Кино | 77

«Do You Like Scary Movies?»: история фильмов ужасов

«Do You Like Scary Movies?»: история фильмов ужасов

Совсем недавно мы делали для вас подборку фильмов на Хэллоуин. Помимо традиционных фильмов ужасов, среди них были и комедийные ужастики, и пародии, и мультфильмы с элементами хоррора, и даже мюзикл один был. А сколько было ужастиков в нестандартной новогодней подборке — хотя тема совсем неподходящая! Но подождите: разве хорроры — это не кровь, монстры и немотивированная агрессия? Когда фильмы «низкого жанра» стали настолько разноплановыми, а во многих случаях превратились в остросоциальный комментарий? Ответ на эти вопросы — в нашей статье.

История ужаса как жанра имеет древнюю историю, а его корни уходят в фольклор и религиозные традиции. Первые хорроры рассказывали о злодеяниях ведьм, призраков, демонах. В Средние века на жанр значительно повлияла религия, и в историях сатанинское зло противопоставлялось божественному добру. Много историй рассказывали и об ужасах, творимых реальными личностями — имена Влад Цепеш и Елизавета Батори вам о чем-нибудь говорят?

В 18 веке сформировался жанр готического романа, который развивался в основном в англоязычной литературе. Первый готический роман «Замок Отранто» ХорасаУолпола (1764) предопределил основные черты жанра: фаталистическое предначертание, явление оживших мертвецов, призраков, потусторонних сил, неупокоенных душ. Сама книга Уолпола была мистификацией: «Замок Отранто» опубликовали как перевод итальянского романа, изданного в 1529 году в Неаполе, а сама история происходила во времена крестовых походов.

Жанр стал настолько популярен, что уже в конце 18 века появился первый роман, высмеивающий готическую литературу — «Нортенгерское аббатство» Джейн Остин, опубликованный только в 1817 году. Спустя год выходит одно из самых знаменательных готических произведений, роман главной бунтарки начала 19 века и матери научной фантастики Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».

Макабр был популярен не только в прозе, но и в поэзии: баллады о жутких гостях с того света писали Гёте, Скотт, Кольридж. Сохраняли мрачную эстетику и более поздние авторы: Эдгар По, Стивенсон, Диккенс, Уайлд и Брэм Стокер, основатель другого поджанра ужасов — романа о вампирах.

Во второй половине 19 века роман ужасов был тесно переплетен с научной фантастикой («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», «Человек-невидимка») — возможно, связано это было с ужасом викторианского общества перед новыми технологиями, стремительно меняющими мир. Тогда же окончательно сформировалась литература ужасов, использующая вполне определенные приемы.

В начале 20 века печать книг стала дешевой, что привело к резкому росту литературы ужасов. Значительно на жанр повлияла и желтая пресса, подробно освещавшая дела серийных маньяков — начиная с Джека-Потрошителя, совершавшего свои убийства в конце 19 века, так и оставшегося загадкой для всего мира. Такие писатели, как Блох, Блэквуд, Лавкрафт, Ширли Джексон стали считаться классиками ужаса. Современные представители жанра — Кинг, Кунц, Левин, Страуб, Данилевский, Райс.

Разумеется, только-только зародившееся в конце 19 века киноискусство не могло обойти стороной жанр с такой богатой историей, который словно был создан для кинематографа и ждал своего звездного часа. Визуализация самых потаенных человеческих страхов с помощью кинокамеры стала многообещающим инструментом для развития жанра.

Конечно, прежде всего, стоит учитывать, что фильм ужасов — как и любое другое произведение ужасов — неотделим от контекста. Хорроры не существуют в вакууме — это отражение тех страхов и тревог, которые терзают общество как с древних времен, так и в определенный момент. Как пример — голливудские фильмы ужасов 50-х годов, которые отражали страх американской общественности того времени перед ядерной войной, радиоактивным загрязнением и вторжением зловещего внешнего врага, чаще всего олицетворявшего СССР.

Но мы немного забежали вперед.

В какой-то степени, первым фильмом ужасов можно назвать первые работы братьев Люмьер. Ожившие картинки движущегося прямо на зрителей поезда из «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота» (1896) так ужасали зрителей, что, по свидетельствам, некоторые падали в обморок. Кинематограф для людей того времени был сродни волшебству, превращающему многоцветную шумную реальность в серое царство вечной тишины. Вот что писал об этом Максим Горький, побывавший на фильме «Прогулка в Париже» (1896):

«Как страшно там быть, если бы вы знали! Там звуков нет и нет цветов. Там всё — земля, деревья, люди, вода и воздух — окрашено в серый, однотонный цвет, на сером небе — серые лучи солнца; на серых лицах — серые глаза; и листья деревьев и то серы, как пепел. Это не жизнь, а тень жизни, и это не движение, а беззвучная тень движения.

[…]

Их улыбки так мертвы — хотя их движения полны живой энергии, почти неуловимо быстры, их смех беззвучен — хотя вы видите, как содрогаются мускулы серых лиц. Перед вами кипит жизнь, у которой отнято слово, с которой сорван живой узор красок; серая, безмолвная, подавленна, несчастная, ограбленная кем-то жизнь.

Жутко смотреть на неё — на это движение теней, и только теней. Вспоминаешь о привидениях, о проклятых, о злых волшебниках, околдовавших сном целые города, и кажется, что перед вами именно злая шутка Мерлина».

Кадр из фильма «Замок дьявола» (1896)

Но настоящий первый фильм ужасов, созданный именно ради того, чтобы напугать, — «Замок дьявола» (1896). Режиссер фильма Жорж Мельес — пионер кинофантастики, чьи эксперименты со спецэффектами стали настоящим прорывом для всего кинематографа. В своей студии Star Film Мельес работал над улучшением кинокамеры и изобретением различных приемов для создания спецэффектов. Он первым использовал раскадровку и сценарий фильма, двойную экспозицию, покадровую съемку и многое другое.

Фильмы ужасов начала 20 века были в основном экранизациями классических готических романов — «Фауст и Мефистотель» (1903), «Доктор Джекил и мистер Хайд» (1908, увы, утерянный), «Франкенштейн» (1910), «Студент из Праги» (1913), а благодаря развитию технологий фильмы становились длиннее. Конечно, консервативная общественность неодобрительно относилась к хоррорам. Так, «Франкенштейн» был признан опасным, подрывающим общественную мораль. Впрочем, в те времена много что вызывало неодобрение публики — как вы можете помнить по этой статье, даже весьма целомудренный по современным меркам фильм «Поцелуй» вызвал резко негативную реакцию.

Но театральность первых фильмов ужасов быстро канула в небытие. Причиной тому стала Первая мировая война. Сложно было напугать исчезающими в дымке почти карикатурными монстрами людей, которые прошли через ужасы войны. Применялись новые художественные приемы, наводящие страх, появились новые образы. Несмотря на навязанный нам образ беззаботных «Ревущих двадцатых», на самом деле это было тяжелое время. Фильмы снимали ветераны, для которых кинематограф стал способом исполнить навязчивое желание снова и снова пережить военную травму. Как сказал Скотт Пул, автор книги «Wasteland: The Great War and the Origins of Modern Horror» (2018): «Ужас — это язык травмы».

Если фильмы начала 20 века, основываясь на готических романах, сакрально относились к смерти и умершим, то кино после войны изображало тело как пустую оболочку, куклу. Особенно ярко это проявилось в фильмах «Кабинет доктора Калигари» (1920) и «Кабинет восковых фигур» (1924).

При том, что в новых хоррорах история ставила под сомнения реальность и здравый рассудок персонажей, параллельно шла тенденция к более реалистичному отображению мира в кино. Создатели уходили от театральных декораций к съемкам на натуре, что привело к другим проблемам — естественное освещение не давало возможности контролировать тени, блики, темноту. Ночные съемки были дорогими и технически сложными. Поэтому многие фильмы были сняты при дневном свете, а после — вручную раскрашены в темный цвет. Этот прием использовали, например, в «Носферату, Симфония ужаса»(1922).

