Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
Ора: потерянная во времени
Ора: потерянная во времени
Продолжаем наши путешествия по глубинкам острова
3411
Евгения Теодору
Автор: Евгения Теодору
17.03.2022

Как-то не раз и не два мне во время сбора информации об Ора пришлось встретить хвалебные отзывы людей, побывавших в этом местечке. Видимо, пасторальная умиротворенность и сравнительная отдаленность от исхоженных магистралей привлекает сюда некоторых из любителей дальних прогулок.
К тому же, хорошо известно, что Ора является старинным селением.

А вот насколько она, действительно, подходит для вас, чтобы спланировать сюда свою поездку и не разочароваться, вы сможете решить, прочитав эту статью и ознакомившись с очередным частным мнением.

Ну что, вперед?

Ора — деревня, которая, что называется, давно «на слуху».

Ее сейчас активно стараются продвигать как один из пунктов агротуризма на Кипре, а еще, как одну из деревень — «наследниц» духа Старого Кипра и его традиций. Так это или (пока еще) нет, мы выясним сегодня. Приглашаем вас заглянуть сюда вместе с нами.

Начнем с главного: с таким лаконичным названием, как «Ора» далеко не все так просто, как могло бы сразу показаться. На сегодняшний момент существуют несколько интересных версий, которые стоит озвучить.

Итак, версия первая.

Деревня расположена между несколькими высокими горными вершинами. Таким образом, древнегреческий глагол «όρω», как сообщают знатоки вопроса, означает «подниматься в горы, совершать восхождение». Он вполне бы мог дать название этой деревне.

Как бы вдогонку первой, исправляя ее, звучит версия вторая. Согласно ей, Ора получила свое название тоже от также звучащего глагола, но уже со значением «я вижу». В современном греческом есть производное от него: «видение» или «όραση» (отсюда и «телевидение» — буквально «удаленное видение», по-гречески: «τηλεόραση»).

А вот третья версия напрямую связана с одним историческим фактом. Известно, что на месте Ора давным-давно была старая деревня Айос Яннис, форма которой, согласно источникам, напоминала собой якобы хвост (по-гречески, «ουρά»). Однажды эту деревню поразила чума, которая выкосила население.

Позднее, почти на том же самом месте выросла деревня Ора, — народное предание связывает ее имя, которое могло быть дано в память о прежнем поселении, именно с искаженным греческим «ура».

Поездка в Ора

Где-то вы можете обнаружить утверждение, что, мол, старая Ора значительно «пострадала» от урбанизма.

Вероятно, это действительно так, и то впечатление, что эта деревня как будто «потерялась» во времени и в ней вы вряд ли почувствуете дух современности, уверенно витающий сегодня во многих других селениях Кипра, связана именно с этим.

Тем не менее, активная жизнь сюда периодически возвращается, особенно в дни религиозных праздников, на Новый год, да и в летние месяцы, когда навестить родные пенаты прибывают выходцы из Ора, уже со своими семьями и подрастающим юным поколением.

Летом в деревне также можно встретить немало туристов.

Как бы там ни было, но сегодня деревенская община насчитывает около 200 жителей.

И сразу небольшая полезная подсказка (в большей степени для никосийцев): если вы — не слишком уверенный в своих силах и неопытный водитель, то в эти края лучше ехать компанией вместе с более опытным человеком.

Это касается не только участков горного серпантина, но еще и того момента, что деревушки, подобные Ора, даже на самом въезде могут иметь невероятно узкие, петляющие улочки, здания по обеим сторонам которых своими мощными углами запросто выходят практически на проезжую часть.

Добавьте к этому еще и густо припаркованные нередко прямо на узенькой обочине «мерсы» селян, прибывших в гости к соседям, и все, — ваш пазл сошелся.

Представили? Тогда в путь!

Мы витиевато въехали в Ора, и упорно следуя своей хорошей привычке, постарались добраться до ее центрального храма.

Уже с самого начала здесь можно увидеть действительно старинные здания и фрагменты традиционной застройки Ора, вот только здесь совершенно нет атмосферности, которая влечет путешественника не торопиться уезжать к другим местам, а напротив — прогуляться в увлекающем воображение историческом окружении, ставшем частью реалий местного жителя.

