Горное селение Калопанайотис, в котором расположен Монастырь Святого Иоанна Лампадиста, находится на берегу реки Солион. Именно в этом месте был крещён Ираклидий (первый епископ Тамасоса).

Считается, что обитель возникла в XII веке, но первые письменные упоминания о ней относятся к XVIII столетию. Русский монах и путешественник Василий Григорович-Барский писал, что поклонился здесь нетленным мощам Иоанна Лампадиста. В труде «История Кипра», изданном в 1788 году, также можно найти упоминания монастыря. Например, там указано, что обитель принадлежала Кирении и считалась процветающей.

В середине XIX века, как и для многих других монастырей Кипра, для обители Иоанна Лампадиста наступил период упадка: одна из келий использовалась как помещение для сельской школы, остальные были и вовсе заброшены. Уже после того, как в 1985 году обитель была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, она некоторое время функционировала лишь как музей, и лишь совсем недавно монашеская братия вновь заселилась в восстановленные кельи.

Иоанн, в честь которого был освящён один из двух храмов архитектурного ансамбля монастыря, родился в семье священника и с малых лет много времени уделял вопросам веры. Когда пришло время жениться, и Иоанну выбрали невесту в соседнем селе, юноша объявил, что желает посвятить жизнь служению Богу, чем очень рассердил свою родню. Родители невесты пожелали отомстить Иоанну и наслали на него деревенского колдуна. Молодому человеку удалось выжить, но он ослеп.

После произошедшего Иоанн покинул отчий дом и поселился в обители Святого Ираклидия (в честь которого освящена вторая церковь монастырского ансамбля). В 22 года святой скончался, и его, возможно, забыли бы, если бы не случай, случившийся годами позже, когда странник, посетивший могилу Иоанна, чудом излечился от мучившего его недуга. Тут уж к могиле потянулся поток паломников, а над могилой святого построили церковь, в которой и по сей день сохраняются его чудотворные мощи.

Более древняя из двух церквей обители предположительно была построена в XI веке. Она освящена в честь святого Ираклидия, который был обращён в христианство апостолами Павлом и Варнавой в 45 году.

Купол старинной церкви опирается на четыре колонны, которые, в свою очередь, пристроены  к каменным стенам, украшенным изнутри росписями, некоторые фрагменты которых сохранились до наших дней. Например, в алтарном пространстве можно увидеть часть византийского орнамента и изображение коленопреклонённых монахов.

Внутреннее убранство храма обновляли в XIII веке, когда на стенах появились более свежие и эклектичные росписи, и в XIV столетии, когда в ходе ремонта характер стенописи утратил свою былую монументальность.

В наши дни в храме все ещё можно увидеть фрески XIII века: Воскрешение Лазаря, Распятие, Триумфальный Въезд Иисуса в Иерусалим и некоторые другие.

В куполе церкви находится изображение Христа Вседержителя в пурпурном хитоне, окружённого всей Небесной ратью, а на южном своде храма сохранилась фреска, изображающая Вознесение Христово.

К фрескам XV века относятся более 30 сохранившихся сюжетов из Нового Завета: Благовещение, Страсти Господни и др., а также фигуры святых и мучеников, в том числе Марины, Параскевы и Кириаки — почитаемых на острове женщин-святых.

Древний иконостас храма с византийским орнаментом, изображающим двуглавого орла, лузиньянского льва, франкского медведя и другие латинские рыцарские знаки, был изготовлен в XIII веке. Слева и справа от Царских Врат расположены иконы Архангела Михаила и Святителя Ираклидия.

Храм соединяется с церковью Иоанна Лампадиста, построенной в XII веке, при помощи арочного прохода, вырубленного в северной стене храма. Кроме того, с западной стороны церкви соединяет крытая галерея — своего рода общий нартекс.

Стены и своды храма Иоанна Лампадиста украшены росписями, а надписи на южной стене западного придела содержат информацию о художнике из Константинополя, который занимался созданием храмовых фресок.

Отдельное внимание в оформлении стен нартекса было уделено теме Страшного Суда и эпизодам из Ветхого Завета. На западной стене вестибюля можно увидеть 23 миниатюры, посвящённые церковным праздникам, причём расположены фрески в том порядке, в котором эти праздники отмечаются по церковному календарю.

Третья часть церковного монастырского ансамбля — латинская часовня XV века. Иконы, украшающие часовню, принадлежат к итало-византийскому стилю, для которого характерны изящество и золотое сечение. Фрески часовни выполнены настолько мастерски, что некоторые исследователи считают, что их автор был хорошо знаком с приёмами итальянской живописи и находился под влиянием флорентийского живописца Джотто.

Северная и южная стены часовни украшены изображениями Акафиста, прославляющего Богородицу, выполненными в византийской манере (каждой строфе песнопения соответствует своё иконографическое изображение, характеризующее букву греческого алфавита, с которой она начинается). Последней букве, «омеге», соответствует образ Богородицы с Христом на руках.

На восточной стене часовни можно увидеть фреску «Явление трёх ангелов Аврааму», которая представляет собой византийский аналог Святой Троицы.

На другой фреске изображён сюжет, рассказывающий о пророке Моисее, увидевшем горящий и не сгорающий куст, в центре которого светился лик Богородицы с Младенцем — одно из ключевых ветхозаветных преданий. Также в часовне представлена фреска, изображающая получение Моисеем десяти заповедей, написанных на каменных скрижалях.