Кадр из фильма «Носферату, Симфония ужаса» (1922)

Фильм «Ведьмы» (1922) датского режиссера Бенджамина Кристенсена выделялся на фоне современников не только своим смешением реальных фактов и сказочных мотивов, но и почти скандальным изображением народных суеверий, окружающих ведьм: женской наготы, рождением демонов и даже — стыдоба-то какая! — женщин, склонившихся, чтобы поцеловать дьявола в зад. Разумеется, вокруг фильма ходило множество скандальных слухов (тем более, сам режиссер сыграл соблазняющего женщин «языкастого» демона), и он был запрещен за пределами Скандинавии.

Конечно, не менее важным в создании фильмов ужасов был грим. Актеры и гримеры изощрялись, пытаясь создать наиболее пугающих монстров. Но королем грима в 20-е годы по праву был Лон Чейни-старший, «Человек с тысячей лиц». Он настолько преуспел в искусстве грима, что его было не узнать за его персонажами. Сын глухих родителей, Чейни с раннего возраста научился выражать эмоции с помощью языка тела. Однажды он сыграл несколько разных ролей в одном фильме. Большинство фильмов с его участием, к сожалению, утеряны, но уцелели два главных фильма в его карьере. В «Горбуне из Нотр-Дама» (1923) он сыграл Квазимодо — роль, о которой он мечтал долгие годы — еще один карикатурный монстр, очеловеченный безответной любовью.

«Призрак оперы» (1925), где Чейни сыграл Призрака, стыдящегося своей обезображенной внешности, был не так успешен, как «Горбун», но все равно был популярен. Его персонажи, внешне уродливые, но обладающие внутренним достоинством, вызывали сочувствие у публики, несмотря на их сомнительные поступки. Лон Чейни мог стать классическим воплощением Дракулы, но он умер он рака во время съемок в 1930-м году. Его заменил Бела Лугоши.

В конце 20-х годов наступил конец эпохи немого кино — появились первые фильмы со звуком, которые задвинули «тихие» фильмы в дальний угол. В какой-то степени это была потеря — фильмы без звука были похожи на сон, который зрители смотрели все вместе, а ужасы — на сюрреалистический кошмар, в который мы случайно попали. Конечно, немые фильмы не исчезли навсегда — их продолжают снимать, но теперь это в большей степени фестивальное кино, чем рассчитанное на широкую публику (например, «Зов Ктулху» 2005 года). Но некоторые фильмы, вроде «Тихого места» (2018), хоть и не являются полностью немым кино, но используют тишину в качестве художественного приема для нагнетания напряжения.

С другой стороны, звук в кино добавил возможностей для создания атмосферы ужаса. Фильмы перестали быть символичными, стали более реалистичными, хотя все еще больше походили на сказку. Удивительно, Великая депрессия, случившаяся в те времена, стала толчком для развития фильмов ужасов — они стали формой эскапизма, к которой обращались люди в надежде забыть о своих проблемах. И, несмотря на большие затраты на производство, хорроры снимали чаще — они приносили деньги.

Кадр из фильма «Невеста Франкенштейна» (1935)

Неудивительно, что именно в это время появилась классическая серия фильмов от студии Universal, снятая в течение 30-х-50-х годов, — «Монстры Universal». Это «Дракула» (1931), «Франкенштейн» (1931), «Мумия» (1932), «Человек-невидимка» (1933), «Лондонский оборотень» (1935), и многочисленные сиквелы о возвращениях, сыновьях, дочерях и прочих родственниках монстров. Это время было названо Золотым веком ужаса, и многих создателей кино влекли эти мрачные сказки, где можно было нарушить множество табу — моральные, психологические, сексуальные. Что есть, по-вашему, вампирский укус в шею жертвы, если не скрытый эротизм? Оу, май!

Но именно эти нарушения, допустимые в фильмах ужасов и низкобюджетном кино, привели к государственной цензуре в кинематографе — созданию кодекса Хейса в 1930 году. Уже в 1934 году он стал обязательным для фильмов, которые предназначались для широкого проката, а отменили его только в 1967 году. Конечно, многие творцы тех времен, которые хотели попасть в широкий прокат, научились представлять запретные темы в виде метафор, с помощью игры теней или тончайших намеков. Это, кстати, иронически было обыграно в «Да здравствует Цезарь!» (2016), когда группа сценаристов — тайных коммунистов — раскрывает, как тайно вписывает комми-пропаганду в свои фильмы.

В те же 30-е года, благодаря доктору Франкенштейну, которого сыграл Колин Клайв, появился образ Безумного доктора — горделивого человека, решившегося бросить вызов самому Богу, чьи создания обращались против него самого. Это было реакцией сценаристов и режиссеров Голливуда популярной в то время евгеники — учении о селекции применительно к человеку, которая стала устойчиво ассоциироваться с нацистской Германией. Но пик популярности образа пришелся на начало 40-х годов, уже после принятия кодекса Хейса. Противопоставление науки и религии — и наука проигрывала — в кино стало преобладать над борьбой сверхъестественного существа и человека («Доктор Циклоп», 1940; «Обезьяна», 1940; «Доктор Джекил и мистер Хайд», 1941; серия фильмов о женщине-обезьяне Пауле, 1943-1945).

Другое популярное направление хорроров в то время — фильмов об оборотнях («Человек-волк», 1941) — было своего рода голливудским «f**k you» в сторону нацизма. Волк — животное, которое было синонимом к слову хищник, опасный, не щадящий никого зверь. Интересно, что имя Адольф происходит от двух древненемецких слов — «благородный» и «волк». Да и сам Гитлер постоянно сравнивал себя с волком, а также добавлял это слово в названия различных военных операций.

Кадр из фильма «Человек-волк» (1941)

В противовес падающим по качеству сиквелам про монстров Universal выходили фильмы студии RKO Pictures — «Люди-кошки» (1942), «Похитители тел» (1945), «Незваные» (1944). Эта же студия выпустила один из первых зомби-хорроров «Я гуляла с зомби» (1943), которые еще называют «Джейн Эйр с вуду», ведь создатели черпали вдохновение в романе Шарлотты Бронте. Конечно, этот фильм далек от наших представлений о зомби-хоррорах, но его угнетающая атмосфера и экзотическая обстановка выделяют «Я гуляла с зомби» среди прочих фильмов поджанра.

По сравнению с предшественниками из 40-х годов, фильмы пятидесятых заметно отличались. Мир после Второй мировой войны был совершенно другим. Сказочные монстры уже не пугали — зрители хотели смотреть фильмы ужасов, отображающие их повседневную жизнь. Страхи у людей также поменялись: как мы уже говорили ранее, общество времен холодной войны жило в ожидании ядерной войны, вторжения коммунистов, а эти настроения активно подогревались политиками, которым это было на руку.

Поменялось отношение к науке — если раньше новые технологии вызывали отторжение у людей, связанное с религиозными убеждениями, то война показала, что неважно, насколько храбры герои, современная техника зачастую перевешивала на чаше весов — хоть и продолжала пугать. Другим наследием войны стал страх перед НЛО. Инопланетяне — это пережиток военного времени, когда летящий объект в первую очередь означал смерть и разрушения (кстати, первое зарегистрированное наблюдение летающей тарелки произошло 24 июня 1947 года). Многие ужастики обыгрывали идею вторжения инопланетян («Оно пришло из открытого космоса», 1953; «Вторжение похитителей тел», 1956).

В пятидесятые фильмы ужасов стали уходить в категорию Б. Хорроры стали уделом аутсайдеров, которые наслаждались сценариями, в которых разрушалась нормальная жизнь отвергнувшего их общества («Капля», 1958; «Нападение гигантских пиявок», 1958; или любой хоррор Эда нашего Вуда), и подростков. Именно они стали основной аудиторией кинотеатров drive-in. Подростков мало заботили художественные особенности фильма, проработанный сценарий или развитие персонажей — им нужны были острые ощущения, какая-никакая любовная история, жестокие убийства и, если цензоры пропустят, немного обнаженки. Именно тогда стал складываться стереотип, что ужастики — это для подростков. Снимались фильмы, нацеленные именно на эту аудиторию — «Тинглер» (1959), «Дом ночных призраков» (1959).

