Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Греческая традиционная музыка и песенная культура Кипра
Греческая традиционная музыка и песенная культура Кипра
рембетико, лаико, энтехно
447
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
11.10.2018

Народные традиции в культуре Греции и Кипра имеют долгую историю, восходящую к эпохе Византийской империи, а порой здесь слышатся и отголоски поздней античности...

И многие из этих традиций не только живы до сих, почти в своем «первозданном» виде, но вместе с тем легко адаптировались к современным реалиям и довольно искушенным вкусам нынешней публики.

Немало из них получили известность и признание за рубежом, став «визитной карточкой» греческого сообщества на международных фестивалях и других культурных мероприятиях.

Захватывающие истории, яркие имена и запоминающиеся мелодии ждут нас.

Рембетико

Народная песня; он же городской народный романс, в одном из его направлений — криминальный или «блатной». Жанр распространился в греческом обществе в 1920-х – 1936 гг.; и затем позднее в 1950-60-х годах, ставший очень популярным — в форме так называемого «греческого блюза».

Вообще, корни этого явления, переживающего сегодня свое второе рождение, уходят вглубь веков, вплоть до XI века. Так, предполагают, что основой ему когда-то послужили военные баллады византийцев-акритов, на окраинах империи сдерживавших кочующие тюркские племена. Некоторые исследователи усматривают здесь еще и славянские элементы, а также цыганские напевы.

После падения Византии и во времена правления Османской империи народная песня в духе будущего рембетико продолжает развиваться, особенно в среде греков Малой Азии, которые после вынужденного переселения в Грецию, привезли с собой и эту музыку на Пирей, в Афины и Салоники.

-

Истоки жанра, как мы говорили, имеют долгую историю: официально зародившись в середине XIX века, как «смесь» музыкальных влияний музыки балканских народов, а также мотивов Ближнего Востока и Турции (что сложно не заметить в тягучей напевности многих произведений), будущий рембетико впитал в себя так же элементы православных греческих песнопений и культуру эпических народных сказаний.

Слово «рембетико» происходит от древнегреческого ρέμβομαι, означающего «осматриваться или бродить в поисках удачи». Так что «рембетис» — он же «мангас» — означает человека, открыто презирающего законы общества, одиночку, вызывающе живущего вне принятого уклада. Они, как правило, представляли собой молодого или средних лет мужчину, обладающего атрибутами «сладкой жизни». По сути, гангстера, с шиком одетого и говорящего на сленге, — этакого сумеречного денди. До старшего возраста рембетис, как правило, не доживали из-за подчеркнуто «андеграундного» стиля жизни, плотной вовлеченности в криминал и, конечно, регулярного употребления наркотиков (опиума, морфия и кокаина). У него нет семьи и других привязанностей, он постоянно находится в пути, при этом мангас — по-своему романтический персонаж, а также (время от времени) защитник бедняков (простонародный Робин Гуд по-гречески).

А в более широком понимании «рембетико» так же представляло песни, отражавшие нелегкую жизнь простого народа: наемных работников и рабочих фабрик, рыбаков и мясников, различных ремесленников.

Для таких песен характерны различные танцевальные ритмы: зейбекикос, сиртос, хасапикос, карчиламас, — сегодня они исполняются в сопровождении ставших «классическими» для рембетико музыкальных инструментов: бузуки, гитары, скрипки, аккордеона, балама (μπαλαμα — небольшая, типа гавайской, гитара или банджо) [1].

Вообще, характерные черты, свойственные греческой городской народной песне: любовная тематика (причем «объектом», к которому обращается мангас, наряду с возлюбленной выступает и мать главного героя), драматизм и трагизм (тема «ухода» и кокаинового недуга — так же была очень распространена в ранних рембетико), четкий ритм, — отмечались иностранцами, как например, в заметках французских исследователей-собирателей песен Клода Форьеля и Пассофа еще в 1824 году. Благодаря их труду вышли в свет сборники греческих песен («Chants populaires» и другие).

Интересно, что будучи в начале ХХ века по сути музыкой беженцев, рембетико подвергалось в континентальной Греции сильной критике и даже открытому официальному неприятию, именно как «музыка низов», к тому же имевшая явное турецкое влияние (знающим греческий язык я могу порекомендовать к прочтению интересную дипломную работу Ликургоса Врулакиса, выпускника Университета Македониас. Она посвящена как раз этой теме: «Путь песен рембетико сквозь века». Текст доступен здесь).