Происходит так по одной простой причине: все-таки многие из остатков древности и местной старины находятся сегодня не в лучшем состоянии и перемежаются с откровенными бурьянами и еще более древними руинами, да и многие улочки недвусмысленно требуют модернизации и ремонта.

Деревня имеет старые и сравнительно новые кварталы, которые в нынешнем сочетании создают ее образ как типично аграрного поселения. То есть никаких «излишеств» как в планировке улиц, так и в архитектуре многих строений не наблюдается. Здесь вы пока не встретите и элементов современного уличного дизайна, которые могли бы привнести большую комфортность в среду проживания местных жителей.

И это несмотря на государственную политику поддержки и модернизации деревень и сел, уже вовсю воплощаемую благодаря широкомасштабным мероприятиям, которые успели охватить многие селения по плану развития агротуризма и сохранению народной культуры.

В этом смысле старушка Ора очень сильно напомнила нам никосийскую «отшельницу» Маммари, точно также из своего драматичного прошлого грезящую о будущем. А тем временем по ее старым и пустынным улочкам гуляет сухой ветер забвения и мрачные поджарые коты.

Надеемся, что у общины все необходимые обновления уже находятся в ближайших планах, и в будущем эта деревня сумеет стать по-настоящему уютной для своих жителей и привлекательной своим теперь уже широко проявленным гостеприимством к своим гостям!

Прижавшись у храма и припарковавшись к самой его апсиде, выходящей на узенький проулочек, мы вышли и осмотрелись.

Как ни странно, именно от храма, с противоположной стороны, которая значительно возвышалась над остальной частью поселения, находилась вполне себе просторная площадь (парковки там нет, так что ищите просто свободный клочок земли по пути вашего следования), от которой лучами расходились почти прямые улицы.

Вернемся к Ора...

Ора — очень зеленая и тихая, при этом довольно крупная деревня, где нет той явной и подчеркнуто увлекательной историчности Лефкары, Като Дрис, Вавлы или Палехори.

Любопытный эффект: горы вокруг Ора высоки, но поскольку эта деревня уже находится на высоте, то окружающие ее возвышенности выглядят просто высокими зелеными холмами.

Таким образом, мы увидели, что образ Ора как традиционной деревни, берегущей свое наследие и являющейся чрезвычайно привлекательным местом для туристов, в данный момент несколько преувеличен.

Тем не менее, проезжая в здешних краях и имея свободный часок, загляните сюда: чтобы просто разнообразить свои дорожные впечатления.

Дома в Ора (одно-двухэтажные, много беленых, крытые либо красной черепицей, либо современным покрытием, имитирующим традиционные кровли) имеют схожую, сохранившую черты традиционной, узнаваемую конструкцию: те, что имеют два этажа, имеют наружную лестницу, ведущую на балкон.

В деревне, как мы уже упоминали, наблюдается изобилие фруктовых садов, в том числе и немалое количество одичавших и заброшенных. Они придают ландшафту дополнительную привлекательность, а особенно в сочетании с древними руинами, попадающимися то здесь, то там, — навевают меланхолию даже в солнечный и яркий день.

Церковь и часовня Ора

Главный храм, каменный большой и очень красивый расположен, как и полагается, в центре деревни и посвящен Св. Марине. Как многие из вас наверняка знают, эта Святая очень почитаема в греческом православии как избавительница от многих напастей, в том числе и от болезней. В Ора она была выбрана Святой покровительницей, конечно же, не случайно. Сохранились упоминания о том, что в прежние времена на территорию нынешней Ора бежали жители других сел и деревень, спасаясь от эпидемий. Они основали свою общину и возвели храм Айя Марина.

Насколько становится ясно, имелись в виду, в том числе и уцелевшие бывшие жители сгинувшей от чумы деревни Айос Иоаннис. Очевидно, что на месте нынешнего храма, могла находиться ранее и более древняя церковь.

Пока мы находились в Ора, заметили очередной интересный момент: откуда бы мы не снимали ее виды, самые жизнеутверждающие и симпатичные получались только в том случае, если там фигурировала церковь Св. Марины [1]: каменная, однонефная базилика с высокой колокольней. Она же, как выяснилось, относится к митрополии Тримифунтской.

