Лимассол
  • Айя-Напа
  • Ларнака
  • Лимассол
  • Никосия
  • Пафос
  • Полис
oC
Маммари или где однажды вы могли бы встретить Николаса Кейджа
Маммари
Или где однажды вы могли бы встретить Николаса Кейджа
377
Евгения Кондакова-Теодору
Автор: Евгения Кондакова-Теодору
22.07.2021

Минутах в 15 езды от Никосии находится еще одна деревушка, интересная не только своим географическим — практически «подземным», по сравнению с окружающим ландшафтом, местоположением. Маммари расположена на расстоянии в 16 км к западу от столицы. Ее основные территории вплоть до настоящего времени находятся в буферной зоне, а ее север до сих пор оккупирован турецкими войсками. И как мы увидим дальше, все это накладывает значительный отпечаток на облик и даже стиль жизни населения, а это 1052 человека.

Земли Маммари занимают значительную часть долины реки Овгос. Как известно, вдоль ее русла возникали и развивались в древности не одно поселение.

Официально принято считать, что нынешняя деревня берет свои «истоки» в эпоху Средневековья. Даже название она, вероятно, получила от имени одного из феодалов того времени, графа Маммариса (исследователи утверждают, что согласно изученным ими источникам, известно: его резиденция находилась в те времена в центре современной деревни).

Это, к слову, только одна из нескольких существующих версий относительно топонимики. Другой, например, является следующая: название происходит от того, что в окрестностях было обнаружено немало античных гробниц, высеченных из мрамора, а этот камень по-гречески звучит как «мармаро».

Вообще, здешние края были известны издавна своими каменоломнями: добывали в них песчанник. Каменоломни имеют сохранившиеся до нашего времени галереи-штольни и «пещеры» (мы про них тоже собираемся рассказать) — это карьер Вунарос (он функционировал в период c 1920-х и по 1970-е годы), что к западу от деревни [1]. Там сегодня находятся колонии летучих мышей...

Пещеры находятся несколько за пределами самой деревни и туда ехать лучше днем пораньше. Кстати, я не зря упомянула про летучих мышей: именно в Маммари находится одно из важнейших мест их дислокации на острове. Если вы все-таки прибудете к этим галереям-пещерам, пожалуйста, не пугайте излишним шумом и вспышками фотоаппаратов этих ночных животных!

И еще очень важный момент: не стремитесь всюду побывать лично, не обращая внимания на явные и возможные опасности того или иного места! А, например, в бывших каменоломнях в настоящее время существует определенный риск обрушения части галерей.

Немного о видах Маммари: когда вы только ехали сюда, то приходилось от хайвея Никосия – Троодос в буквальном смысле несколько минут спускаться, как могло показаться, значительно ниже «уровня земли», — такое странное впечатление запоминается надолго.

Тем больший вас ожидает контраст по приезде, когда вы все-таки окажетесь в центре селения и с удивлением обнаружите, что и здесь есть свои вершины и низины. Ведь из маммарийских «глубин» все остальные окрестности воспринимаются как «горный ландшафт».

При этом Троодос исчезает из вида совершенно, ну а горы Киренийского кряжа воспринимаются еще более величественными.

Первое и совершенно незабываемое в своей парадоксальности впечатление! Находясь здесь, вы забываете, что недавно были «наверху»: Маммари, более того, вам будет казаться некой горной деревней! А вы сами, столько проехавшие по равнине Месаория от самой Никосии, будете себе казаться «людьми, спустившимися с гор», не меньше...

А еще вы сразу же обратите внимание на изобилие оливковых рощ, возделываемых в округе.

Деревня Маммари, Кипр

В деревне

Оказавшись в Маммари, вы сразу же почувствуете особую атмосферу, которую мы пока нигде больше не встречали. Она без остатка захватит с первых минут совершенно необъяснимым своим характером, мрачноватым и гнетущим, но при этом вы обязательно найдете, что широко открывающиеся виды на горы и зеленые рощи невероятно привлекательны.

И вот так повосхищавшись некоторое время и прогулявшись по окрестностям, вы, скорее всего... сюда больше никогда не вернетесь.