Этой теме посвящены многочисленные исследования, как, например, несколько публикаций крупного кипрского режиссера-документалиста и исследователя родом из Морфу — Неархоса Георгиадиса [2] (р. 1944 г.).

Первой из их числа стала книга «Рембетико и политика» (Ρεμπέτικο και πολιτική, Афины, 1993); ей последовали: «От Византии к Маркосу Вамвакарису» (Από το Βυζάντιο στον Μάρκο Βαμβακάρη. Η προϊστορία του λαϊκού ρεμπέτικου τραγουδιού. Афины, 1996), и другие.

Можно найти серьезные работы и у других, греческих исследователей: знаменитая «Антология рембетико» Тасоса Схорелиса или «Песня рембетико» Петроса Тамбуриса и т.д. Поставлены документальные фильмы, снимаются ТВ передачи и проводятся концерты, в которых принимают участие артисты этого, ставшим классическим для греческой культуры современности жанра (кипрский и греческий рембетико в современном исполнении можно посмотреть здесь: запись телепередачи «Традиционные вечера»).

Более того, музыкальные номера в данном жанре — излюбленная и популярная часть развлекательных шоу, как для туристов, так и самих киприотов.

Рембетико вошло в учебные программы: его историю и основы преподают студентам вузов, и более того, рембетико можно запросто услышать на улицах Кипра, в той же Никосии.

 

Известные исполнители и музыканты

Роза Эскенази (Ρόζα Εσκενάζυ, настоящее имя Сара Скенази, середина1870-х -1980 годы) — лучшая певица [3] в данном жанре и сочинитель: ею за всю карьеру было исполнено 376 песен-рембетика (подписав в зените своей славы контракт с Columbia Records), из которых 26 были ее собственного сочинения.

Девочка родилась в Стамбуле, в семье небогатых евреев-сефардов. Семья вынуждена была позднее переехать в Салоники в поисках работы.

Юная Сара образования тогда практически не получила, но песнями в ее исполнении неоднократно восхищались турки — владельцы одной из таверн квартала, и это стало поворотным моментом: именно тогда будущая звезда твердо решила стать певицей и танцовщицей.

Семья, разумеется, была против «артистки» в своем доме... а родители ее возлюбленного, знатного молодого грека — не приняли особу, которую априори считали легкомысленной. Тем не менее, Сара упрямо шла к мечте: тайно вышла замуж за любимого и, родив ребенка, взяла сценическое имя Роза, с которым начала выступать в кабаре как танцовщица и исполнительница песен на греческом, турецком и армянском языках.

Певицей Роза оставалась до конца своих дней, сохранив умение прекрасно двигаться по сцене и уже в поздние годы став частой гостьей ТВ-шоу. О ней снято несколько документальных фильмов и написаны биография и книга воспоминаний Костаса Хацидулиса Αυτά που Θυμάμαι («То, что помню», 1982 год).

Послушайте ее хрустальный когда-то голос, исполняющий «Τράβα ρε αλάνη» (1934 г.) здесь.

Роза Эскенази

Рита Абадзи (Амбадзи, Ρίτα Αμπατζή, р. в 1903 либо 1914-1969 гг.), чья дискография начинается в 1932 году, — это не менее известная и, по единодушному признанию знатоков жанра, основная певица «рембетико» в период между двумя Мировыми войнами (правда, всего 4 грампластинки или, как мы говорим сегодня, «диска» было выпущено за ее карьеру).

Рита, будучи уроженкой Смирны (сегодня г. Измир в Турции) в Османской империи, славилась своим темпераментным и страстным исполнением любовных песен, некоторые из которых были все с тем же «опиумным флером» и «романтикой» неизбежного и скорого увядания.

Она выступала со многими крупными музыкантами, знаменитостями той эпохи: Костасом Скарвелисом, Маркосом Вамвакарасом, Василисом Цицанисом и другими. К тому же, ее сестра София Каривали была прекрасной исполнительницей в том же жанре.

А вот одна из песен в ее исполнении. Она называется «Монахиня» Кαλόγρια.

