Монастырь Архангела Михаила, старшего из небесных воинов, находится неподалёку от деревни Аналиондас в округе Никосия.

Есть несколько версий даты возникновения монастыря: согласно легенде, обитель появилась уже в XII веке, а греческие учёные, не опровергая эту дату, на основании архивных материалов говорят о том, что монастырь уже существовал в XV веке, и что именно в нём состоялось тайное заседание Священного Синода 1406 года. Так или иначе, нет никаких сомнений в том, что иконы и росписи, которые можно увидеть в монастыре, были созданы мастерами, жившими в XVII веке.

Первое письменное описание обители появилось благодаря русскому монаху и путешественнику Василию Григорович-Барскому. Он, а также кипрский летописец архимандрит Киприан, позволяют судить о том, что жизнь в монастыре не угасала в течение долгого времени.

Наиболее тяжёлыми моментами в истории монастыря Архангела Михаила можно назвать период латинской экспансии и время Османского правления. Невзирая на все сложности, обитель не только выстояла, но и сохранила уникальные предметы церковного искусства, посмотреть на которые съезжаются паломники со всего мира.

При архиепископе Хрисантосе в обители велись восстановительные работы по реконструкции главного храма, иконостаса и фресок, а также строительству новых келий и хозяйственных помещений. В конце XVIII века монастырь получил статус одного из самых зажиточных в Архиепископии, в которой в то время насчитывалось около 30 обителей.

На сегодняшний день главной достопримечательностью обители является храм, освящённый в честь Архангела Михаила.

Во время битвы ангелов с восставшим сатаной Люцифер, светлый ангел, столь возгордился, что воскликнул: «Я как Бог!». В ответ на это архангел возмущённо прокричал: «Кто как Бог?», что на древнеарамейском прозвучало как «Ми ха Ил?». Так небесный полководец и получил своё имя.

Главный храм, расположенный в центре внутреннего дворика обители, представляет собой однонефную сводчатую базилику с порталом, обрамлённым резной аркой и наружными стенами, укреплёнными контрфорсами.

Во внутреннем интерьере используется множество фресок и росписей, а при входе в церковь сразу бросается в глаза храмовая икона Архангела Михаила, о которой Василий Григорович-Барский отзывался с большим восхищением. Суровый и решительный Небесный воин в алом придворном одеянии всматривается вдаль, сжимая в руке тяжёлый меч. О его особой власти и могуществе напоминают крылья, диадема и медальон с образом Христа. На полях иконы изображены сцены чудес, явленных миру Архангелом: уничтожение войска ассирийского царя, спасение от огня трёх отроков, освобождение апостола Петра из тюрьмы и многие другие.

По Византийским канонам внутреннее пространство храма делилось на три уровня: росписи верхнего яруса храма повествуют о событиях, связанных с земной жизнью Христа, среднее пространство занимают образы Отцов Церкви, женщин-великомучениц, апостолов и раннехристианских святых, выписанных в полный рост, а нижний ярус традиционно оставляли свободным от фресок. В храме Архангела Михаила и сегодня можно увидеть настенные росписи среднего пространства нефа: Константина Великого и Елену с обретённым Истинным Крестом, святого воина Димитрия в зеленоватой мантии и кольчуге, поражающего копьём язычника Лия, святого Мамаса верхом на льве и с ягнёнком в руках и другие. На одной из фресок запечатлено преподношение архиепископом Хрисантосом в дар Спасителю мира храма во имя Архангела Михаила. Образы святых великомучениц Феклы, Варвары, Марины и Параскевы размещены на западной стене церкви, а в северной части нефа сохранились изображения Отцов Церкви, Святых воинов Мины и Георгия, святых целителей Космы и Дамиана, и врачевателя Пантелеймона.

На южной дверной арке храма можно увидеть фрески, выписанные искусными мастерами с использованием приёма персонификации. Они изображают три добродетели — Смирение, Милосердие и Целомудрие в образе женщин, подпирающих ногами человеческие пороки. Две слившиеся воедино фигуры в белом олицетворяют Любовь, пришедшую в мир вместе с Иисусом.

Двухъярусный иконостас храма украшен резьбой и позолотой. Иконы местного ряда обрамлены кружевным фризом, а праздничный ярус и Царские Врата украшены полукруглыми арками, символизирующими небесный свод. На нижней декоративной панели иконостаса выписаны Орудия Страстей: Крест, Копие, Трость с губкой, пропитанной уксусом, и Терновый Венец.

Под иконой Богородицы изображён семисвечник. Семь — число церковных Таинств, печатей таинственной книги, ангельских труб и чаш Гнева Божиего.

Сравнительно недавно, при настоятельнице Марии, сёстры возвели в монастыре новую церковь, посвящённую Владыке Нектарию, основавшему женский монастырь на острове Эгина в Греции. В храме, отделанном с использованием натурального дерева, царит атмосфера спокойствия и уюта.

Также на территории монастыря есть целительный источник, украшенный мозаичным панно, и портал с образами Михаила, Рафаила и Гавриила.