Дело в том, что маммарийское очарование временное и очень скоро свое место оно уступает тяжелому ощущению царящего здесь не то забвения, не то скорби, как бы застывшей в воздухе и неуловимо витающей над домами.

Знаете, так бывает вблизи стоячего пруда или большого болота. Какой бы прекрасной ни показалась в первые минуты его ничем не тревожимая, застывшая поверхность, долго вы на этих берегах не задержитесь и навряд ли будете стремиться вскоре здесь оказаться снова... Ведь только отражение красок окружающих лесных зарослей да неба и придает призрачную прелесть такому месту.

Так и в Маммари — в тот раз все воспринималось каким-то «перевернутым» и парадоксальным, даже наши собственные впечатления.

А мы пока что только приехали: ориентировочно, в ее центр, представляющий собой пустынную площадку меж двух местных храмов: новым — огромным, но каким-то безликим, на наш взгляд, Айос Георгиос (строительство его было завершено в 2008 году) и старой — соименной новому (храм строился в два этапа, и в 1894 году он открылся для прихожан) традиционной, потемневшей от времени однонефной базиликой.

Эта церковь, хотя и интересной архитектуры и даже вполне себе живописно расположенная на значительном возвышении над остальной деревней, — зато выглядит абсолютно заброшенной и, по сути, полностью «выпотрошенной» на начальном этапе своей реконструкции, которая давным-давно закончилась, не начавшись толком.

Старый храм, посвящен Святому Георгию Победоносцу не случайно. Народное предание доносит до нас историю, когда сей Святой посетил деревню. А в нескольких сотнях метров от храма находится источник, как верят деревенские жители, целебной воды. Подробнее можно прочитать здесь.

Вблизи от ворот старого храма находится мемориал, посвященный четырем здешним уроженцам: все они погибли в возрасте 19 лет (во что трудно поверить, если принять видение ваятеля этих бюстов) в 1974 году, когда турецкие войска высадились на Кипре и началась продолжающаяся по сей день оккупация более трети территорий острова.

Мемориал в деревне Маммари, Кипр

Открывающийся с площадки старой церкви панорамный вид сразу повлечет вас к себе. Полюбовавшись на старые кварталы, сады и горную гряду, на той же площадке вы обнаружите почему-то устроенную именно там, вдали от деревенского кладбища, одинокую могилу с белым мраморным надгробием героя ЭОКА (или «Национальной Организации освобождения Кипра» от греческого: Этники Органозис Киприон Агонистон) и, очевидно, уроженца Маммари Савваса Ротцидиса (он был убит англичанами 5 ноября 1958 года).

С.Ротцидис родился здесь в 1935 году, в многодетной семье. Повзрослев он работал на горнодобывающих предприятиях, затем начал партизанить (подпольная кличка Palvi) в рядах ЭОКА в лесах горного региона Питцилья. Когда тело погибшего бойца вернули родителям, его подготовили для погребения, одев в традиционный костюм жениха.

«Я совсем не жалею о смерти своего сына. Я горжусь им. Он два года сражался в армии свободы и умер как герой. Это цена, что заплатили мы. Память о нем будет вечной!»
Память народная сохранила слова отца героя, которые он сказал на прощание

Позднее, во время прогулки, когда мы следовали своему желанию понять получше характер Маммари, была обнаружена и его скульптура работы какого-то доморощенного ваятеля. От созерцания сего опуса стало даже грустно: в чудовищном, почти карикатурном исполнении фигура воспроизводила на противоположной оконечности селения подвиг этого смелого человека, прямо на перекрестке главных улиц.

Здесь же находится Национальная Молодежная ассоциация им. Ротцидиса.

Когда вы захотите пройтись по улицам самой деревни, то вас захватит и еще долго не захочет отпускать ощущение разлитой по окрестностям печали забвения и ощущения того, что вы вдруг стали — не по своей воле, как и местные жители, — заложниками эпохи 1970-х (поклонникам тех лет даже рекомендуется здесь побывать).