 

Йоргос Амбатис (настоящее имя Йоргос Тцорос, более известен как Амбатис, Γιωργος Αμπατζης; имел прозвище Батис, 1885 или 1890-1967 гг.) был знаменитым музыкантом и основателем школы народных танцев, родом из Метаны, и затем переехал в Пирей. Там же он сначала служил в греческой армии (1912-18 гг.), а затем открыл и особое кафенио (καφε-τεκε [4], по сути притон-текес, где «подавали» в основном опиум), там исполнялись песни рембетико для посетителей, — которыми и были тогдашние рембетис.

Йоргос был известен к тому же, как увлеченный коллекционер музыкальных инструментов. Он играл на баламас и впоследствии сделал записи граммофонных пластинок с 16 песнями, некоторые из которых можно услышать и сегодня.

Вот, например, «Η Ατσιγγανα» (1933).

Йоргос Амбатис

Маркос Вамвакарис (Μάρκος Βαμβακάρης он же Рокос или же «Маркос», как пишут многочисленные биографы, 1905-1972 годы), — композитор и основоположник «рембетика», выходец из католической семьи, родился в Ано Хора на острове Сирос.

Прозвище свое музыкант получил по деду; а трудовую жизнь начал, работая вместе с отцом шахтером. При этом известно, что с ранних лет, из-за тяжелых условий жизни и чувства безысходности, он стал опиумным курильщиком и нередко имел «проблемы с полицией», но к счастью занялся игрой на бузуки [5]... и вскоре сочиняет свою первую песню.

К 1933 году им было написано 50 песен-рембетико, которые он теперь исполнял не один, но с музыкантами собственного бэнда: с Йоргосом Амбатисом, Анестисом Делиасом, Стратосом Паджиумцисом. К тому времени единомышленники успешно вышли «из подполья» на приличную публику, слушавшую их в тавернах и клубах, — они стали очень популярны.

Впоследствии знаменитый композитор Микис Теодоракис скажет: «мы все — только лишь ветви древа Маркос».

Маркос сделал множество записей: первая композиция называлась «Να 'ρχόσουνα ρε μάγκα μου» (Καραντουζένι) и ее запись состоялась в 1932 году.
Слушаем здесь.

Маркос Вамвакарис

Интересно, что многие поэты и музыканты, воспевавшие в своих песнях образ бродяги-романтика и пренебрежение к общественным устоям, тот же корифей греческой народной песни Василис Цицанис (1915-1984 гг.), — в собственной жизни имели прочный социальный статус, крепкий уклад и нормальные семьи...

Известен только один случай, когда сам же артист рембетико погиб от наркотиков, да и то, став по неведению жертвой обстоятельств.

Это знаменитый Анестис Делиас (Ανέστης Δελιάς, более известен, как Анестаки 1912-1944 гг.) — подававший большие надежды молодой композитор, певец и музыкант из Смирны, которого втайне от него самого в 1937 году подсадила на героин влюбленная в него Катерина, проститутка из Пирея, к тому времени уже угасавшая от того же недуга.

Говорят, она старалась всеми силами скрыть свой скорый уход от возлюбленного и, вместе с тем, боялась быть оставленной им, если обман раскроется.

Друзья по его возвращении в Афины всячески пытались вернуть Делиаса к нормальной жизни, но было поздно: молодой талант быстро умирал, будучи уже не в силах даже выступать со своей музыкой и давать концерты.

Официальный основатель течения, Вамвакарис однажды сказал о злополучной судьбе музыканта: «это был ангел, брошенный на помойку».

Тем не менее, до сих пор имя Делиаса звучит на устах, он по-прежнему остается значительной фигурой «рембетика», а каверы на него исполняются молодыми певцами и музыкантами.

Трагизм роковой любви звучит в его песне «Афинская девушка» Αθηναισσα.

«...Я бодрствую в Афинах, пью вино и прожигаю жизнь из-за тебя, моя маленькая. Каждый день я нахожу своего демона...

Если ты хочешь, афинянка, жить со мной, то сумей погасить тот огонь, который ты зажгла во мне. Не играй со мной, ведь мы связаны теперь...»