Кадр из фильма «Тинглер» (1959)

Удивительны были монстры, оживавшие на экране в то время. Это были уже не привычные зрителям вампиры, оборотни или призраки. Киномонстры начала 50-х — это животные, которые случайно попали под воздействие новых технологий (чаще всего — радиоактивного излучения). Их генетика причудливо менялась, они либо невероятно увеличивались в размерах («Они!», 1954), либо уменьшались («Муха», 1958). Иногда технологии заводили людей туда, куда им не стоило лезть, и пробуждали существ, которых не стоило будить («Чудовище с глубины 20000 саженей», 1953; «Тварь из Черной Лагуны», 1954).

Все эти фильмы требовали работы профессионалов в области спецэффектов, и самым известным был Рэй Харрихаузен. Благодаря ему появились на свет фильмы «Это прибыло со дна моря» (1955), «Земля против летающих тарелок» (1956) и многие другие. Работы Харрихаузена вдохновляли известных кинематографистов — Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, Тима Бертона, Питера Джексона, Джей Джей Абрамса и Уэса Андерсона.

Другая новинка, которая привлекла людей в кинотеатры — 3D-фильмы. Появившаяся еще в 20-е годы технология в 50-е стала настоящим хитом. Забавно, что изначально ее использовали для привлечения внимания к фильмам категории Б, а в наше время пометка 3D удваивает стоимость билета. «Дом восковых фигур», снятый в 1953 году, стал первым фильмом в истории, озвученным в стерео.

Вместо консервативных 50-х пришли более раскрепощенные 60-е. Время было напряженное — Кубинский кризис, война во Вьетнаме, борьба за гражданские права. Возникло движение хиппи, произошла сексуальная революция. Все это отразилось в фильмах ужасов. С одной стороны, они стали своего рода предостережением для молодежи об опасностях отрицания традиционных устоев.

Ряд фильмов о привидениях, вышедших в те годы, можно отнести к таким предупреждениям — «Призрак дома на холме» (1963), «Невинные» (1961), «Карнавал душ» (1962). Персонажи начинали свою историю со скепсиса, рационализируя происходящие с ними жуткие события, но постепенно нагнетающаяся обстановка приводит их к паническому ужасу, знакомый мир распадается на части, оказываясь не тем, чем виделся. Как бы герой не сопротивлялся, победят сверхъестественные силы. Это словно предупреждение или наказание для молодежи (в большей степени — все более эмансипированным женщинам; все чаще главными персонажами ужастиков становятся именно они) за отказ от старых устоев.

Кадр из фильма «Карнавал душ» (1962)

С другой стороны, свобода в умах предоставила свободу кинотворцам. В 60-е началось ослабление государственной цензуры вплоть до отмены кодекса Хейса в 1968 году. Чем дальше двигалось общество, тем слабее становился страх перед ядерной войной. Радиоактивные монстры из 50-х уже смотрелись нелепо. Аудитория желала видеть более реальный ужас, пришедший не извне, а более правдоподобного монстра, прятавшегося все это время рядом. Можно сказать, что ужастики стали не способом замаскировать реальность, а скорее зеркалом, которое карикатурно отображало нашу реальность, меняло мышление, ломало стереотипы и отменяло запреты.

Кинодеятель Роджер Корман («Преждевременные похороны», 1962; «Гробница Лигейи», 1964) — один из тех, кто быстро понял, куда ведут новые веяния. Он снял больше сотни фильмов категории Б, в основном — хорроры и боевики. Он раскусил идеальную формулу любого ужастика (кровавая смерть + красивая героиня + немного пугающего грима + юмор) и успешно ее применял. Корман с невероятной скоростью снимал фильмы, получая достаточно денег, чтобы была возможность вложиться в следующие проекты. Благодаря работе с ним началась карьера многих голливудских звезд (Джеймс Кэмерон, Джек Николсон, Фрэнсис Форд Коппола).

Не стоит забывать и о фильме, который называли одной из ключевых работ 20 века — «Психо» (1960) Альфреда Хичкока. Нагло нарушавший многие правила кодекса Хейса, фильм стал безусловным хитом и отправной точкой для жанра слэшер. Другим большим хитом 60-х был фильм «Ночь живых мертвецов» (1968), показавший, что хорроры могут быть не просто отображением реальности, но и жестоким социальным комментарием. Люди едят мозги других людей — это ли не прекрасная метафора?..

Кадр из фильма «Ночь живых мертвецов» (1968)

Особняком от двух полюсов стоят фильмы кинокомпании Hammer Film Productions, основанной в 1934 году («Зло Франкенштейна», 1964; «Невесты Дракулы», 1960; «Проклятие гробницы мумии», 1964). Ее успех пришелся именно на 60-е, когда компания стала снимать ремейки классических ужастиков 30-х годов, разбавляя классические сценарии полуэротическими сценами. Главными звездами студии были Питер «Гранд-мофф Уилхафф Таркин» Кушинг и Кристофер «Саруман Белый» Ли. Фильмы студии доказали, что ужастики могут смотреть не только подростки, но и их родители.

70-е, после революционных и обнадеживающих 60-х, запомнились как Эпоха депрессии. Распад The Beatles, жестокое преступление семьи Чарльза Мэнсона, спорное правление Ричарда Никсона, нефтяное эмбарго 73 года, рост наркотических зависимостей среди населения — все это не обещало радужных перспектив. Но, чем сложнее времена, тем интереснее фильмы ужасов.

В первую очередь это десятилетие было временем расцвета слэшеров, несмотря на то, что прообраз слэшэров — «Психо» — вышел в 60-е. Интересно, что изначально слэшэры снимали в основном в Италии в 60-е, но называли их джалло. Характерными особенностями джалло были маньяки, чьи лица скрывались за маской, показ убийства как бы с точки зрения убийцы, много крови и эротики. Еще у фильмов часто были невероятно длинные и абсолютно нелепые названия: «Шесть женщин для убийцы» (1964), «Что эти странные капельки крови делают на теле Дженнифер?» (1972, в России вышел под названием «Ирис в крови»), «Твой порок — это закрытая комната, и только я обладаю ключом к ней» (1972, в России название перевели как «Глаз черного кота»). В какой-то степени фильмы джалло напоминали классические детективы закрытого типа как у Агаты Кристи — маньяк обычно оказывался одним из главных героев, и его мотив открывался под конец.

Джалло стал популярным в Голливуде после жестокого убийства актрисы Шэрон Тейт и ее гостей в собственном доме семьей Мэнсона в 1969 году. Дом стал небезопасным — в любой момент в него мог ворваться безумец и убить его обитателей, а полиция либо не успеет, либо не захочет помогать. На этом новообретенном страхе играли сценаристы и режиссеры — так появились «Черное рождество» (1974), «Техасская резня бензопилой» (1974) и «Хэллоуин» (1978), подаривший нам типаж Последней девушки. Последняя девушка (Finalgirl) — последняя выжившая героиня, которая сталкивается со злодеем в финальной схватке. Ее выживание, как правило, это «подарок» ей от сценариста за ее «моральное превосходство» — отказ от секса, наркотиков или алкоголя.

Первая Finalgirl Джейми Ли Кертис в фильме «Хэллоуин» (1978)

После отмены цензуры в кино у многих киноделов появилась возможность добавить религиозные мотивы в свои фильмы («Плетеный человек», 1973; «Элис, милая Элис», 1976; «Кэрри», 1976). Конечно, различные группы верующих объявляли таким фильмам бойкот, но для хорроров пометка «Не одобрено» на плакате от религиозных организаций были скорее знаком почета, чем причиной для стыда.

Конечно, к реальным религиозным учениям хорроры на религиозную тематику относились примерно так же, как «Меч короля Артура» (2017) Гая Ричи к реальной истории Великобритании. Образ дьявола, демона, описание различных ритуалов каждый интерпретировал на свой вкус, насколько позволяла фантазия автора, словно хотел отыграться за свое строго религиозное воспитание. Разумеется, эротизм был обязательным пунктом программы — а иначе что это за нансплойтейшн такой?