Что ж, жители деревни явно любят свой храм: не только его архитектура вызывает заслуженное восхищение, но и территория вокруг него очень ухожена. Там, например, находится бывшая маслодавильня, оттуда же открываются приятные виды на окрестности.

Часовня (еще же называют малой церковью) в Ора посвящена апостолу Андрею и находится у самого въезда в деревню (возле сельского кладбища). Это однонефное базиликальное строение с невысокой колокольней и верандой, окружающей здание по трем сторонам.

Несмотря на печальный и торжественный настрой, царящий там, вблизи от этой часовни вы сможете насладиться великолепным видом на деревенские сады и дома и на природный ландшафт.

Храм Айя Марина, Ора, Кипр

Памятники в честь героев

Недалеко от церкви апостола Андреаса установлены две статуи.

Первая из них посвящена военному офицеру: неизвестному командиру, который пал здесь, защищая селения Кипра в 1974 году от нашествия турецких оккупантов. Как сообщается, деревенская община, несмотря на все свои усилия, так и не нашла родственников или сослуживцев того неизвестного героя, кто мог бы предоставить больше информации о его личности.

Тем не менее, по сей день люди в деревне чествуют его память.

А примерно в 50 метрах от первого памятника вы найдете второй. Он установлен в честь героя EOKA [2], Петракиса Киприану (1939 - 1957 годы).

Тот был уроженцем Ларнаки, а погиб он во время перестрелки с британскими военными в Ора.

Стоит подробнее рассказать о нем, так как именно этот молодой человек стал первым героем ЭОКА, сознательно пожертвовавшим своей жизнью во имя высокой цели обретения Кипром свободы от колониального правления и насаждения чуждых порядков в своей родине.

Являясь еще учеником Американской академии в Ларнаке, он был временно исключен оттуда за распространение листовок EOKA, поднятии греческого флага и возбуждении националистических настроений среди своих одноклассников.

Вскоре он, продолжив самостоятельное обучение, примкнул к движению бойцов и вступил в партизанский отряд.

Петракис не раз принимал участие в военных действиях. В марте 1957 года его убежище было выдано предателем, но партизанам тогда удалось уйти, прячась в лесах. Петракис тогда же был назначен командиром отряда, действовавшего в регионе деревень Хирокития, Вавла, Ора и Айи Вавациньяс.

Именно на территории Ора Петракис Киприану построил свое новое укрытие, однако очень скоро туда прибыли и окружили его, по сохранившимся сведениям, три тысячи английских солдат.

П. Киприану сознательно выбрал бой, зная, что это означает для него верную смерть: так он сражался два с половиной часа, имея только дробовик и 27 патронов. Когда он израсходовал последний, то постарался прорвать кордон, в результате чего был убит.

Таким образом, в Ора вы также можете найти культурный центр, название которому было дано в честь этого смелого бойца «Петракис».

А вот у здания начальной школы Ора установлен мраморный бюст Евфимиоса Оратиса (1822-1886 гг., скульптор Хрисостомос Пердиос). И вот оно — новое открытие и информация, о которой никто не упоминал, рассказывая про Ора!

А ведь именно этот человек, уроженец Ора является одним из наиболее известных деятелей-киприотов, живших за рубежом. Е. Оратис был известен своей благотворительностью, коммерческой деятельностью (совместно с соотечественником, Иоаннисом Стратисом он создал «Visati i Stratis» — одну из крупнейших торговых компаний Египта последней трети XIX века), а самое главное — именно он стал одним из основателей т.н. Греческого братства Киприотов в Александрии (оригинальное название: «Ελληνικής Αδελφότητας Κυπρίων Αλεξάνδρειας» 1873 г.).

Г-н Оратис много жертвовал средств на развитие и процветание своей любимой Ора: на его средства была выстроена «Школа Горация» (ΟράτειοςΣχολή), работу которой он также финансировал сам. Этот меценат вообще сделал много для открытия школ и развития образования в Ларнаке и в Лимассоле.