 

Апостолос Калдарас (Αποστολος Καλδαρας, жил в 1922-1990 годах) — один из крупнейших композиторов рембетика и исполнитель [6] на гитаре и бузуки. Родился он в городе Трикала и большое влияние на становление его творчества оказали мотивы и элементы культуры, привнесенные сюда беженцами из Малой Азии, — песни, из которых, как мы уже знаем, и родилось рембетико.

Одновременно с этим, на юношу оказало сильное впечатление знакомство с Византийской музыкой и занятия в церковном хоре... правда, недолгие: однажды он взял в руки гитару, практически самостоятельно освоил ее и, повинуясь своим стремлениям, начал сочинять любовные песни. Вскоре дядя подарил ему бузуки.

Первой его «работой», принесшей известность, становится «Мангас вышел на прогулку» (The Mangas came out for a stroll), который исполнялся по десятку раз за ночь в таверне, — по воспоминаниям его сына Костаса.

Оригинальную версию 1947 года (музыка и стихи А.Калдараса) в исполнении Маркоса Вамвакариса, Василиса Цицаниса и певицы Эльпиды мы можем услышать здесь.

А это одна из его более поздних композиций, исполненная совместно с Поли Пану — Ασε προτα να ξεχασω из кинофильма «Ειμαι μια διστιχηζμένη»:

Важной чертой греческой народной песни является по сути детальное отражение истории современной ей Греции: описываются значительные и трагические события — от поражения Греции в войне с Турцией 1922 года (когда в страну хлынули потоки беженцев: работу было не найти, зато повсюду легко «находился» турецкий гашиш), диктатура И. Метаксаса 1936-1941 годов [7], Вторая мировая война и нападение фашистской Германии, а также германо-итало-болгарская оккупация страны, затем — Сопротивление (деятельность патриотов, участников Национально-освободительного фронта ЭАМ) — когда даже исполнители [8] народного жанра и многие другие артисты отказывались петь на языках оккупантов, исполняя исключительно на греческом старинные напевы и рембетико. Позднее в песнях нашли отражение и гражданская война 1946 года, через 20 лет после которой пришла к власти хунта в результате военного переворота при поддержке США (десятилетие диктатуры «черных полковников», которой сопутствовали политические гонения, безработица) и, наконец, массовый отъезд молодежи в поисках работы в страны Западной Европы.

Крупными композиторами, являвшимися и авторами текстов к рембетика помимо выше упомянутых, были: Панайотис Тудас и Вангелис Папазоглу из Смирны, Бабис Бакалис из Трикалы, Йоргос Мицакис — уроженец Константинополя, Яннис Папаиоанну, Йоргос Забетас, Манолис Хьотис, Григориса Битикоцис.

Из поэтов-песенников, писавших рембетика, наиболее прославились: Хараламбос Василиадис (по прозвищу Цантас), Эфтихия Папаяннопулу, Христос Колокотронис и Костас Вирвос. А среди исполнителей, кроме уже названных нами, хочется вспомнить эти имена: Стратос Паюмдзис, Продромос Цаусакис, Стеллакис Перпиниадис, Стелиос Казандзидис, Панос Гавалас, Стратос Дионисиу.

Причем, как вы успели заметить, слушая старинные записи: очень часто песни исполнялись не соло, а дуэтами (сочетание, созвучие мужского и женского голосов), — ставшими характерными для греческого фолка. Признанными были и такими остаются творческие тандемы: Цицанис – Сотирия Беллу и Акис Пану, Казандзидис – Маринелла и т.д.

Их вокал сопровождает инструментальный ансамбль (о составе мы говорили выше, иногда, особенно в наше время, к ним «добавляется» фортепианная музыка).

Лаико

Начиная с 1950 года и последующие 15-20 лет на основе рембетико возникает «лаико» (λαϊκό, по-гречески: народное и популярное) — музыка все более тяготеющая к народным, а от них далее — к популярным международным течениям. Некоторые из «старых мастеров», как например, Цицанис, теперь включают в свои композиции европейские элементы.

Вскоре, при поддержке радиостанций и телевидения лаико становится очень распространенным и любимым жанром у населения, которое с удовольствием танцевало под эту музыку в клубах и на танцплощадках.