Многие хорроры 70-х эксплуатировали тему «одержимых» родственников. За этим стояло опасение конца традиционной семьи из-за изменения ролей мужчин и женщин. Вместо Маньяка, Который Пришел За Тобой, злодеем становился один из самых близких людей — один из родителей («Сияние», 1980; «Отродье», 1979), брат или сестра («Элис, милая Элис, 1976; «Хэллоуин», 1978), муж или жена («Степфордские жены», 1975), ребенок («Омен», 1976; «Изгоняющий дьявола», 1973; «Оно живо», 1974). Такие ужасы показывали, что трагедия одной семьи может быть напряженной и пугающей.

Не все хорроры 70-х были о сексуальных монашках или злых детях. Отправились в свободное плавание творцы, выросшие на классических фильмах ужасов, прекрасно разбиравшиеся в особенностях жанра, но при этом готовые использовать новые технологии, чтобы вдохнуть жизнь в старые сюжеты. Например, «Челюсти» (1975) Стивена Спилберга, по сути, хоррор, который идеально вписался бы в список фильмов 50-х о радиоактивных монстрах, но бόльшая свобода творчества по сравнению с пятидесятыми, более развитые технологии и свежие для того времени художественные приемы вкупе с мастерским нагнетанием саспенса сделали фильм одним из первых голливудских блокбастеров.

Кадр из фильма «Нечто» (1982)

Если в 70-е использование технологий в хоррорах была аккуратным, осторожным, то в 80-е кинематографисты, словно распробовав вкус визуальных эффектов и современной аниматроники, стали активно использовать их в своих проектах. Монстры оставались теми же, только они вышли из тени: инопланетяне из «Чужого» (1979) и «Нечто» (1982), оборотни из «Американского оборотня в Лондоне» (1981) и призраки из «Сияния» (1980) и «Кошмара на улице Вязов» (1984).

Вернулись в строй зомби — сначала в качестве блестящей сатиры на общество потребления, как в фильме «Рассвет мертвецов» (1979), заканчивая потрясающей пародией на жанр от Питера Джексона «Живая мертвечина» (1992). Между этими двумя фильмами сияла серия «Зловещие мертвецы» (1981 — первый фильм; 2018 — последний сезон сериала-сиквела).

С распространением СПИД и ВИЧ (как через секс, так и через небезопасные инъекции у наркоманов) и развитием генных технологий появилась новая фобия — страх того, что находится внутри нас. Этот страх нашел свое отражение в боди-хоррорах («Общество», 1989; «Видеодром», 1983; «Восставший из ада», 1987), удачно пересекаясь с развитием спецэффектов, позволяющих показать на экране все темные извращенные фантазии об изуродованной плоти. Например, фильм «Муха» (1986) Дэвида Кроненберга, ремейк классического хоррора 1958 года, — метафорическое предупреждение об опасностях наркомании. Герой Джеффа Голдблума, изобретатель машины для телепортации, проводит неудачный эксперимент, в результате чего его гены перемешиваются с генами насекомого. Вдохновленный приобретенной сверхсилой, он не сразу замечает, как его тело начинает распадаться на части, превращая его в нечто отвратительное.

Видя успех своих проектов, студии быстро приходят к довольно логичному выводу — нужно снимать сиквелы. Это уже знакомые персонажи, сеттинг и история, можно сильно не заморачиваться с маркетингом — знакомые лица на афише в знакомых ролях точно привлекут зрителей в кинотеатры. Конечно, это была не новая концепция — сиквелы снимал еще Жорж Мельес в 1904 году к своему фильму «Путешествие на Луну» (1902), а про студию Universal в 40-50-е мы уже говорили.

Кадр из фильма «Зловещие мертвецы 2» (1987)

Но, как мы все знаем, большое количество сиквелов в итоге ведут к паразитированию на когда-то интересной истории, разрушая ее. Неисчислимые продолжения «Чужого», «Психо», «Кошмара на улице вязов», хоть иногда и были сделаны качественнее с точки зрения спецэффектов, но по содержанию были пустышками. Конечно, не каждый сиквел плох — иногда они превосходят оригинал (привет вторым «Зловещим мертвецам»!), но в случае с хоррорами это скорее exceptio probat regulam in casibus non exceptis — исключение, подтверждающее существование правила. К концу 80-х казалось, что жанр зашел в тупик, — все, что производилось, это ремейки и сиквелы сиквелов, помноженные на новые сиквелы.

Эпидемия сиквелов и ремейков захватила и 90-е («Дракула Брэма Стокера», 1992; «Джейсон отправляется в ад: Последняя пятница», 1993). Но, конечно, тем ярче выделялись на фоне уже надоевших героев новые злодеи — умные серийные убийцы. Если в 70-80-е серийные убийцы больше походили на стихийное бедствие, то маньяки нового поколения — хитрые, часто — харизматичные и притягательные хищники, которые действуют по тщательно продуманному плану («Молчание ягнят», 1991; «Семь», 1995). Подогревали популярность этих фильмов различные криминальные передачи, основанные на реальных событиях. Но и такие фильмы было легче снимать — не требовались дорогие спецэффекты, иногда достаточно было хорошо построенной атмосферы ужаса.

Тем временем плавно, но неумолимо приближалось новое тысячелетие, вызывая страх у людей — что оно нам принесет? Наступит ли оно вообще? Многие религиозные лидеры ожидали Армагеддона и пришествия Христа и Антихриста. Кто-то строил бункер и запасался едой, кто-то обратился к вере. Исследовали эту тему и режиссеры в своих фильмах, размышляя о смерти, посмертии и конце света, — «Шестое чувство» (1999), «Лестница Иакова» (1990), «Кэндимэн» (1992), «В пасти безумия» (1995), «Другие» (2001), различные фильмы о вампирах («Интервью с вампиром», 1994; «Блэйд», 1998).

Но, тем не менее, жанр постепенно затухал. Ужасам нужна была встряска, и такую встряску организовал Уэс Крэйвен — и самое ироничное здесь то, что это был очередной сиквел. «Кошмар на улице Вязов 7: Новый кошмар» (1994) пародирует то, во что превратилась франшиза и сам Фредди — не пугающий злодей, а костюм с безвкусными фразочками, которые восьмилетние дети носят на Хэллоуин, а сами персонажи — всего лишь персонажи, действующие не как живые люди, а исключительно по законам жанра. Но этот фильм был лишь предисловием, которое подготовило зрителей к настоящему прорыву — «Крику» (1996), и у создателей хорроров открылось второе дыхание. Посыпались фильмы вроде «Городские легенды» (1998) и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» (1997), но они не смогли повторить успех «Крика». Был ли фильм в этом виноват? Кто знает.

 Новый кошмар» (1994)

Кстати, о ремейках. Благодаря интернету, уже с середины 90-х фанаты хорроров узнали, какими ужастиками богаты другие страны. И тогда, помимо аниме, мир открыл для себя японские фильмы ужасов («Звонок», 1998; «Проклятие», 2002), которые стали настолько популярны, что Голливуд просто не смог обойти их стороной. Темой для японских фильмов ужасов чаще всего становились мстительные призраки, и причина тому — система верований в стране, согласно которой мир духов находится совсем рядом с нами, и сталкиваемся мы с ним каждый день, сами того не замечая.

Вообще, конечно, первые фильмы ужасов в Японии сняли еще в 1898 году («Shinin no Sosei» и «Bake Jizo»), но, к сожалению, они были утеряны. Первые японские фильмы ужасов, которые появились в прокате в США, — «Женщина-демон» (1964) и «Кайдан» (1964). Интересный факт: маска демона из фильма «Женщина-демон» так впечатлили Уильяма Фридкина, что он использовал ее черты для создания образа демона в «Изгоняющий дьявола». Азиатский хоррор-кинематограф подарил нам множество качественных фильмов: «Кинопроба» (1999), «История двух сестер» (2003), «Пульс (2001), «Темные воды» (2002), из недавних — корейский зомби-хоррор «Поезд в Пусан» (2016). История азиатских (в первую очередь — японских) фильмов ужасов, как и в целом кинематографа не просто интересна, но и в какой-то степени уникальна, однако это тема для другого раза.

Как бы ни боялись люди апокалипсиса в 1999-м, 2000-й год наступил, но в какой-то степени как минимум для одной страны конец света все же случился — 11 сентября 2001 года, что сильно повлияло на настроения в обществе. Практически все фильмы ужасов, которые должны были выйти в прокат в сентябре или еще только снимались, отодвинули в сторону. Какое-то время ходило убеждение, что стоит вообще запретить фильмы ужасов. Но уже к 2005 году их популярность не просто вернулась, но и выросла по сравнению с 90-ми. Но зло в хоррорах должно было поменяться.

