Монастырь Апостола Варнавы расположен неподалёку от древнего города Саламин, столицы древнего Кипра. С 1974 года территория, на которой расположена обитель, находится под контролем Турецкой Республики Северного Кипра.

Святой Варнава — одна из важнейших фигур для Кипрской Церкви, ведь именно он и его спутник Павел первыми проповедовали христианство на Кипре. Варнава происходил из иудейской общины. Однажды, во время учёбы в Иерусалиме, он стал свидетелем чуда, которое совершил Христос, и объявил себя Его последователем. Когда же Варнава стал проповедником, многие люди следовали за ним, чувствуя, что в нём заключена особая сила и считая её Святым Духом.

В 45 году Павел и Варнава высадились у берегов Саламина и начали своё путешествие по острову, неся его жителям слова благовестия. Однажды Слово Божие пожелал услышать проконсул Сергий Павел, мудрый римлянин, который проникся речами и деяниями проповедников и сделал Кипр первой христианской провинцией Римской империи.

Не только это важнейшее деяние апостола Варнавы вошло в историю. В 50 году, когда он проповедовал Слово Божие в синагогах острова в сопровождении Марка, ему решил отомстить иудейский волхв Елима, обиженный на то, что когда-то не сумел отвратить Сергия Павла от речей апостолов. Он настроил толпу фанатиков против Варнавы, и с наступлением вечера те схватили его и забросали камнями, а потом попытались сжечь тело. Ночью Марк вытащил тело апостола из костра и, втайне от всех, похоронил его на западной окраине города Саламина.

И после смерти Варнава продолжал заступаться за Кипрскую церковь. В V веке Пётр Кнафей, антиохийский Патриарх, хотел присоединить её к своему престолу на том основании, что апостол Варнава принёс Слово Божие обеим Церквям, а после раздела Римской империи Кипр попал в подчинение Антиохии.

Легенда гласит, что после заявления Кнафея Варнава явился во сне епископу Кипра Анфемию и объяснил ему, где искать собственную могилу. Анфемий нашёл захоронение и извлёк из могилы апостола Евангелие от Матфея, с которым он был похоронен. В Константинополе Анфемий показал свою драгоценную находку византийскому императору Зенону, который повелел Священному Синоду разрешить спор двух Церквей. В результате, Кипрская церковь получила не только независимость, но и три важных императорских привилегии: Архиепископ Кипра смог расписываться красными чернилами, носить пурпурную мантию и императорский скипетр, а Предстоятель Кипрской Церкви получил титул Блаженнейшего.

Считается, что именно Анфемий, вернувшись на остров в 477 году, возвёл на месте захоронения апостола Варнавы храм в его честь, вокруг которого вскоре возник монастырь. Английский исследователь Джорж Джеффери полагает, что тёмно-зелёная мраморная колонна, которую сегодня можно увидеть в северной стене церкви, — это часть той самой древней постройки.

По мнению учёных, крестово-купольная церковь появилась в обители в X веке. Эта сводчатая базилика, трижды пересечённая трансептами, была увенчана тремя куполами и украшена тремя полукруглыми апсидами на востоке. Три церковных придела были сформированы при помощи семи колонн квадратной формы, а между арками трансептов располагались узкие проходы. Однако сегодня мы можем видеть лишь два купола, так как из-за разрушений храм был перестроен.

Точные даты проведения восстановительных работ неизвестны, но из надписи у западного портала мы понимаем, что реконструкция, начавшаяся в 1674 году, продолжалась в течение 16 лет. А из путевых записок путешественника Василия Григоровича-Барского известно, что в 1735 году обитель произвела на него удручающее впечатление, и куполов у храма в тот момент уже оставалось два.

Монументальные фрески южной парабемы справа от входа в церковь, написанные братьями Харитоном, Стефаном и Варнавой, описывают историю борьбы Кипрской церкви за независимость. Здесь представлены такие сюжеты как благословение епископа Анфемия апостолом Варнавой, обретение мощей святого апостола и вручение Зенону легендарного Евангелия от Матфея.

В северной парабеме можно увидеть образы почитаемых на острове святых: Иоанна Хрисостома, апостола Иакова Праведного, святого Великомученика Саввы, праведника Кендея, святого римского воина Леонтия, Великого пустынника Преподобного Онуфрия и женщин-великомучениц Феклы, Марины и Варвары.

В центральном нефе храма расположен трёхъярусный резной иконостас. Его карнизы и панели украшены геометрическим и цветочным орнаментами, стилизованными пальметтами и расписаны традиционными красным, синим, зелёным и золотым цветами. Наиболее ранние образы, представленные в трёх рядах иконостаса, например, икона Иоанна Спасителя, датируются XVIII веком.

После того, как в результате событий 1974 года, разделивших остров на две части, монастырь оказался на Турецкой территории, жизни в обители угасла. Сегодня в главном храме находится Музей икон, в котором экспонируются объекты, найденные в церквях и монастырях Северного Кипра, а в бывших жилых помещениях и кельях представлены археологические находки различных эпох.

Над гробницей апостола Варнавы, расположенной рядом с монастырём, возведена небольшая часовня. И, хотя споры о месте захоронения апостола ведутся до сих пор, многие верят, что именно здесь, в саркофаге, накрытом красной плащаницей, сберегаются нетленные мощи святого.