Надо сказать, что существуют «серьезный» (βαρυ λαϊκό, сюда входят и так называемые «клефтские песни») и «легкий» (ελαφρολαϊκό) направления «лаико»: первое повествует о социальных и экономических проблемах, о жизни и любви простых людей; второе — более развлекательное, с элементами экзотики (арабо-персидскими мотивами, а так же и латины).

Василис Цицанис, упомянутый выше певец, композитор и мастер игры на бузуки, по окончании немецкой оккупации Греции постепенно становится все более знаменит у широкой публики и представителей высшего общества страны, как мастер «лаико»: мотивы непризнаваемого ранее рембетика обретают в его творчестве все более народные мотивы.

Его композиция «Облачное воскресенье» (Συννεφιασμενη Κυριακη) в авторском исполнении здесь.

Одной из центральных фигур жанра являлся и Маркос Вавакарис, который говорил: «... мы были первыми, написавшими песни в лаико». При этом его имя все же чаще связывают именно с рембетика, а среди музыкантов «элафро» стоит назвать имя:

Михалис Суюл (Суюлдзоглу, Μιχάλης Σουγιούλ, 1906-1958 годы), он родился в Айдыне в Османской империи в состоятельной семье. В 1920 году семейство эмигрирует в Грецию и поселяется в Афинах. Вначале он был аккомпаниатором по найму (или как говорили когда-то «тапёром»), а затем изучал музыку во Франции и по окончании курса стал гастролировать по Европе с Аргентинским оркестром.

Самый насыщенный творческий период его приходился на период между Мировыми войнами и в 1950-е годы: тогда им было написано более 700 песен в самых разных современных тогда стилях: классические вальсы и танго, народная музыка, романсы и, конечно, лаико. Помимо этого М. Суюл сочинял музыку и вокальные партии для театра и кино.

С ним сотрудничали многие музыканты и певицы.

София Вемпо (Σοφία Βέμπο, настоящее имя Эфи Бембу 1910-1978 гг.), актриса, ведущая исполнительница народного романса и эстрадных номеров. Родом с турецкого полуострова Галлиполи, в ранние годы вместе с семьей оказалась в Греции после Малоазийской катастрофы 1910 года. Карьера молодой певицы началась в Фессалоники в ранних 1930-х гг. с романтическими песнями; а позднее, после нападения Италии на Грецию в октябре 1940 г. — и с патриотическими, призывавшими к борьбе. В годы Второй мировой войны певица так же не оставалась безучастной к судьбам своего народа: стремилась своими концертами укрепить боевой дух солдат, жертвовала из своих сбережений на поддержку Греческого флота. Во время диктатуры «черных генералов» прятала в своем доме студентов-повстанцев.

Я нашла для вас пару самых известных композиций С. Вемпо здесь и здесь.

Данаи Стратигопулу (Δανάη Στρατηγοπούλου, более известна как Данаи, годы жизни: 1913-2009 гг.), так же знаменитая в прошлом эстрадная певица, а так же неподражаемая исполнительница народных песен, в репертуаре которой их было более тысячи.

Имя Стратигопулу известно ценителям греческого фольклора: она собирала старинные напевы и сочиняла собственную музыку в народном стиле. Афинянка и представительница знатного рода, однажды в свои 14 лет она покорила необыкновенным голосом известного певца П. Эпитропакиса, настоявшего на необходимости серьезного музыкального образования: поначалу классического (оперное пение).

Довольно скоро, следуя своим предпочтениям, Данаи начинает заниматься народной музыкой: греческой и итальянской (аккомпанируя себе на гитаре), в чем добивается больших успехов. Музыку в ее исполнении можно послушать здесь.

Данаи Стратигопулу

Имя Михалиса Суюла связывают так же с творчеством таких исполнителей, как Никос Гунарис (Νίκος Γούναρης, 1915-1965) — тенор и известный поп-исполнитель (в 1950-х), игравший к тому же на мандолине преимущественно музыку «элафро», послушать можно здесь.

Тони Марудас — как его нередко называли в прессе тех лет: «греческий трубадур» (пик известности пришелся на 1940-е – 1960-е гг.), спевшего, кроме прочего, в тандеме с Софией Лорен.