Разумеется, 9/11 был не первым терактом, произошедшим в то время и повлиявший на индустрию. Еще в 2000 году вышел первый фильм из франшизы «Пункт назначения», а в январе 2001 — «Донни Дарко», и в обоих фигурировала авиакатастрофа. Но настроенчески фильмы отличаются от более поздних — они исследуют вопрос неизбежности судьбы и являются скорее наследниками 90-х, нежели показывают предпосылки трагических событий и их последствия для персонажей, как это стало популярно в 2000-е.

Кадр из фильма «28 дней спустя» (2002)

В то же время в новостях активно освещались войны в Ираке и в Афганистане, что для мирного населения сделало войну ближе, чем когда-либо, и при этом после терактов люди ходили оглядываясь, напряженно ожидая атаки в любом людном месте. Вышли хорроры о войне — «Псы-воины» (2002) и «На страже смерти» (2002). Но эта атмосфера в мире в бόльшей степени стала толчком для возрождения зомби-хорроров. Первым из таких фильмов был «28 дней спустя» (2002) — пустые улицы Лондона с развешанными на стенах фотографиями были прямой отсылкой к событиям в Нью-Йорке. Но, тем не менее, фильм отлично передал возросший уровень недоверия населения к властям — государство «бросает» своих жителей, а военные устраивают свою диктатуру. В фильме, конечно же.

В 1999 году «Ведьма из Блэр» предложила новый, почти революционный формат — fake footage, съемка в виде документальной ленты, хотя фильм является художественным, придающий фильму потрясающий в своей реалистичности эффект присутствия. Этот формат отлично вписался в хорроры 00-х, позволяя зрителям стать практически полноценными участниками действия. Этот прием использовали в фильмах «Паранормальное явление» (2007), «[Репортаж]» (2007), «Монстро» (2009).

Тогда же случился краткий взлет сплэттеров или «пыточного порно». Обычно пытки ассоциируются у нас с безумцами, нацистами, диктаторами, наркобаронами, террористами и олицетворяют собой высшую степень власти маньяка над жертвой. И сам жанр был не новый — термин «сплэттер» ввел еще Джордж Ромеро. Но в 00-е пытки внезапно превратились в сенсацию и развлечение — благодаря СМИ и все тому же интернету запросто распространялись видео и фото вроде тех, что снимали солдаты в тюрьмах Абу-Грейб или Гуантанамо. Потребовалось совсем немного времени, чтобы киноиндустрия отреагировала: «Мученицы» (2008), «Хостел» (2005), «Человеческая многоножка» (2009), «Коллекционер» (2009), «Сербский фильм» (2010). Хотя начал тренд фильм «Пила: Игра на выживание» (2004). Еще раньше вышел ломающий четвертую стену хоррор «Забавные игры» (1997), но больше был известен его американский ремейк 2007 года с более известными актерами.

К 2010-м годам снова начал возрастать интерес к религиозным хоррорам, но в этот раз все чаще появлялась надпись «Основано на реальных событиях» («Шесть демонов Эмили Роуз», 2005; серия фильмов «Заклятие», 2013; «Демон внутри», 2016). Уже к концу десятилетия религиозные ужастики сменили фолк-хорроры («Ведьма», 2015; «Солнцестояние», 2019; «Ключ от всех дверей», 2005).

Кадр из фильма «Солнцестояние» (2019)

Все больше и больше фильмов изобличают остросоциальные проблемы современного общества (расизм в «Прочь», 2017; классовое расслоение в «Мы», 2019 и «Я иду искать», 2019; одержимость общества красотой в «Неоновом демоне», 2016; расизм, буллинг и гомофобия в «Оно», 2017). С другой стороны, снимают и хорроры о личных трагедиях людей («Бабадук», 2014; «Реинкарнация», 2018; «Тихое место», 2018; «Окулус», 2013).

После пародий вроде «Убойные каникулы» (2010) набирает популярность жанр комедийного ужастика — «Дичь» (2020), «Няня» (2017), «Хижина в лесу» (2011), «Счастливого дня смерти» (2017), «Маленькие монстры» (2019). Одним из таких был «Тело Дженнифер» (2009), дав шанс женщинам-режиссерам прорваться в мейнстримное хоррор-кино («Американская Мэри», 2012; «Сырое», 2016; «Реликвия», 2020).

Что могут сказать все эти фильмы об ушедших 2010-х?..

Началось новое десятилетие и пока что сложно предсказать, какой еще контекст оно предоставит для будущих фильмов ужасов. Будет ли нас больше пугать злодей без маски, чем в ней? Станут ли нашим новым ужасом не пустые улицы, а наоборот, заполненные людьми, уставшими от экономических и социальных перемен и потрясений? Или, наоборот, это станет новым способом перебороть злодея, угрожающего персонажам? Кто знает.

Бойся. Бойся как можно сильнее.

Ключевые фильмы ужасов, повлиявшие на кинематограф:

  • Пила: Игра на выживание / Saw, 2004
  • Птицы / The Birds, 1963
  • Кошмар на улице Вязов / A Nightmare on Elm Street, 1984
  • Вий, 1967
  • Мизери / Misery, 1990
  • Доктор Джекилл и мистер Хайд / Dr. Jekyll and Mr. Hyde, 1931
  • Мумия / The Mummy, 1932
  • Ведьма из Блэр: Курсовая с того света / The Blair Witch Project, 1999
  • 28 дней спустя / 28 Days Later, 2002
  • Крик / Scream, 1996
  • Чужой / Alien, 1979
  • Челюсти / Jaws, 1975
  • Изгоняющий дьявола / The Exorcist, 1973
  • Нечто / The Thing, 1982
  • Техасская резня бензопилой / The Texas Chain Saw Massacre, 1974
  • Сияние / The Shining, 1980
  • Звонок / The Ringu, (1998)
  • Ночь живых мертвецов / Night of the Living Dead, 1968
  • Рассвет мертвецов / Dawn of the Dead, 1978
  • Зловещие мертвецы / The Evil Dead, 1981
  • Полтергейст / Poltergeist, 1982
  • Восставший из ада / Hellraiser, 1987
  • Пятница 13 / Friday the 13th, 1980
  • Франкенштейн / Frankenstein, 1931
  • Невеста Франкенштейна / Bride of Frankenstein, 1935
  • Психо / Psycho, 1960
  • Ребенок Розмари / Rosemary’s Baby, 1968
  • Дракула / Dracula, 1931
  • Ведьмы / Häxan, 1922
  • Омен / The Omen, 1976
  • Плетеный человек / The Wicker Man, 1973
  • Американский оборотень в Лондоне / An American Werewolf in London, 1981
  • Уродцы / Freaks, 1932
  • Другие / The Others, 2001
  • Кабинет доктора Калигари / The Cabinet of Dr. Caligari [Das Cabinet des Dr. Caligari], 1920
  • Кошмар на улице Вязов / A Nightmare on Elm Street, 1984
  • Я гуляла с зомби / I Walked With a Zombie, 1943
  • Невинные / The Innocents, 1961
  • Карнавал душ / Carnival of Souls, 1962
  • Муха / The Fly, 1986
  • Лестница Иакова / Jacob’s Ladder, 1990
  • Шесть женщин для убийцы / Blood and Black Lace [6 donne per l'assassino], 1964
  • Проклятие / Ju-On: The Grudge, 2002
  • Кинопроба / Audition [Odishon], 1999
  • История двух сестер / A Tale of Two Sisters [Janghwa, Hongryeon], 2003
  • Пульс / Pulse [Kairo], 2001
  • Темные воды / Dark Water [Honogurai Mizu no soko kara], 2002
  • Поезд в Пусан / Train to Busan [Busanhaeng], 2016
  • Мученицы / Martyrs, 2008
  • Забавные игры / Funny Games, 1997
  • Шесть демонов Эмили Роуз / The Exorcism of Emily Rose, 2005
  • Солнцестояние / Midsommar, 2019
  • Прочь / Get Out, 2017
  • Мы / Us, 2019
  • Бабадук / The Babadook, 2014
  • Реинкарнация / Hereditary, 2018
  • Тихое место / A Quiet Place, 2018
  • Хижина в лесу / The Cabin in the Woods, 2011
  • Тело Дженнифер / Jennifer's Body, 2009
  • Американская Мэри / American Mary, 2012
  • Сырое / Raw, 2016

 

Наш топ фильмов ужасов, где присутствуют…

…Призраки, духи, демоны:

Оно / It Follows, 2014

«Не ходи туда, где один выход. Оно медленное, но неумолимое».