В обиходе местного населения не только имеются узнаваемые модели машин тех лет, но и сам уклад и предметы быта, несмотря на узнаваемые признаки нашего времени, просто кричат о реалиях 40-летней давности: большинство невысоких домов как будто вышли со старых фото, множество старых построек необитаемы и полуразрушены, некоторые улицы просто незамощены и по ним гуляют только тощие понурые, ничуть не склонные к общению с чужаками кошки да степной, горячий и сухой ветер.

Конечно же, есть в Маммари и красивые, современные дома, интересные места (мы и о них расскажем), но они только подчеркивают еще больше вот этот странный настрой, пропитавший там буквально все и всех...

Побывав здесь, очень скоро, несмотря на имеющие место быть красоты и особенности, хочется уехать и вернуться в «свою» реальность. Можете попробовать испытать этот необычный опыт сами.

А мы продолжаем знакомиться с местностью...

Итак, от площади — меж двух храмов — следуя по указателю «Музей народного искусства» имеет смысл прогуляться (машину оставьте на парковке, ибо далее по этому направлению дорога сужается и вскоре начнутся сады и местный погост, так что авто припарковать в нужном месте будет неудобно). И пройдя вверх по петляющей за последним домом проселочной дороге, уводящей вас за пределы населенных кварталов, где-то через 450-500 метров вы обнаружите тот самый «музей». Это место, по-маммарийски, тоже нестандартное и противоречивое, однако притягивающее взгляд и внимание своим существованием и оригинальной концепцией.

У Музея

Поскольку мы прибыли сюда уже на закате (Маммари особенно красив именно в это время суток, имейте в виду [2]), то территория Музея, на подходе более воспринимаемая как очередной фермерский огород, обнесенный ограждением в стиле «что под рукой было», — вдруг раскрывает перед визитером свои бонусы.

Это частное собрание здешнего энтузиаста, который в просветительных целях собирал (и, очевидно, довольно долго), размещал и создавал настоящие «улицы» некоего «города Зеро»: на этом участке земли в окружении огородов и садов автор и владелец сумел создать на удивление целостный образ деревни-призрака прошлых эпох.

Получился тематический парк, на который отдельными «улочками» выходят в миниатюрном масштабе «фасады» домов в окружении тех предметов быта и сопутствующих вещей (от узорчатых оконных решеток, старинной деревенской мебели, резных наличников и дверей и до уличных жестяных номеров, деревянных форм под хлеб и домашней керамической утвари и тд. и т.п.), — в общем, всеми теми предметами, которыми пользовались киприоты, проживавшие не только в сельской местности, но и городах острова, в течение многих лет и эпох.

Вокруг этих возведенных «кварталов», вдоль дорожек высажены образцы здешней флоры.

Музей в деревне Маммари, Кипр

Директор сей аттракции нередко принимает на своей территории экскурсии школьников: им рассказывают и наглядно демонстрируют не только старинные (особенно с высоты их, подростковой, колокольни) подлинные артефакты, но энтузиаст-умелец еще и проводит мастер-классы, показывая, как всем этим управлялись и рассказывает о различных народных ремеслах!

Им даже открыта ремесленная школа, где все желающие могут попробовать себя в каком-то из народных искусств острова.

Подсказываем контакты: г-н Никос Стамати, тел.: (+357) 99442444.

Оказавшись здесь, хоть и за закрытыми дверями, мы испытали подлинный восторг, что уж говорить о тех, кто там хотя бы однажды побывал.

Думаю, этот визит в музей они точно запомнили надолго!

Единственное, очень хотелось бы, чтобы власти обратили внимание на это начинание и сумели бы эффективно помочь энтузиасту сохранить его собрание подольше: находясь под открытым небом, многие экспонаты уже сейчас требуют проведения определенных мер по защите их от воздействий окружающей среды!

Уголки и архитектура Маммари

Теперь поговорим о красивых и необычных постройках: их мы в тот визит усмотрели три.

Первая: высокий частный дом с крупным мозаичным панно со стороны улицы на религиозную тему. Это выполненное в наивной народной манере изображение «Христос, Добрый Пастырь».

Деревня Маммари, Кипр

Его появление здесь обусловлено тем, что на территории, прилегающей к этой усадьбе вверх по «горному» склону — а это целый парк — находится частная же, как вскоре выяснилось, часовня.