Кстати, послушайте, как прекрасно спела Лорен по-гречески (1957 год):

Более современными нам мэтрами «лаико» являются Стелиос Казанзидис (Στελιος Καζαντζιδης, 1931-2001 гг.); «цыганский принц» Манолис Ангелопулос (Μανολης Αγγελοπουλος 1940-1989 гг.), певший в модной когда-то «индийской манере» по-гречески и по-турецки, Кэти Грей (Καιτη Γκραιυ), Поли Пану (Πολυ Πανου) и другие.

Энтехно

Чуть позднее, в 1960-е годы, приходит время нового течения и в музыке: появляется так называемый «энтехно» (εντεχνο или «энтехни мусики» entechni mousiki, примерно: артистическая музыка). Энтехно становится (по сравнению с прежними) все более «европейским» — соединяя «лаико», современную греческую поэзию с включением музыкальных элементов популярных на Западе направлений.

Интересно, что основатели жанра всячески стремились уйти именно от поп-влияний.

Суть энтехно — художественно новое осмысление и использование народных инструментов и элементов мелодий аутентичной рембетики и фолка в целом.

«Хрестоматийный» пример энтехна — музыка, появившаяся в результате творческого тандема Микиса Теодоракиса и Маноса Хадзидакиса.

И если для М. Теодоракиса [9] (р. 1925 год) — греческого композитора и политической фигуры родом с острова Хиос поистине звездной становится музыкальная тема «Грека Зорбы» (сиртаки «Зорбас»), принесшая ему международное признание и известность;

то для М. Хадзидакиса (1925-1994 годы) — так же крупного композитора, таким знаковым является «Ta paidia tou Pirea» (Дети Пирея), — первая и пока единственная греческая композиция, получившая Оскар в номинации «Лучшая песня» (к фильму «Never on Sunday» Жюля Дассена) и к тому же в новой аранжировке ставшая гимном Олимпийских игр 2004 в Афинах.

Слушаем здесь оригинальное исполнение Наны Мускури:

К тому же, одной из главных заслуг маэстро стало выведение на широкую публику («в свет») рембетика, считавшееся до того маргинальным и подвергавшееся в определенные периоды гонениям и запрету.

-

Другими известными композиторами, сочинявшими «энтехна», являются Ставрос Ксархакос (р. 1939 г.) — афинский дирижер и политик, в дальнейшем тяготевший к классике; и Яннис Маркопулос (так же р. в 1939 г.), который наравне с классическими ораториями сочиняет песни и саундтреки к фильмам и театральным постановкам, где уже в 1970-е – 80–е гг. переходил от традиционного фолка и лаика к энтехна.

Знаете ли вы: на раннем этапе тексты греческого «энтехно» несли довольно серьезную политическую смысловую нагрузку, актуальную в годы диктатуры (1967-1974 годов), из-за которой полюбился очень многим.

Сейчас эту музыку можно услышать в основном на концертах народной музыки и на открытых площадках Греции и Кипра.

Известными певцами являются Харис Алексиу, Йоргос Даларас, Таня Тцанаклиду, Алкестис Протосалти, Яннис Кутрас, а так же многие другие.

Изначально некоторые из них стали знамениты исполняя «лаика», как например, Элефтерия Арванитаки или гречанка Гликерия (Γλυκερία).

А среди энтехно-групп назовем Pyx Lax (Πυξ Λαξ), Mple (Μπλε), Onar, Exis.

-

Народный фольклор и традиционные песни звучали и продолжают звучать в репертуаре многих и очень разных профессиональных и известных исполнителей-киприотов, как то: Михалис Мозорас (классическая гитара) и Андрия Димосфенус (вокал) — энтехна и альтернативный рок; Пан Мераклис (вокал, бузуки и электро-гитара) и бэнд 90-х гг. «To Marazi Tis Fotoulas» — энтехна, рок; и другие.

Эти произведения переживали новое рождение и звучание благодаря новым оркестровкам; ими же сегодня все больше интересуется современная молодежь... как, например, никосиец Йоргос Калогиру (классическая гитара, бузуки) и Елена Хаджияфксенти (вокал) — энтехна; Андреас Христодулу (бузуки и баламас, духовые) — традиционная кипрская и греческая музыка; Йола Клиту (фортепиано) и Марианна Пьеретти (Marianna Pieretti) — энтехна, современный романс и другие.