Рейтинг IMDB: 6.8

Жанр: Ужасы, триллер

Возрастное ограничение: 18+

It Follows, 2014

После ни к чему не обязывающей связи с парнем девятнадцатилетняя Джей начинает видеть странные видения. Она чувствует, что кто-то — или что-то — ее преследует.

 

Перебежчик / The Changeling, 1980

«Этот дом непригоден для жизни. Никто не смог в нем жить. Этот дом не выносит людей».

Рейтинг IMDB: 7.2

Жанр: Ужасы

Возрастное ограничение: 16+

The Changeling, 1980

Профессор Джон Рассел переезжает в старое поместье после тяжелой трагедии — смерти его жены и дочери в автоаварии. Со временем он начинает подозревать, что в доме произошло нечто ужасное, и тайна кроется на чердаке.

 

В тени / Under the Shadow, 2016

«Если они возьмут какую-то личную вещь, что-то, что вы цените больше всего, — все, от них нет спасения».

Рейтинг IMDB: 6.9

Жанр: Ужасы, драма, фэнтези

Возрастное ограничение: 14+

Under the Shadow, 2016

Тегеран, 1980-е, время после революции. Мать и дочь, живущие в это непростое время, сталкиваются с загадочной злой силой, которая преследует их.

 

Тигры не боятся / Tigers Are Not Afraid [Os Tigres Nao Tem Medo], 2017

«Это тигры, чтобы защищать ее».

Рейтинг IMDB: 7.0

Жанр: Ужасы, драма

Возрастное ограничение: 16+

Tigers Are Not Afraid [Os Tigres Nao Tem Medo], 2017

Эстрейе двенадцать лет, она живет в Мексике, раздираемой нарковойнами, и ее мама в один день не приходит домой. Чтобы выжить, ей приходится присоединиться к группе детей-беспризорников, которые попадают в переделку с местным наркоавторитетом.

 

Приют / The Orphanage [El Orfanato], 2007

«Не нужно видеть, чтобы верить, но нужно верить, чтоб увидеть. Верь — и ты увидишь».

Рейтинг IMDB: 7.4

Жанр: Ужасы, драма, фэнтези

Возрастное ограничение: 16+

The Orphanage [El Orfanato], 2007

Лаура запомнила свое детство в сиротском приюте как безмятежное время, проведенное на побережье. Уже взрослая, она вместе с мужем и сыном возвращается в приют, чтобы восстановить его. Но после приезда ее сын исчезает. Во время поисков Лаура погружается в воспоминания, которые оказываются не такими радостными, как ей казалось.

 

Спокойной ночи, мамочка [Я вижу, я вижу] / Goodnight Mommy [Ich seh, Ich seh], 2014

«Где наша мама?»

Рейтинг IMDB: 6.7

Жанр: Ужасы, детектив, триллер, драма

Возрастное ограничение: 18+

Goodnight Mommy [Ich seh, Ich seh], 2014

Десятилетние близнецы Элиас и Лукас живут в доме посреди кукурузного поля, ожидая возвращения матери. Когда она возвращается, ее лицо оказывается замотано бинтами. Мама ведет себя странно, холодно и отчужденно, и мальчики подозревают, что вернулась не она.

 

Глубокой ночью / Dead of Night, 1945

«Доктор, мне снилось, что я был на поезде, который ехал через туннель».

Рейтинг IMDB: 7.6

Жанр: Ужасы, драма

Возрастное ограничение:16+

Dead of Night, 1945

Архитектора Крэйга приглашает в свой дом его загадочный клиент. Когда он приезжает, место и другие люди кажутся ему знакомыми, но он не может их вспомнить. По очереди гости рассказывают истории о сверхъестественном.

 

Возница / The Phantom Carriage [Körkarlen], 1921

«Господи, дай душе моей созреть, прежде чем настанет час жатвы!»

Рейтинг IMDB: 8.1

Жанр: Ужасы, драма, фэнтези

Возрастное ограничение: 12+

The Phantom Carriage [Körkarlen], 1921

Есть древняя легенда: тот, кто последним умер в году, если он много грешил при жизни, весь год станет управлять Призрачной Повозкой, на которой едут души умерших. Пьяница Дэвид Холм умирает ровно в полночь 31 декабря.

 

Черные кошки в бамбуковых зарослях / Black Cat [Yabu no naka no kuroneko], 1968

«Убей демонов, что каждую ночь перегрызают шею самураев у ворот Расёмон».

Рейтинг IMDB: 7.7

Жанр: Ужасы, драма

Возрастное ограничение: 16+

Black Cat [Yabu no naka no kuroneko], 1968

Мать и дочь были жестоко убиты самураями. Женщины воскресли в образе мстящих духов, убивающих каждого проезжающего мимо самурая.

 

1408, 2007

«Даже если ты уйдешь из этого номера, ты никогда не покинешь этот номер!»

Рейтинг IMDB: 6.8

Жанр: Ужасы, детектив

Возрастное ограничение: 16+

1408, 2007

Майк Энслин пишет книги о местах, где обитают призраки, хотя сам в них не верит. Однажды ему приходит открытка из гостиницы «Дельфин» с фразой «Не входи в 1408 номер!». Майк, приехавший проверить легенду о печально известном номере, сталкивается с сопротивлением администратора. Но Майк не собирается отступать.

 

Багровый пик / Crimson Peak, 2015

«Призраки существуют. Я это знаю».

Рейтинг IMDB: 6.5

Жанр: Ужасы, драма, фэнтези

Возрастное ограничение: 18+

Crimson Peak, 2015

Эдит Кушинг после таинственной смерти своего отца переезжает в Англию к своему возлюбленному Томасу Шарпу и его сестре Люсиль. Полуразрушенное поместье Шарпов стоит над шахтой по добыче красной глины. Сам дом словно живой: Эдит слышит странные звуки и умы, похожие на стоны, и иногда девушке видятся красные призраки.

 

Хребет дьявола / The Devil’s Backbone [El espinazo del diablo], 2001

«Что такое призрак? Трагедия, обреченная время от времени повторяться? Возможно, это мгновение боли? Что-то мертвое, что кажется живым. Чувство, замершее во времени, как нечеткая фотография, как насекомое, застывшее в янтаре».

Рейтинг IMDB: 7.4

Жанр: Ужасы, драма

Возрастное ограничение: 18+

The Devil’s Backbone [El espinazo del diablo], 2001

Двенадцатилетний Карлос после смерти отца в Гражданской войне в Испании попадает в приют. В этом приюте много темных секретов, один из которых — тайна исчезновения мальчика Санти, пропавшего в ночь бомбардировки.

 

Мертвая тишина / Dead Silence, 2007

«Беги от двери ведьмы Мэри,
Запрись и потеряй ключи,
А коль во сне увидишь Мэри,
Умри, но только не кричи!»

Рейтинг IMDB: 6.2

Жанр: Ужасы, триллер, детектив

Возрастное ограничение: 16+

Dead Silence, 2007

Джейми и Лиза получают посылку с уродливой куклой-чревовещателем, и в тот же вечер Лизу убивают. Джейми возвращается в родной город, чтобы самому найти убийцу жены. Это оказывается как-то связано с легендой о чревовещательнице Мэри Шо, которую похоронили со всеми ее куклами.

 

Искатели могил / Grave Encounters, 2011

«Если тут есть духи, пожалуйста, покажите себя!»

Рейтинг IMDB: 6.1

Жанр: Ужасы, триллер

Возрастное ограничение: 16+

Grave Encounters, 2011

«Искатели» — это реалити-шоу, в котором герои исследуют места с паранормальной активностью. Для съемок одного эпизода ведущие запираются в заброшенной психиатрической больнице, о которой ходят пугающие легенды.