Культурная жизнь в Ора

Если приезжему захочется узнать, чем сегодня живет эта деревня и ее люди, их уклад и узнать о каких-либо мероприятиях местного масштаба, то здесь мы можем сказать, что не заметили и намека на какую-либо, хотя бы и местного масштаба «движуху» в принципе (хотя бы подобную той, что удивила нас в той же энергичной питцилийской Пелендри или просто имела место быть, например, в том же Матиасе).

Даже у местной точки сбора сообщества, которая, как правило, является композиционным (и нередко одним из самых ухоженных мест селения) центром жизни деревни и каких-либо мест для общественного отдыха и хотя бы намеков на их существование тоже особенно не было нами замечено.

Одна из немногих насущно востребованных культурных активностей, которую мы увидели тогда, была опять же связана с храмом: коллектив «Айос Спиридонас», согласно размещенному на дверях Айя Марины объявлению, дает уроки византийской музыки.

Более светская культурная жизнь, по имеющимся сведениям, здесь связана с тем же Культурным центром (скорее, сельским клубом) «Петракис».

Культурный центр когда-то раньше был кофешопом-таверной, где любили собираться как зрелые, так и молодые жители села, позднее в массе покинувшие село в поисках новой жизни в крупных городах и за рубежом.

Сегодня в этом Центре расположен Охотничий клуб Ора.

Как пишут, внутренний двор Центра имеет великолепный вид. Здесь, на открытой площадке время от времени организуются различные мероприятия для жителей поселка, особенно в период празднования Пасхи и в летние месяцы.

В Ора также есть кафе-бар.

И все же, если говорить о культурном достоянии и достопримечательностях Ора, то оба эти «качества» в себе прекрасно сочетает местная кузня. Она находится в самом центре деревни, рядом с Общественным советом.

Со страниц интернет-сайтов мы почерпнули: это старинная традиционная лавка-мастерская. А деревенский кузнец, который работает на нижнем этаже здания, является представителем династии кузнецов, в пятом поколении.

Так сохраняется, переходя из поколения в поколение, и вместе с тем оставаясь неизменным, это ныне редкое народное искусство.

Как бы там ни было, но в суровой реальности, встретившей нас, многое выглядело несколько иначе. Здание администрации, как и мастерская кузнеца, оказались запертыми в эти послеобеденные часы.

К тому же никакой вывески и других опознавательных знаков, равно как и часов работы деревенского «кудесника» мы не обнаружили.

Зато мы выяснили кое-что другое, о чем почему-то нигде не говорится: здание нынешней администрации (с кузнецом) когда-то было деревенской школой для девочек (по-гречески: «παρθεναγωγειο», с 1863 по 1927 годы).

Так что можно сказать, в деревне довольно рано, по сравнению со многими другими населенными пунктами Кипра прошлого, озаботились образованием для женской половины населения.

Что же касается заявленного «Центра», — то да, старое, но еще очень крепкое здание бывшего кафе архитектуры конца 1960-х – начала 1970-х годов, стояло на той же площади. Его унылый и запущенный вид с нарисованными на скорую руку «окнами» в цокольном этаже, наводил на мысль, что оно довольно редко ныне посещается, в каком бы качестве оно ныне не выступало...

Спросить, что да как тоже было не у кого. Людей на улицах в тот час начала легких зимних сумерек почему-то тоже не наблюдалось, хотя нет-нет, да и доносились из-за густых зарослей садов голоса, да звуки включенного ТВ.

Вероятно, селяне, чей день начинается намного раньше, чем в городах, уставшие за день, успели погрузиться в свои домашние дела, и жизнь за стенами их домов была им малоинтересна.

События и люди

И все-таки Ора время от времени встряхивается и культурно и социально оживляется.

Иногда здесь проводят довольно масштабные фестивали и праздники, как тот, например, что ТВ компания Sigmalive и ее онлайн издание City.Sigmalive.com.cy освещали в 2016 году.

Тогда состоялся 13-й фестиваль Традиционной культуры — ежегодный осенний фест, который проходит в деревнях Кипра. Время проведения было заявлено с 17:00 до 23:00.

Организаторами того Фестиваля стали: Ассоциация сельских женщин округа Ларнаки и Совет общины Ора.

Гости приглашались принять участие в традиционной для многих кипрских фестов фольклорной программе. Именно благодаря сохранению этих, типичных для народной культуры и стиля жизни явлений, событий и самого характера праздника, такие фесты являются бесценными.