Забредя в Старый город Никосии можно нередко оказаться на одном из «Вечеров элафро» (Ελαφρολαϊκή Μουσική Βραδιά), где перед вами вживую выступят исполнители: Мария Макри (Μαρία Μακρή), Андреас Алекси (Ανδρέας Αλέξη) и Панайота Прокопа (Παναγιώτα Προκοπά):

Что же касается других музыкальных стилей и направлений в греческой музыке, где используются народные мотивы, то можно сказать, что в Греции, как и на Кипре (среди греков-киприотов) сегодня наиболее популярны поп и рок-певцы, в творчестве которых звучит «греческая душа»:

Так, например, в репертуаре кипрской поп-певицы первой величины, Анны Висси есть и традиционная греко-кипрская песня Тиллиркотисса [10] (Τηλλυρκώτισσα слова и музыка народные, впервые зазвучала на эстраде в 1934 году благодаря собирательской работе Теодулоса Каллиникоса. Смотрите здесь.

Не менее известна на Кипре с 1990-х годов альтернативная инди рок-группа To Marazi Tis Fotoulas, чья острая социальная направленность (в текстах песен говорилось о различных проблемах кипрского общества: от коррупции до консервативности некоторых кругов), сдобренная хорошей порцией тонкого юмора и иронии снискала им признание.

О связи музыкантов с традиционной песней можно говорить, в основном, в контексте именно содержания актуальных для современных киприотов текстов, а так же их верности локальной культуре и своему языку.

Музыканты выступают до сих пор, а их песни исполняются (самим бэндом и другими артистами) только на кипрском греческом диалекте.

До новых встреч и открытий!


[1] Изначально музыканты играли и на других, различных инструментах — западноевропейских, а также восточных (флейты, банджо, цитра, уд, саз и т.д.). Постепенно «главенство» перешло мандолине-бузуки, настолько... что одно время у греков и затем у киприотов в первой трети ХХ века считалось: взял в руки бузуки — прямая дорога в бандиты. Так что был даже такой период, когда бузуки оказалась... вне закона и находилась под запретом для публичных выступлений.

[2] Н. Георгиадисом в 1965 году была создана научная группа по изучению народной городской музыки острова; и в следующем году появились первые результаты, опубликованные в статьях.

[3] Среди других известных женщин-исполнительниц не забудем назвать Севас Ханум, Иоанну Георгакопулу, Марику Нину, Йоту Лидья.

[4] Именно там, в 1920-х годах исполнялись рембетико, позднее жанр выходит «из подполья», становясь практически неотъемлемым атрибутом многих кофеен и таверн.

[5] Насчет переломного момента в судьбе будущего «патриарха» рембетика существуют противоположные сведения.
Ряд биографов, например, старается не упоминать некоторые из сомнительных эпизодов в его жизни: так, по одной из версий «в шахтеры» и другие многочисленные профессии Маркос ушел, чтобы спрятаться от преследований полиции в Пирее... где однажды и услышал игру на бузуки. Тогда же он поклялся себе стать настоящим музыкантом.

[6] Он всегда исполнял свои песни вторым голосом, никогда не выступал соло. Считал, что таким образом они наполнялись более глубоким смыслом, подобно меду, «заполняющим соту», подробнее здесь.

[7] Тогда же жесткая цензура режима, стремясь оздоровить население, запретила исполнение рембетико как «тлетворное» и начала борьбу с процветавшими тогда в стране преступностью и наркоманией.

[8] Здесь стоит так же упомянуть знаменитую Софию Вембо — «певицу Победы».
С приходом фашистов ее творчество запретили, а сама она вынуждена была покинуть родину, куда позднее вернулась из Ливана.

[9] Композитор является автором многих симфоний, балетов, популярных и написанных в народном стиле произведений (различные циклы «Лирика», «Дионис» и другие; а так же музыка к спектаклям и кино).

[10] Название означает: «жительница Тиллирии». Тиллирия — местность на северо-западе Кипра, соседствует с Полис Хрисохус.
Существует и исполняется в различных интерпретациях, а так же очень популярна у жителей Северного Кипра, правда, под названием Dillirga (см.: Народная музыкальная культура турок-киприотов).