 

Париж: Город мертвых / As Above, So Below, 2014

«Мы не сможем вернуться, нужно идти вперед!»

Рейтинг IMDB: 6.2

Жанр: Ужасы, триллер, детектив

Возрастное ограничение: 16+

As Above, So Below, 2014

Скарлетт всю жизнь посвятила поискам философского камня, который, по легенде, дарует бессмертие и обращает любой металл в золото. Она выясняет, что камень может находиться в катакомбах Парижа. Она собирает команду, чтобы исследовать эти загадочные места, где иногда пропадают люди.

 

Кукла / The Boy, 2016

«Будьте к Брамсу добры, и он будет добр к вам. Если плохо с ним…»

Рейтинг IMDB: 6.0

Жанр: Ужасы, триллер, детектив

Возрастное ограничение: 16+

The Boy, 2016

Грету, няню из Америки, приглашает к себе богатая английская семья, чтобы она присмотрела за их сыном Брамсом. Проблема в том, что Брамс — это кукла, которую семейная пара считает живой. Они оставляют девушке список правил и уезжают в отпуск, оставляя ее наедине с куклой. Вскоре Грета понимает, что кукла и не такая уж неживая.

 

Ритуал / The Ritual, 2017

«Сегодня твой ритуал служить ему с честью».

Рейтинг IMDB: 6.3

Жанр: Ужасы, триллер, детектив

Возрастное ограничение: 18+

The Ritual, 2017

Четверо бывших одноклассников отправляются в поход, чтобы почтить память их погибшего друга. Сначала все идет по плану, но вскоре они начинают подозревать, что что-то следует за ними по пятам.

 

…Маньяки, каннибалы, человек против человека:

Глаза моей матери / The Eyes of My Mother, 2016

«Одиночество творит странные вещи с нашим разумом».

Рейтинг IMDB: 6.2

Жанр: Ужасы, драма

Возрастное ограничение: 18+

The Eyes of My Mother, 2016

На маленькой уединенной ферме мама учит маленькую Франциску анатомии и приучает ее к смерти. В один день их тихая и спокойная жизнь переворачивается из-за загадочного незнакомца. После того случая Франциска вырастает странной девочкой, сильно привязанной к отцу, но желающей изучать внешний мир. Ее желание принимает причудливую форму.

 

Попутчик / The Hitcher, 1986

«Жить на краю разбитой мечты, жить, чтобы прожить ещё один день».

Рейтинг IMDB: 7.2

Жанр: Ужасы, триллер, боевик

Возрастное ограничение: 16+

The Hitcher, 1986

Джим безмятежно едет по шоссе, перегоняя машину через Техас. По пути ему встречается голосующий на обочине мужчина. Джим добродушно решает подвезти его, не зная, какой опасности себя подвергает.

 

Кроваво-красное / Deep Red [Profondo rosso], 1975

«Ты мне нравишься, но мне придется тебя убить».

Рейтинг IMDB: 7.6

Жанр: Ужасы, триллер, детектив

Возрастное ограничение: 18+

Deep Red [Profondo rosso], 1975

На лекции парапсихологов известная экстрасенс внезапно предсказывает, что в зале находится смерть. Вскоре ее находят убитой. В это дело случайно ввязывается пианист из Британии. Ему приходится самому вести расследование, чтобы не стать следующей жертвой.

 

Пельмени / Dumplings [Gau ji], 2004

«Говорят, ваши пельмени самые дорогие».

Рейтинг IMDB: 6.8

Жанр: Ужасы, драма

Возрастное ограничение: 18+

Dumplings [Gau ji], 2004

Миссис Ли — стареющая актриса с заглохшей карьерой, чья красота увядает, а брак трещит по швам. До нее доходят слухи о чудо-пельменях Тетушки Мэй — отвратительных на вкус, но обладающих чудесными свойствами. А все благодаря секретному ингредиенту.

 

Глаза без лица / Eyes Without a Face [Les yeux sans visage], 1960

«Мое лицо пугает меня. Моя маска пугает меня еще сильнее».

Рейтинг IMDB: 7.7

Жанр: Ужасы, драма

Возрастное ограничение: 18+

Eyes Without a Face [Les yeux sans visage], 1960

Все считают, что Кристиан, дочь хирурга Женессье, была похищена и убита. На самом деле девушка была изуродована в автоаварии, которая случилась по вине ее отца, и сейчас прячется дома. Женессье пойдет на все, чтобы восстановить лицо своей дочери.

 

Людоед / Ravenous, 1999

«Быть каннибалом так одиноко — тяжело заводить друзей».

Рейтинг IMDB: 7.0

Жанр: Ужасы, приключения

Возрастное ограничение: 16+

Ravenous, 1999

Середина 19 века, самый разгар войны между Мексикой и США. После проступка капитана Джона Бойда отправляют в одинокий форт в горах Калифорнии. Однажды он с группой сослуживцев отправляется на спасательную миссию, но они не подозревают, с кем им придется столкнуться.

 

Кожа, в которой я живу / The Skin I Live in [La piel que habito], 2011

«Я дышу. Я дышу. Я дышу. Я знаю, что я дышу».

Рейтинг IMDB: 7.6

Жанр: Ужасы, триллер, драма

Возрастное ограничение: 16+

The Skin I Live in [La piel que habito], 2011

Всемирно известный хирург Роберт Ледгард заявил о том, что смог создать искусственную человеческую кожу. Он убеждает коллег, что проводил исследования на лабораторных мышах, но это ложь. На самом деле он держит взаперти женщину по имени Вера, на которой и проводит свои эксперименты.

 

Страх / Dread, 2009

«Я хочу, чтобы наш эксперимент вышел на следующий уровень».

Рейтинг IMDB: 5.7

Жанр: Ужасы, драма, триллер

Возрастное ограничение: 18+

Dread, 2009

Три студента решают провести психологическое исследование — они берут интервью у людей, расспрашивая об их самых страшных моментах в жизни. Но один из них оказывается садистом и решает завести эксперимент дальше.

 

Визит / The Visit, 2015

«Дорогая, полезай-ка в духовку и протри ее изнутри».

Рейтинг IMDB: 6.2

Жанр: Ужасы, триллер, детектив

Возрастное ограничение: 16+

The Visit, 2015

Много лет назад девушка сбежала из дома из-за разногласий с родителями. Но спустя годы она решает возобновить отношения и отправляет детей погостить к бабушке и дедушке на каникулах.

 

Маяк / The Lighthouse, 2019

«Депрессия. Депрессия. Злее, чем Дьявол. Скука превращает людей в злодеев, и вода так быстра, парень, стирает всё на пути».

Рейтинг IMDB: 7.5

Жанр: Ужасы, драма, фэнтези

Возрастное ограничение: 18+

The Lighthouse, 2019

1890-е годы, побережье Новой Англии. Эфраим Уинслоу, бывший лесоруб, прибывает на отдаленный остров работать новым помощником смотрителя маяка Томаса Уэйка. Хромой и бородатый любитель выпить Уэйк обращается с Уинслоу как с личным рабом: заставляет его выполнять всю грязную работу и запрещает ему самостоятельно управлять светом маяка. Эфраима преследуют призраки его прошлого, и все чаще он начинает прикладываться к бутылке. Вскоре на каменистом острове начинают происходить мистические происшествия — реальны ли они или это лишь сознание Уинслоу играет с ним злую шутку?

 

…Зомби:

Фантазм / Phantasm, 1979

«Жизнь и Смерть всегда ходят рядом».

Рейтинг IMDB: 6.7

Жанр: Ужасы, фантастика

Возрастное ограничение: 16+

Phantasm, 1979

Подросток Майк и его друзья сталкивается с загадочным Верзилой и его приспешниками зомби-карликами. Он грабит могилы и творит ужасные вещи с похищенными телами.

 

Оверлорд / Overlord, 2018

«Им дали цель».

Рейтинг IMDB: 6.6

Жанр: Ужасы, боевик

Возрастное ограничение: 18+

Overlord, 2018

Вторая мировая война. У группы американских солдат есть задание — разрушить радиомачту, которой пользуются немцы. Американцы проникают в оккупированную деревню, не подозревая, что их ожидают не только немецкие военные.