Гости угощались различными блюдами и имели также возможность купить на ярмарке традиционные, домашнего производства продукты.

В ходе праздника проходила демонстрация работ местных ремесленников и мастериц. Во второй половине вечера состоялся концерт.

Спонсорами мероприятия являлись: газета «Симерини» (Simerini) и «Тайм аут».

Более подробно об этом празднике традиционных искусств и ремесел в регионе Лефкары можно узнать на страничке в Фейсбук.

А самый свежий, 16-й фест совсем недавно отгремел в Лайе, в нынешнем, 2019 году.

Контакт организаторов: (+357) 99 151358.

Надо сказать, что основную информацию по этой деревни мы сумели найти, пользуясь именно грекоязычными сайтами и другими медиа [3].

Собственный сайт деревни пока отсутствует. Есть страничка на Фейсбуке, где чатятся, в основном, местные жители, а еще отдельно существует страничка «Женщины Ора» (такой женский клуб с красивыми фото деревни и прочим).

Завершая рассказ о нашем визите Ора, могу дать следующую рекомендацию.

Посещение этой деревни неплохо совместить сразу с несколькими другими: теми же Лефкара, Вавла, Като Дрис или с Фармакасом и Кампи, расположенными на небольшом отдалении по той же горной трассе.

Одной из ближайших соседок Ора является как раз Оду, где мы совсем недавно успели побывать, а с другой стороны от нее находится крошечная, всего-то с десятком жителей Лайя.

Очередной добрый совет: собираясь в горы, не ешьте плотно в дорогу. Лучше устроить себе небольшой пикник позже. Ведь куда бы вы после Ора ни направились, почти везде вас ожидает путь по серпантину. Именно в здешних краях он особенно изнуряющ впечатляющ...

Где остановиться:

Для желающих погостить в Ора несколько дней и получить собственные впечатления, вот полезный контакт для аренды дома непосредственно в Ора.

Им, а также вниманию желающих найти себе домик по душе в здешних окрестностях, чтобы, что называется, «навеки поселиться», стоит время от времени заглядывать вот на этот сайт: www.cyprus-property.net.

Как добраться до Ора:

Из Никосии, так же как и из Лимассола, лучше выбрать (игнорируя происки навигатора GPS, если заметите таковые) хайвей Никосия – Лимассол (он же А1), свернув с него по указателю на Лефкару и другие близлежащие деревни. Так ваш путь будет более комфортным. Время в пути 1 час или чуть больше.

Из Лимассола добираться чуть ближе: от хайвея А1 свернуть на Пареклиша по F122 (ул. Григори Афксентиу, и в продолжении — по трасcе E109 (путешествие займет 40-45 минут), после — от Эптагонья — все по той же трассе, только теперь она будет обозначаться F123 и от Мелини — E 920. Время в пути: 40 минут.

Единственно только помните, что эта дорога, если двигаться не от Лефкары, а из Никосии не для людей со слабым вестибулярным аппаратом. Ведь здесь нет и 50 м прямого пути, сплошной серпантин по меняющимся высотам, виражи за виражами.

Любителям общественного транспорта на Кипре сообщаем: сюда ходит автобус №403 (с остановкой на центральной площади, у храма Айя Марина).

 

До новых встреч и открытий, друзья!


[1] На дверях этого храма мы с некоторым удивлением заметили прикрепленную памятку для посетителей о необходимости проявлять уважение к подобным местам, и не только вести себя соответствующе (не шуметь и не разговаривать громко, заранее выключить мобильники), но пастве также напоминалось о том, в какой одежде (скромного покроя и дизайна, закрытой) люди должны являться на службы.

Видимо, в этом там назрела необходимость, несмотря на явную удаленность Ора от активной туристической жизни острова.

[2] Относительно информации по бойцам и героям, да и о том, как велось в целом освободительное движение ЭОКА и каковы были его основные события и этапы достаточно полную информацию можно получить на этом сайте: www.eoka.org.cy.

[3] Вот что, например, пишет популярное издание «Симерини», так удачно и неожиданно для читателя рифмуя слово «сейчас» (тора) и Ора.