Это второе из выдающихся строений. Ее хорошо видно с различных ракурсов, однако же, побывать там не получится (как ни пытались мы тогда найти к ней общественный подъезд или подход)... по причине все той же приватности. Хотя в ее сторону и ведут соответствующие указатели.

И, наконец, еще одним примечательным зданием на все Маммари является их публичная библиотека: тут уж явно не пожалели средств, и теперь это гордость общины, что нас тоже порадовало!

На самом деле такая щедрость вполне объяснима: ведь кроме библиотеки, в том же самом здании располагается и здание сельской администрации, — ну ведь, в самом деле: не станешь же жалеть выделенных средств на самих себя!

И вновь парадокс: а как раз напротив розовенькой по-гламурному мэрии — детский (условно) совершенно запущенный скверик с парком, по мрачности облика и брутальности своего оснащения сравнимый скорее со спортивной площадкой где-то в армейской части прошлых лет.

Ну вот, пожалуй, и все об особенностях местной архитектуры, кроме одного: именно среди разрушающихся и покинутых, но все еще крепких каменных и выложенных из кирпича-сырца зданий пока еще возможно углядеть характерные и интересные особенности сельского строительства Кипра прошлых лет, но кто сегодня будет этим здесь заниматься?

Такое вот сочетание когда-то, вероятно именно в 1970-х годах, начавшегося размаха строительства и планирования этой отнюдь не маленькой, как может показаться на первый взгляд, деревни, — и тут же: придавившая эти ростки прогресса, и довлеющая по сей день печать запустения...

Николас Кейдж, побивающий пришельцев на острове Афродиты

Все это, конечно, хорошо, но так что же насчет актера Н. Кейджа, спросят самые нетерпеливые поклонники его таланта, которых мы так удачно заманили названием статьи?

Рассказываем. В начале лета 2019 года на Кипре велась широкомасштабная кампания, освещавшая съемки ряда сцен для нового фильма, натуру для которых выбрали именнно в окрестностях Маммари, в его пещерах [3].

Как мы уже говорили, на самом деле, это заброшенные уже долгое время горнопромышленные штольни есть место обитания стай летучих мышей [4].

По этой причине «пещеры» были объявлены предметом особого природного значения (Nature 2000) и этот факт стал камнем преткновения и даже послужил началу разгоравшегося конфликта (его поддерживали и активно освещали в различных СМИ и в соцсетях) между властями, разрешившими проведения там съемок с воспротивившимися возможному «акту агрессии в отношении редких видов животных» активистами-экологами... Общественность была взволнована, несмотря на то, что официально американская киноиндустрия вроде бы как тоже выступает за защиту природы и поддержание редких видов, о чем говорится в титрах.

Так или иначе, но вроде бы все обошлось: как говорится, актеры уехали — мышки остались.

Теперь побольше подробностей для поклонников Николаса Кейджа (к коим мы причисляем и себя тоже). Как сообщалось In-Cyprus.com [5], актер к нам прибыл 20 июня.

Что известно о фильме: Jiu Jitsu, съемки которого должны были проходить исключительно на Кипре, является лентой, сочетающей в себе несколько жанров: научную фантастику, триллер и экшн. Его бюджет составляет: 24,6 млн. долларов.

Кейдж в этой киноистории станет, как нам сообщают со ссылкой на источник Hollywood Reporter, сражаться с нашествием космических пришельцев и, как полагается в подобных случаях, спасать планету и нас с вами. Такие вот дела!

В тех же СМИ отмечалось, что это будет первое крупномасштабное и международное кинопроизводство на острове на базе т.н. Olivewood, что в дальнейшем, как ожидается, благотворно скажется на развитии киноиндустрии на Кипре в целом и, возможно, на повышении уровня уже имеющего место быть кинопроизводства, в частности.

Выпускающими директорами нового фильма являются: Мартин Дж. Бараб и Димитрис Логотетис. Димитрис Логотетис также один из сценаристов проекта. Вместе с Николасом Кейджем в картине можно будет увидеть Мари Авгеропулос и Франка Грилло.

