии уверовавшего и принявшего новую веру. Это место отмечает невысокая беломраморная колонна.

Адрес: ул. Пафитис Афродитис, Като Пафос.

Катакомбы Св. Соломонии: ранее (еще в IVв. до н.э.) здесь был городской некрополь, а место получило известность в эпоху эллинизма и связано с памятными для христиан и описанными в Библии событиями — мученической гибелью семи братьев Маккавеев вместе с их наставником, 90-летним старцем Елеазаром на глазах их матери Соломонии в 174 г. (по другим данным, в 166г.) до н.э. за отказ вкусить идоложертвенное мясо (свинину). 

Позднее в катакомбах действительно стали прятаться от римлян местные христиане, а некоторое время спустя здесь была устроена часовня «Семи Спящих».

То есть напрямую история Маккавеев никак не связана с верой во Христа, однако часто можно встретить обратное убеждение... вплоть до «сообщений», что якобы, когда 200 лет спустя местные жители размуровали бывшее достопамятное убежище, оттуда жива и невредима к ним вышла сама Соломония (по одному из преданий, где-то в глубинах пещер находится и ее погребение). 

Православная церковь издавна причисляет этих иудейских мучеников к «седьмосвечным светильникам божественного света» за несгибаемость и строгое соблюдение заветов предков, и празднует день памяти Семи святых мучеников маккавейских 1 (14 августа); в России — это Медовый Спас. 

Адрес: ул. Айу Павлу, Като Пафос.

Совсем близко от этих катакомб, у подножия пафосского холма Фабрика расположены (вероятно, связаны с первыми подземными тоннелями) другие: ими буквально изрыт весь холм, и нижние ярусы частично заложены камнями. В верхних, как считается, жили и скрывались от властей новообращенные с семействами, а в нижних они предусмотрительно устраивали загоны-ясли для скота. Этот холм, несмотря на большую античную историю, также является местом почитания христианами, ибо, по поверьям, именно через Северные врата, которые здесь существовали когда-то в древности, и вошел апостол Павел в город.

Адрес: ул. Айю Агапитику, Като Пафос.

Одним из самых ранних христианских памятников следует также считать катакомбы Айя Фекла (вблизи Айя-Напы), в честь Св. Феклы Иконийской и одной из первых последовательниц Св. Павла — высеченный в скале подземный храм.

Адрес: морское побережье между Сотирой и Айя-Напой. Сайт: www.sotira.org.cy.

Монастырь и пещера Св. Ираклидия в Политико (обитель была основана Ираклидием в I веке). Внутри пещеры, что слева от монастырских ворот, сохранился камень, служивший ложем святому отшельнику. Его честная глава также хранится в обители.

Адрес: д. Политико (регион Никосии)
Телефон: (+357) 22623950
Открыт ежедневно: 9:00-12:30 и 15:00-17:00

Катакомбы Хрисокава (букв. «Золотой погреб» в Кирении) — недалеко от форта и бухты находятся бывшие римские известняковые каменоломни с остатками водного резервуара, — эти каменные разработки и конструкции ранние христиане использовали как убежище от преследований вплоть до 324 года. 

Здешние края долго оставались под властью язычников, несмотря на то, что официальной религией империи христианство становится в 313 году. 

Адрес: Кирения, в 1км восточнее городской бухты (маршрут уточняйте у местных жителей).

 

Продолжение следует...

Оставайтесь с нами и до новых встреч!


[1] Текст оригинала с переводом и комментариями доступен здесь.

[2] Апостолы шли проповедовать во многие земли. Так, например, Варфоломей и Фаддей с учениками понесли учение по Малой Азии (в Армению) и в Кавказскую Албанию. Именно в Албании, а не в Армении, как принято считать, народ довольно быстро принял новую религию и первосвятитель Елисей возводит там первый храм. 
В Армении в то же время было намного меньше последователей и, несмотря на то, что многие национальные историки считают датой официального основания христианской церкви в этих краях 301 год, не стоит забывать, что еще в 303-304 годах «в рамках» начавшегося по приказу тетрархов Великого гонения (303-313 гг.) имели место преследования и мучения христиан. Правители, как в самом Риме, так и в тогдашней Армении усматривали в христианах «опасный элемент» для своей власти и старались его искоренить.

[3] Св. Петр в день Пятидесятницы (она же День Св. Троицы) обратился к собравшимся: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деяния: 2, 38).

[4] Встречаются упоминания о Св. Лазаре как первом епископе (Китийском) Кипра, при этом, в других источниках, например, в интервью с представителями нынешнего высшего духовенства Тамасосской митрополии, можно найти утверждение, что Св. Ираклидий — епископ Тамасосский как раз и является первым на острове.

[5] Предполагается, что впервые Дева Мария так была названа не ранее середины III века (Александрийская школа).

[6] Память Лазаря Четверодневного отмечается в разное время: православными — в Лазареву субботу (суббота 6-й седмицы Великого поста) и 17 (30) октября, в честь перенесения мощей; а католиками, которыми он также почитается и как первый епископ Марселя, — 17 декабря.

[7] Окончательный уход от иудаизма, как считается, происходит с середины II века. В это время появляется поздняя часть новозаветного канона — Деяния апостолов. Вместе с этим сформировалась легенда о чудесном преображении бывшего гонителя христиан в ревностного последователя и проповедника нового учения. 

[8] По информации

[9] Иосия (Иосиф), получил свое новое имя «Варнава», означающее «Сын утешения», от апостолов. Так были отмечены его щедрые пожертвования христианской общине.

[10] См. здесь.

[11] Пространный Православный Катихизис: полностью см. здесь

[12] Чаще всего ими становились вольноотпущенники, ремесленники и рабы.

[13] Предание о «башмачках Св. Спиридона» читайте здесь.