Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Петрос Константину и декоративное выжигание по дереву (пирография)
Петрос Константину
Декоративное выжигание по дереву (пирография)
5243
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
Фото: Дарья Саульская
08.03.2018

Да, мы любим бывать в The Place и наши читатели, наверняка, это успели заметить. Каждый раз здесь нас ждут новые впечатления и встречи с творческими людьми, мастерами в своем ремесле.

О выжигании (пирографии) по дереву и коже мы уже говорили в прежних материалах. Сегодня мы имеем возможность наблюдать процесс воочию.

С нами согласился побеседовать г-н Петрос Константину, мастер по выжиганию по дереву. Этот вид прикладного искусства очень популярен во многих странах и это не удивительно, так как не требуется приобретение дорогостоящих материалов и инструментов, а само занятие очень увлекательное и к нему всегда есть интерес как у детей, молодежи, так и у более взрослого поколения.

 — Г-н Петрос, имеет ли ремесло пирографии исторические корни на Кипре?

— Откуда и с чего все началось, я точно сказать не могу. Тем не менее, оно очень древнее: кроме выжигания рисунка издавна многие мастера также использовали красители, натуральные либо, с недавнего времени, с добавлением цветных чернил.

На самом деле, выжигание — в принципе, ремесло несложное: обработка нагретым металлом деревянных поверхностей. Я перевожу рисунок и затем работаю пирографом.

Наверное, вы заметили: я не использую в своих работах дополнительные «эффекты» в виде добавления яркого цвета, только натуральный цвет дерева как основы и фона с эффектом обжига.

Эту технику я познавал и осваивал самостоятельно.  

— А как давно Вы занимаетесь выжиганием?

— Сравнительно недавно, где-то в течение 7 лет. Раньше я работал в магазине оборудования, где продают сантехнику, керамическую плитку, ну и так далее. В течение 4-5 лет мне приходилось работать в двух местах, днем и вечером, чтобы оплатить обучение своей дочери, поэтому у меня не было времени на какой бы то ни было «арт».

Мне было 60 лет, когда я остался безработным. Пенсионеру вообще сложно найти снова работу, и я решил начать заниматься ремеслом выжигания по дереву.

Затем, наконец, нашел это место, и теперь мы сотрудничаем с Наталией (прим.: Наталия Антониу Хаджигеоргиу — директор ThePlace).      

Знаете, я люблю свою работу здесь.

А с появлением свободного времени — появилась тяга к прекрасному и желание обучать ему подрастающее поколение!

— Что надо знать «неофиту»?

— Для того чтобы пирография раскрыла перед начинающим художником свои секреты, необходимо понимать тонкости этого вида прикладного искусства.

Например, непосредственно перед работой нужно хорошо обработать доску (или любую другую поверхность для выжигания) — для достижения лучшего результата, особенно, если вы новичок.

Если кто-то решил самостоятельно заниматься выжиганием, то в плане приобретения инструмента для пирографии легко найти для себя подходящий вариант в любом специализированном магазине.

Перед началом работы под инструмент необходимо положить подставку из огнеупорного или устойчивого к высоким температурам материала: это может быть керамическое блюдце, стакан из закаленного стекла, керамическая кружка, плоская галька наконец. Включаете прибор только положив его на «подставку», ведь насадки нагреваются очень быстро, — и вперед! Каждый может делать это!

Нюанс: у вас должна быть твердая рука, чтобы успешно заниматься выжиганием, и большое терпение.

Разумеется, первой работой должен стать простой, незамысловатый рисунок, — ведь для его выполнения от вас не потребуется особых навыков, и подойдут самые простые насадки.

Художественность рисунка достигается тем, что сам цвет выжигаемого изображения имеет вариации: от бежевого до «черного кофе», — это зависит от способа использования и длительности взаимодействия пирографа с поверхностью.

Главное помнить, что выжигание, как и рисунок карандашом, надо вести легко, без излишнего давления на поверхность, без толчков и долгих остановок на одном месте.

— Какое дерево предпочтительнее для занятий пирографией?

— Самые разные породы подходят, однако лучше отдавать предпочтение более мягкой древесине. Вот изображения корабля: это самая свежая работа, выполненная на сосновой доске.

На занятиях мы используем эту породу, как одну из наиболее простых для выжигания. После работы мы покрываем наше произведение бесцветным лаком.

— Я вижу у Вас в руках тыква с изображение змеи, — это несет какой-то особый смысл? Просто мы уже немного в курсе символики в народном творчестве на Кипре: в костюме и вышивке, на праздничном хлебе и так далее...

— Да что вы (Петрос смеется), просто форма этой тыквы-колоджи своими изгибами напоминает змея, вот я и решил поиграть с этим образом! Похоже, да?

— Очень художественно на самом деле!

— Самый традиционный объект для выжигания — именно тыквы! Я так же, например, вырезал и декорировал абажур из лагенарии на заказ: для одной из клиенток из Греции. Понимаете, ее свойства после того, как плод был высушен, напоминают дерево.

Я так же делал из тыкв вазы для цветов и другие изделия.

Сейчас работаю, как видите, над декорированием тыкв-колоджи (традиционное искусство во многих странах) — из них возможно производить разные вещи: вазы, подставки, светильники, абажуры, а не только известные всем фляги для воды, других напитков или сыпучих продуктов.

У меня разные инструменты: чаще всего использую пирограф со стандартной и тонкой — для детальной проработки — насадками.

пирограф

— Традиционный вопрос: кто чаще приобретает Ваши работы: туристы или жители Пафоса, например?

— Часто приходят школы, в том числе американская школа (The American Academy в Лимассоле) и некоторые другие, для иностранцев. Их ученики многое здесь покупают: в основном работы небольшого размера. Однажды ребята скупили вообще все за один день! Кстати, скоро должна прийти группа школьников (обычно, группы небольшие, по 5-6 человек в возрасте 9-11 лет) и мы начнем урок...

Так же заглядывают и туристы.

— Петрос, знаете, у нас в стране (Россия) выжигание — очень популярный вид прикладного творчества и им занимаются с большим удовольствием, главным образом, мальчики. А кто приходит на обучение к Вам?

— Приходят, скажем так, поровну: это занятие интересно всем! У меня есть готовые рисунки: для выполнения сложного рисунка, с обилием штрихов и замысловатых узоров опытные мастера рекомендуют применять копировальную бумагу, мы же используем прозрачную папиросную, — так на них и учимся.

Интересно, что некоторым (многим!) детям не нравится выжигать по заготовленным шаблонам, они предпочитают создавать свои собственные мотивы и узоры. Я не против: так получается более художественно и оригинально.

Мои ученики создают свои работы на кусочках дерева и фанеры: их вы можете видеть вокруг... самые разные образы, решения, декор, — все зависит только от фантазии юного художника, от степени уверенности владения техникой и знания материала: различные панно, шкатулки, подставки, кухонные доски и так далее.

Благодарим г-на П. Константину за интересный рассказ, а дирекцию The Place — за организацию нашей встречи!

Побольше узнать про работы по дереву на Кипре можно здесь, а еще посмотреть вдохновляющий видеоролик.

Нашим постоянным читателям напоминаем: дальше будет еще интереснее, так что...

 

Оставайтесь с нами и до новых встреч!