И действительно, накануне начала съемок было объявлено о приеме среди местного населения нескольких десятков специалистов из области киноиндустрии (всего 56 человек): от кастинг-директоров, технического персонала, визажистов и парикмахеров до художников по декорациям и костюмам и телеоператоров.

Разумеется, натурные съемки проводились в самых разных уголках Кипра, не только в Маммари или в Лимассоле (откуда и началась эта голливудская «заварушка», взбудоражившая на некоторое время наш остров).

Штаб-квартира же незыблемо находилась в Никосии.

Вернемся к деревне...

В Маммари есть, где перекусить.

Так, в центре Старой деревни имеется таверна «Платея» (ул. Первого апреля [6], д.2).
Телефон: (+357) 2285533.

На противоположном конце селения — рядом с упомянутым монументом в честь героя-односельчанина, возвышающимся на перекрестке, имеется кофешоп при Атлетическом клубе Маммари.

Завершая нашу поездку, хотелось бы поделиться с вами еще одним интересным наблюдением: как вы могли понять из наших поездок по деревням Кипра, практически каждая из них имеет не только собственный, отличный от других характер, историю и уклад. Здесь даже образ «среднестатистического» местного жителя может варьироваться от деревни к деревне.

Так, если в одних, как и в большинстве населенных пунктов страны, к вам чаще всего отнесутся дружелюбно, гостеприимно и открыто; то в других приходится наблюдать обратную реакцию: иногда вас могут воспринять как подозрительных чужаков, за которыми нужен глаз да глаз (и этот «глаз» — как эстафетную палочку будут передавать от дома к дому). И не сомневайтесь, что наблюдение вам обеспечат до тех пор, пока вы наконец не соберетесь ко всеобщему облегчению уезжать, — сегодня бывает и такое на Кипре, на что нередко сетуют как старожилы, так и представители современной молодежи.

А вот как вас встретит Маммари — пусть пока останется секретом: если приедете, то сами увидите.

 

До новых встреч и открытий!


[1] В различных источниках можно встретить упоминание о том, что «вся» Никосия и храмы окрестных деревень выстроены из камня, который добывали в Маммари.

[2] Важное дополнение для «дикого» туриста: судя по своему опыту, летом в Маммари лучше приезжать к вечеру не только из-за красот естественного освещения угасающего дня. Здесь в виду особенностей рельефа, дневной жар держится очень долго и практически не заметно движение воздушных масс. Просто примите во внимание.

[3] Информацию о прибытии знаменитого актера частично заранее «слил» никосийский ресторан «Оливер», принадлежащий другой — британской — знаменитости, кулинару-реформатору Оливеру Джейми. Они опубликовали на Фейсбук пост с фото Кейджа в дверях этого заведения и в окружении сотрудников ресторана, стоящего в настолько непривычном для нас ярком «луке», что сразу его было непросто узнать.
Однако поклонники узнали и встрепенулись: Кейдж у нас! Кипр не перестает удивлять никогда.

[4] Здесь обитают два вида этих созданий: первый — это Noctoparas, а второй — Fallowtail, и среди прочего объект в Маммари относится к постановлению, определяющему проведения приоритетных мер для т.н. «особых районов сохранения» (Special Areas of Conservation), для которых некоторые виды деятельности или непредвиденные случайности могут иметь значительные негативные последствия для предотвращения деградации естественных мест обитания и мест обитания биологических видов.

[5] См. подробнее здесь.

[6] Мы уже как-то говорили о той, на первый взгляд, «курьезности» выбора этой известной всем даты в качестве названия улиц Кипра во многих населенных пунктах. Однако, этот «курьез» имеет историческую подоплеку и связан с освободительным движением ЭОКА, направленным против правления англичан на острове.
Именно для того, чтобы ввести в заблуждение противника бойцы сопротивления колониального режима выбрали 1 апреля для начала ведения активных боевых действий: даже если бы кто-то узнал от предателей сроки, это могло воспринято именно как.... первоапрельская шутка.

Сегодня эта дата — государственный праздник и Национальный день Республики Кипр.