 

Зараженная / Maggie, 2015

«Папа, ты защищал меня всю свою жизнь. Теперь моя очередь защищать тебя».

Рейтинг IMDB: 5.6

Жанр: Ужасы, драма

Возрастное ограничение: 16+

Maggie, 2015

Эпидемия зомби в США. Девушка-подросток случайно подхватывает вирус и медленно превращается в зомби-каннибала. Ее заботливый отец присматривает за ней, не отпуская ее в карантинную зону, созданную правительством.

 

Реаниматор / Re-Animator, 1985

— Он мертв?
— Уже нет.

Рейтинг IMDB: 7.2

Жанр: Ужасы, комедия, фантастика

Возрастное ограничение: 18+

Re-Animator, 1985

В университет поступает новый студент Герберт, у которого есть свои странности. Увлеченный наукой Дэн на пару с новичком начинают проводить необычные и пугающие эксперименты с мертвецами.

 

Карантин / Quarantine, 2008

«Они не выпустят нас».

Рейтинг IMDB: 5.9

Жанр: Ужасы, боевик

Возрастное ограничение: 18+

Quarantine, 2008

Репортерша и ее оператор оказываются заперты внутри здания после того, как загадочный вирус начинает распространяться среди населения.

 

…Монстры, оборотни, вампиры:

Спуск / The Descent, 2005

«Я учительница английского, а не Лара Крофт!»

Рейтинг IMDB: 7.2

Жанр: Ужасы, триллер, приключения

Возрастное ограничение: 18+

The Descent, 2005

Группа подруг решили провести выходные, изучая горные пещеры. Но чем глубже они спускаются, тем больше тьма сгущается вокруг них.

 

Одержимая / Possession, 1981

«Тьма легка. Искушение поддаться ей обещает столько покоя... после боли».

Рейтинг IMDB: 7.4

Жанр: Ужасы, драма

Возрастное ограничение: 18+

Possession, 1981

Марк возвращается домой после долгой командировки к семье. Но его жена Анна ведет себя странно и требует от мужа развода. Марк пытается разобраться в том, что случилось с Анной за время его отсутствия.

 

Музей восковых фигур / House of Wax, 1953

«А здесь у нас Жанна Д’Арк — мой любимый экспонат».

Рейтинг IMDB: 7.1

Жанр: Ужасы

Возрастное ограничение: 12+

House of Wax, 1953

Совсем недавно в городе открылась «Комната ужасов». Ее владелец с загадочным прошлым выставляет в нем невероятно реалистичные восковые фигуры, которые изображают пугающие сцены насилия, пыток и смерти.

 

Маска Сатаны / Black Sunday [La maschera del demonio], 1960

«Нет причины бояться мертвых. Они очень крепко спят».

Рейтинг IMDB: 7.2

Жанр: Ужасы

Возрастное ограничение: 16+

Black Sunday [La maschera del demonio], 1960

Мстительная ведьма Аза и ее верный слуга восстают из могилы. Чтобы полностью восстановиться, Аза должна захватить тело похожей на нее девушки Кати. На пути у ведьмы стоит только брат Кати и молодой доктор.

 

Лабиринт Фавна / Pan's Labyrinth [El laberinto del fauno], 2006

«Чудес не бывает ни для тебя, ни для меня, ни для кого».

Рейтинг IMDB: 8.2

Жанр: Ужасы, драма, фэнтези, военный

Возрастное ограничение: 16+

Pan's Labyrinth [El laberinto del fauno], 2006

1944 год, Испания. 10-летняя Офелия вместе с матерью переезжает к отчиму, жестокому капитану Видалю. Увлеченная волшебными сказками, Офелия сбегает в старинный лабиринт, который ведет в чудесный, но причудливый мир.

 

Девушка возвращается одна ночью домой / A Girl Walks Home Alone at Night [Dokhtari dar šab tanhâ be xâne miravad], 2014

«Не оставляй меня одного».

Рейтинг IMDB: 7.0

Жанр: Ужасы, драма, мелодрама

Возрастное ограничение: 18+

A Girl Walks Home Alone at Night [Dokhtari dar šab tanhâ be xâne miravad], 2014

Иранский призрачный город Бэд-сити наполнен одиночеством и смертью. Горожане не подозревают, что ночами по улицам бродит одинокий вампир.

 

Мгла / The Mist, 2007

«Заприте в одной комнате больше двух человек — и они найдут повод поубивать друг друга».

Рейтинг IMDB: 7.1

Жанр: Ужасы, триллер, фантастика

Возрастное ограничение: 18+

The Mist, 2007

После странного шторма на маленький городок опускается густой туман, который скрывает кровожадных монстров. Выжившие горожане сумели скрыться в местном супермаркете, но сумеют ли они выдержать бой против жестоких существ и против… самих себя?

 

Деревня проклятых / Village of the Damned, 1960

«В детях важно то, хорошие они или плохие, и эти дети плохие».

Рейтинг IMDB: 7.3

Жанр: Ужасы, фантастика

Возрастное ограничение: 16+

Village of the Damned, 1960

В маленькой деревне Мидвич в один день все жители погружаются в глубокий сон на несколько часов. Спустя девять месяцев в один день и в один час многие женщины рожают похожих друг на друга белокурых детей. Дети растут и становятся все более пугающими.

 

Оборотень / Ginger Snaps, 2000

«Школа — это паршивая гормональная помойка».

Рейтинг IMDB: 6.8

Жанр: Ужасы, драма, фэнтези

Возрастное ограничение: 16+

Ginger Snaps, 2000

Две сестры, одержимые смертью, живут в обычном тихом пригороде, практически не общаются со сверстниками и мечтают однажды оттуда уехать. Их жизнь резко меняется после того, как одну из них кусает оборотень.

 

Кловерфилд, 10 / 10 Cloverfield Lane, 2016

«Прости, но тебя никто не ищет».

Рейтинг IMDB: 7.2

Жанр: Ужасы, драма, боевик, фантастика

Возрастное ограничение: 16+

10 Cloverfield Lane, 2016

Мишель приходит в себя после автоаварии со сломанной ногой в подвале незнакомца. Он отказывается выпустить ее или позвонить в службу спасения и утверждает, что спас ее от химической атаки, из-за которой жизнь снаружи стала невозможна.

 

Зубы / Teeth, 2007

— Дентата.
— Что?
— Это зубы на латыни.

Рейтинг IMDB: 5.4

Жанр: Хоррор, комедия, фэнтези

Возрастное ограничение: 18+

Teeth, 2007

У ученицы старшей школы, все еще плохо знакомой с собственным телом, обнаруживается уникальная особенность, когда во время первого секса она случайно кастрирует и убивает своего парня.

 

Джиперс Криперс / Jeepers Creepers, 2001

«Это не мое пугало».

Рейтинг IMDB: 6.2

Жанр: Ужасы, триллер

Возрастное ограничение: 16+

Jeepers Creepers, 2001

Брат с сестрой возвращаются домой на весенние каникулы по пустынному шоссе. В это же время выходит на жатву человекоподобное существо-людоед, не знающее пощады.

 

Аннигиляция / Annihilation, 2018

«Это не разрушение. Это создание чего-то нового».

Рейтинг IMDB: 6.8

Жанр: Ужасы, драма, приключения

Возрастное ограничение: 18+

Annihilation, 2018

Женщина-биолог отправляется на опасную тайную миссию с другими учеными, чтобы изучить место, где не работают законы природы.

 

Ужасающий / Terrifier, 2016

«Пунктуальность — вор времени, дорогая».

Рейтинг IMDB: 5.6

Жанр: Ужасы, триллер

Возрастное ограничение: 18+

Terrifier, 2016

Ночь Хэллоуина. Клоун-убийца Арт начинает охоту на трех девушек и тех, кто попадается ему на пути.

 

Вот такой внушительный вышел список хорроров, составленный нашей редакцией. Мы не включили в него фильмы, которые были в хэллоуиновской и новогодней (и не только!) подборках — а вдруг вам станет слишком страшно?

А какой твой любимый фильм ужасов?..

Автор: Кира Шмелева